Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бодалёв Алексей Александрович 3 страница




 

Когда имеется в виду человек как индивид, как личность, как субъект деятельности, то каждая из его <ипостасей> фактически выступает перед нами как очень сложное образование, каждое из которых характеризуется своей структурой и компонентами, являющимися в каждой из этих структур ведущими. Причем эти ведущие компоненты в каждой из основных <ипостасей> человека не совсем одинаковы по их субъективному значению у разных людей. По этой причине, а не только под действием объективных обстоятельств, в условиях которых проходит их развитие, указанные компоненты накладывают в каждом конкретном случае свой отпечаток на общую картину развития конкретного человека.

 

Так, например, у какого-то человека, когда мы его рассматриваем как индивида, может быть подорвано здоровье, из-за несоблюдения этим человеком должного отношения к себе - неумеренного курения, частого употребления спиртного, отсутствия строгого режима сна, активного отдыха и работы, беспорядочного питания и пр. - естественно, это в конечном итоге отрицательно отразится на результативности его труда как профессионала и неминуемо сократит временной промежуток наиболее продуктивного выполнения этим человеком своих профессиональных обязанностей. А это в конечном счете означает, что у него раньше начнется регресс в развитии как субъекта деятельности.

 

Или, например, другой человек и во время учения в школе, и в вузе привык воспринимать все, чему учили, как истины в последней инстанции, и у него незаметно для него выработалась черта, выражающаяся в неукоснительном исполнении алгоритмов решения производственных задач, точном следовании всяким инструкциям, слепом выполнении приказов. Эти отсутствие собственной инициативы, неразвитость самостоятельности мысли своей оборотной стороной имеют несформированность способности к творчеству, к свершению деяний, которые вносили бы что-то новое, прогрессивное в ту область деятельности, которая является для него основной. Перед нами снова, таким образом, неоптимальный вариант формирования профессионала, в развитии которого не будет той вершины, которую принято называть акме.

 

Или, наконец, человек и в своем детстве, и в пору отрочества, и в юности рос всеобщим баловнем, которому внушали убеждение об его исключительной одаренности, потому что он был способен схватывать все налету, а привычки к повседневному трудовому усилию у него не сформировали, а, как известно, для создания всего неординарно значительного необходим не только способный к творчеству интеллект, но и упорный труд, труд и еще раз труд. И, таким образом, перед нами снова негативный пример развития субъекта труда как профессионала.

 

Пока у нас шли случаи, когда присутствие в структуре одной из <ипостасей> человека негативной черты, которая играла доминирующую роль, оказывало тормозящее воздействие на развитие других его <ипостасей> и на движение его к акме. Но в жизни часто встречаются и противоположные случаи, когда положительное качество, выполняющее ведущую роль в структуре какой-то <ипостаси> - индивидной, личностной или субъектно-деятельностной - стимулировало развитие других ипостасей человека или его в целом.

 

В случае с целостным развитием великого русского полководца А.В.Суворова, который был описан выше, названная зависимость проявилась ярчайшим образом. Но можно вспомнить и другие случаи, столь же убедительно подтверждающие наличие названной тенденции.

 

Сейчас немодно вспоминать подвиг Николая Островского. А ведь это ярчайший пример того, как глубочайшая убежденность Н.Островского в том, что он, хотя и глубоко больной человек, должен превозмочь болезнь и внести свой вклад в строительство нового общества. И он в неимоверно трудных условиях под действием этой своей убежденности овладевает мастерством писателя и создает книги, которые оказали сильнейшее воспитательное воздействие ни на одно поколение молодежи. Или И.В.Мичурин, увлеченный имеющей как теоретическое, так и практическое значение идеей создания новых сортов плодовых растений, предпринимает бесконечно большое число попыток вывести ранее не бывшие сорта. И делал все это он не для себя, а для своих соотечественников, для человечества. Явно сильная гуманистическая мотивация подпитывала его инициативность и продуктивность его селекционной работы, выполняя которую он выступал как субъект совершенно определенной конкретной деятельности.

 

Никто не заставлял монаха Николая Коперника ночи просиживать у телескопа и искать доказательства, ниспровергающие широко распространенную в умах людей старую геоцентрическую систему и утверждающие гелиоцентрическую систему мироздания. Но он, рискуя своей жизнью, делал это. Свойство его натуры - не быть догматиком, не поддаваться конформности, а постоянно искать истину и доказывать ее неопровержимыми фактами - определяло его поступки как личности и его деяния как субъекта деятельности.

 

Продолжая рассмотрение соотношения человека как индивида, личности и субъекта деятельности и их возможных проявлений в повседневной жизни у разных людей будет оправдано рассмотреть, и их взаимосвязь с типами личности их владельцев, являются ли последние в построении длинника своей жизни стратегами, тактиками или операционалистами.

 

Если человек, выстраивая свое будущее, формулирует для себя большую по своей значимости цель не только для него, но и для Отечества (если эта цель имеет общественный характер) и для той области труда, в которой он собирается стать или уже стал профессионалом, и одновременно создает программу пошагового продвижения к этой цели и затем, порой в очень непростых ситуациях, которые возникают в его жизни, находя решения, приближающие его к заветной цели, их осуществляет, он проявляет высокую мотивированность, недюжинную креативность, самостоятельность своей воли.

 

И важным по своему значению условием реализации далекой по времени достижения цели является относительное взаимосоответствие в процессе движения к этой цели позитивных по своей сути и работающих друг на друга индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик человека.

 

Такими стратегами, у которых далекая цель, поставленная ими в жизни, способствовала подвижному взаимодействию работающим на достижение неординарного результата их индивидной, личностной, субъектно-деятельностной <ипостасям>, в разных областях науки были А.П.Александров, А.И.Берг, А.А.Ухтомский и др., в разных областях искусства- К.Г.Паустовский, С.Т.Рихтер, Г.В.Свиридов, К.С.Станиславский и др., в разных областях техники А.Н.Крылов, Е.О.Патон, А.Н.Туполев и др. Разумеется, всегда были стратеги и в других областях Деятельности, радикально приумножившие ценности жизни и культуры.

 

Если иметь в виду тактиков, то для них последовательное сопряжение до высшего уровня индивидной, личностной и субъектно-деятельностной <ипостасей> в целостно развертывающемся процессе их развития не характерно. Такое сопряжение у них наблюдается эпизодически и главным образом в моменты <озарения>, а если точнее - в моменты зарождения и осуществления какого-либо вдохновляющего их на деяние замысла. Если исходить из этих критериев, тактиками в науке были и остаются Б.С.Гершунский, Э.Д.Днепров, В.П.Зинченко, в искусстве- Э.А.Быстрицкая, Л.Г.Зыкина, М.А.Ульянов. Сразу приходит на ум при иллюстрации этой мысли стопроцентные тактики из числа политических деятелей, военных, производственников-хозяйственников и пр.

 

Если теперь посмотреть, как обстоит дело с сопряжением их индивидной, личностной и субъектно-деятельностной ипостасей и их проявлениями у так называемых операционалистов, то поскольку определяющим вектором в прописывании их длинника жизни являются дефицитарные (А.Маслоу), т.е. простые житейские потребности, хотя на вербальном уровне поведения человека они могут маскироваться разговорами об их стремлении к утверждению высоких духовных ценностей, то развитие таких людей как индивидов, как личностей, как субъектов деятельности идет, как правило, при ориентации на стереотипы, которым следуют в своей повседневной жизни референтные для них общности, состоящие из обывателей. Поэтому не только цели, но и способствующая их выдвижению мотивация и способы осуществления этих целей и в сфере труда людей по своему типу операционалистов, и в организации ими быта, своего отдыха и жизни семьи будут иметь приземленный, не творческий, а пронизанный привычностью и обыденностью характер.

 

Таким образом, вниманию читателя была предложена трактовка соотношений индивидных, личностных и субъектно-деятельностных <ипостасей> человека и их часто встречающихся в жизни проявлений. Как было видно из содержания текста, степень развития каждой из этих <ипостасей> и, говоря образно, положительная или отрицательная валентность каждой из них определенно сказываются на особенностях двух других и на характере развития человека в целом. Одновременно была предпринята попытка проследить связь между социально-психологическим типом личности человека и наиболее часто обнаруживающимися у него качествами, в которых он предстает перед всеми как индивид, как личность и как субъект деятельности.

 

Разумеется, раскрытие содержащихся в представленном вниманию читателя тексте проблем ни в коей мере нельзя считать законченным. Скорее, они сформулированы как задачи, которые еще предстоит решить в дальнейших как теоретических, так и экспериментально-эмпирических исследованиях.

 

ФЕНОМЕН АКМЕ И НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

 

Многосторонний анализ особенностей, которые характеризуют развитие людей как индивидов, как личностей, как субъектов деятельности и как индивидуальностей, обнаруживает, с одной стороны, определенные черты сходства в протекании этого многосложного процесса, а с другой — дает возможность увидеть очень существенные различия. Сходство заключается в том, что, если на этой стадии рассмотрения его расшифровать предельно общо, то микро-, мезо-, макросоциумы, в которые оказывается включенным человек от рождения и дальше, на протяжении всей жизни, «ведут» его развитие, в значительной степени влияя на характер тех параметров, в которых находит выражение состояние физического здоровья человека, его личностная зрелость, сформированность его как труженика-творца, своеобразие его индивидуальности. Хотя, конечно, весь процесс названного «ведения» всегда и обязательно оказывается усложненным унаследованными или врожденными особенностями человека и степенью его собственного активного участия в воспитании самого себя.

 

Что же касается различий в протекании процесса развития у разных людей, то даже при относительном сходстве внешних условий, в которых проходит их жизнь, индивидные, личностные и субъективно-деятельностные изменения идут у них не в одном и том же темпе и отличаются на каждом этапе их жизни неодинаковыми количественно-качественными результатами, если сравнивать этих людей между собой. Указанные черты сходства, как и признаки различий в становлении человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности, а также в прорастании взаимосвязей между ними, если их конкретизировать, отчетливо выступают в очень многих проявлениях процесса развития на протяжении его жизни, но в данном случае я хочу остановить внимание читателя лишь на одном феномене, который постоянно присутствует при движении человека по жизненному пути и ярко высвечивает результаты этого движения — это так называемое акме — вершина в развитии.

 

При нормально идущем процессе социализации и при воспитании, четко направленном на формирование человека как гражданина, как личности, как профессионала, как супруга, как родителя, каждый человек на каком-то промежутке своего жизненного пути поднимается до уровня, который оказывается вершиной в проявлении всех этих его «ипостасей». При этом «пик» или, что то же самое, «вершина в развитии», о которых идет речь, имеют свои особенные содержательные характеристики и формы выражения для каждого из названных выше проявлений человеком себя как природного и общественного существа. Причем, оказывается, что совмещение высших уровней этих проявлений развития в одном «пике», приходящемся на один и тот же временной отрезок в жизни человека, скорее исключение, чем правило. Чаще всего «вершины», достигаемые человеком при развитии его организма, его личностных и других его главных характеристик, хотя и располагаются на его жизненном пути на стадии зрелости, все-таки оказываются в разных временных точках этой ступени.

 

Это явление, обнаруженное больше тридцати лет тому назад Б.Г.Ананьевым, всегда — следствие того, что развитие человека, выражающееся в его физическом созревании, в формировании у него системы отношений к разным сторонам действительности, в которую он постоянно включен, и в становлении его как труженика, идет крайне неравномерно. И при внимательном рассмотрении процесса развития человека обнаруживается, что доведение до определенного уровня сформированности одного блока его характеристик является условием и своеобразным катализатором ускоренного становления и оформления «блоков» других особенностей. Так, например, достижение достаточно высокого уровня нравственной воспитанности, заряженности на активную деятельность может выступить и часто выступает фактором, порождающим скачок в развитии способностей человека.

 

С другой стороны, успехи в деятельности, немалую роль в обеспечении которых играют развившиеся у человека способности, влияя на удовлетворение его притязаний, на его самоутверждение, ведут к перестройке его реального «Я», а значит неминуемо влекут за собой изменения в его отношениях к действительности, оказывая большее или меньшее воздействие на имеющуюся у него систему ценностных ориентации и, в конечном счете, таким образом вызывают перестройку его личности. Точно так же и фактор физического развития человека при определенных условиях может оказаться для него общим побудителем активной деятельности и личностных достижений.

 

Приведенные примеры даже при первичном рассмотрении показывают, насколько взаимосвязаны и насколько постоянно взаимовлияют друг на друга характеристики, которые человек несет в себе как живой организм, как носитель социальных отношений и деятельное существо. Но нас эти основные характеристики человека, их взаимосвязи и взаимовлияния интересуют не вообще и не сами по себе, а в контексте ответа на вопрос: как от них зависят те пики или вершины в развитии человека, о которых шла речь выше. И больше: в какой связи названные характеристики, их взаимозависимости должны сопрягаться с различными воздействиями, идущими к человеку извне, и каким образом сам он при этом должен проявлять себя, чтобы его акме состоялось.

 

Анализ содержания и состояния этих характеристик по отдельности на разных возрастных этапах жизни человека, а также прослеживание их интеграции свидетельствуют, что к своим большим вершинам в зрелом возрасте, показывающим наивысшие достижения в физическом здоровье, в его духовно-нравственном богатстве, проявляющемся в поступках, имеющих большие положительные социальные последствия, в оригинальных творческих деяниях, результатом которых оказывается создание новаторских по своему характеру материальных и иных ценностей, человек поднимается через ступени, каждая из которых вносит свой вклад в подготовку содержания и формы проявления будущего (или будущих) макроакме. На него (или на них) «работают» и младенчество, и преддошкольная и дошкольная пора детства, и младший школьный возраст, и отрочество, и первый, и второй периоды юности. Причем, достижение человеком расцвета в личностных проявлениях и создание им оригинально новаторских духовных и материальных ценностей в зависимости от характера сферы деятельности, которой он посвящает свою жизнь, сопрягаются с неодинаковыми по длительности временными периодами развития, которые он должен пройти, поднимаясь к вершинам мастерства. Например, в поэзии, в балетном искусстве они короче. Они продолжительны в таких науках, как физика, химия и намного длиннее в философии, психологии или такой практической области, как государственная деятельность.

 

Естественно, ни в коем случае нельзя идеализировать и представлять себе этот многоаспектный, сложнейший процесс подъема человека к большому (или к большим) акме, в какой быобласти бытия он не происходил, упрощенно гладким и тем более непротиворечивым. На любой ступени, предшествующей взрослости, физической и духовной зрелости человека, могут произойти и часто происходят события и возникают ситуации, положительно или отрицательно влияющие на развитие его как индивида, как личности и как субъекта деятельности. Причем, у одних людей на ранних этапах их жизненного пути оказывается ряд событий и ситуаций, которые негативно влияют на их физическое здоровье, личностное становление, формирование общих и специальных способностей, значительно больше, чем у других людей.

 

Вместе с тем, очевидно, можно с большой уверенностью утверждать, что, если в силу сложившихся обстоятельств в процессе развития человека оказались активно не задействованны ми сенситивные периоды, особо благоприятные для формирования у него соответствующих им индивидных, личностных, субъектно-деятельностных характеристик, с наступлением его зрелости вершина его достижений будет ниже, чем могла бы быть, если бы сенситивные периоды не были проигнорированы воспитателями.

 

Жизнь дает нам много примеров, когда заболевания, перенесенные человеком в детстве и становящиеся хроническими, фактически исключают приобщение его к деятельности, к которой у него есть призвание, и, значит, делают невозможным для него движение по восходящей в этом виде труда, а следовательно и высших проявлений в нем. Или возьмем другой случай. У человека обнаруживаются яркие специальные способности, которые сигнализируют о том, что при соответствующей напряженной работе по их развитию их владелец мог бы подняться до очень высоких вершин в своем творчестве. Однако, оказывается, что есть очень определенные изъяны в его формировании как личности: недостает целеустремленности, отсутствует привычка к будничному трудовому усилию, он легко поддается влиянию товарищей, склонных к бездуховному времяпровождению. И в результате субъекта деятельности, который при другой «логике» развития его личности мог бы выйти на подлинные вершины в творчестве, из этого человека не получается.

 

Многосторонний анализ процесса становления индивидных, личностных и субъектно-деятельностных характеристик, отмечаемых у многих выдающихся людей, позволяет высказать предположение, что, если, проходя свой жизненный путь, они достигали неординарных вершин в отстаивании общечеловеческих ценностей, в решении задач, связанных с избранной ими областью профессионального труда, то это означает, что на предыдущих ступенях возрастного развития их формирование как индивидов, как личностей, как субъектов деятельности шло в воспитательном отношении нормально или близко к норме. А в биографиях ряда людей, оставивших заметный след в истории материальной и духовной культуры, отчетливо просматривается у них присутствие своеобразных микроакме на каждой возрастной ступени их жизни, которые

 

 

можно считать своеобразными сигналами-предвестниками, разумеется, при отсутствии резко неблагоприятных обстоятельств для этого в последующем, большей вероятности выхода этих людей на уровень макроакме в зрелый период их жизни. Именно такие микроакме—предвестники большого акме в будущем, можно утверждать, имели место на ранних этапах личностного и деятельностного развития, например, М.Ю.Лермонтова, Л.Д.Ландау, С.В.Рахманинова, И.Е.Репина и еще многих других людей, внесших оригинальный вклад в отечественную и мировую культуру.

 

Высказывая эти суждения, я, конечно, понимаю, что определение строго научными методами многообразия вариантов оптимума в индивидном, личностном и субъектном развитии человека на каждой из ступеней, предшествующих зрелости, — это задача, которая еще ждет своих исследователей. Но великое значение решения ее для успешной организации всего процесса воспитания человека, чтобы к своему зрелому возрасту он не растерял свое физическое здоровье, как личность был последовательным борцом за общечеловеческие ценности и как субъект деятельности был бы не бездумным исполнителем, а творцом-новатором, очевидно не только в теоретическом плане, но и из-за своей бесспорной практической значимости.

 

Конечно, капитально обоснованная теоретически и хорошо проверенная на эффективность экспериментально проработанная «технология» постепенного продвижения человека на уровень высокого и продуктивного по общечеловеческим и индивидуальным результатам акме как индивида, как личности и как субъекта деятельности при достижении им ступени зрелости — дело далекого будущего, а пока она — ориентир, в направлении которого должны развиваться исследования специалистов ученых и реальная работа практиков, занятых в области воспитания. Особенно нелегким при решении этой задачи будет создание такой технологии, которая давала бы возможность руководить развитием человека, разумеется, обязательно принимая во внимание его задатки, чтобы вершина, которую он достиг в ходе его, в своем, так сказать, духовном и материальном выражении означала бы одновременно высший уровень в развитии его как индивида, как личности и как субъекта деятельности.

 

Чаще всего в жизни некоторое относительное соответствие этих сторон развития человека друг другу действительно имеет место, и без него, очевидно, не может быть достигнуто и само акме. Но одновременно повседневная жизнь представляет нашему вниманию множество фактов, когда акме у человека на самом деле проявляется лишь на индивидном или лишь на личностном, или ярче всего и сильнее всего на субъектно-деятельностном уровне. И даже в границах физического или личностного, или субъектно-деятельностного развития вершина, достигнутая человеком, может иметь парциальный и узко направленный характер. Но в то же время та же жизнь дает, хотя и не очень часто, примеры акме людей, для которого типична удивляющая своей многосторонностью, поразительной глубиной и новаторской продуктивностью всего содеянного ими. Ведь именно таким было акме Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносова, В.И. Вернадского. Одновременно, как известно, при огромной творческой и духовной насыщенности оно отличалось у них и значительной продолжительностью.

 

По всем данным, этот последний ярчайший показатель их акме был обусловлен не только их многообразными интересами, выходящими на разные области еще не познанного в окружающем мире, и не только их мощным творческим интеллектом, но также прочно и органично усвоенными ими общечеловеческими ценностями, которые, трансформировавшись в мотивы, постоянно побуждали их к подвижническому труду. Совершенно конкретно говоря, характер мотивации человека оказывает громадное влияние на, так сказать, калибр акме человека, на его содержание, формы его выражения, на сам процесс его достижения, на длительность периода акме и на состояние и поведение человека, когда этап акме оказывается им пройденным.

 

Как известно, в психологии есть такое понятие, как уровень притязаний. Он напрямую связан с особенностями «Я-концепции» человека и всегда в значительной степени определяет социальный и личный пределы поступка, который «позволяет» себе совершить человек. С ним непосредственно связано и то, какую вершину склонен и готов достичь человек в своем творчестве и до какой ступени он намерен дойти в своем профессиональном росте. Одновременно за интенсивностью и устойчивостью уровня притязаний, за его определенностью стоит «цена» в виде затрат времени, целеустремленного и часто очень чернового труда, отказа от случайных увлечений, которую человек в состоянии «заплатить», чтобы как личность, как деятель выполнять задуманное.

 

С этой же категорией уровня притязаний, в которой находит выражение ценностное содержание личности и прямо связанная с нею сущностная стратегическая линия жизни человека, теснейшим образом сопряжено и понимание им значения своих поступков и результатов своего труда только для ближайщего особенно субъективно значимого окружения, или для своего Отечества, или для всего человечества. И анализируя поступки и деяния большого ряда выдающихся людей в течение всей их жизни, мы имеем все основания объективно констатировать, что все они были звеньями как бы одной цепи, и духовный творческий вклад каждого из них шел по восходящей, благодаря чему постоянно возрастала и объективная значимость новаторского элемента, вложенного этими крупномасштабными людьми в очередной результат своей деятельности.

 

Вместе с тем жизнь нас сталкивает подчас с другим типом людей, которые могут продемонстрировать, так сказать, краткосрочную целеустремленность, мобилизовать на предельном для них уровне имеющиеся у них физические и духовные резервы, выдать своеобразный «всплеск» проявления на высоком уровне имеющихся у них способностей и свершить максимальные по их меркам деяния, полностью укладывающиеся в пределы их притязаний, а после этого почувствовать глубокую пустоту, непреодолимую подавленность и даже утратить для себя смысл дальнейшей жизни.

 

Прослеживание причинно-следственных зависимостей, лежащих в основе таких случаев, обнаруживает несформированность у этой группы людей такой стратегии построения жизни, которая предполагала бы постоянное движение к осуществлению все новых более трудных, чем прежде замыслов, результаты которых нужны не только самому человеку, но и всем людям. И как показывают проведенные исследования, например, Т.И.Пашуковой, у людей, у которых наблюдается описываемый феномен, стержнем их личности чаще всего выступает эгоцентрическая направленность.

 

Раз уж речь пошла о сформировавшейся у человека мотивации и связанном с ней уровне притязаний и об их воздействии на достижение или недостижение им при своем развитии уровня акме, нельзя обойти молчанием зафиксированный в биографиях многих выдающихся людей факт, когда имеющийся у человека и явно обидно отмечаемый у него окружающими людьми физический или какой другой недостаток пробуждал в нем неукротимое желание показать всем, что по своим способностям совершать великие деяния он не только не уступает другим людям, но и превосходит их. И проявляя поистине огромную энергию и целенаправленно работая в той области, в которой он решил добиться высокого профессионализма, такой человек всесторонне и фундаментально вбирал в себя все, связанное с ней, и развивал в себе качества личности, необходимые для успешного выполнения задач, относящихся к выбранной им области деятельности. И затем, начав действовать как профессионал, он шел все к большим достижениям и поднимался до уровня очень яркого и самобытного по своей сути и форме выражения акме. Так было, например, с полководцами А.В.Суворовым и Наполеоном Бонапартом, математиками ПЛ.Чебышевым и Л.С.Понтрягиным, писателем Алланом Маршаллом, актером А.А.Остужевым.

 

После ознакомления со всеми приведенными выше положениями, в которых раскрывается суть акме, его структура, формы выражения, а также некоторые факторы, которые помогают или мешают достижению акме, у читателя может сложиться впечатление, что вершина развития человека, расцвет его как гражданина, как труженика-творца, как супруга, как родителя достигается в результате ровно и поступательно постепенно идущего бесконфликтного и совершенно бескризисного процесса, когда он уже стал взрослым. Думать так — значит очень упрощенно истолковывать этот феномен и в очень облегченном виде представлять себе закономерности, благодаря действию которых он может возникнуть и стать реальностью в биографии того или иного человека.

 

Во-первых, еще Б.Г.Ананьев со своими учениками установил, что достижению человеком уровня акме в какой-то области деятельности, связанной, например, с познанием, с общением, тем или иным видом профессионального труда, предшествуют далеко не равноуспешные периоды вхождения в нее, когда более или менее заметные замедления и даже спады, а также ошибочные ходы в планировании и осуществлении замыслов сменяются перспективными находками и выходом на качественно новый, более высокий уровень решения проблемы ими реализации задуманного.

 

Во-вторых, ряд исследователей — Б.Г.Ананьев, Я.А.Пономарев, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и другие — писали о так называемых кризисах в развитии, когда происходят сначала скрытые, а затем явные существенные перестройки в картине мира, которая имелась у человека, в его ценностных ориента-циях и их иерархизации, в стратегии и тактике решения жизненных задач различной сложности. В.Л.Дранков и А.Ф.Эсаулов об этих временных кризисах говорили более конкретно — первый в приложении к деятельности великих писателей, артистов и художников, второй — имея в виду труд выдающихся изобретателей.

 

Очень интересные суждения о том, какое акме у человека, когда оно состоится и состоится ли оно вообще, высказал Е.А.Климов. Имея в виду ход процесса развития человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности, он настойчиво подчеркивал, что в различных временных точках жизненного пути человека, к моменту достижения которых последний уже накопил какой-то определенный опыт познания, труда, общения, наложивший печать на особенности характеристик познавательных процессов, его эмоционально-волевой сферы, его поведения, постоянно возникают объективные ситуации, которые ставят человека перед выбором: что и как делать дальше и как дальше жить? И в этих коллизиях ситуаций, которые могут ставить человека перед очень непростыми проблемами — и его как личность, определяющую свое отношение к происходящему, и его как обладающего свободой воли субъекта, который должен сделать выбор, какое будущее для себя он дальше предпочтет, — он должен принять решение и начать его осуществлять. И, понятно, от того, как он поступит в этот важнейший для его судьбы момент, от этого будет в большей мере зависеть, состоится ли действительно вершина в его развитии на следующих отрезках его жизненного пути и какой она будет.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных