ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ И ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 2 страницановки. Вопрос об освобождении от папских претензий стал националь- ной задачей немецкого народа. Требования церковной реформы содер- жались в каждой из выдвигавшихся тогда программ политических преобразований. Правда, каждая отдельная группировка понимала реформу по-своему, вкладывая в нее особый,, смысл. Все же в Требо- вании церковной реформы все разрозненные элементы общественной оппозиции нашли на некоторое время свое общее выражение. Подъем общественного движения бурно нарастал.
ГУМАНИЗМ В ГЕРМАНИИ В идеологической подготовке общественного подъема эпохи Реформации важное место при- надлежит гуманистическому движению. Зарождавшиеся в немецких городах буржуазные отношения создали благоприятные условия для возникновения и развития новой идеологии. Уже около середины XV в. в среде молодых магистров и слушателей немецких универ- ситетов, к которым примыкали литераторы, проповедники, странст- вующие поэты и другие образованные люди из разнообразных слоев населения, возникали кружки для изучения произведений античных авторов по примеру итальянских гуманистов эти кружки вступали в борьбу' с церковно-богословским и схоластическим направлением, господствовавшим в университетском преподавании. Новое направле- ние мысли отстаивало самОстоятельный характер опытных наук по отношению к богословию. В своих литературных произведениях более радикальные немецкие "гуманисты, пропагандируя научное обо- зрение и борьбу со схоластикой, затрагивали не только абстрактные вопросы религии, философии и морали, но и вопросы, волновавшие широкие оппозиционные круги, а именно: о национальном языке немцев, о роли папского Рима и его агентуры в унижении Германии и др. В произведениях гуманистической литературы конца XV и на- чала XVI в. немало^обличительных страниц, насыщенных яркими примерами, почерпнутыми из образцов народного творчества, из фоль- клора, получившего в этих произведениях особое звучание. . Пропаганду научных знаний, высоких моральных качеств и по- ложительного отношения к радостям земной жизни, проникнутых национальными мотивами обличения невежества и грубости богосло- вов, монахов и церковников, мы находим уже у немецких гуманистов второй половины XV в.-у Рудольфа А^рколы (1444-1485), у Якова Вимпфелинт (1450-1526), у поэта^гуманиста Конрада Цель- тиса лирические стихи которого проникнуты жизнера- достным мироощущением, прославлением человеческой природы, сво- боды человеческого духа и достижений культуры. Замечательным произведением гуманистической литературы конца XV в. явился из- данный в 1494 г. на немецком языке <Корабль дураков> (<Das Nar- renschiff>). Эта сатира, написанная и иллюстрированная профессо- ром Базельского университета Себастьяном Брантом (1457-1521), построена в виде повествования о шумной толпе дураков, устрем- ляющихся на корабль с целью отправиться в страну глупости Нар- рагонию. В этой толпе собраны представители разных слоев герман- ского общества - глупцы, создающие таким образом общую карти- ну глупой жизни и порочного быта того времени. Сатира Бранта содержала также нападки на рыцарей и знатных господ, которые кичатся <благородством> своего происхождения, не обладая ни доблестью, ни подлинным благородством души. Вскоре после <Корабля дураков> Бранта появилась сатирическая поэма <Рейнеке-Лис>, отражающая распространенные в народе про- тест и возмущение актами феодального произвола, политическими не- урядицами и господством грубой силы, характерными для политиче- ской обстановки в Германии. Замечательный гуманист, профессор поэзии Тюбингенского университета Генрих Бебель (1472-1518), избрал жанр <фацетий> - коротких новелл, насыщенных фольклор- ным материалом и остро обличительных по своему содержанию, в ко- торых высмеивал нравы духовенства, схоластику и самую церковную догматику. Среди фацетий Бебеля имеются и такие, которые навеяны мотивами антифеодальной борьбы. В одной из них волк уверяет крестьян, которые его преследуют за хищение овец из их стад, что его преступления ничто по сравнению с хищническими действиями феодалов и князей, отнимающих у крестьян не только плоды их полей и стад, не только их добро, нажитое тяжелым трудом, но и их жен и дочерей и даже жизнь. В кругах немецких гуманистов в начале XVI в. большим автори- тетом пользовались Эразм Роттердамский и Иоганн назван- Рейх- лин, ные <двумя очами Германии>. Эразм Роттердамский (1466-1536) - выходец из Голландии, свои юные годы провел в монастыре, который ему удалось покинуть лишь в 1493 г. Живя в Нидерландах, Франции, Англии, Италии и разных городах Германии, Эразм с большим увлечением изучал произведения итальянских гуманистов и античную литературу. Эразм Роттердам- ский сам себя называл <гражданином Вселенной>. Однако в своей литературной деятельности он был теснейшим образом связан с не- мецкими гуманистами. В его творчестве нашли выражение характер- ные особенности немецкого гуманизма, идеологии прогрессивных сло- ев немецких городов. Уже в ранних произведениях Эразма, в данной им трактовке идеи свободы воли, в стимулировании волевой активности человека во всех сферах жизни, получила свое особое выражение направленность гуманистической мысли против теологического фатализма, подчерки- валась роль человека, его разума и целенаправленной воли в форми- ровании собственного характера его' индивидуальности в процессе движения к высшему нравственному совершенству. Принци- пы которого противопоставлялись порабощающей человеческий дух идеологии средневекового католицизма. В сатирической литературе XVI в. выдающееся место занимает произведение Эразма <Похваль- ное слово Глупости>, опубликованное в 1509 г. В этой и в другой сатире <Домашние беседы>, законченной в 1518 г., Эразм тонкой иронией и остроумной, не всегда сразу уловимой насмешкой вскрывал недостатки и пороки современного ему общества. Во всех областях политической, культурной и церковной жизни он видел пошлость, пустой формализм, бессмысленную догматику и прежде всего глу- пость - отсутствие всякого разумного начала. В сатире Эразма больше всего достается схоластической <науке>, богословам и монахам. В несколько более сдержанном тоне он говорит о пороках высшего католического клира - епископов, кардиналов и пап. В разных произведениях Эразма, написанных до выступления Лютера, указывается и на пороки социальных и политических по- рядков современного ему общества, на бедственное и беспомощное положение широких слоев народа, на политический произвол и тира- нию королей, князей и феодалов. Резкой критике Эразма подвергались войны его времени, которые велись в интересах правителей и воен- ных клик, а народам приносили только огромные бедствия. Но Эразм видел причины всех общественных пороков лишь в отсутствии пра- вителей, способных организовать государство на разумной и спра- ведливой основе. Высмеивая внешнюю обрядовую сторону католической церкви, феодальную идеологию и всю систему средневековых воззрений, Эразм объективно отстаивал основы зародившихся буржуазных отно- шений, но вместе с тем он отражал и характерную для его времени незрелость оппозиционной мысли. При всем радикализме своей сатиры Эразм старался сохранить принципы религиозно-церковного мировоззрения, требовал подведения под христианскую религию ра- ционалистической основы и решительно высказывался против всякого реформационного переворота. Другой крупный деятель гуманистической культуры в Германии Иоганн Рейхлин (1455-1522) стремился примирить христианскую мораль с гуманизмом и доказать, что христианская религия устанав- ливает связь божественного с человеческим и тем самым признает положительное значение земной жизни и находит божественное в самом человеке. У Рейхлина <христианская идея> расплывалась в широкое понятие человеческой культуры у разных народов и в раз- ное время. Такое широкое понимание христианства не имело, по существу, ничего общего с католической догматикой. В соответствии с этим Рейхлин считал, что изучать сущность христианства следует подвергая критическому анализу первоисточники, а не в духе церков- ной догматической традиции. Подобно Эразму Роттердамскому, Рейхлин старался избежать кон- фликтов с католической церковью. До конца своих дней он оставался противником реформации. Однако его борьба с обскурантами - с реакционными католическими богословами - не ограничивалась об- ластью абстрактной полемики. Уже на исходе первого десятилетия XVI в. Рейхлину "пришлось вступить в открытую борьбу с самым реакционным воинственным отрядом <обскурантов> - с кельнскими теологами. На сторону Рейхлина стали все передовые умственные си- лы тогдашней Германии и прежде всего радикальные кружки моло- дых гуманистов, объявивших себя <рейхлинистами>. Самый предмет борьбы был назван <делом Рейхлина>. Начало <дела Рейхлина> отно- сится к 1509 г., когда кельнские теологи стали добиваться уничтоже- ния еврейских религиозных книг, являющихся, по их словам, враж- дебными христианству. Запрошенный по этому делу в качестве эксперта Рейхлин высказался против огульного уничтожения еврей- ских книг, часть которых он считал ценными источниками по изуче- нию христианства. Этот спор вылился в страстную принципиальную борьбу по вопросу о возможности или невозможности критической трактовки религиозных догматов.
Наиболее решительную позицию в <деле Рейхлина> занял кружок радикальных гуманистов при Эрфуртском университете, руководимый Муцианом Руфом из Готы. Членами этого кружка были такие видные гуманисты, как Ульрих фон Гуттен, Крот Рубиан и Эобан Гесс. В 1515 г. кружок выпустил остроумно и талантливо составленную сатиру <Письма темных людей>, разоблачавшую невежество и нрав- ственное разложение кельнских теологов и их собратьев, высмеивав- шую их бесконечные схоластические споры по пустякам, их <кухон- ную> латынь и т. д. Одним из авторов анонимно выпущенных <Пи- сем> был самый выдающийся член эрфуртского кружка Ульрих фон Гуттен (1488-1523). Гуттен родился в семье рыцаря. Отданный в монастырь, Гуттен шестнадцати лет от роду бежал оттуда и, отвергнутый отцом, избрал себе полную лишений жизнь странствующего поэта. Уже ранние про- изведения отражают его глубокую преданность гуманистическим иде- алам и резко отрицательное отношение к господствующим слоям тог- дашней Германии. В 1513 г., после посещения Италии, Гуттен начал литературную борьбу против Рима, публикуя эпиграммы на папу Юлия II, в кото- рых изобличал безнравственный образ жизни папы и высмеивал индульгенции. Гуттен привез из Италии и опубликовал в Германии сочинение итальянского гуманиста Лоренцо Баллы <О ложном и вы- мышленном дарении Константина> - разоблачение фальшивки, яко- бы выданной папе римским императором IV в. Константином, на ко- торую опирались папы в своих притязаниях на подчинение им свет- ской власти. Это произведение итальянского гуманиста рассматрива- лось Гуттеном как важное орудие в политической борьбе против пап- ского Рима.
В действительности политическая программа Гуттена не могла стать популярной среди более или менее широких слоев немецкого народа. В отличие от большинства гуманистов, выражавших настрое- ния отдельных прослоек городской оппозиции, Гуттен был связан с низшим, разоренным дворянством, с той его частью, которая, по словам Энгельса, быстрыми шагами шла к своей гибели и видела свое спасение в восстановлении старой империи^ Идеологи рыцарства^ становление империи приведет также и восстановлению былой поли- тической роли этого социального слоя. Этот политический идеал рыцарства несомненно был реакционным. Однако Гуттен, поддержи- вая военные планы рыцарства, связывал их с победой патриотическо- го движения в Германии над папским Римом и его агентурой и видел залог этой победы в том, что успехи пропаганды гуманистических
риальному освобождению внутренних сил страны от римского влияния. Ульрих фон Гуттен представляется нам, таким образом, глубоко противоречивой натурой. Мы наблюдаем у него сочетание реакцион- ных политических планов с энергичной поддержкой умственного дви- жения Германии. Впоследствии Гуттен стал яркой фигурой среди борцов за Реформацию. Говоря о Гуттене и Зиккингене как о <дво- рянских представителях революции>, Маркс писал, что <они в своем воображении были революционерами>.
НЕМЕЦКАЯ РЕФОРМАЦИЯ Особенности экономического, социального и по- литического развития ряда германских земель, переживаемая в начале XVI в. эра бурного экономического и социального подъема в сочетании с особо неблаго- приятной ситуацией политического развития и многообразие разрозненных интересов, усиливавшаяся сеньориальная реакция, ут- вердившаяся система политической раздробленности, особое положе- ние в стране католической церкви было причиной того, что ре- формация - событие, общее для многих европейских стран, - приняла в Германии характер широкого общественного движения, стала пер-. вой крупной борьбой против феодализма в Европе.
С началом реформационного движения было связано выступление Лютера в октябре 1517 г. с 95 тезисами против индульгенций. Мартин Лютер (1483-1546) родился в городе Эйслебене (Саксо* ния) - одном из крупных в то время центров медной промышленно- сти. Его отец занимал видное место среди богатых владельцев плави- лен и меднорудных разработок. В своей предпринимательской дея- тельности этот слой бюргерства испытывал постоянные затруднения и терпел ущерб от того, что управление горным делом находилось в руках представителей княжеской власти, в пользу которой шла зна- чительная доля добывавшихся металлов. Лютер вырос, таким обра- зом, в среде недовольного своим положением бюргерства, в обстановке нараставшей общей оппозиции к католическому духовенству. Восем- надцати лет он поступил в Эрфуртский университет, близко позна- комился с членами радикального кружка гуманистов и одно время находился под их влиянием. Однако, окончив университет, Лютер по- ступил в августинский монастырь, где окончательно сложилось его мировоззрение. Вопреки учению католической церкви, Лютер провозгласил, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств <отпущение грехов> и <спасение души> в силу особых полномочий от бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает <спасения души> (или <оправдания>) не через церковь и ее обряды, а при помощи <веры>, даруемой ему непосред- ственно богом. Тем самым отвергались претензии духовенства на гос- подствующее положение в мире. Объявив <веру> человека единствен- ным средством его общения с богом. Лютер вместе с тем утверждал, что и мирская жизнь человека, и весь мирской порядок, который обеспечивает возможность предаваться <вере>, составляет важный момент христианской религии. Тем самым Лютер выразил общее стремление бюргерства избавиться от политического и идеологическо- го засилья папской церкви и придать значение и силу религиозного авторитета светским учреждениям и светскому государству. Отрицание Лютером доминирующей роли церкви и духовенства выражалось и в его положении о том> что источником религиозной истины является не <священное предание>, т. е. постановления церк- ви и папские декреты, как утверждает католическое учение, а Свя- щенное писание (канонические книги Ветхого и Нового завета). Роль церкви и духовенства должна, по мнению Лютера, сводиться только к разъяснению текстов Священного писания и склонению хри- стиан к <вере>. Свободного толкования самими христианами текстов Священного писания Лютер не допускал, так как он знал, что и рево- люционные элементы оппозиции аргументируют свои положения эти- ми текстами, толкуя их по-своему.
В лютеровском реформационном учении нашла свое выражение классовая ограниченность немецкого бюргерства. Лютер не развивал своего учения в том направлении, которое позволило бы делать вывод о необходимости политических и социальных преобразований в обще- стве. Усматривая значение светского государства в том, что оно уста- навливает в мире необходимый для христианской жизни <порядок>, Лютер утверждал, что эти функции выполняются государством в любом его виде, что христианская внутренняя религиозность требует твердо установленной системы общественных отношений без их изме- нений по существу. Практически это означало, что правившие в Гер- мании князья и феодалы рассматривались Лютером как необходимая опора Реформации. Маркс обратил внимание на то, что провозглашен- ная Лютером внутренняя религиозность так же предназначена для порабощения человека, как и отвергнутая им внешняя религиозность католической церкви. <Лютер, - писал Маркс, - победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он осво- бодил человека от внешней религиозности, сделав религиозность вну- тренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека> ^ Консервативное большинство немецкого бюргерства, выступившее в лице Лютера против католической церкви, не решилось заявить о необходимости изменения общественных отношений. Однако в напря- женной обстановке Германии тезисы Лютера оказали, по словам Энгельса, воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха. Вокруг них объединились все <многообразные взаимно пере- крещивающиеся стремления> разных слоев оппозиции. Каждая груп- пировка вкладывала в тезисы Лютера свои социальные требования^ а не то, что имел в виду их автор. Что же касается народных масс, то они вообще не вникали в схоластические тонкости лютеровских ограничительных рассуждений богословского характера. Реформация воспринималась ими как требование не только церковных преобразо- ваний, но и социального освобождения.
Сам Лютер не остался в стороне от поднявшейся бури всеобщего движения. Только опираясь на это движение, он мог занять твердую позицию против римской курии, которая хотела с ним быстро покон- чить. Лютер отказался явиться в Рим на допрос и суд, а попытки папского легата кардинала Каэтана добиться от духовных и светских властей ареста Лютера потерпели в обстановке роста общественного движения Германии полную неудачу. На состоявшемся летом 1519 г. в Лейпциге диспуте между Лютером и воинствующим папистом,, профессором богословия Экком Лютер в ответ на обвинение его в гуситской <ереси> смело заявил, что в учении Гуса имелись истинно христианские положения и что осуждение Гуса Констанцским собо- ром и его сожжение не могут быть признаны правильными. Это был уже полный разрыв со всей католической традицией.
В своих полемических произведениях 1520 г. Лютер призывал <против неистового бешенства> приверженцев папского Рима действо- вать не только словом, но и оружием. <Если, - писал он, - мы веша- ем воров, казним разбойников, сжигаем фанатиков, то почему не броситься с оружием в руках на этих главарей разврата, на этих кардиналов, пап и на всю свору римского Содома>.
21 сентября 1520 г. была опубликована папская булла об отлуче- нии Лютера от церкви. Лютер ответил на нее рядом резких статей, а 10 декабря сжег буллу во дворе Виттенбергского университета в присутствии студентов. Решительная позиция, занятая Лютером в борьбе с папским Римом, поставила его в первые годы Реформации в центр всего общенародного движения против католического духовен- ства, которое имело большое политическое значение. Это движение, выражая стремление всех прогрессивных слоев немецкого народа к избавлению своей страны от влияния чужеземных сил, было, по су- ществу, движением против политической раздробленности. В 1520 и в начале 1521 г. имя Лютера сдела- лось настолько популярным в разных слоях немецкого народа, что папский представитель вынужден был признать в своем донесении в Рим: <Девять десятых Германии кричат <Лютер!>; остальная десятая- по меньшей мере- <Смерть римскому двору!> Однако тогда же стал выявляться разно- родный характер тех требований, которые связывали с лютеровской Реформацией разные слои оппозиции. На Лютера ссылались многие народные проповедники, выдвигавшие далеко идущие требования о преобразовании общественного строя. Большие надежды стали возла- гать на Лютера деятели рыцарской оппозиции. Идеолог этой оппози- ции - выдающийся гуманист фон Гуттен, вначале равнодушный к религиозным спорам, и военный руководитель рыцарства Франц фон Зиккинген приветствовали Лютера как соратника в общей борьбе за освобождение Германии от влияния и засилья папского Рима, призывая его присоединиться к готовившемуся рыцарскому восста- нию. Гуттен написал тогда ряд диалогов: <Лихорадка 1>, <Лихорад- ка II>, <Вадиск или Римская троица> и др., - в которых он энергично разоблачал порочную, паразитическую жизнь папского окружения и всей католической иерархии. Национальными мотивами проникнуты диалоги Гуттена и особенно его поэма <Жалоба и предостережение>. Гуттен считал, что рыцари призваны играть ведущую роль в освобо- дительной войне немецкого народа и стремился убедить всех немцев довериться рыцарству. Задачи поднятого Реформацией движения Гут- тен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой вой- не, которая приведет к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобожденной от римского засилья империи.
Ближайшие годы показали, что эти мечты идеологов рыцарства обречены на провал. В поднятом в 1522 г. под руководством Зиккин- гена восстании против трирского архиепископа рыцари оказались изо- лированными. Не только крестьяне, но и горожане остались к ним равнодушными. Перешедшие в наступление князья разрушили замок Зиккенгена. Сам он был смертельно ранен. Участвовавший в органи- зации восстания Гуттен бежал в Швейцарию, где вскоре умер. Ры- царское восстание потерпело полное поражение. Причина краха рыцарского восстания 1522 г. заключалась в по- литической беспочвенности попытки превращения Германии с ее богатыми и могущественными городами в крепостническую империю. Результатом провала рыцарей, присоединиться к которым Лютер от- казался, был уход оппозиционной их части из лагеря Реформации, что положило начало распаду всего лагеря.
В 1521 г. Лютер продолжал бороться за Реформацию со всей не- примиримостью. В этом году ему пришлось столкнуться с император- ской властью. Император Священной Римской империи Карл V, являвшийся также королем Испании и ее обширных владений в Но- вом Свете, стремился превратить империю во всемирную католиче- скую монархию Габсбургов. В Реформации Карл V усматривал опас- ное для его планов движение.^1а Вормсском рейхстаге 1521 г., на котором присутствовал император, вызванному туда Лютеру было предъявлено категорическое требование отречься от своего учения. Но Лютер' занял твердую позицию и решительно заявил: <На этом я стою и не могу иначе!> Весьма характерно, что в этой своей твердой позиции Лютер стремился опереться уже не на широкое народное движение, а на группу светских князей, возглавлявшуюся саксонским курфюрстом Фридрихом. Фридрих выступал против великодержавных политических планов императора и видел в лютеровской Реформации важное орудие против императорской политики создания единой ка- толической монархии. На Вормсском рейхстаге был издан император- ский эдикт, предписывающий арестовать Лютера, предать огню все его произведения и конфисковать имения его сторонников. От дейст- вий грозного Вормсского эдикта Лютера спас Фридрих Саксонский, укрывший его в замке Вартбург близ Эйзенаха.
С этого времени все больше и больше выявлялось стремление Лютера связать судьбу Реформации с интересами князей. По мере того как стали обнаруживаться расхождения разных примкнувших к Реформации классов, Лютер, отражавший настроения консерва- тивной части бюргерства, не мог уже оставаться центральной фигурой всеобщего народного подъема. Среди более активных и радикальных слоев бюргерства нарастало недовольство стремлением Лютера огра- ничить Реформацию лишь областью религиозного учения и держаться в стороне от политической борьбы. Во время пребывания Лютера в Вартбурге реформационное дви- жение в Саксонии оказалось под влиянием более радикальных дея- телей-профессора Виттенбергского университета Андреаса Карл- штадта, бывшего монаха Габриэля Цвиллинга и других, которые произвели^ полный переворот в церкви и в положении духовенства. Из церквей стали удалять алтари, иконы и освященный елей. Испол- нение католической обедни было объявлено идолопоклонством. Карл- штадт и Цвиллинг выступали с требованиями упразднения землевла- дения духовенства и его привилегированного положения вообще. В выступлениях Карлштадта восхвалялись трудолюбие и предприим- чивость. Проповедуя активность в светских делах, Карлштадт гово- рил: <Никто не может быть уверен в спасенье души, если он не за- рабатывает свой хлеб трудом своих рук>. Католические деятели жа- ловались, что под влиянием проповеди Карлштадта молодые люди покидали школы и отправлялись на горные промыслы. В проповеди и деятельности Карлштадта, Цвиллинга и других виттенбержцев нашло свое отражение выступление на арену нового, более радикального слоя бюргерства, который не удовлетворялся абст- рактной Реформацией Лютера и желал ее распространения на область светской жизни. Проявлением этой же тенденции в более радикаль- ных кругах немецкого бюргерства было распространение в богатых южных и западных городах учения швейцарского реформатора Уль- риха Цвингли из Цюриха, который выступал против княжеского деспотизма и требовал республиканского строя и политической авто- номии для религиозных общин (см. гл. 26).
Настоящим же показателем раскола общего лагеря Реформации являлось определившееся и оформившееся в эти годы народное напра^- вление, стремившееся к социальному переворо- ту. Еще раньше среди крестьянских и плебейских масс вели пропаган- ду представители народных <еретических> сект, для которых толко- вание Священного писания являлось средством выражения социаль- ного протеста. Но дальше проповеди ухода от <греховного> мира в замкнутую секту и ожидания, что социальный переворот будет совер- шен богом, проповедники-сектанты обычно не шли. Теперь же в на- пряженной обстановке нараставшей антифеодальной борьбы народ- ных масс и общественного подъема, вызванного реформационным движением пропаганда пассивного ожидания сменилась призывами Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|