Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сложноподчинённые предложения с придаточными сте­пени и образа действия.




П р и д а т о ч н ы е с т е п е н и могут указывать на степень качества. В этом случае они связываются при помощи союза что с той частью главного предложения, ко­торая состоит из качественного прилагательного и указательного слова такой (такой сильный, такой громкий и т. п.) или из каче­ственного наречия или краткого прилагательного и указательного слова так (так сильно, так громко и т. п.); придаточные степени отвечают на вопросы д о к а к о й с т е п е н и? к а к?, напри­мер: 1) Лёд был такой прозрачный (д о к а к о й с т е п е н и п р о з р а -ч н ы й?), что даже вблизи его трудно было заметить. (Пауст.) 2) Разве чёрные брови и очи мои так хороши (к а к х о р о ш и? д о к а к о й с т е п е н и х о р о ш и?), что уже рав­ных им нет и на свете? (Г.) 3) Дверь захлопнулась за нею так громко (как громко? до какой степени громко?), что не под силу было отпереть. (Г.)

Вместо указательных слов такой и так в главной части мо­гут быть слова до такой степени, настолько, до того, например:

1) Блеск был до такой степени (настолько, до того) яркий, что ломило глаза. 2) Раскалённый металл блестел до того (до та­кой степени, настолько) ярко, что ломило глаза.

Придаточные степени могут указывать на степень действия. В этом случае они прикрепляются союзом что к сочетаниям, со­стоящим из глаголов и указательных слов, отмеченных выше, например: Он крикнул так (к а к? д о к а к о й с т е п е н и г р о м ­ к о?), что все вздрогнули. Он изменился так (д о т а к о й с т е п е н и, д о т о г о), что его трудно было узнать.

Придаточные с союзом что, относящиеся к сочетанию глаго­ла с указательным местоимением так, могут иметь значение не степени, а образа действия, например: Мальчика оде­ли так (как одели?), что все принимали его за девочку. Он взглянул на меня так (как взглянул?), что я невольно вздрогнул.

Если придаточное степени с союзом что относится к сочета­нию, состоящему из указательного слова такой и существи­тельного (такой крик, такой шум и т. п.), то оно имеет доба­вочное определительное значение, например: 1) Раздался такой крик, что все вздрогнули (к а к о й к р и к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й к р и к?). 2) Блеск такой, что глазам больно (к а к о й б л е с к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й

б л е с к?).

П р и м е ч а н и я. 1. В качестве указательного слова в главных частях некоторых предложений может быть местоимение столько, например: Наро­ду высыпало по улицам столько, что в глазах рябило. (Г.) (Ср.: Народу высыпало по улицам так много, что в глазах рябило.)

2. Значение степени имеют некоторые придаточные с союзом чтобы. например: Сильвио был слишком умен и опытен, чтобы этого не заметить... (П.) (Ср.: Сильвио был так умён и опытен, что не мог этого не заметить.)

3. Есть небольшая группа сложноподчинённых предложений с прида­точными образа действия, которые прикрепляются союзным словом как к со­четанию, состоящему из глагола и указательного слова так, например:

Ученик всё сделал так, как велел мастер.

Упражнение 141. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

1) Ветер выл с такой свирепой выразительностью что ка­зался одушевлённым. (П.) 2) Мы разговорились по-видимому так дружески что Иван Игнатьич от радости проболтался (П.) 3) Снег уже местами настолько осел что можно по насту про­ехать. (С.-Щ.) 4) Трудился так крестьянин мой что градом пот с него катился. (Кр.) 5) Ветер со свистом понёсся по степи беспорядочно закружился и поднял с травой такой шум что из-за него не было слышно ни грома ни скрипа колёс. (Ч.) 6) У всех женщин руки до того мёрзли что трескалась кожа. (М. Г.). 7) Жар такой что на песке горят следы. (Н.) 8) Осёл такую поднял скачку что в огороде всё помял и притоптал. (Кр.) 9) На небе и под небом так сделалось темно что ничего нельзя было уже видеть. (Г.) 10) Ты тогда был таким малень­ким что не мог выговорить даже его имени. (Г.) 11) Право печатной бумаги развелось столько что не придумаешь скоро что бы такое завернуть в неё. (Г.) 12) Рукава и верхние полы до того засалились и залоснились что походили на юфть какая идёт на сапоги. (Г.) 13) Я слишком был счастлив чтобы хра­нить в сердце чувство неприязненное. (П.) 14) Ветер дул поры­вами и с такой силой что стоять на ногах было невозможно. (Арс.) 15) Нежданов пустился излагать своё мнение не стесня­ясь без утайки под конец даже так громко и с таким увлечени­ем что явно обеспокоил соседа. (Т.) 16) Стадо таково что труд­но перечесть. (Кр.) 17) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось встречаться. (Т.) 18) Левко остолбенел уви­девши что перед ним стоял отец его. (Г.) 19) Скажи Катерине чтобы не покидала сына. (Г.) 20) Куда ушла она никто не мог сказать. (Г.)

§ 107. Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

П р и д а т о ч н ы е м е с т а относятся к сочетаниям ска­зуемого главной части предложения с указательными словами там, туда, оттуда и прикрепляются к этим сочетаниям союзны­ми словами где, куда, откуда; придаточные места указывают место или направление действия и отвечают на вопросы г д е? к у д а? о т к у д а?

П р и м е р ы. 1) Я был там (г д е был?), где никто из вас не был. (Б. Г.) 2) Алексей пополз туда (куда пополз?), куда ушёл самолёт. (Б. П.) 3) Семён возвратился оттуда (о т к у д а?), откуда не хочется уезжать.

Иногда указательные слова в главной части опускаются, на­пример: Он засмеялся и пошёл, куда захотелось ему. (М. Г.) Это свойственно главным образом разговорной речи.

Если при союзных словах есть усилительная частица ни, то придаточная часть предложения имеет обобщающее значение и сочетаниям где ни куда ни, откуда ни соответствуют в главной части предложения не указательные, а определительно-обобща-ющие или отрицательные местоименные наречия (везде, всюду, повсюду, нигде), например: Где ни искал его, нигде не мог найти.

Придаточные места могут иметь уточняющее значение: в этом случае они относятся к обстоятельствам места, при ко­торых могут быть указательные слова.

1) Впереди (где именно впереди?), где осталась роща, сто­яли берёзы. (Ч.) 2) Наталья смотрела вперёд, туда, где зара­нее была намечена линия первого гона. (Г. Ник.) 3) Только на востоке, там, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, сизые предрассветные тучки. (Купр.)

Упражнение 142. Прочитайте, укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения, спишите, вставляя пропущенные буквы, рас­ставляя запятые.

1) Небо было там пурпурное тёплое и ласковое и м...нило туда где оно казалось краем тёмной зелени лугов. (М. Г.)2) Куда н... обращаю взор кругом сине...т мрачный бор. (Ф.)3) Туда туда всем сердцем я стремлюся туда где сер...цу было так легко где из цветов плетёт венок Маруся о старине поёт слепой Грицко. (А. К. Т.) 4) Уж проходят караваны через те скалы где носились лишь туманы да цари-орлы. (Л.) 5) Где быстрые шумные воды н...давно свободно текли се...одня про­шли пеш...ходы обозы с товаром прошли. (Н.) 6) Мне вздума­лось завернуть под навес где стояли наши лошади. (Л.) 7) Я стал np...пом...нать как и куда ходил в течение дня. (Т.)

143. Составьте сложные предложения, в которых каждое из данных слов где, куда, откуда присоединяло бы придаточные части со следующими значениями: 1) места, 2) определительные, 3) изъяснительные.

144. Составьте следующие сложноподчинённые предложения: 1) в кото­рых были бы придаточные изъяснительные и придаточные степени с союзом что; 2) в которых были бы придаточные места, определительные и изъясни­тельные с союзным словом где; 3) в которых были бы придаточные опре­делительные и изъяснительные с союзным словом что; 4) в которых были бы придаточные места, определительные и изъяснительные с союзным словом куда.

145. Укажите придаточные определительные, изъяснительные и степени и их связь с главной частью предложения; затем спишите, расставляя знаки препинания. В двух последних предложениях выделите в глаголах корни и объясните их правописание.

По случаю праздника семья оставалась весь день дома. Старуха которую и муж и невестка и внуки все одинаково на­зывали бабкой старалась всё делать сама: сама топила печь и ставила самовар сама даже ходила на полдень и потом роп­тала что её замучили работой. И всё она беспокоилась как бы кто не съел лишнего куска как бы старик и невестки не сидели без работы. То слышалось ей что гуси трактирщика идут зада­ми на её огород и она выбегала из избы с длинной палкой и потом полчаса пронзительно кричала около своей капусты дряб­лой и тощей как она сама то ей казалось что ворона подбирает­ся к цыплятам и она с бранью бросалась на ворону. Сердилась и ворчала она от утра до вечера и часто поднимала такой крик что на улице останавливались прохожие.

(А. П. Ч е х о в.)

146. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите придаточные части, их связь с главной частью и значения.

ПИСЬМО УЧИТЕЛЮ

«Это письмо передаст вам дорогой Николай Иванович мой большой друг Саша Орлов. Мы с ним сдружились ещё в авиацио...ом училище. Он вам и ра...каж...т обо всём как мы с ним жили и воевали. Сейчас я лежу в госпитал... пуля пробила мне лёгкое. Каже...ся мне уже не подня...ся. Вы нас научили чув­ствовать Родину. И я всегда думал о людях которые ум...ради за свой народ. Я часто вспоминал вас. Сколько раз вы нам го­ворили что русской землёй н...кто н...когда н... завладеет и при­водили примеры истории. Мне хоче...ся чтобы вы носили мои часы. Вы воспитали во мне мужество Николай Иванович я вам многим обязан. Сейчас надо кончать сестра отказывае…ся боль­ше писать. А помните: «У кого денег нет у того дитя возьмёт, у кого дитяти нет у того жену возьмёт, у кого жены нет того головою возьмёт...» Это кажется про Батыя. Врага н...навижу и зав..щаю бить его до последнего и Саша Орлов поклялся мне что будет дра...ся пока хватит сил. Прощайте дорогой Николай Иванович. Ваш бывший ученик Вася Курганов».

(В. Г. Л и д и н.)

147. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите прида­точные степени, изъяснительные, образа действия, определительные и их связь с главной частью. Вставьте пропущенные буквы.

В ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

— Прощайте и ещё раз спасибо голубчик! — сказал Иван Алексеевич.— Спасибо вам за ваше радушие за ваши ласки за вашу любовь... И вы хороший и дочка ваша хорошая и все у вас тут здесь добрые весёлые радушные... Такая великолепная пуб­лика что и сказать не умею.

Огнев ещё раз поцеловался со стариком и стал спуска...ся вниз.

— Вы бы книги тут оставили! — крикнул ему вслед Кузне­цов. — Что вам за охота тащить такую тяжесть?

Но Огнев уже н... слушал и быстро удалялся от дома... Он шёл и думал о том как часто приходи...ся в жизни встреча...ся с хорошими людьми и как жаль что от этих встреч не остаё...ся ничего больше кроме воспоминаний. Бывает так, что на горизон­те мелькнут журавли слабый ветер донесёт их жалобновос-торже...ый крик а через минуту с какой жадностью н... вглядывай­ся в синюю даль н... увидишь н... точки, н... услышишь н... звука.

В саду было тихо и тепло. Пахло резедой табаком и гелио­тропом которые н... успели ещё отцвести на клумбах... Луна стояла высоко над садом а ниже её куда-то на восток неслись прозрачные туманные пятна. Весь мир казалось состоял только из чёрных силуэтов и бродивших белых теней.

(По А. П. Ч е х о в у.)

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных