Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Место курсовых и выпускных квалификационных работ в учебном и научном процессе




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

КУРСОВЫХ И выпускных квалификационных РАБОТ

 

САРАНСК


УДК 551.34(07)

 

 

Составители А. А. Ямашкин, С. А. Москалева

Рецензент А. В. Каверин

 

 

Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и выпускных квалификационных работ / сост. А. А. Ямашкин, С. А. Москалева. – Саранск, 2012. – 52 с.

 

Изложены основные рекомендации и требования по подготовке и оформлению курсовых, бакалаврских и дипломных работ. Приводятся необходимые образцы их основных составных частей. Для студентов, обучающихся на географических факультетах вузов.

 

Печатается по решению научно-методического совета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева

 

Учебное издание

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ

КУРСОВЫХ И выпускных квалификационных РАБОТ

 

Составитель: ЯМАШКИН Анатолий Александрович

МОСКАЛЕВА Светлана Александровна

 

Печатается в авторской редакции в соответствии

с представленным оригинал-макетом

 

Подписано в печать 18.03.12. Формат 60 х 84 1/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. л. 2,79. Уч.-изд. л. 2,46.

Тираж 50 экз. Заказ №

 

ООО «Прогресс»

430000, Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 33, оф. 412.414.

тел. (8342) 23-22-85


ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки 020800.62 – Экология и природопользование являются: экосистемы, человек и взаимоотношения со средой; экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду; ресурсная база территориальной организации общества; природно-территориальные и природно-хозяйственные комплексы; мониторинг в области природопользования, управление в системе охраны природы и природопользования.

Выпускники с квалификацией специалист-геоэколог и бакалавр экологии должны быть подготовлены к решению следующих профессиональных задач:

1. Научно-исследовательская деятельность:

· участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, в академических учреждениях и вузах под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников, в том числе: проведение лабораторных исследований, осуществление сбора и первичной обработки материала, участие в полевых натурных исследованиях.

2. Проектно-производственная деятельность:

· проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных геоэкологических проблем, разработка рекомендаций по их разрешению;

· проектирование типовых природоохранных мероприятий;

· разработка и осуществление геоэкологического мониторинга;

· анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов, управления природопользованием;

· сбор и обработка первичной документации для оценки воздействий на окружающую среду,

· оценка состояния, устойчивости и прогноз развития природных комплексов;

· проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня;

· выявление и диагностика проблем охраны природы, разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды.

3. Контрольно-экспертная деятельность:

· проведение экологической экспертизы различных видов проектного задания;

· разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;

· подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа;

· участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите.

4. Административная деятельность:

· участие в работе административных органов управления;

· обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности.

5. Педагогическая деятельность:

· учебная и воспитательная работа в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Профессиональная деятельность специалиста в области геоэкологии и бакалавра в сфере экологии и природопользования требует от него высокого уровня образованности, умения определять цель, научно формулировать, анализировать и решать задачи, связанные с оптимизацией природопользования, формированием культурных ландшафтов. Воспитанию этих качеств во многом способствуют исследования, проводимые при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Цель данного пособия – оказать практическую помощь студентам, обучающимся по специальности 020804.65 «Геоэкология» и направлениям подготовки 020800.62 (022000.62)«Экология и природопользование» в выборе темы дипломной и бакалаврской работы, объекта исследования, подборе и изучении необходимой литературы по избранной теме, составлении плана работы, ее написания и оформления.

При составлении методических указаний использованы Государственные образовательные стандарты по специальности 020804.65 «Геоэкология» и по направлениям подготовки 020800.62 (022000.62, 022000.68) «Экология и природопользование», Стандарт предприятия «Общие требования и правила оформления курсовых и дипломных работ и пояснительных записок к курсовым и дипломным проектам» (СТО МордГУ 006 – 2009), а также методические разработки кафедр географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

 


Место курсовых и выпускных квалификационных работ в учебном и научном процессе

 

Курсовые работы


Курсовая работа студента – способ развития навыков проведения научных исследований, включающих в себя следующие основные этапы: постановку проблемы, целей и задач исследования, выбор и обоснование методов сбора необходимых данных и их анализа, обсуждение полученных результатов и формулирование выводов. В тоже время, качество подготовки и защиты курсовой работы может служить оценкой профессиональных знаний и навыков студентов:

· степени знакомства с существующими научными представлениями по решаемой в работе проблеме;

· владения методами сбора, подготовки и анализа данных;

· способностей к обобщению получаемых результатов;

· оформления и представления своей работы.

Общими требованиями к курсовым и дипломным работам являются:

· четкость построения;

· логическая последовательность изложения материала;

· краткость и точность формулировок, исключающих возможность субъективного и неоднозначного толкования;

· убедительность аргументации;

· конкретность изложения результатов работы;

· доказательность выводов и обоснованность рекомендаций.

Курсовая работа на 3 курсе посвящается ознакомлению с новейшими научными источниками по актуальным проблемам и вопросам географии, геоэкологии, рационального природопользования. Она должна научить студента методам работы с научной литературой, составлению краткой научной сводки по рассматриваемой тематике с изложением основных научных положений с критическим их разбором, основанным на изученном литературном материале.

Курсовая работа 4-ого курса может развивать научную проблему, решаемую студентом на 3-м курсе, или исследовать новую тему. Она выполняется на основе фактического материала, собранного во время производственной практики, экспериментальных и лабораторных исследований. Дополнительно используются литературные и картографические источники, а также материалы дистанционного зондирования Земли. Студент должен показать умение разбираться в фактическом материале, анализировать его, критически использовать литературные источники, умение доложить и защитить результат проделанной работы. Основные различия в содержании курсовых работ 3 и 4 курсов отражены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Различия в содержании курсовых работ 3 и 4 курсов

 

Характеристика 3 курс 4 курс
Цель курсовой работы Анализ геоэкологической информации и овладение методами исследований Анализ полевых данных с использованием изученных географических методов
Основное внимание в работе посвящено Анализу литературных источников Анализу собственных полевых данных и литературных источников
Доля текста, посвященного обзору литературных данных (не собственных исследований автора) не должна превышать 1/3 текста
Источник данных Литература, материалы учебных практик Собственные полевые материалы летней производственной практики
Число страниц Не менее 24 30 – 40
Число литературных источников Не менее 20 не менее 30

 

При работе над курсовыми работами следует знать следующие общие положения.

· Тему первой курсовой работы студент выбирает, руководствуясь своими научными интересами, учитывая опыт подготовки научных рефератов или сообщений и рекомендации преподавателей кафедры.

· Название курсовой работы может быть скорректировано в ходе ее выполнения по согласованию с научным руководителем. Замена темы курсовой работы и научного руководителя после утверждения кафедрой возможна только в исключительных случаях по разрешению заведующего кафедрой.

· Тема курсовой работы 4 курса обсуждается с научным руководителем при согласовании предмета и района исследования производственной практики в конце весеннего семестра 3 курса. Цели и задачи производственной практики должны соответствовать целям и задачам предстоящей курсовой работы. В случае если кафедра приходит к выводу о необеспеченности курсовой работы материалами летней производственной практики, назначается тема, предусматривающая анализ одной из фундаментальных или прикладных научных проблем, обеспеченной фактическим материалом.

· Защита курсовых работ проходит на кафедре. Студент предоставляет комиссии текст своей работы, подписанный научным руководителем, делает доклад продолжительностью не более 15 минут, отвечает на вопросы и высказанные замечания.

· Курсовая работа студента оценивается по пятибалльной шкале. Оценка за курсовую работу заносится в зачетную книжку и имеет статус экзаменационной оценки. Особо выдающиеся исследования могут выдвигаться кафедрой к представлению работы студентом на конкурсы студенческих работ и рекомендоваться к публикации.

· Студент, не защитивший свою курсовую работу в установленный срок, получает неудовлетворительную оценку.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных