Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Направляющее влияние психического существа




 

Наделено ли психическое существо властью?

 

Властью? Обычно именно психическое существо направляет и организует жизнь человека. Люди об этом ничего не знают, потому что не осознают своего психического существа, но именно оно направляет их в течение всей их жизни. Если внимательно присмотреться к себе и к своей жизни, то можно это заметить. Но в большинстве случаев люди не имеют об этом ни малейшего представления. К примеру, по своему невежественному разумению вы решили предпринять какое-то действие, но при этом все обстоятельства складываются таким образом, что в результате вы имеете полную противоположность того, к чему стремились; и тут вы начинаете возмущаться, негодовать и проклинать свою судьбу, употребляя при этом такие слова (что зависит, конечно, от ваших верований), как «злой рок», «жестокая Природа», «Бог несправедлив», или что-нибудь в этом роде. А между тем в большинстве случаев те обстоятельства, которые вы так усердно проклинали, наилучшим образом благоприятствовали вашему внутреннему развитию. Поэтому, если вы будете просить свое психическое существо помочь устроить вам приятную и легкую жизнь, заработать побольше денег, иметь детей, которые будут гордостью семьи, и тому подобные вещи, то ваше психическое не станет помогать вам в этом. Но зато оно создаст вам все необходимые условия для того, чтобы в вашем сознании зародилась потребность и желание соприкоснуться и соединиться с Божественным. Иногда вам удается осуществить поставленные перед собой цели и достичь того, что вы запланировали, но это способствует лишь тому, что вы все больше замыкаетесь в своем невежестве, в глупых мелочных амбициях, в бессмысленной активности. Но если вы получаете от жизни хорошую встряску, и вам не удается занять место, о котором вы так мечтали, и все ваши планы расстроены, и вы буквально раздавлены сложившимися обстоятельствами, то в такой ситуации вы можете открыть для себя нечто истинное и более глубокое. Затем, по прошествии какого-то времени, когда вы придете в себя и оглянетесь назад, вы скажете себе (если будете искренни): «Да! Я был не прав. Права была Природа или божественная Милость, или мое психическое существо, которое все это устроило». И все это действительно было устроено вашим психическим существом.

 

Мать

 

Если ваше психическое существо достаточно развито, чтобы позаботиться о вас и о вашей жизни, то оно может привлечь к вам нужных людей, полезные вещи, книги, обстоятельства, всевозможные случайности, которые происходят с вами как будто по чьей-то доброй воле, подсказывают, поддерживают и помогают вам в принятии решения и выборе правильного пути. Но как только вы приняли решение отыскать истину своего существа, как только вы искренне принялись за дело – все вокруг вас начинает складываться так, чтобы помочь вам достичь своей цели.

 

Мать

 

Если вы призваны к духовному Пути, то, несмотря на препятствия и отклонения от избранного пути, которые могут произойти в вашей жизни, все обстоятельства так или иначе будут способствовать достижению вашей цели. Ваше психическое существо внутри вас и Божественная Сила свыше будут использовать для этого все возможности вашей повседневной и интеллектуальной жизни.

 

Шри Ауробиндо

 

Иногда можно слышать, как люди говорят, что кто-то помимо их собственной воли организует всю их жизнь, создает необходимые условия, привлекает к ним нужных людей, способствует благоприятному стечению обстоятельств и устраивает в жизни все наилучшим образом. При этом внешнее сознание может стремиться к достижению какой-то цели, но результат оказывается непредсказуемым. И только по прошествии нескольких лет вы начинаете понимать, что все так и должно было случиться. Вы можете ничего не знать о существовании скрытого в вас психического, и тем не менее оно направляет вас в жизни. Для того, чтобы осознать наличие или присутствие чего бы то ни было, вы должны прежде всего допустить возможность его существования. Некоторые ничего не знают о психическом. Я встречала людей, у которых был подлинный контакт со своим психическим существом, но при этом они даже не догадывались, что это такое, потому что у них не было никаких соответствующих знаний, на основе которых они могли бы допустить возможность существования психического существа.

 

Мать

 

Мать, определяет ли психическое общую ориентацию человека в жизни?

 

Да. Это происходит чаще всего совершенно неосознанно для человека; именно психическое существо организует всю его жизнь. Но это распространяется лишь на общее направление жизни; для того чтобы психическое могло вмешиваться в отдельные детали и частности, необходимо сознательное единение психического с внешним существом человека, то есть с витальным и физическим существами, но это случается слишком редко. Во внешней жизни, что касается деталей… однажды кто-то спросил меня в полной растерянности: «Если психическое существо или само Божественное с помощью психического направляет нас в жизни, то значит именно Оно решает, сколько кусочков сахара я должен положить в свой чай?» Да, вопрос был поставлен именно так. Ответ был следующий: «Нет, потому что психическое не вмешивается в вашу жизнь на уровне таких мелких деталей».

 

Влияние психического на вашу жизнь подобно тому, как если бы вы погрузили сжатый кулак в металлические или древесные опилки, тогда бы все мельчайшие частицы металла или дерева расположились таким образом, что приняли бы форму вашего кулака; но частицы металла или дерева не делают этого сознательно или намеренно. Все это является результатом работы сознания, которое приводит в действие ваш кулак. Никто свыше не принимает решения относительного того, какое место должна занимать каждая вещь, каждый элемент; действие энергии, проявленное в движении вашего кулака, явилось причиной определенной организации древесных и металлических частиц. И только так. Сознание психического существа организует все обстоятельства вашей жизни, но не с точностью до столь мелких деталей; да и на самом деле очень немногие вещи в организации физической жизни людей делаются сознательно или намеренно. Чаще всего происходит следующее: если вы спросите кого-то, почему он совершил тот или иной поступок, то услышите в ответ: «Так уж получилось». На самом деле все происходит именно по принципу: «Так уж получилось». Во всяком случае, такой ответ вы услышите в 75 случаях из 100. И люди настолько привыкли действовать, двигаться и говорить не задумываясь, автоматически, что даже не замечают этого. Но если вы понаблюдаете за собой, то увидите, что это именно так. Вам станет ясно, что очень немногое в вашей жизни явилось результатом четко принятого решения, разве что какие-то особо важные вещи, да и то трудно будет сказать, насколько осознанно вы стремились к их осуществлению. На уровне физического сознания огромное количество вещей проходит автоматически и остается незамеченным, и мы настолько привыкли к такому состоянию, что не замечаем этого. Но как только вы станете анализировать свое поведение, изучать его и внимательно присматриваться к себе, вы придете в ужас, осознав такое положение вещей. Как часто перед вами встает вопрос выбора? Видите ли, вы действуете автоматически, по привычке и лишь иногда делаете какой-то выбор – лишь иногда; и как только вы начинаете осмысленно подходить к своим действиям, вас тут же ставит в тупик какая-нибудь несущественная мелочь: «Должен ли я сделать так, или иначе?» Что-нибудь совсем пустяковое. Возьмем любую самую обычную ситуацию, например… вы принимаете пищу и спрашиваете себя: «Должен ли я продолжать есть, или мне надо остановиться?» Часто ли вы принимаете сознательные и обоснованные решения? Вдруг вы понимаете, что вы все делаете вслепую; вы совершаете так много разных действий, но не знаете, кто или что делает в вас выбор. Правда, если у вас есть какие-то умозрительные представления, то они управляют всей вашей жизнью, и тогда вам не приходится задавать себе подобных вопросов, вы живете, как автомат, по раз и навсегда установленному для себя распорядку. Но если вы начнете задавать себе вопросы «как?» и «почему?», то вам придется делать это по сотне раз на день.

 

К примеру, вы общаетесь с человеком, к которому очень хорошо относитесь; и вы попадаете в неловкое положение и хотите, чтобы все закончилось наилучшим образом. Если вы действуете непроизвольно, то все для вас окажется очень просто, одно будет вытекать из другого, и вам не придется ни над чем задумываться. А если вы хотите сознательно сделать, как лучше… На чем вам основываться в ваших суждениях? Чем вы будете руководствоваться в своем решении сделать что-то, сказать что-то или вовсе ничего не говорить? Вы столкнетесь с бесчисленным количеством вариантов. Из чего вам исходить в своих действиях? Если вы постараетесь быть искренни сами с собой, то вы и шагу ступить не сможете, потому что не будете знать, что вам делать.

 

И только если вы привыкли соприкасаться в глубине своего существа со скрытой психической сущностью и предоставлять ей возможность решать, как и что говорить, как поступать и действовать, то вы можете быть абсолютно уверены в правильности того, что делаете, без малейших колебаний и сомнений. Только тогда вы можете действовать с полной уверенностью в своей правоте и ни в каком другом случае. Поэтому, только если вы сознательно подчиняетесь воле вашего психического существа, вы способны всегда совершать правильные действия и поступки; и никогда больше.

 

В противном случае, если вы возьмете за привычку наблюдать и изучать все, что в вас происходит, вы будете постоянно сталкиваться со множеством повторяющихся вещей. Но вы уже приняли решение не жить механической жизнью по одной лишь привычке, вы хотите жить и действовать осознанно, используя свою волю. И на каждом шагу вы будете сталкиваться с проблемами, которые вы не в состоянии решить, я имею в виду чисто в физическом плане. Возьмите, к примеру, любое физическое недомогание – то, что называется функциональным расстройством и не является собственно заболеванием, но представляет собой определенное расстройство какой-то функции организма. В этом случае, если вы не обладаете знанием, присущим психическому, и не можете действовать с абсолютной уверенностью в своей правоте, если вы соизмеряете свои поступки с вашими интеллектуальными представлениями и ментальными знаниями, то… Возьмите пример из области медицины; перед вами встает вопрос: «Как лечиться, какое принимать лекарство, чем питаться?»… Вы пытаетесь принять решение. Если ваша голова не обременена медицинскими знаниями, то вы не будете долго раздумывать, но если вы когда-то что-то изучали и знаете о существовании различных подходов к решению медицинских проблем… в разных странах есть свои методы лечения, свои медицинские школы, вы знаете, бывают врачи аллопаты, гомеопаты и разные другие; поэтому один вам скажет одно, другой – другое. Люди будут говорить вам, что делать и чего не делать, какие лекарства принимать и какие – нет. «Во-первых, воздержитесь от одного и непременно делайте другое», – эти и подобные им советы заставят вас задуматься и спросить себя: «Что же мне делать? Как мне быть? Ведь я же ничего не знаю!»

 

Только ваше психическое существо обладает истинным знанием; оно никогда не ошибается, оно мгновенно и немедленно скажет вам правду, и если вы беспрекословно ему подчинитесь, не рассуждая и не пререкаясь, оно сделает то, что должно быть сделано. В противном случае… вы всегда будете пребывать в растерянности. И это касается абсолютно всего без исключения: что изучать и что не изучать, какую работу следует делать, какой избрать путь? Вокруг вас всегда роятся многочисленные возможности и варианты, связанные с тем, что вы изучали, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни, множество самых разных мнений и взглядов, которые вам пытались привить и навязать; и в этой ситуации вы должны сделать свой выбор. Я говорю сейчас как о совершенно искренних людях, лишенных устоявшихся правил, предающих жизни механический характер, а также предвзятости во взглядах и мнениях, так и о людях вовсе не стремящихся к познанию истины, для которых единственная правда кроется в их умозрительных заключениях. Для последних все очень просто, они всегда идут по прямой и никогда не сворачивают; даже если они наткнутся на стену, они не обратят на это внимания, если только не разобьют себе лоб. Для тех, кто лишен ментальных предрассудков, все обстоит гораздо сложнее.

 

Именно это имел в виду Шри Ауробиндо, когда говорил, что человек постоянно живет в неведении и не может ступить на истинный путь, пока на смену его невежественному уму не придет ум озаренный; Шри Ауробиндо рассматривал это как необходимое условие и подготовку к любой интегральной трансформации.

 

Мать

 

Объединение человеческой природы вокруг психического существа

 

Объединение человеческой природы вокруг психического сводится к следующему:

 

1) осознание своего психического существа;

 

2) по мере осознания психического все свои переживания, чувства, импульсы, мысли и желания пропускать через психическое существо, чтобы оно могло принять все истинное и отвергнуть все ложное. Все, что принимается психическим, получает дальнейшее развитие и совершенствование, а все, что отвергается, изгоняется из сознания раз и навсегда.

 

Мать

 

Если мы действительно хотим развиваться в духовном плане и познать истину бытия, то есть осознать смысл и цель своего существования на земле, то мы должны последовательно и неустанно искоренять в себе то, что противоречит и противостоит истине нашего бытия. Таким образом все элементы, все составляющие нашей природы постепенно смогут объединиться вокруг психического центра в однородное целое. Работа по объединению человеческой природы вокруг психического займет много времени, прежде чем будет достигнуто определенное совершенство в этом отношении. Поэтому мы должны запастись терпением и упорством, чтобы продлить свою жизнь, насколько это будет необходимо для достижения успеха на нашем поприще.

 

По мере того, как вы будете стремиться к очищению своей природы и ее объединению вокруг психического центра, вы должны позаботиться о совершенствовании внешней инструментальной части своего существа. В момент проявления высшей истины она должна встретить в вас достаточно гибкий и разносторонне развитый интеллект, способный придать ей форму идеи или мысли, отражающей всю силу и ясность истины. Эта мысль, в свою очередь, должна быть отражена на словесно-речевом уровне, а для этого вам необходимо обладать способностью и силой экспрессии, чтобы выразить эту мысль словами, не исказив ее. Избранный вами способ выражения истины должен получить свое отражение на всех уровнях вашего существа, в чувствах, переживаниях, устремлениях, действиях, которые, в свою очередь, с помощью постоянно прилагаемых усилий с вашей стороны доводятся до полного совершенства.

 

Всего этого можно достичь путем четырехступенчатой дисциплины, четыре составляющих аспекта которой не исключают друг друга, и их можно и даже нужно практиковать одновременно. «Психическим» мы называем психологический центр нашего существа, место пребывания высшей истинной сущности нашего бытия. Психическое существо познает скрытую в нас истину бытия и приводит ее в действие. Поэтому для нас очень важно осознать в себе присутствие психического, превратив его путем самоотождествления с ним в живой и действенный фактор нашей сознательной жизни.

 

В разные эпохи в разных странах существовало множество методов, направленных на осознание своего психического существа и на достижение самоотождествления с ним. Одни методы носили чисто психологический характер, другие – религиозный и третьи – механический. На самом деле, каждый для себя должен найти свой собственный метод реализации психического существа, тот, который ему больше подходит. И если вы обладаете горячим устремлением и настойчивой волей, вы так или иначе – либо внешним образом, путем изучения соответствующей литературы, либо внутренним, через концентрацию, медитацию и внутренний опыт – получите необходимую помощь в достижении вашей цели. От вас требуется только одно: воля к реализации и раскрытию психического, которая должна стать основным стержнем вашего существа, всей вашей жизни. Любой ценой вы должны добиться своего. Что бы вы ни делали и чем бы ни занимались, за всей вашей жизнью и деятельностью, за всеми мыслями и чувствами должна стоять воля и устремленность к поиску истины вашего существа и самоотождествление с этой истиной.

 

Мать

 

Вы говорите, что нужно добиться «однородности своего существа»?

 

Разве вы не знаете, что «однородное» означает состоящее из аналогичных элементов? Другими словами, все ваше существо должно подчиняться одному влиянию, одному сознанию, одной направленности, одной воле. Наше существо включает в себя множество составляющих, проявляющих свою активность в разное время с разной интенсивностью, так что один и тот же человек временами может быть совершенно не похож на самого себя. К примеру, вы испытываете сначала устремленность к Божественному и чувствуете, что все существует лишь ради Божественного; затем происходит какое-то событие, или вам встречается человек, или надо выполнить какую-то работу – и все ваше устремление к Божественному исчезает. Вы пытаетесь вызвать в себе прежние ощущения, прежний опыт, но обнаруживаете, что в вас не осталось даже воспоминания об этом опыте. Теперь вы уже целиком во власти другого влияния, и вы не понимаете, как все это могло произойти. Можно привести примеры того, как в человеке уживаются одновременно две, три и даже четыре личности, совершенно не подозревающие о существовании друг друга… Но я хочу сказать не об этом. Я начала говорить о том, что бывало с каждым из вас: пережив какой-то внутренний опыт, вы в течение определенного времени чувствовали и понимали, что это был самый важный и ценный опыт, имевший абсолютное значение, – но спустя всего лишь полчаса после пережитого опыта вы уже, практически, не могли воскресить в себе пережитые ощущения, которые улетучились, как дым. От опыта ничего не осталось; но всего лишь полчаса назад все ваши переживания были так реальны и ощутимы … Это все потому, что вы состоите из многих разнородных частей. Ваше тело подобно мешку, набитому морской галькой, которая удерживается в определенных границах и формах лишь благодаря крепости мешковины. Поэтому ваше тело, ваше существо нельзя назвать однородным, оно представляет собой как раз пример разнородного сознания.

 

В разные моменты своей жизни вы можете быть совершенно разным человеком. Я могу привести примеры того, как люди, обладавшие сильной волей и имевшие перед собой ясную цель, в один прекрасный момент полностью менялись; на первый план выходила другая сторона их личности, которая в считанные минуты нарушала все предыдущие планы и намерения. Когда по прошествии какого-то времени вновь одерживала верх прежняя сторона личности, она буквально приходила в отчаяние от внезапных перемен. И человеку снова приходилось начинать все сначала. Отсюда вытекает необходимость осознания и раскрытия своего психического существа, в котором как в зеркале можно видеть истинную природу вещей и явлений. И тогда вы получаете возможность по-настоящему организовать свою жизнь, расставив все по местам. Конечно, это требует времени. Другие части вашего существа будут не раз брать верх над всеми остальными, и каждая из них всякий раз будет требовать для себя привилегий: «Я должна занимать главенствующее место: все, что делают остальные, не так важно, мне должно принадлежать право решающего голоса, так как из всех я – самая важная и значительная». Я уверена, что если вы будете искренними, то признаете, что каждый из вас испытал нечто подобное. Вы все хотите стать сознательными, обладать доброй волей и пониманием, вы преисполнены светом и высокими устремлениями; но вдруг, совершенно неожиданно с вами что-то происходит (какой-нибудь пустяк), вы прочли какую-то ненужную информацию или вы имели пустой разговор, и ваше внутреннее состояние изменилось до неузнаваемости. И вы уже склонны рассматривать свое недавнее настроение и состояние как иллюзию, которая придавала другой оттенок всему происходящему вокруг вас.

 

Такова жизнь. В любой момент вы можете споткнуться и упасть. Тогда вы начинаете успокаивать себя: «Нельзя же все время быть серьезным!» А когда снова возобладает другая часть вашего существа, вы будете жестоко раскаиваться: «Какой же я был глупец, я потерял столько времени, теперь все нужно начинать сначала…» Временами одна сторона вашей личности преисполнена беспокойства и склонна к протесту и бунту, в то время как другая – движется по пути прогресса и полна самоотдачи. И эти состояния все время меняются.

 

Против этого есть только одно средство: зеркало вашего психического существа, перед которым вы должны помещать все ваши чувства, импульсы и ощущения. В зеркале психического вы видите их истинный облик. Не все они красивы или приятны на вид; но среди них есть и по-настоящему прекрасные, именно их и следует сохранить. Эта процедура рассматривания в зеркале всего, что в вас происходит, может повторяться, если необходимо, на дню сотни раз. И, надо сказать, это очень интересное занятие. Вы как бы очерчиваете большой круг перед зеркалом вашего психического существа и располагаете по окружности всевозможные вещи. Если попадается что-то несоответствующее требованиям психического, то в зеркале появляется некоторое подобие серой тени: это указывает на то, что данный элемент должен быть устранен, так как он не приемлем в том виде, как есть; с ним надо провести соответствующую работу, довести до его сознания необходимость освобождения от мрака. Такая внутренняя работа никогда не может наскучить. Когда вы сталкиваетесь с проявлениями человеческой недоброты, когда вы простужены или не выучили урок и во всех других случаях – взгляните в зеркало своего психического существа. Это очень интересно, вы сразу же увидите, в чем скрывается изъян. «А я думал, что был искренен!» – вовсе нет.

 

В жизни не бывает ничего неинтересного. Ваше зеркало психического устроено совершенным образом. Попробуйте поупражняться с ним два, три, четыре года, у некоторых на это может уйти и двадцать лет. Затем, по прошествии нескольких лет, оглянувшись назад, вы скажете: «Как я изменился!.. Неужели я был таким?..» Это очень занятно. «Неужели я мог так говорить, так думать?.. Но я же был глупцом! Как же я изменился!» Неправда ли, это очень интересно?

 

Мать

 

Раздел III. Рост и развитие психического существа

 

Эволюция и психическое существо

 

«Процесс земной эволюции Природы от Материи к Разуму и за его пределы носит двойственный характер: с одной стороны – это зримый внешний процесс эволюции, использующий в качестве своего инструмента физическое рождение живых существ (поскольку каждая эволюционирующая телесная форма с присущей ей соответствующей силой сознания поддерживает свою беспрерывность во времени с помощью механизма наследственности); в то же время, с другой стороны – это незримый процесс эволюции духа, в основе которого лежит механизм перерождения и последовательного воплощения души по восходящей линии в различных формах и на различных уровнях сознания. Первый, внешний аспект, по существу сводится к эволюции космоса; исходя из того, что отдельная личность слишком недолговечна и человеческая общность более полно отвечает целям воплощения универсального Духа, Обитателя космоса, перерождение является непременным условием любого длительного существования и эволюции индивидуума в этом мире. Явление перерождения превращает каждый уровень космического бытия, каждую разновидность формы, способную вместить в себя Дух, в средство наиболее полного проявления индивидуальной душой, психической сущностью, своего скрытого сознания. Каждое очередное воплощение человека в жизни становится шагом к победе над Материей путем все более глубокого внедрения сознания на материальный уровень бытия, что в конечном итоге приведет к тому, что сама Материя станет средством воплощения Духа во всей его полноте».

 

Шри Ауробиндо. Жизнь Божественная

 

Возлюбленная Мать, это трудно для понимания!

 

Та-а-к!..

 

На примере земной эволюции видно, что все формы жизни возникали одна за другой, согласно общему плану, единой программе, причем каждая последующая форма становилась все совершеннее и отличалась более развитым сознанием. Возьмите только животный мир (это самый наглядный пример, поскольку животные непосредственно предшествовали появлению человека); каждый новый вид животного царства, не вдаваясь в детали, отличался от всех предшествующих большим совершенством своей природы, а кульминационной точкой в эволюции животного мира стал человек, который в настоящее время является наиболее совершенной формой, способной к проявлению сознания. Другими словами, человек с учетом его максимальных возможностей способен, как ни один другой из предшествующих животных видов, воплощать и выражать сознание.

 

Это – один из путей эволюции Природы.

 

Шри Ауробиндо говорит, что Природа развивается по восходящей, все больше проявляя скрытое во всех ее формах божественное сознание. В каждой новой форме Природа создает условия для более полного выражения присутствующего в этой форме духа. Но это еще не все. Появившаяся форма развивается, достигает кульминации своего развития, и ей на смену приходит новая форма; при этом предшествовавшие формы не исчезают, и отдельно взятое индивидуальное существо не развивается. Конкретная собака или обезьяна, например, принадлежат к виду, которому присущи определенные свойства и качества; когда обезьяна или человек достигают предела своих возможностей, то есть отдельная личность воплощает в себе все лучшие качества, достигнутые человечеством, то на этом развитие личности прекращается. Эволюционные возможности вида могут быть исчерпаны, и человек так и останется человеком. Итак, существует прогресс с точки зрения земной истории развития видов, так как каждый новый вид – это шаг вперед по сравнению с предшествующими видами; но с точки зрения индивидуального развития – прогресса нет: человек рождается, достигает определенных высот, умирает и исчезает. Поэтому необходимо было найти другое средство, обеспечивающее прогресс отдельной личности. В каждом человеке, в каждом физическом теле существует определенная организация сознания, подверженная непосредственному влиянию внутреннего божественного Присутствия; эта организация сознания обладает своей собственной жизнью и формой (в виде концентрированной внутренней энергии), не зависящей от физического тела; это то, что мы обычно называем «душой» или «психическим существом». И поскольку душа или психическое сосредоточено вокруг божественного центра, то оно принадлежит к бессмертной и вечной божественной природе. После смерти физического тела психическое сохраняет и несет от жизни к жизни суть всего пережитого опыта, и таким образом обеспечивается прогресс одной и той же личности. И этот внутренний процесс эволюции дополняет внешний эволюционный механизм в том смысле, что отдельная личность проходит через все стадии эволюции видов и может продолжать свое развитие даже тогда, когда весь вид в целом исчерпает свои эволюционные возможности и… либо останется на том же уровне, как есть, либо исчезнет (это зависит от каждого конкретного случая), но не будет развиваться дальше, тогда как личность, обладающая жизнью, независимой от чисто материальной формы, может воплощаться в самых разных обличьях, делая свой прогресс бесконечным. Таким образом эволюция имеет два взаимодополняющих аспекта. И именно поэтому каждый человек способен достичь самых высоких реализаций, независимо от физической формы, в которой находится в данный момент.

 

Мать

 

На предыдущих этапах эволюции все внимание и все усилия Природы были направлены на изменение физической организации, так как именно таким образом можно было добиться изменения сознания; это было вызвано необходимостью, которая диктовалась недостаточно развитой силой сознания, направленной на изменение физического тела. В человеке же возможен и неизбежен обратный процесс; именно посредством сознания как первого и главного инструмента эволюции и путем его преобразования, а не за счет создания новой физической организации тела, может и должен осуществляться эволюционный процесс. Если рассматривать внутреннюю сторону вещей и явлений, то изменения в сознании всегда были определяющим моментом, и эволюция, в первую очередь, имела духовное значение, а изменения на физическом уровне играли лишь роль второстепенного инструментального фактора. Это отношение духовного и физического аспектов эволюции скрывалось и затушевывалось преувеличенным значением, которое придавалось материальному фактору, внешнему проявлению Несознательного, затмевавшему значимость и важность духовного аспекта, сознательного бытия. Но как только соотношение материальной и духовной составляющих эволюции ставится на правильную основу, становится очевидным, что изменение физического тела не может предшествовать изменению сознания; в процессе трансформации сознания возникает необходимость в соответствующих изменениях на физическом уровне, которые и будут, в свою очередь, осуществляться под воздействием сознания. Заметим, что человеческий интеллект уже продемонстрировал свою способность создавать новые виды растений и животных, оказывая тем самым помощь Природе в ее эволюции; таким образом под воздействием человеческого разума и знания возникли новые формы и условия окружающей среды, вызвавшие значительные изменения в ментальном сознании человека. Нельзя также исключать и возможность того, что человек сознательно поможет Природе направить его собственную духовную и физическую эволюцию и трансформацию. Настоятельная необходимость такого вмешательства человека в его собственный эволюционный процесс уже чувствуется, хотя на поверхностном интеллектуальном уровне нет полного осознания и принятия этого факта. Но когда-нибудь человеческий разум придет к пониманию такой необходимости и обретет в глубинах своего бытия нужные для этого средства, скрытую энергию, целенаправленную Сознание-Силу, которая скрыто стоит за тем, что мы называем Природой.

 

Ко всем этим выводам и заключениям можно прийти даже на основе наблюдения за внешними проявлениями Природы, за поверхностными признаками эволюции человека и сознания на примере физического рождения и тела. Но есть еще и другой, незримый фактор; есть еще и перерождение, процесс развития души по восходящей от низших планов бытия к высшим и соответствующая этому процессу последовательная трансформация физического и ментального инструментария. В ходе этого развития даже в человеческом сознательном ментальном существе психическая сущность, затмеваемая своим внешним инструментарием, разумом, жизнью и телом, пребывает в скрытом состоянии; она не может проявиться в полную силу и занять подобающее ей место господина человеческой природы, вынужденная подчиняться определенному детерминизму своего инструментария, обеспечивающему господство Пракрити над Пурушей. Но в человеке психическая составляющая его личности может развиваться гораздо быстрее, чем в других биологических видах, а в конечном итоге придет такое время, когда душа приблизится к той грани, за которой начинается ее прямое и непосредственное господство над внешним инструментарием Природы. Это будет означать, что скрыто пребывающий в нас дух, Даймон, Божество, которое мы в себе несем, готово сбросить скрывающие его покровы; и когда это наконец произойдет, вряд ли можно будет сомневаться в том, что главное требование нашей божественной сущности будет заключаться в переходе человека к божественному, духовному бытию, что, впрочем, можно уже и сейчас наблюдать на уровне Разума, когда он сам начинает ощущать на себе внутреннее влияние психического существа. На уровне природы земной жизни, где Разум выступает в роли орудия Неведения, такой перемены можно добиться лишь путем преображения сознания, путем перехода от уровня Неведения к уровню Знания, от ментального – к супраментальному сознанию и супраментальному инструментарию Природы.

 

Шри Ауробиндо

 

Что касается процесса эволюции, то правильнее было бы говорить не о психическом существе, а о психическом присутствии. Именно психическое присутствие в ходе эволюции постепенно оформляется в психическое существо. В каждой эволюционирующей форме есть психическое присутствие, но не в каждой форме оно достигает стадии индивидуализации. Психическое присутствие обладает способностью роста и участвует в процессе эволюции. Оно не является результатом проявления сил, привнесенных свыше, но формируется постепенно вокруг искры Божественного Сознания, которое является центром эволюционирующего воплощенного существа; психическое присутствие на стадии индивидуализации превращается в психическое существо. Эта божественная искра собирает вокруг себя разнообразные элементы, с помощью которых формируется индивидуализированное психическое существо. Лишь тогда можно говорить о настоящем психическом существе, когда психическая личность достигает зрелости и полноты своего развития на основе божественной искры, заложенной в человеческом существе. Психическое достигает кульминации своего развития и полной реализации своих возможностей, только когда оно соединяется с вышестоящим существом или личностью.

 

Как правило, вряд ли можно говорить об индивидуальном психическом формировании на уровнях бытия ниже человеческого, где наблюдается лишь более или менее выраженное психическое присутствие…

 

Конечно, нельзя сказать, что у каждого человека есть психическое существо, так же как и нельзя отрицать, что оно отсутствует абсолютно у всех животных. У животных, которые провели многие годы в общении с человеком, наблюдаются зачатки психического существа, и в то же время зачастую приходится сталкиваться с людьми, проявляющими лишь скотскую природу… Но в целом о психическом, в полном смысле этого слова, можно говорить только применительно к человеку. Именно поэтому католическая церковь признает существование души исключительно в человеке. Только в человеке психическое может получить развитие всех своих способностей и в конечном счете соединиться с божеством, существом, обитающем выше нашего уровня сознания.

 

Мать

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных