Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия.




6. Ситуации, связанные с резким изменением теплового режима. Пойкилотермные и гомойотермные организмы. Физиологическая система терморегуляции. Место выработки тепла в организме. Отдача человеком тепла при повышении температуры: проведение; конвекция; излучение (радиация); испарение.

7. Ситуации, связанные с акклиматизацией и реакклиматизацией. Акклиматизация в горной местности, в условиях жаркого климата, на Севере.

8. Ситуации, связанные с переменой часового пояса.

9. Ситуации, связанные с резким изменением режима питания, питьевого режима. Общепринятые гигиенические нормы питания. Калорийность пищевых продуктов. Основа рациона питания человека, проживающего в северных и южных широтах. Вода, как основа жизни для человека. Хранение, транспортировка, консервация воды при создании аварийного запаса питания.

10. Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «экстремальная ситуация»?

2. Что может способствовать попаданию человека в ЭС?

3. Что необходимо сделать, чтобы уменьшить опасность и увеличить шансы на сохранение жизни и здоровья в ЭС?

4. Почему город является источником различных видов опасности?

5. Как Вы будете действовать при возникновении пожара, затопления, отравления газом в бытовых условиях?

6. Как действовать, если Вы – свидетель поражения человека электрическим током?

7. Какие меры безопасности необходимо предпринять при пользовании транспортом (автомобильным, железнодорожным, авиационным)?

8. Какие правила следует соблюдать, чтобы уменьшить риск стать жертвой пре­ступления?

9. Какие основные правила безопасного поведения должны знать дети?

10. Чем отличается кража от ограбления?

11. Какие виды мошенничества различают?

12. Каковы пределы допустимой самообороны?

13. Какие средства самозащиты вы знаете?

14. Каковы причины терроризма?

15. В чем проявляется криминальная суть современного терроризма?

16. Назовите основные правила поведения для заложников.

17. Чем отличается современный терроризм от терроризма начала XX в.?

 

11. Рекомендуемая литература:

  1. [3] – стр. 294 - 354.
  2. [8] – стр. 126 - 151.
  3. [11] – стр.106 - 174.
  4. [15] – стр. 80 - 103.
  5. [20] – стр. 7-227; 302.
  6. [22] – стр.33 - 105.
  7. [23] – стр. 45 – 365.

2.6.3. тема 3. Безопасность и защита населения в условиях ЧС природного и техногенного характера.

1. Основные понятия, термины и определения. Понятия: опасное природное явление; стихийное бедствие; авария; катастрофа; экологическая катастрофа; чрезвычайная ситуация. Классификация ЧС: по природе возникновения; по масштабам распространения; по ведомственной принадлежности; по темпу развития. Стадии развития чрезвычайных ситуаций: зарождение; инициирование; кульминация; затухание. Поражающие факторы ЧС. Очаги поражения: простой; сложный; комбинированный.

2. ЧС природного характера. Тектонические и теллурические ЧС. Землетрясения. Основные параметры, характеризующие силу и характер землетрясения: магнитуда; глубина очага; интенсивность энергии на поверхности земли. Предвестники землетрясений. Извержения вулканов. Определение и классификация вулканов. Оползень, основная причина возникновения. Сель. Причины возникновения и места наиболее вероятных селевых потоков. Обвалы. Просадки земной поверхности. Цунами (причины возникновения). Метеорологические ЧС. Ураганы, бури, смерчи. Поражающие факторы. Топологические ЧС. Половодье. Наводнение. Поражающие факторы и последствия. Природные пожары: лесные; степные; торфяные (пожары горючих ископаемых); подземные. Скорость распространения пожаров, поражающие факторы. Основные способы тушения лесных, степных пожаров и подземных пожаров. Биологические ЧС. Механизм передачи инфекций в организм человека и животного. Эпидемии - пандемии. Эпизоотии - панзоотии. Эпифитотии – панфитотии. Космические ЧС. Опасные космические объекты – кометы, астероиды, метеориты. Меры защиты.

3. ЧС техногенного характера. Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) и их краткая характеристика. Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ. Внезапное обрушение зданий и сооружений. Аварии на электроэнергетических системах. Аварии на коммунальных системах и очистных сооружениях жизнеобеспечения. Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Аварии на гидротехнических опасных объектах. Аварии на транспорте.

4. Основные причины техногенных аварий и катастроф. Нарушения. Происшествия. Повреждения. Авария. Катастрофа. Создание ЧС.

5. ЧС экологического характера. Изменения состояния суши. Изменение свойств воздушной среды. Изменение состояние гидросферы. Изменение состояния биосферы.

6. ЧС социального характера. Опасные ситуации криминогенного характера.

7. Защита населения от последствий ЧС природного и техногенного характера. РСЧС, структура РСЧС. Основные задачи, силы и средства РСЧС. Оповещение о чрезвычайных ситуациях. Права, обязанности, ответственность граждан России.

8. Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС. Понятие устойчивости. Факторы, влияющие на устойчивость. Оценка устойчивости. Стратегия повышения устойчивости.

9. Ликвидация последствий ЧС. Спасательные и другие неотложные работы. Краткая характеристика. Требования к управлению.

10. Первая медицинская помощь в ЧС: само- и взаимопомощь при ожогах, переломах, утоплении, электротравматизме и других несчастных случаях.

11. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

12. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятия «чрезвычайная ситуация (ЧС).

2. Какова взаимосвязь понятий «опасность», «риск» и «чрез­вычайная ситуация»?

3. Как классифицируются ЧС?

4. Каков ущерб от ЧС?

5. Назовите стадии развития ЧС.

6. Какие очаги поражения могут возникнуть при ЧС?

7. Какие закономерности выявлены для ЧС природного характера?

8. Чем отличаются опасные природные явления от стихийных бедствий?

9. Дайте классификацию ЧС природного характера.

10. Что такое землетрясение? Почему землетрясения занимают первое место по опасности среди ЧС при­родного характера?

11. В чем причина землетрясений и какими параметрами характеризуется землетрясение?

12. Можно ли предсказать землетрясение?

13. Какие защитные мероприятия необходимо проводить при землетрясении?

14. Назовите основные правила поведения при землетрясении, если вы оказались на улице, в транспорте, в помещении, под обломками здания.

15. Что такое цунами и для каких областей Земли они наиболее характерны?

16. К каким последствиям приводят цунами? Можно ли предвидеть возникновение цунами?

17. Назовите действия, которые необходимо предпринять при угрозе возникно­вения цунами.

18. Охарактеризуйте ЧС при извержении вулканов, возникновении селей, оползней, обвалов и просадки земной поверхности. Какие при этом возникают поражающие факторы и какие меры безопасности необходимо предпринять?

19. Какие ЧС метеорологического и гидрологического характера Вы знаете? Могут ли они возникать в районе Вашего проживания и как защитить себя в таких ситуациях?

20. Чем опасны природные пожары. Дайте классификацию и расскажите о методах тушения пожаров.

21. Каковы причины появления биологических ЧС? Дайте определение терминам «эпидемия», «эпизоотия», «эпифитотия».

22. Какие опасности угрожают человеку из космоса? Можно ли избежать таких видов опасностей и какие меры защиты необходимо предпринимать?

23. Дайте классификацию ЧС техногенного происхождения по производственному признаку и в зависимости от природного происхождения.

24. Что такое производственная или транспортная катастрофа?

25. Чем отличается авария от катастрофы?

26. Перечислите поражающие факторы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

27. Перечислите причины возникновения техногенных катастроф.

28. Назовите виды дорожно-транспортных происшествий.

29. В чем заключаются особенности безопасного поведения в метро?

30. В чем заключается безопасное поведение при следовании железнодорожным и авиационным транспортом?

31. Что такое АХОВ? Дайте классификацию АХОВ.

32. Каков механизм воздействия химически опасных веществ на организм человека?

33. Какой способ защиты населения от АХОВ является наиболее эффективным?

34. Дайте краткую характеристику хлора. Как вы будете оказывать первую меди­цинскую помощь пострадавшему?

35. Дайте краткую характеристику аммиака. Как вы будете оказывать первую ме­дицинскую помощь пострадавшему?

36. Что такое пожароопасный объект? Чем опасны пожары и взрывы на производстве?

37. Чем опасны выбросы радиоактивных элементов при авариях и катастрофах на РОО?

38. Что необходимо сделать с овощами, фруктами и ягодами перед употреблением в пищу после радиоактивного загрязнения?

39. Что необходимо проделать с зерновыми, зернобобовыми культурами, молоком и мясом перед употреблением при радиоактивном загрязнении?

40. Санитарные мероприятия, проводимые в условиях радиоактивного загрязнения.

41. Каковы медицинские последствия аварии на Чернобыль­ской АЭС?

42. Как обеспечивается устойчивость работы объектов народ­ного хозяйства в чрезвычайных ситуациях?

43. Что надо сделать для повышения устойчивости функцио­нирования наиболее важных видов технических систем и объектов народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях?

44. Перечислите основные этапы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

45. Что такое «экологические катастрофы», «специфические катастрофы», «социальные катастрофы»?

13. Рекомендуемая литература

  1. [1] – стр. 391 – 430.
  2. [2] – стр. 407 - 434.
  3. [3] – стр. 354 - 399.
  4. [4]- стр. 236 - 277.
  5. [5]- стр. 203 – 236; 99 – 137; 251 – 294.
  6. [6] – стр.239 - 366.
  7. [7] – стр. 358 – 478; 599 - 611.
  8. [8] –стр. 16 – 62; 94 - 151.
  9. [9] – стр. 216 – 328; 430 - 432.
  10. [10] – стр. 96 – 392; 414- 433.
  11. [11] – стр. 47 – 106.
  12. [12] – стр. 14 – 28; 68 – 126.
  13. [13] – стр. 6- 36;80 – 86.
  14. [14] – стр. 5 – 40.
  15. [15] – стр. 103 – 139; 189 – 194.
  16. [16]- стр. 80 - 86.
  17. [18]- стр. 17 – 27; 98 - 134.
  18. [19] – стр. 7 – 21; 33 – 153; 205 – 245.
  19. [20] – стр. 227 – 302.
  20. [22] –стр. 105 - 187.
  21. [23] – стр. 15 – 45; 145 – 444.

2.6.4. ТЕМА 4. Современные средства поражения:

1. Ядерное оружие и виды ядерных взрывов. Поражающие факторы ядерного взрыва:

1) Воздушная ударная волна. Основные параметры ударной волны, определяющие ее поражающее действие: избыточное давление Δ p ф; скоростной напор Δ p ск; время действия ударной волны t у.в.; скорость фронта ударной волны C ф. Поражения, возникающие под действием ударной волны: легкие, средние, тяжелые и крайне тяжелые (смертельные) поражения. Воздействие воздушной ударной волны на здания и сооружения: сильные, средние, слабые и полные разрушения.

2) Световое (тепловое) излучение. Источник светового (теплового) излучения. Основной параметр, характеризующий поражающее действие светового излучения: световой импульс - Uсв. Воздействие на людей светового излучения: ожог первой степени; ожог второй степени; ожог третьей степени; ожог четвертой степени; ожоги глазного дна, ожоги век и роговицы глаза, временное ослепление.

3) Проникающая радиация. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гамма-излучение. Нейтронное излучение. Зависимость поражения людей проникающей радиацией от дозы излучения: экспозиционная доза, мощность экспозиционной дозы; поглощённая доза, мощность поглощённой дозы; эквивалентная доза, мощность эквивалентной дозы. Степени лучевой болезни: 1 степень, 2 степень, 3 степень, 4 степень. Дозы облучения и уровни заражения населения на военное время: однократное воздействие в течение 3-4 дней; многократное воздействие - в течение месяца, в течение квартала, в течение года. Допустимые ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) дозы облучения на мирное время.

4) Радиоактивное заражение местности. Источники радиоактивного заражения: продукты цепной ядерной реакции деления; не разделившаяся часть ядерного заряда; наведенная радиоактивность в грунте и других материалах под воздействием нейтронов и осколки металла ядерного боеприпаса. Масштабы и степень радиоактивного заражения местности. Радиоактивный след (зона радиоактивного заражения): зона А - умеренного заражения; зона Б - сильного заражения; зона В - опасного заражения; зона Г - чрезвычайно опасного заражения. Форма следа, характеризуемая длиной L и шириной b. Наветренная и подветренная стороны в районе взрыва. Зависимость заражения местности радиоактивными осадками от степени вертикальной устойчивости воздуха.

5) Электромагнитный импульс. Источники возникновения электромагнитного импульса (ЭМИ). Основные параметры ЭМИ, определяющие поражающее действие: изменения напряженности электрического и магнитного полей во времени - форма импульса; максимальная напряженность поля - амплитуда импульса. Приемники энергии ЭМИ. Воздействие ЭМИ на человека.

6) Вторичные поражающие факторы ядерного взрыва.

2. Нейтронные боеприпасы и характеристика очага поражения. Поражающие факторы взрыва нейтронного боеприпаса. Отличие распределения энергии по поражающим факторам в нейтронном боеприпасе от ядерного боеприпаса. Очаг поражения при взрыве нейтронного боеприпаса. Зона комбинированного поражения.

3. Военные средства поражения в обычном снаряжении. Боеприпасы объемного взрыва. Зажигательные боеприпасы: зажигательные смеси на основе нефтепродуктов (напалмы); металлизированные зажигательные смеси (пирогели); термит и термитные зажигательные составы. Обычный или пластифицированный фосфор. Зажигательные авиационные бомбы. Защита объектов от зажигательного оружия. Фугасные, осколочные, шариковые, кумулятивные и бетонобойные боеприпасы. Высокоточное оружие: управляемые авиационные бомы (УАБ), управляемые ракеты «воздух-земля», противорадиолокационные управляемые ракеты и др. Разведывательно-ударные комплексы (РУК). Защита объектов экономики от ВТО.

4. Современные виды оружия: радиологическое оружие; лучевое оружие - л а зерное;рентгеновское; пучковое или ускорительное; гамма-лазерное; психотропное оружие (ПО); плазменное оружие

5. Тестовый контроль

6. Вопросы для самоконтроля:

  1. Что называется оружием массового поражения? Какие виды оружия относятся к оружию массового поражения?
  2. Что такое ядерное оружие?
  3. Какие виды ядерных взрывов Вы знаете?
  4. Какие поражающие факторы образуются при воздушном ядерном взрыве? Охарактеризуйте им.
  5. Какие вторичные поражающие факторы образуются на месте взрыва?
  6. Что такое очаг и зона поражения?
  7. Что такое зона комбинированного поражения?
  8. Дайте характеристику нейтронного оружия. В чем отличие поражающих факторов, образующихся при взрыве нейтронного боеприпаса, от поражающих факторов, образующихся при взрыве ядерного оружия?
  9. Какие виды оружия относят к средствам поражения в обычном снаряжении? Охарактеризуйте их.
  10. Какие современные виды оружия Вы знаете?

7. Рекомендуемая литература

  1. [4]- стр. 277 – 301.
  2. [5]- стр. 236 - 239.
  3. [8] –стр. 51 – 94.
  4. [10] – стр. 392 - 414.
  5. [12] – стр. 28 - 68.
  6. [15] – стр. 139 - 161.
  7. [18]- стр. 134 - 138.
  8. [19] – стр. 153 - 205.
  9. [22] – стр. 160 - 167.

2.6.5. ТЕМА 5. Токсическая и эпидемиологическая безопасность.

1. Химическое оружие. Понятие «отравляющие вещества» (ОВ). Классификация и краткая характеристика ОВ по характеру токсического действия: нервно-паралитического действия; кожно-нарывные; общеядовитого действия; удушающие; психохимические; раздражающие; токсины. Классификация ОВ по тактическому назначению: смертельные; временно выводящие живую силу из строя; раздражающие; учебные. Стойкие и нестойкие ОВ. Бинарные системы химического оружия. Фитотоксиканты: гербициды (дефолианты, вызывающие опадение листьев: десиканты, высушивающие листья и стебли). Препараты: «оранжевая смесь», пиклорам («белый препарат»), какодиловая кислота. Зона химического заражения. Очаг химического поражения.

2. Биологическое оружие. Понятие «биологическое средство» (БС).Виды биологических средств: из класса бактерий; из класса вирусов; из класса риккетсий; из класса грибков. Пути распространения БС: аэрозольный; диверсионный метод. Краткая характеристика особо опасных инфекций животных и человека (антропозоонозов): сибирская язва; ботулизм; сап; мелиоидоз; туляремия; ящур. Заболевания, поражающие человека: чума; холера; натуральная оспа; сыпной тиф; СПИД. Болезни растений: болезни злаков (ржавчина); болезни картофеля; болезни хлопчатника. Вредители растений. Зона биологического заражения. Очаг биологического поражения. Меры по предотвращению распространения заражения на территории: карантин; обсервация. Первоочередные мероприятия в очаге бактериологического (биологического) поражения: экстренное профилактическое лечение населения; проведение дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

3. Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое химическое оружие?
  2. Дайте классификацию и краткую характеристику ОВ по токсическому и тактическому назначению.
  3. Какой вид оружия относится к биологическому и почему? Объясните понятие «биологическое средство».
  4. Какие виды БС Вы знаете?
  5. Что такое зона биологического заражения и очаг биологического поражения?
  6. Какие меры по предотвращению распространения заражения на территории принимают?

4. Рекомендуемая литература

  1. [5]- стр. 239 - 244.
  2. [8] – стр. 62 - 89.
  3. [12]- стр. 50 - 54.
  4. [19]- стр. 160 – 167.
  5. [22] – стр. 173 – 178..

2.6.6. ТЕМА 6. Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.

1. Индивидуальные средства защиты органов дыхания:

1) Фильтрующие противогазы. Назначение и устройство. Гражданские противогазы ГП-5 (ГП-5М), ГП-7 (ГП-7В). Действия перед применением противогаза. Сборка и пользование противогаза. Положения противогаза: «походное», «наготове», «боевое». Правила снятия противогаза. Гражданский противогаз ГП-7. Противогаз ГП-7В. Противогаз ГП-7ВМ. Дополнительный патрон ДПГ-3 к гражданским противогазам. Гопкалитовый патрон. Патрон защитный универсальный (ПЗУ). Детские противогазы (ПДФ-7, ПДФ-Д и ПДФ-Ш). Камера защитная детская. Промышленные противогазы. Классификация промышленных противогазов. Фильтрующе-поглощающая коробка КПФ-1. Общевойсковые противогазы.

2) Изолирующие противогазы. Назначение и устройство. Противогазы ИП-4, ИП-4М, ИП-4МК, ИП-5.

3) Респираторы. Назначение и устройство.

2. Простейшие средства защиты органов дыхания. Назначение, способ изготовления в домашних условиях. Противопыльная тканевая маска ПТМ-1, ватно-марлевая повязка.

3. Средства защиты кожи:

1) Изолирующие средства защиты кожи. Общевойсковой защитный комплект (ОЗК). Легкий защитный костюм Л-1.

2) Фильтрующие средства защиты кожи. Защитная фильтрующая одежда (ФЗО).

3) Правила пользованиясредствами защиты кожи. Предельно-допустимые сроки непрерывного пребывания людей в средствах защиты кожи.

4. Медицинские средства индивидуальной защиты. Пакет перевязочный индивидуальный. Аптечка индивидуальная (АИ-2). Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10). Домашняя аптечка, состав домашней аптечки.

 

5. Вопросы для самоконтроля:

1. Почему возникла необходимость создания СИЗОД?

2. Какие средства, предназначенные для защиты органов дыхания, Вы знаете?

3. От каких опасных веществ они защищают человека?

4. Почему СИЗОД классифицируются на фильтрующие и изолирующие? Расскажите о принципе действия фильтрующих и изолирующих противогазов.

5. Почему СИЗОД подразделяются на гражданские, общевойсковые, промышленные? В чем отличие?

6. В чем отличие противогаза марки ГП-5 от марок ГП-5М и ГП-5 МВ?

7. В чем отличие противогаза ГП-7 от ГП-7В и ГП-7ВМ

8. У всех ли противогазов есть соединительная трубка и почему?

9. Какие положения при ношении противогазов Вы знаете?

10. Почему противогаз снимается строго по команде: «Противогазы снять!». Можно ли его снять самостоятельно и когда?

11. Какие существуют правила хранения, сборки и одевания противогазов?

12. Все ли противогазы защищают от угарного газа?

13. Каким видом противогазов пользуются пожарные при пожарах?

14. Можно ли использовать дополнительные патроны к гражданским противогазам?

15. Какие дополнительные патроны к противогазам Вы знаете? В чем их отличие?

16. Что такое респираторы? Где их можно применить и как они классифицируются?

17. Как можно защитить детей от воздействия ОВ в возрасте до 1,5 лет? Старше 1,5 лет? Старше 7 лет?

18. Какие простейшие средства защиты органов дыхания Вы знаете?

19. Можно ли ПТМ-1 и ватно-марлевую повязку изготовить самим в домашних условиях?

20. Какие средства защиты кожи Вы знаете? Как они классифицируются и почему?

21. Что относится к медицинским средствам индивидуальной защиты? Расскажите об АИ-2, ИПП-8, ИПП-9, ИПП-10.

22. Какие средства (специальные и народные) применяются для вывода радиоактивных веществ из организма?

23. Почему необходима домашняя аптечка? Перечислите основной набор лекарственных средств для домашней аптечки.

6. Рекомендуемая литература

  1. [6 ] – стр. 249 - 254.
  2. [9] – стр. 180 - 184.
  3. [10] – стр. 398 - 406.
  1. [13] – стр. 50 - 80.

2.6.7. ТЕМА 7. Специальная обработка.

 

1. Специальная обработка. Классификация: полная специальная обработка; частичная специальная обработка. Виды работ: обеззараживание различных поверхностей; санитарная обработка.

2. Обеззараживание:

1) Дезактивация. Виды дезактивации: полная и частичная. Методы дезактивации: безжидкостный и жидкостный. Дезактивирующие вещества и растворы: «вода + ПАВ»; порошки - СФ-2, СФ-2У; препараты - ОП-7, ОП-10; дезактивирующие растворы - ДЛ, ДЛК, ДЗК; сорбенты; пленки. Дезактивация транспортных средств и техники, дорог (твердые поверхности и земляное покрытие, снежное покрытие). Дезактивация зданий и сооружений. Дезактивация внутренних помещений и рабочих мест.

2) Дегазация. Методы: механический, физический, химический. Дегазирующие вещества и растворы: вещества окисляющего и хлорирующего действия - ДТС-ГК, дихлорамин ДТ-2; вещества и растворы щелочного характера - №2-ащ, №2- бщ и т.д. Дегазация транспортных средств и техники; дегазация территории.

3) Дезинфекция. Виды: профилактическая, текущая, заключительная. Методы: физический, химический. Средства для дезинфекции: фенол, крезол, формалин и т.д.

4) Технические средства обеззараживания. Специальные, разработанные для любых способов обеззараживания: стационарные, подвижные, роботизированные. М ногоцелевые: пожарные, пылесосы, средства стирки. О бычные: строительно-дорожная техника, техника коммунального хозяйства, сельскохозяйственная техника.

5) Меры безопасности при проведении обеззараживания.

6) Обеззараживание одежды, обуви и СИЗ (СОО).

3. Санитарная обработка: частичная санитарная обработка; полная санитарная обработка. Цель санитарной обработки.

4. Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляют собой виды обеззараживания?

2. Какие вещества и растворы применяются при обеззараживании?

3. Что такое дезактивация и как она проводится?

4. Дегазация техники, имущества, транспорта.

5. Обеззараживание одежды, обуви и средств индивидуальной защиты (СИЗ).

6. Что входит в состав частичной и полной специальной обработки техники?

7. Что такое частичная санитарная обработка людей?

8. Полная обработка людей и её проведение.

9. Что понимается под мерами безопасности при обеззараживании?

10. Каковы требования безопасности при проведении дезактивации, дегазации и дезинфекции?

11. Особенности пользования средствами индивидуальной защиты (СИЗ) при обеззараживании.

12. Что необходимо делать по окончании работ по обеззараживанию?

13. На кого возложена ответственность за соблюдение мер безопасности при проведении работ по обеззараживанию?

5. Рекомендуемая литература

  1. [10] – стр. 409 - 414.
  2. [19] – стр. 193 - 197.

2.6.8. ТЕМА 8. Гражданская оборона (ГЗ) на современном этапе.

1. Гражданская оборона. Основные понятия, термины и определения. Задачи в области ГО. Режимы функционирования и принципы организации ГО. Силы ГО: воинские части ГО и гражданские организации ГО. Невоенизированные формирования ОНХ. Организация ГО в образовательных учреждениях Сигналы оповещения и действия по ним

 

2. Тестовый контроль

3. Вопросы для самоконтроля:

1. Когда и с какой целью была создана гражданская оборона страны?

2. Назовите основные задачи гражданской обороны страны в настоящее время.

3. Расскажите о принципе организации гражданской обороны на территории России.

4. Из каких формирований состоят силы гражданской обороны?

5. Для каких целей на объектах разрабатываются планы гражданской обороны?

6. Как организуется ГО в учебных заведениях?

7. Какие сигналы оповещения Вы знаете?

8. Как Вы будете действовать по сигналам оповещения? Приведите пример.

4. Рекомендуемая литература

  1. [8] – стр. 89 - 94.
  2. [19] – стр. 21 - 33.

2.6.9. ТЕМА 9. Пожарная безопасность.

1. Пожарная безопасность. Основные понятия: горение, полное горение, неполное горение; взрыв; детонация; пожар. Показатели вожаро- и взрывоопасности веществ: негорючие вещества; трудногорючие вещества; горючие вещества (горючие жидкости и горючие твердые вещества). Характеристика веществ: температура вспышки; температура воспламенения; температура самовоспламенения.

2. Пожар как фактор техногенной катастрофы. Причины пожаров. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности: организационные; технические; эксплуатационные; режимные. Классификация и краткая характеристика помещений по степени пожарной опасности и взрывоопасности. Пожарная защита и взрывозащита производственных объектов. Оценка пожарной опасности зон промышленных предприятий

3. Способы и средства тушения пожаров. Способы тушения пожаров. Классификация и свойства основных огнегасительных веществ: вода; огнетушащие пены; негорючие газы; галогеноуглеводородные составы; твердые огнетушащие вещества.

4. Оборудование для тушения пожаров. Первичные средства для тушения пожаров: огнетушители (ОХП, ОУ, ОП), внутренний пожарный кран, песок, кошма, асбестовое полотно, ведро, лопата и др.

5. Автоматические стационарные системы пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки. Пожарная сигнализация: световые, дымовые, тепловые извещатели.

 

 

6. Тестовый контроль

7. Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое процесс горения и при каких условиях он возникает?

2. Назовите опасные факторы пожара и охарактеризуйте их.

3. Что такое предел огнестойкости строительных конструкций?

4. На какие категории делятся производства по пожарной и взрывной опасности?

5. Назовите известные вам виды огнетушителей и область их применения.

6. Назначение установок пожарной сигнализации. Из чего они состоят?

7. Какие виды пожарных извещателей Вы знаете и на чем основан принцип их действия?

8. Рекомендуемая литература

  1. [2] – стр.380 – 394..
  2. [3] – стр. 271 - 284.
  3. [7] – стр. 593 - 599.
  4. [9] – стр. 425 - 430.
  5. [12] – стр. 106 - 117.
  6. [16]- стр. 66 - 80.
  7. [22] – стр. 178 – 181..

2.6.10. ТЕМА 10. Экологическая безопасность.

1. Основные понятия экологической безопасности, термины и определения: экология; экосистема; биосфера; литосфера; педосфера; гидросфера; атмосфера. Элементы окружающей среды. Природные условия. Экологические факторы (абиотические и биотические). Биоценоз. Продуценты. Консументы перврго и второго порядка. Редуценты. Биогеоциноз. Биом.

2. Экологические аспекты БЖД. Основные законы и проблемы экологии.

3. Окружающий мир. Основные виды загрязнений природной среды. Основные критерии оценки качества среды: для воздушной среды (ПДКрз, ПДКмр, ПДКсс); для водной среды (ПДКв, ПДКвр); для почвы (ПДКп); для продуктов питания (ПДКпр (ДОК)). предельно допустимые экологические нагрузки на окружающую среду (ПДЭН). Выбросы вредных веществ в атмосферу - предельно допустимый выброс (ПДВ). Сброс сточных вод - предельно допустимый сброс (ПДС).

4. Экологический мониторинг. Виды мониторинга.

5. Охрана гидросферы, литосферы, атмосферы. Рациональное природопользование.

6. Правовые основы экологии.

7. Международные экологические отношения. Международные природоохранительные организации (ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ЮНЕП и т.д.).

 

8. Контрольная работа.

 

9. Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что относится к экологическим проблемам?

2. Что такое биосфера?

3. Новое понятие о ноосфере.

4. Что представляет собой биологический круговорот и биогеоценоз?

5. Какова связь между здоровьем людей и атмосферой (гидросферой, литосферой)?

6. Что является источниками загрязнения атмосферы?

7. Какие существуют источники загрязнения гидросферы?

8. Какими путями происходит загрязнение литосферы?

9. Что представляет собой здоровый образ жизни человека и его показатели?

10. Назовите основные источники загрязнения природных вод.

11. Назовите основные источники загрязнения атмосферы и почвы.

12. Каковы последствия загрязнения биосферы объектами экономики?

13. Какие предприятия в вашем городе загрязняют окружающую среду?

10. Рекомендуемая литература

  1. [2] – стр. 13 – 42; 73 – 124; 165 - 183.
  2. [3] – стр. 47 – 143;400 - 417.
  3. [5]- стр. 99 – 102; 108 – 137; 181 - 203
  4. [7] – стр. 142 – 254; 478 – 554; 601 - 611.
  5. [8] –стр. 105 - 142.
  6. [9] – стр. 105 – 142; 328 – 376; 432 - 442.
  7. [12] – стр. 126 - 190
  8. [21] – стр. 169 - 217.
  9. [22] – стр. 181 – 187.

2.6.11. ТЕМА 11. Безопасность жизнедеятельности при работе с компьютером.

1. Опасные и вредные факторы, влияющие на оператора в процессе работы.

2. Защита от опасного воздействия неблагоприятных факторов при работе с компьютерными технологиями.

3. Внедрение компьютеризации в педагогический процесс.

 

4. Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите опасные факторы, воздействующие на оператора во время работы с ВДТ и ПЭВМ.

2. Каковы последствия этого воздействия?

3. Какие принимают меры, чтобы снизить воздействие на оператора электромагнитных полей, статического электричества?

4. Перечислите требования к освещению помещений и рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ.

5. Назовите требования к организации и оборудованию рабочего места оператора.

6. Как организуется режим труда и отдыха оператора ВДТ и ПЭВМ?

5. Рекомендуемая литература

  1. [2] – стр. 399 - 405.
  2. [3] - 288 – 293.
  3. [15] – стр. 180 - 186.

2.7. Практические занятия. методические указания.

 

1. Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля: ТТХ, назначение и общее устройство приборов ДП-5А, Б., В.; ВПХ, ДП-22В, ДП-24В, ИД-1. Работа с приборами радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Единицы ионизирующего излучения.

2. Методика оценки радиационной и химической обстановки:

- о ценка радиационной обстановки в условиях ЧС. Расчетная линейка по ГЗ и порядок пользования линейкой.

- Оценка химической обстановки в очаге, образованном СДЯВ (АХОВ).

 

3. Тестовый контроль

4. Вопросы для самоконтроля:

1. Что собой представляет ионизационный метод измерения?

2. Назначение, комплектация и устройство прибора ДП-5 А. Подготовка приборов ДП-5 (А,Б,В) к работе.

3. Определение с помощью приборов ДП-5 А(Б,В) уровней гамма-излучения на местности.

4. Определение приборами ДП-5А, ДП-5Б, ДП-5В степени радиоактивного заражения различных поверхностей.

5. Назначение, устройство и технические данные комплекта индивидуальных дозиметров ДП-24, ДП-22В.

6. Как осуществляется зарядка дозиметра ДКП-50А с помощью зарядного устройства 3Д-5?

7. Назначение, устройство и принцип работы комплекта дозиметров ИД-1. Зарядка дозиметра ИД-1 с помощью зарядного устройства ЗД-6.

8. Войсковой прибор химической разведки (ВПХР), его назначение и устройство. На чём основан принцип определения наличия отравляющих веществ (ОВ) прибором ВПХР?

9. Определение ОВ в воздухе с помощью прибора ВПХР (ОВ нервно-паралитического действия, общеядовитого действия, удушающего и кожно-нарывного действия).

10. Определение ОВ на местности и различных предметах прибором ВПХР.

11. Определение ОВ в сыпучих материалах прибором ВПХР.

12. Что понимается под оценкой радиационной обстановки?

13. Что понимается под оценкой химической обстановки?

14. Как осуществляется оценка химической обстановки при аварии на ХОО и при применении химического оружия?

5. Задачи для самоконтроля:

1. Определить дозу излучения, которую получит л/состав формирования при входе в зону после аварии на АЭС через 5ч (tн=5ч), если уровень радиации к этому времени составил Р5=10 рад/ч. В очаге предстоит работать 8ч (Т=8ч).

2. Определить допустимую продолжительность работы формирования на местности, загрязнённой радиоактивными веществами, если уровень радиации при входе в зону через tн=3ч после аварии на АЭС составлял Р3=5 рад/ч. Заданная доза излучения Дзад=15 рад.

3. Оценка радиационной обстановки при применении ядерного оружия по данным прогноза и по данным разведки.

4. Работающая смена прибыла из укрытия в цех через 4ч после взрыва. Уровень радиации на территории объекта через 1ч после взрыва составлял Р1=300 рад/ч. Определить экспозиционную дозу излучения, которую получит работающая смена, если работа продолжается 6 часов.

5. Грузчики начали работать на железнодорожных платформах (Косл=1,5) через 2ч после взрыва; уровень радиации на территории разгрузочной станции в это время составлял 50 рад/ч. Определить допустимую продолжительность пребывания рабочих, если им установлена экспозиционная доза излучения 30 рад.

6. Формированию ГО предстоит работать 4ч на открытой местности, где уровень радиации после взрыва составил 60 рад/ч. Л/состав формирования 2 недели тому назад получил дозу Дпр=15 рад. Определить суммарную дозу излучения, которую получит л/состав формирования при входе в очаг через 4ч после взрыва с учётом остаточной дозы.

7. Противник тремя самолётами В-57 нанёс химический удар по частному предприятию, применив VX. Скорость ветра – 2 м/с, изотермия. Местность лесистая. Определить площадь зоны химического заражения, глубину распространения облака и стойкость ОВ на местности.

8. Определить возможные потери работающей смены объекта при следующих заданных условиях: площадь объекта – 10 км2; плотность производственного персонала 500 чел/км2; численность производственного персонала, попавшего в очаг поражения, – 1500 чел.; обеспечение противогазами – 100%.

15. На объекте разрушилась необвалованная ёмкость, содержащая 150 тонн хлора (плотность р=1,5 т/м3). Местность открытая, скорость ветра в приземном слое – 3 м/с, изотермия. Определить размеры и площадь зоны химического заражения.

16. На объекте произошла авария с разрушением необвалованной ёмкости с сероводородом (Q=50 т). Местность открытая, скорость ветра – 5 м/с, инверсия. Определить время подхода зараженного воздуха к населённому пункту, расположенному по направлению ветра в 10 км, от объекта, и время поражающего действия сероводорода.

6. Рекомендуемая литература

  1. [13] – стр. 106 - 124
  2. [16] – стр. 7 - 66.

 

 

2.8. Лабораторные занятия. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.

1. Расчет уровня шума в жилой застройке.

2. Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе.

3. Оценка качества питьевой воды.

4. Оценка радиационной обстановки.

5. Расчет нагрузок, создаваемых ударной волной.

6. Расчет общего освещения.

7. Расчет средств защиты от электромагнитных полей в диапазоне частот 3000 МГц…300 ГГц

8. Защитные сооружения ГЗ:

- Основные способы защиты населения при ЧС в современных условиях. ПРУ, простейшие укрытия. Эвакуация населения. Режимы радиационной защиты населения.

- Расчет потребности университета в защитных сооружениях. Расчет вместимости ПРУ, нормы площадей по СНиП с учетом объемно-планировочного решения. Определение защитных свойств укрытий (убежищ и ПРУ для инженерных специальностей). Определение состава жизненного обеспечения защитных сооружений

9. Вопросы для самоконтроля:

1. Какое воздействие на человека оказывают пыль и химические вещества?

2. Что такое ПДК? Какие виды ПДК Вы знаете?

3. Назовите источники искусственных ЭМП и опишите их негативное воздействие на человека.

4. Каково негативное воздействие ионизирующего излучения на организм человека? Назовите основные источники ионизирующего излучения.

5. Какое воздействие оказывают шум и вибрация на организм человека? Какие меры защиты от повышенного шума применяют в жилоой застройке?

6. Какое воздействие на человека и объекты экономики оказывает ударная волна при взрыве газовоздушной смеси, ядерного взрыва и баллонов со сжатым газом?

7. Дайте характеристику основных видов защитных со­оружений гражданской обороны и расскажите об их предназначении.

8. Назовите простейшие виды укрытий и требования к их оборудованию.

9. Что понимается под режимом радиационной защиты людей?

10. На какие этапы делятся типовые режимы радиационной защиты?

11. Режимы радиационной защиты для неработающего населения и их краткое содержание.

12. Режимы радиационной защиты для работающих смен объектов и краткое их содержание.

13. Режим радиационной защиты для л/состава невоенизированных формирований и краткое его содержание.

14. Каков порядок ввода в действие режима радиационной защиты?

15. Что собой представляет последовательность оценки надёжности защиты производственного персонала?

16. Что в себя включает расчёт потребности в защитных сооружениях?

17. Оценка инженерной защиты работающей смены объекта в ЧС техногенного, природного и военного характера:

- Оценка защитного сооружения по вместимости.

- Оценка защитного сооружения по защитным свойствам.

- Оценка систем жизнеобеспечения защитного сооружения: - воздухоснабжения; - водоснабжения; - электроснабжения.

- Оценка защитного сооружения по своевременному укрытию.

10. Рекомендуемая литература

  1. [13] – стр. 36 – 50.
  2. [17] – стр. 6 - 114.
  3. [18]- стр. 136 – 138.

 

2.9. Вопросы для самоконтроля знаний студентов по курсу «БЖД».

 

1. Вопросы:

1. Какой вид технологического процесса обеспечивает наибольшую безопасность жизнедеятельности: наукоемкая, ресурсосберегающая, материалоемкая, малоотходная, энергоемкая, безотходная технологии?

2. Назовите основной параметр, который необходимо знать для расчета системы отопления: теплоемкость, тепловой поток, температура, теплопроводность, теплопотери.

3. Приведите химические формулы трех из перечисленных соединений: оксид углерода, окись азота, диоксид серы, озон, диоксид углерода, аммиак, сероводород, метан.

4. Во время перевозки груза со склада предприятия на ж/д - станцию грузчик получил травму; к какому виду относится несчастный случай? (связанный с работой, связанный с производством, бытовой.)

5. Какие виды дополнительных заработка и вознаграждений учитываются при начислении суммы возмещения заработка пострадавшему при утрате им профессиональной трудоспособности: оплата за сверхурочную работу, выходное пособие при увольнении, компенсация за неиспользованный отпуск, оплата за совместительство, авторский гонорар, материальная помощь, пособие из фонда социального страхования за период временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родами, дивиденды по акциям, оплата за работу в выходные и праздничные дни, пенсия за выслугу лет или по старости.

6. Какие виды промышленных излучений находят применение в медицинской практике: лазерное, ультрафиолетовое, инфракрасное, радиоактивное, рентгеновское, электромагнитное, ультразвуковое.

7. Составляющей частью какой сферы является почва: атмосфера, литосфера, биосфера, гидросфера.

8. Определите названия вентиляции, применяемой в жилых помещениях: искусственная вытяжная или приточная, общеобменная или местная, естественная, аварийная.

9. Назовите меры и средства, обеспечивающие безопасность жизнедеятельности людей на производстве: автоматизация и механизация трудоемких и технологических процессов, применение средств защиты машин, оборудования и человека, робототехники и дистанционного управления.

10. Какими законодательными или подзаконными актами регламентируются трудовые ии социально-экономические отношения работника и работодателя (администрации): контракт, конструкция РФ, КЗОТ, уголовный кодекс, коллективный договор, СНиП.

11. Рабочий закончил смену и, уходя домой через открытую зону предприятия, увидел лежащий на земле электропровод, который решил отбросить в сторону, но получил электротравму. К какому виду относится несчастный случай: связанный с работой, связанный с производством, бытовой.

12. Назовите основные статьи затрат, составляющие экономический ущерб от травматизма: сумма пособия и оплаты больничных листов, стоимость лечения, транспортные расходы, материальные затраты, пенсия по инвалидности.

13. Какие два показателя наиболее полно оценивают состояние безопасности и охраны труда на производстве: коэффициент частоты, тяжести, безопасности, нетрудоспособности.

14. Какой несчастный случай, происшедший на предприятии, нельзя считать связанным с производством: острое отравление, ожог, ножевое ранение, обморожение, электротравма.

15. Какой максимальный срок в днях установлен для расследования несчастного случая с летальным исходом: 1,3,5,10,15 дней.

16. Как отражается загрязнение окружающей (природной) среды на состоянии здоровья человека: острое или хроническое отравление или заболевание, травма.

17. Какие несчастные случаи, происшедшие на производстве, подлежат расследованию с оформлением акта: травма ноги, ожог, электротравма, самоубийство, поражение молнией, ножевой ранение.

18. Какие средства пожаротушения нужно использовать для тушения горящего электрооборудования: вода, песок, воздушно-механическая пена, углекислый газ, спецпорошки, асбестовые или войлочные покрывала.

19. Какие органы контролируют безопасность труда в нефтегазовой и металлургической отраслях промышленности: гостехнадзор, энергонадзор, гострудинспекция, госгортехнадзор, санэпидемнадзор.

20. Какими единицами измерения оценивается инфракрасное излучение: mR/ч, дБ, Вт.

21. Какие производственные факторы являются наиболее опасными для жизнедеятельности человека: физические, химические, биологические, психофизиологические.

22. Какие органы контролируют загрязнение источников воды: Росгидромет, Министерство труда, Министерство природных ресурсов, Госкомэкология, санэпидемнадзор, Минздрав.

23. Какие средства техники безопасности являются наиболее эффективными: активные, пассивные.

24. Какими законодательными актами определяется мера материальной ответственности виновного лица: конституция РФ, КЗОТ, Основы законодательства РФ об охране труда, Уголовный кодекс, коллективный договор.

25. Какая среда обитания является менее опасной для жизнедеятельности человека: городская, природная, производственная, бытовая.

26. Какими нормативными актами и источниками регламентируется концентрация вредных веществ в воздухе производственного помещения: СНиП, ОСТ, КЗОТ, УК, ГОСТ, ПДК, ССБТ, ПУЭ, СН.

27.Какого вид искусственного освещения Вы примените при работе в читальном зале, на спортивной площадке: общее, местное, комбинированное, прожекторное, аварийное.

28. Какой вид светильников целесообразнее применять для освещения подвального помещения: лампы накаливанияя, люминисцентные, газоразрядные.

29. В каких единицах измерения оценивается уровень шума: Вольт, ватт, герц, ампер, децибелла, паскаль.

30.От чего зависит нормирование параметров микроклимата производственного помещения: размер помещения, характер труда, численность работающих, тяжесть и напряженность труда.

31.От каких факторов зависит степень поражения электрическим током: габариты электрооборудования, размер помещения, надежность изоляции, наличие средств защиты, параметры тока, микроклимат и психофизическое состояние человека.

32. Какой из промышленных газов относится к наиболее опасным для человека: СО, СО2, NO, SO2, H2S, углеводород - бензапирен

33. Какие производственные факторы могут явиться причиной травматизма: физический, химический, биологический, психофизиологический.

34. Какие средства индивидуальной защиты необходимо использовать для работы в опасной зоне, где содержание кислорода составляет менее 15-16%: респиратор, фильтрующий или изолирующий противогаз.

35. Какими показателями характеризуется микроклимат производственного помещения: шум, вибрации, температура, освещенность, давление воздуха, чистота воздуха, влажность, скорость движения воздуха.

36. Какая наиболее эффективная мера защиты от поражения электрическим током при замыкании на нетоковедущие части оборудования: средства индивидуальной защиты, резиновые коврики и подставки, ограждения, защитное заземление или зануление.

37. Какой вид инструктажа должен пройти вновь принятый на работу работник: текущий, внеплановый, вводный, повторный, первичный.

38. Назовите высший орган, осуществляющий государственный надзор за соблюдением законодательства об охране труда и безопасностью жизнедеятельности: государственная инспекция труда, техническая и правовая инспекции профсоюза, гостехнадзор, санэпидемнадзор, прокуратура.

39. Какой из атмосферных газов при высокой концентрации является наиболее опасным для здоровья человека: азот, кислород, СО2, гелий, озон.

40. Назовите меру ответственности работника, по вине которого произошла авария с тяжелыми последствиями травматизма: дисциплинарная, административная, уголовная, материальная.

41. Какие газы способствуют образованию смога: кислород, углеводороды, озон, оксиды углерода, азота, диоксид углерода и серы.

42. Какие основные статьи затрат дают наибольший экономический эффект от мероприятий по оздоровлению условий и охране труда и технике безопасности: оплата больничных листов, повышение производительности труда, сокращение текучести кадров, материальные затраты, снижения выпуска брака.

43. На какие технико-экономические и социальные показатели производства влияют мероприятия по улучшению условий и охраны труда и технике безопасности: снижение трудоемкости производства и себестоимости продукции, сокращение текучести кадров и выпуска бракованной продукции, повышение производительности труда.

44. Назовите виды технологий производства, снижающих загрязнение окружающей среды: ресурсосберегающая, наукоемкая, безотходная, материалоемкая, малоотходная, энергоемкая.

45. Назовите состав комиссии из трех человек по расследованию несчастного случая: рабочий, директор, представитель отдела охраны труда и техники безопасности, технический инспектор профсоюза, начальник цеха, государственный инспектор труда.

46. Какой вид инструктажа должен пройти работник после длительного перерыва в работе по болезни и другим причинам: вводный, первичный, повторный, текущий, внеплановый.

47. Расшифруйте два условно принятых обозначения: ГОСТ, КЗОТ, СНиП, ССБТ, ПДК.

48. К какой степени теплового ожога относится ожог с образованием волдырей: 1,2,3 и 4 степень.

49. Какую единицу измерения имеет ПДК вредных веществ в почве: мг/м3, мг/л, %, мг/кг.

50. Назовите средства активной защитить человека от травматизма: перила, кожухи, щитки, решетки, спецодежда, противогазы, средства блокировки и дистанционного управления, предохранительные устройства.

51. Какой вид производственного излучения оказывает тепловое действие на человека: лазерное, ультразвуковое, инфракрасное, рентгеновское, электромагнитное, ультрафиолетовое.

52. Какой вид излучений провоцирует образование злокачественных опухолей в организме человека: лазерное, рентгеновское, ультрафиолетовое, инфракрасное, радиоактивное, электромагнитное.

53. Почтальон по дороге от почты до адресата получил травму. К какому виду относится несчастный случай: связанный с работой, связанный с производством, бытовой.

54. Какие из перечисленных газов, не ощущаемых органами обоняния, представляют наибольшую опасность для человека: NH3, CH4, CO2, NO,H2S, CO.

55. Работник коснувшись корпуса электроустановки ощутил легкое жжение в пальцах руки. К какому виду действия относится ток: ощущаемый, отпускающий, неотпускающий.

56. Какие основные заболевания дыхательных путей человека вызывает пыль: склероз, туберкулез, астма, бронхит, пневмония, рак, силикоз, пневмокониоз.

57. Пострадавший от травмы на производстве получил освобождение от работы по больничному листу на 27 дней. К какой степени тяжести относится травма: микротравма, легкая, тяжелая.

58. К какому классу опасности относятся вредные вещества: ртуть и озон, аммиак и окись углерода. 1ый класс - чрезвычайно опасные. 2ой класс - высокоопасные, 3ий класс - умеренноопасные, 4ый класс- малоопасные.

59. Как правило и безопасно подготовить раствор кислоты: наливать воду в кислоту или кислоту в воду.

60. В результате состояния переутомления и перенапряжения рабочий получил травму. Каким производственным фактором вызван несчастный случай: физический, химический, биологический, психофизиологический.

61. Какие из перечисленных средств относятся к средствам индивидуальной защиты: кожухи, щиты, очки, респираторы, каски, спецодежда.

62. Каким эргономическим требованиям должны удовлетворять работник и техника в системе “человек - машина - среда”: особенности характера, профессиональные знания, физические данные, психофизиологические качества человека, техническая характеристика машин и оборудования, санитарно-гигиенические условия труда.

63. Назовите два тяжелых металла, содержание которых в отходах представляет опасность для человека: кадмий, цинк, титан, магний, ртуть, платина, свинец, аллюминий, золото.

64. Какими свойствами воды объясняется ее высокая эффективность при тушении пожаров: теплоемкость, теплоотдача, теплота парообразования, гидрофильность, вязкость, плотность.

65. В каких отраслях народного хозяйства находят применение нижеперечисленные газы: аммиак, метан, хлор, азот, кислород: медицина, сельское хозяйство, металлургия, химическая промышленность.

 

 

2. Правильные ответы:

1. Безотходная, малоотходная, ресурсосберегающая.

2. Теплопотери.

3. CO, NO, SO2, O3, CO2, H2S, NH3, CH4.

4. Связанный с производством.

5. За сверхурочную работу, за работу в выходные и праздничные дни, пособие из фонда соцстраха.

6. Все виды излучения.

7. Биосфера.

8. Естествознания.

9. Все перечисленные.

10. КЗоТ и коллективный договор.

11. Связанный с работой.

12. Все перечисленные.

13. Коэффициенты частоты им тяжести.

14. Ножевые ранения.

15. 10 дней.

16. Заболевания.

17. Все перечисленные.

18. Углекислый газ, спецпорошки, песок, химическая пена.

19. Госгортехнадзор.

20. Вт.

21. Физические, химические.

22. Санэпидемнадзор.

23. Активные.

24. КЗоТ, уголовный кодекс.

25. Бытовая, природная.

26. ПДК, ГОСТ.

27. Комбинированное и прожекторная.

28. Газоразрядные.

29. дБ.-децибелла.

30. Тяжесть и напряженность труда.

31. От всех, кроме габаритов оборудования и размера помещения.

32. Бензапирен, сероводород и СО.

33. Все.

34. Изолирующий противогаз.

35. Температура, давление, влажность и скорость движения воздуха.

36. Защитное заземление и зануление.

37. Вводный, первичный.

38. Прокуратура (генеральный прокурор).

39. Озон.

40. Уголовная, материальная.

41. Все присутствующие или большая часть из них.

42. Сокращение текучести кадров, снижение выпуска брака.

43. Не все перечисленные показатели.

44. Безотходная, малоотходная, ресурсосберегающая.

45. Начальник цеха, представитель отдела ОТ и ТБ, инспектор профсоюза.

46. Внеплановый.

47. Государственный стандарт, кодекс законов о труде, строительные нормы и правила, система стандартов безопасности труда, предельно допустимая концентрация.

48. 2 - ая степень.

49. мг/кг.

50. Все, кроме спецодежды и противогаза.

51. Инфракрасное.

52. Рентгеновское, ультрафиолетовое,

53. Связанный с производством

54. Оксид углерода (СО)

55. Ощущаемый

56. Все, кроме склероза.

57. Легкая

58. Чрезвычайно опасные и малоопасные

59. Кислоту в воду

60. Психофизиологическиий

61. Все, кроме кожухов и щитов

62. Все, кроме сан-гигиенических условий

63. Кадмий, ртуть, цинк, свинец

64. Теплоемкость, теплота парообразования

65. Медицина-аммиак, кислород, хлор; металлургия-кислород, метан; химпром- аммиак, хлор, азот, метан; сельхоз - аммиак, азот.

 

3. Рекомендуемая литература

  1. [14] – стр. 81 - 164.
  2. [15] – стр. 5 - 161.
  3. [18]- стр. 64 – 98.

2.10. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных