Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Имхотеп: человек, ставший богом




 

Жрецы составляли особый класс в египетском обществе. Во времена фараона Рамзеса III они владели 10 % обрабатываемой земли и 6 % населения. В Египте не было разделения на светскую и церковную власть. Храмовые жрецы состояли на царской службе. Она довольно щедро оплачивалась, и скоро жреческие должности стали передаваться по наследству.

Каждое божество имело свой клир во главе с верховным жрецом, которого обычно назначал фараон. Численность, влиятельность и богатство клира зависели от сил и влияния божества — поэтому понятно, отчего во времена Нового царства клир Амона-Ра стал самым могущественным. Верховный жрец каждого клира имел особый титул, зависящий от имени и, так сказать, функций божества. Ему подчинялись множество священнослужителей, назначенных фараоном или самим верховным жрецом. Высшим слоем духовенства были так называемые хем-нечер — рабы божьи, главные отправители культа. Затем шли херихебы — чтецы и знатоки священных текстов. Жрецы и ученики низшего ранга выполняли самые различные, часто чисто хозяйственные работы в храме. Они назывались уабу — чистые. Иногда верховный жрец главного, наиболее влиятельного клира брал под свою власть остальные «божественные сообщества». В клир входили также певцы и музыканты. Особое место занимали храмовые писцы — чер-пер-анх, — представители важной и престижной должности. Служители культа носили белые сандалии и одеяние из белого льна, иногда поверх него набрасывали шкуру пантеры.

В мае 2004 года в запасниках Египетского музея в Каире была найдена расписанная деревянная статуя. Эксперты пришли к однозначному мнению, что она изображает самого верховного жреца Гелиополя Имхотепа, великого везира фараона Джосера.

Имхотеп был не только гениальным администратором, но и великим архитектором древности. От них — Джосера и Имхотепа — и берет, как считается нынче, свое начало египетская цивилизация. До этого в долине Нила уже правили две первые династии, однако именно правление Джосера принесло Египту невиданное до этого процветание. Он объединил всю нильскую долину: от Мемфиса до первого порога близ Асуана, и установил границы Египта, которые остаются неизменными до сегодняшнего дня. Джосер был правителем, а вдохновителем его царствования был Имхотеп. Он носил титулы верховного жреца Гелиополя, архитектора, ваятеля и мастера по камню. Имхотеп обладал невиданными знаниями и достаточными способностями, чтобы увековечить в архитектуре память о Джосере. Гробница фараона, выстроенная Имхотепом, была создана монументально: это не только дом умершего, но и его храм. Пирамида стала образцом для всех последующих подобных сооружений, строящихся в некрополе Мемфиса.

Неудивительно, что Имхотеп к концу Древнего царства почитался как мудрец, ему приписывали знание особой, сокровенной мудрости. В Новом царстве он был обожествлен как сын Пта и Сахмет, в его честь был сооружен храм. Греки отождествили его с богом-врачевателем Асклепием.

Статуя Имхотепа, найденная в подвале Египетского музея, которой мы начали наш рассказ, после реставрации была установлена в музее в Сакаре. Именно там творил Имхотеп и именно оттуда он изменил лицо Древнего Египта, создав первую египетскую пирамиду, ступенчатую усыпальницу царя третьей династии Нечерихета Джосера в некрополе Саккара.

Жрец и историк Манефон[2], создавший в свое время хронологические списки фараонов тридцати династий, именовал Имхотепа Имутесом и приписывал ему изобретение каменной архитектуры Египта. Кроме того, Имхотеп почитался как автор нескольких текстов, важнейший из которых, «Доктрина жизни», считался в египетской традиции древнейшим литературным произведением. Не менее известна была и книга архитектурного канона, которую умерший и принятый в сонм богов мудрец сбросил, согласно легенде, человечеству с небес. Его же египтяне считали создателем календарной системы.

Мудрость и архитектурный гений Имхотепа почитались на протяжении двух тысячелетий, что было величайшей редкостью для египтянина нецарского происхождения. Позднее он считался покровителем медицины, астрономии и искусства, отождествлялся с Тотом и Пта.

Как уже упоминалось, греки соотнесли Имхотепа со своим богом медицины Асклепием. Культ этого синкретического божества, дарующего исцеление телу и душе, процветал в Саккаре в знаменитом Асклепийоне. Многочисленные паломники оставляли здесь в качестве приношений мумифицированных ибисов с написанным на них именем Имхотепа, которые затем погребались в расположенном неподалеку огромном лабиринте подземных катакомб. Страждущие также приносили в храм глиняные модели больных органов и частей тела в надежде, что они будут исцелены Имхотепом. Бронзовые статуэтки божественного мудреца, получившие широкое распространение в Египте Позднего времени, изображали его сидящим и держащим на коленях развернутый свиток папируса. Священные катакомбы Асклепийона в Саккаре простираются под некрополем третьей династии, и это привело археолога У. Эмери к предположению, что где-то поблизости должно находиться и погребение самого Имхотепа. Несмотря на долгие годы поисков, гробница мудреца так и не была найдена.

В Позднее время образ архитектора-целителя приобрел столь большую популярность по всей стране, что помимо своего исконного культового центра в Саккаре он почитался вместе с другим обожествленным мудрецом — Аменхотепом, сыном Хапу, — и далеко на юге, в Фивах, в древнем храме царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, в храме Хатор и Маат в Дейр эль-Мединэ, в Карнаке, на острове Исиды Филе.

 

Что известно об этом мудреце, обожествленном при жизни? Родился Имхотеп в 2902 году до н. э., в эпоху Тельца. По свидетельству Манефона, он был сыном Канефера, непревзойденного резчика по камню. В Мемфисе, столице Египта, освоил специальности каменщика-скульптора, плотника, резчика, гончарное искусство. Предание говорит, что он стал не только выдающимся зодчим, но и астрологом, философом, врачевателем. Знания его были поистине безграничны. Став главным жрецом Гелиополя и всего Египта, Имхотеп как религиозный учитель объединил в своем учении все лучшее из религии додинастического периода и учения династической эпохи, сказания о богах разных номов (местностей Египта) в определенную систему, утвердив Славу Единого Бога, который есть Тайный, Неведомый, Невидимый под именем Амен. Если за прошедшие тысячелетия имя Имхотепа забылось и изменилось, книги сгорели (во время пожара в Александрии, когда римляне покорили Египет), то остались пирамиды — Библия в камне, одно из чудес света, — создателем, архитектором которых является Имхотеп.

Вероятно, и знаменитая «Книга мертвых» составлена этим мудрецом. Ведь пирамиды, по его замыслу, предназначались для проведения душ усопших правителей, жрецов, высших сановников по потустороннему миру, а также для посвящения избранных в высшие знания. Не случайно, будучи верховным жрецом Гелиополя, Имхотеп имел сакральное имя Ур Мау, что переводится как «тот, кто видит».

 

Тайные знания египетских жрецов. «Книга мертвых»

 

Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были весьма богобоязненным и религиозным народом, одним из самых богобоязненных в древнем мире. Жрецы — хранители священных традиций — сыграли огромную роль в истории и культуре Древнего Египта. Об этом свидетельствует неоспоримый факт: ни одна цивилизация не просуществовала так долго, как древнеегипетская. Изучая жречество Египта более углубленно, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей.

Жрецы не подавляли волю народа религией, не запугивали, как утверждают сторонники идей марксизма и научного атеизма, — религия в Древнем Египте была залогом общественного развития и совершенствования. Отдельные группы жрецов выполняли определенные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учеба для получения священного сана была серьезной и трудной. Если судить по карьере верховного жреца Бакенхонса, в эпоху Рамзеса II Великого (XIII век до н. э.) обучение начиналось, когда ребенку было четыре года, а заканчивалось к двадцати годам. Священнослужители высших санов удостаивались титула Ур — «высокий, возвышенный». Например, главный врач-жрец в Саисе носил титул Ур Сену; высший жрец в Иуну назывался Ур Маа — «великий провидец»; высшая жрица в Иуну носила имя Ур-т Текхент, а жрица в Бубастисе — Ур-т Ра.

Отдельной группой жрецов являлись служители Пер Нетер — «служители храма». Заведующим имуществом храма был жрец Мер, в обязанности которого входили: учет храмового имущества, контроль за возделыванием храмовых полей, снабжение продуктами, а также подготовка всего необходимого для службы. Особую позицию занимали жрецы Кхер Хеб — они выполняли обязанности писцов и были хранителями священных книг. Они отвечали за копирование и сохранность свитков храмовой библиотеки. Кхер Хеб также почитались как хранители слов силы и их правильного произношения. Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота — не только души, но и тела. «Чтобы служить богу, нужно быть чистым» — говорили во времена фараонов. Согласно традициям, все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки — утром, в полдень, вечером и в полночь. Жрец Уаб — что переводится как «чистоплотный» — отвечал за очищение храма. В период работы в храме он не мог быть женат. Уаб следил за чистотой помещений, одежды и своевременной подачей воды. В его обязанности также входило окроплять входящих в храм водой. Функции священника и проповедника выполнял Хем Нетер — «слуга бога» или «пророк бога». Он проводил храмовые службы и читал проповеди, напоминая верующим о религиозных заповедях и божественных законах. В древнеегипетском храме во время храмовой молитвы звучало песнопение, называемое Каи. Молитва у египтян называлась Кекх — «обращаться к богу», а размышления о духовном называли Уаа, что можно перевести как «советоваться с сердцем».

Помимо посвященных жрецов служителями Пер Нетер были мирские граждане, работу которых жрецы высоко ценили. Например, Хем Анкхиу, «жрецы живущих», решали при храме судебные тяжбы и давали житейские советы мирянам. Среди прислуживающих жрецам особую роль занимали Тхаи Шебет — «носители жезлов» и Ахаи-т — «носительницы систров», которые присутствовали на службах. Отдельным классом мирских служителей храма были Сау — «смотрители», которые исполняли роль охраны. Стоя на посту, они были обязаны читать священные тексты — таким образом храм охранялся не только физической силой, но и духовно.

 

Египтяне очень внимательно относились к знамениям, считая, что через знамения и сновидения бог передает людям свою волю. Толкователем событий и небесных предзнаменований был жрец Маа — «провидец». Он носил шкуру леопарда, черные пятна на которой символизировали звезды. Свою работу Маа начинал с молитвы. Слова этого жреца записывал писец Хери Сешета — «летописец таинств». Записи толкований хранились в библиотеке храма. Самым известным жрецом Маа следует, конечно, назвать Имхотепа.

Многие ошибочно путают деятельность жреца Маа с магическими предсказаниями. Но он «не пытался узнать того, что еще не стало». Его целью было правильно истолковать прошедшее событие, чтобы понять волю бога, от которой зависело грядущее. Египтяне боялись нарушить божественную волю, так как верили, что процветание Египта и его народа заключается в богопослушании.

 

В Древнем Египте была особенно популярна астрономия, пересекавшаяся с астрологией. При этом астрология того времени была не прорицательская, а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I веке до н. э. Астрономами-наблюдателями были жрецы Мер Уннут — «распорядители часов». А толкование движения небесных светил проводили жрецы Ами Уннут — «толкователи часов». Их деятельность была далека от современной астрологии: нужно было выбрать благоприятное время для посева и сбора урожая, определить точное время разлива Нила. Для составления прогнозов использовалось данные храмовых библиотек, в которых хранились подробные наблюдения за астрономическими явлениями прошлых лет. Геродот отмечал наблюдательность египтян, которые смогли выявить закономерности в природных явлениях и научились на основе этого предугадывать события. В этом деле не было никакой магии, просто делались выводы на основе эмпирических данных.

Однако не следует забывать о божественном мистицизме древних египтян. Особую роль играли жрецы Ур Хеку (жрицы — Ур-т Хекау) — «обладатели священных сил». Они были хранителями божественной силы и могли передать ее предметам — «освятить», а также помочь больным в исцелении. Божественная сила, которую они получали свыше, называлась Хека. Верили, что божественная сила может быть не только созидательной: она может стать разрушительной, если люди прогневают бога непослушанием. В Древнем Египте колдовство было запрещено. Жрецы четко разграничили божественный мистицизм, основанный на кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении богу, и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-чародеи. Колдовство наносило вред душевному здоровью людей. Обязанность «нейтрализовать» действия черных магов брал на себя жрец Уаб Сехмет. Он изгонял магические воздействия из домов, с местностей и восстанавливал душевные силы человека.

Древние египтяне, как отметил Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом древнего мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне полагали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители являлись не только врачами, но и жрецами, изучая помимо премудростей лечения священные тексты. Ни один Сену — жрец-врач — не смел начать лечение больного, не прочитав молитвы. Египтяне верили, что исцеление — это воля бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать богу хвалу и принести в храм подношения. Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам. В III тысячелетии до н. э. в Мемфисе практиковала первая в истории женщина-врач Песечет.

Иногда совершенно невероятными кажутся те естественнонаучные знания, которыми располагали древнейшие цивилизации. Например, Геродот пишет, что египетские жрецы рассказывали ему о том, будто Солнце уже четыре раза за историю человечества заходило на ином участке неба, не там, где сейчас. По их мнению, существовало уже две эпохи, когда оно заходило на востоке.

То, о чем упоминает Геродот, есть не что иное, как перемещение магнитного поля и связанное с ним блуждание полюсов, на чем мы далее остановимся более подробно. В последний раз это случилось за много тысяч лет до нашей эры, тогда, когда никаких людей еще не существовало. Откуда же древние египтяне знали об этом? Очевидно, что никаких сведений из таких далеких времен они не могли получить. Существует только одно разумное объяснение: они знали о существовании магнитного поля Земли и смогли вычислить его перемещения! Для современной науки это не составляет трудностей: сегодня мы располагаем точными измерительными приборами и исследовательскими станциями по всему земному шару. Но как это сумели сделать египтяне, которым не был известен даже компас?

Геродот получил эту информацию наверняка не от какого-нибудь уличного сказочника, способного красиво представить какие-то фантазии, которые потом случайно совпали с фактами, известными современной науке. Умерший в 195 году до н. э. в Александрии греческий ученый-универсал и великий поэт Эрастофен занимался прежде всего системой градусного расчета долготы и широты. В своих работах он ссылался на вавилонского историка Бероса, сообщавшего, что Северный полюс Земли 403 тысячи лет назад «лежал внутри полей вечного мрака».

При этом мы должны помнить, что ни вавилоняне, ни египтяне не знали о шарообразности Земли: они считали нашу планету диском, края которого омывает океан.

Несмотря на невероятные успехи научных исследований, древние египтяне посвящали в эти знания только очень небольшой круг избранных. Для остального народа они были окружены такой же тайной, как и люди, занимавшиеся науками. Что для элитного слоя образованных людей было делом знания, то для народа становилось делом рук богов, чудом, магией.

Только так можно объяснить то, что замечательные древнеегипетские ученые смогли унести знания с собой в могилу. Те сведения, которые использовались для достижения определенной цели в течение непродолжительного времени, а потом сразу исчезли из человеческого сознания, может быть, на тысячелетия, а может быть, навсегда.

Сведения об этих «тайных ученых» стали популярными в народе только тогда, когда расцвет египетской культуры был уже в прошлом.

И все же последние представители этого великого времени еще не ушли в мир теней, когда мудрые и знаменитые ученые античности стали предпринимать путешествия на землю Нила, чтобы усовершенствовать свои познания. Известно о таких путешествиях Гомера и Еврипида, государственных мужей Ликурга и Солона, философов Фаля и Платона, математиков Эндокса и Архимеда. Даже если эти поездки не оставили следа в письменной истории, то уже косвенные упоминания, предположения о них, оставшиеся с тех времен, говорят о том огромном значении для интеллектуального развития, которое приписывалось египетской культуре.

 

Заупокойный культ

 

В культуре Древнего Египта посмертное бытие считалось наиболее важной частью существования, и потому заупокойный культ играл очень важную роль. Не только фараон, а и любой простой египтянин с самого рождения должен был думать о своем посмертии. Он приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц и строил собственную. В египетском обществе часто о социальном статусе человека судили по тому, какую гробницу он себе построил. Не было, наверное, в мире народа, более серьезно относящегося к своей будущей смерти.

Крайне запутанной была сама система представлений о загробной жизни. Сразу после смерти человека родственники несли тело в храм, где его длительное время бальзамировали. Все внутренние органы при этом убирались, а сердце извлекалось и хоронилось вместе с умершим в специальном сосуде — оно должно было сыграть особую роль на будущем загробном суде. По верованиям египтян, человек может получить воскрешение только в том случае, если его тело останется в сохранности. Иногда делались скульптурные копии умершего на случай, если тело погибнет: они должны были стать заменой мумии и жилищем для души умершего. Затем изготавливались специальные фигурки — ушебти, которые должны были стать рабами покойного в загробном мире и выполнять за него всю работу. Возле мумии клали оружие, орудия труда, посуду — все, что могло понадобиться в будущей жизни.

Родственники умершего часто навещали гробницу, оставляли там пищу, письма, молились за умершего, иногда просили у него помощи. Египтяне относились к своим покойным родственникам почти как к живым людям. Так, один мемфисский чиновник обращался с письмом к своей умершей жене с просьбой избавить его от преследования, так как прошло уже три года после ее смерти, а он не может ее забыть и избавиться от тоски.

Однако для благополучной жизни после смерти одного соблюдения родственниками всех обрядов было недостаточно. Необходимо было бороться со злыми духами в загробном мире, а также пройти загробный суд. Именно с целью помочь в этом была создана Книга Мертвых. В ней было описано, как избежать опасностей. Каждый человек должен был как можно лучше описать самого себя в священном тексте, который ему затем положат в гробницу. Вот что пишет в такой автобиографии номарх (управитель) Хархуф: «Я превосходен… любим отцом своим и хвалим матерью своею, постоянно любим всеми своими братьями. Я давал хлеб голодному и одеяние нагому. Я говорил хорошее и повторял желаемое. Я никогда не сказал ничего плохого о ком-либо из высших правителей, поскольку хотел, чтобы мне было хорошо у бога великого. Я никогда не разбирал дело двух братьев так, чтобы лишить сына собственности его отца». И так далее, и тому подобное. Мало что из этого было истиной, но египтяне считали, что иногда для достижения блаженства в загробном мире можно и приврать. На загробном суде боги должны были взвесить сердце умершего и узнать, сколько он сделал хороших и плохих дел. Для того чтобы сердце не могло свидетельствовать против своего хозяина, произносились специальные магические заклинания.

Суд происходит в Чертоге Двух Истин (Обеих Маат). Умерший вступает в чертог, где заседает загробный суд в полном составе во главе с великим богом Ра. Здесь присутствует бог преисподней Осирис, а также 42 сверхъестественных существа, каждое из которых отвечает за особый грех. Покойник произносит речь, в которой утверждает, что не совершал ни одного из этих грехов. Вот некоторые из них: «Я не совершал несправедливостей против людей, я не был жесток к животным, я не пытался узнать то, что еще не стало, я не был безразличен видя зло, я не отнимал ничего у бедняка, я не отравлял, я не заставлял никого рыдать, я не убивал, я не приказывал убивать, я не крал печенья, принесенные для умерших, я не надувал на весах». Для того чтобы судьи не смогли уличить его во лжи, он называет имена всех 42 существ, и они не могут ему противостоять. Затем боги Тот и Анубис взвешивают сердце. Если человек совершил больше хороших дел, он попадает в загробный мир; если больше плохих, то его душу тут же съедает пожирательница душ. Здесь не играют роли общественное положение человека и богатство — имеют значение только его дела.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных