Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В это время усадьбу Д занимала семья посадника Варфоломея Юрьевича. Им же принадлежала и 3 страница




Следует обратить внимание на то, что мода на резные самшитовые гребни в Новгороде была распрост
ранена в XIII и XIV вв., в основном в первой полови-не XIV в. Главным узором болыпинства гребней яв-лялся циркульный орнамент. Он состоял из разных серий болыпих, средних и малых концентрических окружностей, выполненных циркульным резцом. Вто-рой вид орнаментации — это сочетание циркульного орнамента с прорезными узорами. В основе этих узо-ров были ромбы в разных сочетаниях. Третий вид — это резные узоры в виде плетенки, волнистых линий и т. п. и наконец четвертый вид — это сочетание цир­кульного или растительного орнамента с жанровыми изображениями человека, льва или другого живот-ного.

Вот описание некоторых гребней с наиболее типич-ной и оригинальной резьбой.

72. Гребень самшитовый 9-го яруса (9-5-687). Гребень обычного размера 6,6X6,7 см, обе гладкие стороны украшены циркульным орнаментом: три больших круга и расположенные между ними розетки из четырех маленьких кругов (рис. 3,4). Боль-шие круги очерчены тремя окружностями, их диа-метр 1 см. Диаметр малых окружностей 0,5 см. Полоса орнамента сверху и снизу очерчена узкими полосками из двух контурных липий.

73. Гребень 14-яруса (9-14-377) имеет ширину 7,8 см и украшен циркульным орнаментом. Орна-ментальная полоса состоит из двух больших кругов, расположенных по краям гребня. Каждый круг очер-чен четырьмя окружностями. В середине на равных расстояниях нанесены три круга среднего размера, которые окаймляются маленькими окружностями диаметром по 0,2 см. Орнаментальная полоса окайм-лена линиями, состоящими из четырех прямых поре-зок с поперечными нарезками внутри.

74. Самшитовый гребень 9-го яруса (9-10-1968) с широкой (3 см) средней полосой. Орнамент прорез-ной. В основе узора лежит ромбовидное отверстие. Отверстия, сочетаясь по три и четыре, образуют фигу-ры ромбов и треугольников (табл. 4,6).

75. Гребень самшитовый 13-го яруса (13-14-1980) имел узор посредине и по бокам. Основа узора — это волнистая рельефная линия (рис. 3, 8). В средней части прямоугольная полоса орнамента имела три волнистые линии, а по бокам гребня нанесено той же техникой по одной линии.

76. Самшитовый гребепь 10-го яруса (10-10-473) имел более тонкий и сложный орнамент: в центре композиции в кругу вырезана фигура льва техникой плоскорельефной резьбы. Диаметр круга 1,5 см. Фи­гура льва, песмотря на столь малые размеры, выреза­на довольно реалистично, уверепной техникой (рис. 3, 1). По бокам от фигуры идет обычная циркульная орнаментация. Украшены обе стороны гребня.

77. Гребень конца XIII в. (10-11-1940) украшен с двух сторон разными композициями. Одна орнамен-тальная полоса состоит из двух 8-видных завитков со сложными лепестками. Орнамент нанесен очень тонким резцом (возможно, иглой) с профессио-нальным мастерством. На другой стороне той же тех­никой вырезаны два завитка, между которыми рас-положен круг диаметром 1,8 см. В кругу с болыпой портретной индивидуалыюстью изображена челове-ческая голова (табл. 36, 2, 3).

78. Самшитовый гребень 10-го яруса (10-12-1603)


 

 


Рис. 3. Орнаментальные мотивы гребней

1 — 10-10-473 (76); 2—13-18-180; 3 — 10-11-1940 (77); 4 — 9-5-687 (72); 5 — 8-10-1812; 6—8-7-1883; 7 — 20-23-1517; 8—13-14-1980 (75); 9 — 10-12-1893; 10 — 14-18-280; 11 — 11-10-1057; 12 — 7-10-1534...-.,.


I I

имел длину 7 см. На лицевой стороне шириной 1,7 см нанесен довольно сложный узор: в центре компози-ции в круге вырезана техникой плоскорельефной резьбы фигура льва. Лев стоит на передних лапах с поджатыми задними и поднятым хвостом. По бокам от этой фигуры расположена композиция из пяти ма­леньких кружков, далее болыпой круг, заполненный четырьмя маленькими кружками. На торцовых боках гребня нанесен циркульный орнамент.

Церы, т. е. дощечки для писания по воску, в Новго-роде найдены в слоях XI—XIV вв. Они всегда приме­нялись в комплекте по две, образуя киюкечку — диптих из двух восковых страничек. Всего найдено 6 экземпляров. Одна из сторон дощечки — рабочая имела по всей поверхности неглубокий выем, который заполнялся воском. По этому воску писали писалом (рис. 4). Среди найденных цер имеются два экзем-пляра, у которых гладкая обратная сторона украше­на богатым резным узором. На одной цере, сделанной специально для ученика, была вырезана вся азбука (10-11-937).

79. Цера конца XI в. (21-23-1589) прямоугольной формы имеет размер 16,3 X 9,5 см. Вся гладкая поверх­ность дощечки покрыта плоскорельефной резьбой. Орнамент растительный древовидный. Узор представ-ляет собой два вертикальных вьющихся побега с закругленными ответвлениями, заканчивающимися пятилепестковыми пальметтами. Вдоль побегов идет врезная линия (табл. 6, 2). В местах, где побеги рас-ходятся, помещены решетчатые ромбы. Растительный узор окаймлен с трех сторон полосой шириной 1,2 см, состоящей из двух граней, внутри которой выбраны треугольнички, образующие зигзагообразную линию. Таким же узором украшены все четыре торцовые стороны дощечки. В орнаменте сочетаются формы на-родного и «болыпого» искусства.

80. Другая цера середины XIII в. (Ил-19-81) име­ла более сложную форму неболыпой прямоугольной планки, завершающейся в верхней части вытянутым овалом. Высота церы 14,7 см, ширина 6,1 см. Гладкая сторона церы покрыта сложным плетеньш узором (табл. 6, 1). Композиция орнамента в целом состоит из четырех ярусов. Внизу сделан поясок плетенки шириной 2,3 см. Плетенка шестирядная. В средней части расположен второй пояс. Это сложное перепле-тение двух петлевидных овалов с таким же квадра-том. Выше вырезаны переплетающиеся полосы квад-рата с завитками на углах с тремя овалами. И, нако-нец, в самом верху дощечки вырезан завиток из бесконечной полосы. Весь рисунок орнамента выпол-нен неглубокими контурными порезками.

На некоторых новгородских изделиях бывает труд-но отделить пластическую обработку и резьбу как конструктивный элемент изготовления предмета от резьбы художественной. Примером могут служить гусли. Изготовление гуслей требует значительного количества времени и высокого мастерства резной техники. Поэтому трудно провести границу между технической и художественной резьбой. Все же неко-торые элементы являются чисто декоративными. При-ведем два примера.

81. Гусли середины XIII в. (14-21-1346) девяти-струнные болыпие имеют окрылок размером в длину 32 см и в ширину 19 см. Окрылок в целом имеет слож-


ную заостренную листовидную форму. Кроме того, он орнаментирован техникой прорези. Кроме основной полосы, где расположены отверстия для колков, на окрылке вырезаны два прорезных орнамента с округ-ленными краями в форме замкнутых завитков.

82. Шестиструнные гусли очень хорошей сохран-ности найдены в 1969 г. на Тихвинском раскопе в сло-ях первой половины XII в. (Тих.-21-23). Корпус гуслей сохранился целиком. Они сделаны из одного куска ели (рис. 4,3). Длина инструмента равна 35,3 см, ширина окрылка, который является самой широкой частью, 11,5 см, глубина корытца 3,7 см. Плоский окрылок имеет длину 12 см. На нем распо­ложены шесть отверстий для колков. Верхняя, конеч-ная часть окрылка украшена резьбой. Вырезана мор-да животного, иконографически похожая на морду дракона (рис. 4, 5). Морда вырезана в объеме, т. е. глаза, пасть и уши изображены на лицевой и обрат-ной сторонах окрылка. На короткой шее животного вырезаны ошейник и часть гривы. На наружной ча­сти дна корытца гуслей, вероятно уже позже, кто-то неглубоким контуром вырезал две фигуры животных, льва и птицу.

82а. Гусли конца XIV в. (6-8-1264), значительно менынего размера, чем предыдущие, имели довольно красивый верхний обрез окрылка. Он сделан в форме волнообразного контура.

Множество мелких предметов домашнего быта, та-ких, как вешалки, крыгдки, пеналы, ручки и т. п., также украшались резным орнаментом. Основным мотивом орнаментации на этих предметах была гео-метрическая резьба.

83. Пенал конца XIV в. (7-8-1046) неболыпого размера, его длина равна 15,5 см. Весь был покрыт плоскорельефной резьбой. Нижняя поверхность пе^ нала украшена тремя продольными орнаментальными полосами (табл. 1,2). В средней части шли две вол-нистые линии, образуя в местах перелома ромбы, а по краям зигзагообразные. Боковые стороны пенала украшеньг тоже тремя орнаменталъными полосами, средняя ровная полоса украшена насечками, она окаймлена двумя зигзагообразными линиями (рис. 5, 5).

84. Сохранилась крышка пенала конца XIV в. (6-5-1927). Длина крышки 13,2 см. Ее поверхность украшена двумя рядами маленьких одинаковых кружков диаметром 0,3 см. Орнамент сделан цир-кульным резцом.

85. Деревянные ножны меча найдены в слоях XIII в. (траншея в зоне Неревского раскопа). Сохра­нилась одна половинка: ножны состояли из двух про-дольных склеенных деревянных частей. Их длина 36 см, ширина 3,5 см. Вся лицевая сторона планки украшена резным узором трехрядной плетенки (табл. 1,6). Каждая полоска плетенки дополнительно по-крыта неглубокими просверленными точками, при-дающими узору четкость и выразительность. Деревян­ные ножны для крепления к портупее в нескольких местах охватывались железными оковками.

Кроме настенных крюков — вешалок, вбиваемых клиновидным острием в стену, применялись вешал­ки для одежды, вставляемые в пазы специальных планок, укрепленных нагелем на стене. Такие план­ки всегда украшались резным орнаментом.


Рис. 4. Бытовая резьба

1— 2 струкция)

середины XIII в.— Ил-19-31: 1 — лицевая сторона с резным орнаментом; 2 — две половинки в развернутом виде, внутренние стороны заполнялись воском (рекон-3— 5 — гусли первой половины XII в.— Тих.-21-23(82): 3 — общий вид сверху; 4 — оборотная сторона гуслей; 5 — резная деталь окрылка гуслей — морда дракона



 


Рис. 5. Бытовая резьба

1 — «Гераклов узел» 28-35-781 (91); 2 — «веревочка» 16-16-1939; 3 — прялка 8-7-1979 (60); 4 — прялка 10-17-341 (61); 5 — 7-8-1046 (83); 6 - прорезной узор 25-26-1632 (92); 7 — планка 25-26-1632


86. Планка XII в. (18-24-1375) имеет длину 16 см и ширину 3,7 см. Вся поверхность планки немного выпуклая, покрыта очень сочным резным узором плетенки из бесконечных двухременных по-лос (табл. 7, 4).

87. Другая планка XIII в. (Ил-17-132) длиной 14 см покрыта аналогичным плетеным орнаментом. Здесь полосы более плоские и основой рисунка является мелкий контур (табл. 7, 3).

88. Очень интересная маленькая дощечка, ве-роятно от солоницы, найдена в слоях XI в. (21-21-430). Часть дощечки отломана. Ее высота равна 14,5 см. Техника узора — выемчато-трехгран-ная резьба. Вся плоскость дощечки разбита на квад-раты, по четыре на каждую сторону. Внутри квадрата по углам вырезаны трехгранной техникой четыре треугольника.

Ряд отдельных различных деталей, найденных в слоях разных веков, трудно связать с каким-либо определенным предметом, но эти находки сами по себе представляют интерес, поскольку каждая из них украшена тем или иным орнаментальным мо-тивом.

Витые палочки — стержни или, как их еще на-зывают, веревочки на раскопе найдены в количе-стве 9. Вот их паспорта:

16-16-1939 14.21-794 10-17-1360 19-23-331 14-22-768 11-13-913 18-18-439 14-15-968 10-18-1429  

89. Наиболее крупная и хорошей сохранности веревочка найдена в слоях XIII в. (14-22-768). Ее длина 21 см и диаметр 2,3 см. Она сплетена из трех прядей сочно вырезанных жгутов (табл. 7, 7). Ряд других подобных веревочек был покрыт цвет-


ной росписыо (например, 10-17-1360). 0 них мы бу-дем говорить ниже.

90. Круглая палочка XIV в. (8-16-1417) украше­на рельефными поясками, на которые рядами нанесены насечки. На один поясок нанесено два ряда, на другой — три, затем снова — два и т. д. (табл. 7, 5).

Иытересны два резных фрагмента X в. Принад-лежность этих декоративных предметов нам неизве-стна.

91. Фрагмент резного предмета середины X в. (28-35-781). В очень тонкой технике, довольно реалистично вырезан веревочный узел| морской вязки («Гераклов узел») (рис. 5, 1). Длина узла 21 см, ширина 4 см. Диаметр веревки, образующей узел, 1,2 см.

92. Довольно интересен и фрагмент прорезного узора самого начала XI в. (25-26-1632). Он пред-ставляет собой вытянутый овал из круглых стер-женьков (диаметром 0,8 см), в середине которого вставлено колъцо. Длина фрагмента 11 см (рис. 5, 6).

Довольно много найдено неболыних накладных де-ревянных пластин, круглых или овальных в плане. Такими пластинками украшали какие-то плоскости. Их найдено более 25 штук. У всех пластинок в сере­дине имеется отверстие для крепления деревянным нагелем к предмету. Вот некоторые из них.

93. Круглая пластинка XIV в. (10-15-1191) диа­метром 10 см. На ней вырезаны два переплетающих-ся 8-видных завитка.

94. Другая пластинка XIV в. (8-10-1271) диа­метром 9 см была украшена усложненным солярным знаком, состоящим из треугольников, покрытых штриховкой. Треугольншш образованы радиальными линиями.


 

 


95. Круглая пластинка конца XIV в. (7-9-1263) имела диаметр 11 см. Она украшена четырехле-пестковой розеткой, вписанной в квадрат, что об-разует квадрифолий. Рисунок узора выполнен не-глубокими контурными линиями.

Булавы. Среди множества деревянных находок выделяется массовая группа предметов, представ-ляющих собой деревянный стержень с навершием в виде шара на одном конце. Эта группа находок по форме делится на два вида: на жезлы с толсты-ми рукоятками и массивными шарами и предметы, состоящие из относительно тонких и более коротких стерженьков с круглыми навершиями меньшего раз-мера и более разнообразных форм орнаментации. Различаются они и хронологически: второй вид бо­лее древний. Эти находки мы относим к группе ве-щей, связанных с языческими обрядами, и будем их рассматривать в другой главе нашей работы.

Рис. 6. Булавы

~ 11-15-86) <96); 2 — 14-21-784 (98); 3—16-20-34 (101); 4—13-20-1438 (103); 5 — 6-9-1540 (100)


Массивные же стержни с шаром на конце явля-лись, вероятнее всего, боевыми булавами и в то же время могли служить как жезлы — знаки достоин-ства, например, уличанской администрации. Изго-товлялись они чаще всего из нижней части ствола с корневищем. Из комлевой части изготовляли само навершие булавы — шар. Шар и палка часто покры-вались геометрической резьбой. Среди нескольких десятков булав, найденных на раскопе, 25 булав орнаментированы резьбой. По ярусам они распреде-ляются так:

16-21-1177 16-22-185 16-20-34 16-22-1259 16-23-2048 15-20-80 14-20-68 15-18-1657 15-17-1039   14-14-2018 14-21-784 13-14-1775 13-20-1438 13-21-1436 13-20-1407 15-21-1135 14-15-1784   14-15-1782 13-12-1798 11-15-861 12-11-2021 11-15-1250 8-7-1901 8-12-1181 6-9-1540  

Вот некоторые из этих находок.

96. Целая булава очень хорошей сохранности конца XIII в. (11-15-861). Ее длина 64 см, диаметр шара 9,5 см, диаметр рукоятки 2,8 см. Вся поверх-ность шара покрыта четырехугольными гранями, об-разованными глубокими врезами по поперечным и продольным направлениям (табл. 8, 3).

97. Почти такая же булава найдена в слоях кон­ца XII в. (16-21-1177). Ее рукоятка немного облома-на, она сохранилась в длину на 41 см, диаметр шара 9 см, диаметр ручки 3,2 см. Грани шара сделаны тем же приемом, что и у предшествующей булавы (табл. 8, 1).

98. Целая булава сохранилась в слоях XIII в. (14-21-784). Ее длина 65 см, диаметр шара 8 см, диаметр круглой рукоятки 2,8 см. Шар покрыт рельефной резьбой. В нижней части вырезаны не-глубокие каннелюры, которые как бы поддержива-ют верхнее полушарие, покрытое крупными рельеф-пыми кругами. Конец рукоятки украшен неглу-бокой резьбой — пересекающимися под прямым уг-лом полосами (рис. 6, 2).

99. В слоях XIII в. (16-22-185) найдена еще верхняя часть булавы с абсолютно таким же шаром, как у булавы 98.

100. ббломок булавы конца XIV в. (6-9-1540) имел шар диаметром 9 см. Он был покрыт вдоль всей поверхности каннелюрками, которые сходились на верху шара. Внизу шейку очерчивал неболыпой валик (рис. 6, 5).

 

101. В 16-м ярусе (16-20-34) найден шар от боль-шой ^улавы. Его диаметр 10,5 см. Шар имеет очень интересную орнаментацию. С передней (по отноше-нию к стержню булавы) стороны он имел своего рода «умбон» в виде лучистого солярного конуса диаметром 5 см. Конус разделен на шесть лучей — секторов, внутри которых вырезаны глубокими по-резками треугольники. Круг окаймляет венец, за-полненный зубчатым узором (табл. 8, 2). На всей остальной поверхности шара вырезаны рельефные круги, каждый из которых украшен линиями, пере­секающимися под прямым углом. Резьба выполнена


Рис. 7. Орнаментальные ручки булав

1 — 14-22-1417; 3—16-22-1259 (106); 3 — 16-23-2048(105); 4—15-20-80 (107); 5 — 20-28-744; 6 — 14-20-68 (108); 7 — 19-21-1563; «— 14-20-68; 9 — 14-20-68; 10 —14-22-1417; 77 — 16-22-1259; 72 — 15-20-80; 13 —20-28-744


с болыним художественным вкусом и высоким техническим мастерством (рис. 6,5).

102. Подобный шар от булавы найден в 15-м яру-се (15-18-1657). Но он сделан более грубо и значи-тельно проще. Вместо «умбона» видим четырехсек-торный круг, выполненный в технике выемчато-трехгранной резьбы. Остальная поверхность шара рассечена продольными и поперечными глубокими порезками на квадраты.

Среди всей массы булав найдены три булавы с насаженными шарами.

103. Булава середины XIII в. (13-20-1438) имела насаженный шар диаметром 9 см. Булава сохрани-лась в длину на 27 см. Поверхность шара рассечена поперечными и продольными глубокими порезками на рельефные квадраты (рис. 6, 4).

104. Головка другой булавы, насаженной на тол-стую ручку, имела форму, напоминающую бронзо-вые булавы. Это был куб со скошенными всеми во-семью утлами. Размер стороны булавы 8 см.

Очень интересную в художественном отношении орнаментацию имели и ручки булав. Мы опишем резьбу на четырех из них.

105. Обломок ручки булавы конца XII в. (16-23-2048) сохранился на длину 27 см. Его конец был орнаментирован широким пояском плетенки шири-ной 8 см (рис. 7, 3).


106. На другом обломке ручки булавы XII в. (16-22-1259) вырезан очень сложный плетеный орна-мент. В основе его лежат двухременные квадраты, переплетающиеся своими углами с другими такими же квадратами (рис. 7, 2). Кроме того, между боль-шими квадратами вплетены еще две переплетаю­щиеся полосы. Ширипа орпаментального пояса 15 см. Похожий орнамент встречается в резьбе Дми-триевского собора во Владимире.

107. Другая ручка булавы XIII в. (15-20-80) украшена еще более сложной резьбой. Сверху руч­ка окаймлена тонкой полоской плетенки. Затем идет сам узор композиции. Он представляет собой переплетающиеся полосы ромбов (рис. 7, 4). В ме-стах переплетения углов ромбов вплетаются овалы со свисающими вниз пальметами. Резьба плоско-рельефная. Ширина орнаментального пояса 20 см. Почти такой же орнамент встречается в резьбе Суздальского собора.

108. Обломок ручки булавы XIII в. (14-20-68), сохранившийся в длину на 30 см, орнаментирован двумя резными поясками. Один поясок шириной 2,5 см выполнен в рисунке трехрядной плетенки (рис. 7, 6). Другой поясок такой же ширины сделан из пяти переплетающихся петель. Концы каждой петли входят в круг последующей.


ГЛАВА ТРЕТЬЯ

Архитектурная резъба.— Колонны.— Спинки кресел.— Спинки скамеек.— Детали мебели.— Брус с драконами.— Балясины от мебели.— Архитектурные балясины.— Причелины.— Налич-ники


Весь комплекс археологических находок, и глав-ным образом деревянных, позволяет нам с довольно болыпой степенью вероятности представить облик древнего новгородского дома и его интерьер. В этом большую помощь оказывают нам появившиеся в по-следнее время фундаментальные работы по русским крестьянским жилищам1, где мы находим многочис-ленные аналогии почти всем находкам, раскопанным нами в Новгороде в слоях X—XV вв.

Новгородские домостроители возводили три вида деревянных жилищ: пятистенные (двухкамерные) постройки площадью 40—80 кв. м, простые однока-мерные избы площадью 25—60 кв. м и дома так на-зываемого трехкамерного членения изба — сени — горница. Следует заметить, что в основе планировки всех типов новгородского дома лежала бревенчатая клеть квадратной или прямоугольной формы.

Большинство домов строилось на подклетях, т. е. они были как бы двухэтажными. Первый этаж был низким, холодным, нежилым помещением с полом. Здесь хранилось имущество, продукты, различная утварь. Основное, отапливаемое помещение — из­ба — занимало второй этаж, куда вела широкая лест-ница. Дом строился из сосновых или еловых бревен диаметром от 20 до 25 см. Углы венца рубились в об-ло с остатком.

Новгородцы умело использовали декоративные свойства строительных материалов, их фактуру и цвет и старались придавать своим домам цельный об-раз художественного произведения. Глухой и мас-сивный бревенчатый сруб завершался высоким фи-гурным силуэтом кровли. Двускатная крыша на самцах покрывалась тесом или дранью. Любили нов-городцы покрывать свои крыпш и фигурным дубо-вым лемехом. Фронтоны крыш и стены домов укра-шались резными причелинами, наличниками, подзорами и т. п. Резные конструкции кровли дома приобретали почти скульптурную форму в виде об-разов зверей, раотений, птиц. Многочисленные дета-ли лестниц, галерей и крылец, такие, как столбы, пе-рила, балясины, имели декоративные формы и также покрывались резьбой.

Что касается внутреннего убранства и обстановки жилища, то в новгородском доме уже в X—XI вв. были все основные элементы интерьера русской избы, известные нам по этнографии XVIII—XIX вв. Мы можем говорить о полатях и кроватях, о столах и встроенных лавках, стульях и переносных лавках,

1 И. В. Маковецкий, 1962; Е. 9. Бломквист, 1956.


ставцах и шкафах-буфетах, колыбелях и сундуках-ларцах и ряде других предметов. И все эти предметы домашней обстановки довольно часто декорировались художественной резьбой.

Из деревянных находок, связанных с внешним и внутренним убранством дома, на раскопках в слоях всех веков найдены: колонны, причелины, наличники волоковых и красных окон, воротные створы и арки, курицы, резные балясины, спинки стульев (кресел), брусья спинок скамей, спинки колыбелей, спинки скамей и различные конструктивные детали других предметов. Все эти предметы, как я уже говорил, по-крыты художественной резьбой.

Колонн найдено много, но покрытых резьбой толь-ко две.

109. Дубовая колонна найдена в слоях конна XI в. (21-20-138). Она найдена во вторичном залега-нии — в свое время она была использована как пла-ха под нижний венец дома, построенного в самом конце XI в. Время изготовления и бытования этой колонны, следовательно, можно отнести к 40-м — 80-м годам XI в., времени, когда в Новгородском Кремле был воздвигнут Софийский собор. Сохрани-лась верхняя часть колонны на длину 111 см. Колон­на была расколота вдоль, сохранившаяся часть пред-ставляет лшпь одну четверть столба. Диаметр колон­ны равнялся 59 см (табл. 9, 2).

Вся сохранившаяся часть колонны сплошь укра-шена плетеным орнаментом, образующим в центра-льной части столба два круглых клейма (табл. 10). В клеймах вырезаны грифон с телом барса и кентавр тоже с телом барса, держащий рукой свой хвост, рас-цветший в плетенку. Изображения в клеймах сохра-нились лишь на половину, левая лицевая сторона отколота. Колонна была украшена резьбой лишь на половину окружности. Вдоль всей правой сохранив-шейся части плетеного орнамента проходит край рисунка, окаймленный бортиком, откуда плетенка плавной и бесконечной лентой возвращается к центру композиции. Может быть, это была не колонна, а по-луколонна. Орнамент нанесен техникой плоскорель-ефной резьбы. Полосы плетенки по краям немного сглажены и расчленены на две ленты ремня (табл. 11). Ширина полосы около 2 см, глубина фона около 1 —1,2 см. Диаметры круглых клейм равны: круг с грифоном 30 см, круг с кентавром 33 см. Крылья гри-фона вырезаны из шести полос, крайняя левая ввер-ху загибается вперед, остальные назад. Хвост грифо-на расцветает в плетенку. На телах кентавра и грифона нанесены орнаменталытые насечки, созда-


 

 



ющие объемность. Вверху колонна имеет горпзоп-тальный фриз шириной 7 см, сделанный из четырсх переплетающихся двухременных полос. От верха ко­лонны фриз отстоит на 5 см. Орнаментика этой ко­лонны очепь близка к соответствующим изображе-ниям владимиро-суздальских храмов XII—XIII вв., но опережает их во времени на два столетия2.

110. Дубовая колонна найдена рядом с предыду-щей в тех же условиях вторичного залегания (21-20-139). Она тоже относится к 40—80-м годам XI в. Сохранилась верхняя часть колонны на длину 80 см. Эта колонна также расколота вдоль, сохранилась лишь четвертая часть бревна. Диаметр колонны рав-нялся 51 см. Резьбой украшепа лишь верхняя часть сохранившегося фрагмента. Основная композиция узора изображает стилизованное дерево — огромную узорную пальметту (табл. 9, 1). Высота композицтти равна 36 см. Орнамент нанесен техникой плоско-рельефной резьбьт. Края изображения немного сгла-жены. Глубина фона около 0,8 см. Рисунок деталей дерева на рельефе выполнен порезками. В верхней части колонны имеется фриз шириной 7 см, абсолю-тно аналогичный фризу первой колонны: это орна-мент из четырех переплетающихся двухременных полос, совпадающий до мельчайших деталей. Общая высота всей композиции орнамента равна 43 см. От сильно стилизованного дерева в разные стороны до-полнительно отходят геометризованные ветви, завер-шающиеся 8-видными завитками. Композиция вет-вей в левой части орнамента более сжата, чем в правой (табл. 12).

Значительную группу находок составлятот спинки кресел (стул с подлокотниками или сиденьо в са-нях), спинки лавок и скамеек, брусья от кресел и ряд других конструктивных деталей от мебели. Най-дены они в слоях всех веков, но основнал масса от­носится к XIII и XIV вв.

111. Спинка кресла первой половины XIII в. нан-дена в слоях 14-го яруса (14-14-521). Спинка имеет форму полуовала с плечиками, переходящими в прямое основание (табл. 13, 1). Она сохранилась поч-ти целиком (два фрагмента), не хватает небольшой части в правой половине. Высота спинки 49 см, ши-рина одного фрагмента 42 см и другого —12 см. Фор-ма спинки легко реконструпруется, ее глишна достп-гала 80 см (рис. 8, 1). Толщина спинки равна 2 см. Она была сделана из двух досок, соединеппых межлу собой сзади двумя шпонками. К брусьям кресла гшгака крепилась лозой. Древесина спинки — сосна. Контурный орнамент нанесен порезками шириной 0,2 см. Спинку обрамляет полоса шириной 2 см, сде-ланная двумя порезками. Внутри полосы вырезаны зигзагообразные линии. Сверху полоса отстоит от края на 3 см, снизу — на 9 см. В централыгой части доски контуром вырезан стилизованный квадрифо-лий с четырьмя обращенными в разные стороны ле-пестками (табл. 15). Контур квадрифолия выполнен четырьмя порезками. Размер квадрифолия по диаго-нали 23 см.

112. Спинка кресла начала XIV в. найдепа в слоях 10-го яруса (10-15-273). Спинка имеет форму полу­овала со спрямленными боками и прямым основани-

А. В. Арциховский, 1954, стр. 65.


:•:.;• Рис. 8. Реконструкция спинок кресел

1 — 14-14-521 (111); 2 — 13-14-405 (114); 3—10-15-273 (112); 4—10-8-1108 (113)

ем (табл. 14, 7). Сохранилась на 2Д ширины. Высота спинки 38 см, ширина 42 см, толщина 1,5 см. Целая спинка достигала ширины 76 см. Она была сделана из двух липовых досок, соединенных между собой сзади Двумя врезными шпонками. К брусьям кре^ла



 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных