Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Реализация нэпа в сельском хозяйстве.




В соответствии с декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. продразверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража была заменена продовольственным налогом (продналог).

Продналог был в два раза меньше продразверстки, устанавливался до посевной кампании и не мог изменяться в течение года.

Основная тяжесть продовольственного налога падала на зажиточное крестьянство, середняки платили умеренный налог, а бедняки вовсе освобождались от налога. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства.

В 1922 г. был принят новый Земельный кодекс, по которому крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины и выбора форм землепользования. Допускались аренда земли и наем рабочей силы.

Еще одним составляющим элементом нэпа в деревне была всемерная поддержка властями всех простейших форм кооперации: потребительской, сельскохозяйственной, кредитной, промысловой.

Эти формы кооперации большевики рассматривали как переходную ступень к производственной кооперации - колхозам.

Кооперация, по замыслу большевиков, должна была:

- показать крестьянам преимущества совместного ведения хозяйства,

- привить им навыки коллективного хозяйствования в области снабжения, сбыта, кредита и

- тем самым подготовить их к совместному ведению производства в колхозах.

Введение нэпа стимулировало крестьянское производство, число колхозов сразу же начало снижаться. Крестьяне-единоличники вскоре стали давать 98,5 % всей продукции сельского хозяйства.

Но в первый же год ее применения страну поразил голод. 1920 год на Украине и в Поволжье был неурожайным, а в 1921 - 1922 гг. была засуха. Голод охватил пятую часть населения страны, в том числе и Москву. Особенно страдали жители Поволжья. Зачастую от голода люди теряли человеческий облик.

Для помощи голодающим был создан Всероссийский комитет помощи голодающим (Помгол). Голодающим Поволжья оказали большую помощь народы и правительства ряда зарубежных стран. В 1921 г. был создан Международный комитет рабочей помощи (Межрабпом). 20 августа 1921 г. Помгол заключил соглашение с АРА - Американской администрацией помощи. В 1921 г. АРА кормила 6 млн. человек, подобные организации других стран кормили еще 1 млн. человек, но основную тяжесть борьбы с голодом Советское правительство приняло на себя. Однако от голода тогда погибло около 6 млн. человек.

Тем не менее, темпы сельскохозяйственного производства постоянно наращивались. В результате в 1925 г. валовой сбор зерна превысил уровень 1913 г. на 20,7%.

Промышленность.

Государство сохраняло в своих руках всю крупную и среднюю промышленность, их деятельность по-прежнему строилась на основе планового развития.

Продолжал реализовываться план ГОЭЛРО, утвержденный VIII Всероссийским съездом Советов.

Он предусматривал увеличение производства электроэнергии по сравнению с 1913 г. в 4,5 раза, нефти - 1,5, угля - в 2, стали - в 1,5 раза и т.д.

Что касается мелкой промышленности, то ее дальнейшая национализация была прекращена, часть мелких предприятий денационализирована и возвращена их владельцам.

Декретом от 7 июня 1921 г. было разрешено открывать частные предприятия с числом рабочих не более 10-20 человек, а в мае 1925 г. - с числом рабочих до 100 человек.

Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий.

 

Концессия, концессионное соглашениеформа государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказание услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

Концессия подразумевает, что концедент (государство) передаёт концессионеру право на эксплуатацию природных ресурсов, объектов инфраструктуры, предприятий, оборудования. Взамен концедент получает вознаграждение в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей. Концессионные соглашения реализуются на основе публичного имущества, в том числе с использованием бюджетных средств. В случае отсутствия вовлечения в партнёрство публичного имущественного ресурса имеет место наделение частного партнёра правом ведения определённого бизнеса, исключительные или монопольные права на ведение которого принадлежат публично-правовому образованию, например, ведение парковочной деятельности и т. п.

Роль концессий в мировой экономике возрастает. Если на протяжении XX века концессии находили применение преимущественно в недропользовании, то в 1990-е годы в концессию стали передаваться многочисленные иные объекты государственной собственности.

Объектами концессионного соглашения в первую очередь являются социально значимые объекты, которые не могут быть приватизированы, такие как аэродромы, железные дороги, объекты ЖКХ и другие инфраструктурные сооружения, а также системы общественного транспорта, объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта.

С переходом к нэпу отпала необходимость в той крайней централизации руководства промышленностью в руках главков ВСНХ, которая была установлена в годы войны.

Появилась возможность осуществить основной принцип хозяйственного руководства, провозглашенный В.И. Лениным в 1918 г., - принцип демократического централизма, который в данном случае означает сочетание централизованного руководства с местной инициативой, а в целом предполагает безусловное исполнение решений большинства меньшинством.

Была проведена перестройка управления промышленностью.

- Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводилась территориально-отраслевая.

- Из 52 главков в ВСНХ было оставлено 16.

- Руководство промышленностью осуществлялось его главками через местные советы народного хозяйства (совнархозы) и отраслевые хозяйственные тресты.

Предприятия получали самостоятельность в деле заготовки сырья, топлива, реализации готовой продукции. Этим было положено начало государственной торговле.

 

Финансы.

Развитие товаро-денежных отношений требовало укрепления советского рубля. В 1922 - 1924 гг. была проведена денежная реформа. Основным средством укрепления рубля являлось резкое сокращение выпуска бумажных денег (эмиссии), которым покрывались расходы государства.

Для этого государственные расходы сокращались:

- часть промышленных предприятий была снята с государственного содержания и переведена на хозяйственный расчет;

- переведены на местный бюджет школы, культурно-просветительские учреждения;

- сократились расходы государства на оборону;

- проводилось сокращение государственного аппарата.

Был предпринят ряд мер по увеличению доходов государства:

- прекращено оказание бесплатных хозяйственных услуг населению;

- вводилась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами;

- с населения стали взимать прямые и косвенные налоги: продналог, промысловый налог, гербовый сбор, сбор за регистрацию актов гражданского состояния и др.

 

В 1922 г. был учрежден Государственный банк как орган регулирования денежного обращения в стране.

В 1922 г. государство выпустило первый заем.

В 1922 г. в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который на 25% обеспечивался золотом и высоко ценился на мировом валютном рынке. В 1924 г. выпуск червонцев прекратился.

Вместо них были выпущены серебряные и медные монеты и казначейские билеты. Эти меры позволили укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на его денежный эквивалент.

В результате новой экономической политики в 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая, требовавшая более значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения улучшились.

 

Социальная политика.

После окончания гражданской войны началась демобилизация армии. Только за 1921 г. было демобилизовано 2,5 млн. чел. В городах появились безработные, их нужно было трудоустраивать.

В октябре 1921 г. были отменены всеобщая трудовая повинность и трудовые мобилизации.

В декабре 1921 г. были упразднены трудовые армии.

Предприятия стали обеспечиваться рабочей силой через биржи труда, которые вели регистрацию безработных и направляли их на предприятия по заявкам предприятий и учреждений.

В 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, который в законодательном порядке отменял всеобщую трудовую повинность и вводил свободный найм труда.

Осенью 1921 г. СНК установил новую систему оплаты труда рабочих и служащих.

Теперь размер заработной платы зависел от производительности труда, квалификации рабочего, что создавало элемент заинтересованности рабочего или служащего в росте производительности труда и повышении квалификации.

К началу 1922 г. была отменена карточная система снабжения населения.

Однако социальная политика имела ярко выраженную классовую направленность:

- При выборах в органы власти по-прежнему преимущество имели рабочие.

- Часть населения, как и раньше, была лишена избирательных прав ("лишенцы").

- В системе налогообложения основная тяжесть приходилась на частных предпринимателей в городе и кулаков - в деревне. Бедняки от уплаты налогов освобождались.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных