Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Терапевтические предложения 2 страница




Когда клиент приходит с конкретным запросом, например, «выйти из депрессии*, терапевт соглашается сконцентрироваться именно на этом аспекте. Терапевт также поддержит любые поведенческие из-менения, которые выберет клиент. Однако гештальт-терапевт никогда не согласится работать с запросом, если это ограничит его, как терапевта. Мы считаем, что вопрос здесь не в наличии или отсутствии запроса как такового, а в том, насколько поставленная цель соответствует духу гештальт-терапии. То есть, подразумевает ли запрос клиента стремление прояснить, что действительно происходит. Некоторые клиенты будут полностью удовлетворены, услышав от вас объяснение такого рода:

Клиент: Мне надоело, что все мои отношения с людьми плохо заканчиваются. Я бы хотел с этим поработать.

Терапевт: Не могу гарантировать успеха, однако сделаю всѐ, чтобы помочь вам понять, что происходит в ваших отношениях и какова доля вашей ответственности за то, что в них происходит.

Кроме того, вы всегда можете сказать, что не работаете с определѐнными запросами (например, сугубо поведенческого характера), предложив клиенту обратиться к другому специалисту. Однако, как вы могли понять из предыдущих глав, мы считаем, что гештальт-терапевт может работать с конкретными запросами, соблюдая при этом принципы феноменологии, диалогических отношений и теории поля. Более того, мы убеждены, что и диагностика, и терапевтический договор имеют право на существование в рамках гештальт-подхода. То же самое относится к краткосрочной терапии.

Психотерапевты давно спорят о том, не приносит ли долгосрочная терапия больше вреда, чем пользы и эффективна ли краткосрочная терапия в принципе. Краткосрочная терапия хороша тем, что не даѐт клиентам почувствовать себя «больными», а так же не способствует развитию патологии или зависимости. Кроме того, такая терапия дешевле, сильнее мотивирует клиента и, наконец, нагляднее демонстрирует свою эффективность (или наоборот). В нашей практике были клиенты, которым удавалось за краткий срок добиться очень глубоких изменений. Но практика также показывает, что по-настоящему основательная работа требует месяцев или даже лет доверительных отношений (особенно это касается работы со стыдом или сексуальным насилием). Мы также сомневаемся с том, что клиенты способны за короткий период должным образом переработать свои инсайты.

Эксперимент: Вспомните, какие важные изменения произошли с вами в терапии. Могли бы они произойти за 6-12 сессий? Если нет, то почему? Вспомните последнюю из актуальных для вас проблем (может быть, вредную привычку: курение, чрезмерное употребление алкоголя, постоянные опоздания или отсрочки). Представьте, что вы пришли с ней к терапевту и услышали, что у вас есть только шесть встреч для еѐ решения. Что бы вы почувствовали?

Мы убеждены, что краткосрочная терапия сама по себе является очень перспективной интервенцией. Конечно, в идеале речь должна идти не об «ограниченной по времени» терапии, а о терапии, «чувствительной ко времени». В последнем случае и клиент, и терапевт внимательны к потребностям клиента и его жизненным, финансовым и др. обстоятельствам. Сначала заключается договор на одну сессию, потом - на четыре, на двенадцать и, наконец, на неограниченное число встреч, если это действительно необходимо. Интересно отметить, что если клиент и терапевт договорились о двенадцати встречах, клиент непременно посетит все двенадцать, даже если ему хватило шести. Нам кажется, что расписание существует для клиента, а не клиент для расписания, поэтому, безу-словно, есть смысл концентрироваться на потребностях клиента, а не на соблюдении формальностей.

Однако реальность зачастую такова, что терапевт вынужден работать в соответствии с требованиями медицинских учреждений, и тоща, конечно, строгие временные рамки неизбежны. Гештальт-терапевт должен уметь по максимуму использовать отведѐнное ему время. Если вы работаете в таких условиях, мы настоятельно рекомендуем обратиться к супервизору, который не только имеет обширный опыт работы в краткосрочной терапии, но и является еѐ страстным приверженцем. Это поможет вам не зацикливаться на том, что долгосрочная терапия предпочтительнее («К сожалению, я могу предложить вам лишь 6 встреч») и видеть плюсы в чѐтко определѐнных сроках.

Отбор клиентов

Существует набор факторов, свидетельствующих о том, что

краткосрочная терапия будет максимально эффективной для клиента.

· Клиент в состоянии быстро установить доверительные отношения с терапевтом, то есть ему не понадобится много времени на то, чтобы вынести на обсуждение личные вопросы.

· У клиента психотерапевтический тип мышления то есть он видит, что проблема связана с его собственными взглядами и мнениями.

· Клиент приходит к вам с конкретным запросом, который может быть проработан за ограниченное число сессий, даже если на самом деле этот запрос — лишь верхушка айсберга.

· Клиент готов взять на себя ответственность за свою роль в проблемной ситуации.

· Клиент готов проявлять активность, меняться.

· У клиента достаточно ресурсов самоподдержки и поддержки извне.

· У клиента достаточно мотивации, чтобы вести по-настоящему интенсивную работу.

Работа с медицинскими центрами и организациями

Некоторые медицинские центры и организации ограничивают терапевта сроками от двух до четырѐх сессий или от шести до двенадцати. Следовательно, при заключении контракта необходимо это учитывать.

Если клиент пришѐл к вам по рекомендации врача, есть смысл прояснить, чего от вас хочет другой специалист и с какими ожиданиями он направил к вам клиента: «Что врач рассказал вам о психотерапии? Объяснил ли он, чем психотерапия может вам помочь? Какого результата вы ожидаете от нашей работы?»

Заранее проговорите с организацией вопрос о конфиденциальности: какого рода информацию вы должны быть готовы предоставить, если это необходимо, и в каких случаях вы можете нарушить конфиденциальность (например, если клиент явно склонен к суициду). Обязательно проинформируйте клиента об этих условиях.

Не забывайте, что работа в организации подразумевает заключение сразу нескольких контрактов: с организацией, с клиентом, с супервизором, с организацией, в которой работаете вы, между организацией и вашим супервизором и т.д.

Терапевтический договор

В первой главе мы уже обсуждали этот вопрос со всеми подробностями. Некоторые терапевты ешѐ до первой встречи высылают своим клиентам небольшую анкету, чтобы иметь представление о терапевтическом опыте клиента, его статусе и его ожиданиях, а также брошюру с разъяснениями, касающимися процесса терапии, чтобы сэкономить время сессии. Другой вариант — обсудить всѐ вышеперечисленное во время первой встречи с клиентом:

«Сегодня мы проведѐм ознакомительную сессию, чтобы выяснить, подходят ли вам мои услуги». Проговорив это в самом начале, терапевт не будет испытывать смущения в конце сессии, когда придѐт время решить, будет ли он сам работать с клиентом, или перенаправит его к другому специалисту.

То же самое относится к прояснению запроса клиента и определению сроков терапии. Если вы чувствуете, что клиент слишком растерян или переполнен чувствами, чтобы чѐтко сказать, чего он хочет от терапии, вы можете заключить мини-контракт на несколько сессий, за которые вы совместными усилиями попробуете прояснить цель терапии. Возможно, во время этих встреч вам придѐтся выстроить иерархию потребностей клиента, чтобы понять, какое направление является для него приоритетным. Иногда имеет смысл выделить из общего списка одну или две проблемы для работы (несмотря на то, что это может в какой-то степени нарушать диалогический принцип отношений с клиентом). После того, как приоритеты расставлены, обязательно поинтересуйтесь: «Как вам прошедший час? Что вы об этом думаете? Как вам было работать со мной? Думаете ли вы, что терапия вам поможет?» Обратная связь позволит вам увидеть, насколько эффективной была работа и какие изменения стоит в неѐ внести.

Диагностика

Хотя, на наш взгляд, диагностика не является важной частью гештальт-терапии, тем не менее, мы настоятельно рекомендуем вам в целях вашей собственной безопасности задать клиенту несколько вопросов о попытках суицида, психических заболеваниях и т.д. Как правило, гештальт-терапевты не считают необходимым ставить клиенту диагноз, с которым терапевт и клиент будут работать. Обычно терапия начинается с проработки наиболее актуальных на данный момент проблем. Позже терапевт видит картину в целом, и тогда может составить более-менее чѐткое представление о том, что происходит с клиентом. Практика показывает, что в этом смысле бесценно мнение самого клиента: спросите, как в его жизни происходят изменения, почему он решил обратиться к терапевту именно сейчас и как он справлялся с такими кризисами в прошлом.

Рекомендации

Гештальт-терапевт начинает работу с установления диалогических отношений. Феноменологический подход, в основе которого лежит принцип парадоксального изменения, оказывается действенным даже в узких рамках краткосрочной терапии. Однако в таком случае терапевту следует максимально быстро создать терапевтический альянс с клиентом. Предлагаем вам несколько полезных советов:

· Заострите внимание клиента на связи между его отношением к тому, что с ним происходит, и результатом, который он получает.

· Обращайте внимание лишь на детали, которые значимы для того, чтобы двигаться дальше.

· Постарайтесь вычленить из рассказа клиента максимально определѐнную фигуру, с которой можно будет работать. Например, если клиент говорит, что хочет быть более агрессивным, попробуйте свести эту тему к конкретным ситуациям из жизни клиента, когда он был недостаточно агрессивным. Обратите внимание на фон: «Как другие реагируют на вашу агрессивность?»

· Убедитесь, что вы действительно работаете с самой важной проблемой или фигурой, которая выделилась из фона. Фигура должна быть ясной и чѐткой. Как говорил Игве, «самое главное, чтобы самое главное было самым главным!»?

· Предлагайте клиенту упражнения, которые помогут прояснить или расширить центральную тему (а не найти решение проблемы!), например: «Представляя себе эту ситуацию, попробуйте почувство-вать пол под ногами».

· Избегайте переноса, проговаривая его появление и пытаясь с ним бороться.

· Фигурой может стать любая проблема, как в прошлом, так и в настоящем: потеря работы, тяжѐлая утрата и т.п. В таком случае не забывайте время от времени прерывать клиента, проясняя, что для него этот кризис в контексте «здесь и сейчас».

· Держитесь тактики «строгой последовательности», описанной Польстером. Такая тактика даѐт отличные результаты, когда речь заходит о сужении или, наоборот, расширении фокуса терапии. «Строгая последовательность» - термин Ирвина Польстера, означающий такой вид терапевтической работы, когда терапевт не позволяет ни себе, ни клиенту уходить в сторону от обсуждаемой проблемы» постоянно апеллируя к тому» что происходит здесь и сейчас. «Строгой последовательности» противопоставлена «свободная последовательность», допускающая обращение терапевта к его собственным воспоминаниям и т.п.

· Полезно давать клиенту «домашнюю работу» - задание, которое он должен будет выполнить между сессиями, например, практиковать новый способ поведения или записывать случаи, когда испытывает тревогу.

· Очень важно вести счѐт сессиям. Заканчивайте каждую встречу словами: «Это была наша пятая сессия. Нам предстоят ещѐ три. Как вам это?»

· Во время супервизорских сессий старайтесь прорабатывать все трудные моменты. Цените любую возможность чему-нибудь научиться, а не представить на суд супервизора блестящие результаты своей работы. Работайте с супервизором так же, как с клиентом; установите контакт, выделите фигуру и только после этого приступайте непосредственно к терапии. Многим терапевтам требуется усилие и для того, чтобы избавиться от беспокойства о недостаточном количестве сессий (как часто делают клиенты) и справедливо оценить, что они успели сделать для клиента. И терапевту, и клиенту следует принять своѐ сожаление об упущенных шансах, побыть со своими разочарованием, злостью и печалью.

Заключение

Как правило, терапевт сам определяет срок терапии - если, конечно, нет ограничений со стороны организации. Краткосрочная терапии очень часто оказывается неэффективной при работе с такими проблемами как, например, личностные конфликты, нарушения развития, детские травмы и т.п., то есть с вопросами, для рассмотрения которых необходимы долгосрочные доверительные отношения с клиентом. В то же время краткосрочная терапия, как правило, очень гибкая и эффективная в смысле соотношения времени и результата; она дешевле и часто действительно помогает клиенту. Кроме того, такая терапия хорошо знакомит клиента с терапевтическим процессом, закладывая надѐжные основы для последующей краткосрочной или уже долгосрочной работы.


Глава 13. Групповая терапия

Групповая работа — один из самых интересных видов гештальт-терапии.

Во-первых, ни один вид терапии не предоставляет таких богатых возможностей для эксперимента.

Во-вторых, очень мощным ресурсом является общение между участниками группы, которые свободно выражают свои чувства и реагируют на то, что происходит в поле. В группе клиенты могут отрабатывать новые способы общения с окружающими «на живом материале» и получать необходимую поддержку; упражняться в самовыражении и практиковать разные способы поведения; на практике наблюдать, как работают старые паттерны, и как они проецируют на других людей свои отношения в семье или школе. Кроме того, участники могут давать и получать обратную связь совсем не так, как в отношениях с терапевтом. Эта обратная связь — один из самых ценных моментов в групповой терапии. Все участники группы равны и максимально откровенны в отношениях друг с другом. Такие честные, прямые отзывы из круга ровесников относительно того, как человека воспринимает окружающий мир, являются очень мощным терапевтическим инструментом.

Для того, чтобы создать в группе максимально безопасную, но при этом рабочую атмосферу, терапевт должен принять во внимание огромное количество деталей: отбор участников группы, стадии группового развития, контакты между участниками, правила группы, роли участников и запрет на «навешивание ролей», групповую динамику и т.д. Объѐм нашего пособия не предполагает подробное обсуждение деталей. К счастью, существует достаточное количество хорошей литературы на эту тему (см. раздел «Рекомендованная литература»).

В этой главе мы постараемся дать краткую характеристику наиболее распространѐнным типам ведущих групп, что, как мы надеемся, позволит посмотреть на групповую работу изнутри.

13.1 Авторитарный ведущий

Первый тип ведущего - традиционный, уходящий корнями в труды основателей гешталът-терапии (Фредерика Перл за и др.). В такой группе ведущий играет роль эксперта; он занимает особую позицию среди участников. Такие группы ещѐ называют группами «горячего стула». В соответствии с названием, участники каждый раз выбирают, кто займѐт «горячий стул», чтобы проработать свою проблему с ведущим. Ведущий работает в таком случае как терапевт, а остальные участники группы присутствуют в качестве свидетелей, поддерживая того, кто выходит на сессию, давая ему обратную связь и, конечно, принимая участие в упражнениях. Разумеется, то, что происходит в круге, как-то затрагивает и всех остальных участников группы. Они делятся своими наблюдениями в обратной связи, рассказывая, какие чувства вызвала у них работа, какие темы она подняла для них и т.д. Затем «горячий стул» занимает следующий участник. Таким образом, для групповой терапии тоже характерна своя динамика, развивающаяся по мере того, как «здесь и сейчас» появляется фигура.

Пример

Тема сессии Джанис — неумение проявлять настойчивость в общении с коллегами. По ходу сессии выявляется интроект: «С людьми спорить нельзя». Так всегда говорила мама Джанис. Тренер предлагает Джанис попробовать поспорить с участниками группы. Сначала Джанис явно волнуется, но постепенно, получая поддержку от группы, обретает уверенность и говорит одному участнику, что ей не нравятся его носки, а другому — что она не согласна с его отношением к браку. Когда сессия заканчивается, другой участник группы, Том, восхищается мужеством Джанис, но при этом говорит, что испытывал страх во время упражнения, потому что не хотел крупной ссоры. Тренер работает с Томом над его детскими воспоминаниями о ссорах родителей. После этого другой участник, Уилл, выражает своѐ удивление тем, что многие боятся ссор. Сам Уилл только что осознал, что во время ссоры с кем-то чувствует себя более сильным и узренным, чем обычно, и ему бы хотелось поработать с этим новым для него чувством. Тренер предлагает Уиллу исследовать отношения между ними как клиентом и терапевтом. По ходу сессии выясняется: на самом деле Уилл очень боится, что если он будет выглядеть слабым, соперник одержит над ним верх.

13.2 Ведущий-координатор

Задача ведущего-координатора — помочь участникам быть друг с другом здесь и сейчас. Он постоянно интересуется, что происходит с каждым из участников, приглашает их проверять на практике, насколько действительность соответствует их ожиданиям, и просит участников делиться с группой своими мыслями и чувствами: «Что вы чувствуете здесь и сейчас, находясь в группе?»

Как правило, акцент в такой группе делается на работу с групповой динамикой (т.е. на отношения между участниками, перенос и т.д.). Цель участия в такой группе — узнать что-то о себе, опираясь на то, что с тобой происходит в группе. Участники группы имеют возможность осознать, как они совместными усилиями создают пространство группы и как они могут это пространство менять. Для ведущего-координатора возможны два стиля поведения. Первый стиль не предполагает вмешательства ведущего в общение между участниками группы и проведение интервенций только в том случае, кота это необходимо.

Пример

Джанис рассказывает о своѐм неумении проявлять настойчивость в общении с коллегами. Ведущий ничего не предпринимает, ожидая откликов со стороны участников группы. Участники реагируют на рассказ Джанис по-разному: некоторые расспрашивают о подробностях, некоторые — делятся сходным опытом. Уилл сове-тует Джанис послать коллегу к чѐрту. Как только Уилл произносит эти слова, Джанис смущается и умолкает. Тогда вмешивается ведущий: «Джанис, что ты сейчас чувствуешь? Похоже, что реплика Уилла тебя задела».

Джанис: Мне кажется, что Уилл не понимает, как мне тяжело.

Неловкое молчание.

Ведущий: Скажи Уиллу, что с тобой произошло, когда ты услышала его слова?

Джанис: Уилл, ты меня не понимаешь. Как бы я могла сказать такое коллеге? Это невозможно, это просто нелепо.

Ведущий: И что ты чувствуешь, когда тебе предлагают такую нелепость?

Джанис: Уилл, я немного злюсь на тебя.

Уилл (широко улыбается): Это твои проблемы.

Джанис отводит глаза.

Ведущий: Скажи ему, что ты чувствуешь.

Джанис (снова смотрит на Уилла): Я хочу, чтобы ты серьѐзно относился к моим проблемам. Мне важно твоѐ мнение.

Уилл (выглядит немного смущѐнным): Прости, просто мне легко даются споры. Мне приятно, что моѐ мнение для тебя важно.

Джордж: Джанис, ты только что сказала человеку, что тебе что-то не нравится! И у тебя отлично получилось! Мы редко спорим друг с другом в группе. И я сам часто оставляю эту функцию Уиллу, ему это даѐтся легко. Я бы хотел попробовать сказать о своих чувствах.

Том: Джордж, сегодня вечером, когда мы пришли на группу, мне показалось, что ты на меня злишься. Это так?

Джордж: Нет. Но теперь я понял, что хочу тебе кое-что сказать...

Второй стиль поведения ведущего-координатора - более активное участие в групповой динамике. Такой ведущий воспринимается участниками как своего рода «председатель собрания», но при этом не является «экспертом». Он свободно делится своими мнениями и чувствами с членами группы.

Придерживаться такого стиля поведения довольно трудно. В начале существования группы ведущему приходится постоянно сдерживать себя, чтобы не оказаться в глазах участников в позиции эксперта, направляющего групповой процесс в нужное русло. Только со временем, когда участники группы становятся более уверенными в своих терапевтических способностях по отношению друг к другу, ведущий может расслабиться и вмешиваться в групповой процесс, только когда ему покажется необходимым. Ведущий такой группы делает акцент на диалогичность и феноменологический подход. Он свободно говорит о своих собственных мыслях и чувствах, включается в работу группы и грамотно устанавливает контакт с участниками, привлекая феноменологию, когда это необходимо.

Пример

Джанис рассказывает о своѐм неумении проявлять настойчивость в общении с коллегами. Ведущий ничего не предпринимает, ожидая откликов со стороны участников группы. Участники реагируют на рассказ Джанис по-разному: некоторые расспрашивают о подробностях, некоторые — делятся сходным опытом. Уилл сове-тует Джанис послать коллегу к чѐрту. Как только Уилл произносит эти слова, Джанис смущается и умолкает.

Ведущий: Джанис, я чувствую себя неловко. А что ты сейчас чувствуешь?

Джанис: Я подумала, что Уилл не понимает, как мне тяжело.

Том: Я тоже так думаю. Джанис не может послать коллегу к чѐрту.

Уилл: Может, это и правда будет слишком резко. Но она может просто попросить его не вмешиваться.

Лаура: Тебе легко говорить, Уилл. А я бы, например, не смогла.

Уилл: Джанис — не тепличное растение.

Том: Мы так и не считаем. Мне кажется, ты просто провоцируешь ссору.

Ведущий: Интересно. Я понял, что тоже хочу присоединиться к спору о том, что будет лучше для Джанис. Джанис, как тебе то, что сейчас происходит?

Джанис: У меня ощущение дежа вю. Мои домашние всегда спорили о том, что будет лучше для меня. При этом я чувствовала, что куда-то проваливаюсь.

13.3 Сочетание разных стилей

Ведущий группы также может комбинировать разные стили. Например, если групповая работа вращается преимущественно вокруг динамики, то время от времени ведущий может брать управление в свои руки и проводить, к примеру, индивидуальные сессии с участниками. Однако нельзя при этом забывать, что проводя такие сессии, ведущий оказывается в позиции эксперта и реакция группы будет соответствующей. Всегда есть риск, что в дальнейшем группа будет неосознанно перекладывать на ведущего ответственность за то, что происходит. Следовательно, чем реже ведущий предпринимает интервенции, тем лучше: участники видят, что именно им принадлежит власть в группе. Если же ведущий решает на какое-то время присвоить эту власть, можно сделать это, например, таким образом: «Если вы не против, могу предложить упражнение». Так группа видит, что ведущий занимает позицию лидера, только договорившись об этом предварительно с участниками. Если у группы два ведущих, полезным для участников будет видеть несогласие между ними относительно того, в каком направлении следует двигаться группе. Ведь в жизни всегда есть несколько «правильных путей».

13.4 Работа со сновидениями

Перлз утверждал, что сны — «прямая дорога к гармоничному самосознанию». Он считал, что любой сон - важное с экзистенциальной точтзрения послание и все составные части сна непосредственно связаны с характеристиками личности сновидца, которые не всегда полностью им осознаются.

Следовательно, сны состоят из проекций сновидца и характеристик его личности. В таком случае, задача терапевта — помочь клиенту принять отвергаемые свойства личности, которые проецируются во сне на людей или предметы.

Исидор Фромм считал, что «сон — это нспроекция, а ретрофлексия»58. И тогда работа терапевта сводится к тому, чтобы помочь клиенту осознать и выразить те чувства, которые он ретрофлексирует.

В психотерапии существует много разных способов работы со сновидениями. При этом сон не обязательно должен быть завершѐнным. Существуют техники, позволяющие работать с отдельными частями снов или даже с теми чувствами, которые клиент испытывал, проснувшись, поскольку очень часто то, что клиенту удаѐтся вспомнить, — и есть незавершѐнный гештальт. Перлз отдельно подчѐркивал, что в гештальт-терапии нет места интерпретации снов. По Перлзу, только клиент может понять значение своего сна — тщательно исследуя его с помощью терапевта. Он верил, что сон, особенно повторяющийся, несѐт важное для человека зашифрованное послание. Это послание содержит в себе информацию о том, как человек себя чувствует на данном отрезке жизни или в данных обстоятельствах. Очевидна разница между повторяющимся сном о том, что вас преследуют, и сном о том, что вы один ходите по пустому дому. Перлз также считал, что сны могут содержать в себе онтологические послания о бытии человека, например, о его смерти или текущей жизни.

С точки зрения гештальт-терапии, каждая составляющая часть сна, каждое событие, тема или процесс, как-то связаны с реальной жизнью клиента. Терапевт предлагает клиенту рассмотреть его сон со всех возможных сторон. Ниже мы приводим пример разных подходов к работе со снами.

Джек обратился к терапевту с чувством безысходности и собственной никчѐмности по жизни. Во время одной из встреч он пересказал очень яркий отрывок из сна. Джек не смог предложить собственное толкование, хотя сон сильно его огорчил. Во время рассказа голос Джека был тихим и приглушѐнным.

Я шѐл по пустынному берегу. Я был очень испуган и сильно нервничал. По небу неслись грозовые тучи. Море бурлило. Вдруг я увидел вдали человека. Это была моя мать, очень молодая. Она плакала, умоляя меня о чѐм-то.

13.5 Способы работы со снами

Феноменологический подход

Задача терапевта — отслеживать подъѐмы и спады энергии клиента. Работая с клиентом, не забывайте обращать внимание, прежде всего, на то, что происходит здесь и сейчас. Важно также помнить о том, что все символы, образы и метафоры, как во сне, так и в реальности, очень индивидуальны. Значение того или иного образа для вас может не совпадать с точкой зрения клиента.

Таким образом, выяснив, что сон клиента — это действительно самая энергетически заряженная фигура в поле, следует начать с прояснения ассоциаций, которые у клиента вызывают символы, образы и метафоры из сна.

Терапевт спрашивает Джека, что символизирует пустынный

берег.

Когда отец бросил мать ради другой женщины, мы поехали отдыхать. Там был похожий пляж.

Настоящее время

Попросите клиента рассказать свой сон в настоящем времени и с «я-утверждениями». Это поможет обострить переживания клиента.

Я иду по пустынному берегу. Я очень испуган и сильно нервничаю. По небу несутся грозовые тучи. Море бурлит. Вдруг я вижу вдали человека. Когда подхожу ближе, понимаю, что это моя мать, очень молодая. Она плачет и зовѐт меня: «Помоги мне, я умираю, ты — моя единственная надежда!»

Когда Джек пересказывает сон во второй раз, у него гораздо больше энергии. Он оживлѐн, в нѐм много интереса к сну — разительный контраст с первоначальным рассказом, скучным и вялым. Когда Джек продолжает рассказывать, становится ясно, что он действительно хочет понять, о чѐм его сон. Описание даже становится более связным.

Реальная жизненная ситуация

Пока клиент рассказывает свой сон, в поле появляются различные фигуры: вы замечаете изменения голоса клиента и непроизвольные телодвижения, начинают запускаться способы прерывания контакта и т.п. Скажите об этом клиенту.

Терапевт Джека: Я остановлю вас на минутку, хорошо? Я вижу, что вы замерли. Вы очень напряжены. Вы говорите тихо, как будто сдерживаете себя.

После интервенции Джек осознаѐт, что всѐ это — ретрофлексирование чувства беспомощности в присутствии матери.

Невербальные средства

Попросите клиента изобразить происходящее во сне телесно, например, принимая разные позы, двигаясь по комнате или производя шум. Можно поработать с пластилином или попросить клиента нарисовать сон.

Терапевт предлагает Джеку нарисовать его сон цветными карандашами, затем посмотреть на рисунок со стороны и попытаться понять, какое послание несѐт сон, чего в нѐм не хватает, что бы Джек хотел в него добавить? Что чувствует одинокая женщина, которая идѐт по пустынному пляжу? Что с ней могло случиться?

Рассказ от лица каждого участника

Попросите клиента сначала рассказать сон от лица самого интересного для него персонажа, а затем, наоборот, от лица самого отдалѐнного и непонятного для клиента участника или предмета. Выполняя это задание, клиенты зачастую неожиданно понимают, о чѐм или о ком их сон, и зачем он нужен. Такое упражнение поможет клиенту увидеть важные символы или образы, которые им неосознавались.

— Я — берег, по которому идѐт Джек. Мне очень много лет. Я длинный и такой пустой. Мне холодно. Я одинок.

Когда Джек ведѐт повествование от лица «пустынного берега», он внезапно становится печальным, в глазах появляются слѐзы.

Иногда клиентам очень сложно отождествить себя с пугающей, агрессивной или неприятной частью сна. Как правило, это и есть качество, которое не принимает в себе клиент. В таком случае терапевту следует мягко подтолкнуть клиента к работе именно с этим качеством. Часто это оказывается очень полезным, потому что такого рода проекции, как правило, энергетически заряжены, и всѐ, что требуется — выпустить энергию на свободу, приняв в себе то, что отвергается.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных