Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Религия и культура ведийской эпохи 2 страница




Особое значение придавалось принесению в жертву коня (ашвамедха)44, обряду, совершаемому только правителем. Спе-циально отобранного коня отпускали на волю, но за ним не­отступно следовал царь (или назначенный для этого полководец) с войском. Властители областей, по территории которых проходил конь, должны были либо подчиниться царю — собственнику коня, либо воевать с ним. Через год коня приводили в столицу и приносили в жертву в присутствии покоренных правителей.


Ми подобный акт мог решиться царь, уверенный в своих силах и претендующий на роль политического гегемона.

\i религии древних индийцев исключительно важное место нанимал культ предков (ничуть не уступая культу богов), хотя мера в переселение душ, казалось бы, не должна была способ-гтиовать его развитию. Самая существенная часть культа — по­минальная трапеза (шраддха) — совершается и сейчас. Выпол­нит!. ее может только мужчина — глава семьи, и потому понятны (ин-тоянные мольбы верующих индийцев о мужском потомстве.

Обрядами сопровождались и трудовые процессы — запряжка н плуг быков, начало дахоты, сева, жатвы, молотьбы, ввод и ш.мюд скота из хлева, начало сооружения пруда, колодца, за­кладка сада, постройка жилых и хозяйственных помещений и г. II., а также любое событие в личной или семейной жизни. Они зародились в глубокой древности, и первоначально выпол­нение их не требовало профессиональных знаний, но брахманы стирались взять под свой контроль и эту сторону жизни индийца. Традиционные обряды они истолковывали в соответствии с но-н|.1ми верованиями, привносили в них элементы развивающегося ритуала (например, чтение мантр), стремились сделать непре­менным свое участие в нем или даже руководить им.

Для отправления ведийского культа необходимы были ква­лифицированные исполнители — жрецы и подсобный персонал. М обрядах с возлиянием сомы, например, должны были участво-икть минимум четыре жреца: хотар, главной обязанностью кото-|1иго было произнесение гимнов «Ригведы», адхварью, произно-никший тексты из «Яджурведы», удгатар, певший гимны из «('амаведы», и брахман, следивший за ходом церемонии; ему надлежало знать все три веды. В особо важных случаях испол­нителей было значительно больше; они образовывали четыре группы, куда включались представители названных «категорий».

Точное знание ритуала достигалось многими годами постоян­ной учебы: приходилось все воспринимать на слух и заучивать наизусть. Постепенно такая задача для одного человека оказы-иалась непосильной, что и определило потребность в специали-шции брахманов — одни готовились к выполнению функций хо-гара, другие — адхварью, третьи — удгатара и т. д.

Судя по брахманам, жертвоприношения превращались в дли­тельную, с огромными затратами средств процедуруй5. По сути, иЛряд шраута могли себе позволить только очень состоятельные 'пиди46. Если допускалась ошибка, то священнодействие считалось неэффективным. Естественно, что каждый из жрецов должен пыл досконально знать правила и детали ритуала и тексты, чтение мпорых составляло часть его. А это было далеко не просто. Так, хотар на пятый день обряда агништомы произносил в строго ипределенном порядке две тысячи стихов (рич) из «Ригведы», наращенных к Агни, Ушас и Ашвинам.

В изучаемую эпоху большое значение придавалось аскетиче-• 1спй практике, посредством которой адепты пытались достичь


высшей силы духа и божественного могущества. Некоторые да вали обет принимать пищу лишь через очень большие проме жутки времени, другие — никогда не ложиться или ложиться лишь на ложе из колючей травы, третьи — добывать себе про питание нищенством или сбором диких плодов и корней и т. д. Подвижничество (особенно ограничение в пище) всячески вое хвалялось, отшельникам приписывалась особая святость. Жизн1. преходяща, мир суетен, но добродетельны отказ от мирских радостей и удаление в лес или горы. Уединившись в чаще либо в пещере, отшельники постоянными молитвами и заучиванием мантр старались достичь благоволения богов и священной муд­рости. Отшельничество в лесу (ванапрастха) считалось в дрен ней Индии даже одной из обычных стадий жизни (третья am рама) всякого благочестивого дваждырожденного.

Существенным отличием ведизма от первобытных верований было освящение общественного неравенства людей. Носители государственной власти обожествлялись, и безусловная покор ность им, как богам в человеческом облике, объявлялась высшим долгом каждого. Церемония восхождения на престол сопровож далась специальными обрядами, которые должны были придать сакральный характер этому событию47.

Неравенство людей проявлялось и в самой культовой прак тике. Более обильные жертвоприношения расценивались кап свидетельство большего благочестия, обеспечивали большую ми лость богов и более счастливую карму. Самые угодные богам жертвоприношения некоторые разряды свободных (не говори уже о рабах) вообще не могли совершать. Шудрам, например, запрещалось даже присутствовать на них, не разрешалось за учивать и произносить мантры, даже слушать их, более того, дваждырожденные не должны были произносить их при шудрах Сравнительно поздняя тенденция брахманской «теологии* поста вить аскетизм и священное знание выше обрядности частично была связана и с реакцией на доминирование материального фактора в культе.

Но, несмотря на все изменения, ведийская религия остава лась по своему характеру весьма архаичной: она унаследовала от более древних верований многобожие, отсутствие установленной иерархии богов, племенную исключительность, практически делавшую невозможным прозелитизм. Это позволяет рассматри вать ведизм как религию небольших, еще неразвитых государсти с сильными пережитками родо-племенных отношений.

Космогонические воззрения и истоки философии 48. Предстал ления о происхождении и развитии вселенной, отраженные и X мандале «Ригведы», непосредственно предшествуют космот ническим концепциям брахман. В гимнах этой поздней «ригве дийской книги» содержатся две основные версии происхождение космоса. Первая была связана с дуалистическим представлением о его исходных началах — хаотической мировой материи л организующем ее агенте (X. 81-82.121), когда в образе демиурги


т.К'.тупают Вишвакарман, Праджапати, Эти воззрения соотноси­лись с мифологическими представлениями о «Золотом зародыше» (Хираньягарбха). Другая модель мира — пантеистическая. Соглас­но гимну «Пурушасукта» (Ригведа X. 90), боги, вознамерившись еитиорить мир, совершили жертвенный обряд над божественным исриочеловеком Пурушей. При этом из его «духа* (манас) воз­никла Луна, из глаза — Солнце, из уст — йндра и Агни, из шнания — ветер, из пупа — воздушное пространство, из голо-- небо, из ног — Земля, из уха — стороны света (лока). Из > Пуруши произошли брахманы, из рук — кшатрии (раджанья),

оедер — вайшьи, из ступней — шудры. Тогда же появились > инотные, растительность, а также гимны (рич), песнопения (гиман), жертвенные формулы (яджус) и т. д.

II целом ведийская космогония предлагает различные ответы ни вопрос о том, как был сотворен мир. Всесоздателем высту-ипгт наряду с «абстрактным» божеством — персонификацией са­мого процесса творения, первым зародышем, покоящимся в водах (Цшхманда, Хираньягарбха) и приносимым в жертву первосу-(цгством, — также и «космический жар» (тапас). Авторы гимнов пытались устранить эту несогласованность, но все их решения ил деле сводились лишь к сопоставлению и перестановкам на-шшшых образов.

Самхиты не дали единой космогонической теория, но творцов Полнородных «концепций* о происхождении мира сближал дух искания. То, что многие из космогонических гимнов облечены и форму вопросов, конечно же, не просто литературный прием. Литоры их допускают: ответов может быть много, истина яеиз-потна даже богам, картина жизни вселенной неясна.

Раздумья ведииеких индийцев над проблемами бытия и миро-«'илдания, пожалуй, наиболее полное отражение нашли в извест­ном тексте «Ригведы» — «Гимне о сотворении мира» (X. 129). Там симорится 49:

Не было не-сущего, и не было сущего тогда,

Не было ни воздушного пространства, ни неба над ним.

Что двигалось туда и сюда? Где? Под чьей защитой?

Что за вода — глубокая бездна?

Не было ни смерти, ни бессмертия тогда,

Не было ни признака дня [или] ночи.

Дышало, не колебля воздуха, по своему закону Нечто Одно.

И не было ничего другого, кроме него.

Основой бытия провозглашается нечто безличное; нет ни атмо­сферы, ни небесного свода; вода, подобная бездне, предшествует другим стихиям. (Представление о связи безличного «нечто» и доступного чувственному восприятию мира характерно и для ионднейших религиозных течений — брахманизма, индуизма и т. д.) Не только смерть, но и бессмертие невозможно в том, не пиразином словами состоянии, которое предшествовало творению. Пило «Нечто Одно», обладающее единственным свойством — це­лостностью, неделимостью. Вселенная же виделась царством раз­личий, возникающих из деления первоначального целого на две

| 185


части (сущее — не-сущее, смерть — бессмертие, день — ночь). Любопытцо и другое определение: «Оно дышало, не колебля воздуха», т. е. одновременно и дышало, и не дышало. (Это пред ставление тоже получило развитие в индийской философской литературе.)

В соответствии с идеей отрицания независимого существова ния божеств авторы гимна рассматривают их как вторичное явление, возникшее в результате уже свершившегося акта творе ния. Подобно людям, боги выполняют свое предназначение и мире, но не управляют им и не знают, как возник он. Тайн;' творения остается неразгаданной («может, само создало себя. может, нет»). Даже вселенский «надзиратель* (адхьякша), надо ленный высшим знанием, осматривающий космическую пан оря му, вряд ли может ответить на все поставленные в гимн* вопросы.

Этот текст, взятый в качестве примера, показывает, скош. сложным и противоречивым был ранневедийский взгляд на про исхождение мира. Вместе с тем индийцы времени «Ригведы» не считали, что «загадки мироздания» способны раскрыть боги: их мир оказывается чем-то вторичным, подчиненным общим за конам бытия. Небожители способны помочь в достижении каких либо материальных благ, но бессильны в объяснении тайн все ленной, природы и человека.

Приведенный материал ни в коей мере не охватывает Bceii проблемы реконструкции космологической системы ранневедий ского периода 50, здесь лишь в самых общих чертах передан ха рактер космогонических представлений индийцев эпохи самхит. Следующий этап в развитии этих представлений отражен в брах манах и араньяках. В решении космогонических проблем брах маны во многом идут за ведами. «Щатапатха-брахмана» про возглашает абсолютным первоначалом воду. «Водами поистине было это (т. е. мироздание) вначале» (XI. 1.6.1). Затем возник;! ют различные стихии и божественные существа. Конечныч результат процесса — тоже воды. Праджапати — персонифициро ванная творческая сила — возрождается вновь в своем потомке Парамештхине, который отождествляется с процессом бытия: «... „пусть я поистине стану всем этим!" Он стал водами. Воды поистине [и есть] все это, ибо они стоят на самом высоком месте Тот, кто стал бы здесь рыть, нашел бы именно воды. Поистине с самого высокого места — с неба — падает дождь» (XI. 1.6.10). В мифологизированной и поэтизированной форме ведийский индиец пытался осмыслить идею круговорота веществ. Из воды рождается все живое. Она питает растения, низвергаясь на земли» в виде дождя, пополняет запасы подпочвенной влаги, поддер живает органическую жизнь. В том же отрывке перечисляются и другие понятия ригведийской космологии: тапас и «Золотой зародыш».

Наравне с представлением о преобладающей роли воды первоосновы всего сущего — встречается и известная ведийскал


концепция о зарождении вселенной из некоего нерасчлененного полого. «Шатапатха-брахмана» называет его «не-сущим»: «По­истине не-сущим было вначале [все] это. Поэтому и спрашива­ют: „Чем было это не-сущее?"» (VI. 1.1.1).

Далее становится заметной одна типичная для ведийского мировоззрения в целом черта: стремление отождествить природ­ные явления с процессами, регулирующими жизнь человека. Иорвостихией бытия объявляются различные формы дыхания (праны), обеспечивающие жизнедеятельность и человека и природы.

Во взглядах индийцев эпохи араньяк на человека был и еще один существенный момент. «Айтарея-араньяка» провозглашает, что он — «сочетание речи и дыхания, кои суть жертвоприноше­ние» (II. 36.3). Данное положение конкретизируется в том же тексте. Природа и человек ассоциируются (и отчасти даже отож­дествляются) с третьим началом, которому тоже приписывается космическое значение, — с жертвенной практикой. Ритуал как бы поставлен над всеми обычными действиями, он имитирует процессы природы и одновременно обусловливает их. Взгляд на жертвоприношение как на сакральный акт, моделирующий кос­мос, оказался в древней Индии необычайно стойким.

Наряду с попытками осмыслить мир и его «законы» в кон-тексте мифотворчества обнаруживаются и первые попытки аб-птрактно-понятийного объяснения мира. Согласно важнейшему положению, зафиксированному в упанишадах, всякая индиви­дуальная душа (Атман) тождественна Абсолюту — Брахману51, наполняющему собой весь живой мир 52, Атман нередко даже терминологически совпадает с ним 53. И вместе с тем понятие «Врахман» сосуществовало с идеей персонифицированного бо­жества — Брахмы 54. Образ этого бога слился с ведийским Прад-жапати. И ныне в индуизме Брахма чтится как одно из высших божеств, как бог-творец, но в основном в «богословии»: культ его, не имевший корней в племенных верованиях, не получил широкого распространения.

Сложные религиозно-философские построения, встречающиеся в поздней ведийской литературе, свидетельствуют и о стремлении привести в систему более древние верования. Их разработка способствовала возникновению новых мировоззренческих уста­новок. В упанишадах особую роль играет учение о знании (джня-на), но это не рациональное положительное знание, приобретен­ное в результате научных изысканий и опыта, а особое мисти­ческое знание (видья), достигаемое медитативной практикой. Лдесь отражены также поиски нового эсхатологического идеала. Достижение рая (царства богов) иногда признавалось уже не­достаточным, поскольку оно не спасает от сансары. Конечная цель, к которой должен стремиться каждый истинно разумный, — •освобождение» (мокша) от сансары, «освобождение* души, т. е. избавление от новых рождений, а значит, и смертей. Это стало мыслиться как осознание своего глубинного единства с Брахма-


L



ном — достижение «мира Брахмы» (брахмалока)5&, после чего ■
новые возрождения станут уже невозможными 56. Но такую цель Ш
нельзя достигнуть с помощью обычных ритуальных средств: нуж- Щ
ны особые усилия духовного познания. Я

Весьма разнообразен в упанишадах и «философский» мате-Я риал ъ7 — попытка осмысления психофизической структуры ин- ^ дивида и поиски соотношений между элементами тела человекп и материальными началами космоса (ср. древнегреческие уче ния о «стихиях» мира). Конечно, употребляя термин «филосо­фия» для характеристики поздневедийского мировосприятия, мы понимаем условность этого определения. Воззрения мудрецои упанишад на микро- и макрокосмос еще не формализуются и строго категориальную систему, авторы текстов не ставили своей задачей критическое осмысление самих источников познания, не были разработаны и основы полемической «диалектики*. Вместе с тем здесь уже поднимаются вопросы, которые, употреб­ляя современную терминологию, можно характеризовать как различение субстанции и атрибута, сущности и явления. Так, упоминаемый еще в брахманах мудрец Уддалака сообщает: «По одному комку глины узнается все сделанное из глины, [ибо вся кое] видоизменение — лишь имя, основанное на словах, действи тельное же — глина; то же можно сказать и о вещах, сделанных, например, из железа или золота» (Чх.-уп. VI. 1.4-6). Он обраща­ется к известному ригведийскому космогоническому мифу (X. 129), предлагая самостоятельное толкование его, — отбрасывает идею изначального состояния, независимого от бытия и не-бытия, и представление о происхождении первого из небытия. «Как же... могло это быть? Как из не-сущего родилось сущее? — спрашивает мудрец. — Нет, вначале... [все] это было Сущим, одним, бел второго» (VI. 2.2). Затем он рисует картину становления мир», где один элемент возникает из другого.

Учение Уддалаки исключает участие богов и сверхъестест венных сил в процессе миросоздания: сама природа выступает творящей силой, из которой рождаются прочие формы жизни-Жар — источник воды, вода производит пищу (речь идет, верп ятно, о твердом веществе вообще). Из различных сочетаний жара. воды и пищи возникают все виды живых существ. «И где ещ<' мог бы быть его [тела] корень, как не в пище? — говорит ом в беседе с сыном. — И также, дорогой, если пища — росток. ищи корень в воде. Если вода — росток, дорогой, ищи кореш. в жаре. Если жар — росток, дорогой, ищи корень в Сущем. Ва- эти творения, дорогой, имеют корень в Сущем, прибежище н Сущем, опору в Сущем» (VI. 8.4). Настойчиво проводится мысль о конкретно-материальной первооснове всех функций тела и пси хических процессов. Не только кости, мускулы, кровь, но и со.ч нание — продукт трех элементов, образующих мир. Если литшгп. тело пищи, психические процессы также приостанавливаются.

По мнению В. Рубена, воззрение Уддалаки содержит натур философские идеи 53, однако не следует забывать, что упанишл

J


1 — преимущественно памятник зарождающейся идеалистиче-Й философии (традиция Яджнавалкьи). Они демонстрируют тупление нового этапа в развитии древнеиндийской духовной плуры, что было связано с переменами в социальной и обще-гнной жизни. Процесс накопления знаний также отразился содержании памятника: в нем прослеживаются зачатки на-

шого объяснения природных явлений. Развитие научных знаний. Нужды производственной практи-

■ ". новые условия жизни, изменение ритуала способствовали
щюПуждению научного интереса к природным и общественным
процессам. В число веданг (частей вед) — дисциплин, считав­
шихся вспомогательными при изучении вед, — включались шик-
tiiM (фонетика), чхандас (метрика), вьякарана (грамматика), ни-
t'Vit'ra (этимология) и джьотиша (астрономия). О других науках

т'дения весьма отрывочны, но чрезвычайно любопытны. Из

■"'шнений, относящихся к упомянутым ведангам, прежде всего

■'||-дует отметить «Нирукту» Яски (не позднее 500 г. до н. э.)59. п 'том труде приводится этимология слов, которые встречаются " ш'дах и смысл которых стал забываться, имен и эпитетов богов, и i шаний жертвенных обрядов. Реальное существование других ■к 1.;шг подтверждается более поздними сочинениями (например, «Лштадхьяи» Панини, труда, относящегося к IV в. до н. э.), 1'Д'1 говорится о творчестве предшественников.

Об уровне астрономических знаний допустимо судить по мно­гочисленным, хотя и разрозненным, упоминаниям в ведийской литературе, особенно в брахманах «Яджурведы». Время совер­шения религиозных обрядов определялось прежде всего фазами %мы, ее положением на эклиптике. Ведийские индийцы помимо ''плица и Луны знали все пять видимых невооруженным глазом ч и нет, они умели ориентироваться в звездном небе, соединяли

■ мгнды в созвездия (пакшатры).

Самые ранние данные о накшатрах встречаются уже в «Риг-"■'■in», хотя, возможно, это представление бытовало еще в ха-i-.нмтскую эпоху. Накшатры — небольшие группы звезд, удален-iii.H- друг от друга приблизительно на 13% поэтому Луна при in "'м движении по небесной сфере каждую следующую ночь i тывается в новой группе созвездий. Полные списки их при-|'.'/|.(шы в «Черной Яджурведе» и «Атхарваведе», а названия оставались практически неизменными на протяжении mho-mix веков. Древнеиндийская система накшатр соответствует лунным стоянкам, приводимым в современных звездных ка-III логах.

Основной «временной» единицей считались не солнечные, а лунные сутки (титхи); примерно 30 таких суток составляли чунный месяц (т. е. четыре фазы Луны охватывали около 29, ii солнечных суток). Двенадцать лунных месяцев давали 354 цпя; для установления соответствия между лунным и солнечным годом была разработана система вставок, т. е. дополнительного месяца.


Сведения о развитии математики (санскр. «ганита») лучш-всего представлены в шульбасутрах 60, сохранившихся в нескол i-ких редакциях (наиболее известны версии Баудхаяны, Манав)! Апастамбы, Катьяяны). Датировка этих сочинений неопред< ленна, обычно их составление относят к VIII-IV вв. до н. ■• и увязывают с ведийской, в первую очередь поздневедиископ эпохой.

Термин «шульба» означает «веревка», «струна», «канат Очевидно, первоначально эти тексты представляли собой своей рода «сборники правил измерения с помощью веревки» и слуяо ли руководствами при постройке алтарей и храмов. Сооружен и алтарей регламентировалось рядом правил: ориентировка по стр. нам света; в основании должны лежать строго определенна фигуры и т. д. Все это требовало решения некоторых геометра ческих задач (построение прямого угла, квадрата, прямоугол! ных треугольников с целочисленными сторонами, построенп' из лих трапеций, преобразование прямоугольника в равновеликий квадрат, построение квадрата, равновеликого сумме или разноси двух данных квадратов).

Наряду с правилами измерения и сооружения жертвенна' алтарей тексты содержат и данные о системах счета, арифмеи ческих действиях с целыми дробями, квадратных и неопределеп ных уравнениях первой и второй степеней, приближенном ил хождении иррациональных величин, арифметической и геомен рической прогрессиях и т. д.

В «Веданга-джьотише» высоко оценивается роль математики в ряду других наук: «Как гребешок на голове павлина, к;и драгоценный камень, увенчивающий змею, так и ганита [нахп дится] на вершине наук, известных в Веданге» 61.

Обычное санскритское название арифметики — «вьякта-гави та» («искусство вычисления при наличии известных величин» I. но иногда арифметические подсчеты называли «дхули-карм;| ■■ {«работа с пылью»); дело в том, что вычисления производили! i на счетной доске, покрытой песком или пылью, а то и прям<> на земле. Числа писались заостренной палочкой; при выполнении арифметических действий легко было стирать одни результаты и на их месте записывать другие.-

Алгебра — «авьякта-ганита» («искусство вычисления при w известных величинах») — в поздневедийской литературе в осн<н ном была выражена в геометрической форме. Так, геометри1 ■ ский метод преобразования квадрата в прямоугольник с данн стороной, который описан в шульбасутрах, эквивалентен реп нию линейного уравнения с одним неизвестным ах=с2.

Некоторые задачи на арифметические и геометрические пр<> грессии приобрели чрезвычайную популярность, среди них дача о награде за изобретение шахмат 62, сводящаяся к Haxo:i дению суммы геометрической прогрессии со знаменателем:' В «Тайттирия-самхите» приведены арифметические прогрессии 1, 3, 5,.... 19; 2, 4. 6,..., 20; 4, 8, 12,..., 20; 5, 10, 15,..., 100.


■О, 20, 30,..., 100; 19, 29, 39,..., 99. Геометрические прогрессии Иисываются в «Панчавимша-брахмане». В этих сочинениях сум-■• прогрессий не указывается, но она дается в «Шатапатха-Ьпхмане».

■ Особое место в геометрических разделах занимает так назы-
■•Рмая теорема Пифагора, известная в Вавилоне, Индии, Китае
■Же за несколько столетий до древнегреческого философа, с име-
■ВМ которого она связывается. Эта теорема приведена во всех
■•дикциях шульбасутр, начиная с самой ранней. Там же пере-
■Игляются тройки чисел, для которых она выполняется: 3, 4, 5;
I, 12, 13; 7, 24, 25; 8, 15, 17; 12, 35, 37; 15, 36, 39.

Большой интерес был проявлен в ведийскую эпоху к комби- ■■ орике. Ряд ученых полагают, что одним из побудительных

LiBOB к занятию ею послужило ведийское стихосложение: надо

'10 учитывать не только число слогов, но и долготу звуков ■ аждой слоговой группе. Среди сочинений на эту тему выде-

гся трактат Пингалы по метрике (прежде всего ведийской),

прый обычно датируется поздне- или послеведийской эпохой.

уя по шульбасутрам, в рассматриваемый период индийские i.1 тематики начали заниматься определением числа тс — отно­шения длины окружности к диаметру. Позднее к этой проблеме >>"1>атились многие индийские ученые.

Обращает на себя внимание тот факт, что успехи в области и мучного знания были достигнуты при относительно низком уровне материального производства. Это позволяет думать, что н основе ряда достижений лежали не практический опыт и на­блюдения, а умозрительные заключения. Самостоятельных мате-мптических и астрономических «школ* в тот период еще, оче­видно, не существовало. Изучение перечисленных дисциплин Лило связано с традицией вед, с разработкой теоретических и прнктико-религиозных вопросов именно ведийской традиции, при этом нужно иметь в виду, что сочинения были записаны много позднее. Изустная передача столь сложных тем (в частно-|ц, математических расчетов и задач) предполагает исключи-"■ 1ьно высокий уровень обучения и практических рецептов для " запоминания и сохранения.

Значительного развития, достигли познания индийцев в об­мети медицины, хотя они были тесно переплетены с магическими представлениями. Очень много заклинаний против болезней

■ пцержится в «Атхарваведе». Вместе с тем накапливался и зна­
чительный полезный опыт. Индийцы умели определять более
|!отни болезней (лихорадка, чахотка, дизентерия, ревматизм,
проказа и др.) и имели представление о лечебном эффекте многих
'Кчсарственных растений. Кроме микстур применялись мази,
ингаляции, окуривание дымом. Полоскание рта, омовения при
ишершении религиозных обрядов свидетельствуют о понимании
(правда, не всегда осознанном) гигиенического значения водных
процедур. В «Ригведе» (IX. 112.1) уже упоминаются профессио^
пильные лекари (бхишадж). Занятие врачеванием в то время


еще не стало предосудительным: даже Агни (Атхарваведа V. 29.1) или Ашвины (VI. 1.53.1) уважительно называются лекарями. Искусство. В этой области достижения ведийских индийцев были весьма скромными. Жили они преимущественно в неболь­ших поселениях, города немногим отличались от деревень. Хра­мов не строили; погребальный культ, если не считать поминаль­ных трапез, практически отсутствовал; нет прямых данных и о наличии изображений богов ж идолопоклонстве. А ведь главны­ми памятниками, на основании которых мы судим об архитек­туре и изобразительных искусствах древних народов, являются обычно культовые сооружения (храмы, статуи и т. д.). В послед­ние годы индийские археологи обнаружили много образцов древ­нейшей индийской живописи. Воспроизведение охотничьих сцен, видимо, восходит еще к неолиту, в поздних же встречаются изображения всадников и колесничих. Какие из дошедших до нас рисунков относятся именно к ведийскому периоду, сказать трудно, но традиции художественной росписи, видимо, сущест­вовали и в то время. Изделия художественного ремесла (мате­риалы археологии) носили, как правило, светский и утилитарный характер. В ведийских «текстах» имеются данные о музыкальных инструментах — вине (струнный инструмент типа лютни), флейте, кимвалах, барабанах разного рода. Музыкой сопровождались домашние обряды (например, свадьба), ритуальные тексты про­износились нараспев. В одной из поздних упанишад, «Майтри-упанишаде» (VII. 8), в числе тех, с кем мудрецу не следует общаться, упоминаются танцор и актер, что говорит о появ­лении профессий этого рода, а также о том, что общественный статус актеров был невысоким.

Мы остановились на самых общих чертах культурного раз вития ведийской Индии — теме чрезвычайно широкой и мно гоплановой. Богатейший материал литературы, интенсивные ж следования индийских археологов, пристальное внимание к проб лемам ведологии большого круга ученых разных специально сгей — залог того, что в скором времени многие научные вопросы, которые еще остаются неясными, будут успешно решены. Ни и сейчас можно утверждать, что ведийская культура явилаа важнейшей основой для историко-культурного развития. Литр ратура оказала огромное влияние на становление и эпической, и классической словесности, ее сюжеты и образы вошли составной частью в культурный фонд Индии. Сложившиеся в далеком прошлом познания были разработаны последующими поколени ями математиков, астрономов, медиков, грамматиков. Огромным было воздействие ведизма и концепций упанишад на духовную жизнь древней и раняесредневековой Индии. Это воздействии проявилось в становлении как индуистских, гак и неортодокса;! i. ных религиозных и религиозно-философских систем.


ИНДИЯ

В МАГАДХСКО-МАУРИИСКУЮ ЭПОХУ


ГЛАВА VIII

ОБРАЗОВАНИЕ РАННИХ ИМПЕРИЙ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных