Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа с научной литературой




Работа с научной литературой - основная часть подготовительного этапа работы над диссертацией. Поначалу может показаться, что литература по теме - это бескрайний океан, в котором невозможно найти ориентацию. Однако если выбрать правильный метод последовательного ознакомления с источниками это затруднение будет преодолено и вы в скором времени научитесь свободно ориентироваться в литературе по выбранной вами теме, примете точку зрения одних авторов, критически переосмыслите позиции других и поймете несостоятельность взглядов третьих.

Логическим центром работы над научной литературой является основная проблема диссертации. Проблема и тема - не одно и то же. Проблема - это как бы логический узловой пункт темы, задающий ракурс ее рассмотрения. Она является основной, стержневой для всей работы. Следовательно, у вас должна сложиться четкая, ясная, корректная формулировка данной проблемы. Она может быть осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

Формулировка проблемы научного исследования – это, по сути, кристаллизация вашего замысла. Поэтому правильная постановка проблемы - залог успеха всей работы. Верно поставить проблему можно лишь на основе изучения имеющейся литературы, и для этого вам нужно понять, что в выбранной вами теме уже разработано до вас, что слабо разработано, а чего никто вообще не касался. Все это впоследствии войдет в раздел вашего введения под названием "степень разработанности проблемы". Под таким углом зрения и следует заниматься изучением литературы по теме. Накопив определенный информационный задел, вы сможете с уверенностью отличить подлинную проблему от псевдопроблем - вопросов, обладающих кажущейся значимостью. Полученная из литературы информация служит основанием постановки проблемы.

 
 

Таким образом, весь процесс работы над темой можно схематически изобразить так:

Из схемы видно, какое место в общем процессе занимает работа с литературой. Обращение к литературе, сам ее подбор, логика и последовательность работы над ней определяются спецификой проблемы, а четкость и эффективность ваших усилий зависит от четкости и логической правильности ее постановки.

Проблема - это своего рода граница между знанием и незнанием. Она возникает тогда, когда прежнего знания становится недостаточно, а новое еще не приняло развитой формы. Актуальность темы диссертации, взятая в логическом разрезе, по сути и определяется наличием в науке такой ситуации. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических представлений, т. е. когда ни одна из теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты.

Поставленная проблема находит отражение в формулировке цели исследования во введении к диссертации. В свою очередь цель определяет тактику исследования - последовательность конкретных шагов (исследовательских задач), с помощью которых проблема может быть решена. Вариант решения проблемы, составляющий само содержание диссертации, как мы видели на схеме, первоначально кристаллизуется в виде основной гипотезы исследования. Это пробное решение, которое вы должны проверить и доказательно обосновать в тексте своей работы

Этой задаче в конечном счете и служит работа с литературой. Остановимся, наконец, подробнее на этой части деятельности соискателя.

Едва ли современный образованный читатель нуждается в особых рекомендациях относительно того, как именно читать книгу, как законспектировать научную статью, как выделить и запомнить главное, не загромождая своего сознания второстепенной информацией. Естественно что вам понадобится делать выписки, и делать их оптимальным для себя способом: так, чтобы в дальнейшем вам было легко работать с их помощью.

Добросовестный исследователь создает по своей научной работе своеобразный банк данных. Разные люди делают его по-разному. Одни, читая статьи и монографии, сборники и различные материалы, делают выписки типа конспектов. Другие практически переписывают те или иные работы. Третьи - выписывают лишь цитаты. Сколько исследователей - столько и методов. Ваша задача - выбрать такой метод обработки информации, который лучше всего соответствует вашим индивидуальным особенностям, темпу мышления, объему памяти, широте ассоциативных связей.

Решить для себя вопрос о том, что именно нужно выписывать, достаточно затруднительно. С одной стороны есть опасность, что что-то важное будет упущено, а с другой - то, что выписано будет то, что потом вовсе не потребуется. Поэтому многие диссертанты просто конспектируют работы. В этом случае можно вроде бы избежать опасности пропустить важное (правда, в этом случае не удается отделаться от того, что в конспект войдет много излишнего). Такой метод также плох. Во-первых, в этом излишнем нелегко будет потом вычленить нужное. Для этого потребуется дополнительная работа и дополнительное время. А его-то как раз всегда не будет хватать диссертанту. Во-вторых, такой элемент информационного банка данных как конспект представляет собой ухудшенную копию литературного источника. И однажды уже потратив время на его обработку и написание конспекта, соискатель-диссертант в момент написания текста будет вынужден опять тратить время на обработку этого информационного источника, но уже имея дело с его ухудшенной копией в виде конспекта. А это, естественно, улучшению качества работы никак не способствует.

Бессистемные выписки также не представляют собою хорошего способа создания информационного обеспечения диссертационного исследования. Наиболее удобным, во всяком случае по мнению автора, является способ обработки информации методом составления информационных карточек. Каждый может делать все это по-своему, лишь бы карточки-источники информации максимально эффективно работали на конструирование диссертационного исследования. Такая карточка может выглядеть так:


Лицевая сторона


Оборотная сторона

 
 

 


Для того, чтобы общее построение информационной карточки было более понятным, проиллюстрируем ее конкретным примером.

 

Теория аргументации   Риторика   Риторические фигуры   Тропы переосмыслений  
М Л. Гаспаров Античная риторика как система (Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. М. Наука, 1991С 27-60  
  ГЛ 164.832 00 931 ВГБИЛ
Фигуры переосмысления, тропы, т.е. отклонения от "естественной нормы" в пределах одного слова, речевые фигуры (45) Перенос значения по смыслу дает метафору, сокращенное сравнение (там же) Перенос значения по связи дает метонимию (46) Перенос значения по количеству дает синекдоху (там же)  
         

Оборотная сторона данной информационной карточки будет иметь следующий вид:


Изучение материала нужно начинать с наиболее фундаментальных работ, в которых данная тема освещается в контексте общей парадигмы науки, и двигаться дальше в направлении от общего к частному - от базисных положений к более конкретным. Желательно обращаться к источникам, авторы которых обладают максимальным научным авторитетом в данной области. Ориентация на научный авторитет - это хороший способ отделения достоверной информации от менее достоверной. Однако работа с авторитетными источниками может вызвать у вас тенденцию к прямому заимствованию материала. Ваша задача - постараться найти самостоятельную позицию, которая бы опиралась на все лучшее, что вы сумели почерпнуть из авторитетных источников.

Не следует увлекаться подробным переписыванием источников. Если вы используете в своей работе недостаточно осмысленный вами и мало переработанный материал, это может привести к тому, что текст вашей диссертации не будет обладать собственной органичной логикой, а превратится в нечто механически сочлененное, "шитое белыми нитками". Вы должны понимать, что необходимым условием присутствия элемента новизны в вашей работе является ваше собственное достаточно глубокое осмысление темы в целом.

Всегда остается возможность, что часть выписанной вами информации все же окажется бесполезной. Это необходимые издержки вашей научной работы. Но ни коем случае не стоит пытаться загнать в диссертацию весь собранный вами материал. Это как раз тот случай, когда количество может и не перейти в качество. Обилие необязательных для вашего изложения цитат и звучных имен, без которых вполне можно было бы обойтись, вовсе не является достоинством. Все это только загромождает текст и делает расплывчатой мысль, которую вы хотели донести.

Тем не менее, если вы занимаетесь исследованием в области конкретных наук, для вас может оказаться весьма полезным обратиться к работам общеметодологического и философского характера, к трудам философов-классиков. Из них можно всегда выбрать доступные пониманию положения, которые будут работать на раскрытие вашей темы.

Вслед за фундаментальными работами вам предстоит заняться конспектированием научных статей по вашей теме в периодических изданиях. Для того чтобы разобраться в содержании статьи необходимо исходить из ее специфики.

Научные статьи гуманитарного характера гораздо в большей степени насыщены словесными рассуждениями и аргументацией. Достоверность гуманитарного знания - принципиально иная, чем достоверность точного. В статьях такого рода важное место занимает мировоззрение автора, его этические, политические, идеологические взгляды. Ввиду того, что гуманитарные статьи обладают такой специфической достоверностью, содержащаяся в них информация может содержать неточности, полемические преувеличения, а также иногда искажения, вызванные политической конъюнктурой. Поэтому при работе с подобными статьями вам следует особенно внимательно отделять главное от второстепенного, достоверное от наносного.

Информация, полученная из источников, может использоваться в тексте диссертации прямо или косвенно. Косвенно - это либо внутри вашего авторского текста в органически переработанном виде, либо в виде косвенных цитат. Косвенная цитата - это расширенный пересказ в произвольной форме содержания источника со ссылкой на него, но без кавычек. Прямое использование информации - это использование в виде прямых цитат, которые обязательно должны быть закавычены и снабжены ссылкой на автора. Цитаты используются для того, чтобы с максимальной точностью передать авторскую мысль с целью ее дальнейшего использования для обоснования своих доводов или для полемики с автором. Цитаты можно использовать также и для иллюстрации собственных суждений. Однако соискатель должен тщательно следить за правильностью цитирования. Неполная, неправильная, умышленно искаженная и подогнанная под цели диссертанта цитата вовсе не украшает его работу и коверкает смысл цитируемого произведения.


ГЛАВА 3.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных