Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Упражнение Единство

Тренинг на тему

«Межкультурные конфликты»

Проводили:

Журавлева М.

Зайцева Ю.

Козлова Н.

Либарова Т.

 

Существует несколько определений понятия «конфликт». Чаще всего под конфликтом понимается любой вид противоборства или несовпадения интересов. Нормальный человек, даже самый неконфликтный, не в состоянии прожить без разногласий с окружающими. «Сколько людей — столько мнений», и мнения разных людей неизбежно вступают в противоречие друге другом. Современная конфликтология объясняет возникновение конфликтов разными причинами. В частности, существует точка зрения, согласно которой вражда и предубежденность между людьми извечны и коренятся в самой природе человека, в его инстинктивной «неприязни к различиям». Так, представители социал- дарвинизма утверждают, что законом жизни является борьба за существование, наблюдающаяся в животном мире. В человеческом обществе она проявляется в виде различного рода конфликтов: иными словами, конфликты для человека так же необходимы, как питание или сон.

Специальные исследования опровергают эту точку зрения; доказано, что как враждебность к иностранцам, так и предубеждения против какой-то конкретной народности не являются всеобщими, а возникают под влиянием причин социального характера. Но конфликты нельзя рассматривать только как деструктивную сторону процесса коммуникации. В теории позитивного конфликта конфликты понимаются как неизбежная часть повседневной жизни и не обязательно должны носить дисфункциональный характер. Этот вывод в полной мере относится и к конфликтам, носящим межкультурный характер.

Кроссворд

Вопросы к кроссворду

1. Стратегия поведения оппонента в конфликте, характеризующаяся ориентацией на совместный поиск решений. (сотрудничество)

2. Относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта – группы, человека, события. (стериотип)

3. Стратегия поведения в конфликте, основывающаяся на понижении своих стремлений и принятие позиций оппонента. (приспособление)

4. Стратегия поведения в конфликте, состоящая в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. (компромисс)

5. Притеснение человека (или группы людей) по какому-либо признаку – национальному, религиозному, половому, возрастному. (дискриминация)

6. Прямой уход от конфликта. (избегание)

7. Терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, вероисповеданию, национальности. (толерантность)

8. Групповое осуждение какого-либо сложного теоретического или практического вопроса, проблемы. (дискуссия)

9. Жесткое противостояние сторон друг друга, когда ни одна из них не принимает позицию другого. (конфронтация)

10. Стадия конфликта, на протяжении которой происходит обострение всех противоречий между участниками и используется все возможности для победы в противоборстве. (эскалация)

 

Отметим те аспекты конфликта, которые непосредственно связаны с проблемой межкультурного общения. Исходя из этого будем рассматривать конфликт не как столкновение или конкуренцию культур, а как нарушение коммуникации.

Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце ряда событий: положение вещей -> возникновение проблемы конфликт. При возникновении конфликта отношения между коммуникантами не прекращаются, а скорее отклоняются от имеющейся модели коммуникации и дальнейшее развитие отношений возможно, как в позитивном направлении, так и в негативном.

Конфликт имеет динамический характер и возникает в самом конце ряда событий: положение вещей -> возникновение проблемы конфликт. При возникновении конфликта отношения между коммуникантами не прекращаются, а скорее отклоняются от имеющейся модели коммуникации и дальнейшее развитие отношений возможно как в позитивном направлении, так и в негативном.

Выделяют три основные группы причин коммуникационных конфликтов:

личностные причины — ярко выраженные своенравие и честолюбие, фрустрированные индивидуальные потребности, низкая способность или готовность к адаптации, подавленная злость, несговорчивость, карьеризм, жажда власти или сильное недоверие. Люди, наделенные такими качествами, часто вызывают конфликты;

социальные причины — сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточная поддержка или готовность к компромиссам, противоречащие цели и средства для их достижения;

организационные причины — перегрузка на работе, неточные инструкции, неясные компетенции или ответственность, противоречащие друг другу цели, постоянные изменения правил и предписаний для отдельных участников коммуникации, глубокие изменения или переструктуризация укоренившихся позиций и ролей.

Кроме того, причинами напряженности и конфликта бывают ошибки атрибуции, т.е. ошибки интерпретации, посредством которой индивид, не имея достаточной информации о происходящем, приписывает наблюдаемым и переживаемым событиям или действиям определенные причины. Знание (незнание) культурных особенностей партнеров играет огромную роль в построении атрибуций. Такая информация позволяет многое прояснить относительно того, что желательно и на что накладывается табу в каждой конкретной культуре.

Конфликты наиболее часто возникают между теми, кто находится в зависимых отношениях (например, партнеры по бизнесу, друзья, коллеги, родственники, супруги). Чем теснее эти отношения, тем более вероятно возникновение конфликтов, так как при значительной частоте контактов с другим человеком повышается вероятность возникновения конфликтной ситуации в отношениях с ним.

В межкультурном общении причинами коммуникативных конфликтов могут выступать не только культурные различия, но и вопросы власти или статуса, социальное расслоение, конфликт поколений и т.д., а также чрезмерное акцентирование различий между противоборствующими сторонами, которое может принимать форму противопоставления собственной этнической группы другой группе.

Киздым (Казах) Хохлы (украинцы)
Янки (американцы) Чах (чех)
Эллины (греки) Чаплашка(татарин)
Русапеты (устаревшее самоназвание русских) Пшеки (поляки)  
Макаронник (итальянец) Лягушатник (француз)
Лях (поляк) Жид (еврей)
Ганс(немец) Бульбаш (белорус)
Биралюкасы (литовцы) Байбак (карелы)
Абрек (чеченец)   Хабиби (арабы)
Гук (жители Азии) Ара (армянин)
Азер (азербайджанец)  

 

 

Упражнение 1

Участники садятся в круг и по очереди приветствуют друг друга обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: "Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты...".

Упражнение 2- Аборигены и инопланетяне

Группа делится пополам. Первая подгруппа выходит за двери, вторая рассаживается на стульях полукругом. Это аборигены. Вышедшие за двери, – инопланетяне, которым надо вступить в контакт с аборигенами и узнать как можно больше об их планете. Аборигены плохо знают язык и могут отвечать только односложно. Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы получить как можно больше информации об особенностях общения аборигенов.
Инструкция для аборигенов: "Когда инопланетяне выйдут за дверь: "Кивок головой, обозначает "нет". Слово "нет" обозначает "да". Слова "да" в речи – "нет". Если в вопросе содержится слово "любовь", "любить", то аборигены выбрасывают вперед руку, показывая "класс".
Входят инопланетяне, садятся напротив. Время на вопросы-ответы 10 – минут. Когда время истекло, инопланетяне рассказывают, о чем они узнали от аборигенов и об особенностях их общения.
По окончании игры сесть в общий круг через одного и отрефлексировать.

Упражнение 3

Рабoта с ассoциациями к пoнятию «кoнфликт».
Цель: oсoзнание сoбственнoгo эмoциoнальнoгo пoля вoсприятия кoнфликта.

Участники рассаживаются в круг.

Инструкция: «В фoкусе нашегo внимания кoнфликт. Кoгда мы прoизнoсим этo слoвo, у нас вoзникает ряд ассoциаций, чувств. Мы слышали o кoнфликте, знаем, как oн прoявляется в пoведении людей. Сейчас мы исследуем oтражение кoнфликта на внутреннем сoстoянии челoвека. Пусть каждый скажет, с чем ассoциируется слoвo «кoнфликт». Какoй oбраз пoдсказывает ваше вooбражение?»

 

Упражнение Единство

Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего все выбрасывают пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и тоже число пальцев. Участникам запрещается переговариваться. Игра продолжается до тех пор, пока группа не достигнет свое цели.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
возрастная группа 9-12 лет | РОЗРАХУНОК МЕХАНІЧНОЇ ВЕНТИЛЯЦІЇ ДЛЯ ВИРОБНИЧИХ ПРИМІЩЕНЬ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных