Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Семья в свете духовно-нравственых




И культурных традиций общества

 

1. Семья в различных культурах

 

2. Нравственные нормы брака в христианской культуре

 

II

Личность и семья

 

1. Психология личности

 

2. Роль семьи в воспитании личности

 

III

Особенности межличностных отношений юношества

 

1. Психология межличностных отношений

 

2. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек

 

3. Культура воздержания

 

4. О товариществе и дружбе

 

5. Любовь как высшее человеческое чувство

 

IV

Брак и семья

 

1. Что такое готовность к браку

 

2. Здоровье супругов и будущего потомства

 

3. Семья и ее функции

 

4. Особенности молодой семьи

 

Всего 38

 

Й класс

 

V

Основные ценности семьи

 

1. Нравственный климат семьи

 

2. Воспитание трудом

 

3. Семейный досуг

 

4. Потребности и бюджет семьи

 

5. Эстетика быта

 

6. Причины и последствия разлада семейных отношений

 

VI

Семья и дети

 

1. Незаменимость семьи в воспитании детей

 

2. Эгоизм детей

 

3. Типичные недостатки семейного воспитания

 

Всего 38

 

Й КЛАСС

ВВЕДЕНИЕ

Содержание, цели и задачи курса “Этика и психология семейной жизни”. Связь курса с другими учебными предметами.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ

И КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА

1. Семья в различных культурах.

Прочность семьи, основанной на традиционных духовно-нравственных ценностях. Неустойчивость современной семьи вследствие утраты традиционных духовно-нравственных ценностей.

2. Нравственные нормы брака в христианской культуре.

Десять заповедей как основа христианской нравственности. Основные нормы брака: свободное избрание по взаимной любви; пожизненность супружеских уз; супружеская верность, добрачное целомудрие жениха и невесты; рождение и воспитание детей как цель брака; семья — “малая Церковь”, глава которой — муж. Жертвенная любовь как основание всех норм брака. Разрушительные последствия девальвации норм христианского брака.

Народные традиции русской православной семьи.

Устои и обряды народной жизни. Устроение домашнего очага. Жизненный круг в преданиях и обычаях наших предков.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ

1. Психология личности.

Иерархическое строение личности. Дух, душа, тело. Направленность личности; ее способность к самоотдаче, самоотверженной любви.

Самосознание личности. Жизненные смыслы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Вера.

Индивидуальность личности. Типологии личности. Возможные психологические различия между юношами и девушками. Способности. Творческая индивидуальность.

Самовоспитание. Самооценка, ее адекватность. Последствия неадекватной самооценки. Стремление к совершенствованию и самокритичность. Стыд и совесть как побудители духовно-нравственного развития личности. Различение добра и зла. Свобода выбора.

2. Роль семьи в воспитании личности.

Важнейшая задача семьи —формирование личности, раскрытие лучших ее способностей. Влияние родителей и старших членов семьи на формирование у подрастающего человека смысла и цели жизни, развитие его способностей.

Уклад семейной жизни, сплоченность семьи как основа выработки ценностных ориентаций подрастающего человека. Хранение семьей духовно-нравственных традиций предшествовавших поколений. Воспитание чувства долга в семье. Уважение к матери, отцу, дедушке и бабушке. Обязанности старшеклассников перед младшими членами семьи. Воспитание в семье нравственной чистоты и целомудрия как залог продолжения рода, его духовно-нравственного и физического здоровья.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ

ОТНОШЕНИЙ ЮНОШЕСТВА

1. Психология межличностных отношений.

Понятие о межличностных отношениях. Отношения деловые и личные. Черты характера, необходимые для полноценного общения. Тактичность и сдержанность. Искренность. Принципиальность. Доброжелательность.

Культура общения. Умение слушать человека, уважение его взглядов, мыслей, способность и стремление понимать мысли и переживания другого человека, прощать его недостатки.

Конфликтные ситуации, возникающие в процессе общения, возможные способы их разрешения.

2. Нравственные основы взаимоотношений юношей н девушек.

Воспитанность, благородство и самообладание, скромность, вежливость, доброта, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим, к старшим, самоотверженность

и т. д.

Современный юноша. Понятие о мужественности. Долг юноши — оберегать и охранять достоинство и честь девушки. Искаженные представления о мужественности.

Современная девушка. Понятие о женственности. Непреходящие ценности женского характера. Девичья честь и достоинство. Особая роль девушки в создании здорового климата в коллективе. Ложное отношение к женственности.

Этические нормы и правила “хорошего тона” во взаимоотношениях юношей и девушек.

Девушка и юноша — будущие мать и отец, воспитатели детей, хранители семейного очага.

3. Культура воздержания.

Духовные, нравственные и психологические основы сдержанности чувств и переживаний. Принцип доминанты как психофизиологическое обоснование культуры воздержания. Необходимость преобладания духовного общения над физическим.

Стыд и совесть как свидетели ненормальности внебрачных половых связей. Пагубное влияние таких отношений на телесное и душевное здоровье человека и на здоровье его потомства.

Безвредность сохранения добрачного целомудрия для здоровья человека.

4. О товариществе и дружбе.

Товарищество и дружба как человеческие потребности и социальные ценности. Товарищ — человек, близкий по сходству взглядов, по совместной деятельности. Дружба — высшая степень товарищества. Общность интересов, убеждений, устремлений, взаимная симпатия, готовность оказать помощь другу, разделить радость и неудачу, поступиться ради друга собственным благополучием и др.

Дружба как школа общения, самовоспитания и любви. Дружба истинная и ложная.

Товарищеские отношения и дружба между юношами и девушками.

5. Любовь как высшее человеческое чувство.

Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любви как выражение высшего уровня развития личности.

Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи и близкими людьми.

Вдохновляющая, творческая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различение. Умение различать любовь и другие чувства — симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение. Соотношение дружбы и любви. Любовь как основа брака. Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека.

Воспитание культуры чувств — дружбы и любви. Духовная ранимость друзей и любящих; необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Стремление к полноте единства. Целомудрие — полнота мудрости.

Необходимость беречь взаимное чувство, не оскорблять его капризами, самолюбием, недоверием, требованием “доказательств”; уметь выразить свое чувство в уважении, внимании, верности, тактичном предпочтении своего любимого (любимой) всем другим. Быть готовым защищать, если потребуется, честь и достоинство любимого (любимой). Взаимовоспитание любящих. Счастливая пора юности, ее красота и неповторимость.

Необходимость глубокой проверки своих чувств. Знакомство с друзьями, близкими, родителями любимого (любимой) как знак уважения к ним, серьезного отношения к выбору будущего супруга (супруги).

Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание; благословение нерасторжимости брака.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

БРАК И СЕМЬЯ

1. Что такое готовность к браку.

Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака. Мотивы вступления в брак: любовь, желание создать семью, вырастить и воспитать детей как ведущие мотивы заключения брака.

Психологическая готовность молодежи к браку. Наличие у будущих супругов глубокого чувства любви, уважения, доверия, взаимной преданности. Общность их взглядов на содержание семейной жизни, идеал семейного счастья. Распределение ролей и обязанностей в семье. Готовность уступить, простить оплошность, помочь супругу (супруге) достойно преодолевать трудности. Направленность на другого человека, способность считаться с его индивидуальными особенностями, ценить и уважать его творческие стремления.

2. Здоровье супругов и будущего потомства.

Генетические аспекты брака. Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Законы наследственности. Влияние предшествовавших половых связей на потомство. Выбор будущего супруга (супруги).

3. Семья и ее функции.

Основная функция семьи — продолжение человеческого рода, рождение и воспитание детей. Необходимость сочетания интересов семьи с интересами общества. Важность наличия в каждой семье нескольких детей. Роль семьи в жизни общества и укреплении государственности.

4. Особенности молодой семьи.

Супружество — новый этап межличностных отношений. Обязанности молодых супругов друг перед другом, перед родителями, родственниками и близкими. Сходство основных ценностных ориентаций супругов как условие гармонии супружеских отношений. Создание круга общих друзей. Необходимость душевного труда в создании семьи и сохранении благоприятного семейного климата.

Начальный период брака. Изменение привычного образа жизни, сложившегося до брака. Возникновение чувства “мы”. Взаимное освоение вкусов, особенностей и привычек друг друга. Проблема “главенства” в семье. Сопереживание в трудностях и радостях.

Распределение обязанностей, планирование дел в семье.

Развитие добрых отношений с родителями обоих супругов, их друзьями и знакомыми. Типичные причины конфликтов в первые годы брака (борьба самолюбий, столкновения характеров, борьба за главенство в семье и др.)

Семья, ждущая ребенка. Здоровый образ жизни как условие рождения здорового ребенка, вредность алкоголя и никотина. Подготовка к принятию в семью нового человека. Психологические проблемы, связанные с рождением ребенка. Перестройка семейной структуры. Новый бюджет времени и средств.

Внимание к молодой матери. Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Момент зачатия — начало жизни человека. Пробуждение чувства материнства и отцовства.

Несколько детей в семье. Влияние детей на развитие личности родителей. Обогащение нравственно-эмоциональной сферы родителей в связи с воспитанием детей.

Й КЛАСС

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ

1. Нравственный климат семьи.

Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи. Отец — духовная опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец — моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за духовно-нравственное состояние членов семьи.

Жена — незаменимый помощник мужа, отца. Душевная роль жены на семейном совете. Особая роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности. Жена — хранительница домашнего очага.

Дедушка и бабушка, их роль в поддержании семейного тепла и уюта, и воспитании детей. Взаимное уважение между членами семьи.

Любовь. Долг. Ответственность друг за друга. Внутрисемейная солидарность. Откровенность, отзывчивость, тактичность и самообладание. Взаимное послушание. Умение уступать. Возможность создания положительного климата в семье как при сходстве, так и при различии темпераментов и характеров супругов.

2. Воспитание трудом.

Трудолюбие как качество личности. Добросовестный труд взрослых — основа жизни семьи, источник материального благосостояния и пример для подражания. Участие детей в трудовой жизни семьи. Нравственный смысл бытовых обязанностей. Воспитание уважительного отношения ко всем видам труда.

Соотношение умственного и физического труда в развитии личности. Необходимость совершенствования навыков домоводческого труда юношей и девушек (приготовление пиши, уборка помещения, уход за одеждой, обувью, мебелью, несложный ремонт бытовой техники, владение необходимыми в быту инструментами, комнатное цветоводство, труд на садово-огородных участках и т. д.). Совместный труд супругов и детей — залог благоприятного семейного климата.

3. Семейный досуг.

Гостеприимство. Домашние чтения. Домашние концерты. Совместные прогулки и поездки. Путешествия по памятным местам истории и культуры. Праздники. Ценность подарков к праздникам, сделанных самими детьми. Семейные традиции. Развитие интересов.

Строгая избирательность в просмотре телепередач. Вечерние беседы о прожитом дне. Опасность пристрастия к азартным и компьютерным играм.

4. Потребности и бюджет семьи.

Психология потребностей человека. Разумные потребности и псевдопотребности. Разрастание потребностей по мере их удовлетворения и с появлением новых предметов удовлетворения. Опасность превращения жизненных средств в цель жизни.

Соотношение духовных и материальных потребностей. Испытание семьи богатством и бедностью. Необходимость взаимопомощи, милосердия и посильной благотворительности в условиях социального расслоения общества.

Распределение семейного бюджета: постоянные ежемесячные расходы, затраты на лечение и сохранение здоровья, на одежду, обувь, мебель, ремонт жилья и др. Соотношение доходов и расходов. Бережливость в отличие от скупости, расточительности. Разумная организация питания.

Эстетика быта.

Эстетическая культура семьи. Удобство и уют как средства создания благоприятной атмосферы в семье. Воспитание хорошего вкуса. Самобытность каждого дома. Выдумка, творчество. Народные мотивы. Вещи, сделанные своими руками.

Искусство в жизни семьи. Музыка в доме. Способность музыки умиротворять, гармонизировать, исцелять душу человека. Народная песня в семье.

Рок-музыка. Ее разрушительное воздействие на психику: растормаживание сексуальных и агрессивных инстинктов, потеря самоконтроля, снижение умственной деятельности, способности к сосредоточению; наркотизирующее влияние на организм. Манипулирование личностью и толпой: техника подсознательных сообщений (информации, воспринимаемой за порогом сознания).

6. Причины и последствия разлада семейных отношений.

Семейное неблагополучие и его причины: нарушение супружеских отношений, алкоголизм, неверность супругов, конфликтность, ревность, недоверие друг к другу, расхождение представлений супругов о значимости основных семейных ценностей. Нежелание одного из супругов иметь детей. Неумение супругов в конфликтных ситуациях сдерживаться, избегать “ярлыков” и опрометчивых суждений в адрес друг друга. Отсутствие между членами семьи единства, солидарности, духовной близости. Разногласия молодых супругов с родителями. Неумение преодолевать жизненные трудности и страдания. Иждивенческая позиция по отношению друг к другу или к родителям.

Отрицательное влияние неблагополучной семейной обстановки на формирование личности ребенка. Развод и его последствия. Специфика неблагополучия неполных семей.

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

СЕМЬЯ И ДЕТИ

1. Незаменимость семьи в воспитании детей.

Влияние на детей уклада семейной жизни, духовно-нравственных ценностей и традиций семьи. Преимущество семейного воспитания перед воспитанием детей в государственных учреждениях. Педагогически целесообразная организация жизнедеятельности детей (режим, домашняя учебная деятельность школьника, физкультура, обязанности по самообслуживанию, домашний труд, забота о ближних, домашнее чтение).

Воспитание доброты, сочувствия и сострадания, справедливости и честности. Роль идеала в воспитании ребенка. Руководство в отношении детей с внешним миром: помощь в установлении взаимоотношений со взрослыми; в соблюдении правил поведения в общественных местах; воспитание бережного отношения к вещам. Воспитание любви к природе и заботливого отношения к живым существам.

Специфика семейного воспитания: влияние на детей личного примера и авторитета родителей. Индивидуальный характер воспитания, последовательность и устойчивость педагогических требований. Использование в воспитании жизненных ситуаций. Включение детей в трудовую деятельность. Слово в воспитании.

Эгоизм детей.

Психологическая природа эгоизма. Его предупреждение и перевоспитание. Поощрение и наказание, их воспитательное влияние. Виды поощрений и наказаний. Послушание страха и послушание доверия.

Привлечение детей к уходу за младшими братьями, сестрами и их воспитанию как способ предупреждения эгоизма, формирования самостоятельности, ответственности и готовности к будущей семейной жизни.

3. Типичные недостатки семейного воспитания.

Дефицит любви. Отсутствие согласия в деле воспитания. Проявление безволия, непоследовательности, гнева и раздражительности. Несправедливость и жестокость наказаний. Ложные формы проявления любви. Дефицит и однообразие общения с детьми. Редкое использование игр и других форм совместных развивающих занятий. Отсутствие и недостаточность трудового воспитания. Чрезмерное морализирование. Разрыв между нравственными требованиями к ребенку и собственными поступками родителей. Подавление воли, активности ребенка. Невнимание к индивидуальности ребенка, его духовному развитию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. Изд. Московской патриархии. М., 1976.

2. Священник Артемий Владимиров. Учебник жизни. М., 1997.

3. Белов В. И. Лад. М., 1982.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

5. Борман Р. Молодежь и любовь. М., 1976.

6. Бубер М. Я и Ты. М., 1993.

7. Ветрова В. В. Ладушки игры для детей с родителями. М., 1994.

8. Варга Д. Радости родительских забот. М., 1983.

9. ВеличкинаО., Иванов А., Краснопевцева Е. Мир детства в народной культуре. М., 1992.

10. Вера. Молитва. Любовь. М., 1993.

11. Волков Г. Н. Этнонедагогика чувашского народа. Чебоксары — Москва, 1988.

12. Гиппенреитер К). Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

13. Жизнеописания достопамятных людей земли русской. М., 1992.

14. Залкинд А. В. Половое воспитание. М., 1928.

15. Запорожец А. В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. М., 1969.

16. Земская И. М. Свет мои. зеркало, скажи. Книга для девочек. М., 1978.

17. Измайлов А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и

Казахстана. М., 1991.

18. Корчак Я. Как любить детей. Минск, 1980.

19. Косвен М.О. Из истории семьи и брака у народов Кавказа. М., 1961.

20. Костанян Н.Н. Семейно-бытовые обряды. // Русская народная словесность. Учебник-

хрестоматия для школ, гимназий и лицеев. М., 1994.

21. Ледантек Ф. “Телегония, или влияние первого самца”. В кн.: “Индивид, эволюция,

наследственность и неодарвинисты”, М., 1899.

22. Лихачев Д.С. Земля родная. Книга для учащихся. 1983.

23. Льюис К.С. Любовь. Страдания. Надежда. М., 1992.

24. Мартышин В.С. Традиции русской семьи. Программа для учащихся. (В печати).

25. Медведева И.Я., Шишова Т. Л. Книга для трудных родителей. М., 1994.

26. Мелик-Пашаев Л. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.

27. Музыка созидающая и разрушающая. М., 1989.

28. Низова А.М. Труд в жизни детей. М., 1976.

29. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1969.

30. О семье и воспитании. В 2 т. М., 1996.

31. Полунина В.Н. Одолень-трава. М., 1989.

32. Пришвин М. М. Глаза земли, М., 1957.

33. Простые беседы о нравственности. Коломна, 1994.

34. Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982.

35. Психология личности. Тексты. М., 1982.

36. Психология эмоций. Тексты. М., 1984.

37. Разумихина Г.П. Мир семьи. Книга для учащихся старших классов по курсу “Этика и

психология семейной жизни”. М., 1986.

38. Разумихина Г. Будь. пожалуйста, счастлив! М., 1990.

39. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989.

40. Семья православного христианина. В 2 т. М., 1997.

41. Сахаров И.П. Сказания русского народа. М., 1990.

42. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М., 1966.

43. Слободчиков В.И., Исаев В.Н. Психология человека. Учебное пособие для вузов. М., 1995.

44. Сокольникова Э.И. Этнопедагогика чувашской семьи. Программа факультативного курса.

М., 1992.

45. Сокольникова Э.И. Семья как царство любви и добра. Хрестоматия для старшеклассников.

Москва — Чебоксары. 1996.

46. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех: книга для будущих родителей. М., 1987.

47. Субботский Е.В. Как рождается личность, М., 1978. '

48. Сухомлинскии В.А. Письма к сыну. М., 1987.

49. Уилки Дж., Уилки Б. Аборт. Вопросы и ответы. М., 1994.

50. Ухтомский А.А. Доминанта. М. —Л., 1966.

51. Ухтомский А.А. Письма. //Пути в незнаемое. Сб. 9. М., 1973.

52. Ушинский К..Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Избр. пед. соч. М.,1974.

53. Флоренская Т.А. “Я” — против “я”. М., 1985.

54. Флоренская Т.А. Мир дома твоего (психология в жизни). М., 1998.

55. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

56. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань. 1967.

57. Харчев А.Г. Брак и семья в СССР М., 1979.

58. Христианская семья и брак. М., 1992.

59. Шиманский Г.И. Христианская добродетель целомудрия и чистоты. М., 1997.

60. Шмелев И.С. Лето Господне. М., 1996.

61. Этика и психология семейной жизни. Пособие для учителя. М., 1984.

62. Этика и психология семейной жизни. Программа курса для учащихся X—XI классов

обшеобразовательной школы. М., 1982.

63. Янушкявичус Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. Учебник для 9—12 классов.

Вильнюс, 1996.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

О НОВОЙ РЕДАКЦИИ ПРОГРАММЫ КУРСА

“ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ”

В жизни педагогического и психологического сообщества произошло событие, имеющее важное значение для становления и развития духовно-ориентированной педагогики и психологии. Опубликована новая программа курса “Этика и психология семейной жизни” (журнал “Воспитание школьников”, №6, 1997г.). Когда-то обязательная для всеобщего преподавания в школах, “Этика и психология...” оставила память о своей беспомощности в решении многих вопросов семейного воспитания, о многочисленных теоретических натяжках и неправде, связанной прежде всего с идеологическими установками “доперестроечного” времени. За пятнадцать лет, прошедших после ее повсеместного внедрения, утекло много воды и мы приобрели большой отрицательный опыт не только в школе, но и “дома”: в Россию в момент всемирного распространения СПИДа пришла “сексуальная революция” с переболевшего ею Запада. И школа, к сожалению, не осталась в стороне от опыта преподавания новых дисциплин, ускоряющих ход очередной “революции”.

Как это часто бывало в отечественной истории, “у бездны на краю” (А.С. Пушкин) приходит точное знание о вечных и неизменных основах бытия. Говорить об этом вслух особенно трудно и мало кому удается. Автор новой программы курса смог в строгом стиле, уверенно и весомо дать гражданское и профессиональное утверждение высокого и прекрасного назначения человека, глубины, чистоты и сакральности семейных отношений.

Автор новой программы — доктор психологических наук ТА. Флоренская. Она известна как исследователь и методолог, развивающий диалогический подход к личности, определяемый и как “духовно-ориентированная психология”, — направление, в последние годы особенно интенсивно разрабатываемое в мировой психологической науке. Взяв за основу структуры “Программы” издание, подготовленное в 1982 г. Министерством просвещения совместно с АПН СССР, Т.А. Флоренская написала совершенно новый по смыслу текст, сопроводив его следующей “Пояснительной запиской”: “Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, то есть рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению....Вопреки массовой пропаганде “сексуальной свободы”, в духе человека неистребимы стремления к высокой, чистой любви, прочной семье. Стремления эти могут быть глубоко запрятаны, “вытеснены” из сознания мнением большинства. Задачей же учителя является пробуждение духовных сил растущего человека, способных противостоять бездуховности, цинизму, разврату. Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья — это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви”.

“Программа” предваряется “Примерным учебным планом курса”, рассчитанным на два года (Х-ХI классы). Но можно с уверенностью сказать, что ее значение выходит за рамки школы. Вопросы, связанные с семьей, касаются многих и многих людей разных возрастов. Надежды, которые возлагались на их решение с помощью “всеобщего и обязательного” сексуального просвещения, не оправдались. Сама жизнь подтверждает, что оно не ведет к уменьшению часто трагических последствий ранних сексуальных связей: кроме физических заболеваний, искалеченного здоровья и загубленных новых жизней, страшит состояние травмированных душ, почти уже не способных воспринимать то, “что движет Солнце и светила”, — настоящую, животворящую и все преобразующую любовь. А что “новые просветители” могут предложить, посоветовать охладевшим друг к другу супругам? А совсем пожилым? Ведь известно, какой большой процент разводов приходится на браки, просуществовавшие не одно десятилетие. Значит ли это, что когда по законам естества плоть охладевает, не остается ничего, что способно цементировать семью? Соглашаться с этим было бы преступлением перед высоким, вечным назначением человека.

Обратимся к “Программе” опять. Раздел II “Личность и семья” утверждает иерархическое строение личности.

Понятие о трехчленном составе: дух, душа, тело было принято отечественной психологией в момент ее зарождения — вплоть до послереволюционной отмены всех составляющих, кроме “тела”. В абсурдном виде формулой биологии, психологии и всех наук о человеке, внезапно слившихся в одну, стала лысенковская: “рождается не человек, а организм”. С “организмом” можно поступать как угодно. Теперь-то нам понятно, что лысенковская идеология была оправданием всего происходившего в те годы в нашей стране, и незачем сейчас заменять ее на родственную, утверждающую только одну сторону “функционирования организма”, связанную с продолжением рода, да при этом и не способствующую его продолжению, а лишь убирающую чувство стыда как ненужный “пережиток”. “Программа” призывает: “Необходимо бережное отношение... к чувству стыдливости. Подросток и юноша могут переступить через это чувство, но, в дальнейшем не исключена возможность преступления против совести, поскольку стыд и совесть связаны неразрывно”.

Нынешнее время, несомненно, как отмечают психологи, время выбора личности. И “Программа” в разделе “Психология личности” говорит о “различении добра и зла”, о “свободе выбора” о “стыде и совести как побудителях духовно-нравственного развития личности”.

Испокон веков семья была защитой и убежищем для подрастающего человека, местом, где он с младенчества впитывал основы родной культуры, обычаев, нравственных устоев. “Устои” помогали устоять в различных, часто суровых жизненных испытаниях. Вероятно, поэтому основной удар октябрьской революции был нацелен как раз на семью: под защитой сохранной семьи не удалось бы создать “нового человека”. А теперь мы очень нуждаемся в моральной поддержке и утверждении таких простых и таких необходимых личностных черт, как (вновь цитирую автора): “тактичность и сдержанность, принципиальность, уступчивость, общительность, доброжелательность... Умение слушать, желание понять другого человека, уважение его взглядов. мыслей, настроения, способность и стремление понимать переживания другого человека, прощать его недостатки”.

В памяти среднего поколения еще так свежа “непримиримость к...”, провозглашаемая разными “кодексами строителей новой жизни”. Удалось ли на этой основе построить “светлое будущее”? Нет, конечно. Созидает только любовь. Семья оказалась гораздо более стойким и жизнеспособным образованием, чем предполагали “творцы новой жизни”. То, насколько сохранилась семья, означает одновременно и то, насколько сохраняется народ, какие идеалы, ценности он несет всей мировой культуре. И как печально, что в отечественной психологии пока уделяется мало внимания одному из основных законов русского народа — закону милосердия. Пожалеть, простить даже виновного перед тобою — ведь такие навыки произрастают именно в семье, где присутствуют несколько поколений, где учатся жалеть немощных стариков и ухаживать за ними, где старшие, понимая беспомощность младших, приходят им на помощь, где учатся любить друг друга как братьев и сестер.

Слово “любовь” особенно нуждается в восстановлении своего подлинного значения. В программе этой теме посвящен раздел, в котором — главное утверждение автора, даже в назывательной форме помогающее каждому устоять, удержаться в высоком понимании “любви как высшего человеческого чувства” (название раздела):

“Духовная природа любви. Потребность быть любимым и способность любви, бескорыстной самоотдачи. Способность любить как выражение высшего уровня развития личности. Особенности материнской и отцовской любви. Любовь как глубокое чувство между членами семьи, близкими людьми. Вдохновляющая сила любви. Первая любовь. Особенности юношеской романтической любви. Идеал и идеализация человека; их различие. Умение различать любовь и другие чувства — симпатию, интерес, влюбленность, увлечение, влечение... Мудрость любви: способность видеть незримую для других, неповторимую индивидуальность любимого человека...”.

Читая это, мы узнаем утверждения, так ярко и определенно прозвучавшие в книге “Человек и мир” известного отечественного психолога С.Л.Рубинштейна. Представляется, что многое из богатства отечественной психологической мысли нашло свое отражение в “Программе”, но не только из области привычной психологической науки. Глубокие знания о законах жизни души были и веками накапливались в святоотеческой традиции. Ныне имена и творения преподобного Нила Сорского, святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) привлекают внимание историков психологии, а также специалистов в области психологии личности. Святоотеческая духовная традиция стала центральным моментом, определяющим “новый” взгляд на “старые” и вечные проблемы, нашедшим свое выражение в “Программе”, которая поддерживает мужчину в его правах главы семьи...

В разделе “Нравственный климат семьи” перечислено следующее: “Отношения между членами семьи. Роль каждого члена семьи. Отец — духовная опора, глава семьи. Ответственность отца перед домочадцами в обычные дни и в трудные минуты жизни. Отец — моральный, юридический, физический защитник семейства. Его твердость в трудных обстоятельствах. Его ответственность за дисциплину и духовно-нравственное состояние членов семьи”.

Роль женщины от этого не умаляется: “Жена — незаменимый помощник, отца. “Сердечный” совет жены на семейном совете. Особая роль матери в воспитании и привитии детям доброты и сердечности... ”.

...К сожалению, это так далеко от реальности. Какой “воз” дел и забот приходится ныне тянуть нашим соотечественницам в одиночку! Как редко удается “духовное главенство” мужчины в семье! Но знать о сакрально правильном устроении отношений люди должны — и чем раньше, тем лучше. Потому что искажение отношений приводит к их нарушению. Этой проблеме посвящен специальный раздел “Программы”: “Профилактика нарушений семейных отношений”. Необходимо подчеркнуть, что отношения между полами в “Программе” — это не удобные “здесь и теперь” встречи и контакты, а - бесконечная ответственность, имеющая свою историю и предысторию:

Нравственные и физические последствия добрачной половой распущенности. Значение целомудрия для здоровья будущего потомства. Закон “телегонии”: влияние предшествовавших половых связей на потомство... Влияние внутриутробного периода в жизни ребенка на его дальнейшее развитие. Научные доказательства того, что момент зачатия является началом жизни человека... ”.

Жизнь одного человека другой прерывать не имеет права. Предупреждение об этом лучше получить раньше, в школе. Даже для иных старшеклассников оно может подчас прозвучать с опозданием, но ведь курс рассчитан и на помощь семье. Многое она сможет сама, — если будет здоровой.

“Брачный возраст. Осознание молодыми людьми того, что они берут на себя определенные обязательства друг перед другом, ответственность за будущую семью, будущих детей. Понимание духовно-нравственной и правовой основы брака — одно из существенных условий здоровой и счастливой семьи...”.

Ответственность более всего связана со взрослостью. Нынешние “нормальные” отношения между полами отличаются инфантильностью и — тем самым — безответственностью. Утверждение предельной, не имеющей временных границ ответственности личности перед своим прошлым и будущим, совершенно необходимо школьникам, учителям, студентам, всем нам в нынешнее время выбора личности. Здоровый, ясный, спокойный, глубокий и укорененный в родной культуре взгляд на “Этику и психологию семейной жизни”, обнаруживаемый автором новой программы, помогает и укрепляет в нормально-возвышенном отношении к семье:

“Предложение о вступлении в брак. Гражданский брак. Обручение и венчание: благословение нерасторжимости брака”.

М. Воловикова,

кандидат психологических наук

Учебное издание






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных