ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Как создавались шедеврыВечер-портрет в Литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» МБУК ТБК к 28 ноября 2016 года - 125-летию со дня рождения советской актрисы театра и кино, артистки эстрады и мастера имитации детской речи (1901-1991). Год российского кино Екатерина Васильевна Зелёная пережила революцию и три войны - гражданскую, Первую мировую и Великую Отечественную. В День Победы она расписалась на рейхстаге, позже побывала на Северном полюсе и целине. Успела написать и издать книгу под названием «Разрозненные страницы». Обладая поразительно легким характером и большим комедийным талантом, снялась в роли черепахи Тортиллы и мисс Хадсон. Еще при жизни Рина Зеленая стала легендой! Поэты Вера Инбер и Эдуард Багрицкий, Агния Барто и Сергей Михалков, Самуил Маршак и Валентин Берестов, актеры Зиновий Гердт и Фаина Раневская, Аркадий Райкин и Татьяна Пельтцер, Василий Ливанов и Виталий Соломин, Татьяна и Сергей Никитины, архитектор Евгений Левинсон, электрохимик Александр Фрумкин, режиссер Виктор Типот, певец Леонид Утесов, дирижер Ираклий Андронников и многие другие, не менее известные люди, были ее друзьями или партнерами по работе. Вся ее жизнь представляла собой калейдоскоп из встреч, театров и событий. А Риной Екатерина стала потому, что на первой в ее жизни афише имя «Екатерина» не поместилось, и актриса его сократила. Получилось коротко и удобно - Рина. Эти факты известны многим. Но есть в биографии актрисы страницы, о которых мало кто знает. Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант» на одном из кинолекториев из цикла «Как уходили великие» попробуем чуть больше прикоснуться к биографии легендарной актрисы, посмотрим отрывки из художественных фильмов с ее участием… Узнаем, каким было ее детство? Какое образование она получила и почему считала, что ее родители - совсем не подходящие друг другу люди? Как так получилось, что, окончив театральное училище, Рина стала выступать не в театре, а в самом популярном в Москве ночном кабаре? Какими были обстоятельства ее знакомства с поэтом Сергеем Есениным? Отчего она потом всю жизнь жалела, что их разговор был «ни о чем и ни за чем»? Как возникло ее эксклюзивное амплуа - исполнительницы «детских монологов»? К акую роль в ее жизни сыграли юрист Владимир Блюмельфель и архитектор Константина Топуридзе? И с кем она часами могла разговаривать на французском языке? А еще, какими были последние годы Рины Зеленой и почему ей,великолепной актрисе, так и не было присвоено звание народной артистки СССР? Итак… Все «как у людей»
- Люди часто интересуются моей фамилией, - вспоминала актриса. - Одни спрашивали, почему я выбрала такой псевдоним, а другие уверяли меня, что я родилась в Одессе и что я дочь одесского градоначальника Зеленого, поэтому у меня такая фамилия. Мне приходилось отказываться от такого родства просто потому, что у меня был свой отец, хотя и не генерал. Старшие дети в семье Зеленых мало внимания обращали на младших. Муся предпочитала общество кавалеров и подруг, Иван мог уйти в ночь на рыбалку и вернуться утром, увешанным змеями, а младшая Зина была готова помочь каждому, в то время, как Кате нравилось руководить ею. Перед сном, укладываясь в постель, Катя могла сказать Зине: «Поди, закрой дверь!». Зина возражала: «Ведь тебе ближе, закрой сама!» Катерина вставала, шла от своей кровати к двери, измеряя шагами расстояние. Потом считала шаги от двери до ее кровати, ложилась и говорила: «От тебя на два шага ближе. Закрой дверь!» И Зина закрывала. - В нашей семье никто ни с кем не дружил. Были как бы составные части, которые, сложенные вместе, назывались «семья». Мама и отец - совсем не подходящие друг другу люди. Аккуратный во всём, педантичный в мелочах, незначительный интендантский чиновник-служака берёг каждую копейку более чем скромного жалованья. По воскресеньям отец Рины сам ходил на базар, стараясь купить всё как можно дешевле. Мама, Надежда Федоровна, очень молодая (её выдали замуж шестнадцати лет), так и не привыкла к нему, старшему, в очках, несимпатичному, с усами и бородкой. Её легкомыслие даже в те годы, когда это качество было присуще всем дамам, особенно молодым, было удивительным и поражало даже её близких подруг. Не было в доме такой вещи, которую мама Рины не могла бы отдать кому угодно. Это была вроде доброта, но удивительно бессмысленная. В остальном всё было «как у людей». Мама нанимала немку для обучения брата немецкому языку, но, когда та входила в дверь, Иван вылезал в окно и исчезал. Был в семье инструмент - старшая сестра училась играть. Так было принято, чтобы девочки умели бренчать на пианино. Приходила учительница, но сестра могла сбежать куда угодно, а чтобы урок не пропадал, заставляли учиться Рину, поймав за шиворот где-нибудь на дереве. С тех пор она так и не смогла привыкнуть любить музыку. Денег было мало, и потом, зимой, Рина с младшей сестрой оказывались без пальтишек, которые мама уже успела продать старьёвщику. Иногда во двор приходил продавец пирожных. Сласти лежали у него в стеклянной витринке, подвешенной на ремне через плечо. Он ставил витринку на деревянную подставку, и все маленькие дети во дворе окружали его и смотрели, не отрываясь, на розовые, голубые воздушные кремы этих соблазнительных недоступных изделий. Выходила наша мама и говорила: «Ну, все возьмите по одному пирожному». Продавец открывал стеклянную крышку, и дети долго выбирали и долго потом ели лёгкие кремы, протыкая их пальцем и облизывая руки, пока не исчезало всё, оставляя лишь воспоминания о чём-то прекрасном. Мама расплачивалась с разносчиком, а потом наступала минута другой расплаты - отчёт перед отцом в конце месяца, когда выяснялось, что у кого-то взяты деньги в долг, надо отдавать, что она уже продала материю, из которой он должен был сшить себе новую форму на будущий год, ну и так далее. Всё это кончалось скандалом. Вскоре мать Рины исчезла из дома, и целый месяц посылала домой, в Москву, письма с петербургским штемпелем, а отец в ответ отправлял ей деньги и угрожающие телеграммы. Кончилось тем, что Надежда Федоровна вернулась в семью посвежевшая и похорошевшая. И жизнь Зеленых наладилась вплоть до революции. Отец в 1918 году заведовал организацией вещевых складов у большевиков. Из Москвы его перевели на Украину, и однажды Надежда Федоровна получила от него письмо: отец звал их к себе в Одессу. Старшие дети - сын и дочь - остались в Москве, остальные поехали. В дороге Катя простудилась, и в Одессу приехала с тифом. А после приезда оказалось, что их никто не ждет - отец завел себе новую жену. Ехать назад было не на что, снимать жилье, покупать еду и дрова - тоже. Катя с мамой и сестрой остались в пустой комнате. Чтобы перед сном согреться, Катя выскакивала из холодной постели и танцевала с веером испанский танец - всем становилось весело, и они засыпали…
«Актер никогда не должен хлопотать мордой»
Едва выздоровев, Катя стала искать возможность заработать. На улице она увидела объявление: «Прием в театральную школу». Она вошла и прочитала стихотворение Никитина «Выезд ямщика», насмешив актеров Певцова и Шатрову. Из восьмидесяти юношей и девушек они приняли в школу двадцать два человека, и в том числе и Зеленую. Театральное училище Екатерина окончила в 1919 году. Екатерина много пела, танцевала и играла по пять ролей в один вечер. Программа менялась каждую неделю, и приходилось много работать. Деньги Кате были очень кстати, так как ей нужно было кормить семью. Правда, вскоре в самодеятельном театре нашлось место и для Зинаиды, которая стала выступать как балерина. Я - Мариетта, родом из Прованса, Виталий Вульф рассказывал: - Её выступления пользовались огромным успехом, она танцевала, пела, читала незатейливые стихи. Много шутила.
- Ну, дорогая, сегодня я угощу вас ужином! Пальчики оближете! Обратите особое внимание - пирожки с нутром телка.
Театральный роман
Рина Зеленая сделала все, чтобы Типот с женой из Одессы тоже перебрались в Москву, и устроила их в «Нерыдай». Когда Типот поссорился с Кошевским, она приняла сторону Типота, ушла из театра и оказалась в петроградском «Балаганчике». Денег актерам почти не платили. Директор говорил, что дает своим артистам возможность дышать морским воздухом. Во время безденежья Рина ходила обедать к своей подруге по «Балаганчику», которая жила вместе с семьей. У самой Рины родных в городе не было, а был только пустой дешевый номер в «Англетере». Если же заводились деньги, она спускалась обедать в ресторан гостиницы. На следующий день Есенин постучал в номер Зеленой в «Англетере». Он пришел извиниться за вчерашний скандал. Она сказала, что не сердится, и потом всю жизнь жалела, что ее единственный разговор с поэтом «был ни о чем и ни за чем». - Товарищ Зеленая! Я вам, конечно, уступлю, но с условием - выходите побольше на «бис», а то больно скупы. Впервые Рина Зеленая снялась в 1931 году в первой советской звуковой картине «Путевка в жизнь», где исполняла блатные куплеты в шайке бандита Жигана. Потом пленку случайно засветили, и в фильм вошел всего один эпизод с ее участием.
«Ты долго ломал эту машину?»
Актриса объездила десятки пионерлагерей, сотни школ. Она умела находить с детьми правильный тон и разговаривала с малышами так уважительно, что они чувствовали неподдельный интерес к их делам. - Ты долго ломал эту машину? - спросила она мальчика с остатками автомобиля. --- - Долго, - ответил он, - два дня. - Ждите, когда я проиграю! - рассердилась Зеленая. Он дождался и отдал ей коленкоровую тетрадку. Первое стихотворение начиналось: «Дело было вечером, делать было нечего». Рина вспоминала: - На следующий день он позвонил, мы встретились и подружились. Михалков ходил на концерты, репетиции, слушал свои стихи. Отчасти восторгался мною. А друзья шептали: «Опять твой длинный сидит в зале». Если не было репетиции, мы ездили в пустых трамваях - мой любимый транспорт. Ходили по выставкам или просто помирали от смеха, рассказывая друг другу разные истории. Настоящее удовольствие Рина Зеленая испытывала при работе над мультфильмами, где ей чаще всего приходилось озвучивать юных героев. Рина Васильевна никогда не ограничивалась готовым текстом. «Как все шаблонно!» - возмущалась она и аккуратно переписывала роль со своими пометками и исправлениями в школьную тетрадку. Именно благодаря ей по сей день популярны Вовка из Тридевятого царства, Лягушонок, который ищет папу, Щенок, пытавшийся понять, кто же сказал «мяу», и цирковое чудо Лошарик. На Северный полюс Рина Зеленая выступала перед солдатами, академиками, спортсменами, учителями…. Выезжала в самые дальние уголки Советского Союза и не уставала делать открытия. Когда ей предложили слетать в составе группы из 13 артистов на Северный полюс, Рина согласилась. В бухте Провидения артисты выступали перед группой геологов и были потрясены: зрители шли к ним пехом 40 километров - туда и 40 - обратно. В бухте Угольной до шахтерского поселка гостей волокли трактором: прицепили огромное железное корыто на полозьях-бревнах, насыпали, как горох, мешки с почтой, людей, чемоданы. Арфу везли на тюфяках, на руках. На перелете из Анадыря к мысу Шмидта ритм полета вдруг стал неровным, моторы завыли. Оказалось - обледенение двигателя, винты заклинило, но до аэродрома дотянули. Потом актеры получили разрешение лететь на Северный полюс, на дрейфующую станцию. От Тикси до полюса летели больше 6 часов. Эмоции от того, что последняя цель путешествия достигнута, захлестнули всех, даже арфу - на ней лопнули все струны. Богемная жизнь
- Мне жалко себя, что никто никогда не узнает, какой у меня прекрасный вкус, - жаловалась Зеленая. - Мне достается всегда только то, что кому-то мало или велико. Мое первое пальто в 22 году, правда, было сшито на меня. Из серого солдатского одеяла! Когда из Америки русским актерам в подарок прислали обувь, Зеленая взяла красивый ботинок, померила - он оказался как раз. Нашла второй, а дома обнаружила, что оба ботинка на одну ногу. - У нас у всех были свои дурацкие игры друг с другом. Актер Хенкин, тявкнув, как щенок, хватал актрис за ноги. Шутка. Хенкин клялся мне в любви, а я просила его дать расписку не кусаться. От этого некоторые падали в обморок. С Утесовым, где бы ни встретились, я гладила его по голове, как укротитель и говорила: «Цезарь, успокойся, ты молодец, Цезарь». А Утесов брал в рот чуть ли не всю мою руку и урчал, очень довольный. И только после этого мы здоровались.
Как создавались шедевры
На съемках «Подкидыша» Рина Зеленая познакомилась с Фаиной Раневской. Некоторые сцены фильма снимались на улице Горького, и толпа постоянно окружала съемочную группу. Слова «Муля, не нервируй меня», придуманные Риной Зеленой, стали мучением Раневской на всю жизнь. С того фильма Зеленая с Раневской подружились. - Наверное, надо было выйти замуж за кинорежиссера, - вспоминала актриса,- но мне это не приходило в голову. Да и им, наверное. Никита Михалков перед Домом кино однажды упал на колени: «Рина, ты моя любимая актриса». Я сказала: «Так дай мне роль, какую-нибудь самую плохую». Но он только поклялся в вечной любви, поцеловал. И так всю жизнь. А я страдала, как голодный человек. Но на дачу приехала Рина Зеленая, и сказала, что ищет Гердта. Незваную гостью усадили за стол, и Рина принялась теребить Гердта: «Хочу выступить!». Гердт ответил: «Вы что, идиотка? Здесь цвет российской словесности, как же вы можете со своими штучками?». Но Зеленая настаивала, и Гердт сдался: «Перед вами хочет выступить…» А Рина его перебивала: «Вы что, идиот? Здесь собрался цвет российской словесности, как же я могу со своими шуточками»... Естественно, ее стали просить, и Рина выступила, и Твардовский от смеха катался по дивану. А потом сказал Гердту: «Зяма! Тронут, что вы позаботились обо мне, и в печальную минуту привезли Рину». Вторая мировая война застала Театр миниатюр, в котором работала Рина Зеленая, на гастролях. В Министерстве культуры было решено труппу не эвакуировать, а продлить гастроли на неопределенный срок. Когда гастроли закончились, артистов оставили в Куйбышеве. Во время войны Рина Зеленая много раз бывала с выступлениями на фронте. Сергей Михалков, будучи военным корреспондентом, в одной из заметок написал, что на передовой услышал горестный разговор солдат о том, как «чертовы фрицы вдребезги разбили Рину Зеленую». Оказалось, что во время очередного воздушного налета были разбиты пластинки с записями выступлений актрисы. А осенью 1945 года в Берлине Зеленая расписалась на рейхстаге. Она рассказывала: - Мне удалось втиснуться между фамилиями бойца-пехотинца и матроса на одной из колонн. Новая профессия - жена Первым мужем Рины Васильевны был юрист Владимир Блюмельфельд. Он был намного старше Рины, она вышла замуж восемнадцатилетней, и поэтому относилась к нему больше как к другу. Разница в возрасте давала о себе знать, и вскоре они разошлись. По счастливой случайности она в тот момент встретила Константина Топуридзе, который был известным архитектором, автором фонтанов «Дружба народов», «Золотой колос» и «Каменный цветок» на ВДНХ. Он был главным архитектором Ленинского района Москвы и заместителем академика Павлова по охране исторических памятников. Сохранить Новодевичьи пруды удалось именно Топуридзе. На одном из совещаний в Кремле он так горячо доказывал Брежневу и его окружению, что безнравственно уничтожать парк, засыпать пруды, в которых отражаются стены и купола монастыря, и строить дома для ЦК, что генсек под впечатлением его выступления произнес: - Этот парень любит свое дело, к его мнению стоит прислушаться. Знакомство Зеленой и Топуридзе состоялось в Абхазии. Приятель-журналист как-то подвел к Рине красивого мужчину и представил: - Познакомьтесь, Риночка, это мой друг из Ленинграда, Котэ Топуридзе. Рина говорила: - Так в моей жизни образовалась новая профессия - жена архитектора. Сначала я думала: а, ерунда! Потом вижу: нет, не ерунда! - Чтобы каждый день было письмо! Читать его я, может, и не буду, но оно должно лежать у меня на столе. Сам же писем не писал, отправлял только открытки. И Рина ежедневно писала мужу обо всех новостях. Себя Топуридзе называл «тираном с очень мягким и отзывчивым характером». - Разве это нормально, как у людей? - сказала актриса однажды журналисту Глебу Скороходову. - Бездетная, я всю жизнь читаю за детей стихи и рассказы, и никого лучше детей в мире не знаю. Не повезло мне, хотя мать из меня могла получиться. Я разговариваю с детьми часами, как со взрослыми. И мне кажется, они меня признают. - Как, ты не знаешь? Не понимаю! Я от тебя этого не ожидал. Прощу, если почитаешь мне вслух. И вечером с удовольствием читала ему какого-нибудь любимого автора.
«Как мне счастье улыбалось… 300 лет тому назад»
Пока был жив Котэ, Рина своих лет не чувствовала. А после смерти мужа быстро начала стариться. Рина Зеленая рассказывала: - Когда мне выдали новый паспорт, я посмотрела и не поверила глазам - там оказалось гораздо больше лет, чем я думала. Вообще неприятно жить в конце века. Едешь на дачу в электричке рядом с молодыми, слушаешь их и хочется закричать: «Возьмите меня с собой». Но я знаю, что мое место здесь, в 20 веке, где все мне дорого, где все мои друзья. У нас было много хорошего. О жизни Рины Зеленой еще при жизни, в 1982 году, был снят документальный фильм «Снять фильм о Рине Зелёной». Его авторы - Зиновий Гердт и его супруга Татьяна Правдина. В нем приняли участие сам Зиновий Гердт, Аркадий Райкин, Татьяна Пельтцер, Никита Михалков, Василий Ливанов, Виталий Соломин, Татьяна и Сергей Никитины, Валентин Берестов и другие друзья актрисы. - Когда по радио теперь объявляют: «Романс Тортиллы». Исполняет Рина Зеленая», я чувствую себя тенором в опере, - говорила потом актриса. Кстати, песенка Тортиллы должна была быть на куплет длиннее: Мне казалось, счастье рядом - Рине Васильевне он очень не понравился: «Что такое «лапу»? Какую лапу? Нет у меня никаких лап!» И не стала петь. - Теперь называйте меня Руина Зеленая. Выступая по телевидению в посвященной ей передаче, актриса предположила, что этим образом ее кинокарьера и завершится. Только по традиции сетовала - «была таким же предметом мебели, как шкаф». В дальнейшем об этой роли Зеленая почти не вспоминала. - Об этой роли и говорить-то особо нечего, - сетовала Зеленая. - Вот если бы фильм назывался «Шерлок Холмс и миссис Хадсон» - это другое дело. - Бог покарал меня долголетием, - часто повторяла актриса. Однажды во время прогулки Рина Зеленая оступилась и упала в кусты рядом с дорожкой. Встать самостоятельно не смогла и стала дожидаться, когда кто-нибудь пройдет мимо. А дождавшись, сказала: - Обратите внимание! Здесь валяется Рина Зеленая! Она упала! - Марь Иванна, Марь Иванна, до чего ж вы хороши! Марь Иванна, Марь Иванна, я люблю вас от души, - пел Плятт. А рядом плясала Рина Зеленая. За всем этим со шкафа наблюдал кот актрисы Васька. Через некоторое время любимец начал сбрасывать со шкафа фигурки из бумаги, которые мастерила на досуге Рина Васильевна. Заметив это, Зеленая сказала другу: - Славушка, нам пора закругляться - видишь, зритель уже устал! Ее друзья и знакомые удивлялись, что великолепной актрисе не было присвоено звание народной артистки СССР. В ответ Рина Васильевна смеялась: - Вот увидите, мне дадут его за сорок минут до смерти! 1 апреля 1991 года Рине Зеленой собирались присвоить звание народной артистки СССР. В этот день великая актриса скончалась и была похоронена в Москве, на Введенском кладбище. В правительстве не стали давать ход документам. 1. Капков С. В. «Будем валять дурака? Это мне нравится». Рина Зелёная//Капков С.В. Королевы смеха. Жизнь, которой не было? - М. «Эксмо: Алгоритм», 2011.- 352. – (Серия «Лица и лицедеи»). - (о Рине Зелёной. - Стр. 89-118) Интернет: Электронные версии статей: 1. Гончаров А. Зелёная Екатерина Васильевна/ Андрей Гончаров// http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=79 2. Лыкова И. Со своим мужем я была счастлива каждый день! 3. Новикова С. Человеческой роли не дождалась, пришлось играть черепаху 4. Перанов О. Рина Зеленая прожила 40 лет с ангелом Материалы сайта www.rusactors.ru
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|