ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Порядок прохождения практикиОбщие положения В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования магистерской подготовки по направлению 080100 Экономика учебный план подготовки магистров по магистерской программе «Управление государственными и муниципальными учреждениями» в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» предусматривает прохождение студентами за период обучения научно-педагогической практики, которая имеет свои цели и задачи. Научно-педагогическая практика предназначена для дальнейшей ориентации будущих магистров на научно-педагогическую деятельность в качестве преподавателя экономических дисциплин. Особенность практики заключается в том, что она предполагает реализацию научной и педагогической составляющих, каждая из которых должна быть отражена в содержании практики и отчетных документах и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО по направлению 080100 Экономика. Учебный план предусматривает прохождение практики студентами очной формы обучения в 4 семестре в течение 6 недель. Основными целями научно-педагогической практики являются: 1. Знакомство магистрантов со спецификой деятельности преподавателя экономических дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций. 2. Закрепление психолого-педагогических знаний в области педагогики и приобретение навыков педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности. В соответствии с целями основными задачами научно-педагогической практики являются: · углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при обучении по той учебной дисциплине, в рамках которой магистрант проходит научно-педагогическую практику; · приобретение и закрепление устойчивых навыков работы в студенческой аудитории; · приобретение навыков подготовки учебных материалов и их использования при проведении занятий; · изучение современных технических и информационных средств, повышающих эффективность обучающих процедур, и их применение при проведении занятий; · приобретение навыков воспитательной работы. Данный вид практики вооружает магистрантов необходимым опытом профессионально-педагогической деятельности и предполагает овладение следующими профессионально-педагогическими умениями: · ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой документации учреждения профессионального образования; · дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе; · самостоятельно проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс; · использовать современные нововведения в процессе профессионального обучения; · владеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя, специализирующегося в сфере экономики и государственного управления; · строить взаимоотношения с коллегами, студентами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научно-педагогической практике; · владеть культурой речи, общения. Реализация поставленных целей и задач в процессе прохождения научно-педагогической практики подготовит магистрантов к самостоятельной педагогической деятельности в высшей школе.
Организация и содержание научно-педагогической практики Научно-педагогическая практика предполагает совместную работу практиканта с профессорско-преподавательским составом кафедры Государственного и муниципального управления по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс. Руководитель практики совместно с заведующим кафедрой планирует, организует и контролирует педагогическую деятельность магистранта, поручая ему исполнение намеченных данной программой конкретных процедур обучения. Магистрант в данном случае исполняет функции стажера, участвуя на протяжении всего срока практики в преподавательской деятельности своего руководителя. Перед началом научно-педагогической практики проводится организационное собрание, на котором магистранты знакомятся с ее целями, задачами, содержанием и организационными формами. Перед магистрантами ставится задача разработать индивидуальный план прохождения научно-педагогической практики (Приложение 1), который должен быть согласован с руководителем в соответствии с заданием руководителя практики (Приложение 2). При подготовке индивидуального плана прохождения практики целесообразно ознакомиться со структурой индивидуального плана работы преподавателя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант должен участвовать во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений вуза. Результаты проведенной работы заносятся в дневник прохождения научно-педагогической практики (Приложение 3). Магистранты выполняют научно-педагогические исследования по одному из выбранных направлений: 1) проектирование лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием современных инновационных образовательных технологий; 2) разработка мультимедийных комплексов по экономическим дисциплинам; 3) технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и выпускных квалификационных работ; 4) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация; 5) разработка сценариев проведения деловых игр, круглых столов, видеоконференций и других инновационных форм занятий; 6) анализ отечественной и зарубежной практик подготовки бакалавров и магистров по направлению 080100 Экономика. Формами проведения научно-педагогической практики являются: 1. Разработка под контролем и при помощи руководителя плана и текста лекции по одной из основных и актуальных тем преподаваемого курса, совпадающей (по мере возможности) с темой его диссертационного исследования. 2. Чтение подготовленной лекции студентам при обязательном присутствии руководителя. 3. Подготовка и проведение под контролем руководителя семинарских, практических занятий со студентами. 4. Участие вместе с руководителем в подготовке и совершенствовании учебных программ по преподаваемому курсу, методических указаний для проведения практических, семинарских занятий по отдельным темам; 5. Участие под контролем руководителя в руководстве выполнения студентами курсовых работ и отчетов по практикам, проверка, оценка их и прием защиты. 6. Подготовка кейсов, тестовых заданий и других материалов для практических работ, составление задач и т.д. по заданию руководителя 7. Участие в проведение деловой игры и круглых столов для бакалавров и магистрантов. 8. Участие в работе по подготовке студенческих научных конференций. 9. Участие вместе с руководителем в подготовке или совершенствовании зачетных вопросов и экзаменационных заданий для студентов. 10. Осуществление промежуточной аттестации студентов потока (проведение коллоквиумов и контрольных работ; проверка контрольных работ). 11. Прием экзамена и (или) зачета по учебному курсу у студентов под непосредственным контролем руководителя. 12. Оказание руководителю помощи в подготовке учебных заданий. 13. Организаций различных форм внеаудиторной работы. 14. Организация анкетирования, социологических опросов и т.п., предусмотрен проведение различных исследовательских проектов - опросов студентов и выпускников, мониторинг рынка труда и выявление изменившихся образовательных потребностей целевой аудитории; 15. Другие формы работ, определенные научным руководителем. Преподавательская деятельность обязательна для магистрантов очной формы обучения, для заочной формы возможны разные варианты прохождения научно-педагогической практики. Минимальный объём учебных поручений составляет 12 часов. Необходимо провести не менее 2-х семинаров (практических занятий) продолжительностью 2 часа каждое, а также подготовить одно лекционное занятие в виде текста или оформленной компьютерной презентации. Результаты проведенного занятия оформляются в письменном виде. Магистрант может проводить учебные занятия только совместно с преподавателем (как стажер). Присутствие руководителя практики в аудитории при проведении магистрантом учебных занятий является обязательным.
Порядок прохождения практики На первом этапе практики (1-2 недели) магистрант самостоятельно составляет индивидуальный план прохождения практики (Приложение 1) и утверждает его у руководителя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант самостоятельно осуществляет: изучение психолого-педагогической литературы по проблемам обучения в высшей школе; знакомство с методиками подготовки и проведения лекций, лабораторных, семинарских и практических занятий, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового проектирования и выпускной квалификационной работы; освоение инновационных образовательных технологий; знакомство с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т.д. Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, наглядные пособия и другие дидактические материалы. На следующем этапе (2-4 недели для студентов очной формы обучения, 2-3 недели для студентов заочной формы обучения) магистрант присутствует в качестве наблюдателя на нескольких занятиях опытных преподавателей. Магистрант самостоятельно анализирует занятия, на которых он выступал в качестве наблюдателя, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и студентов, формы проведения занятия и т.д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме или по схеме, предложенной в приложении 4. Следующим этапом научно-педагогической практики является самостоятельное проведение магистрантом занятий (5 неделя для студентов очной формы обучения, 3 неделя для студентов заочной формы обучения). В соответствии с направлением своего научно-педагогического исследования магистрант самостоятельно проводит различные формы научно-педагогической практики, указанные выше. Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде. Руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению научно-педагогической практики. При наличии замечаний магистрант немедленно принимает меры к их устранению. Следует посетить занятия, подготовленные другими магистрантами, и оценить их по предлагаемой схеме (Приложение 5). На заключительном этапе (6 неделя для студентов очной формы обучения, 4 неделя для студентов заочной формы обучения) магистрант принимает участие в «круглом столе», посвященном проблемам повышения качества высшего экономического образования, оформляет и защищает отчет по научно-педагогической практике.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|