Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 14 страница




Особую группу составляли переднеазиатские и эллинистиче ские божества — Гелиос, Гефест, Селена, Нана (отождествлялас с иранской Анахитой). На некоторых монетах Хувишки имеете изображение Геракла. Можно упомянуть и Сераписа, культ ко торого был хорошо известен в эллинистическом Египте.

Исследователи по-разному трактовали культовый комплек на Кушанских монетах. Выдвигались теории о его зороастрийско основе. X. Хумбах считал, что главной фигурой в этом пантеон был иранский бог Митра. Нередко пантеон объявлялся эклектич ным, лишенным всяких признаков системы.

По мнению некоторых ученых, монеты чеканились лишь дл внешнеторговых операций и потому отразили верования тех рай онов, с которыми Кушаны вели торговлю. Другие полагали, чт божества, изображенные на монетах, несли функции божествен ных спутников и покровителей монархии, служили символо божественного освящения и поддержки правящего дома130.

Наиболее правильным представляется предположение, что мн* гообразие божеств Кушанского пантеона отражало этническу и культурную пестроту населения огромной империи, хотя, конеч но, не исключено, что оно было и следствием культурных связе империи с эллинистическими государствами Запада, в том числ с Римом. Кроме того, кажется возможным связать и отдельны имена пантеона с этапами истории державы: иранские по проио хождению божества, очевидно, свидетельствовали о роли Бактри в истории Кушанского государства. Не случайно синкретизм пан


тпона более всего выражен на монетах Канишки и Хувишки, при которых закончился период основных территориальных захватов it происходило оформление многих общих для всей империи прин­ципов государственного управления, складывание общих культур­ных традиций. Несколько странно, однако, что почти отсутст-иуют изображения буддийских и джайнских «персонажей* и •святынь» и относительно редко встречается изображение Будды: псдь эти вероучения были широко распространены в Индии той нюхи, а Матхура и Таксила являлись важными буддийскими и джайнскими центрами. Более того, именно в Кушанскую эпоху буддизм из Индии распространился в Среднюю Азию. Об этом гнидетельствуют археологические открытия советских ученых: Пыли обнаружены целые буддийские комплексы, предметы буд­дийского культа, скульптура, эпиграфика131.

Изучение Кушанского пантеона показывает, что Канишка и Хувишка проводили политику религиозной терпимости, которая, видимо, лучше всего отвечала задачам укрепления разнородной по составу империи. Это отразилось на монетах и имело, вероят­но, определенные цели: монеты выступали не только как средство денежного обращения, но и как своего рода инструмент идеоло­гического воздействия. Когда же империя стала клониться к упад­ку и отдельные области вышли из-под контроля Кушанских пра­вителей, ситуация изменилась и на монетах перестал изображать-|Ц столь широкий круг божеств. Изменилась, очевидно, и религи-щщая политика наследников Хувишки.

Но основной и наиболее надежный источник наших знаний о религиозной ситуации в Индии Кушанской эпохи — эпиграфи­ческие материалы. Подобно нумизматике, эпиграфика также ука-аывает на сосуществование различных религиозных течений, орто­доксальных и неортодоксальных; немалое значение продолжали сохранять и местные культы (например, культ нагов).

Кушанская эпоха знаменовала собой важный этап в истории буддизма: это было время укрепления махаяны, разработки мно­гих доктринальных основ религии и философии этой ветви буд­дийской мысли; формируются школы махаянской философии, рнзвивается махаянская литература, укрепляется культ Будды и концепция бодхисаттв как главных «проводников» на пути рели­гиозного «освобождения». В надписях многократно говорится о мнхасангхиках, которые были влиятельны в различных частях играны (например, в Матхуре, где их главными оппонентами бы­ли сарвастивадины)ш. Уже упоминавшаяся надпись из Бардака повествует об установлении священных реликтов Будды Шакьяму-ни в буддийском монастыре, находившемся под влиянием маха-оингхиков (о махасангхиках сообщают и надписи из Термеза — ICnpa-тепе и Фаяз-тепе). В надписях Матхуры также упоминаются монастыри махасангхиков133. Большой интерес представляет подпись из Матхуры периода Хувишки, в которой сообщается об установлении фигуры Будды Амитабхи134 — единственное пока опиграфическое свидетельство об этом махаянском культе в пе-


риод Кушан. Надпись, датированная 5 г. (очевидно, по «эре Ка-нишки»), была нанесена под скульптурной композицией, в центре которой восседает на лотосе Будда, а справа — фигура бодхи-саттвы Майтреи (типично гандхарская скульптура). Надпись но только свидетельствует о популярности концепций бодхисатти и дхьяна-будд, но и важна для датировки гандхарской школы ш.

Судя по надписи Сенавармы, ее составитель был приверженцем махаянских идей: текст содержит ряд религиозных формул и терминов, характерных именно для доктрины «Большой колес­ницы» ш (в частности, упоминается о «дхарма-кайе» — «дхарми­ческом теле» Будды). Особая значимость этой надписи состоит еще и в том, что она фиксирует распространение махаянских концепций в ранний период Кушанской истории (Ж. Фюссман датирует надпись 30-ми годами I в. н. э.). В надписи из Кундуза упоминаются приверженцы школы дхармагуптака, сыгравшей не-малую роль в утверждении махаяны.

Особой популярностью в Кушанскую эпоху пользовались идеи сарвастивады. Север и северо-запад империи были главными фор­постами сарвастивады и ее отдельных подшкол138. Надпись Ка-нишки из Шах-джи-ки-дхери указывает на поддержку Кушанами сарвастивадинов13Э, знаменитая надпись из Зеды (11 г. «эры Ка-нишки») регистрирует дар, сделанный ради процветания сарвас­тивады140, надпись из Куррама (20 г. «эры Канишки») говорит о реликвиях Будды Шакьямуни в честь учителей сарвастивады141. В надписях Матхуры встречаются названия и ряда других буд­дийских школ (например, саммития)142.

Судя по эпиграфике, значительным влиянием в Кушанскую эпоху пользовался джайнизм. Надписи сообщают о воздвижении статуй джайнским тиртханкарам, и прежде всего Махавире143. В Матхуре было несколько джайнских центров; их поддерживали светские последователи этой религии144. Эпиграфика рисует и внутренний статус джайнских общин, включавших монахов и монашек, которые принадлежали к различным социальным и территориальным делениям (гана, кула, шакха).

Несмотря на значительную популярность буддизма и джайниз­ма, брахманизм продолжал сохранять свои позиции; брахманы, судя до надписям, совершали различные ведийские ритуальные церемонии, в том числе яджны145. Об укреплении индуизма (виш­нуизма и шиваизма) наряду с Кушанской нумизматикой и эпигра­фикой говорят и памятники искусства. Особенно показательны скульптурные серии из Матхуры ш.

Наряду с раскопками в Матхуре большой интерес для изуче­ния религиозных представлений в период расцвета Кушанской империи представляют раскопки храма Канишки в Сурх-Котале. Исключительно важен и материал, открытый советскими архео­логами в Средней Азии: он соотносится со свидетельствами индий­ских источников и позволяет более объемно представить религи­озную ситуацию в Кушанский период. Сопоставление культовых комплексов Афганистана (Сурх-Котал), Индии (Матхура) и Сред-

406, |

Ii


ней Азии (Халчаян, Саксан-Охур) дает возможность выявить сходную традицию строительства династийных культовых центров.

Васудэва. Самая ранняя надпись с именем Васудэвы датирует-< и 64 (или 67) г. «эры Канишки», а самая поздняя — 98 г. Если и ■ it графика зафиксировала правление одного царя по имени Ва-- \ дэва, то он правил довольно долго, почти четверть века147.

Годы правления Васудэвы были временем значительной индиа-мпзации Кушан. Само имя царя — типично индийское, отличное от имени его предшественников (на основании этого некоторые ученые относили Васудэву к другой династической линии). В от­личие от Канишки и Хувишки Васудэва был ревностным шиваи­том, напоминая тем Кадфиза II. На его монетах обычно изобра­жены Шива с быком Нанди. Чем объясняется его отход от по­литики веротерпимости, сказать трудно. Можно предположить, что при нем Кушаны потеряли значительную часть своих неин­дийских территорий (большинство надписей с именем Васудэвы пнйдено в районе Матхуры, на Северо-Западе эпиграфических дпкументов такого рода не обнаружено) и вынуждены были ис-кпть опору у населения собственно Индии, где в этот период шиваизм насчитывал множество приверженцев.

Центральной власти не просто было осуществлять контроль дмже над всеми индийскими областями, где прежде сидели по­корные ей наместники. Последние фактически вышли из повино­вения, и Васудэве, видимо, силой оружия приходилось удержи-ннть свои пошатнувшиеся позиции. При Васудэве Кушаны, ви­димо, потеряли территории к югу и юго-востоку от Матхуры и области в низовьях Инда148. Последнее привело к нарушению индийско-римской торговли, игравшей важную роль в экономи­ческом развитии Кушанской империи.

О начавшемся кризисе державы свидетельствует и нумизмати­ческий материал. Если золотые монеты с именем Васудэвы пол­ностью отвечают общепринятому стандарту, то наиболее ходовые медные монеты уже содержат только часть обычной легенды и Грубо изготовлены (некоторые из них, выпущенные его наследни­ками, рассматриваются как имитации монет Васудэвы)149.

В кушановедении уже не раз обращалось внимание на воз­можность существования нескольких Кушанских правителей, но-|шиших имя Васудэва150. Вполне возможно, что и серия надписей и именем Васудэва относится к различным царям. В китайской хронике III в. н. э. сохранилось интереснейшее сообщение о по­сольстве правителя да-юэчжей (великих юэчжей) Бо-дою ко двору императора династии Вэй151 (в тексте обозначено и время при­бытия посольства — январь 230 г.). Имя Бо-дою, как полагает 'Л. Пуллейбленк, точно передает индийское имя Васудэва152, но кикой из Кушанских царей, носивших это имя, «скрывается» в (шесказе китайской хроники, сказать трудно.

Упадок Кушанской империи. Черты упадка империи, наме­тившиеся при Васудэве153, стали более отчетливыми при его на-иледниках, хотя данных об этом периоде крайне мало.


При наследниках Васудэвы154 Кушанам пришлось столкнуты) как с местными индийскими государствами, так и с держав» Сасанидов, образовавшейся в 226 г. В начале III в. возвысила» индийская династия Нагов, власть которых распространилась:ta тем и на районы Матхуры, усилились яудхеи, малавы, правители Каушамби. Позже на политической арене Индии появилась hohiui могущественная империя Гупт.

Можно полагать, что к середине III в. Кушаны потеряли мно гие территории Центральной Индии и сохраняли лишь некоторые районы Северо-Запада, Не о том ли говорит буддийский текст, переведенный на китайский язык в 60-80-х годах этого столетии и упоминавший наряду с Кушанским императором и индийского «сына неба» 155 в качестве самостоятельного правителя? Кушаны потеряли и часть своих среднеазиатских владений. Независимым от Кушан был в это время и Восточный Туркестан (на это укл зывают свидетельства китайских источников)156.

Весьма упорной была борьба с сасанидским Ираном. Судя но армянским источникам, Кушанский правитель Вехсаджан был одним из участников союза против Сасанидов, главным вдохнони телем которого выступал армянский царь Хосрой I. Сложные со бытия истории сасанидской державы в первое столетие ее сущест вования не могут быть здесь рассмотрены даже самым кратким образом; необходимо, однако, коснуться вопроса о ее восточных границах, поскольку он связан с судьбами Кушанской империи

Есть основания полагать, что в середине III в., в правление «царя царей Ирана и не-Ирана» Шапура I (241-272), значи тельная часть Кушанской империи вошла в состав сасанидской державы. Этот вывод не является в настоящее время общеприни тым: ученые по-разному толкуют свидетельства источников. Со гласно арабской хронике Табари (начало X в.)157, Ардашир I (226-241) завоевал на востоке Систан (Сакастан), Абрашахр (часть Хорасана), Марв (Мерв), Хорезм и Балх, «вплоть до край них пределов Хорасана*. Когда он возвратился из Мерва в Парс:, к нему с выражением покорности прибыли послы «царя Кушан и царя Турана и Мекрана» I5S.

Иными словами, если верить Табари, сасанидские войска уже в 20-х годах III в. захватили область Балха, несомненно приннд лежавшую Кушанам, а царь последних стал вассалом Сасани дов159. Но сообщениям хроники Табари противоречит тот факт. что позднее, при Шаиуре 1> бактрийцы рассматривались римлян» ми как народ, обладавший политической независимостью, причем в данном случае речь, возможно, шла именно о существовании независимого царства. По античным источникам, Бактрия в 244 г завязала непосредственные сношения с Римом и ее послы при сутствовали при триумфе императора Аврелиана; предполагалось, кроме того, направить бактрийские отряды в помощь цезарю Валериану, который терпел поражения в войне с Шапуром 11Ш|

О вхождении ряда областей империи Кушан в состав державы Сасанидов может свидетельствовать трехъязычная (среднепер


I

- пдская, парфянская и греческая версии) надпись Шапура I на -И'а'бе Зороаетра», составленная в 262 г. н. э. Из описания вос-1.1'шых границ сасанидской державы следует, что Шапур I владел»Кушаншахром вплоть до Пашкабура (Пешавара) и [землями] дальше, до границ Каша (Кашгара), Согда и Шаша (Ташкен-тн)» ш. Вместе с тем в той же надписи в списке двора «царя цнрей» нет правителя, который носил бы титул «царь кушан» — титул, появившийся на так называемых кушано-сасанидских монетах только во второй половине IV в. (при Шапуре II, 309-1170) и указывающий на наличие особого сасанидского наместниче-птиа, которое включало земли прежней Кушанской империи. Судя ни надписи на «Ка'бе Зороаетра*, к 262 т. «Инд, Сакастан иТу-ристан до побережья моря» были объединены во владение, кото­рым правил Нарсе, сын Шапура I, носивший титул «царь».

Не лишено вероятности, что при Шапуре I области Кушан-гкого государства не считались еще прочно завоеванными, поэтому •особый Кушанский удел» еще не был создан, как это случи­лось позднее, во второй половине IV в. Если принять это предло­жение162, то придется признать, что упоминание «Кушаншахра вплоть до Пешавара» в составе державы Шапура I свидетельст-йогшло лишь о его притязаниях на владение Кушанским государ-чтиом, утратившим к середине III в. ряд областей («Инд, Сакас-щм и Туристан до побережья моря»), но сохранившим еще поли­тическую самостоятельность.

Было высказано мнение, что золотые «кушано-сасанидские» монеты, чеканившиеся сасанидскими принцами — наместни-ннми областей бывшего Кушанского государства, начали вы­пускаться только в последней четверти IV в., около 379-380 гг.163 (котя наиболее правдоподобна точка зрения об отнесении их к III в. н. э.)164. Эти монеты, имеющие легенду «владыка NN ве-чикий царь кушан», выполненную бактрийским письмом, сде-'И1 и ы по типу монет Великих Кушан и, видимо, довольно близки пи иремени к собственно Кушанским эмиссиям (монеты Васудэ-■4.1). В этом случае конец правления царей династии Канишки ■ пдует относить к середине или даже ко второй половине IV в., писывать его с восточным походом Шапура II (ок. 368 г.) и со-■■1 ш'тственно датировать начало правления Канишки второй по­п-миной III в. Однако эта датировка не представляется сколько-нибудь возможной и сейчас (за редким исключением) не находит приверженцев.

В связи с этим вряд ли можно согласиться с приведенными иыше толкованиями письменных источников сторонников поздней цйтировки Канишки.

Борьба Кушан с Сасанидами продолжалась в течение длитель-w«'«времени. Во второй половине IV в.165 Кидара, в китайских ниточниках — Цидоло, один из позднекушанских правителей166 *i основатель новой династии, сумел распространить свою власть ип Бактрию; из индийских территорий ему принадлежала только Г«цдхара. Мелкие Кушанские правители (так называемые Малые


Кушаны) существовали и позже, по большой роли в исторических событиях они не играли. Возможно, что об одном из них упоми­нает Аллахабадская надпись Самудрагупты {ок. 335 г.)167, однако установить границы его владений трудно. Вскоре Гупты подчини* ли своей власти территории Северной Индии, некогда входивши в Кушанскую державу.

Так сошла с политической арены одна из самых могуществен» ных империй древней Индии и всего Древнего Востока, которая в течение нескольких столетий оказывала значительное воздействие на политическое, экономическое и культурное развитие наро«дов Азии. Нам еще недостаточно ясны причины ее распада: дли­тельная борьба с сасанидским Ираном подорвала мощь империй Кушан, но это соперничество вряд ли могло быть главной причи­ной краха. Кушанское государство не было прочным образова­нием — оно включало разнородные по этносу, уровню экономимо-ского развития, по культуре и религии многие территории соври-менных Индии, Афганистана, Пакистана, Средней Азии. Понят­но, что нельзя говорить ни о каком экономическом единстве импе­рии, хотя Кушанский период ознаменовался подъемом экономики многих районов. Есть основания считать, что закат империи ■ значительной степени был связан с теми важными сдвигами, ко­торые произошли в первые века нашей эры в общественном строе государств, составлявших империю. Процессы феодализации на­блюдались и в районах, не входивших в Кушанскую державу.

В Кушанскую эпоху сложились многие черты государственного строя, которые затем были восприняты Гуптами г68.

Период правления Кушан был ознаменован необычайно важ­ными процессами в духовной жизни Индии — развитием литера­туры (светской и религиозной), драматического искусства и науки, укреплением махаяны, сложением религиозно-философских школ — ортодоксальных и неортодоксальных. С этой эпохой свя­зано творчество таких писателей, философов и ученых, как Агава-гхоша, Нагарджуна, Чарака (показательно, что найденные в Вос­точном Туркестане фрагменты пьес Ашвагхоши были написаны на брахми Кушанского времени). О развитии драмы в эту эпоху говорят и надписи, в которых упоминаются актеры, которые были, возможно, буддистами 170.

Кушанская эпоха — одна из самых ярких в истории и культу­ре всего Востока. Созданная выходцами из Средней Азии империд охватила территории от берегов Аральского моря до Индийског океана и Восточного Туркестана и встала в ряд с величайшими державами той эпохи — Римом, Парфией, Ханьским Китаем, Объединение в рамках одного государства разнородных областей привело к сближению самых различных культур. Археологиче­ские исследования последних лет показали, что в Кушанскую эпоху сложились многие художественные школы (гандхарская, матхурская, бактрийская), сочетавшие в себе лучшие достижения античной культуры и элементы местных художественных тради­ций. За последние годы советские ученые открыли замечательны


ппмятники искусства местных среднеазиатских школ, возникших или процветавших в этот период. Представления о кушанском изобразительном искусстве в настоящее время основываются уже не только на выдающихся памятниках художественных школ Индостана — Гандхары и Матхуры, но и на памятниках, откры­тых в районе Афганистана (Хадда, Беграм, Шатарак, Сурх-Ко-тия, Ай-Ханум) и в Средней Азии (Айртам, Халчаян, Дальверзин-теие) ш. Традиции кушанского искусства пережили державу Ку-щап и оказали большое влияние на последующее развитие искус-отва пародов Индии, Афганистана, Средней Азии.

Значительно укрепились международные связи, регулярными отали контакты Индии с западным миром, особенно с Римом. Ку-шаиские купцы посещали египетскую Александрию, а римляне прибывали в индийские порты и далекие области Восточного Тур­кестана. Кушанские монеты обнаружены в Африке, в Приуралье, ни Украине, на Скандинавском полуострове. Индийская статуэтка и;) слоновой кости той эпохи найдена в Помпеях, а римские изделия — во многих центрах Кушанской империи. Через ее территорию проходил Великий шелковый путь, связывавший территории Дальнего Востока со странами Средиземноморья.


Глава XVIII

Империя гупт. Этапы политической истории

В политической истории долины Ганга на протяжении всего древнего периода заметна борьба двух тенденций — сепаратист­ской и объединительной. Наличие первой можно объяснить пре­обладанием натуральных отношений в экономике, местничеством племенной знати, пытавшейся сохранить автономию и древние привилегии. Объединительная тенденция была следствием разви«тия ремесла и торговли, экономической заинтересованности за­житочных слоев города и деревни в политической стабильности, подкрепляемой постоянным стремлением каждого государя и стоящей за ним группировки знати в максимальной мере расши­рить границы подвластной им территории. Географическое един­ство этой части Индии, отсутствие здесь внутренних труднопре­одолимых естественных рубежей и в то же время наличие раз­ветвленной речной сети, облегчающей передвижение и снабжение крупных воинских сил, в значительной мере способствовали успеху таких попыток.

В IV в. вторая тенденция временно оказалась сильней, и это привело к новому объединению в одно государство народов и пле­мен, населявших долину Ганга. Этому способствовала политиче­ская обстановка, которая сложилась в результате ослабления Ку-шанской империи, однако необходимо учитывать и то, что и первые века нашей эры произошли важные изменения в хозяйст­венной жизни, заложившие основы нового крупного объединения. Более чем двести лет существования этого государства, называе­мого в исторической науке по имени царствовавшей в нем динас­тии «Империей Гупт», были периодом наивысшего расцвета дрен-ней цивилизации в Индии.

Северная Индия в III-IV вв. Главным фактором политичо-ской истории Северо-Западной Индии в период, непосредственно предшествующий образованию гуптского государства, был упадок Кушанской империи, начавшийся после смерти Васудэвы I1. При его преемниках, Канишке II и Васудэве II, от Кушан начинают отпадать одна территория за другой. В долине Ганга они утратили власть уже в конце II — начале III в.; во всяком случае, ку-шапских монет, выпущенных преемниками Васудэвы I, здесь ни


обнаружено. Но зато в III в. появляются монеты ряда вновь обретших самостоятельность государств.

Заметную роль в борьбе с Кугяанами сыграла Яудхейская рес­публика (yaudheyagana, как она называется в легендах на моне-inx), занимавшая равнинные области между Сатледжем и Джам­ной и северную часть Раджастхана. На юге к яудхеям примы­кала республика арджунаянов, занимавшая часть Восточного 1'иджастхана. Она, возможно, была связана с яудхеями союзными отношениями. Кроме совместной борьбы с Кугяанами их, вероят­но, объединяла общность происхождения — по традиции от эпи­ческих братьев Пандавов — Юдхиштхиры и Арджуны 2, на что указывает и название второго из упомянутых племен. О внутрен­ней истории и государственном устройстве этих республик нам И'.тестно мало3. В одной из надписей сообщается о том, что у нудхеев были вожди, носившие титул махараджа, и военачальни­ки — махасенапати4.

К югу и востоку от арджунаянов находились два государства но главе с родственными династиями Нагов (второй составной •шстью имен их правителей было слово «нага» — Дэванага, Бха-штага и др.)- Возможно, кобра (naga) была древним тотемом племени, из знати которого вышли эти династии. Столицей одного ми них была Матхура, другого — Падмавати, расположенная цпумястами километрами южнее. Оба государства в первой поло-шше IV в. играли важную роль в политической жизни Северной Мидии.

Еще более фрагментарны наши знания о политической обста-ионке, сложившейся в глубине долины Ганга: данные пуран про-тииоречивы, а свидетельства эпиграфики и нумизматики недоста­точны, чтобы в полном объеме восстановить политическую карту того времени. С определенностью можно говорить только, что ид|'сь было несколько мелких государств, отношения между кото­рыми, так же как и их политические границы, были весьма неустойчивы.

Территории между низовьями Инда и Нармады во II в. нахо­дились под властью династии, известной как Западные Кшатрапы. Цнри этой династии происходили от шакских правителей, носив­ших титул кшатрапа, который на северо-западе Индии давали Местным правителям — наместникам царя. Зависимость их от кушанских императоров вскоре стала в значительной мере номи-инльной: они чеканили свою монету, самостоятельно вели войны, И некоторые из них присвоили себе титул махакшатрапа (вели­кий кшатрапа); вместе с тем в надписях они величают себя и fm/^aMH, употребляя индийский титул. В середине II в., при 'удрадамане I, Кшатрапы распространили свою власть на Малву, Гуджарат и южную часть Раджастхана; об их зависимости в это Иремя от Кушан прямых данных нет5. Столицей Западных Кшат-|1ипов стал Уджаяни. Положение их государства было довольно устойчивым: даже отпадение малавов существенно не отразилось Ни его прочности. Только в IV в. здесь начались междоусобицы


и династииные распри, облегчившие его покорение Гуптамй Но и это произошло лишь после многолетней борьбы. В надпися IV в, Кшатрапов продолжают по традиции называть «шаками» но в то время правящая династия по своему языку, религи" культуре и образу жизни была уже совершенно индийской °.

Южный Раджастхан и прилегающую к нему с юга территори занимала республика малавов7. Она чеканила свои монеты (а э свидетельствовало о ее притязании на самостоятельность) ещ с I в. до н. э. Даже тогда^ когда малавы входили в Кушанску империю, они не мирились со своей зависимостью; имеется нем ло данных об их частых столкновениях с Кушанами. К 226 они добились полной независимости, но просуществовала эт самостоятельная республика немногим более ста лет и была подч нена Гуптамй одновременно с их северо-восточным соседом республикой арджунаянов — около середины IV в.

После распада империи Маурьев Магадха надолго потерял» свое прежнее значение. Уже при Канвах власть царей Магадхи не распространялась сколько-нибудь далеко за пределы ее границ Затем в течение примерно 350 лет источники почти не сообщай»' достоверных данных о ее истории, что само по себе указываем на снижение ее значения в политической жизни страны. Однак в экономической жизни Индии она продолжала играть весьм большую роль. Сельское хозяйство ее вполне обеспечивало нужд населения в продовольствии и сырье; высокоразвитым было р месло. Магадха оставалась и важнейшим поставщиком метал ло Ее положение в низовьях Ганга и недалеко от побережья Бо гальского залива обеспечивало ей одно из ведущих мест в общ индийской торговле. Недаром о Магадхах сложилось представл ние как о народе торговцев (Ману X. 47). Кроме того, Магад сохраняла немалое значение и как священная земля буддизм Это обеспечивало постоянные доходы от паломников, приток д нежных средств от щедрых дарителей со всей Индии на сооружен; новых и поддержание старых буддийских святынь, что влек за собой дополнительные заказы ремесленникам, купцам и т.

Таким образом, условия для нового подъема Магадхи прод жали существовать. В первой половине IV в. она стала политич ским центром империи Гупт, охватившей вскоре большую чао Северной Индии и оставившей глубокий след в истории страны В науке за этим государственным образованием утвердилось и добное название потому, что основателем династии был мах раджа по имени Гупта (III в.); все государи династии носи имена, оканчивающиеся на слово «гупта»9.

В поздних надписях гуптских царей при последовательн перечислении членов династии предки царя Гупты не упомина ся, и родословная начинается только с него. Это, возможно, пои зывает, что род не отличался древностью и знатностью прон хождения; есть основания предполагать, что они были ваши" ми. Гупта первый добился видного политического положен и титула махараджи 10. Буквальное значение титула — «велик


Индия в IV — начале VI в.

рь», но в то время его носили не обязательно правители круп-IX государств. Каковы были статус Гупты и размеры его вла-1Ий, мы не знаем11. Местоположение его царства также точно установлено; предполагаются разные локализации: в низовьях Лины Ганга от Муршидаба на востоке12 до Варанаси и даже

|

)аяги на западе13. О следующем представителе династии— ма-£адже Гхатоткаче известно только то, что он был сыном Гупты отцом Чандрагупты14.


С именем последнего связало резкое усиление государствмИ что получило отражение прежде всего в изменении царскоп^ титулатуры. В отличие от отца и деда Чандрагупта I именует-в надписях махараджадхираджей — «великим царем царей» Это свидетельствует не только о его самостоятельности, но и зависимости от него других царей.

Из источников известно о трех событиях царствования Чаи рагупты I. Первое — его женитьба на Кумарадэви, представите."' нице республиканского объединения личчхавов. Показательно. что в Аллахабадскои надписи Самудрагупты и некоторых другик сообщается, что он — сын Чандрагупты, а также «сын дочери личчхава (licchavidauhitra)»; в надписях других гуптских царей указания на происхождение матери-царицы обычно не приводят­ся 16. Очевидно, своему родству с личчхавами Самудрагупта при­давал особое значение. Кроме того, на одной стороне монеты. выпущенной в то время17, Чандрагупта I запечатлен вместе <<• своей женой Кумарадэви 18, на другой — изображение богини, си дящей на льве, и надпись licchavayah — «личчхавы».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных