Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ростовский государственный университет




На правах рукописи

Иванов Николай Сергеевич

СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ

В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ: ОПЫТ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА

Специальность 09.00.11 - "Социальная философия"

(социологические науки)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Научный руководитель -

доктор социологических наук,

профессор И.В. Петров

Ростов-на-Дону-1999'


Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Введение к диссертации. Введение представляет собой наиболее ответственную часть диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранный метод (или методы) исследования, теоретическая значимость и прикладная ценность полученных результатов, а также положения, выносимые на защиту.

По поводу актуальности выбранной темы уже достаточно было сказано выше. С точки зрения композиционной структуры диссертации обоснование актуальности темы обычно занимает примерно одну-две страницы введения. Оно должно содержать объяснение того, почему к данной теме следует обратиться именно сейчас, какова в этом научная и практическая необходимость, в каком состоянии находятся современные научные представления о предмете исследования. За обоснованием актуальности должен следовать раздел, посвященный степени научной разработанности проблемы. В этом разделе нужно перечислить прошлых и современных, отечественных и зарубежных ученых, занимавшихся вашей проблемой в различных ракурсах, указать имеющиеся недостаточно освещенные пункты, а также искажения, обусловленные недостаточной освещенностью темы в отечественной литературе, если таковые имеют место. В вашу задачу входит обоснование обращения именно к этой теме, вы можете мотивировать его, например, недостаточной исследованностью темы или наоборот, обилием неизвестного отечественному читателю материала по ней в зарубежной литературе, который, с вашей точки зрения следовало бы ввести в научный оборот[1]. Вы должны продемонстрировать, насколько освоились в теме, а также насколько овладели методами научной работы с текстами и библиографическим материалом, насколько можете оценить вклад ваших предшественников и современников в решение данной проблемы. Принципиально важно не пройти мимо особо значимых работ, дать всем им обоснованную критическую оценку, отметить их главные достоинства и недостатки. Следует быть объективным и в оценке собственного вклада в рассмотрение темы. Иногда соискателю без достаточных на то оснований кажется, что до него никто не обращался к этой теме и не приходил к таким выводам. Если у вас тоже возникло аналогичное ощущение, не торопитесь сообщать об этом в тексте введения. Тщательно проанализируйте всю имеющуюся литературу, проконсультируйтесь с руководителем, а потом уже делайте столь широкомасштабные заявления для научной общественности.


ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. Методологические проблемы исследования социализации студенческой молодежи………………………………………………………………..15

1.1. Студенчество в структуре современной молодежи…………………………15

1.2. Социализация в вузе: концептуализация понятия…………………………35

ГЛАВА 2. Социальные детерминанты социализации студенчества в кризисном обществе …………………………………………………………….60

2.1. Рынок труда как фактор профессионально

-образовательной социализации……………………………………………….60

2.2. Ценностные ориентации студенчества в условиях

модернизации базовых ценностей российского общества………………….79

2.3. Рыночные преобразования в вузе как

фактор профессиональной социализации студентов………………………100

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..125

Библиографический список использованной литературы ………………132

Приложения……………………………………………………………………..145


Далее делается плавный логически обоснованный переход к формулировке лично вашего места в исследовании проблемы. Вы очерчиваете это место, формулируя цель диссертационного исследования и его задачи - иначе говоря, его стратегию и тактику. При этом необходимо помнить, что перечисление задач имплицитно задает план и внутреннюю логику текста.

Далее формулируется объект исследования - та сфера объективной действительности, на которую направлен ваш научный поиск, и его предмет - та часть изучаемого явления, которая будет рассматриваться в диссертации непосредственно указываются методы исследования и обосновывается их применение. Далее формулируются объект и предмет исследования. Объект (научного исследования) - это избранный элемент реальности, который обладает очевидными границами, относительной автономностью существования и как-то проявляет свою отделенность от окружающей его среды. Объект порождает проблемную ситуацию и избирается для изучения. Предмет (научного исследования) - логическое описание объекта, избирательность которого определена предпочтениями исследователя в выборе точки (мысленного) обзора, аспекта, "среза", отдельных проявлений наблюдаемого сегмента реальности.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Мастерство в определении предмета традиционно связывается с тем, насколько исследователь приблизился при его идеальном конструировании 1) к сфере наиболее актуальных динамических состояний объекта (возможность объяснить происхождение и развитие, генезис; либо проявляющиеся внешне противоречия явления) и 2) к области существенных связей и элементов, изменение которых оказывает влияние на всю систему организации объекта.

Не обязательным, но желательным условием является упоминание во введении к работе о структурных этапах дальнейшего изложения и обоснование логики его построения.

Основная часть работы должна согласовываться в своей структуре с планом диссертации. В ней подробно излагаются ход вашего исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

Заключительная часть диссертации, или просто заключение, должно содержать сделанные вами по результатам всей работы выводы. Эта часть, самая краткая по объему, имеет особую важность, ибо именно в ней в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены на суд ученого сообщества итоговые плоды вашего труда. Заключение - это не простое суммирование достигнутых результатов, а своего рода синтез, в котором органично соединяются эксплицитный и имплицитный уровни изложения, отдельные результаты по теме и совокупный итог вашей работы в целом. В заключении вы должны соотнести полученные выводы с целями и задачами поставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные выводы, оценить успешность собственной проделанной работы. Иногда целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его по пунктам, в каждом из которых выделив и обосновав один конкретный вывод. Если ваша работа наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также следует оговорить в заключении. Следует и оценить открывающуюся на основе результатов вашей работы перспективу дальнейших исследований по данной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать имеющиеся побочные результаты и идеи и оценить возможные перспективы их научного развития.

Вслед за заключением обычно приводится библиографический список использованной литературы. Это перечень использованных автором в ходе работы над темой литературных источников.

Каждый включенный в такой список литературный источник должен быть отражен в рукописи диссертации. Если вы ссылаетесь на какие-то факты, взятые из работ других авторов, то следует обязательно указать в подстрочной ссылке, откуда взяты приведенные материалы. Не стоит включать в библиографический список те источники, на которые нет ссылок в тексте диссертации и которые вы не использовали, а также энциклопедии, справочники, научно-популярные книги, газеты. Если есть необходимость в использовании таких изданий, то следует привести их в подстрочных ссылках.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части диссертации, помещают в приложении.

По содержанию приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные положения из инструкций и правил, ранее неопубликованные тексты, переписка и т.п. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты.

Приложения помещаются в конце диссертации. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в нравом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в диссертации более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №). например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме.

Рубрикация текста

Текст диссертации, как всякий текст, должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов - глав и параграфов, отделенных друг от друга заголовками, нумерацией в виде римских и арабских цифр, а также латинских или греческих букв. Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри мельчайшей самостоятельной единицы - параграфа с помощью абзацев -отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы делаются для того, чтобы более зримо проступили логические переходы внутритекстуального характера. Поэтому их можно рассматривать как композиционный прием, направленный на выделение логических акцентов, недоступных для выделения другими способами.

Логическая целостность высказывания, присущая абзацу, облегчает восприятие текста. Поэтому правильная разбивка текста диссертационной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

На более крупные части работа должна делиться согласно внутренней логике текста. Например, когда вы делите главу на параграфы, принцип деления состоит в том, чтобы параграфы не дублировали друг друга по смыслу и в своей сумме полностью исчерпывали содержание главы в целом.

Несоблюдение этого правила может вызывать ошибки. Например, глава может оказаться по смыслу уже общего объема составляющих ее параграфов - содержать лишние по смыслу параграфы. А может получиться противоположная ситуация, когда количество параграфов недостаточно для исчерпывающего раскрытия темы главы.

Деление главы на параграфы должно осуществляться на протяжении всей главы по одному и тому же признаку. Например, если глава называется "Основные формы религиозного опыта" и разбита на параграфы: 1) экстравертный опыт, 2) интровертный опыт и 3) теистический опыт, то такое деление окажется неправильным, поскольку осуществлено не по одному признаку, а по двум сразу. Поэтому первые два параграфа классификации разделяют религиозный опыт по психологическому критерию, а последний параграф вносит содержательный критерий. В действительности же теистическим может быть как экстравертный, так и интровертный опыт.

Параграфы на которые делится глава не должны сами соотносится друг с другом как часть и целое. Например, так, нельзя с точки зрения логики признать правильным деление главы «Учащиеся, нуждающиеся в специальных методиках обучения» на параграфы: 1) дети, отстающие в развитии 2) дети, отстающие в развитии речи и 3) дети, с органическими отклонениями от нормы. Ошибка здесь в том. что дети, отстающие в развитии речи, в действительности представляют собой подгруппу детей, отстающих в развитии. и таким образом, второй параграф является частью первого по содержанию.

Деля главу на параграфы, не следует перескакивать через отдельные классификационные виды. Например, если главу «Виды предложений» разделить на три параграфа: 1) простые предложения, 2) сложносочиненные предложения и 3) сложноподчиненные, то это явная логическая ошибка смешения в одном ряду понятий различной степени рубрикации. Ошибку можно было бы исправить, разбив главу только на два параграфа: 1) простые предложения и 2) сложные предложения, которые в свою очередь могут быть разделены на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Главы и параграфы следует озаглавить так, чтобы название точно соответствовало содержанию относящегося к нему текста. В заголовках нужно избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, математических формул. Заголов ки должны быть достаточно краткими, то есть в них не должно быть лишних слов, но они не должны состоять и из одного слова. Односложный заголовок утрачивает конкретность и приобретает нежелательную для отдельной главы или параграфа широту. Не следует растягивать название главы или параграфа на несколько строк, даже если иначе трудно передать с достаточной точностью содержание главы.

Главы и параграфы должны быть не только названы, но и пронумерованы. Для этого используются римские и арабские цифры, прописные и строчные буквы в сочетании с делением на абзацы. Части нумеруются при помощи слов (часть первая), разделы - при помощи прописных букв, главы - римских цифр, параграфы - арабских цифр. Классификации внутри текста организуются с помощью русских или латинских строчных букв. В последнее время входит в моду чисто цифровая нумерация в соответствии с которой самые крупные части нумеруются одной цифрой, их подразделы - двумя цифрами - номером части и номером раздела (например, раздел 21), параграфы подразделов - тремя цифрами (2.1.3). Такая система допускает отсутствие слов "часть", раздел", "глава", "параграф".






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных