Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАК ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС О ДУХОВНОЙ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ ВОСТОКА




 

Доктрина о перевоплощении является краеугольным камнем каждой древней религии Востока - брахманизма*1, индуизма*2, буддизма, даосизма*3, джайнизма*4, религии сикхов*5.

Учение индуизма - религиозная традиция Индии, является результатом пяти тысяч лет развития. Индуизм, сформировавшись на основе более древних ведийской*6 религии и брахманизма, не является единой религией, а представляет собой синтез древних верований коренного населения Индии. У индуизма нет основателя и нет пророков. Нет у него ни духовной иерархии, ни установленных символов веры, характерно отсутствие каких-либо строгих канонов. Значение придается скорее образу жизни, а не образу мышления. Бывший президент Индии Радхакришнан однажды заметил: "Индуизм является больше культурой, нежели верой".

Не все, кто родился индусом, исповедуют индуизм, но считается, что "они индуисты потому, что были рождены индусами". Индуизм включает в себя широкое разнообразие верований, но существует концепция, общая для всех разновидностей, - это идея возрождения и переселения душ. На этой концепции основаны понятия о дхарме*7, карме и сансаре*8.

Наличие гораздо более древних и общих корней восточного комплекса древних наук обусловлено влиянием веры ариев *9. В середине II тыс. до н.э. арийские (буквально "благородные") племена наводнили Индию, принеся с собой свой язык и традиции, которые в огромной мере повлияли на древние религии, верования и обряды, хотя и никоим образом не вытеснили их. Существуют литературные памятники, отражающие многовековые устои, устные поэтические традиции, - Ведические тексты, Веды (158).

По представлению индуизма, душа человека имеет ту же природу, что и Мировая душа. Познание высочайшего принципа Вселенной и слияние с ним - конечная цель знания, достижение которого означает свободу от плена перерождений. Это учение о Мировой душе, о единстве Брахмана*10 и Атмана ("Я"), о выборе пути к освобождению (мокше). Уже на ранних этапах становления религиозно-философской традиции Индии самопознание рассматривалось как высшая форма познания, поскольку постижение Атмана ("Я") есть одновременно путь к познанию Брахмана. Согласно ведийской религии, брахманизму и индуизму, душа человека вечна и неизменна. Чистое сознание, которое является функцией души, воплощенной в теле и связанной с материей, сужается и самоотождествляется с материей. Вследствие этого душа человека теряет связь с Высшим сознанием. Для восстановления этого единства необходима практика йоги (66).

Буддизм (24, 34, 51, 97, 99, 147). Сегодня в отличие от прошлого века уже не осталось никакого сомнения в том, что исторический Будда, основатель буддизма, в самом деле жил на земле. Факты его жизни тесно переплелись с легендами, тем не менее некоторые события можно установить с достаточной степенью достоверности. Будда родился примерно в 560 г. до н.э., он был сыном раджи небольшой провинции недалеко от современной границы Индии и Непала, и его воспитывали как принца. Род принадлежал к племени шакьев (одно из имен Будды - Шакья-Муни, "отшельник из шакьев"). Родители наз­вали мальчика Сиддхартха, что означает "тот, кто добился цели". Однако в жизни Будду звали Гаутама, в честь его знаменитого предка, учителя индуизма.

В юном возрасте Гаутама женился, и у него родился сын. В возрасте двадцати девяти лет внутреннее побуждение заставило его променять жизнь в неописуемой роскоши на существование святого странника. Принять такое решение Гаутаму побудила давняя тяга к возвышенному, он убедился, что все удовольствия и прелести жизни бесполезны и ничего не стоят, и желал только истинного знания. Образ жизни странника в то время считался достаточно почетным для честных искателей духовной истины и реальности.

Гаутама брал уроки у религиозных учителей, но большую часть из первых шести или семи лет отшельничества он провел занимаясь религиозными упражнениями, которые придумал сам. Упражнения становились все суровее и аскетичнее; например, он постился до такой степени, что у него выпадали волосы. Поворотной точкой, предшествовавшей просветлению, явилось для него осознание духовной и моральной бесполезности крайней степени аскезы и переключение на более спокойные религиозные упражнения и медитацию. Погруженный в размышления под фиговым деревом, которое называлось "дере­вом просветления", он в конечном итоге добился просветления, высшего знания, религиозного опыта и стал Буддой. Просветление проходило в три этапа. В первую ночь медитации перед ним прошли все его предыдущие жизни. Во вторую ночь он увидел циклы рождения, смерти и перерождения и познал управляющий ими закон. В последнюю ночь ему открылись Четыре Благородные Истины.

Первая истина заключается в знании страдания. Это означает, что всякое индивидуальное существование есть несчастье и боль.

Вторая истина касается причины страдания. Источник стра­дания и всего существования (так как это одно и то же) заключается в желании и невежестве.

Третья истина связана с освобождением от страданий. Стра­дание должно быть полностью уничтожено. Основная цель буддизма - в окончательном освобождении от страдания. Это означает освобождение от бесконечного цикла перерождений (сансары) и погружение в благородное состояние нирваны*11.

Четвертая истина указывает путь освобождения от страдания. Для этого нужно следовать Благородным Восьмеричным Путем, который является основой учения Гаутамы и определяет буддистский образ жизни.

По сути своей Восьмеричный Путь обращает внимание на три вещи: мораль (праведная речь, праведное действие, праведное занятие), духовную дисциплину (праведное усилие, пра­ведное сознание, праведное самообладание) и самосозерцание (праведное знание, праведное отношение). Эти правила далеки от строгости или суровости, это срединный путь, избегающий крайностей, будь то аскетизм и умерщвление плоти, или чрезмерная чувственность, или необузданность.

Вскоре после просветления Будда стал учителем, и к нему потянулись ученики, желавшие вести жизнь странников и миссионеров. Помимо послушников, его учение было обращено к простым людям, не собиравшимся вести монашескую жизнь. Странствуя вместе с послушниками по всему бассейну Ганга, он посвятил остаток жизни проповеди освобождающей истины дхармы и нирваны.

Исходно буддизм представлял скорее философскую школу, нежели был религией. Буддистское мировоззрение не сконцентрировано на поклонении одному существу, человеку или божеству. Будда - не Бог, не Богом посланный посредник; он не может стать спасителем или искупителем грехов других людей. Гораздо большее значение, чем персона Будды, имеет суть учения дхармы, выдвижение на первый план моральных ценностей, беспрерывно вырабатываемых личностью в целях самосовершенствования и достижения нирваны.

После пробуждения Гаутама перешел от неудовлетворенности к полному покою. Таким образом, просветление и спасение тесно связаны, и это характерно для буддизма. Такая связь делает понятным тот факт, что знание, полученное Гаутамой, есть нечто совершенно отличное от интеллектуального понимания, которое обычно имеют в виду западные ученые, используя слово "знание". Но откуда тогда исходят знания Будды, задается вопросом западный ученый и отвечает: "История жизни Будды однозначно доказывает, что знание не является результатом влияния извне, будь то учеба, священные тексты или божественное откровение. Путь, указанный другими, может лишь подвести человека к цели просветления, но никто не освободит его от необходимости приложить собственные усилия, чтобы постичь высшую истину" (99).

Учение Будды включает некоторые основополагающие идеи древней индийской религии - прежде всего доктрину реинкарнации и закон кармы. Индуизм и буддизм можно поставить рядом с точки зрения вечного мирового закона. Различия между ними начинаются с вопроса о необходимости слияния индивидуальной души (Атмана) с источником жизни (Бра­хманом), что категорически отрицает буддизм. По мере развития буддизма в него вошли многие элементы, диаметрально противоположные первоначальным намерениям Будды. Многие из них были заимствованы из того же индуизма.

Расцвет буддизма в Индии - V в. до н.э.- начало I тыс. н.э.; распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти в Средней Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма и даосизма. В Индии к XII в. растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм религиозной жизни (ритуализма). В ходе развития буддизма в нем постепенно сложились культ Будды и бодхисатв*12, ритуал, появились монашеские общины. В исследованиях возможностей сознания буддизм достиг своей вершины в Тибете.

По мере распространения этой религии по свету возникло много других разновидностей буддизма, в частности, ламаизм и дзен-буддизм.

Ламаизм - это ведущая школа буддистов Тибета. Первоначально ламой считался духовный учитель высокого ранга, но позднее так стали называть любого монаха. На Тибете поддерживается традиция: после смерти верховного ламы по всей стране рассылаются гонцы в поисках ребенка, ставшего реинкарнацией ушедшего ламы (98).

В первом номере журнала "Путь к себе" за 1997 г. (112) опубликовано одно из серии интервью с человеком, который был признан как перевоплощение одного из самых известных буддистских учителей, это Тай Ситуп XII. На вопрос о реинкарнации он ответил, что не помнит своего прошлого рождения и не пытается вспомнить, он просто уверен в том, что она есть. "Не надо превращать это в самоцель, - считает буддист, - в принципе на каком-то этапе практики вспомнить можно. И это будет прекрасно, просто замечательно. Вы вспомните и напишите об этом книгу. Очень интересную книгу". Он считает, что лучше направлять свои усилия на достижение конечной цели - просветления. Состояние просветления автоматически включает в себя способность видеть прошлое и будущее.

Поиск перерождения высоких лам является сложным процессом. Считается, что умирающий лама должен оставить приблизительные указания, где искать его перерождение, а другие компетентные ламы должны их правильно расшифровать. Но главный вопрос - это не как ищут, а зачем. Очень продвинутый духовный практик, бодхисатва, целью которого является дать существам учение, способное помочь им освободиться от страданий, в отличие от обычных людей, влекомых своей кармой, перерождается осознанно и приходит туда, где он реально может помочь. Так если вы действительно стремитесь контролировать свои перерождения и для начала вспомнить их, то это оправдано только в том случае, считают тибетские ламы, если вы хотите стать бодхисатвой.

Дзен-буддизм, особенно популярный в Японии, зародился в Китае под названием "чань", что по-китайски означает "меди­тация". Центральное место в китайском и японском дзен занимает подчиненная строгим правилам практика медитации. Особенно сильно ценилась она у воинов-самураев, стремившихся к развитию самодисциплины. Принципиальным средством достижения просветления (сатори) служит медитация в позе лотоса (сидя со скрещенными ногами, причем каждая ступня лежит на противоположном бедре). Дзен - это интуитивная религия (98).

Религия сикхов возникла на территории Пакистана и северо-западного индийского штата Пенджаб в конце XV в. Начав с узкого круга приверженцев, целью которых было обретение чувства единения с Богом, число сикхов быстро увеличилось. В основе религии сикхов лежит идея гуру (учителя). Истинным гуру является Бог: совершенный и творческий мир Бога даровали человечеству десять исторических личностей, каждый из которых был гуру. Данная религия также строится на вере в то, что душа вновь рождается, проходя через множество тел, прежде чем станет достаточно хорошей, чтобы соединиться с Бесконечным. Религия сикхов основана на мистике и верности. Община возникла как группа преданных единомышленников, занятых поиском религиозной истины, для нее характерно отрицание кастовой системы и связанного с ней ортодоксального жречества браминов (52).

Джайнизм - религия, имеющая всего три миллиона верующих, из которых почти все проживают в Индии. Джайны*13 считают себя последователями Джины (покорителя). Этого ти­тула удостоился Вардхамана, последний из великих учителей джайнизма; так называют и людей, которые, покорив свои страсти и эмоции, достигли освобождения и совершенства. Таким образом, само название "джайнизм" указывает на преимущественно этический характер этой религии. По представлению джайнизма, основными свойствами души являются ее чувствительность и знание. В своем первоначальном состоянии душа знает все: от нее ничего нельзя утаить, она владеет знанием бытия во всех его проявлениях, во все времена, в прошлом, настоящем и будущем. В наш мир она приходит в оболочке материального тела, и ее знание несовершенно и неполно в силу ограничений, налагаемых на нее материей.

Бесчисленное количество душ во Вселенной и длительность цикла перерождения являются причиной того, что земное рождение души случается крайне редко, считает джайнизм. В силу этого каждый человек должен использовать любую возможность вступить на путь спасения, для чего необходимо собрать Три Бриллианта: правильное знание, правильную веру, правильное поведение. Правильное знание приходит через по­стижение учения джайнов, правильная вера - через убежденность в его истинности и правильное поведение - через следование ему. Первые два не стоят ничего без третьего, поэтому монахи, миряне и мирянки джайнов дают обеты правильного поведения, самым важным и всеобъемлющим из которых является ненасилие.

Причинить вред живому существу даже нечаянно значит привлечь самый тяжелый из потоков кармы. Причинение зла с преднамеренным умыслом приводит к самым страшным последствиям. А так как практически вся Вселенная пульсирует жизнью, становится понятно, что питание и образ жизни джайнов поставлены в рамки строжайших ограничений. Даже мирянин-джайн должен быть строгим вегетарианцем. Он не может быть крестьянином, так как, вспахивая почву, он может причинить вред животным и растениям, не говоря уже о самой земле. Он не может заниматься определенными ремеслами, так как металл на наконечнике кузнеца и дерево на верстаке столяра испытывают при обработке нестерпимую боль. Вместо этого он должен выбрать безопасную профессию торговца или ростовщика, а лучше всего стать богатым купцом или преуспевающим банкиром (92).

Одним из основных принципов индийской философии является с необыкновенной тщательностью разработанное учение о реинкарнации - бесчисленной череде рождений и смертей, которые должна пережить душа человека, обязанная искупить свою карму. Душа, отделившаяся от тела в момент смерти, пребывает на некоторых высших уровнях существования в ожидании момента, когда она, будучи внедрена в новое тело, начинает новую жизнь. Невозможно избежать следствий своих поступков, накопившихся в душе, без цикла перерождений жизнь была бы бессмысленной и бесцельной. Считается, что человек, совершающий во время своей жизни хорошие поступки, облегчает свою карму. Цикл повторных рождений продолжается до тех пор, пока, очистившись в результате многих воплощений, будет достигнуто состояние нирваны - состояние освобождения от жажды существования в телах (24, 66, 111).

Санскритское слово "карма" означает действие. Быть и действовать - одно: вся Вселенная - одна великая непрерывная деятельность, управляемая незыблемым законом справедливости - кармой. По учениям индийской религиозной философии, Вселенная представляет собой разумную деятельность, исходящую из Единого Первоисточника (Парабрахмана). Космическая деятельность выражается движением различной силы и быстроты; проводником служит мировая материя (Мулапрак­рити), доступная несовершенным орудиям нашего сознания только в своих наиболее плотных и грубых соединениях. Вне поля нашего сознания - во всех направлениях - творится непрестанная, невидимая для нас жизнь.

В мировой деятельности все связано со всем, все находится во взаимной зависимости и все стремится к единой цели. Каждое действие во Вселенной есть результат предшествующей причины и в то же время - причина последующего действия. Получается непрерывная цепь причин и действий, которые в осуществлении являются жизнью Вселенной. Отсюда значение кармы как закона причинности. В применении к человеку карма являет собой всю совокупность его деятельности. Все, что человек представляет собой в настоящем и что он представит из себя в будущем, все это - последствия его деятельности в прошлом. Таким образом, единичная жизнь человека не есть нечто оторванное, она представляет собой плод прошедших и в то же время семя будущих жизней в той цепи последовательных воплощений, из которых состоит непрерывающееся бытие каждой человеческой души. Эта идея нравственной причинности, передающая смысл, который отчасти совпадает с западной идеей причинности, а отчасти с идеей судьбы. В узком смысле карма - это влияние совершенных поступков на характер настоящего и последующего существований (148).

Ткань человеческой судьбы, тонкоматериальная субстанция всех последующих состояний человека вырабатывается им самим, и его будущее определяется кармой, законом справедливости, общим и универсальным во всей Вселенной. Карму создают три вида сил: мысли, страсти и желания, поступки (59). Каждая мысль прибавляет новый элемент в создаваемой карме, и ни одна из мыслей не пропадает. Повторяющиеся мысли переходят в наклонности, волевые импульсы - в деятельность, всевозможные испытания дают мудрость, а страдания души претворяются в ее совесть. Человек ввиду действия закона устремляется в своем новом воплощении в ту среду, которая соответствует его наклонностям, подходит для той ступени развития, которая им уже достигнута. Мысль од­ного человека передается другому, третьему и так далее, в результате чего завязываются нити, которые поведут людей к добру или злу, определят наших будущих родных, друзей и недругов. Все мысли, действуя на нас самих, создают в итоге наш нравственный и умственный характер. Если в прошлом мы были источником страдания для других людей, в будущем мы испытаем не меньшие страдания, и, наоборот, в новом и даже в настоящем воплощении кармический "лицевой счет" обязательно отплатит нам добром (16, 19).

В источниках дается характеристика ступеней самого сознания людей, которое тесно связано с кармическим законом. В книгах йога Рамачараки *14 это подразделение выглядит так: уровень физического ума, сменяющегося интеллектуальным, вытесняется на задний план растущим духовным умом, который в свою очередь ведет к космическому сознанию*15 (117, 118, 119).

Первый, низший уровень - физическое или животное сознание. Находясь на этом уровне, человек не испытывает пот­ребности в самопознании и не способен к нему. В этом положении находятся еще многие люди. Вторая стадия, к которой принадлежит большинство населения Земли, - ментальное сознание, или интеллектуальный уровень. На этой стадии человек способен познавать себя, Вселенную, однако за познание, как правило, платит определенную цену в виде душевных страданий. "Во многой мудрости много печали", - этот афоризм связан именно с таким уровнем духовного развития. Когда человек достигает границ интеллектуального сознания, он все чаще спрашивает себя о своем истинном происхождении, цели жизни, ищет высший смысл своего существования. Третий уровень или этап развития сознания человека - первый шаг к космическому сознанию; здесь он достигает осознания "Я", что выше просто стремления к самопознанию. Его "Я" знает о своей реальности, причастности к Абсолюту, неуничтожимости и бессмертии. Четвертая стадия - высшая в шкале - есть космическое сознание, при котором осознается единство всего живого, понимание единой жизни, наполняющей собой Вселенную. Любовь к людям и всему миру - главное свойство этой стадии (59).

Моральный закон, дхарма, служил основой общественного порядка, контролируемого с помощью жреческих учебников и поддерживаемого правителями. Но действия, за которые приходилось нести ответственность, ограничивались рамками классовой принадлежности. Вот почему дхарма не является долгом в абсолютном смысле, но зависит от социального статуса. Для тех, кто живет в мире, моральные поиски - стремление к богатству (то есть суетные занятия), к получению удовольствий или ритуальному совершенству - понятия относительные. Единст­венное моральное правило связано с освобождением человека от цепи перерождений. На нем были сконцентрированы усилия аскетов. Высшим долгом для аскетов является поиск освобождения. При этом им приходилось соблюдать основные моральные правила относительно убийства, воровства, сексуальных пороков, лжи или употребления возбуждающих средств. Только в случае соблюдения этих запретов они могли достичь степени очищения, позволяющей сделать следующие шаги по пути к освобождению.

Мокша - это слово означает "освобождение" - избавление, эмансипацию и свободу. Оно значит и "избавление от пут", а именно избавление от цикла перерождений и привязанности к материальному миру. Означает также расширение кругозора, обретение спокойствия и чувства безопасности, ощущение удовлетворения (от достигнутой цели) и силы существовать и действовать. Стремление к свободе являлось не политическим, а духовным. Именно невежество привязывало человека к кругу "рождение-смерть-новое рождение", выраженному в самсаре. Освобождение будет достигнуто, как только невежество сменится знанием, когда правильно будет воспринята реальность и отвергнуто все преходящее и иллюзорное. Итак, высшим смыс­лом жизни человека является не воплощение в физическом теле, а свободное существование в форме совершенного сознания. А смерть становится средством для достижения этой цели.

В этом в основном и состоит путь знания (джнана-марга) к мокше. Он включает в себя йогу и связанный с ней аскетический образ жизни (116). Считалось, что с помощью контроля над дыханием можно добиться освобождения души от тела. Постижение особых знаний происходит во время медитации в позах йоги и повторения мантр*16. Повторение фразы мантры обеспечивало установление и поддержание единения верующего с Абсолютом - в этом и заключалась мокша.

Считалось, что при выполнении ритуала в душе возникает особая потенциальная энергия, ее накопление влечет к наслаждению плодами этих ритуалов. Выполнение долга (дхармы) ведет к постепенному уничтожению кармы и к освобождению. Это второй путь - путь действия (карма-марга). Это дорога освобождения для тех, кто признает, что в этом мире мы живем своими жизнями, в течение которых должна быть сделана определенная работа и выполнены определенные обязательства. Наше положение в обществе предполагает исполнение долга.

Путь приверженности, или любви (бхакти-марга), ведет к вере. Преданность Богу помогает нам совершить прыжок от временного к вечному, от ограниченнос­ти к бескрайности Абсолюта. Этот путь предполагает, что Абсолют противостоит нам в персональной форме, поэтому каждый может ответить на божественную благосклонность. Место безличного Брахмана занимает Бог, к которому можно обратиться и получить в ответ восхитительное ощущение веры.

Развитие теоретико-философского фундамента йога получила в известном трактате Патанджали "Йога Сутры", в котором описаны принципы раскрытия высших уровней сознания, система психофизической подготовки, ведущей к такому раскрытию. Ее создание относится, согласно некоторым источникам, ко II в. до н.э. В трактате прослеживается стремление Патанджали изложить систематизированное учение йоги в ра­циональных терминах формального мышления, то есть едва ли ни в строго научной форме. Описывается природа и формы освобождения, рассматривается реальность трансцендентного*17 "Я", другого мира. "...для того, чтобы выявить ту самую составляющую человека, которая не уничтожается в процессе круговорота многих перевоплощений в разных телах, необходимо мысленно отказаться от восприятия зрительных, слуховых и других чувственных образов. Это и составляет сущность отречения". Свами Вивекананда*18 в своих комментариях к "Йоге Сутре" пишет, что под самоотречением подразумевается не отказ от своего "Я", как это иногда понимается, а способность руководить теми силами, с которыми человек сталкивается в своей жизни. Одна из основных целей йоги - самоотречение - означает необходимость самого человека руководить силами природы, а не быть руководимым ими.

Приведенные данные позволяют понять, что все религиозно-философские направления Востока, различные школы пра­ктического применения, основанные на этих представлениях, базируются на одних и тех же принципиальных положениях и направлены на достижение освобождения - мокши или нирваны.


Глава 9






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных