Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЦГПБ им. Н.А.Некрасова 7 страница




Родовые общины в рассматриваемую эпоху жили охотой собирательством, но искусство охоты заметно выросло. Можн говорить о появлении довольно развитой формы охотничьег хозяйства, что отразилось и на общественных отношениях, на антропологическом облике человека. Все большее значени приобретали коллективные формы охоты и трудовой деятел ности.

Изменения в технике обработки камня наблюдаются как Южной, так и в Северной Индии. Некоторые ученые, признав факт развития местных палеолитических традиций, склони однако, преувеличивать роль иноземных влияний, идущих и Африки (X. Д. Санкалия) или из Средней и Центральной Ази (Б. Олчин)*0.

Весьма существен, хотя и чрезвычайно сложен из-за отсу ствия палеоантропологических данных, вопрос о расовых тип населения страны в эпоху верхнего палеолита. Видные советск


антропологи (Г. Ф. Дебец, В. П. Алексеев), опираясь на косвен­ные материалы (прежде всего из близких к Индии районов), полагают, что в тот период здесь преобладали австралоиды, но лонднее, уже в эпоху мезолита и неолита, их преобладание было порушено появлением европеоидов на Западе и монголоидов на I (истоке 21.

Мезолит, сменивший палеолит, ученые датируют применитель­но к Индии X-IV тысячелетиями до н. э.. В ту эпоху стали < ■ (даваться новые виды каменных орудий — микролиты, нашед-шпе широкое применение в качестве вкладышей, т. е. рабочих краев костяных и деревянных орудий и наконечников стрел (обычные размеры от 1 до 8 см). Благоприятные природные ус­ловия (отступление ледников на Севере), развитие техники, рост производительных сил способствовали постепенному превращению собирателей и бродячих охотников в оседлых земледельцев и скотоводов, складыванию новых отношений между родовымк общинами (завершился этот процесс только в неолитическую ппоху), их активному обмену друг с другом.

Эпоха мезолита ознаменовалась началом приручения живот-и мх. В конце ее и в тесно связанный с нею период раннего неолита появились керамика и зачатки земледелия. Памятники мезо­лита в Индии изучены пока недостаточно. Трудность заключает­ся в выделении собственно мезолитических культур: данные стра­тиграфии крайне неопределенны. Это заставляет прибегать к гопоставлению с типологически близкими материалами других ирхеологических комплексов и создавать таким образом относи­тельную стратиграфическую схему.

В течение длительного времени господствовала точка зрения <> значительном разрыве между концом палеолита и периодом неолита. Сторонниками ее были Р. Б. Фут, Д. К. Браун, В. Смит п другие известные ученые. Новые раскопки индийских археоло­гов показали несостоятельность этой точки зрения: Индия, по­добно другим странам, прошла все стадии исторического разви­тия. Установлена непрерывность эволюции древнейших куль­тур — от палеолита и мезолита к неолиту.

Среди мезолитических памятников Индии наибольший инте­рес представляют поселения Лангхнадж (Гуджарат), раскопками которого руководил крупный индийский археолог X. Д. Сан-калия 23, и Багор (Раджастхан), открытый и исследованный Н. Н. Мисрой 24. (Некоторые ученые относят Лангхнадж к неоли­тической эпохе, но этот вывод еще требует дальнейших обосно-ланий.)

Особенность первого поселения — почти полное отсутствие ка­ких-либо массивных орудий и употребление его жителями геомет­рических микролитов — преимущественно в форме полумесяца, и также трапециевидных и треугольных. Типы микролитов и техника их изготовления свидетельствуют об использовании их для охоты (наконечники стрел) и разделывания туш (вкладыши и костяные рукоятки).


В истории поселения археологи сумели выделить три период;! Первый — до 2500 г. до н. э. — представлен прежде всего мик ролитами и отдельными предметами керамики, сделанной отру ки, грубой и плохо обожженной — один из главных аргументом исследователей, относящих Лангхнадж к неолиту. Второй период тоже характеризуется микролитами и плохо обожженной кера­микой. Керамика третьего периода выполнена уже на гончарном круге и расписана красной и черной красками. Раскопки позволи­ли наметить связь культуры мезолита с неолитической культурой Центральной Индии.

Изучение остатков фауны свидетельствует о том, что живот­ные, даже собака, еще не были приручены. Находки костей (рыб, носорога, оленя, волка) указывают на занятие жителей ры­боловством и охотой. Земледелие, по-видимому, еще не было раз­вито, во всяком случае в первый период Лангхнаджа.

Немалое значение имело открытие здесь семи человеческих скелетов — пока древнейшие костные остатки человека на терри­тории страны. Антропологический анализ выявляет сходство ме­золитического и ранненеолитического человека Западной Индия с древними обитателями Северо-Восточной Африки и Сирии. Ученые отметили, в частности, ряд негроидных черт гуджа-ратских черепов, а также сосуществование средиземноморских и веддоидных признаков,

Раскопки в Багоре еще более рельефно продемонстрировали и общие черты и особенности культуры мезолита. Культурный слой (1,5 м) свидетельствует о длительности обитания и содержит материал трех периодов в истории поселения. Первая и самая ранняя стадия характеризуется широким применением вклады­шей (из камня и кости), употреблением злаков и зачатками зем­леделия (найдены зернотерки). Но главным занятием населения были охота и собирательство. Находки костей животных говорят о начале их приручения (овца, коза) и о фауне того периода.

Охота имела огромное значение: в слое первого периода об­наружено 70% костей диких животных; затем процент значитель­но уменьшается, т. е. роль охоты падает.

Судя по остаткам каменных полов и круглых каменных под­порок, для строительства жилищ (хижин) использовался и ка­мень. При раскопках этого слоя открыто захоронение, которое располагалось в границах обитания. С помощью карбонного ана-! лиза первый период датируется 5000-2800 гг. до н. э., а вто-. рой — 2800-600 гг. до н. э. Тогда уже появляются керамика; II изделия из металла, но микролиты продолжают широко упот­ребляться. Основным занятием населения становится земледелие, j Керамика и медные наконечники стрел аналогичны тем, которые | представлены в халколитических культурах этой части Индии, и даже напоминают ряд хараппских изделий. Захоронения (так­же в зоне обитания) содержат уже и инвентарь.

К раннемезолитическому времени могут быть отнесены и мик­ролитические стоянки в долине р. Махи в Гуджарате 25 и в бас-

4


--line p. Санграули в штате Уттар-Прадеш 26. Любопытно, что микролиты были найдены на тех же речных террасах, что и па­леолитические орудия; анализ материала, по мнению Б. Криш-Нш'чами, свидетельствует о пережитках палеолитической тради­ции. Никаких остатков керамических изделий, соотносимых о микролитами, не обнаружено. Огромное количество микролитов и птщепов в Санграули означает, возможно, что здесь была мас­терская поизготовлению орудий.

Из открытий последних лет особо нужно отметить находки мкснедиция Аллахабадск ото университета под руководством Дж. Р. Шармы в Сарай-Нахар-Рай (долина Ганга). Карбонный йинлиз датирует их 8395(±110) г. до н. э.27. Стоянка располага­лись на берегу озера (ныне высохшего). Четыре круглые выемки и углах пола указывают на то, что здесь были временные покры­тия — крыши, природные условия (отсутствие поблизости камня) повлияли на технику изготовления микролитов: все они очень небольшого размера и число их по сравнению с другими районами крайне невелико.

Находки костей животных позволяют составить представление о фауне того времени — овца, коза, Bos indicus, слон, черепаха. Как считает Дж. Р. Шарма, некоторые виды были уже одомаш­нены; впрочем, это предположение нуждается в дальнейшей аргу­ментации28. Другая мезолитическая стоянка, Махадаха, дала важ­ный антропологический материал — необычайно крупные скеле­ты: мужские — 192 см, женские — 178 см.

Для изучения мезолита Южной Индии особое значение имеют 1>пскопки микролитических стоянок в красных песчаных дюнах рмйона Тинневелли , которые демонстрируют единую местную традицию изготовления микролитов (главным образом из кремня и кварцита). Создатели этих орудий — охотники и рыболовы, жившие по берегам рек и на побережье океана30, — не были еще;нгакомы с керамикой и шлифовкой орудий.

Материал из Тинневелли датируется 4000 г. до н. э., т. е. (феменем, когда в долине Инда уже существовали поседения осед-U ых земледельцев и скотоводов — предшественников хараппцев. На Юге развитие шло гораздо медленнее, основным занятием бы-чи охота и рыболовство.

Некоторые археологи отмечают сходство индийской микроли­тической культуры с африканской (капсийская микролитическая индустрия) и, более того, подчеркивают их генетическую связь и даже общее происхождение31. Однако открытие раннемезолити-ческой стоянки в Бирбханпуре (Западная Бенгалия)32 свидетель­ствует о почти полном отсутствии микролитов геометрической формы (трапеций и треугольников), столь характерных для запад­ных районов. Значит, вопрос о происхождении микролитических культур в целом следует решать, лишь учитывая региональную специфику. Раскопки в Уттар-Прадеше показали определенную последовательность: в ряде мест слои с негеометрическими мик­ролитами залегали под слоем с геометрическими микролитами


A rff jFl Л1 Ль /к ^ Л. /EL и керамикой. Мож

V ™ сей 1 j№{ иГ- ' Ш heSsL но ли' ИСХ°ДЯ из этп l-^i V ВД ИУРьй го, утверждать, что

культуры с негеомет­
рическими микроли
тами (юго-восточные
J*"*i А*± Н^ /П8? Ш районы Индии) древ-

S£3 /и ш таг МшйШк vr нее тех> которые

представлены геомет­
рическими микро-
--. литами (Запад стра-

^ v ^ " До недавнего вре-

мени микролитиче­
ские орудия почти
не встречались в
Восточной Индии,
что давало археоло­
гам основание резко
А. А. (I Я&. лЖГ^" sfff to^ разграничивать две

№ А | Jjjjk, £ьЖ¥-^\ ffffMf (llSW, области каменной ™ ' " «ЖР ш&\,--<я ч \1ямкто техники: область

О^Ж) микролитов на За-
<•■ Buv \в1^'^в паде страны и об-

' "1: ласть шлифованных

топоров на Востоке.
Микролиты из Бирбханпура и Тинневелли В результате новей-

ших исследований микролитические стоянки обнаружены и в Восточной Индии, что говорит о крайней условности выдвигавшихся прежде гипотез. Судя пораскопкам мезолитических стоянок в пещерах, в рас­сматриваемую эпоху уже существовала живопись. Древние ху­дожники изображали на стенах человеческие фигуры (охотников, стрелков из лука, пастухов и т. д.) и животных (слонов, оленей и т. д.). В Синганпуре (округ Райгарх)33, например, представлены сцены схватки со зверем, борьбы людей с бизоном и кабаном. Допустимо полагать, что в Индии (как и в Европе) пещерная живопись появилась значительно раньше — еще в эпоху палеолита. Обследование отрогов Виндхья, где естественные пещеры слу­жили стоянками для человека, привело к открытию блестящих образцов позднепалеолитической и мезолитической живописи. Наибольшую известность получила живопись Адамгарха (около Хошангабада, в долине Нармады) и особенно Бхимбетки (недале­ко от Бхопала) — подлинной галереи древнего искусства (здесь рисунки сохранились на стенах 500 пещер). В. С. Ваканкар отно­сит наскальные рисунки к нескольким периодам, в том числе к верхнепалеолитическому и мезолитическому 34. Самыми ранни­ми, по его мнению, следует считать крупные по размерам изобра-,


 

i еиия бизонов, слонов, тигров, носорогов. В мезолитической жи-ннииси преобладают темы охоты (охотники вооружены копьями, нукнми и стрелами) и ритуальных танцев. (Любопытно, что люди иногда изображены в масках и головных уборах.)

Неолит отмечен не только появлением новой техники изготов-'|инргя орудий (полировка и шлифовка), но и переходом к оседлой i икни, развитием земледелия и скотоводства, широким рас­пространением керамического производства.

Ь'ще сравнительно недавно этот период в Индии был настолько ■шло изучен, что известный американский археолог Е. Ворман п. 1949 г.) заявил об отсутствии здесь до эпохи металла35 даже > и'дов пребывания «неолитических людей». Сейчас картина изме­нилась: археологи обнаружили множество неолитических посе­щений на всей территории Индостана36.

Эти данные позволяют выделить несколько культурно-хозяй-етиенных зон, различавшихся по уровню развития и тину хозяй-етненной деятельности населения. Как правило, в качестве таких ион выделяют долину Инда и прилегающие районы, Северную Индию, Западную Индию и Северный Декан, долину Ганга, Вос­точную Индию, Южный Декан зт. Наиболее развитым в эпоху Мполита был Северо-Запад, где рано возникли общины оседлых нпмледельцев и скотоводов, повлиявшие на сложение городской ципилизации в долине Инда. Но на огромных пространствах суб-

Сцена охоты. Наскальные рисунки из Бхимбетки


континента тогда еще были распро­странены довольно архаичные куль­туры охотников и рыболовов 38.

Некоторые типы неолитических орудий

Для изучения неолитических культур Белуджистана и бассейна Инда важный материал дали рас­копки экспедиций В. А. Файрсер-виса, Е. Росса, пакистанских и французских археологов39 (с откры­тыми здесь комплексами типоло­гически допустимо соотнесены по­селения того же периода в Афгани­стане)40. Неолитические культуры рассматриваемого региона обычно датировали IV тысячелетием до н. э. (иногда V тысячелетием до н. э.)41. В настоящее время эту дату можно значительно удревнить. Раскопки в Мехргархе (на р. Болан, в 150 км от Кветты), произведенные фран­цузскими археологами во главе с Ж.-Ф. Жарижем, позволили проследить этапы развития — от ранненеолитического до халко-литического. Первый комплекс по технике каменных орудий близок к мезолитическому, керамика еще отсутствует, хотя насе­ление живет в домах, построенных из сырцовых кирпичей. Этот докерамический неолит, согласно карбонному анализу, датируется ранее чем 5100 до н. э. Однако уже в тот период население выра­щивало пшеницу и ячмень, возможно, был одомашнен и рогатый скот. По мнению ряда французских археологов, земледельческие общины появляются тут в VII тысячелетии до н.э.42. Исклю­чительная важность раскопок в Мехргархе определяется и тем, что они дают возможность детально выявить переход местных общин охотников и собирателей к общинам земледельцев и ско­товодов.

Большинство из обнаруженных неолитических поселений осед­лых земледельцев было открыто в долинах Северного Белуджи­стана 43. Новые исследования показали, что прежняя точка зрения об отсутствии таковых в долине Инда объясняется плохой изу­ченностью этого района. Нужно надеяться, что и здесь будет более отчетливо и объемно прослежено развитие земледельческих культур от раннего неолита до эпохи металла.

Таким образом, значительная «древность» земледелия в Индо­стане уже не вызывает сомнений: имеются свидетельства о выра­щивании злаков в VII, в крайнем случае VI тысячелетиях до н. э.44, что ставит этот субконтинент в один ряд с другими древ­нейшими центрами — Ближним Востоком, Малой и Юго-Восточ­ной Азией.

Вместе с тем было бы ошибкой рассматривать весь Северо-Запад Индии как район повсеместного распространения культур


игкдлых земледельцев. Внутри этой части страны имелась своя периферия, где темпы развития были не столь быстрыми и нео-нитические культуры довольно долго сохраняли архаичный облик. Можно сослаться, например, на раскопки в Гумле (многослойное поселение на р. Гомал, притоке Инда), где в самом раннем нео­литическом слое найдены кости диких животных и микролиты (керамика отсутствует)45.

Еще более архаичным предстает неолит Северной Индии (Кашмир), известный по раскопкам в Бурзахоме (недалеко от Сринагара)46. Поселения располагались на террасах, жители оби­тали в ямах, круглых и прямоугольных, покрытых корой березы. Полы и стены иногда обмазывались глиной; здесь же приготовля­лись нища, на что указывают остатки золы на полу. Обилие костяных гарпунов говорит о роли рыболовства. Особое значение имели собирательство и охота. Керамика, сделанная от руки, пила грубой и плохо обработанной. Прямых сведений о развитии исмледелия пока не обнаружено.

В одном из помещений открыта живопись (сцена охоты) на полированном камне. Этот памятник — единственное надежное пшдетельство о развитии изобразительного искусства неолитиче­ского населения Индии. Начало этой культуры, по данным кар­тонного анализа, относится примерно к XXIV-XXH вв. до н. э. (иногда предлагаются и более ранние даты)47, т. е. в целом совпа­дает с периодом городской цивилизации долины Инда, конец же — к 1700 и 1500 гг. до н. э.48. В последующий период населе­ние уже строило дома из глины и сырцового кирпича. Находки останков человека в специальных горшках проливают свет на по­гребальные обычаи населения; вместе с людьми иногда хоронили собак и даже волков49, что, возможно, имело сакральное значение.

Весьма архаичный облик «кашмирского неолита», отсутствие сколько-нибудь ясных аналогий в культурах соседних районов Индостана поставили вопрос о соотнесении создателей Бурзахо-ма с пришлыми племенами, проникшими сюда из более северных областей Азии (такова, например, точка зрения В. А. Файрсерви-<:а). Окончательное решение проблемы зависит от результатов продолжающихся здесь археологических раскопок.

Чем дальше на юг от высокоразвитых центров Северо-Запада, тем сильнее в культуре племен ощущаются архаичные черты. Так, в начале II тысячелетия до н. э., когда городская цивилиза­ция долины Инда стала клониться к упадку, в Раджастхане лишь формировались местные неолитические и энеолитические куль­туры раннеземледельческих племен. Еще более архаичны культу­ры Центральной Индии, хотя по уровню развития они были выше культур Юга. Их носители занимались охотой и рыболов­ством и делали первые шаги попути к земледелию и скотовод­ству. Они жили в ямах и по уровню строительной техники сильно отставали от своих северных соседей. Это ясно демонстрируют раскопки в Декане и на Юге Индии. Неолит этой зоны стал фактически известен только в последние десятилетия по исследо-


ваниям в Брахмагири, Санганакаллу, Пиклихале, Халлуре, Текка-И
лакоте, Нарсипуре и ряде других районов50. Самые ранние неоли- Щ
тические комплексы в Карнатаке относятся примерно к 3000 г, щ
до н. э., хотя в целом южноиндийский неолит датируется 2500- I
1000 гг. до н. э. щ

В Брахмагири были вскрыты наслоения нескольких перио-Я дов51. Для нижнего слоя типичным орудием является шлифован^И ный подтреугольный каменный топор с коническим обухом. Ка-И менные топоры найдены вместе с множеством грубых, почтиИ без следов ретуши, микролитов из агата, горного хрусталя, сер­долика, яшмы, кремния. Керамика выполнена вручную и пред ставлена преимущественно круглодонными сосудами со слабо загнутым краем.

Неолитические племена этого периода еще только переходили к более прогрессивным формам хозяйственной деятельности -земледелию и скотоводству. В следующем слое среди множества местных керамических изделий открыты также фрагменты расписной и нарезной керамики, происхождение которой уста новить пока трудно. Возможно, она была не местного произвол ства; на связи неолитической культуры Южной Индии с куль турами Северо-Запада указывают, в частности, сходство ряда керамических форм и техника изготовления посуды. Некоторые ученые считают, что неолитическая культура района Брахмагири просуществовала до второй половины I тысячелетия до н. э., т. е. периода, отмеченного на Севере развитыми культурами эпохи железа.

В поселении Санганакаллу (округ Беллари) археологи обна­
ружили культуру, близкую к культуре Брахмагири, но датируют
они ее более ранним временем . Слой, соответствующий неоли­
тическому периоду, можно разделить на две фазы. Первая харак­
теризуется шлифованными орудиями, бледно-серой, без следов
росписи керамикой, сделанной от руки. Эта фаза, считал Б. Суб-
барао,— подлинно неолитическая, несмотря на то что по материа­
лу древнее первого периода Брахмагири. Материал, сходный с
найденным в Санганакаллу, датируется в Утнуре 2160(±150) г,
до н. э.53, что позволяет отнести к этому периоду и ранние слои
Санганакаллу (условно и Брахмагири). Только в следующей фазе
появилась керамика, близкая к изделиям местных типов из Брах­
магири. Одновременное с ней существование расписной керамики,
по мнению Б. Б. Лала, — результат внешних влияний, идущих,
очевидно, с Северо-запада 54. Обильный материал индийские
ученые получили при раскопках в Теккалакоте (округ Белла­
ри)55. Было исследовано 19 неолитических поселений, которые ■
располагались преимущественно на холмистых террасах. Архео- ■
логи выделили три типа построек: круглые без подпорок (нижняя ■
часть, стен делалась из соломы и обмазывалась раствором), круг- щ
лые с подпорками из валунов и прямоугольные тоже с подпорка- щ
ми. Покойников иногда хоронили прямо под полом дома, иногда I
около дома под скалой; найдены и погребальные урны. Щ

78 |


С помощью карбонного анализа ранняя фаза неолитического периода в Теккалакоте датируется 1800-1500 гг. до н. э., а позд­ним — 1400-1000 гг. до н. э.56 (сходная датировка получена и ни материалам из Халлура)57.

Раскопки в Пиклихале открыли поселение, жители которого р/пнодили домашний скот, занимались примитивным земледелием и изготовляли без гончарного круга грубую керамику58. Жилища подводились вокруг деревянных столбов, полы обмазывались гли-iinii и навозом, покрывались циновками из бамбука. О развитии гкотоводства в неолитическую эпоху на Юге говорят раскопки и Утнуре, где были найдены остатки загонов для скота.

Р. Олчин, производивший исследования в Пиклихале, полагал, ■пи возникновение поселения оседлых земледельцев было связано i проникновением на Юг Индии примерно в 2500-2000 гг. до и;). племен из Ирана, однако некоторые индийские археологи 'ицищают убедительную, на наш взгляд, точку зрения, согласно ■ >торой эта раннеземледельческая культура — местного проис-окдения . Чрезвычайно сложен вопрос и об этногенезе неоли-мшеского населения Декана и Южной Индии, поскольку данные палеоантропологии крайне скудны. Ряд индийских ученых (на­пример, К. С. Мальхотра) склонны выделять на основе палеоан-i монологических данных из Теккалакоты два «расовых элемен­та — местный, протоавстралоидный, и средиземноморский. Р. Ол­чин, подчеркивая генетическую связь населения упомянутых рпйонов с жителями Центральной Индии, считает, что автохтон­ное население Южной Индии уже в период неолита подверглось «колонизации» племен из Западной Азии. Сопоставление мате­риала из Лагхнаджа, Хараппы и Мохенджо-Даро с данными из Пиклихала и Теккалакоты показывает, что различия в антропо­логических типах Северной и Южной Индии проявлялись задолго до проникновения индоариев60. Исходя из материалов более позд­него времени я фактов этнической истории в посленеолитическую виоху, можно полагать, что основными в облике неолитического населения Декана и Южной Индии были признаки южноин­дийской (дравидийской) и веддоидной расы.

Исследования археологов, особенно интенсивные в 70-е годы, ныявили в Восточной Индии две главные культурные области |Н1охи неолита: Бихар — Бенгалия — Орисса и Ассам. Самый ин­формативный памятник Бихара — Чиранд61. В отличие от жите­лей других неолитических поселений Индии чирандцы жили не л районах предгорья и на холмах, а в аллювиальных долинах бассейна Ганга. Природные условия определили и специфику хозяйственной деятельности, и материал для изготовления орудий (помимо камня широко использовались кость и рога животных). Наряду с рыболовством большую роль уже играло земледелие. Неолитическая культура Чиранда датируется 2000(1800)~1200 гг. до н. э.6Z, но была высказана мысль о возможности отнесения спмого раннего этапа к 2500 г. до н. э.63 (некоторые археологи причисляют и ранние слои Чиранда к эпохе халколита)64.


Население жило в круглых глиняных или обмазанных глиной соломенных «домах» (обычно диаметром 2 м), близко расположен­ных друг к другу. Кроме микролитов употреблялись топоры, ка­менные и костяные наконечники стрел. Посуда красного, черного и серого цветов производилась вручную (правда, X. Д. Санкалия, лично изучивший данные Чиранда, полагает, что посуда изготов­лялась и на гончарном круге). Большой интерес представила на­ходка зерен риса, пшеницы, ячменя и чечевицы (вопрос о корнях рисоводства в этом регионе горячо дискутируется в научной лите­ратуре — появление его связывают, как правило, с Юго-Восточной Азией, хотя не исключено и его восточногималайское проис­хождение)65.

Археологи обнаружили также украшения из кости, агата И халцедона. Терракотовые фигурки (птиц, быка, змеи) позволяют судить не только об искусстве чирандцев, но и о некоторых осо­бенностях их верований. Очень показательна фигурка змеи: види­мо, культ змей в Бихаре восходит к весьма раннему времени.

Если для неолита Бихара — Бенгалии — Ориссы характерно преобладание типично индийских форм и традиций, го для неоли­тической культуры Ассама — наличие наряду с местными значи­тельного числа форм, присущих культурам Юго-Восточной Азии (так называемый плечиковый топор — прямоугольный топор-мо­тыга с квадратным выступом сверху). Но «иноземные» экземпля­ры по времени более поздние. С точки зрения ряда ученых, нео­литические культуры Северо-Восточной Индии обязаны своим происхождением племенам, пришедшим из Юго-Восточной Азии. Как полагает Д. П. Агравал, Ассам в рассматриваемую эпоху был этнически, лингвистически и археологически связан с Юго-Вос­точной Азией еб. Однако наличие таких связей не исключает и местных корней неолита Северо-Восточной Индии67.

Раскопки в Ассаме проводились пока в незначительных мас­штабах, и заключить, в какой степени местную струю неолитиче- j ских культур можно непосредственно соотнести с культурами племен, проживающих здесь сейчас, трудно. Нет надежных осно­ваний для установления абсолютной датировки неолитических культур региона. По всей вероятности, они хронологически близ­ки к культурам того же периода в Декане, хотя некоторые более развитые черты проявляются в восточных районах довольно позд­но. Неолитические слои ряда поселений датируют с помощью карбонного анализа примерно 1000г. дон. э.68. Поскольку в этих слоях встречаются неолитические орудия, имеющие аналогии в неолите Юго-Восточной Азии, допустимо распространение инозем­ных традиций условно соотносить с довольно поздним временем, притом что совершенно очевидны и весьма ранние контакты. Материалы исследований 60-70-х годов в Юго-Восточной Азии, прежде всего в Таиланде, свидетельствуют о возникновении здесь очагов земледельческих культур уже в X-VIII тысячелетиях до н. э. И именно отсюда многие достижения материальной культуры могли в эпоху цеолита распространиться в восточные районы

80 1


Индии, тем более что связь их с Юго-Восточной Азией в более ипндние эпохи устанавливается с достаточной определенностью.

Итак, уже в неолитический период отчетливо выявляется не-|нишомерное развитие отдельных районов страны. В эпоху, пред­шествовавшую сложению городской цивилизации Хараппы, Севе­ро-Западная Индия представляла собой зону обитания земледель­цев и скотоводов, которые вели оседлый образ жизни, тогда кик другие области заселяли коллективы охотников, рыболовов и собирателей и переход здесь к земледелию и скотоводству совер­шился много веков спустя.

'Га же неравномерность развития характерна и для последую­щих периодов. В III тысячелетии до н. э. в долине Инда возникла нмеокоразвитая городская цивилизация, Юг же только стано-нплся районом земледелия и скотоводства. Довольно архаичные ршшенеолитические культуры Гуджарата существовали до эпохи Хнраппы (поэтому их иногда относят к IV—II тысячелетиям до и. э.). Еще более архаичен неолит Кашмира. Неравномерность развития, во многом, очевидно, объяснялась природными условия­ми. В целом же, несмотря на значительные локальные особен­ности, неолитические культуры Индостана обладали рядом прин­ципиально сходных черт69, однако выводить всю специфику из «диной традиции, как это нередко делают индийские археологи, на наш взгляд, ошибочно. Результаты новых раскопок позволили Оолее объемно представить хозяйственную деятельность неолити­ческого населения Индостана, судить о сельскохозяйственных культурах, которые оно выращивало (рис, просо, бобовые, пшени­ца, ячмень), и домашних животных, которых разводило (козы, онцы, крупный рогатый скот)70.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных