Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Формирование и корректирование самооценки




Формирование и корректирование самооценки
в учебной деятельности в общении со сверстниками
общественно оцениваемая определяет «вхождение» ребенка в группу сверстников

 


 


Оценивая знания, одновременно оценивается личность, ее возможности и место среди других людей

В группе:
ч высоко ценятся отношение
и   отрицательное
т Дети с адекватной, i
е оптимальной к детям
л самооценкой с завышенной
ь   самооценкой

 


 
 

 

Самооценка -[1] ► самоконтроль


LL. конкретная самооценка должна быть адекватной, осо­знанной, дифференцированной.

В развитии самооценки младшего школьника большую роль играет становление его рефлексивных действий. Он должен уметь обращаться к основаниям своих и чужих дей­ствий, знанию о собственном знании и незнании, о собствен­ных возможностях и ограничениях.

В результате целенаправленного формирования дей­ствия оценки младший школьник научится фиксировать трудности и анализировать их причины.

Вместо дошкольного «Я не могу решить эту задачу. Что мне сделать?» младший школьник должен научиться фор­мулировать гипотезу о недостающем знании.

►► ВОПРОС № 9. Каков уровень самооценки детей в зави­симости от взаимоотношений родителей?

Ответ. Уровень самооценки ребенка зависит от сплочен­ности семьи. Дети с пониженной самооценкой чаще всего растут в распавшихся семьях или там, где родители в раз­ладе. Родители, как правило, не могут глубоко охаракте­ризовать своего ребенка, и интересует их ребенок тогда, когда он создает им трудности (отстал в учебе, плохая дисциплина), общение с родителями редкое.

Дети с нормальной самооценкой обычно воспитываются в семьях, где родители ценят друг друга, уважительно отно­сятся к личности ребенка. Здесь очень важна искренность внимания родителей, интерес к жизни ребенка, понимание его интересов, а не количество уделяемого ему времени.

►► СИТУАЦИЯ № 64. Исследовались младшие школьни­ки. В зависимости от самооценок дети были разделены на две группы. 1-я группа — оценивали себя правильно, 2-я группа — недооценивали себя.

Ученики 1-й группы были активны, уверены в себе. Они выбирали для решения трудные задачи и верили, что справятся с ними. На уроках отстаивали свое мнение.

Низкая отметка, полученная за выполненное задание, не выводила их из себ#: они верили в то, что сумеют добить­ся лучшей.

Охарактеризуйте, каким бы было поведение учащихся с пониженной самооценкой?

Решение. Ученики с пониженной самооценкой отлича­лись пассивностью, робостью, повышенной тревожно­стью. Они очень чувствительны к критике и неудачам. Избегали того, чтобы их оценивали. Нередко считали се­бя неудачниками.

►► СИТУАЦИЯ № 65. Л. С. Выготский описывает историю мальчика, страдавшего хромотой. Несмотря на свой не­дуг, мешавший ему играть в футбол, мальчик любил со­ревноваться с ребятами. В играх он проявлял неловкость, и ребята сердились на него, дразнили. Несмотря на неу­спех, у него не возникало чувства собственной неполно­ценности, и каждый раз он стремился снова играть.

И вдруг наступил момент, когда мальчик наотрез отказал­ся от игры. Ребятам сказал, что ему неинтересно играть, расхотелось. Лучше посидит дома.

Что же произошло?

Каков примерный возраст мальчика?

Решение. Мальчику играть не расхотелось. Просто к 7-летнему возрасту к мальчику пришло осознание своего неуспеха, возникло обобщенное переживание собственной несостоятельности в спортивных заняти­ях, и это оказалось сильнее непосредственного желания играть. Период кризиса 7 лет связан с коренным измене­нием социальной ситуации развития ребенка.

►► СИТУАЦИЯ № 66. Для формирования адекватной са­мооценки может быть использовано сравнение успехов ребенка с успехами других учащихся и сравнение успе­хов ученика с его предыдущими успехами.

Дайте психологическую оценку указанным методам формирования адекватной оценки.

Решение. Сравнение успехов ученика с его собственны­ми вчерашними успехами является важным фактором формирования адекватной самооценки.

Сравнение успехов ученика с успехами других учеников может показаться недостижимым, нереальным. А потому и не будет стимулировать развитие самоценности.

►► СИТУАЦИЯ № 67. Витя, ученик 2-го класса, говорит: «У меня эта задача не получается — я постараюсь и полу­чится». А Коля говорит: «Я получил “2” за диктант, я ни на что не годен».

В чем различие самооценок Вити и Коли в их частных неудачах?

Решение. Эти частные неудачи произошли на различной общей самооценке учащихся. Только ребенок, знающий, что он любим и принят окружающими людьми — учите­лями, родителями, может спокойно относиться к част­ным собственным неудачам, как это произошло у Вити. Если этого нет, то любая частная неудача переживается как катастрофа — пример Коли.

►► СИТУАЦИЯ № 68. Майя (9 лет) уже четыре года зани­мается фигурным катанием. Ей так нравится ходить на тренировки, все задания тренера она выполняет очень старательно. Недавно Майя выиграла первенство спорт­школы среди девочек своего возраста. Теперь она говорит маме, что выиграет и городские соревнования, а в скором будущем — чуть ли не Олимпийские игры. Но таких дево­чек, как моя дочь, считает мама, очень много в фигурном катании, и вряд ли она сможет стать лучшей. Как бы из-за маминых реалистических оценок она вообще не бросила спорт.

Стоит ли приземлять мечты девятилетней дочери? Решение. Эта ситуация — одна из самых сложных. Когда ребенок в своих мечтах замахивается на что-то грандиоз­ное (олимпийскую медаль), его самооценка явно завыше­на. И если мама слишком приземлит его мечты, то может их разрушить. С другой стороны, нарисовав слишком ра­дужную картину, можно потерять доверие ребенка, осо­бенно если в глубине души он знает, что его возможности одолеть вершину сомнительны.

►► ВОПРОС № 10. Какие мероприятия будут способство­вать повышению адекватности самооценки младших школьников в учебной деятельности?

Ответ. Мероприятиями, повышающими адекватность са­мооценки, могут быть следующие:

4. Перед тем как отдать выполненную работу учителю, ученик должен сам оценить ее, а потом сравнить с оценкой, которую дал учитель. Узнать основания, на которых строится оценка учителем.

5. Учащиеся попарно обмениваются работами для вза­имных оценок, т. е. ученик в роли учителя оценивает работу других учащихся.

►► СИТУАЦИЯ № 69. Младшие школьники, которые хоро­шо учатся, имеют более высокую самооценку, чем неуспе­вающие. Учеба для младшего школьника имеет ключевое значение. И на ее основе формируется самоутверждение ребенка. Чтобы вселить в школьника уверенность, под­нять его самоуважение, взрослые прибегают к похвале, пусть небольшого какого-то достижения.

Если самооценка и вера в себя у ребенка в учебной дея­тельности низкие и не удается повысить успехи ребенка в учебе, то каким образом может быть поднято самоу­важение его родителями?

Решение. Самоуважение может быть поднято через дру­гую деятельность, в которой ребенок мог бы преуспеть. Удача в любой деятельности будет способствовать повы­шению самооценки ребенка.


ГЛАВА 8. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

П

отребность в общении — одна из самых важных че­ловеческих потребностей. Благодаря общению ре­бенка с родителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. В общении ребенок познает осо­бенности общественных отношений. Он осваивает опыт че­ловечества. Вместе с тем у ребенка развиваются личностно­деловые качества.

Общение — это необходимое условие и основной способ жизни ребенка. Только в процессе общения с родителями, учителем, сверстниками ребенок может почувствовать и по­нять самого себя, найти свое место в мире. В то же время с общением у ребенка могут быть связаны тяжелые пережива­ния. Ребенок очень нуждается в понимании и признании его родителями, учителем, сверстниками. В начале школьного обучения очень важны для ребенка радостные и светлые чувства, которые рождались бы близостью общения с дру­гими людьми.

М. И. Лисина выделяет четыре критерия общения:

Первый критерий: общение предполагает внимание к другому, без которого любое взаимодействие невозмож­но. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека.

Второй критерий: эмоциональная окраска восприятия партнера по общению включает в себя эмоциональное отно­шение к другому человеку.

Третий критерий: инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку об­щение -- процесс взаимный, человек должен быть уверен, что партнер воспринимает и его самого, и его воздействия. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя вни­мание — наиболее важный момент общения.

Четвертый критерий: чувствительность человека к тому отношению, которое проявляет к нему партнер. Изменение самой активности (настроения, слов, действий) под влияни­ем отношения партнера явно свидетельствует о такой чув­ствительности.

Эти критерии говорят об общении, которое обычно связа­но с какой-то деятельностью, направленной на достижение результата. Деятельность порождает содержание общения.

Многие трудности в воспитании детей связаны с тем, что содержание общения ребенка и взрослого не совпадает: взрослый говорит об одном, а ребенок воспринимает другое

и, соответственно, говорит о своем. Перед взрослым стоит важная задача: создать эту общность, т. е. принять, понять ребенка и вовлечь его в то содержание, по поводу которого происходит общение.

Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе показаны на схеме 46.

Схема 46






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных