Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 8. Философское учение о познании




Основные подходы к проблеме источника познания: идеализм и материализм. Различие субъективного и объективного идеализма. Основные подходы к решению проблемы познаваемости мира. Исторические формы агностицизма. Античный агностицизм: релятивизм Кратила и софистов (V в. до н.э.). Агностицизм Нового времени: Д.Беркли и Д.Юм (XVIII в.). Солипсизм. Агностицизм И.Канта (XVIII в.). Кант о пределах научного познания. Скептицизм. Логические следствия агностицизма: этический и гносеологический релятивизм.

Проблема истины. Основные подходы к решению проблемы абсолютной и относительной истины. Релятивизм и догматизм. Проблема абсолютной и относительной истины в объективном идеализме Гегеля. Решение этой проблемы в современном материализме.

Основные философские позиции в вопросе о критериях истины. Эмпиризм: критерий истины – чувственный опыт. Рационализм: чувства нас обманывают, истина познаётся только разумом. Иррационализм: интуиция и инстинкт как инструменты познания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Недостаточность указанных точек зрения. Познание, творчество, практика.

Понятие заблуждения. Основные источники заблуждения. Ограниченность индивидуального опыта. Ошибки языка. Некритическое восприятие чужих мнений. Перенос человеческих свойств на окружающий мир (антропоморфизм). Эмпирический характер мышления: некритическое отношение к видимому опыту. Вера и знание. Понимание и объяснение.

Основные уровни чувственной ступени познания: ощущение, восприятие, представление. Ограниченность ощущений и восприятий. Представление как сохраняющееся знание и переходная форма к мышлению. Логическая форма познания, её субъект-предикатная структура. Суждение как элементарная форма логического познания. Понятие как система субординированных суждений. Умозаключение как форма получения нового знания. Индуктивные и дедуктивные умозаключения.

Действительность, мышление, логика и язык. Исторический, социокультурный характер форм познания. Язык естественный и искусственный. Различия языковых и логических форм познания.

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Наука и техника.

Семинарское занятие. Философское учение о познании.

Самостоятельная работа. Изучить: круг проблем гносеологии как философской дисциплины. Проблему источника познания. Исторические формы агностицизма. Позицию Канта по вопросу о познаваемости мира. Основные точки зрения по вопросу соотношения абсолютной и относительной истины. Позицию рационализма по вопросу о критерии истины. Роль практики в познании. Уровни и формы познания. Роль языка в познании. Различия языковых и логических форм. Основные методы научного познания.

Рекомендуемая литература:

основная [1, 7, 8, 10];

дополнительная [6, 13, 20, 21].

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных