Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности взаимоотношений младшего школьника в классном коллективе 2 страница




►► СИТУАЦИЯ № 89. В семье Вадик был желанный ребе­нок. Были созданы все условия для его успешного раз­вития, как считали родители, «идеальная обстановка». Постоянно о нем заботились, включали его в развива­ющие игры. Одним словом, в семье царила гиперопека мальчика.

Что ждет Вадика в его будущей жизни?

Решение. Карен Хорни пишет, что приверженность воспитательным теориям, гииеропека или самопожерт­вование со стороны идеальной матери являются основ­ными факторами, создающими ту атмосферу, которая закладывает основу для чувства огромной незащищен­ности в будущем.

►► СИТУАЦИЯ.N1? 90. Ученик 2 класса Вася выполняет до­машнее задание. Мама, заглядывая в его тетрадь, видит ошибку и делает замечание. Вася расстраивается и пре­кращает выполнять задание

Как же маме помочь сыну в выполнении домашнего за­дания?

Решение. Если сын увлечен выполнением домашнего задания, замечание матери «убивает» рабочий настрой. Может разрушиться и настрой учить самого себя, не го­воря уже об уверенности и неуверенности в своих силах.

Пока ребенок не просит помощи, не следует вмешиваться в работу сына. Вмешательство должно быть тактичным, в спокойной обстановке, а не в тот момент, когда ребенок увлечен делом на фоне общего одобрения. Нужно поста­раться тактично помочь ему самому найти свою ошибку и создать впечатление, что с заданием Вася справился сам. Что бы ни делал ребенок: рисовал, лепил, конструиро­вал, писал, при этом не так хорошо, как хотелось бы ро­дителям, не критикуйте, не направляйте его, а наоборот, проявите искренний интерес к его делу, повышая взаи­моуважение.

Составьте ряд заданий, с которыми ребенок может спра­виться самостоятельно, хотя и не очень хорошо.

После самостоятельного выполнения задания ребенком отметьте его старания и успехи.

Найдите спокойное время поговорить об ошибках ребен­ка, предварительно отметив хорошее в выполненном за­дании.

►► СИТУАЦИЯ № 91. Ученик 2 класса Ваня выполняет домашнее задание. Одна из задач у него не получилась. Просит маму о помощи, а она ему в ответ: «Ты уже не ма­ленький, сам разбирайся». В результате Ваня перестал совсем выполнять задание.

Дайте психологический анализ действий мамы. Решение. Часто родители из лучших побуждений хо­тят приучить детей быть самостоятельными, не бояться трудностей.

Если у ребенка возникают какие-либо затруднения и он готов принять помощь родителей, надо обязательно ему помочь. Начните со слов: «Давай решать вместе».

►► ВОПРОС № 11. Со всеми ли заданиями ребенок может справиться сам?

Ответ. Нет, не со всеми, согласно теории Л. С. Выготско­го о «зоне ближайшего развития». То, что ребенок может выполнить самостоятельно, — это его «зона актуального развития». То, что за пределами этой зоны, ребенку до­ступно только при участии взрослого («зона ближайшего развития»). Завтра это будет зона его актуального разви­тия. А ребенок может освоить более сложный материал при участии взрослого.

По мере развития ребенка круг дел, которые он может выполнять самостоятельно, увеличивается за счет тех дел, которые он раньше выполнял вместе со взрослым. Зона ближайшего развития у разных детей разная, у кого-то уже, у кого-то шире. И такой ребенок будет раз­виваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее. Поэтому нельзя оставлять ребенка одного там, где ему трудно, нужна помощь!

Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом:

• Возьмите на себя только то, что он не может выпол­нить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

• По мере освоения ребенком новых действий постепен­но передавайте их ему.

►► СИТУАЦИЯ № 92. Мама Риты принимает деятельное участие в подготовке домашних заданий дочери. То и дело слышно, как мама дает руководящие указания: как держать ручку и откуда начать писать, как писать и вы­полнять домашнее задание. Часто дочь не выдерживает и говорит: «Мама, я — сама».

Что не учитывает мама во время помощи дочери в вы­полнении ею домашнего задания?

Решение. Самые лучшие намерения мамы понятны. И руководящие указания где-то нужны, но не в совмест­ных занятиях с ребенком. Как только они появляются, прекращается работа вместе. Не следует занимать по­зиции над ребенком. Сохранить позицию «на равных» не так-то легко. И главное, любая помощь ребенку пре­вращается в свою противоположность, когда нет друже­любного тона общения.

►► СИТУАЦИЯ № 93. Родители Лели от всех дел осво­бодили дочь — лишь бы училась! По дому не убирает, в магазин не ходит, посуду оставляет грязной. Но учиться она тоже не хочет. Приходит из школы — либо на диване отдыхает, либо по телефону разговаривает. Отметки по­лучает в школе: то «три», то «два».

Мама с работы звонит узнать — села ли дочь за уроки? Делая одолжение, Леля садится выполнять уроки. Чита­ет задачу — папа пытается ей объяснить. Но Леля не слу­шает: «Все равно непонятно». Упреки Лели сменяются уговорами папы. Учебники отталкиваются. Результата нет. Родители думают — не нанять ли ей репетитора?

В чем проблемы родителей и их дочери?

Решение. Проблемы родителей в том, что они хотят учиться вместо дочери Лели.

Родители, которые слишком много хотят делать за ребен­ка, как правило, сами трудно живут. У них не остается ни времени, ни сил на собственные интересы, на личную жизнь. Тяжесть их родительского долга понятна: они не воспитали потребности у дочери учиться и учат ее вопре­ки ее желаниям. Получается, что дочери не надо самоо­пределяться и вступать в самостоятельную жизнь.

►► СИТУАЦИЯ № 94. Некоторым родителям приходится заниматься с ребенком тем, что ему неинтересно, но не­обходимо по программе.

Как соотнести необходимое и интересное?

Решение. Нужно помнить, что личность и способности ребенка развиваются в той деятельности, в которой он за­нимается по собственному желанию и с интересом. Полезно присмотреться к тому, чем ребенок больше все­го увлечен. Это может быть игра в машинки, куклы, мо­делирование, современная музыка и т. д.

Некоторые занятия покажутся родителям пустыми, даже вредными. Но для ребенка они важны и интересны, к ним стоит относиться с уважением.


Расспросите, что именно в этих занятиях интересно м важно для него. Разделите с ним его интересы и увле­чения. В совместной деятельности вы сможете переда­вать ребенку то, что считаете полезным: какие-то знания, практический опыт и свой взгляд на вещи и интерес к познанию, чтению книг. И родителям легче будет соеди­нить увлечение ребенка с процессом обучения в школе, конфликты принуждения исчезнут.

• Сравните эффективность самостоятельного выполне­ния домашнего задания ребенком и совместного.

• Придумайте внешнее средство, которое заменило бы участие родителя (будильник, табель, что-то еще...). Обыграйте с ребенком такое вспомогательное сред­ство.

• Лист бумаги разделите на 2 части. На левой части напи­шите «САМ». На правой «ВМЕСТЕ». Посмотрите, что из колонки «вместе» можно перенести в колонку «сам».

►► СИТУАЦИЯ № 95. Бывает, что ребенок расстраивается, огорчается, терпит неудачу, в сердцах заявляет: «Больше эту задачу решать не буду!»

Как реагировать маме?

Решение. Если ребенок расстроен, обижен и т. п., то не­обходимо дать ему понять, что «слышат» и понимают его состояние. Лучше назвать словом то чувство, которое он испытывает: тебе обидно, что отняли твою любимую игрушку? Не надо оставлять ребенка наедине с его пере­живаниями.

Если вы хотите послушать ребенка, то повернитесь к не­му лицом.

Важно, чтобы ваши глаза и его находились на одном уровне. Если ребенок стоит, то рекомендуется сесть (при­сесть) около него.

Непозволительно общаться с ребенком, находясь в дру­гой комнате или через плечо, смотреть куда-то в газету, в телевизор, на плиту и т. д.

Все это говорит о том — насколько вы готовы его слушать и услышать.

►► СИТУАЦИЯ № 96. Перед вами огорченный или рас­строенный ребенок, например, у него забрали машинку. Как выяснить причину обиды, настраиваясь на его «эмоциональную волну»?

Решение. Следует показать ребенку, что вы понимаете его огорчения, настраиваясь на «эмоциональную волну» ребенка. Фраза же, оформленная как вопрос, не отразит сочувствия. Тем более, что ребенок часто на вопрос: «Что случилось?», отвечает — «Ничего».

После каждой реплики хорошо немного выждать, сделать паузу.

Пауза поможет ребенку разобраться в своих переживани­ях и почувствовать, что рядом взрослый.

Помолчать хорошо и после ответа ребенка. Возможно, он что-то добавит. Дайте ребенку больше говорить.

В ответе взрослого иногда полезно повторить, что случи­лось с ребенком, а потом обозначить его чувство.

Ю. Б. Гиппенрейтер настоятельно рекомендует родите­лям освоить способы активного слушания.

Можно ожидать следующие результаты:

6. Исчезают, ослабевают отрицательные переживания ребенка (разделенная радость удваивается, разделен­ное горе становится вдвое меньше).

7. Ребенок убеждается, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: темы пове­ствования (жалобы) меняются, развиваются.

8. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы и приучается сам активно слушать.

9. Изменяются и сами родители, находя в себе больше терпения, меньше раздражаются. Лучше видят, как и почему ребенку бывает плохо.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

7. Психологически принимать ребенка со всеми его труд­ностями (неуспехи оценивать как временные, к успехам приводит необходимая помощь, а не насилие, упреки, приказы).

8. Дать право ребенку ошибаться и самостоятельно ис­правлять свои ошибки. Относиться к ошибкам как к за­кономерному явлению. Важно научить ребенка видеть ошибку, её причину, уметь самостоятельно ее испра­вить.

9. Включенность ребенка в деятельность — непременное условие продвижения в обучении.

10. Учебные задания должны быть посильными. Опираясь на «зону ближайшего развития», идти в обучении впе­ред, отслеживая усвоение предлагаемого материала.

11. Должна быть сформирована учебная мотивация, то есть желание учиться.

12. Воспитывать успехом. Старайтесь создать ребенку си­туацию неизбежного успеха в выполнении учебного за­дания и поощрять даже отдельные элементы действия, активность, наблюдательность, усидчивость и т. д. Ори­ентируйте ребенка на успех, а не на избегание неудач.

13. Индивидуальный стиль деятельности с точки зрения эффективности обучения может быть в большей или меньшей степени оптимальным. Он формируется под руководством и контролем взрослого (учителя). Поэто­му именно от учителя зависит, насколько оптимально ученик будет использовать имеющиеся у него интел­лектуальные способности. Например, использование резервов памяти при заучивании стихотворения.


ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

►► ВОПРОС № 12. Почему необходимо ориентировать обу­чение на развитие мышления и воображения?

Ответ. Ориентирование обучения на развитие воображе­ния и мышления дает возможность существенно изме­нить позицию ученика — предоставить ему другие учеб­ные роли: исследователя, организатора своей деятель­ности. Дети будут активно участвовать в каждом шаге обучения:

- принимать учебную задачу;

- анализировать способы ее решения;

- выдвигать гипотезы;

- подбирать средства для ее решения;

- контролировать, определять причины ошибок. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

►► СИТУАЦИЯ № 97. Некоторые ученые считают, что чув­ства проявляются автономно, сами по себе, и не связаны с совокупностью наших процессов.

Выскажите свое мнение по затронутому вопросу. Решение. Мнения могут быть разные. Женевский пси­холог Клаус Шерер убеждает, что чувства соотносятся с восприятием и суждением, которые придают им смысл. Эмоции не только ощущаются, но и осмысливаются. Связь эмоций и мысли показал американский нейробио­лог А. Дамаско. Он наблюдал, как после операции по уда­лению опухоли мозга изменилось поведение пациента.

В то время как тесты на интеллект дали положительные результаты, обнаружилось нарушение способности при- пимать правильные решения, отличать главное от вто­ростепенного, извлекать уроки из собственных ошибок 11 добиваться цели.

Пациент утратил способность эмоционального реагиро­вания: к картинкам, вызывающим страх, был безразли­чен. Активная осмысленная жизнь стала для него невоз­можной.

11 равильное мышление зависит от эмоциональной пол­ноценности.

►► СИТУАЦИЯ № 98. Родители обычно воспитывают сво­их детей по своему «образу и подобию». Почему? Потому что они все довольны собой.

Почему родители не работают над собой и не заботят­ся о воспитании своего ребенка, который должен жить в новых социальных условиях?

Решение. Воспитание и самовоспитание — дело хлопот­ное. 3. Фрейд говорил: «Когда дело доходит до самовос­питания, тут мы не все гении». Не многие родители могут похвастать тем, что проводят с ребенком систематические занятия хотя бы по развитию памяти, логического, твор­ческого мышления и воображения.

Не занимаясь воспитанием ребенка, родители причиня­ют ему непоправимый ущерб. Но больший ущерб при­чиняют своим детям те, кто слишком рьяно пытается их «воспитывать» — не обладая психолого-педагогическими знаниями и умениями.

►► СИТУАЦИЯ № 99. В человеческом обществе воспита­ние ребенка осуществляется на принципах нравственно­сти.

Почему именно принципы нравственности, принятые в обществе, лежат в основе воспитания ребенка? Решение. Нравственность есть истинно человеческая система регуляции, принципы которой противоположны биологическому, аффективно-эмоциональному механиз­му («делай, что хочется»).

Самые удивительные примеры преданности, самоот­верженности и взаимопомощи животных основаны на инстинктах или, может быть, любви, но не на чувстве мо­рального долга, которое, видимо, только людей заставля­ет желать то, чего не хочется.

►► СИТУАЦИЯ № 100. Ребенок совершил поступок. Вы спросите какой? Хороший или плохой? Даже плохой по­ступок — это самостоятельность ребенка. И это уже хоро­шо.

Вы убеждаете его в том, что он плохой и как плохо все то, что он сделал. Это запомнится ребенком и отучит его от самостоятельности, от стремления к Поступку.

Пока ребенок мал, ему нужна положительная оценка взрослого. Пусть с оговоркой, но положительная.

Но вот он подрос — и ему нужна уже его собственная оценка. После того как в 8-12 лет ребенок совершил по­ступок, не надо спешить с оценкой. Пусть он сам его оце­нит. Еще не может?

Как помочь ребенку оценить свой поступок?

Решение. Задача взрослого — дать ребенку способы са­мому осуществить процесс поиска, понимания мотивов своего поведения.

В сложных ситуациях — подсказывать, напоминать. В целом — обучать этому. Проанализируйте один из по­ступков ребенка сами, вслух, для него. Поставьте себя на его место, рассуждайте за него. Затем за других участни­ков ситуации. Приведите точку зрения и других детей, и взрослых. В следующий раз он уже будет сам участвовать в таком диалоге с вами.

Так можно воспитать привычку к внутреннему диалогу, к сознательному выбору вариантов поведения в сложных жизненных ситуациях. Помните, как учат детей играть в шахматы:

- сначала рассуждает взрослый (один, но вслух);

- затем — вместе с ребенком;


- далее ребенок делает это сам (после хода, во время хо­да, перед ходом).

Анализ поступка обычно скоро приводит к тому, что ре­бенок обучается анализировать смысл и последствия по­ступка заранее.

Это приведет к самовоспитанию личности.

Ребенок должен усвоить смысл самого поступка. По по­ступку трудно понять, чем руководствовался человек, совершая его. Поэтому важен мотив, важен смысл этого поступка для человека, совершившего его. Одни и те же поступки могут совершаться из разных побуждений и та­ить в себе разный смысл.

Ребенок должен знать и понимать это.

►► СИТУАЦИЯ № 101. Согласно Л. С. Выготскому, основ­ной психологический смысл кризиса 7-ми лет — это утра­та детской непосредственности. В отношениях с окружа­ющими он становится не таким понятным, как раньше. Почему это происходит?

Решение. У ребенка появилась своя внутренняя жизнь, не всегда понятная окружающим (что он думает, что чув­ствует, переживает).

Изменяется самосознание ребенка: он начинает размыш­лять, прежде чем действует, пытается оценить свой по­ступок с точки зрения его результата и пр. Тем самым поведение ребенка перестает быть импульсивным и ста­новится произвольным, управляемым.

Л. С. Выготский подчеркивает возникновение у ребенка обобщенных переживаний. Успехи и неуспехи приводят к формированию чувства неполноценности или полно­ценности, собственной значимости, умелости, компе­тентности. Рождается социальное «Я».

Дети, не прошедшие кризиса начала школьного обуче­ния (7 лет), по сути, еще являются дошкольниками. Де­ти, преодолевшие кризис со всеми его потерями и при­обретениями, готовы вступить в новый возрастной этап.

Это может быть в 6-7 лет, исходя из особенностей психо­физиологического развития, характера социального окружения, особенностей воспитания и т. д.

►► СИТУАЦИЯ № 102. На протяжении младшего школь­ного возраста начинает складываться новый тип отноше­ний ребенка с окружающими людьми.

Благодаря каким новообразованиям возраста это про­исходит?

Решение. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:

9. новый уровень развития произвольной регуляции по­ведения и деятель?тости;

10. внутренний план действия;

11. рефлексия;

12. ориентация на группу сверстников.

►► Ситуация 103. В период обучения в начальной школе ребе­нок, познавая окружающий мир и себя в этом мире, имеет большие возможности для развития своей личности. Развитие каких качеств наиболее благоприятно в этот возрастной период?

Решение. Младший школьный возраст сенситивен для развития:

5. познавательных потребностей мотивационной сферы личности;

6. навыков и умений учебной деятельности;

7. навыков самоконтроля и саморегуляции;

8. адекватной самооценки, критичности но отношению к себе и окружающим;

9. нравственной сферы личности как единства сознания, чувств и поведения;

10. навыков общения со сверстниками и установления прочных дружеских контактов.

►► СИТУАЦИЯ № 104. Нередко возникает ситуация, когда ученик не успевает, не справляется с учебной нагрузкой. И такой ситуации часто «вина» ложится на ребенка: не- ипимателен, не выполняет вовремя задания и др.

А что мог не учесть сам учитель?

Решение. Взрослый может быть виноват лишь в «немно­гом»: он не определил зону ближайшего развития ребен­ка, пространство его сегодняшних возможностей, не учел ('го самочувствия в учебной деятельности. Зона ближай­шего развития для каждого ребенка индивидуальна. И не всякий ребенок попадает в «усредненную» зону развития для определенного возраста. И результат обучения и са­мочувствия ребенка, и его межличностные отношения могут быть разными.

►► СИТУАЦИЯ № 105. Есть возрастные периоды, когда желание настоять на своем, сделать наперекор другим (особенно взрослым) усиливается. Это связано с кризи­сом возраста. В младшем школьном возрасте: кризис — 7 лет, в это время желание делать по-своему, самостоя­тельно настолько сильно, что любые действия со стороны взрослых, противоречащие его намерениям, вызывают реакцию протеста.

Родители в этих ситуациях чувствуют растерянность и беспомощность, не зная как себя вести. Либо уступают под напором ребенка, либо, наоборот, вступают в проти­воборство, противостояние.

Замечено, что порог терпимости у разных родителей раз­ный: для одних такое противостояние — лишь мелкое неудобство, для других — невыносимо.

Как можно перейти от противоборства к взаимопони­манию?

Решение. Нередко, увлекшись борьбой с упрямством, ро­дители перестают видеть ребенка, увлечены только своей целью доказать свою силу, ум, старшинство и т. д., заста­вить ребенка понять, что родителей надо слушаться.

Для решения подобных ситуаций необходимо уточнить, что вкладывается родителями в понятие «упрямство». Может иметь место непонимание. Под упрямством могут пониматься невнимательность, утомляемость, затормо­женность, закомплексованность, неуверенность или воз­будимость, гиперактивность и др. Может присутствовать смешение настойчивости, целеустремленности с упрям­ством, привычка к самостоятельности, инициативности и т. п.

Уточнив понятие, необходимо учесть возрастные особен­ности, частоту и интенсивность упрямства, когда и в ка­ких ситуациях ребенок упрямится, становится несговор­чивым, что этому предшествует.

Возможно, ребенок заявляет о себе, о своих желаниях, чувствах в форме нежелания (упрямства).

Важно выяснить желания ребенка. Часто родители не представляют, что чувствует ребенок, когда его застав­ляют что-то делать. Он может ощущать беспомощность, ненависть, жалость к себе, обиду, страх. В этом случае происходит столкновение двух упрямств: родителя и ре­бенка.

В таких случаях родителю полезно вспомнить свой соб­ственный детский опыт. Какие чувства были в такие пе­риоды детства? Что хотелось сделать? Такие воспомина­ния позволяют лучше понять своего ребенка.

Поняв бессмысленность, неэффективность позиции про­тивостояния, нужно повернуться лицом к ребенку и пе­рейти на позицию взаимопонимания. Выяснить мотивы и причины, определяющие поведение ребенка. Так про­изойдет переход от противостояния к диалогу. Ребенок сразу почувствует доброжелательность родителя, что его хотят понять.

За «не хочу» часто кроются опасения (нужна поддерж­ка), страхи (не делает того, что вызывает затруднение) и желания, которые трудно осознаются ребенком.


►► СИТУАЦИЯ № 106. Надя (7 лет) что-то хочп к 1.н вместе с мамой, но непонятно, что именно. При ним |>< бенок капризничает, раздражается.

Каким должно быть поведение мамы?

Решение. Мама должна предложить Наде- меренщ. п.. можных совместных занятий. «Ты сейчас хочеип. ищи совать со мной, послушать сказку или что-то еще? •

Даже при неполном перечне пожеланий Илдн..... ли

что мама интересуется ее мнением, хочет моим I к м мин дочери.

В процессе диалога желание ребенка обычно кот |м ш н руется. Обсуждается его реализация: сразу ш и ш ■ и | некоторое время, а может быть в модифицпроилши».м м де, в замещающей деятельности или только и причин» мечтах: «Как здорово, когда...», «Хорошо, что у м ои п I такое желание».

А. С. Макаренко подчеркивал, что истинным < м> и ' ч«ловеческой жизни есть завтрашняя радость, но ммч и I нужно трудиться, жить...

►► СИТУАЦИЯ № 107. В качестве мотива учсС..... к

тельности школьника могут быть устанонкп (>........

ло — установка на успех во что бы то им ста/ю,..........

вестной песне: «... нам нужна одна победа, о/мы 11.1 ш < мы за ценой не постоим!» А возможна устлнот.1 п.* м бегание неудачи — не получить «двойку», гоп м. \ 1 м •

ся как в афоризме: «Главное — не побеждл п.,.1 \ч.

вать».

Как будет осуществляться учебная дпмг п.нош школьника и развитие его личности и наши ими» ш < этих установок?

Решение. Учащиеся с установкой па успех при ш • \ *

туациях, что бы ни случилось, ни за что не гд... 1

ник, старающийся избегать неудач, хорошо учиты и 1

будет и в будущем больших профессионпчьны...........

не достигнет.


►► СИТУАЦИЯ № 108. Ваня (9 лет) смотрит по сторонам, мечтает о компьютерных играх, дома все время сидит перед телевизором, уроки делает под нажимом. С лица его не сходит улыбка. Ваня улыбается всегда, и когда его ругают, и когда ставят двойки. Только при виде отца с ремнем моментально становится серьезным. Но нена­долго. Родители говорят: «Ему совершенно наплевать на оценки, на то, что о нем думают!»

Так ли это в действительности? Почему через два года учебы налицо такой результат?

Решение. Улыбки улыбками, но лицо Вани не походит на лицо счастливого мальчика. Это маска, под которой живет страх. Выясняется, что в первом классе Ване с тру­дом давались письменные уроки. Мама раздражалась. В результате при одном упоминании о школе ребенок входил в транс. К третьему классу патологическая реак­ция страха стала у него привычной.

Но то, что мальчик хорошо и с удовольствием выполнял задания, не связанные со школой, говорит о том, что у него внушенный страх школы, возникший в начальный период обучения.

►► СИТУАЦИЯ № 109. Витя (7 лет), мальчик старатель­ный и аккуратный, слушал учителя внимательно. Он хо­рошо переписывал упражнения с доски. И все, что нужно скопировать, он выполнял хорошо. А там, где требуются умственные усилия, он испытывал затруднения. Вместо того чтобы понять текст, дословно его заучивал. Вместо решения задачи ждал, когда можно было просто списать ее решение.

С чем может быть связана такая интеллектуальная пас­сивность ученика?

Решение. Обычно так происходит, когда у ребенка ма­ленький запас интеллектуальных впечатлений. Родите­ли мало уделяли внимания детской любознательности. Они не всегда отвечали на детские вопросы, не побужда­ли ребенка к новым вопросам. Не побуждали его к само­стоятельному поиску ответов. Именно в этих поисках и заключен основной путь развития. Необходимо срочно ликвидировать данные пробелы развития интеллекта Вити.

►► СИТУАЦИЯ № 110. Вика (7 лет) — девочка, склонная к демонстративности. Когда речь заходит о домашних заданиях, начинается упрямство, вредничанье, а то и вызывающее поведение. Угрозы и наказания эффекта не дают.

В чем истинная причина нежелания девочки выполнять домашние задания?

Решение. Таких бунтующих, как Вика, следует окружить теплом и заботой. Даже если, казалось бы, этим ребенок не обделен. У них повышена потребность в ласке.

Когда Вика делает уроки, необходимо подвинуться к ней поближе, погладить по головке, пошептать на ухо что- нибудь ласковое и ободряющее. Вике нужна не столько реальная помощь, сколько открытое выражение радост­ных чувств. Впоследствии можно будет просто пообе­щать, что после того как будут сделаны уроки, мама вме­сте с дочерыо займутся чем-либо интересным.

Одна девочка очень образно выразилась: «Когда все нор­мально, мама меня не замечает. У нее слишком много дел».

►► СИТУАЦИЯ № 111. Мама Коли говорит, что она по- разному пробовала воздействовать на сына, чтобы он вовремя делал уроки. «Не сделаешь уроки, — говорит мама, — не будешь играть в компьютер». А он ей: «Ну и не надо! Обойдусь!» «Он без всего может обходиться», — говорит мама.

Как маме выходить из данной ситуации?

Решение. Избалованные дети более требовательны. Ина­че они не были бы избалованными. Когда мама запреща­ет ему включать компьютер, Коля играет в игрушки, смо­трит телевизор, идет гулять. Т. е. ребенок все равно раз­влекается, и родители это допускают. В результате, они своего не добиваются. А ребенок — непобедим.

Но если родители проявят последовательность, все бы­стро встанет на свои места.

И необходимо внушать ребенку, что учится он не для родителей. Ученики начальных классов очень трепетно относятся ко всему, что связано со школой, с учителем. И сказать перед всеми, что не выучил урок, им страш­нее, чем старшему школьнику. Последствия собственной безответственности сыграют свою роль. Но в начальных классах, конечно, нужно контролировать качество вы­полнения домашних заданий.

Необходимо настраивать ребенка на то, что если он бу­дет внимательно слушать объяснения учителя, большую часть устных уроков ему удастся выучить уже в классе и дома не придется тратить время.

►► СИТУАЦИЯ № 112. В мотивации на успешность ребен­ка в учебной деятельности большая роль принадлежит учителю.

Какие действия учителя способствуют той или иной мо­тивации ребенка на учебу?

Решение. Действия учителя могут быть ориентированы:

QQ. на избежание неудач:

XI при сравнении достижений одного ученика с достиже­ниями других («не хуже других»);

XII при жестком контроле, когда помощь оказывается в виде приказа, навязывания своего мнения;

XIII при объяснении неудачи отсутствием способностей. Или говорят: «Тебе, наверное, повезло, вопрос достал­ся легкий»;

RR. на достижение успешного результата:

XIV принимается в расчет зависимость успеха от прилагае­мых усилий;

XV при развитии самостоятельности и инициативы уче­ника;

XVI объяснение неудач недостатком приложенных уси­лий. При хорошей оценке говорят: «Молодец, хорошо поработал».

Сформированная таким образом в детстве мотивация из­бегания неудач или достижения успеха будет пронесена через всю жизнь.

Родителям младшего школьника следует:

XVII учить детей задавать вопросы не только другим, но, прежде всего, себе. Необходимо, чтобы ребенок не ждал готового ответа, а находил его сам. С этой це­лью взрослый своими вопросами побуждает ребенка задавать себе вопросы. Например: «Тебе все ясно?..», «А что значит это?», «А как бы ты ответил на такой вопрос?» Важно научить ребенка пользоваться спра­вочной литературой: словарями, справочниками, эн­циклопедиями и пр.;

XVIII показывать ребенку ценность знаний, образования, культуры человека. Надо формировать культ интел­лекта. Всякие знания приносят пользу, только одни — сегодня, а другие — завтра.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных