ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЭПОХА РЕФОРМАЦИИ И ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ 3 страницак революционным действиям и толкованием смысла и значения Ре- формации именно в этом духе. Выразителем народного революционного понимания Реформации стал Томас Мюнцер. Мюнцер, ранняя биография которого неизвестна, выступил на историческую арену в первые годы Реформации как один из сторон- ников Лютера. Однако в 1520 г., прибыв по рекомендации Лютера в качестве священника и проповедника в саксонский город Цвиккау, Мюнцер не только обнаружил в совместной с лютеранами борьбе про- тив францисканцев более резкий тон и решительные методы, но и показал, что исходит из иных классовых позиций, привлекая на свою сторону подмастерьев и беднейшие слои населения и вкладывая в по- нимание Реформации новое революционное содержание. Существовавшая в Цвиккау среди ремесленников секта анабаптис- тов (т. е. перекрещенцев, требовавших крещения христиан в зрелом ^возрасте) под влиянием Мюнцера вышла из узких рамок сектантских идей. Члены этой секты сделались эмиссарами Мюнцера по распро- странению его революционного толкования Реформации по всей Саксонии, что в немалой степени встревожило ближайших сторонни- ков Лютера и самого саксонского курфюрста.
В понимании Мюнцера главные задачи Реформации заключались не в установлении новой церковной догмы или новой формы рели- гиозности, а в провозглашении близкого социально-политического переворота, который должен быть произведен массой крестьян и городской бедноты. Мюнцер ссылался на авторитет <слова божьего>, но в самом Священном писании он усматривал лишь указания на необходимые действия людей. У Мюнцера мы не находим упомина- ния о какой-либо иной жизни, кроме земной. Он утверждал, что <зем- ная жизнь должна быть возвышена до небес>, т. е. очищена от зла. В этом смысле Мюнцер понимал и идеал установления <царства божь- его на земле>. Само представление Мюнцера о <слове божьем> в корне отлично от лютеровского. Он обращает свой страстный гнев против <книжни- ков> и буквоедов, которые знают только мертвые буквы и традицион- ные тексты. Настоящее слово божье, по мнению Мюнцера, - это жи- вение бога> в их собственном разуме. <Вера (для Мюнцера. - Ред.), - пишет Энгельс, - является не чем иным, как пробуждени- ем разума в человеке, и потому обладать верой могли и язычники> ^ Энгельс поэтому заключает: <... религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму...> ^ У Мюнцера нет представления о боге как о стоящей над миром индивидуальности. Для него бог неотделим от самого мира, это мир <в целом>, сама идея <общего>, вдохновляющая и подчиняющая себе все <творения>, т. е. все, что существует в мире. Идеал совершенства, связанный у Мюнцера с его пониманием божества, является, по су- ществу, социальным идеалом. Активную и самоотверженную деятель- ность человека для общего блага"ТМюнцёр считал служением <богу>.
Наоборот, всякое действие в эгоистических интересах против общего интереса Мюнцер определял как <безбожие>. Борьба с социальным злом, борьба за устранение и уничтожение <безбожников> составляет, по Мюнцеру, задачу ревнителя <дела бога>, и таким ревнителем он считал трудящийся народ. <Вся власть, - писал Мюнцер, - должна быть отдана простому народу>. Под народом, согласно его собствен- ному разъяснению, Мюнцер понимал крестьян и бедный трудящий- ся люд вообще. Врагами же <бога>, против которых должен быть на- правлен народный меч, он считал тех, которые узурпируют общие богатства мира и обрекают <простой народ> - единственного носите- ля идеи высшей справедливости - на тяготы и постоянные заботы о куске хлеба. Дворянские замки и монастыри должны быть уничтоже- ны, Германия должна перестать быть княжеской и дворянской, по- тому что, покрытая княжескими гнездами, она представляет собой <разбойничий очаг>, - такова политическая программа Мюнцера. Выступая против угнетения народа, Мюнцер проповедовал такой общественный строй, в котором нет классовых различий, нет част- ной собственности и не зависимой от членов общества и чуждой им государственной власти. Характеризуя представления плебса того времени о социальном строе, Ф. Энгельс писал: <Нападки на частную собственность, требо- вание общности имущества неизбежно должны были выродиться в примитивную организацию благотворительности; неопределенное хри- стианское равенство могло, самое большее, вылиться в буржуазное <равенство перед законом>; упразднение всяких властей превраща- лось в конце концов в учреждение республиканских правительств, избираемых народом. Предвосхищение коммунизма в фантазии ста- новилось в действительности предвосхищением современных буржуаз- ных отношений> ^ Мюнцер пошел значительно дальше непосредственных требований крестьян и плебеев. Но и его собственные представления о будущем обществе могли быть только фантастичными, к тому же они были облечены в мистическую оболочку. Значение мюнцеровского учения заключается в том, что первооче- редной задачей он считал революционное освобождение народа от эксплуатации и удовлетворение его повседневных нужд. Нападая на собственность и отвергая частные интересы, Мюнцер практически имел в виду ту собственность, которая являлась исходным пунктом угнетения народа и <шкуродерства>, т. е. собственность крупных зем- левладельцев и богачей вообще. Укрепление трудовой мелкокресть- янской собственности Мюнцер, наоборот, считал^ необходимым усло- вием освобождения бедного человека от феодального подчинения и его возвышения к <истинной> вере. Практически Мюнцер помогал крестьянам в их реальных хозяйст- венных нуждах и поддерживал популярные лозунги антифеодальной борьбы крестьян. Особенно энергично Мюнцер отстаивал общинную крестьянскую собственность от посягательств крупных феодалов. <об- рати внимание на то, - писал Мюнцер, - что основа всякого ростов- щичества, воровства и грабежа - это наши господа и князья. Они присвоили в собственность всякую тварь. Рыба в воде, птица в возду- хе, всякая растительность на земле - все должно принадлежать им. Поэтому они распространяют среди бедных божью заповедь и гово- рят: бог завещал - не укради; к ним же самим это не относится, хотя они доводят всех людей до нищеты. Они сдирают шкуру и мясо с бедного пахаря, ремесленника и всего живого>. Тесная связь Мюнцера с широкими массами народа в их борьбе против эксплуататоров сделала его вождем крестьянско-плебейского лагеря, который рассматривал Реформацию как путь к революцион- ному переустройству общества.
НАЧАЛО ВЕЛИКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВОЙНЫ Общественное движение в Германии XVI в. достигло своего кульминационного пункта в Крестьянской войне 1524-1525 гг. Первые акты ее имели место в районах Южного Шварцвальда. Вспыхнув- шие здесь летом 1524 г. восстания, центральным из которых было восстание крестьян в ландграфстве Штюллинген, вызвали большую тревогу австрийских властей и крупных феодалов, поскольку обна- ружилась связь восставших крестьян с реформационным движением в городах. Всеобщее внимание привлекал город Вальдсгут, отстаивавший право сохранить своего любимого проповедника - анабаптиста Бальтазара Губмайера. Но Губмайер был не единственным анабап- тистом, ведшим в то время пропаганду среди крестьян. Многие анабаптисты, вдохновляемые Мюнцером и его сторонниками, в пос- ледние месяцы распространяли идеи восстания среди кресть- ян этой местности.
<СТАТЕЙНОЕ ПИСЬМО> Большинство крестьянских руководителей в этом первом районе восстания, в том числе и наиболее видный из них - Ганс Мюллер из Бульгенбаха, были склонны к переговорам с господами и явля- лись противниками революционной тактики. Однако пропаганда связанных с Мюнцером анабаптистов стала организующим факто- ром стихийно начавшихся здесь крестьянских волнений. Жалобы крестьян и городских низов на своих господ объединялись этими пропагандистами в общую программу борьбы угнетенного народа против всех господ, за новый социальный порядок. В кругах, близких к Мюнцеру, в конце 1524 или начале 1525 г. была составлена первая программа революционного крестьянства - <Статейное письмо> (Artikelbrief), послужившее введением ко всем разнообразным требованиям и жалобам крестьянских общин.
<Так как до настоящего времени,- говорится в этом докумен- те,- на бедных простых людей городов и деревень... налагались большие тяготы со стороны духовных и светских господ и властей, которых те и мизинцем не трогали, то из этого следует, что подоб- ного бремени и отягощения невозможно ни переносить, ни терпеть, если только простой бедный человек не хочет пустить совсем по миру с нищенским посохом себя самого, свое потомство и потомство своего потомства>. Объединившемуся народу, говорится далее, необходимо <освободиться полностью>. Мирное решение этой задачи допуска- лось бы только в том случае, если бы все объединились в целях переустройства жизни на основе принципов <общей пользы>. В ус- ловиях же существования указанных тягот дело не обойдется без кровопролития. Дальше говорится, что все те, кто уклонился и отказался всту- пить в братское объединение и заботиться об <общей пользе>, дол- жны быть поставлены вне общества. Те, которые не служат общей пользе, сами не должны пользоваться услугами других членов обще- ства. Их следует считать отрезанными и атрофированными члена- ми, они должны быть подвергнуты <светскому отлучению>. В силу этого все замки знати и все монастыри, являющиеся ис- точником предательства и народного гнета, должны быть немедлен- но объявлены в <светском отлучении>. Только там, где дворянство, монахи или священники откажутся от особого положения, напра- вятся в обыкновенные дома, как другие <чужие люди>, и захотят вступить в братское объединение, они должны быть дружески и до- бровольно приняты вместе со своим имуществом и получать все, что полагается им по <божественному праву>. Документ не содержит никаких конкретных предложений и никакой просьбы об- легчения тягот. Его составители заявляли о полном устранении силами народа феодальных господ и полном упразднении зависи- мости от них крестьян. Объединенный народ ликвидирует враже- ские очаги и установит тот порядок, который он считает справедли- вым, полагая, что и все прочие должны иметь то, что им принадле- жит согласно <божественному праву>. В основу этой программы положен принцип передачи власти народу, т. е. тот принцип, на ко- тором настаивал Мюнцер. В Южном Шварцвальде стихийно образовалось большое число отрядов восставших крестьян. Господская партия (местные фео- далы, верхушка городов и австрийские власти) стремилась внести разложение в ряды восставших путем переговоров и словесных обе-* щаний. Многие вожаки ^отрядов оказались столь наивными, что по- верили господам. Однако революционные группы восставших отвер- гали подобные попытки господ и призывали крестьянские массы к борьбе. Эти группы не были объединены и неодинаково представ- ляли себе цели борьбы, но следовали призывам <Статейного пись- ма>, которое стало таким образом первой и самой революционной программой Крестьянской войны.
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ В ВЕРХНЕЙ ШВАБИИ Революционная пропаганда распространялась анабаптистами - учениками Мюнцера - и в других. районах Южной и Западной Герма- нии, прежде всего в Верхней Швабии, где близ городов Ульма, Кемптена и у Боденско- го озера образовались крупные крестьянские отряды. В этих отрядах велась также пропаганда умеренности и мирной тактики, исходив- шая от сторонников цюрихского реформатора Цвингли. Пропагандисты обоих направлений призывали крестьян доби- ваться <божественного права>, причем каждое из них понимало это право по-своему: революционеры - как требование устранения всех господ, а сторонники умеренной тактики - лишь как требование смягчения существующих феодальных тягот и отмены крепостного права. Зажиточные крестьяне и большинство руководителей придерживались мирной тактики, масса же беднейшего кресть- янства в отрядах жадно слушала проповеди сторонников Мюн- цера.
В начале марта 1525 г. в городе Меммингене три главных отря- да Верхней Швабии образовали <Христианское объединение>. Не- смотря на достигнутое представителями отрядов соглашение об ус- таве <Объединения>, вопрос о понимании <божественного права> остался открытым. Умеренные руководители начали переговоры со Швабским союзом и заключили перемирие, на которое господская партия, занятая собиранием сил для разгрома крестьянских отря- дов, смотрела как на средство выиграть время. Пока же крестьян- ские массы, поощряемые революционной пропагандой в духе <Ста- тейного письма>, разоряли замки и монастыри, вступали в контакт с социальными низами городов. В кругах руководителей объединенных отрядов Верхней Швабии была составлена сводка крестьянских требований, обобщенных на основе <божественного права> в его умеренной трактовке. Так воз- никла ставшая знаменитой программа <12 статей>. Как во введе- нии, так и в самих статьях говорится о мирных намерениях крестьян и их стремлении не только к смягчению феодального гнета. Требуя отмены малой десятины, статья 2 признает обоснованность большой десятины при условии, что она будет использована на обществен- ные нужды. Очень важными являются статьи 4, 5, 10, в которых крестьяне требуют возвращения общинных угодий (леса, луга, рыб- ные ловли и т. д.). Статьи эти доказывают, что экспроприация об- щинных угодий шла в Германии в XV и XVI вв. полным ходом. В статьях 6 и 7 крестьяне просят лишь облегчения многочисленных поборов и барщины, но не их полного устранения. Более решитель- но сформулирована статья 3 об отмене крепостного состояния кре- стьян. Статья II требует безоговорочной отмены посмертного побора (Todfall), происхождение которого связано с крепостным состоя- нием. <12 статей> получили большое распространение среди восстав- ших крестьян, были напечатаны и сделались их официальной про- граммой. Однако намерения составителей статей внести в среду крестьян дух соглашательства с господами не увенчались успехом. Крестьянские массы сочетали конкретные требования <12 статей> с революционной тактикой <Статейного письма>. Таким образом^ <12 статей>, несмотря на их умеренный тон, получили значение про- граммы антифеодальной борьбы. Для настроения крестьянской массы характерны действия Лейп- геймского отряда, расположившегося недалеко от города Ульма на Дунае. Заняв все дороги, этот отряд расставил посты и вербовал в свои ряды всех крестьян округи. Бойцы из Лейпгеймского отряда не желали считаться с условиями заключенного руководителями <Христианского объединения> перемирия с господами. 28 марта 1525 г. крестьяне из расположившегося близ города Бибераха лаге- ря пришли в Гегбахский женский монастырь. Осмотрев монастыр- ские запасы зерна, они заявили аббатиссе, ссылаясь на положения Евангелия о равенстве всех людей, что излишки зерна надо не про- давать, а раздавать нуждающимся, и тут же стали грузить зерно на подводы и увозить. Этот эпизод показывает, как сильно зазвучало крестьянское требование равенства. В последние дни марта 1525 г. во время <перемирия> в Верхней Швабии все замки и монастыри оставались под угрозой, а мно- гие из них были вынуждены сдаться осаждавшим их крестья- нам. Нарастание революционного настроения наблюдалось и в горо- дах. Правда, власти верхнешвабских городов были на стороне гос- под. Однако по признанию самих властей <простой люд> городских общин симпатизировал крестьянам и оказывал им помощь.^Руково- дители Швабского союза выражали опасение, что дальнейшие успе- хи революционных сил приведут к отпадению и средних слоев горо- жан, что даже городские власти захотят использовать ситуацию в своих интересах, а это означало бы начало распада самого Шваб- ского союза и подрыв мощи всей княжеско-феодальной системы. Убедившись в том, что дальнейшее развитие событий ведет к кон- солидации сил крестьян и городских низов, руководители Швабско- го союза нарушили перемирие и напали на крестьянские отряды Верхней Швабии. Возглавлявший военные силы Швабского союза Георг Трухзес рассчитывал внезапным нападением внести в ряды крестьян раскол и подорвать силу их сопротивления. Расчет Трухзеса оказался ошибочным. Возмущение крестьян, вызванное этим вероломным актом, создало благоприятную почву для революционной пропаганды и явилось предпосылкой нового об- щего подъема массовых революционных действий, распространив- шихся за пределы Верхней Швабии и Шварцвальда по всей Сред- ней Германии. Отдельные отряды крестьян оказывали Трухзесу ожесточенное сопротивление. В горных районах, недоступных для рыцарской конницы, Трухзес вынужден был перейти к позицион- ной войне. У городка Вейнгартен, севернее Боденского озера, Трух- зес, зажатый крестьянскими отрядами, почувствовал, по его соб- ственному выражению, близость военной катастрофы. Спасло его лишь то, что ему удалось деморализовать крестьян переговорами с отдельными вожаками отрядов и, действуя всюду шантажом и предательством, внести раскол в ряды восставших. К концу ап- реля 1525 г. основные силы верхнешвабских крестьян были раз- биты, после чего Трухзес смог направить свои войска на север в сторону Франконии и Средней Германии, где создавались новые очаги движения.
ХОД СОБЫТИЙ В ЮЖНОЙ ФРАНКОНИИ ГЕЙЛЬБРОННСКАЯ ПРОГРАММА При изучении событий Крестьянской войны в районах севернее Дуная следует отдельно рассматривать район Южной Франконии и Оденвальда между Верхним Дунаем и Май- ном на обоих берегах реки Неккар с города- ми Гейльбронном и Роттенбургом и район Средней Германии, охватывающий франконские земли севернее Майна и Тюрингию. В обоих районах не было очень крупных городов. Аристократический патрициат не имел здесь такого влияния, как в южных городах. Заметную роль играло в городах Франконии и Тюрингии среднее бюргерство, стремившееся к более активному участию в Крестьянской войне. Но как социальный состав, так и тактика среднего бюргерства не были едиными. В нем различались предпринимательские элементы - хозяева более крупных мастер- ских, мануфактур, солеварен, страдавшие от препятствий, чинимых их деятельности князьями и феодалами, но придерживавшиеся уме- ренной тактики, мастера и торговцы, приближавшиеся по своему по- ложению к плебсу и выступавшие на стороне крестьян^ Сторонники революционной тактики пользовались среди массы восставших большим влиянием и составляли значительную силу в крестьянских отрядах Франконии. Яков Рорбах, предводитель крестьян Неккарской долины, яркий образец крестьянского револю- ционера времен Великой Крестьянской войны, руководил решитель- ными действиями по подавлению сопротивления франконских гос- под. По приговору созданного им трибунала были подвергнуты по- зорной казни - прогону сквозь пики - вюртембергский фогт граф Людвиг Гельфенштейн, первым открывший военные действия про- тив восставших, и 13 его сторонников. Весть об этой казни при Вейнсберге быстро распространилась по всей стране и привела в ужас господ. Многие феодалы из страха перед восставшими вынуж- дены были давать крестьянским отрядам продовольствие и оружие. Революционные действия крестьян против монастырей и замков встречали сочувствие и поддержку не только городского плебса, но и радикальной части бюргерства. В разгар борьбы против правя- щей верхушки Гейльбронна демократические элементы города от- крыли 17 апреля 1525 г. ворота крестьянам. Одновременно - в марте и первой половине апреля 1525 г.- в округе города Роттенбурга на Таубере действовал революционный отряд восставших крестьян, названный <Четный.. отряд>.Во главе его стоял флориан Гейер, рыцарь по происхождению. В молодости Гейер находился под влиянием рыцарской оппозиции и Ульриха фон Гуттена. Но в отличие от Гуттена он, разорившись, полностью порвал со своим сословием. Политическая программа обреченного низшего рыцарства не привлекала Флориана Гейера. Во время Кре- стьянской войны он оказался среди восставшего народа и был одним из смелых предводителей крестьян в районе между городами Рот- тенбургом и Эрингеном. Однако в дальнейшем в городах и в крестьянских лагерях Юж- ной Франконии и Оденвальда одержали верх сторонники умеренной тактики. Умеренные элементы бюргерства, объединившись здесь с остатками разбитого рыцарства, пытались оживить движение за старые бюргерские проекты имперской реформы и использовать революционное движение крестьянства, подчинив его своим целям. Эти деятели добились во второй половине апреля руководящей роли в образовавшемся в Южной Франконии сводном крестьянском от- ряде, получившем название <Светлый отряд>, в состав которого во- шел и возглавлявшийся Флорианом Гейером <Черный отряд>. На- чальником полевой канцелярии <Светлого отряда> стал Вендель Гиплер. видный деятель умеренной бюргерской оппозиции. Мечтая о буржуазном преобразовании Германии не путем союза с кресть- янством и полного устранения феодального гнета, а путем сближе- ния бюргерства с рыцарством и приспособления к интересам бюр- герско-рыцарского союза крестьянского движения, Гиплер задался целью ослабить антидворянскую направленность крестьянского дви- жения и прежде всего прекратить нападения на замки и монастыри. Гиплеру удалось добиться приглашения в качестве командующего крестьянскими силами Франконии воинствующего франконского рыцаря Геца фон Берлихингена, который поставил условием своего согласия отказ от вражеских действий против замков и монасты- рей. Противники этой тактики - Яков Рорбах и Флориан Гейер - были отстранены от руководящей роли в <Светлом отряде> и вы- нуждены вместе со своими сторонниками уйти из него. С целью ослабить значение самостоятельной крестьянской анти- феодальной программы Вендель Гиплер и его сторонники взялись за исправление <12 статей>, изменив их так, что сами требования стали менее определенными, а их выполнение откладывалось до про- ведения имперской реформы. Гиплер и его приверженцы подгото- вили свой проект политического переустройства Германии, который они намеревались предложить крестьянским руководителям на на- мечавшемся съезде делегатов крестьянских отрядов в Гейль- бронне. Согласно этому проекту, известному под названием <Гейль- броннская программа>, все власти должны быть подчинены импера- тору, а князья - превращены в должностных лиц империи. Пятый пункт проекта требовал, чтобы духовенство было полностью лишено власти в светских делах. Предусматривалось общеимперское законо- дательство и выборный суд на основе сословного представительства, в котором большинство мест принадлежало бы городам. Ряд пунк- тов требовал единства монеты, мер и веса и отмены всех внутрен- них таможенных пошлин. Проект запрещал деятельность крупных торгово-ростовщических компаний и выдвигал требование изгнания докторов римского права, находившихся на службе у князей и от- стаивавших интересы своих суверенов. <Гейльброннская програм- ма> допускала возможность выкупа крестьянами феодальных по- винностей путем единовременной уплаты ежегодного взноса в два- дцатикратном размере. Феодал ничего не терял: отдав сумму выку- па в рост, он даже при 5% годовых получал бы тот же доход. Это требование сводилось в конечном итоге к превращению части фео- дальной собственности в буржуазную и удовлетворяло только самую зажиточную верхушку крестьян. Составители <Программы> старались сделать ее выгодной и ры- царству, в интересах которого сохранялся сословный строй и про- изводилась конфискация церковных имений. Ориентация авторов <Программы> на союз с оппозиционным рыцарством видна также из того, что такие важные для крестьянства пункты, как отмена кре- постного состояния, свобода охоты и рыбной ловли и отмена по- смертного побора, вошли не в ее основную часть, а в дополнитель- ный документ и сопровождались уничтожающими их оговорками. В целом <Гейльброннская программа>, предусматривавшая ряд буржуазных преобразований и государственную централизацию, являлась для того времени прогрессивным документом. Требования этой программы, по выражению Ф. Энгельса, <воплотили в себе, хотя и в несколько идеализированном виде, необходимые резуль- таты происходившего разложения феодального общества> ^ О вдох- новителе и главном авторе <Программы> Венделе Гиплере Ф. Эн- гельс писал, что этот <представитель, так сказать, средней равно- действующей всех прогрессивных элементов нации, пришел к пред- чувствию современного буржуазного общества)) ^ Однако при оценке этой программы необходимо иметь в виду, что она составлялась в те дни, когда в Тюрингии и Северной Франконии революционное кре- стьянское движение принимало широкий характер с тенденцией вовлечь все силы, готовые вести решительную борьбу против фео- далов и князей, что, однако, не входило в расчеты ВенделяГиплера и его приверженцев. Трухзес во главе войск Швабского союза прибыл во Франконию в момент, когда Гиплер и его сторонники готовились созвать съезд крестьянских делегатов для обсуждения проекта <Гейльброннской программы>. Само собой разумеется, что двойственная тактика бюргерских руководителей и командование Геца фон Берлихингена могли привести крестьян только к поражению. Действуя теми же методами переговоров, перемирия и вероломных нападений, Трух- зес, использовавший к тому же предательскую тактику ряда город- ских магистратов, смог и здесь расстроить ряды крестьянского вой- ска и подавить их сопротивление. 12 мая 1525 г. во время перемирия войска Швабского союза внезапно напали на крестьянские соединения в районе между ре- кой Неккер и городом Бёблингеном. Несмотря на мужественное сопротивление крестьяне были разбиты и обращены в бегство. По- ражение под Бёблингеном получило решающее значение для судеб восставших во всей Южной Франконии. Многие революционные предводители вынуждены были бежать, а взятого в плен Якова Рорбаха подвергнули жестокой казни - сожжению на медленном огне. Дольше сопротивлялся Флориан Гейер, продолжавший сра- жаться во главе собранных им остатков <Черного отряда> в восточ- ной части долины Верхнего Неккара. В бою у Халля и Гайльдорфа он был убит 9 июня 1525 г. Радикальные элементы бюргерства, при- зывавшие к поддержке крестьян, в крупных городах были немного- численны. Магистраты Вюрцбурга и других франконских городов открывали ворота войскам Трухзеса, которые убивали всех находив- шихся внутри городских стен крестьян.
КРЕСТЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ В СРЕДНЕЙ ГЕРМАНИИ Одновременно с описанными событиями в Южной Франконии и Оденвальде крестьян- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|