Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бодалёв Алексей Александрович 7 страница




 

Особенности, присущие конкретному человеку как сложнейшему организму (индивиду, по терминологии Б. Г. Ананьева) и, в частности, его нервной системе, отмеченные у него свойства высшей нервной деятельности, проявляющиеся и в общих, и в специальных, и в парциальных типах высшей нервной деятельности, а также в межполушарном взаимодействии, всегда неразрывно сопряжены с совершенно определенной для этого человека картиной его личностных проявлений, а также дают о себе знать в тех качествах, в которых он заявляет себя как субъект деятельности.

 

Приведенное положение великолепно конкретизируется в цикле экспериментальных работ, выполненных под руководством Б.М. Теплова, B.C. Мерлина, В.Д. Небылицина, Э.А. Го-лубевой, которые, развивая вширь и вглубь психофизиологический подход к изучению способностей каждого человека, проявляющихся у него при взаимодействии с действительностью, прослеживают комплекс свойств, от которых зависит индивидуальность человека. При оценивании индивидуальных различий эти работы объективируют и динамический «рельеф» личности — совокупность характеристик, определяющих динамический тип поведения человека — его темперамент.

 

Эта целостность, которую несет в себе индивидуальность, постоянно выступает также в типичных для данного человека взаимосвязях и взаимовлияниях его интеллекта, чувств и воли, темперамента, характера и способностей.

 

Далее, когда мы пытаемся более настойчиво искать качественные характеристики индивидуальности, мы не можем не заметить, что человек, ею обладающий, оказывается относительно обособленным от других людей, от общностей, членом которых он является. Он необязательно может нести в себе черты интравертированности, а больше быть, экстравертом, и вовсе необязательно быть эгоистом и эгоцентриком a, наоборот, намного сильнее проявлять себя как альтруист или как коллективист, и тем не менее какая-то степень отьединенности его от окружения всегда будет налицо.

 

Человек, и даже если он «носитель» яркой индивидуальности, конечно, включен в действительность, и он, конечно же, частица ее, связанная с нею множеством зависимостей, но вместе с тем он непременно обладает качеством автономности по отношению к ней.

 

Какого бы психически нормального человека мы не взяли, он — не глина, не воск, на которых один к одному отпечатываются со всеми их особенностями внешние воздействия, и здесь никогда не бывает предельно простой цепочки «стимул—реакция». Каждый человек преломляет любое внешнее воздействие через накопленный им и определенным образом осознанный, и так или иначе упорядоченный опыт и очень избирательно, с учетом субъективной значимости для него этого воздействия, на него реагирует, в одних случаях прибегая к стереотипным формам ответа, в других — порой проявляя недюжинное творчество.

 

И именно, чем ярче индивидуальность человека, тем более характерным только для него и не для кого другого оказываются поступки его как личности и деяния как субъекта деятельности. Возникает вопрос: освещение сущностных особенностей какого механизма может помочь нам понять только что указанную закономерность?

 

Дело в том, что сознание и самосознание человека, в которых всегда тесно переплетаются отражение им объективной действительности и отношение к ней, одновременно являются и внутренним миром этого человека. В этом относительно обособленном от окружающего и субъективном по форме внутреннем мире его «владельца» постоянно идут процессы формирования и переформирования ценностных ориентации, складываются и перестраиваются образы и понятия, в которых запечатлеваются у человека окружающая природа, общество, другие люди и он сам со всеми неоднозначными взаимосвязями между ними, изменяются имеющиеся у него оценки и самооценки, исчезают одни притязания и появляются другие и т.д.

 

Б.Г.Ананьев, имея в виду эти сложнейшие и порой очень противоречивые процессы, в неразрывном переплетении друг с другом разворачивающиеся во внутреннем мире человека, не переставал подчеркивать, что этот «мир» постоянно работает, и мера фундаментальности, глубины и напряженности этой его работы (переосмысление опыта под влиянием информации, более или менее глубоко запевающей эмоциональную сферу, рождение ранее не бывших собственных позиций, коррекция убеждений, выстраивание направлений самоопределения и нахождение способов воплощения его в поступки и дела, не тривиальный, мучительно тяжелый поиск творческого решения профессиональных проблем и т.д.) является показателем духовного богатства индивидуальности человека. Сказанное имеет прямое отношение к пониманию труднейшего вопроса о причинах, которые влияют на особенности акме человека, делающие его единственным в своем роде и действительно неповторимым.

 

Дневники, записные книжки, письма А.А. Блока, Ф.М. Достоевского, М.М. Пришвина, А.В. Суворова, Л.Н. Толстого, А.А.Ухтомского, П.И. Чайковского, А.П. Чехова и многих других выдающихся деятелей культуры очень ярко, почти, так сказать, с натуры и «живьем» дают возможность увидеть, насколько каждый из них глубоко по-своему откликался на большие и не очень большие события, происходящие в окружающем их социальном макро- и микрокосме, как и почему дистанцировался от одних и с болью или радостью принимал другие, как под их действием совсем по-новому начинал выражать себя и в личностном и в субъектнодеятельностном планах.

 

Таким образом, мы еще и еще раз убеждаемся в том, что особенности большого социума, в котором проходит свой жизненный путь человек, неизбежно накладывают свою печать на его развитие как индивида, как личности и как субъекта деятельности. И столь же сильно отражается на нем социальная микросреда, всегда по-своему аккумулирующая и преломляющая воздействия, идущие к ней, а через нее и к каждому человеку из большого социума.

 

Однако лишь тот человек становится носителем подлинной индивидуальности, который после переплавки в собственном внутреннем мире всего отраженного им извне, оказывается способным только ему присущим образом выражать свою единственную в своем роде сущность, соучаствуя вместе с другими людьми в познании, общении и, конечно, труде.

 

Вместе с тем, вникая в содержание этого последнего утверждения и помня, что любой индивидуальности присущи такие характеристики как целостность, обособленность, автономность, неповторимость «Я», большее или меньшее, творчество, надо постоянно отдавать себе отчет в том, что степень выраженности этих характеристик и специфичность каждой из них будут разниться от человека к человеку.

 

Мы солидарны с И.И. Резвицким, который утверждает, что объединяющим все характеристики началом в индивидуальности выступает тот смысл жизни, реализации которого оказываются подчиненными поступки и деяния человека. Какие ценности проецируются в этом «смысле», это сильнейшим образом сказывается на том, где, в чем и насколько ярко и продолжительно человек проявляет свое индивидуальное неповторимое «Я», где, в чем и насколько целеустремленно и настойчиво он оказывается способным не идти от формального выполнения навязываемых ему ролей, а, упорно оставаясь самим собой, через неизбежное преодоление всяких и разных трудностей, все определеннее приближаться к результатам, существо которых во все большей степени отвечало бы смыслу жизни, им понимаемому.

 

И поскольку у одних людей этот смысл жизни выражается в приумножении духовного и общего культурного богатства, накопленного человечеством, у других — в процветании той небольшой общности, членами которой они являются, у третьих—в непременном утверждении себя над другими людьми, у четвертых— в стяжательстве любыми путями и т.д., то, естественно, это несовпадение основной доминанты в направленности каждого из них обязательно сказывается на степени выражения в их индивидуальности определенного набора качеств, их структуры и значимости.

 

Вместе с тем, раз феномен «индивидуальности» всегда в своем роде единственен, то люди даже похожие друг на друга своим пониманием смысла жизни, все равно в одних и тех же социальных ситуациях ведут себя по-разному и реальные результаты их деятельности, например, даже при решении одних и тех же профессиональных задач в каждом случае обязательно несут печать индивидуальности, конкретный рисунок которой нельзя объяснить, если не принимать во внимание природные особенности человека.

 

Раскрывая существо индивидуальности человека и анализируя по отдельности и во взаимодействии друг с другом составляющие ее компоненты, нужно уметь видеть, что она (как и все в мире) подвержена изменениям.

 

В зависимости от макро- и микросоциальных ситуаций, в которых оказывается человек, и от того, как их содержание и форма накладываются на характер его потребностей, происходит перестройка в структуре его индивидуальности, по-иному, чем прежде начинают звучать свойства, которые в нее входят. Но опять же величина этих изменений и направления их трансформации, означающие дальнейшее развитие индивидуальности, или, наоборот, ее регресс, оказываются обусловленными степенью одержимости человека, так сказать, нравственным императивом и мерой заряженности его на неуемное и действительно настоящее творчество в области профессионального труда. Примеры жизни Сергия Радонежского, зодчего В.И. Баженова, композитора Людвига Ван Бетховена, художника и скульптора Микеланджело Буонарроти, ученого И.П. Павлова, государственного и политического деятеля Ф. Рузвельта и многих других, высокая нравственность и преданность основному делу жизни которых определяли их бытие, очень ярко высвечивают не формальную, а диалектически сложную логику становления в каждом случае совершенно неординарной личности.

 

Как известно, человек как личность представляет собой «ансамбль» отношений, наиболее устойчивые из которых образуют его характер, и одновременно он выступает всегда субъектом деятельности, в которой проявляются и формируются его способности. Какими оказываются его связи с действительностью и насколько они содержательно богаты, какие особенности несут в себе виды деятельности, в которые вовлекается человек, и в какой роли и насколько активно он в них участвует, от этого зависят направления, глубина и диапазон изменений в его внутреннем мире, и как их следствие, появление ранее не отмечавшихся у него поступков и не свойственных ему прежде деяний в профессиональном для него виде труда, т.е. развитие его индивидуальности таким образом достигает нового уровня. Идет как бы постоянный процесс формирования его собственной же индивидуальности, собственного «Я». Это «Я» заставляет человека быть постоянно требовательным к себе в своих взаимоотношениях с социумом, а также в главном для него виде деятельности, критично оценивать достигнутое, ставить перед собой новаторские и все более сложные задачи и в конце концов без компромиссов с совестью добиваться максимального приближения к заданному результату. Последнее фактически означает не только развитие у человека устойчивой тенденции в высоконравственному поведению и столь же стойкого положительного профессионального отношения к избранной области труда, но и создание важнейшей субъективной предпосылки для выхода человека на ступень акме. Достигая акме, человек вносит свой одновременно и неповторимый, и значимый вклад в общечеловеческие ценности жизни и культуры. Поэтому, чтобы каждый человек, проходя свой жизненный путь, состоялся не как формальный исполнитель социальных ролей гражданина, труженика, супруга, родителя, а как самобытная, полезная обществу, действительно самоактуализирующаяся во всех отношениях личность и как единственный в своем роде специалист-Мастер, для этого необходимы обеспечение объективных и субъективных условий для развития его индивидуальности и, разумеется, само это развитие.

 

Но, зная большую роль объективных условий в формировании уникальной индивидуальности, все же следует еще и еще раз со всей силой подчеркнуть, что решающая роль в ее становлении принадлежит самому человеку, особенно, когда он вступает в пору своей зрелости.

 

Первая половина жизни, писал Карл Юнг, — это достижение: учеба, поиск работы, женитьба. Зато во второй половине жизни наступает время, когда он может развить и собственное внутреннее неповторимое «Я». (63. — С. 121). А Мартин Бубер высказывался об индивидуальности и ответственности самого человека за ее образование еще ярче: «Каждая личность, рожденная в этом мире, — писал он, — представляет собой нечто особенное, никогда не существовавшее прежде, новое, оригинальное, уникальное. Каждый обязан все время понимать, что никогда прежде на свете не жил никто, подобный ему, и каждый поэтому призван осуществить свою собственную миссию в этом мире» (60. — С. 78). А осуществить свою миссию — это означает для человека состояться на наиболее высоком из возможных для него уровнях, живя, поступая, творя в совершенно конкретных исторических условиях места и времени только одному ему присущим образом.

 

О ВОЗДЕЙСТВИИ ХАРАКТЕРИСТИК «Я» ЧЕЛОВЕКА НА ДОСТИЖЕНИЕ ИМ АКМЕ

 

Одной из проблем, которую должна решить акмеология, является проблема связи между уровнем и общественной значимостью личностного и субъектно-деятельностного акме человека и его сущностными особенностями. Естественно, что типичное для человека отношение к себе, привычные для него психические состояния сказываются на оценке им своих возможностей и во многом определяют калибр и социальную значимость его поступков, а также самобытность и яркость его вклада в ту профессиональную область труда, в которой он занят.

 

В большинстве случаев люди способны при создании им для этого определенных условий (например, инициировании большей мотивационной вовлеченности, обеспечении нужными ресурсами для выполнения имеющихся у них замыслов и др.) на более масштабные в общественном их значении поступки, на творчески более оригинальные и даже неординарные деяния, чем те, которые они осуществляют в своем повседневном бытии.

 

Дело в том, что между будничным, так сказать, житейским «Я» человека и его высшим «Я», в котором концентрируется его действительный гражданский и профессиональный творческий потенциал, в подавляющем числе случаев существует зазор. Вместе с тем абсолютное большинство людей привыкает познавать, общаться, трудиться лишь на уровне своего будничного, житейского «Эго» и только с появлением для них очень субъективно значимых, экстраординарных условий они объективируют тот свой потенциал, который обнаруживается у них, когда актуализируется их высшее «Я».

 

А.Маслоу в свое время изучал вершинные переживания — сложные психические состояния, которые, если они возникали у человека, коренным образом его изменяли. Ю.Б.Некрасова — мой сотоварищ по научной группе, работая с заикающимися взрослыми и восстанавливая у них нормальную речь, достигала такого же эффекта. Человек становился больше себя самого (прежнего) и в поступках и в профессиональном труде. Через созданную у него новую меру он начинал воспринимать окружающий мир, себя в этом мире, свои возможности и обязанности в нем. Отстройка от пригибающего к земле прежнего «Эго» способствовала отражению окружающего вне узко индивидуалистических интересов, замене астенических чувств на стенические и трансформации пассивного поведения в активное.

 

И у испытуемых А.Маслоу, и у пациентов Ю.Б.Некрасовой пережитые ими «пиковые состояния», благодаря их закреплению (у Ю.Б.Некрасовой— в ходе социореабилитационной работы с пациентами), теряли характеристики временности и превращались в постоянные свойства личности.

 

Психологической основой этого процесса выступали глубокие изменения в сознании и самосознании, коренная перестройка во всем ансамбле отношений к миру и такой же существенный сдвиг в выражении этих отношений, проявлявшийся в большей позитивной значимости поступков человека для окружающих и в повышении количественно-качественных показателей его работы по специальности.

 

Понятно, что у разных людей масштаб и степень изменений при переходе от старого и привычного для каждого из них «Я» к новому — высшему оказываются неодинаковыми. У одних включенность в содержание этого последнего «Я» потенциалов гражданственности и креативности оказывается более значительной, у других более скромной.

 

И у лиц, считающихся нормальными и не переживающих специально организуемого перехода в познании мира во всех его частных проявлениях, в эмоциональных откликах на них и в характере поведенческих ответов и живущих на уровне «Я» привычно-повседневного, как уже отмечалось, есть, как правило, возможность познавать этот мир, относиться к нему, действовать в нем, на уровне своего высшего «Я», что может проявляться в высокой гражданственности и профессионализме как подлинном мастерстве в избранной области труда.

 

Однако в реальной повседневности у одних людей указанная возможность никогда не реализуется; и они, даже став взрослыми, во всех сферах своей жизни не выходят за рамки обывательского существования и усвоенного раз и навсегда алгоритма выполнения той области деятельности, которая для них является профессиональной.

 

У других, благодаря стечению тех или других объективных и субъективных обстоятельств, жизненная горизонталь ломается и происходит подъем в поступках и в деяниях с уровня тривиально-будничного «Эго» на уровень высшего для них «Я». Если иметь в виду гражданский аспект, это может выразиться, например, в совершении патриотического поступка или героического подвига, в области профессионального труда — в создании неординарного для данного человека произведения, качественного обновления технологического процесса, на который опирался этот человек в своей работе и т.д. У третьих — таких фаз, образно говоря, однообразного и рутинного по форме движения по горизонтали жизненного пути, прерываемого фазами устремления вверх к жизнедеятельности на уровне высшего «Я», может быть много. Наконец, мы можем встретиться и с таким вариантом прохождения жизненного пути человеком, когда жизнедеятельность на уровне рутинного «Эго» для него не будет характерна вовсе, но зато будет типично постоянное поступательное движение к высшему «Я» во всех главных «ипостасях» человека как индивида, как личности и как труженика-творца. Такой человек — стратег, если оценивать содержание его жизненного «сценария» и его реализацию, не только преодолевает узкие психологические границы буднично-рутинного «Эго», но в конце концов, говоря фигурально, начинает жить, побуждаемый только своим высшим гражданским и(или) всецело творческим «Я».

 

Понятно, что в последнем случае речь идет, скорее, об идеале, потому что именно такую модель движения через постоянные «тернии к звездам» удалось осуществить буквально единицам. Но, наверное, правильно утверждает А.А.Мелик-Пашаев, что такие люди, продолжая двигаться в потоке времени, одновременно пребывают и над ним, становятся относительно независимыми от его законов. Воспитывая в себе универсальную отзывчивость, непредвзятый и неутилитарный взгляд на мир, размыкая тиски приземленно плоских и однобоко стереотипных установок по отношению к окружающему, человек готовит себя к возможному для него все более масштабному проявлению своего высшего «Я» и в отношениях с обществом, в котором проходит его жизнь, и в межличностных отношениях, и в труде, являющемся профессией.

 

Именно от этого, а не от сугубо специальных способностей и умений зависит, в конечном итоге, состоится ли он как истинный гражданин своего Отечества, переживающий его боли как свои и откликающийся на них соответствующим поведением, и сможет ли у него действительно по-крупному сложиться его творческая судьба и стало быть достигнуто и настоящее акме.

 

Очевидно, что этот путь человека к себе как к неординарной личности, спокойно обязательно или неистово нетерпеливо утверждающей человечность в себе как в человеке, и к деятелю, умножающему своим трудом и другие подлинные ценности жизни и культуры, есть в то же время путь борьбы с собой, со своим малым наличным «Я» — борьбы, которая, как очень точно отмечает тот же А.А.Мелик-Пашаев, тем более трудна, что его односторонность, слабость и рутину или, наоборот, непривычную эксцентричность или облаченную в популистские одежки поведенческую вертлявость психологически непросвещенному наблюдателю легко принять за неповторимую индивидуальность.

 

Только по мере освобождения от такой «индивидуальности» человек начинает все отчетливее осознавать в чем же его, именно его, истинная суть, отличающая его от других людей, и, отправляясь от нее, делается, если употребить термин А.Маслоу и Э.Шострома, актуализатором личностных и профессионально-творческих возможностей своего высшего «Я».

 

К сожалению, жизнь дает нам и обратные примеры, когда человек, своими поступками и деяниями утвердившийся на уровне своего высшего «Я», под влиянием опять-таки очень определенных и конкретных обстоятельств (невозможность из-за ухудшившегося физического состояния, что называется, выкладываться, боязнь за судьбу своей семьи, страх перед физическими страданиями, которым могут подвергнуть его лично враги, перегрузка нетворческой по своему содержанию, но высокооплачиваемой работой и т.п.) вдруг начинает «дрейф» в сторону своего маленького буднично обывательского «Я».

 

Все сказанное выше, раскрывая взаимосвязи, которые существуют между маленьким, буднично-повседневным «Я» человека и его высшим «Я», и показывая как их конкретное содержательное наполнение сказывается на личностных и субъектно-деятельностных проявлениях человека, решающим образом определяя многие характеристики последних, высвечивает, нам кажется, еще одну важную детерминанту, от которой тоже зависит достижение акме человеком.

 

При этом я бы хотел обратить ваше внимание на один из феноменов, который на уровне идеальном, прежде чем человек начнет реально действовать — совершать поступки и осуществлять деяния, свидетельствующие о включении у него более высокой духовно-нравственной мотивации чем прежде — помогает ему провести переключение с уровня «Я» буднично-повседневного на уровень «Я» высшего. Я имею в виду форму диалога с собеседником, который выступает для него как субъект общения, но воссозданный его воображением.

 

В трудных для них обстоятельствах, попадая в кризисную ситуацию, некоторые люди, ища достойный выход из них, начинают вести мысленно диалог с дорогим для них, чтимым ими, но уже ушедшим из жизни близким человеком, думая, как бы он поступил в сложившихся условиях и одобрил ли он принимаемое решение. Таким воссоздаваемым в воображении субъектом «общения» может оказаться и исторический деятель или литературный герой, запечатлевшийся в нашем сознании как положительно очень значимый и близкий нам человек и одновременно как эмоционально притягательный для нас образец порядочности, высокого чувства долга, бесконечно глубокой преданности делу и подлинного профессионализма. Наконец, некоторые из нас, переживая кризис, могут затеять «диалог» с Богом, персонифицируя его, и через «разговор» с ним принять трудное, но выводящее нас на более высокий нравственно-духовный уровень нашего личного бытия решение и, не сходя с него, начать его выполнять.

 

Может быть я ошибаюсь, но мне представляется: в перечисленных случаях в «оболочке» близких нам людей, в исторических деятелях, в литературных героях, в Боге, с которыми мы ведем «диалог», объективирует себя наша совесть, которая, принимая подобную форму, не позволяет нашему внутреннему миру функционировать на уровне ставших привычными для нас стереотипов.

 

ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ДОСТИЖЕНИЯ ИМ ВЕРШИНЫ В СВОЕМ РАЗВИТИИ

 

Б.Г.Ананьев в своей книге «Человек как предмет познания» специально обращает внимание на то, что, чтобы сказать, почему человек приходит к тому или иному решению, ища выход из какой-то сложной для него ситуации или почему он так, а не иначе реагирует на какое-то событие, происходящее около него, или почему он откликается на еще что-то каким-то образом, то, принимая во внимание действие ряда факторов, ни в коем случае нельзя выпускать из поля зрения и работу его внутреннего мира. И Б.Г.Ананьев подчеркивал, что законы образования и функционирования этого «мира» надо обязательно исследовать, потому что без знания их не будет полного понимания проявления субъективного начала в человеке при отражении им действительности, его отношения к ней и его поведения в этой действительности.

 

Во внутреннем мире человека интегрируются все впечатления, которые давала ему действительность в течение прожитого отрезка жизни, обобщаются и индивидуально-неповторимо систематизируются переживания, вызывавшиеся этими впечатлениями, оцениваются поведенческие ответы его по поводу вышеуказанных впечатлений и собственные поступки, совершенные по личной инициативе.

 

Внутренний мир человека всегда работает, — писал Б.Г.Ананьев. В нем происходит переоценка ценностей, меняются прежние позиции по отношению к новообразованиям, возникающим в обществе и к событиям, происходящим в непосредственном окружении человека. Совершаются изменения в отношениях к конкретным людям; постоянно идет перестройка «Я — концепции»; конкретизируются планы выстраивания собственной линии жизни, рассчитанной на ближайшее и более отдаленное будущее.

 

Само собой понятно, что если сравнивать работу внутреннего мира разных людей, то в ней обнаружатся черты сходства и, конечно, большие или меньшие различия. Сходство, пожалуй, будет заключаться в том, что у каждого человека есть свой внутренний мир. Но эти внутренние миры могут совпадать и различаться по таким признакам, как направления их наибольшей активности деятельности, как широта охвата проблем, которые прорабатываются в этом внутреннем мире, как масштаб или калибр этих проблем, наконец, как конкретная результативность активности этого внутреннего мира.

 

И если теперь более определенно содержательно раскрывать эти признаки, то у одних людей направленность работы их внутреннего мира — их диалогов с собой содержательно вращается вокруг их узко личных проблем, обсуждения и определения путей, если употребить терминологию А.Маслоу, удовлетворения их дефицитарных или непосредственно самых простых житейских потребностей. У других людей названная направленность работы их внутреннего мира нацелена на поиск способов оптимального удовлетворения, если опять использовать терминологию А.Маслоу, бытийных, то есть высших нравственно-духовных потребностей, которые прямо сопрягаются с основными ценностями жизни и культуры и которые по причине каких-то конкретных обстоятельств какой-то своей стороной вторглись как насущная необходимость во внутренний мир человека, который через мучительно напряженный диалог с самим собой принимает отвечающее голосу его совести решение.

 

Таких общечеловеческих проблем, прорабатываемых во внутреннем мире конкретного человека, может быть не одна, а несколько или просто много. И тогда внутренний мир этого человека будет более содержательно богат.

 

Если дальше сравнивать внутренние миры разных людей, то у одних из них по причине меньшего творческого потенциала их интеллекта и более слабой мотивационной заряженности проблемы их внутреннего мира, их осмысления, причины их порождающие, способы их решения — все, что стало содержанием работы их внутреннего мира, оказывается социально легковесным и по своим результатам тривиальным. У других, чей интеллект в творческом отношении мощнее, жизненный опыт богаче, мотивационная зараженность на интенсивную работу внутреннего мира сильнее, результативность этой работы неординарнее и оформление ее итогов определеннее, реалистичнее и конкретнее.

 

Факты жизни подсказывают нам таким образом, что работу внутреннего мира человека можно анализировать, имея в виду калибр личности, внутренний мир которой нас интересует. Так, если мы сравним содержание, широту и глубину работы внутреннего мира Л.Н.Толстого, которая зафиксирована в его дневниках, художественных произведениях, нравоучительных притчах, мудрых мыслях на каждый день, с этими же параметрами внутреннего мира какого-нибудь именитого псевдодемократа — нашего современника — лицемерного радетеля за счастье народное, сразу обнаружится нравственно-духовная убогость и хилость его внутреннего мира, если оценивать по большому счету направленность работы этою мира якобы на поиск реальных путей избавления большинства нашего народа от нищеты, опасности культурного одичания и постепенного вымирания, но зато мы обнаружим в этом «мире» активнейшую работу мысли, направленную на поиск новых, дополнительных способов приумножения своего состояния, обезвреживание соперников, сильнейшие переживания по поводу личных промахов на этом поприще и т.п.

 

Наверное, из сказанного уже становится понятно, что люди с богатым и содержательным в духовно-нравственном отношении внутренним миром одаривают окружающих, а значит и все человечество, поступками и деяниями, которые являются большим или меньшим вкладом в сокровищницу культуры, рассматриваемую в широком смысле.

 

Поэтому перед семьей, школой всех ступеней, средствами массовой коммуникации стоит задача не ограничивать свое видение цели воспитания достижением такого уровня активности познавательного мира, стиля общения людей, выполнения ими своих трудовых обязанностей, которые соответствуют формуле «делай как я» (то есть, как внушают это им семья, школа, СМИ), а непременно идти дальше и развивать у детей, подростков, юношей, взрослых на доступной для каждой возрастной ступени уровне потребность и способность к самостоятельной и творческой работе по своему характеру работе их внутреннего мира, содержанием которой были бы не только проблемы их повседневной жизни — быта, учения, общения, семейных дел, профессионального труда, но и обязательно близкого и далекого социума (Отечества, человечества, планеты Земля), глубоко затрагивающие их, мобилизующие их мысль и реализующиеся в поступках и деяниях, не расходящихся с голосом их совести и являющихся вкладом в ценности жизни и культуры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных