Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






История политической мысли и стадии становления политической науки. Развитие политологии в Республике Беларусь.




Современная политическая наука развивается на основе эволюции западной политической мысли, накопленных знаний, совершенствования методов анализа политической практики, преимуще­ственно западной. Зададимся вопросом: когда же зародилась политология как наука о политике?

Видимо, тогда же, когда политическая деятельность обрела право на самостоятельную жизнь. Это произошло в античной Греции приблизительно в V в. до н. э. Именно в это время два великих мыслителя, учитель и ученик, Платон и Аристотель дали начало двум основным направлениям развития политологии.

Первое, нормативное направление связано с именем Платона. Он по праву считается отцом политологии, первым политическим теоретиком. Он создал модель идеального государства, где каждый гражданин играл свою роль и знал свое место в идеальном обществе.

Второе, аналитическое направление в политологии связано с именем Аристотеля, ученика Платона. С позиций Аристотеля, задача политики как науки о государстве состоит в том, чтобы научить политического деятеля искусству государственного управления, показать ему, какое политическое устройство при данном состоянии общества является наиболее пригодным.

Изначально политическая наука развивалась в рамках политической философии, истории и конституционного права. В дальнейшем, под влиянием растущего спроса на знания о политике, начали появляться специализированные научные и исследовательские учреждения. Академи­ческая политическая наука возникла с открытием в 1857 г. американским профессором истории и политической экономии Френсисом Либером в Колумбийском колледже (переимено­ванном позже в Колумбийский университет) кафедры политиче­ской теории и истории. В 1880 г на базе этой кафедры преемник Либера Джон Берлжес создал Школу политических наук.

В конце XIX – начале ХХ вв. учебные и исследовательские политологические центры появились в Йельском, Гарвардском, Принстонском и других американских университетах. С 1889 г. в США начала действовать Национальная ассоциация политической и социальной науки, а в 1903 г. учреждена Американская ассоциация политической науки (ААПН).

В этот же период процесс институционализации политической науки происходил и в Западной Европе. В 1871 г. в Париже создана Свободная школа политической науки (сегодня – Институт политических исследований Парижского университета), в 1895 г. открылась Лондонская школа экономической и политической науки, а в 1920 г. образована Берлинская высшая школа политической науки.

Важную роль в развитии политической науки на данном этапе играло социологическое направление политических исследований, сосредоточившее внимание на взаимодействии политики с другими сферами общественной жизни. В этот период существенно приумножились научные знания о таких явлениях, как политические элиты, бюрократия, партии, проблемы демократии, власть.

Завершение этого периода связано с деятельностью чикагской школы, представители которой (Ч. Мерриам, Дж. Кэтлин, Д. Истон, Г. Лассуэл, Г. Алмонд, Р. Даль, С. Верба и др.) широко внедряли эмпирические и количественные методы, тесты и лабораторные эксперименты, анкетные опросы, интервью, наблюдение, математическую статистику.

После Второй мировой войны политология стала наукой, получившей мировое признание. В 1948 г. по инициативе ЮНЕСКО в Париже был проведен Международный коллоквиум по проблемам политической науки с участием ведущих политологов Европы и Америки. В ходе этого мероприятия научным сообществом была достигнута договоренность об использовании термина «политическая наука» в единственном числе. Кроме того, странам – членам ООН было рекомендовано включить политическую науку в число дисциплин, обязательных для изучения в системах высшего образования. С 1949 г. действует созданная под эгидой ЮНЕСКО Международная ассоциация политической науки (МАПН), которая каждые три года прово­дит международные конгрессы.

Основной вклад в развитие современной политической нау­ки внесли такие теоретики, как Г. Алмонд, Р. Арон, Х. Арендт, С. Верба, Р. Даль, Р. Дарендорф, М. Дюверже, Д. Истон, Г. Лас­ки, Г. Лассуэлл, А. Лейпхарт, Х. Линц, Т. Парсонс, Дж. Пауэлл, К. Поппер, Дж. Сартори, С. Хантингтон, Ф. Шмиттер, Й. Шум­петер и др.

В советский период (1917–1991 гг.) в работах российских политологов Ф.М. Бурлацкого, А.П. Бутенко, А.А. Галкина, А.В. Дмитриева, Г.Х. Шахназарова, В.Н. Кудрявцева, Ю.А. Тихомирова, В.Е. Чиркина и др. господствующими направлениями были марксизм-ленинизм в интерпретации советских партийно-государственных руководителей.

В постсоветский период в России появились учреждения, ведущие фундаментальные исследования в области политической науки (Институт социально-политических исследований РАН, Институт сравнительной политологии и проблем рабочего движения РАН, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, университетские кафедры политологии).

До 1989 г. в БССР как и в остальных советских республиках политология не признавалась самостоятельной наукой и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Отдельные политические исследования осуществлялись в рамках научного коммунизма, исторического материализма, истории КПСС, теории государства и права, государственного права зарубежных стран, однако их познавательные возможности были крайне ограничены. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, идеологизация политики, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.

Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х гг. ХХ в. по мере демократизации общества и трансформации политической системы. С 1989 г. было начато преподавание курса политологии в ряде ВУЗов БССР. В настоящее время в Республике Беларусь официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины, обязательной для изучения во всех высших и средних учебных заведениях. Созданы отечественные институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1993 г. образована и действует Белорусская ассоциация политической науки.

Таким образом, общество осознало необходимость и объективную потребность в развитии научной теории политики и ее практическом применении. Несмотря на определенные, вполне объяснимые трудности роста, политология постепенно занимает ведущее положение в системе общественных наук и оказывает все более заметное влияние на реальные политические процессы.

3. Политическая власть: понятие, структура, функции. Субъекты и объекты, ресурсы, способы и механизмы реализации власти. Легитимность и легальность власти. Функционирование политической власти в Республике Беларусь.

Понятие политической власти. Одной из важнейших в политологии является проблема власти. Такая оценка определяется ее ролью в обществе и политике. Власть необходима прежде всего для организации общественного производства, которое невозможно без подчинения всех участников единой воле, для поддержания целостности и относительной стабильности общества.

Власть часто определяется как волевое отношение. Вла­ствовать – значит налагать свою волю на волю других. Власть – это реальная способность тех или иных социальных сил или личности осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности. Можно выделить следующие виды власти: экономическая и политическая; светская и церковная; зако­нодательная, исполнительная и судебная; центральная, региональная, местная; государственная, партийная, семейная, власть аппарата, лидеров, родителей и т.д.

Политическая власть всегда носит общественный ха­рактер, проявляется через функционирование специаль­ных структур, предполагает использование принуждения, традиций, морального влияния, системы идеологических и правовых норм. Важно учитывать соотношение полити­ческой и государственной власти. Ни политическая власть не сводится к государственной, ибо включает также власть и влияние партий, лидеров, общественных организаций и т.д., ни государственная – к политической. Государство выполняет и неполитические задачи, которые, однако, могут приобрести политический характер в силу тех или иных причин (школьное образование, язык обучения, экология и т.д.).

Политическая власть – это возможность и способность политического субъекта оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства: авторитета, права, насилия.

Субъект и объект – непосредственные носители, агенты власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Субъектом власти может быть как индивидуум, так и коллективно действующее лицо: партия, комитет, совет, а также общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН. Обладание властью означает право действовать по своему усмотрению с использованием установившегося законодательства и организации. Это право представляет собой способность лица действовать или давать указания, после чего происходят изменения в существующем порядке вещей. Таким образом, субъектом власти может быть любой непосредственный носитель, агент власти, воплощающий активное, направляющее начало власти.

С другой стороны, властные отношения, так же как и любые другие, подразумевают две действующие стороны: субъект и объект. Под объектом власти мы понимаем индивида, социальную группу, массу, класс, общество и т.д., то есть агента власти, на который направлено властное воздействие.

Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного повиновения. В принципе подчинение так же присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета. Качества объекта властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, является благоприятной питательной средой для деспотических режимов.

Функции власти. К наиболее важным, общественно зна­чимым функциям политической власти можно отнести сле­дующие:

– руководство и управление, обеспечивающие выработку и проведение в жизнь единой для всего общества политической воли;

– интегративно-регулятивная, связанная с организацией взаимоотношений субъектов политики, обладающих разнообразными политическими целями;

– поддержание общественного порядка и стабильности;

– выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

– достижение общественного согласия (консенсуса);

– принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

– управление делами общества.

Разделение власти. Разделение власти является основным механизмом функционирования всех видов политической и неполитической власти. Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов.

Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную (духовную, жреческую) власти, власть государства и церкви. В самом светском государстве разделение профессиональных функций вла­сти началось рано. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправлением), формировалась власть разных уровней с разными функ­циями.

Проекты разделения единой государственной власти на несколько независимых, но взаимосвязанных властей, которые могли бы сотрудничать и контролировать друг друга, появились в XVII веке. Первый проект такого рода принадлежал Дж. Локку (сер. XVII в.), разделившему власть на законодательную, исполнительную (она же и судебная) и федеративную, ведающую международными отношения­ми. Впоследствии Ш. Монтескье уже в XVIII веке создал теорию разделения властей в ее современном виде на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей закреплен в статье 6 Конституции Республики Беларусь. В ней отмечается, что государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Опыт истории показывает, что попытки одной из ветвей власти доминировать ослабляют государство и сводят разде­ление властей к чисто формальной процедуре. В таком случае реальной правящей силой может оказаться какая-либо иная сила, стоящая вне официальной структуры власти.

Основания и ресурсы власти. Под основаниями власти принято понимать совокупность значимых для жизнедеятельности социальных субъектов факторов, на которые опирается правящая группа при осуществлении своего курса.Выделяют экономические, социальные, юридические, административно-силовые и культурно-информационные основания власти и, соответственно, ее ресурсы. Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (сред­ства массовой информации), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из них обычно считается жизнь (оружие, ка­рательные органы в целом).

Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Государство, имея единый центр принятия решений, использует не только принуждение, но и экономические, социальные, культурно-информационные ресурсы.

Ресурсами власти являются интересы, убеждения людей, их чувства, эмоции (страх, ненависть, зависть, восторг, энтузиазм, недовольство и др.).

Важное значение имеют традиции, идеология, вера, доверие, общественное настроение, участие населения в политике, время, которым располагает власть для решения своих задач. К ресурсам власти относятся знания, профессионализм, пропаганда во всех ее формах, средства массовой информации.

Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия.

Механизм политической власти – это совокупность форм ее внешнего материализованного выражения. Реализация власти в различных масштабах имеет свои особенности. На микроуровне политики (в масштабах группы или межличностных отношений) власть может осуществляться через силу, принуждение, побуждение, убеждение, влияние, манипуляцию и авторитет.

Механизмами осуществления власти на макроуровне политики (в масштабах всего общества) являются господство, руководство, управление, организация и контроль.

Легитимность и легальность власти. По природе своей властные отношения основываются на взаимосвязи принуждения и согласия. Согласие характеризует легитимность власти. Легитимность означает такую власть, которая признается массами законной, а не просто навязанной им. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества.

В политологии используется также термин «легальность власти». Легальность и легитимность – не одно и то же. Легальность власти – юридическое обоснование, юридическое бытие власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, – легальна. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом. Легитимность призвана обеспечить повиновение, согласие без принуждения, а если оно не достигается, то оправдать принуждение, использование силы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных