Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Двадцать девятое занятие




В конце четвертого периода следует шире использовать еще один вид речи детей — самостоятельное формулирование вопросов. В это время учащиеся могут не только отвечать на вопросы учителя, подробно рассказывать и пояснять все свои творческие замыслы, но и сами задавать разнообразные вопросы своим товарищам. Таким образом, дети получают возможность упражняться в свободной речи — диалоге.

Для того чтобы вызвать больший интерес у детей к такому виду речи, можно поиграть с ними в “учителя”. Учитель, например, может обратиться к детям с такими словами: “Вы все хорошо помните, как много я вам задавал трудных вопросов. А теперь посмотрим, можете ли вы сами задавать много разных вопросов. Сегодня учителем буду не я, а кто-нибудь из вас. Ну, кто хочет первый быть “учителем” и спрашивать всех по очереди?”

“Учитель” - учащийся выходит вперед и, подражая логопеду, задает товарищам много разных вопросов. Он может опросить о том, что дети делали на занятиях из бумаги, из пластилина, из ниток и материи, какие поделки были сходными по способу изготовления, в чем их сходство и в чем различие, как надо делать ту или иную вещь, как сервировать стол к завтраку, обеду или ужину, как дети готовились к карнавалу, какие делали костюмы, как в них выступали, что было интересного на школьном празднике и т. д.

Понятно, что не у всех детей хватит изобретательности, чтобы придумать много разнообразных вопросов. В таком случае учитель незаметно подсказывает “учителю” каждую новую тему для вопросов или непосредственно вопросы. В дальнейшем учащиеся привыкают к новой роли “учителя” и становятся более смелыми и находчивыми. На все вопросы “учителя” дети дают самые исчерпывающие, развернутые, подробные объяснения.

Тридцатое занятие

На этом занятии, как и на всех последних занятиях этого периода, речь детей совершенно самостоятельна, свободна, развернута.

На таком занятии хорошо проводить с детьми коллективное оформление альбома, монтажа или стенгазеты, посвященных юбилейным датам или датам красного календаря (рис. 28).

Рис. 28

Можно также заняться оформлением фотоальбома, например, на тему “Как мы занимались в логопедическом кабинете”. Понятно, что в этом случае должны помочь и родители, которым следует сделать фотоснимки во время логопедических занятий, в то время как их дети заняты изготовлением различных поделок. Можно также, например, подготовить с детьми выставку лучших работ (“Что мы научились делать своими руками”).

На таких занятиях дети постоянно обращаются друг к другу с просьбой дать то клей, то кисточку, то ножницы, то краски, то карандаши. (В таком случае лучше будет, если все перечисленные предметы будут лишь в одном экземпляре и у детей будет возникать естественная необходимость обращаться друг к другу с просьбами.) Кроме того, ученики будут постоянно спрашивать учителя, советоваться, высказывать свое мнение. Как и всякая творческая, коллективная работа, такая подготовка альбома, монтажа, стенгазеты или выставки будет вызывать много разговоров, споров, шуток. Занятия будут проходить очень эмоционально. Могут возникнуть и переживания: что-то выйдет не совсем хорошо, не все получится удачно, так, как хотелось. В таком случае дети будут разговаривать в состоянии возбуждения, речь будет яркой, эмоционально окрашенной. Практика в такой речи, как уже отмечалось, имеет очень большое значение для заикающихся детей.

Мы привели примеры занятий, проводимых с целью устранения заикания у учащихся I класса. Для детей более старшего возраста (II—IV классы) изменения в занятиях будут состоять лишь в усложнении изготовляемых поделок в соответствии со школьной программой по ручному труду. Формы же речи детей на занятиях должны оставаться такими же. Развитие их речи должно происходить точно в той же последовательности, что и при проведении описанных занятий.

Приведем примерный перечень поделок, рекомендуемых для изготовления на занятиях во II, III и IV классах.

II класс

Составление коллекций различных видов бумаги и картона. Изготовление различных изделий из бумаги: бумажных стаканчиков для посева семян, коробочек, над которыми можно точить карандаши, карнавальных шапочек, летающих игрушек (змей, голубь, планер), елочных украшений, вертушек, простейших макетов домиков, вагонов, паровозов, автомобилей, стола, стульев, кровати, дивана, шкафа и т. д.

Выполнение различных аппликационных работ: составление, вырезывание и наклеивание узоров и орнаментов из деталей геометрических и растительных форм; украшение аппликацией коробочек и елочных игрушек, плакатов (к годовщине Октября, Новому году, 8 Марта, 1 Мая). Изготовление аппликаций на разные темы (например, “Зима”, “Катание с горы”), иллюстраций (в виде аппликаций) к прочитанному рассказу или сказке.

Обводка и вырезывание силуэтов животных (очерчивание силуэтов по шаблону).

Изготовление учебных пособий для уроков по грамоте и счету.

Изготовление таблиц расписания логопедических занятий, расписания звонков, дежурных по логопедическому кабинету и т. п.

III класс

Составление коллекций различных образцов ниток и тканей. Лепка рельефных макетов по темам: “Формы земной поверхности”, “Река и ее притоки”, “Технические устройства на реке” (например: мост, плотина, водохранилище, канал и т. д.). Лепка иллюстраций к прочитанным рассказам и басням.

Изготовление простых изделий из картона: рамочек для фотоснимков, папки-обложки для ученического билета или пионерской книжки, альбома для марок и т. п.

Изготовление простейших учебных пособий из картона: циферблата со стрелками, календаря природы.

Изготовление из картона учебного инвентаря: рамок для расписания логопедических занятий, расписания звонков, расписания дежурных и т. д.

IV класс

Плетение из цветных ниток сеток для мяча, шнурков, поясов. Изготовление из бумаги моделей куба, "бруса (изготовление и склеивание выкроек).

Изготовление из бумаги небольших записных книжек, альбомов.

Изготовление из бумаги и картона объемных предметов: коробочки для рукоделия, карандашницы, коробочки для коллекции, различных елочных украшений, выпуклых звездочек, фонариков (по шаблонам и выкройкам).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных