ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Экономическая интеграция в СВА – конкурент НАФТА и ЕС?Суслина С.С.
КНР, Япония и Россия во внешнеэкономических приоритетах Республики Кореи Экономическая интеграция в СВА – конкурент НАФТА и ЕС? Совсем недавно в своем интервью экономическим изданиям РК, Китая и Японии новый президент Южной Кореи Ли Мен Бак высказался в поддержку заключения трехстороннего соглашения о свободной торговле между ними. Сама эта идея далеко не нова. Примечательно здесь то, что, по сути дела, РК, да и два других ее соседа, видимо, подошли в развитии своего экономического взаимодействия к порогу его эффективности. Предполагается, что заключение такого соглашения между РК, Китаем и Японией помогло бы существенно повысить конкурентоспособность продукции трех стран на мировом рынке. Такая позиция РК свидетельствует о большой заинтересованности основать региональную группировку с этими странами, которые являются ее важнейшими торгово-экономическими партнерами и конкурентами одновременно. Активно развивая внешнеэкономическое сотрудничество с этими странами, РК видит перспективы его дальнейшего расширения и минимизации конкуренции по однотипным видам продукции, именно в налаживании определенной региональной производственной кооперации и обмена продукцией. Тем более, что пока есть еще много объективных оснований для налаживания интеграционных связей. Уже отмечалось, что две из рассматриваемых стран (РК и КНР обладают высоким динамизмом развития, тогда как Япония – значительным научно-техническим и экономическим потенциалом. Но уже накапливаются объективные факторы, действие которых постепенно разрушает взаимодополняемость экономических структур этих стран и ставит их в условия жесткой конкуренции между собой на мировом рынке. Уже сейчас все три страны имеют избыток накопленного капитала, если учитывать размеры их золотовалютных резервов. Кроме того, КНР и РК являются сами весьма привлекательными для притока иностранных инвестиций. Экономический бум, высокие темпы экономического роста, оказывая положительное влияние на социально-экономическое развитие страны, часто притягивают в страну спекулятивный краткосрочный иностранный капитал, так называемые «горячие деньги», бесконтрольный приток, которых может вызвать эффект «мыльного пузыря» в экономике страны. Такое возможно в Китае, это пережила Япония и РК в годы финансового кризиса 1998-99 гг. Можно предположить, что заключенные между этими странами не так давно финансовые соглашения по своповым операциям в отношении валюты каждой из стран как раз и являются первой и важнейшей ступенькой в закладывании интеграционной группировки, способной обезопасить себя от ситуаций, схожих с Азиатским финансовым кризисом конца прошлого века. По многим причинам процесс интеграции в регионе Восточной Азии, точнее, в Северо-восточной Азии развивается медленнее, чем, скажем, в Европе, Северной Америке или Латинской Америке. Здесь все еще сказывается влияние наследия исторического прошлого, а также конкуренция Китая и Японии за лидерство в этом регионе. Однако неоднозначное историческое прошлое и в этом регионе все более стало вытесняться прагматизмом настоящего времени. Этот процесс отражает общую тенденцию развития региональных связей. Торговля между Китаем, Японией и РК с начала нынешнего века уверенно набирает динамику. Ежегодный прирост торговли за 2000-2005 гг. между ними составил 26,6%, в то время как объем товарооборота этих стран со странами НАФТА увеличивался всего лишь на 7,6% в год, а с ЕС – на 14%. Таким образом, прослеживается тенденция увеличения тяготения экономик рассматриваемых стран друг к другу. Таблица 1. Товарооборот КНР, Японии и РК (СВА) со странами НАФТА и ЕС, в 2000-05 гг., в млрд. долл.
Источник: МВФ 2006. Немаловажно отметить и тот факт, что население стран СВА почти вдвое превосходит население стран НАФТА и ЕС вместе взятых. А это значит, эти страны обладают достаточно емким рынком, что положительно влияет на развитие интеграционных связей между ними. Следует отметить и то, что в непосредственном соседстве с этой тройкой стран находятся государства также с не маленькими по масштабам и значимости экономиками и населением, такие как Россия, Индия, Индонезия, которые заинтересованы в развитии региональной экономической интеграции. Преимущества создаваемой группировки, в частности, по населению, бесспорны даже в том случае, если ЕС распространится на всю Восточную Европу, а НАФТА продолжит расширение на другие страны Южной Америки. Посмотрим на соотношение этих группировок по ВВП. Таблица 2. Совокупный объем ВВП стран СВА, НАФТА и ЕС в 2003-2005 гг., млрд. долл. (в ценах 1995 г.).
Источник: World Bank (various years), Eurostat (various years). Ежегодные темпы прироста совокупного ВВП за 2003-2005 гг. составили 7,9% для стран СВА, 6,7% для НАФТА и 7,7 для ЕС. Если бы японская экономика развивалась более высокими темпами, то темпы всего региона могли бы значительно превосходить все другие группировки. Сопоставим движение экспорта товаров среди стран СВА и США. Таблица 3. Экспортные потоки среди стран: КНР, Япония, Корея и США, млн. долл.
С позиции импорта США, Китай является вторым крупнейшим торговым партнером США, Япония – четвертым и Южная Корея седьмым. Ввозимые в США товары из этих трех стран СВА уже превышает импорт из ЕС. Торговый оборот США со странами СВА растет быстрее, чем со странами ЕС и даже НАФТА. Китай и Япония являются третьими –четвертыми крупнейшими торговыми державами мира после США и Германии. Создание зоны свободной торговли в СВА еще более усилит их роль. Для достижения соглашения странам СВА потребуется пройти немалый путь согласования их интересов. Например, Япония и Южная Корея имеют примерно одинаковые тарифные структуры, хотя японские тарифные ставки более низкие на рыбную и лесную продукцию. Китайские тарифные ставки значительно выше, чем японские и корейские, за исключением на транспорт, электронику и оборудование, на которые в Китае гораздо более низкие тарифы. Важным показателем развития региональных интеграционных связей является уровень развития взаимной торговли. Таблица 4. Внутрирегиональная торговля по отношению к общему объему торговли участвующих стран, 1990-2005 гг., %.
Источник: МВФ (2006), Hee-joon Kang, Regional Integration and Free Trade Agreement among China, Japan, and Korea//Static and Dynamic Consequences of a KORUS FTA. Korea Economic Institute. 25th Anniversary 1982-2007. P. 109-121. Как видно из таблицы, внутрирегиональная торговля в СВА еще не занимает такое доминирующее место, как скажем, в НАФТА или ЕС. И это свидетельствует о сравнительно слабом развитии внутрирегиональных связей, можно сказать, начальном этапе. По расчетам экономистов, в том числе и южнокорейских, выгоды от интеграции с Китаем и Японией для Южной Кореи составят ежегодно от 1 до 2% дополнительного прироста ее ВВП, увеличения ее благосостояния на 4,7-6,4% в год. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|