ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Определение индекса массы тела.В настоящее время в международной и отечественной практике применяется высокоинформативный и простой показатель – индекс массы тела (ИМТ), называемый также индексом Кетле. Характеристика показателей индекса массы тела, принятая в России: менее 20 - недостаточная масса тела; 20 – 24,9 - нормальная масса тела; 25 – 29,9 - избыточная масса тела; 30 – 34,9 - ожирение I степени (легкое); 35 – 39,9 - ожирение II степени (умеренное); 40 – и более - ожирение III степени (тяжелое). В соответствии с рекомендациями экспертов ВОЗ нижняя граница нормальной массы тела – 18,5. Выделены три степени недостаточности массы тела в соответствии с ИМТ: 17,0 – 18,49 1-я степень (легкая); 16,0 – 16,99 2-я степень (умеренная); менее 16,0 3 степень (тяжелая). Индекс отношения окружности талии к окружности бедер характеризует распределение жира в организме и показывает наличие абдоминального типа ожирения: у женщин – более 0,85 единицы, у мужчин – свыше 1,0. Рациональное питание предусматривает, что суточный расход энергии человека должен соответствовать энергетической ценности рациона питания. Определив этот расход, тем самым устанавливают необходимую энергетическую ценность питания, т.е. калорийность рациона. Образующуюся в организме в процессе превращения пищевых веществ энергию и энергетическую ценность пищи измеряют в единицах тепловой энергии - килокалориях (ккал) или килоджоулях (кДж), 1 ккал = 4,184 кДж. Количество энергии, которое высвобождается в организме при сгорании 1г пищевого вещества, называют энергетическим коэффициентом (эквивалентом). В настоящее время приняты следующие коэффициенты расчета энергетической ценности: Пищевое вещество Энергетическая ценность, ккал/г Белки 4,0 Жиры 9,0 Углеводы 4,0 Суточные энерготраты складываются из нерегулируемых волей человека трат энергии (основной обмен (ОО), специфически-динамическое действие пищи (СДДП)) и регулируемых энерготрат (в зависимости от вида деятельности). Величина основного обмена(ВОО) определяется в состоянии мышечного и нервного покоя, лежа в удобном положении при комфортной температуре (20 С), натощак (последний прием пищи за 14-16 часов до исследования). Она равна 1 ккал на 1 кг веса человека в час. Специфически-динамическое действие пищевых веществ (СДДП) - энергия, расходуемая на процессы пищеварения и превращения пищевых веществ. Расход энергии на прием пищи при смешанном питании сопровождается повышением основного обмена в среднем на 10-15% в сутки. Регулируемые траты энергии включают расход энергии в процессе трудовой деятельности, бытового и домашнего поведения, при занятии спортом и других видах деятельности (см. табл.3). Каждый вид деятельности имеет свою величину коэффициента физической активности (КФА), которая определяется отношением общих энерготрат на конкретный вид деятельности к величине основного обмена. Таблица 3 КФА различных видов деятельности
Таким образом, суточные энерготраты человека рассчитываются как сумма произведений: Е = ∑ КФА × t (час) × ВОО, где t – время, потраченное на конкретный вид деятельности. Также при расчете суточного расхода энергии необходимо к полученным величинам суточных энерготрат добавить расход энергии на прием пищи (СДДП) (10-15%). При расчете адекватности рационального питания, полученный итог суточных энерготрат, выраженный в килокалориях необходимо принять за суточную норму, из которых с белком поступает 13% суточной энергии, с жирами 33%, с углеводами 54%. Необходимо учесть, что белков животного происхождения в рационе должно содержаться 55%, а растительного - 45%, жиров животных - 60%, растительных - 40%. Все полученные цифры перевести в граммы с учетом энергетического эквивалента. Установить соответствие питания потребностям организма по всем компонентам можно на основании лабораторного анализа рациона, когда определяется содержание в нем белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов. Другим методом оценки питания является определение качественного состава и энергетической ценности рациона с использованием таблиц химического состава продуктов. Для подсчета количественного состава рациона необходимо иметь перечень и количество продуктов, входящих в суточный рацион (меню-раскладка). Этот метод несколько уступает по точности первому, но является наиболее доступным. При оценке питания следует руководствоваться "Нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения", разработанными институтом питания РАМН и утвержденными МЗ в 1991 году. Данный государственный нормативный документ служит критерием для оценки фактического питания различных контингентов населения. При определении потребности в основных пищевых веществах и энергии ключевую роль играет точность рекомендуемого уровня потребления энергии, исключающая возникновение диспропорций между уровнями поступления энергии с пищей и её расходом. Вероятность возникновения такой диспропорции, в частности, связана с систематическим снижением энергоёмкости трудовой деятельности и расхода энергии в быту, которые опережают изменения в сложившемся типе питания и служат причиной распространенной избыточности массы тела. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии трудоспособного населения дифференцированы в зависимости от характера деятельности на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин. Практика показала условность связи энерготрат с определением профессиональной принадлежности. Фиксированный список профессий, относимых к определенной группе энерготрат, не отражает изменений энергоемкости этих профессий в практической жизни. Потребовалось введение объективного физиологического критерия, определяющего адекватное количество энергии для конкретных групп. Таким критерием согласно рекомендациям ВОЗ является соотношение общих энерготрат на все виды жизнедеятельности с величиной основного обмена. Интенсивность основного обмена зависит от пола, возраста и массы тела. Соотношение общих энерготрат с величиной основного обмена дает величину КФА. КФА различных групп интенсивности труда: - I группа - работники преимущественно умственного труда (научные работники, студенты, педагоги, и др.) - 1,4 - II группа - работники, занятые легким трудом, легкая физическая активность (работники конвейеров, сферы обслуживания, медицинский персонал и др. - 1,6 - III группа – работники средней тяжести труда, (станочники, водители, врачи-хирурги и др.) - 1,9 - IV группа – работники тяжелого физического труда, (строительные рабочие и сельскохозяйственные рабочие) - 2,2 - V группа – работники особо тяжелого физического труда (горнорабочие, бетонщики, каменщики, грузчики, работники тяжелого немеханизированного труда и др.) - 2,4 При расчете величины КФА использовалась масса тела мужчин - 70 кг, и для женщин - 60 кг, поэтому величина КФА одинакова для мужчин и женщин. Каждая из групп дифференцирована на 3 возрастные категории 18-29, 30-39 и 40-59 лет. Потребности лиц старше 59 лет дифференцированы по двум категориям: 60-74 и 75 лет и старше. Детское население и подростки разделены на 11 категорий. Дополнительно предусмотрены нормативы для беременных и кормящих матерей с дифференциацией возраста младенцев (1-6 и 7-12 месяцев). Потребность в пищевых веществах и энергии для отдельных групп населения приведены в таблице 4 и 5. Распределение нормативов питания по отдельным приемам пищи (завтрак, обед, ужин и др.) проводится в соответствии с режимом питания, который включает в себя кратность приемов пищи, распределение пищи по отдельным приемам, время приема и интервалы между приемами пищи. Оптимальным режимом питания для взрослых и детей школьного возраста является 4-х разовое питание: завтрак – 25%, 2-й завтрак (или полдник) – 15%, обед – 40%, ужин – 20% от суточного рациона питания. Допустимым режимом является 3-х разовое питание: завтрак – 30%, обед – 45%, ужин – 25%. Практическая работа «Медицинский контроль за адекватностью питания. Расчетный метод оценки» Задание студентам: 1) Рассчитать энергетическую ценность и качественный состав суточного рациона (белки, жиры, углеводы) по меню-раскладке на стр.14-18 /согласно указанного преподавателем варианта/. 2) Рассчитать распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. 3) Дать гигиеническую оценку полученным сведениям по энергетической ценности и качественному составу (белки, жиры, углеводы) суточного рациона. На основании полученных данных студент составляет заключение о полноценности питания с учетом «Норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии различных групп населения» для соответствующей профессиональной и (или) возрастной группы (см. табл. 4,5), и рекомендаций по организации режима питания. В заключение должны быть отражены следующие вопросы. 1. Энергетическая ценность рациона и её соответствие энерготратам. 2. Качественный состав рациона: а) общее количество белков, их соответствие нормам, количество белков животного происхождения, выраженное в процентах к общему количеству белка (рекомендуемая норма – 55%, для детей – 60-80%); б) общее количество жиров, их соответствие нормам, количество жиров растительного происхождения в процентах к общему количеству жиров (рекомендуемое количество для взрослых 25-30%); в) количество углеводов, их соответствие нормам; г) соотношение жиров, белков и углеводов; 3. Режим питания: а) кратность приемов пищи; 6) распределение энергетической ценности по отдельным приемам пищи. Задания для дополнительного добора баллов по модульно-рейтинговой системе: Оценить свой пищевой статус по методикам: М.Н. Егорова и Л.М.Левицкого; по формуле Брока; по индексу Брейтмана; по специальной формуле; индексу Кетле; индексу отношения окружности талии к окружности бедер. Рассчитать свои энерготраты за прошедшие сутки:
+ 10-15% на СДДП Рассчитать суточную норму (в граммах) употребления белков (общее. количество, из них животного и растительного происхождения), жиров (общее количество, из них животного и растительного происхождения), углеводов, в соответствии с вычисленными энерготратами. Для выполнения последующего дополнительного задания необходимо прописать свой пищевой рацион за сутки, по которым велись расчеты, распределив пищу по отдельным приемам (завтрак, обед, полдник, ужин).
Тема занятия: Методы оценки адекватности витаминного питания. Профилактика витаминной недостаточности. Значение изучения темы: заключается в реализации знаний и умений по оценке адекватности витаминного питания в профессиональной деятельности врача, а также при подготовке студентов к будущей жизнедеятельности. Цель занятия: а) Цель изучения темы: ознакомление студентов с биологической ролью витаминов, проявлениями витаминной недостаточности, физиологическими нормами и продуктами - источниками витаминов. б) Учебная цель занятия: студенты должны научиться оценивать суточный продуктовый набор по содержанию витаминов, составлять заключение об адекватности питания и давать рекомендации по его коррекции с учетом "Норм физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии различных групп населения". Воспитательные задачи изучения темы: o развитие у студентов мышления профилактической направленности; oразвитие гигиенической и экологической культуры студентов. План изучения темы: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|