Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ И ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 2 страница




новки. Вопрос об освобождении от папских претензий стал националь-

ной задачей немецкого народа. Требования церковной реформы содер-

жались в каждой из выдвигавшихся тогда программ политических

преобразований. Правда, каждая отдельная группировка понимала

реформу по-своему, вкладывая в нее особый,, смысл. Все же в Требо-

вании церковной реформы все разрозненные элементы общественной

оппозиции нашли на некоторое время свое общее выражение. Подъем

общественного движения бурно нарастал.

 

ГУМАНИЗМ В ГЕРМАНИИ

В идеологической подготовке общественного

подъема эпохи Реформации важное место при-

надлежит гуманистическому движению. Зарождавшиеся в немецких

городах буржуазные отношения создали благоприятные условия для

возникновения и развития новой идеологии. Уже около середины

XV в. в среде молодых магистров и слушателей немецких универ-

ситетов, к которым примыкали литераторы, проповедники, странст-

вующие поэты и другие образованные люди из разнообразных слоев

населения, возникали кружки для изучения произведений античных

авторов по примеру итальянских гуманистов эти кружки вступали

в борьбу' с церковно-богословским и схоластическим направлением,

господствовавшим в университетском преподавании. Новое направле-

ние мысли отстаивало самОстоятельный характер опытных наук по

отношению к богословию. В своих литературных произведениях более

радикальные немецкие "гуманисты, пропагандируя научное обо-

зрение и борьбу со схоластикой, затрагивали не только абстрактные

вопросы религии, философии и морали, но и вопросы, волновавшие

широкие оппозиционные круги, а именно: о национальном языке

немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии

и др. В произведениях гуманистической литературы конца XV и на-

чала XVI в. немало^обличительных страниц, насыщенных яркими

примерами, почерпнутыми из образцов народного творчества, из фоль-

клора, получившего в этих произведениях особое звучание.

. Пропаганду научных знаний, высоких моральных качеств и по-

ложительного отношения к радостям земной жизни, проникнутых

национальными мотивами обличения невежества и грубости богосло-

вов, монахов и церковников, мы находим уже у немецких гуманистов

второй половины XV в.-у Рудольфа А^рколы (1444-1485), у

Якова Вимпфелинт (1450-1526), у поэта^гуманиста Конрада Цель-

тиса лирические стихи которого проникнуты жизнера-

достным мироощущением, прославлением человеческой природы, сво-

боды человеческого духа и достижений культуры. Замечательным

произведением гуманистической литературы конца XV в. явился из-

данный в 1494 г. на немецком языке <Корабль дураков> (<Das Nar-

renschiff>). Эта сатира, написанная и иллюстрированная профессо-

ром Базельского университета Себастьяном Брантом (1457-1521),

построена в виде повествования о шумной толпе дураков, устрем-

ляющихся на корабль с целью отправиться в страну глупости Нар-

рагонию. В этой толпе собраны представители разных слоев герман-

ского общества - глупцы, создающие таким образом общую карти-

ну глупой жизни и порочного быта того времени. Сатира Бранта

содержала также нападки на рыцарей и знатных господ, которые

кичатся <благородством> своего происхождения, не обладая ни

доблестью, ни подлинным благородством души.

Вскоре после <Корабля дураков> Бранта появилась сатирическая

поэма <Рейнеке-Лис>, отражающая распространенные в народе про-

тест и возмущение актами феодального произвола, политическими не-

урядицами и господством грубой силы, характерными для политиче-

ской обстановки в Германии. Замечательный гуманист, профессор

поэзии Тюбингенского университета Генрих Бебель (1472-1518),

избрал жанр <фацетий> - коротких новелл, насыщенных фольклор-

ным материалом и остро обличительных по своему содержанию, в ко-

торых высмеивал нравы духовенства, схоластику и самую церковную

догматику. Среди фацетий Бебеля имеются и такие, которые навеяны

мотивами антифеодальной борьбы. В одной из них волк уверяет

крестьян, которые его преследуют за хищение овец из их стад, что

его преступления ничто по сравнению с хищническими действиями

феодалов и князей, отнимающих у крестьян не только плоды их полей

и стад, не только их добро, нажитое тяжелым трудом, но и их жен

и дочерей и даже жизнь.

В кругах немецких гуманистов в начале XVI в. большим автори-

тетом пользовались Эразм Роттердамский и Иоганн назван- Рейх-

лин, ные <двумя очами Германии>.

Эразм Роттердамский (1466-1536) - выходец из Голландии, свои

юные годы провел в монастыре, который ему удалось покинуть лишь

в 1493 г. Живя в Нидерландах, Франции, Англии, Италии и разных

городах Германии, Эразм с большим увлечением изучал произведения

итальянских гуманистов и античную литературу. Эразм Роттердам-

ский сам себя называл <гражданином Вселенной>. Однако в своей

литературной деятельности он был теснейшим образом связан с не-

мецкими гуманистами. В его творчестве нашли выражение характер-

ные особенности немецкого гуманизма, идеологии прогрессивных сло-

ев немецких городов.

Уже в ранних произведениях Эразма, в данной им трактовке идеи

свободы воли, в стимулировании волевой активности человека во всех

сферах жизни, получила свое особое выражение направленность

гуманистической мысли против теологического фатализма, подчерки-

валась роль человека, его разума и целенаправленной воли в форми-

ровании собственного характера его' индивидуальности в

процессе движения к высшему нравственному совершенству. Принци-

пы которого противопоставлялись порабощающей человеческий дух

идеологии средневекового католицизма. В сатирической литературе

XVI в. выдающееся место занимает произведение Эразма <Похваль-

ное слово Глупости>, опубликованное в 1509 г. В этой и в другой

сатире <Домашние беседы>, законченной в 1518 г., Эразм тонкой

иронией и остроумной, не всегда сразу уловимой насмешкой вскрывал

недостатки и пороки современного ему общества. Во всех областях

политической, культурной и церковной жизни он видел пошлость,

пустой формализм, бессмысленную догматику и прежде всего глу-

пость - отсутствие всякого разумного начала.

В сатире Эразма больше всего достается схоластической <науке>,

богословам и монахам. В несколько более сдержанном тоне он говорит

о пороках высшего католического клира - епископов, кардиналов и

пап. В разных произведениях Эразма, написанных до выступления

Лютера, указывается и на пороки социальных и политических по-

рядков современного ему общества, на бедственное и беспомощное

положение широких слоев народа, на политический произвол и тира-

нию королей, князей и феодалов. Резкой критике Эразма подвергались

войны его времени, которые велись в интересах правителей и воен-

ных клик, а народам приносили только огромные бедствия. Но Эразм

видел причины всех общественных пороков лишь в отсутствии пра-

вителей, способных организовать государство на разумной и спра-

ведливой основе.

Высмеивая внешнюю обрядовую сторону католической церкви,

феодальную идеологию и всю систему средневековых воззрений,

Эразм объективно отстаивал основы зародившихся буржуазных отно-

шений, но вместе с тем он отражал и характерную для его времени

незрелость оппозиционной мысли. При всем радикализме своей

сатиры Эразм старался сохранить принципы религиозно-церковного

мировоззрения, требовал подведения под христианскую религию ра-

ционалистической основы и решительно высказывался против всякого

реформационного переворота.

Другой крупный деятель гуманистической культуры в Германии

Иоганн Рейхлин (1455-1522) стремился примирить христианскую

мораль с гуманизмом и доказать, что христианская религия устанав-

ливает связь божественного с человеческим и тем самым признает

положительное значение земной жизни и находит божественное в

самом человеке. У Рейхлина <христианская идея> расплывалась в

широкое понятие человеческой культуры у разных народов и в раз-

ное время. Такое широкое понимание христианства не имело, по

существу, ничего общего с католической догматикой. В соответствии

с этим Рейхлин считал, что изучать сущность христианства следует

подвергая критическому анализу первоисточники, а не в духе церков-

ной догматической традиции.

Подобно Эразму Роттердамскому, Рейхлин старался избежать кон-

фликтов с католической церковью. До конца своих дней он оставался

противником реформации. Однако его борьба с обскурантами - с

реакционными католическими богословами - не ограничивалась об-

ластью абстрактной полемики. Уже на исходе первого десятилетия

XVI в. Рейхлину "пришлось вступить в открытую борьбу с самым

реакционным воинственным отрядом <обскурантов> - с кельнскими

теологами. На сторону Рейхлина стали все передовые умственные си-

лы тогдашней Германии и прежде всего радикальные кружки моло-

дых гуманистов, объявивших себя <рейхлинистами>. Самый предмет

борьбы был назван <делом Рейхлина>. Начало <дела Рейхлина> отно-

сится к 1509 г., когда кельнские теологи стали добиваться уничтоже-

ния еврейских религиозных книг, являющихся, по их словам, враж-

дебными христианству. Запрошенный по этому делу в качестве

эксперта Рейхлин высказался против огульного уничтожения еврей-

ских книг, часть которых он считал ценными источниками по изуче-

нию христианства. Этот спор вылился в страстную принципиальную

борьбу по вопросу о возможности или невозможности критической

трактовки религиозных догматов.

 

Наиболее решительную позицию в <деле Рейхлина> занял кружок

радикальных гуманистов при Эрфуртском университете, руководимый

Муцианом Руфом из Готы. Членами этого кружка были такие видные

гуманисты, как Ульрих фон Гуттен, Крот Рубиан и Эобан Гесс.

В 1515 г. кружок выпустил остроумно и талантливо составленную

сатиру <Письма темных людей>, разоблачавшую невежество и нрав-

ственное разложение кельнских теологов и их собратьев, высмеивав-

шую их бесконечные схоластические споры по пустякам, их <кухон-

ную> латынь и т. д. Одним из авторов анонимно выпущенных <Пи-

сем> был самый выдающийся член эрфуртского кружка Ульрих

фон Гуттен (1488-1523).

Гуттен родился в семье рыцаря. Отданный в монастырь, Гуттен

шестнадцати лет от роду бежал оттуда и, отвергнутый отцом, избрал

себе полную лишений жизнь странствующего поэта. Уже ранние про-

изведения отражают его глубокую преданность гуманистическим иде-

алам и резко отрицательное отношение к господствующим слоям тог-

дашней Германии.

В 1513 г., после посещения Италии, Гуттен начал литературную

борьбу против Рима, публикуя эпиграммы на папу Юлия II, в кото-

рых изобличал безнравственный образ жизни папы и высмеивал

индульгенции. Гуттен привез из Италии и опубликовал в Германии

сочинение итальянского гуманиста Лоренцо Баллы <О ложном и вы-

мышленном дарении Константина> - разоблачение фальшивки, яко-

бы выданной папе римским императором IV в. Константином, на ко-

торую опирались папы в своих притязаниях на подчинение им свет-

ской власти. Это произведение итальянского гуманиста рассматрива-

лось Гуттеном как важное орудие в политической борьбе против пап-

ского Рима.

 

В действительности политическая программа Гуттена не могла

стать популярной среди более или менее широких слоев немецкого

народа. В отличие от большинства гуманистов, выражавших настрое-

ния отдельных прослоек городской оппозиции, Гуттен был связан

с низшим, разоренным дворянством, с той его частью, которая, по

словам Энгельса, быстрыми шагами шла к своей гибели и видела

свое спасение в восстановлении старой империи^ Идеологи рыцарства^

становление империи приведет также и восстановлению былой поли-

тической роли этого социального слоя. Этот политический идеал

рыцарства несомненно был реакционным. Однако Гуттен, поддержи-

вая военные планы рыцарства, связывал их с победой патриотическо-

го движения в Германии над папским Римом и его агентурой и видел

залог этой победы в том, что успехи пропаганды гуманистических

 

риальному освобождению внутренних сил страны от римского

влияния.

Ульрих фон Гуттен представляется нам, таким образом, глубоко

противоречивой натурой. Мы наблюдаем у него сочетание реакцион-

ных политических планов с энергичной поддержкой умственного дви-

жения Германии. Впоследствии Гуттен стал яркой фигурой среди

борцов за Реформацию. Говоря о Гуттене и Зиккингене как о <дво-

рянских представителях революции>, Маркс писал, что <они в своем

воображении были революционерами>.

 

НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ

Особенности экономического, социального и по-

литического развития ряда германских земель,

переживаемая в начале XVI в. эра бурного

экономического и социального подъема в сочетании с особо неблаго-

приятной ситуацией политического развития и многообразие

разрозненных интересов, усиливавшаяся сеньориальная реакция, ут-

вердившаяся система политической раздробленности, особое положе-

ние в стране католической церкви было причиной того, что ре-

формация - событие, общее для многих европейских стран, - приняла

в Германии характер широкого общественного движения, стала пер-.

вой крупной борьбой против феодализма в Европе.

 

С началом реформационного движения было связано выступление

Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций.

Мартин Лютер (1483-1546) родился в городе Эйслебене (Саксо*

ния) - одном из крупных в то время центров медной промышленно-

сти. Его отец занимал видное место среди богатых владельцев плави-

лен и меднорудных разработок. В своей предпринимательской дея-

тельности этот слой бюргерства испытывал постоянные затруднения

и терпел ущерб от того, что управление горным делом находилось в

руках представителей княжеской власти, в пользу которой шла зна-

чительная доля добывавшихся металлов. Лютер вырос, таким обра-

зом, в среде недовольного своим положением бюргерства, в обстановке

нараставшей общей оппозиции к католическому духовенству. Восем-

надцати лет он поступил в Эрфуртский университет, близко позна-

комился с членами радикального кружка гуманистов и одно время

находился под их влиянием. Однако, окончив университет, Лютер по-

ступил в августинский монастырь, где окончательно сложилось его

мировоззрение.

Вопреки учению католической церкви, Лютер провозгласил, что

церковь и духовенство не являются посредником между человеком

и богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что

она может давать людям посредством таинств <отпущение грехов> и

<спасение души> в силу особых полномочий от бога, которыми она

якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило,

что человек достигает <спасения души> (или <оправдания>) не через

церковь и ее обряды, а при помощи <веры>, даруемой ему непосред-

ственно богом. Тем самым отвергались претензии духовенства на гос-

подствующее положение в мире. Объявив <веру> человека единствен-

ным средством его общения с богом. Лютер вместе с тем утверждал,

что и мирская жизнь человека, и весь мирской порядок, который

обеспечивает возможность предаваться <вере>, составляет важный

момент христианской религии. Тем самым Лютер выразил общее

стремление бюргерства избавиться от политического и идеологическо-

го засилья папской церкви и придать значение и силу религиозного

авторитета светским учреждениям и светскому государству.

Отрицание Лютером доминирующей роли церкви и духовенства

выражалось и в его положении о том> что источником религиозной

истины является не <священное предание>, т. е. постановления церк-

ви и папские декреты, как утверждает католическое учение, а Свя-

щенное писание (канонические книги Ветхого и Нового завета).

Роль церкви и духовенства должна, по мнению Лютера, сводиться

только к разъяснению текстов Священного писания и склонению хри-

стиан к <вере>. Свободного толкования самими христианами текстов

Священного писания Лютер не допускал, так как он знал, что и рево-

люционные элементы оппозиции аргументируют свои положения эти-

ми текстами, толкуя их по-своему.

 

В лютеровском реформационном учении нашла свое выражение

классовая ограниченность немецкого бюргерства. Лютер не развивал

своего учения в том направлении, которое позволило бы делать вывод

о необходимости политических и социальных преобразований в обще-

стве. Усматривая значение светского государства в том, что оно уста-

навливает в мире необходимый для христианской жизни <порядок>,

Лютер утверждал, что эти функции выполняются государством в

любом его виде, что христианская внутренняя религиозность требует

твердо установленной системы общественных отношений без их изме-

нений по существу. Практически это означало, что правившие в Гер-

мании князья и феодалы рассматривались Лютером как необходимая

опора Реформации. Маркс обратил внимание на то, что провозглашен-

ная Лютером внутренняя религиозность так же предназначена для

порабощения человека, как и отвергнутая им внешняя религиозность

католической церкви. <Лютер, - писал Маркс, - победил рабство

по набожности только тем, что поставил на его место рабство

по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет

веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он осво-

бодил человека от внешней религиозности, сделав религиозность вну-

тренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив

оковы на сердце человека> ^

Консервативное большинство немецкого бюргерства, выступившее

в лице Лютера против католической церкви, не решилось заявить о

необходимости изменения общественных отношений. Однако в напря-

женной обстановке Германии тезисы Лютера оказали, по словам

Энгельса, воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку

пороха. Вокруг них объединились все <многообразные взаимно пере-

крещивающиеся стремления> разных слоев оппозиции. Каждая груп-

пировка вкладывала в тезисы Лютера свои социальные требования^

а не то, что имел в виду их автор. Что же касается народных масс,

то они вообще не вникали в схоластические тонкости лютеровских

ограничительных рассуждений богословского характера. Реформация

воспринималась ими как требование не только церковных преобразо-

ваний, но и социального освобождения.

 

Сам Лютер не остался в стороне от поднявшейся бури всеобщего

движения. Только опираясь на это движение, он мог занять твердую

позицию против римской курии, которая хотела с ним быстро покон-

чить. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки

папского легата кардинала Каэтана добиться от духовных и светских

властей ареста Лютера потерпели в обстановке роста общественного

движения Германии полную неудачу. На состоявшемся летом 1519 г.

в Лейпциге диспуте между Лютером и воинствующим папистом,,

профессором богословия Экком Лютер в ответ на обвинение его в

гуситской <ереси> смело заявил, что в учении Гуса имелись истинно

христианские положения и что осуждение Гуса Констанцским собо-

ром и его сожжение не могут быть признаны правильными. Это был

уже полный разрыв со всей католической традицией.

 

В своих полемических произведениях 1520 г. Лютер призывал

<против неистового бешенства> приверженцев папского Рима действо-

вать не только словом, но и оружием. <Если, - писал он, - мы веша-

ем воров, казним разбойников, сжигаем фанатиков, то почему не

броситься с оружием в руках на этих главарей разврата, на этих

кардиналов, пап и на всю свору римского Содома>.

 

21 сентября 1520 г. была опубликована папская булла об отлуче-

нии Лютера от церкви. Лютер ответил на нее рядом резких статей,

а 10 декабря сжег буллу во дворе Виттенбергского университета в

присутствии студентов. Решительная позиция, занятая Лютером в

борьбе с папским Римом, поставила его в первые годы Реформации в

центр всего общенародного движения против католического духовен-

ства, которое имело большое политическое значение. Это движение,

выражая стремление всех прогрессивных слоев немецкого народа к

избавлению своей страны от влияния чужеземных сил, было, по су-

ществу, движением против политической раздробленности.

В 1520 и в начале 1521 г. имя Лютера сдела-

лось настолько популярным в разных слоях

немецкого народа, что папский представитель

вынужден был признать в своем донесении в Рим: <Девять десятых

Германии кричат <Лютер!>; остальная десятая- по меньшей мере-

<Смерть римскому двору!> Однако тогда же стал выявляться разно-

родный характер тех требований, которые связывали с лютеровской

Реформацией разные слои оппозиции. На Лютера ссылались многие

народные проповедники, выдвигавшие далеко идущие требования о

преобразовании общественного строя. Большие надежды стали возла-

гать на Лютера деятели рыцарской оппозиции. Идеолог этой оппози-

ции - выдающийся гуманист фон Гуттен, вначале равнодушный к

религиозным спорам, и военный руководитель рыцарства Франц

фон Зиккинген приветствовали Лютера как соратника в общей борьбе

за освобождение Германии от влияния и засилья папского Рима,

призывая его присоединиться к готовившемуся рыцарскому восста-

нию. Гуттен написал тогда ряд диалогов: <Лихорадка 1>, <Лихорад-

ка II>, <Вадиск или Римская троица> и др., - в которых он энергично

разоблачал порочную, паразитическую жизнь папского окружения и

всей католической иерархии. Национальными мотивами проникнуты

диалоги Гуттена и особенно его поэма <Жалоба и предостережение>.

Гуттен считал, что рыцари призваны играть ведущую роль в освобо-

дительной войне немецкого народа и стремился убедить всех немцев

довериться рыцарству. Задачи поднятого Реформацией движения Гут-

тен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой вой-

не, которая приведет к возвышению рыцарства и превращению его в

господствующую политическую силу в освобожденной от римского

засилья империи.

 

Ближайшие годы показали, что эти мечты идеологов рыцарства

обречены на провал. В поднятом в 1522 г. под руководством Зиккин-

гена восстании против трирского архиепископа рыцари оказались изо-

лированными. Не только крестьяне, но и горожане остались к ним

равнодушными. Перешедшие в наступление князья разрушили замок

Зиккенгена. Сам он был смертельно ранен. Участвовавший в органи-

зации восстания Гуттен бежал в Швейцарию, где вскоре умер. Ры-

царское восстание потерпело полное поражение.

Причина краха рыцарского восстания 1522 г. заключалась в по-

литической беспочвенности попытки превращения Германии с ее

богатыми и могущественными городами в крепостническую империю.

Результатом провала рыцарей, присоединиться к которым Лютер от-

казался, был уход оппозиционной их части из лагеря Реформации, что

положило начало распаду всего лагеря.

 

В 1521 г. Лютер продолжал бороться за Реформацию со всей не-

примиримостью. В этом году ему пришлось столкнуться с император-

ской властью. Император Священной Римской империи Карл V,

являвшийся также королем Испании и ее обширных владений в Но-

вом Свете, стремился превратить империю во всемирную католиче-

скую монархию Габсбургов. В Реформации Карл V усматривал опас-

ное для его планов движение.^1а Вормсском рейхстаге 1521 г., на

котором присутствовал император, вызванному туда Лютеру было

предъявлено категорическое требование отречься от своего учения.

Но Лютер' занял твердую позицию и решительно заявил: <На этом я

стою и не могу иначе!> Весьма характерно, что в этой своей твердой

позиции Лютер стремился опереться уже не на широкое народное

движение, а на группу светских князей, возглавлявшуюся саксонским

курфюрстом Фридрихом. Фридрих выступал против великодержавных

политических планов императора и видел в лютеровской Реформации

важное орудие против императорской политики создания единой ка-

толической монархии. На Вормсском рейхстаге был издан император-

ский эдикт, предписывающий арестовать Лютера, предать огню все

его произведения и конфисковать имения его сторонников. От дейст-

вий грозного Вормсского эдикта Лютера спас Фридрих Саксонский,

укрывший его в замке Вартбург близ Эйзенаха.

 

С этого времени все больше и больше выявлялось стремление

Лютера связать судьбу Реформации с интересами князей. По мере

того как стали обнаруживаться расхождения разных примкнувших

к Реформации классов, Лютер, отражавший настроения консерва-

тивной части бюргерства, не мог уже оставаться центральной фигурой

всеобщего народного подъема. Среди более активных и радикальных

слоев бюргерства нарастало недовольство стремлением Лютера огра-

ничить Реформацию лишь областью религиозного учения и держаться

в стороне от политической борьбы.

Во время пребывания Лютера в Вартбурге реформационное дви-

жение в Саксонии оказалось под влиянием более радикальных дея-

телей-профессора Виттенбергского университета Андреаса Карл-

штадта, бывшего монаха Габриэля Цвиллинга и других, которые

произвели^ полный переворот в церкви и в положении духовенства.

Из церквей стали удалять алтари, иконы и освященный елей. Испол-

нение католической обедни было объявлено идолопоклонством. Карл-

штадт и Цвиллинг выступали с требованиями упразднения землевла-

дения духовенства и его привилегированного положения вообще.

В выступлениях Карлштадта восхвалялись трудолюбие и предприим-

чивость. Проповедуя активность в светских делах, Карлштадт гово-

рил: <Никто не может быть уверен в спасенье души, если он не за-

рабатывает свой хлеб трудом своих рук>. Католические деятели жа-

ловались, что под влиянием проповеди Карлштадта молодые люди

покидали школы и отправлялись на горные промыслы.

В проповеди и деятельности Карлштадта, Цвиллинга и других

виттенбержцев нашло свое отражение выступление на арену нового,

более радикального слоя бюргерства, который не удовлетворялся абст-

рактной Реформацией Лютера и желал ее распространения на область

светской жизни. Проявлением этой же тенденции в более радикаль-

ных кругах немецкого бюргерства было распространение в богатых

южных и западных городах учения швейцарского реформатора Уль-

риха Цвингли из Цюриха, который выступал против княжеского

деспотизма и требовал республиканского строя и политической авто-

номии для религиозных общин (см. гл. 26).

 

Настоящим же показателем раскола общего

лагеря Реформации являлось определившееся и

оформившееся в эти годы народное напра^-

вление, стремившееся к социальному переворо-

ту. Еще раньше среди крестьянских и плебейских масс вели пропаган-

ду представители народных <еретических> сект, для которых толко-

вание Священного писания являлось средством выражения социаль-

ного протеста. Но дальше проповеди ухода от <греховного> мира в

замкнутую секту и ожидания, что социальный переворот будет совер-

шен богом, проповедники-сектанты обычно не шли. Теперь же в на-

пряженной обстановке нараставшей антифеодальной борьбы народ-

ных масс и общественного подъема, вызванного реформационным

движением пропаганда пассивного ожидания сменилась призывами






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных