Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






К пятнадцатой и шестнадцатой главам 5 страница




*7 Ортодоксальный, последовательный, неуклонный, придержива­ющийся основ какого-нибудь учения, мировоззрения.

*8 Душа, в религии и идеалистической философии особая немате­риальная субстанция, независимая от тела.

*1 Неандертальцы (от названия долины Неандерталь в Германии), ископаемые древние люди, создавшие археологические культуры раннего палеолита. Скелетные останки Н. открыты в Европе, Азии и Африке. Время существования - 200-35 тыс. лет назад. Потомки питекантропов и предки ископаемых людей современного вида - кроманьонцев.

*2 Заклинание (заговор), словесная формула, имевшая по представ­лению некоторых людей магическую силу и служившая для достижения какой-либо цели (хорошего урожая, избавления от болезни и др.).

*3 Молитва, обращение верующего к божеству.

*4 Магия (греч. mageia - колдовство, волшебство), обряды, призван­ные сверхъестест­вен­ным путем воздействовать на людей, духов и явления природы.

*5 Ритуал (лат. ritualis - обрядовый), вид обряда, исторически сло­жившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная си­с­тема действий; выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности.

*6 Осирис (Озирис), в древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора; покровитель и судья мертвых. Изображался в виде мумии.

*7 Гипноз (греч. hypnos - сон), временное состояние сознания, ха­рактеризующееся сужением его объема и резкой фокусировкой на содер­жа­нии внушения, что связано с изменением функции индивидуального контроля и самосознания.

*8 Медитация (лат. meditatio, от meditor - размышляю, обдумываю), техника, позволяющая путем концентрации внимания на каком-либо объекте или мысли вызывать расслабление организма, что дает состояние углубленной сосредоточенности, отрешенности от внешних объектов и мо­жет привести к отдельным внутренним переживаниям, появлению мистических образов.

*9 Эзотерический, понимаемый или предназначенный только для некоторых избранных, например для тайной группы по­с­­ледователей или посвященных. Относится к идеям, доктринам, литературе и т.д.

*10 Транс (фр. transe), состояние отрешенности, экстаза, "ясно­виде­-ния" и др.

*11 Мистерии (греч. mysterion - тайна, таинство), тайные религи­оз­ные обряды, в которых участвовали только посвященные - мисты.

*12 Исида (Изида), в древнеегипетской мифологии супруга и сес­тра Осириса, мать Гора, олицетворение супружеской верности и материн­ст­ва; богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охра­нительница умерших. Изображалась в виде женщины с головой или ро­га­ми коровы.

*13 Платон (427-347 до н.э.), древнегреческий философ-идеалист. Ученик Сократа.

*14 Плутарх (ок. 45 - ок. 127), древнегреческий писатель и историк. Главное сочинение - "Сравнительные жизнеописания" выдающихся гре­ков и римлян.

*15 Сократ (470-399 до н.э.), греческий философ. Письменных трудов не оставил, его философия стала известной благодаря работам уче­ников, в частности Платона. Его занимало нрав­ственное воспитание граждан. Философия, считал он, приз­вана совершенствовать человека.

*16 Аристофан (ок. 445-ок. 385 до н.э.), древнегреческий поэт-комедиограф, "отец комедии".

*17 Еврипид (ок. 480-406 до н.э.), древнегреческий поэт-драма­тург, младший из трех великих афинских трагиков (Эс­хил, Софокл).

*18 Аристотель (384-322 до н.э.), древнегреческий философ и ученый. Учился у Платона в Афинах. Воспитатель Александра Македон­ского. Сочинения А. охватывают все отрасли тогдашнего знания.

*19 Цицерон Марк Туллий (106-43 до н.э.), римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Сочине­ния Ц. - источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

*20 Буддизм, древнейшая, одна их трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий, возник в VI-V вв. до н.э. в Северной Индии. Основателем Б. является Сиддхартха Гаутама (см. Будда).

*21 Христианство, одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты, - вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого Бога.

*22 Ислам (араб., букв. - покорность), одна из наиболее рас­прос­-траненных (наряду с христианством и буддизмом) религий; ее последователи - мусульмане. Возник в Аравии в VII в. Основатель - Мухаммед. Основной догмат - поклонение единому Богу - Аллаху и признание Му­хаммеда посланником Аллаха.

*23 Адепт, приверженец, последователь какого-нибудь учения.

*24 Оккультный, относящийся к оккультизму. Оккультизм (от лат. occultus - тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, доступных лишь для "посвященных", прошедших специальную психическую тренировку. Уче­ние практически полностью построено на исследовании и интерпретации внетелесных переживаний, возникло в седой древности у самых раз­личных народов.

*25 Ведание, способность к постижению истины, не основываясь на владении инфор­мацией, когда человек просто уверен, что он знает.

*26 Пифагорейцы, пифагорейская школа, религиозно-эти­ческое и философское братство, основанное Пифагором. Основными догматами являются переселение душ (реинкар­нация) и вера в то, что все взаимосвязи в этой Вселенной можно выра­зить числами. Союз отличался стро­гими обычаями, члены его вели аскетический образ жизни, провозглаша­ли общность имущества.

*27 Академия, первоначально название А. носила первая в своем роде строго организованная философская школа Платона (от названия местно­сти в Афинах по имени героя Академа, где располагался гимнасий, в помещении которого и прилегающих садах Платон собирал своих учеников). А. была основана Платоном в 388 г. до н.э. по образу пифагорейского братства и имела правовой статус культового союза.

*28 Стоики, последователи философской школы Стои (стоицизм). Жизненным идеалом С. являются невозмутимость и спокойствие. С. не должны реагировать на внешние и внутренние раздражающие факторы.

*29 Герметизм (герметика), собрание теософско-оккультных сочи­нений II-III вв. в форме диалогов, считающихся откровением Гермеса Трис­мегиста. В центре стоит сотворение ми­ра духом, падение души и ее избавление.

*30 Идеализм (франц. idealisme, от греч. idea - идея), общее обозна­чение философских учений, утверждающих, что дух, мышление, психическое - первично, а материя, природа, физическое - вторично. И. противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и сознания, материального и духовного.

*31 Профан (лат. profanus - непосвященный, непросвещенный, тем­ный), человек, совершенно не сведущий в какой-либо области.

*32 Неофит (греч. neophytos - новообращенный), новый приверженец какой-либо религии, сторонник какого-либо уче­ния или общественного движения; новичок в чем-либо.

*33 "Я" - понятие, используемое во многих психологических теориях как обозначение личности, ее сознательной оценки при взаимодействии с внешней и внутренней реальностью. Ас­со­циируется с состоянием ак­тив­ного бодрствования.

*34 Галлы (римское название кельтов), население древней области Галлии в Западной Европе, включавшей современные территории Северной Италии, Франции, Бельгии и Южных Нидерландов.

*35 Друиды, жрецы в древней Галлии, Британии и Ирландии, которые, по преданиям, изучали природу и физический мир, предсказывали бу­ду­щее, занимались священными жертвоприношениями и действовали как учителя и судьи.

*36 Орфики, последователи религии, основанной на работах, приписываемых Орфею, поэту и певцу греческих мифов. Орфики верили в очи­щение души через цикл реинкарнации.

*37 Метафизика (от греч. meta ta physika - после физики), философс­кое учение о сверхчувственных (недоступных опыту) принципах бытия.

*38 Мистик, тот, кто склонен к мистике - вере в божественное, в таинственный сверхъестественный мир; сторонник религиозно-мистичес­кого мировоззрения.

*39 Откровение, то, что неожиданно раскрывает истину, делает совер­шенно ясным, понятным что-нибудь.

*40 Озарение, то, что человек внезапно понимает или чувст­вует и что приводит его к более высокой степени осознания.

*41 Экстаз (греч. ekstasis - исступление, восхищение), высшая сте­пень восторга, воодушевления, иногда переходящего в исступление. Тер­­мин используется для описания состояния религиозного чувства подъема и парения, ощущения вневременности, радости и счастья. Иногда экстатический опыт определяется как не подлежащий описанию, невыразимый.

*42 Неоплатоники, члены философской школы, считавшие, что суще­­ствует единственный источник, из которого произошли все формы бы­тия и с которым душа ищет мистического союза.

*43 Коперник Николай (1473-1543), польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествозна­нии, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли относительно Солнца и других планет.

*44 Кеплер Иоганн (1571-1630), немецкий астроном, один из твор­цов астрономии нового времени. Открыл закон движения планет (законы К.).

*45 Галилей Галилео (1564-1642), итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт. Заложил основы современной механики. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившего его отречься от учения Н.Коперника.

*46 Интеллект (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение), структура умственных способностей индивидуума. В ряде психологических концепций И. отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности.

*47 Апулей (около 124 г. н.э.), латинский писатель, прославился своим романом "Метаморфозы", более известным под заглавием "Золотой осел". Герой его из-за неуместного любопытства оказывается колдовским образом обращен в осла, испытывает множество трагических и комических приключений и, наконец, чудом возвращает себе человеческий об­лик. А. заслужил себе громкую славу, а сочинения его - широкую популярность в течение многих веков.

*48 Пророк, в религиозно-мистических представлениях истолкователь воли Божества, богов, предсказатель будущего.

*49 Евангелие (греч. euangelion - благая весть), часть Библии, повествующая о земной жизни и учении Иисуса Христа.

*50 Иудаизм, религия, которая возникла в I тыс. до н.э. на территории древнего Израиля, является религией евреев. Основана на откровениях Бога пророку Моисею на горе Синай, на законах и учениях Биб­лии и на писаниях, собранных в Талмуд, которые служат основой для еврейских гражданских и религиозных законов.

*51 Теология (греч. theos - Бог и logos - слово, учение) (бого­словие), термин обычно служит для обозначения исследования той религии, ко­то­рую исповедуют. Т. интересует содержание религиозных доктрин о сущности и действии Бога, которые сформировались на протяжении мно­гих лет. Это зачастую приводит к образованию различных традиционных школ и разделению на секты внутри ведущих религий. В строгом смысле о Т. принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу. Т., таким образом, является изучением религии изнутри. Она исходит из предположения об истинности данной веры и всегда покоится на религиозной традиции.

*52 Догмат, элемент какой-либо доктрины или религии, который считают абсолютной истиной, не подлежащей сомнению.

*53 Спиритуализированный (лат. spiritus - дух), относящийся к духу, став­ший сам духом.

*54 Еретик, приверженец ереси (см. ереси).

*55 Константинополь (Царьград), древняя столица Восточно-Римской (Византийской) империи.

*56 Вселенский собор, съезд высшего духовенства христианской церкви. На Вселенские соборы выносятся решения богословского, церков­но-политического, дисциплинарного характера. Православная церковь признает правомочными семь первых Вселенских соборов
(IV-VIII вв.). После разделения церквей (1054) римские папы возобновили (с XII в.) съезды высшего духовенства католической церкви, продолжая именовать их Вселенскими соборами.

*57 Анафема (греч. anathema), в христианской церкви проклятие, отлучение от церкви.

*58 Ереси (греч. hairesis - особое вероучение), намеренное и настойчивое неприятие какого-либо из догматов веры; в христианстве те­че­ния, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины в области догматики и культа.

*59 Идентификация (позднелат. identifico - отождествляю), в психологии и социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом.

*60 Ассизский Франциск, святой (1182-1226 н.э.), итальянский монах и учитель, родившийся в Ассизи, в Центральной Италии. Основал орден монахов-францисканцев. Путешествовал по Италии, Южной Франции и Испании, распространяя христианство. Учил воспринимать жизнь как чудо, как личное волнение, игру; естественное как сверхъестественное.

*61 Эриугена Иоанн Скотт (примерно 810-880 н.э.), ирландский философ, работавший в Париже. Его называли самым образованным челове­ком своего времени. Философская система Э. - это своеобразное сочетание неоплатонизма с элементами рационализма. Его учение было осу­ждено римско-католической церковью.

*62 Доминиканский, относящийся к религиозному ордену, основанному в 1215 г. испанским священником святым Домиником.

*63 Кампанелла Томас (1568-1639), итальянский философ, поэт и мо­нах. Особенно известен благодаря своей письменной работе "Город сол­нца" - описанию утопического государства, похожего на описание Платона в "Государстве".

*64 Лейбниц Готфрид Вильгельм (1648-1716), немецкий философ-идеалист, математик, физик, языковед. Основатель и президент (с 1700) Берлинского научного общества (позднее Академия наук).

*65 Астрология (греч. astron - звезда, logos - слово, учение), комплекс представлений, призванных служить для предсказания земных событий, судеб людей и народов по расположению небесных светил.

*66 Алхимия, раннее направление в развитии химии. Возникнув в Египте (III-IV вв. н.э.), А. получила особенно широкое распространение в Западной Европе (IX-XVI вв.). А. не просто учила преобразовывать одни металлы в другие, а учила постигать средоточение всех вещей, проникать в сущность Духа мира. Находясь на пересечении средневековой теологии и ремесла, сочетала в себе то и другое. Практические действия алхимика сопровождались священнодействием и магией. Процесс превращения являлся настолько же материальным, насколько и духовным.

*67 Розенкрейцеры, члены тайных религиозно-мистических обществ в XVII-XVIII вв. в Германии, России, Нидерландах и некоторых других стра­нах, посвятившие себя задачам всестороннего улучшения церкви и дос­­ти­жению прочного благоденствия государства и отдельных людей. Названы по имени легендарного основателя общества Х.Розенкрейца, жившего в XIV-XV вв. Эмблема - роза и крест. Близки к масонству.

*68 Логика (греч. logike), наука о способах доказательств и опровер­жений. Основателем Л. считается Аристотель.

*69 Иерей (греч. hiereus, буквально - жрец), официальное название пра­вославного священника.

*70 Вульгарный (лат. vulgaris - обыкновенный, простой), упрощенный; в материализме - философское течение середины XIX в., упрощав­шее и огрублявшее основные принципы материализма, сводившее сознание к материи.

*71 Франклин Бенджамин (1706-1790), знаменитый американский государственный деятель, ученый, философ. Один из авторов Декларации не­зависимости США (1776) и Конституции 1787 г.

*72 Мистицизм, учение о возможности достижения познания духовных истин при помощи интуиции и глубокой медитации; система теологических и философских доктрин, оправдывающих, осмысляющих и ре­­гу­лирующих эту практику.

*73 Социология (лат. societas - общество и logos - учение, слово), наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных ин­с­титутах, процессах, общественных группах.

*1 Дуализм (лат. dualis - двойственный), концепция, утверждаю­щая сосуществование двух каких-либо начал. В философии - учение, исходя­щее из признания равноправными двух начал - духа и материи, идеаль­ного и материального. Один из крупнейших представителей - Р.Декарт.

*2 Образы мысленные, внутренние представления, сопутствующие про­­цессам вспоминания и воображения.

*3 Догматизм, одностороннее, схематичное, окосте­нев­шее мышление, оперирующее догмами. В основе Д. - слепая вера в ав­то­ритеты, защита устаревших положений.

*4 Психоанализ (греч. psyche - душа и analysis - разложение, рас­членение), метод психотерапии и психологическое учение, развитое З.Фрейдом в конце XIX - начале XX в., ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травматических переживаний рассматривается в П. как главный источник невротических симптомов и различных патологических явлений (забываний, ошибочных действий и т.п.). В основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, тол­кования сновидений и т.п.

*5 Маслоу Абрахам (1908 - 1970), американский психолог, создатель иерархической теории потребностей и самореализации, к которой он пришел, изучая жизнь великих людей и людей, сумевших добиться пол­ной самореализации.

*6 Хорни Карен (1885-1952), американский психолог. Разделяя ос­новные положения психоанализа о решающей роли бессознательного, об антагонизме природного и социального, Х. акцентировала значение воз­действий окружающей среды на формирование личности.

*7 Фромм Эрих (1900-1980), немецко-американский психолог, один из представителей неофрейдизма. Основную проблему человеческого су­ществования усматривал в экзистенциальном противоречии, которое со­с­тоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природой и на этой основе с другим человеком и с самим собой.

*8 Фрейд Зигмунд (1856-1939), австрийский психиатр, психолог, ос­но­ватель психоанализа. Изучение психических расстройств привело Ф. к созданию теории подсознательного, основанной на динамике влечений.

*9 Реальность, любая информация, которая согласуется с восприятиями, расчетами и образованием человека. Это одна из составляющих понимания.

*10 Ньютон Исаак (1643-1727), английский математик, механик, астроном и физик, основатель классической физики, член (с 1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского научного общества.

*11 Декарт Рене (латинизирован. - Картезий) (1596-1650), французский философ, математик, физик и физиолог.

*12 Картезианец, тот, кто согласен с Декартом, разделяет его взгляды и теорию, последовательный дуалист.

*13 Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец), набор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами данного научного сообщества. Некоторые из П. имеют философскую природу, они общи и всеохватны, другие П. руководят научным мышлением в довольно специфических, ограниченных областях исследований.

*14 Психиатрия (греч. psyche - душа и iatreia - лечение), область клинической медицины, изучает проявления, причины, механизмы развития психических болезней, разрабатывает методы их лечения, профилактики и организации помощи психически больным.

*15 Антропология (греч. anthropos - человек и logos - слово, учение), наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариантах физического строения человека.

*16 Концепция (лат. conceptio - понимание, система), определенный способ понимания, трактовка каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

*17 Неврология (греч. neuron - жила, нерв и logos - слово, учение), медико-био­логическая наука о строении и функциях нервной системы в норме и патологии, закономерностях ее фило- и онтогенеза. Сформировалась в XIX в.

*18 Истерия (греч. hystera - матка; считалось, что И. - следствие болезни матки), заболевание из группы неврозов, проявляется демонстративными эмоциональными реакциями (слезы, смех, крики), судорогами, преходящими параличами, потерей чувствительности, глухотой, слепотой, помрачением сознания, галлюцинациями и т.п.

*19 Аффект (лат. affectus - душевное волнение, страсть), относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость, ужас, отчаяние и т. п.; сопровождается резкими выразитель­ными движениями, криком, плачем.

*20 Внушение (суггестия) (психол.), воздействие на личность, приво­дящее либо к появлению у человека помимо его воли и сознания определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. Объектом В. может быть как отдельный человек, так и группы, коллективы, социальные слои (массовое В.).

*21 Юнг Карл-Густав (1875-1961), швейцарский психиатр, психолог, основатель аналитической психологии. Примкнув к психоаналитическому движению З.Фрейда одним из пер­вых, он впоследствии порывает с ним и разрабатывает собственную гипотезу о существовании кроме индивидуального подсознательного коллективного бессознательного.

*22 Комплекс, приобретаемая в детстве и на протяжении большей части бессознательного периода жизни совокупность черт личности, об­ла­дающая значительной аффективной силой и заставляющая человека проявлять по отношению к другим людям стереотипное поведение.

*23 Психосоматический (греч. psyche - душа и soma - тело), означает, что разум делает тело больным, что физические заболевания происходят из-за отклонений в работе разума.

*24 Шизофрения, состояние, для которого характерна потеря контакта с реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций, па­радоксальных мыслей.

*25 Симптом, признак органических или психологических нарушений.

*26 Неврозы (греч. neuron - нерв), группа наиболее распрос­тра­не­н­ных нервно-психических расстройств, психогенных по своей природе, которые не влекут за собой, в отличие от психозов, слабоумия, разрушения личности больного. При Н. на первый план выступают расстройства эмоциональной сферы.

*27 Эмоции (франц. emotion - волнение, от лат. emoveo - потрясаю, вол­ную), реакции человека и животных на воздействие внутренних и внеш­них раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную ок­раску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные Э.) или неудовлетворением (от­ри­ца­тельные Э.) различных потребностей организма. Дифференцированные и устойчивые Э., возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называют чувствами (интеллек­туаль­ны­ми, эстетическими, нравственными).

*28 Архаический (архаика) (греч. archaikos - старинный, древний), ранний этап в историческом развитии какого-либо явления.

*29 Психозы, группа психических заболеваний с глубоким нарушением личности.

*30 Регрессия (психол.), возврат на более раннюю стадию психичес­ко­го развития.

*31 Архетип (греч. archaikos - древний, первый, начало, первоначально единое вещество, изначальный принцип, неизменное и непреходящее в череде явлений), первичный образ, следовательно, относится к самым ранним проявлениям души. Согласно К.-Г.Юнгу, это простые и фундаментальные образы, существующие в коллективном бессознательном. Человек наследует эти образы от своего родового прошлого, которое включает как его человеческих, так и предчеловеческих или животных предков. Это не просто имена или даже философские понятия, это моменты самой жизни - образы, целостно связанные с живым индивидуумом эмоциональными связями.

*32 Спиритуализм (лат. spiritualis - духовный), философское учение, признающее сущностью мира духовное первоначало, рассматривающее ма­териальное как творение духа, Бога.

*33 Фатализм, мистическая вера в неотвратимость судьбы, в то, что все в мире якобы заранее предопределено таинственной силой, роком.

*34 Йога (санскр. "йудж" - связь, воссоединение, единение, сосредоточение, усилие), учение и метод управления психикой и физиологией человека, составной элемент религиозной и философской систем Индии, ставящих целью достижение состояния "освобождения" (мокши или нирваны).

*35 Стресс, общая реакция организма на такие факторы, как боль, опасность, душевное потрясение, препятствие к достижению желаемого и т.п.

*36 Будда (санскр. "будх" - будить, пробуждать), переход от спящего, затемненного сознания к пробуждению, к просветленному сознанию, буквально - "озаренный", "просветленный", "пробужденный", состояние высшего знания, в котором истинное "Я" познается как оно есть, высшее состояние святости. В буддистской общине есть обычай называть человека, который достиг озарения, Буддой. Как Будда наиболее известен Сиддхартха Гаутама.

*37 Бардо Тёдол (Тодоль), "Тибетская книга Великого освобождения", часто называемая "Тибетской книгой мертвых" (Бардо с тибетского - "промежуточное состояние"), философско-религиозный трактат, практическое руководство для умирающего и умершего.

*38 Субъективный, основанный на индивидуальной интерпретации дей­ствительности мыслящим существом, зависимый от установок или эмо­ций человека.

*39 Абсолют (лат. absolutus - безусловный), обозначает вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который "самодостаточен", не зависит ни от чего другого, сам по себе содержит все существующее и творит его. А. для религии есть Бог, у Фихте - это "Я", в философии Гегеля в роли А. выступает мировой разум (абсо­лют­ный дух), у Шопенгауэра - воля, Бергсона - интуиция.

*40 Франс Анатоль (настоящее имя Анатоль Франсуа Тибо) (1844 - 1924), французский писатель.

*41 Травма рождения, понятие, введенное З.Фрейдом для обозначения источника тревоги и беспокойства, которым являются экстремальные физиологические трудности, связанные с процессом рождения.

*42 Карма (санскр. - действие, обязанность, деятельность), одна из ос­новных философских категорий восточных систем - в широком смысле - общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения.

*43 Ранк Отто (1884-1939), психотерапевт психоаналитической шко­лы З.Фрейда, основал Венский институт психоанализа, являлся его ди­ректором.

*44 Роджерс Карл (1902 - 1987), американский психолог, один из самых известных представителей гуманистической школы. Его терапевтический метод основан на том, чтобы дать больному возможность осознать свои истинные чувства и самостоятельно идти к реализации своих способностей.

*45 Этология и зоопсихология, науки, изучающие поведение животных, главным образом в естественных условиях. Пытаются понять, каким образом врожденные механизмы, направляющие возникновение и развитие поведения, дополняются влиянием среды, с которой они вступают во взаимодействие. Они считают, что человек - в конечном счете лишь один из видов отряда приматов, который просто дальше продвинулся в своей эволюции, чем другие.

*46 Социобиология, направление современной психологии, видит в индивидууме лишь общественное существо, находящееся в постоянном взаимодействии с другими, чем и определяется по большей части его поведение независимо от индивидуальных особенностей.

*47 Гештальтпсихология, гештальтизм или психология формы - течение в современной психологии, возникшее в Германии в начале нашего века. Г. считает, что окружающий нас мир состоит из организованных форм и само наше восприятие этого мира также организовано. Относится к направлениям когнитивного подхода.

*48 Конструктивизм, одно из направлений современной психологии. Считает, что наследственно детерминированные интеллектуальные функции создают возможность для постепенного, шаг за шагом, построения интеллекта в результате активных воздействий на индивидуума.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных