Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОММУНИКАЦИЯ И КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ И УМНОЖЕНИЕ НОВОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СО-БЫТИЯ




Коммуникация все более пронизывает различные стороны жизни человека. Информация, циркулирующая по каналам коммуникации, преобразовывает общество в информационное. А.И.Ракитов сформулировал основные характеристики этого общества. Их смысл в терминологии, приближенной к нашей, таков.

1. Возможность для любого субъекта макро- и микросоциальной среды получить любые информацию и знания, необходимые для жизнедеятельности, воплощения личного и социального творчества.

2. Наличие для этих целей соответствующей современной технологической базы.

3. Наличие инфраструктур, способных обеспечить создание необходимых национальных информационных ресурсов и адекватной научно-производственной творческой макро- и микросреды для их использования в целях умножения новости человеческого со-бытия.

4. Ускоренная автоматизация и роботизация всех сфер производства и управления.

5. Радикальные изменения в самой социальной микросреде по развитию сферы информационной деятельности и услуг. Другими словами, - обеспечение всего социокультурного цикла соответствующими каналами коммуникации и обслуживающим персоналом.

Формирование такого общества связано с информационно-компьютерной революцией. В ней необходимо выделить ряд глобальных процессов, способстующих возникновению этого общества. Это: электронизация, компьютеризация, медиатизация, и, наконец, информатизация всего общества (А.И.Ракитов. Философия компьютерной революции. М., 1991, с. 32-33).

Эти и подобные ей технократические концепции информационного общества оставляют, как правило, вне своего внимания качественный аспект той информации, которая циркулирует и должна циркулировать по каналам МК. Априорно предполагается, что это - сущностно-содержательная научная информация, неукоснительно развивающая творческое мышление, нравственную и эстетическую способность мирочувствования, потенциал новаторства и изобретательства.

По сути, одна идеологическая парадигма меняет другую. Если коммунистическая идеология благостно рисовала грядущее с позиции ликвидации отчуждения человека от результатов своего труда, его перевоспитания с позиций пролетарской сознательности, то технократические концепции уводят внимающую аудиторию (как макро-, так и микросреду социума) в сторону автоматического процветания массового сознания в результате расцветшего всеми цветами обилия разнородной и разносторонней социальной информации. Другими словами: главное - ликвидировать отчуждение от информации, и необходимый уровень сознательности будет достигнут, богатства польются полным потоком. Это из того же кладезя бравурных слоганов минувшей эпохи.

Наш тезис состоит в том, что коммуникация должна содержать информацию о новом, которое приносит поток времени (не без нашего участия) в смысле мета-новости того или иного факта, явления, начала, в значении основных точек определенных социально-исторических процессов, из которых расходятся от этой мета-новости пучки новостей более предметного и локального характера. Только такая новостная коммуникация позволяет осознать и прочувствовать новость каждому индивиду на глубоко личностном уровне и подвигает его на совершение собственного поступка - нравственной, политической ли, научно-производственной или художественной направленности. У человека есть в этом случае, как говорил в Риторике поступка М.М.Бахтин, не-алиби бытия. А криминал и аморальность, проистекающие не в последнюю очередь от псевдоновостного плюрализма щекочущих нервы сообщений, - это не бытие, это антибытие. У человека в нем - бесспорное алиби бытия.

Нужно строго отличать при актах коммуникации простые изменения в обществе - от развития. Развития, в котором могут быть и нисходящие ветви. (И.Т.Исаев. Диалектика и проблема развития. М., 1979, с.143).

Показ нисходящего, но не пристрастно и сокрушительно, а объективно и с возможной социальной перспективой, если она хотя бы чуть-чуть наблюдается, в конечном итоге способствует восходящему раз-витию, раз-ветвлению, то есть прогрессу (с лат. - успех). Сравните - у М.Вебера, целерациональное социальное действие направлено на успех.

Именно в этом движении со-стоит новость человеческого со-бытия: у каждого общества, человеческой общности, группы (макросреды, микросреды), отдельного человека есть и свои достижения, есть и периоды отступлений и невезений. В этом и заключается бытие людей. Но в со-бытии посредством коммуникации, то есть в общении людей через восприятие информационного события, люди должны искать выход из подобных положений на пути человечества ко всеобщей разумной оболочке Земли - ноосфере. Интенсификация разработки в СМК определенных негативных тем (агрессивность, биологизм поступков, стремление уйти из со=бытия в со-блазны (от блажь - дурь, блазн - наведение на грех (В.И.Даль), аморальность личности и целых обществ и т.д. приводит к тому, что коммуникация не отвечает изначальной своей сути - развивать и возвышать человека на примерах справедливости, добролюбия, радушия (по старинному - радодушия). На примерах красоты жизни как таковой и красоты жизни отдельного человека.

Леонид Леонов рассказывает в заметке Фотострасть, опубликованной в журнале 30 дней в 1927 г., как в ярославской деревне на родине его матери происходила незамысловатая крестьянская свадьба. Я вознамерился было снять одну презанятную, в повойнике, старуху, но, значит, чрезвычайным городским видом своим с аппаратом на штативе слишком нарушил старинное благолепие праздника. Все, хозяева и гости, обступили меня, недобро загалдели, и была острая минута, когда я опасался за целостность своего Тессара... - Вот сымешь нас, а потом в газетке пропечатаешь: как замечательно, дескать, живут мужички, - лучше нельзя! Видали в газетках. А ты и дырявые крыши наши сымай, чтобы все видели....

Этот эпизод хорошо иллюстрирует, с одной стороны, скромность, антирекламность и антипиарность русского народа, его мудрость и философичность (делу - время, а потехе - час), а с другой - стремление будущего великого писателя сохранить в памяти личной и памяти исторической частицу красоты народа, как сохраняли ее русские фотолетописцы А.Карелин, М.Дмитриев, К.Булла и многие другие. В этой презанятной, в повойнике, старухе, писатель увидел новость, ощутил со-бытие свое с народом и захотел передать его нам.

Но даже рассказ Л.Леонова - поступок, а поступки обладают, как указывает М.Бахтин, своим провоцирующим коммуникативным действием, своей определенной риторикой.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Основные характеристики информационного общества.

ТЕМА 14






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных