Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М.С. Хромченко Б.И. Хасан 12 страница




КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________139

... Скрытый смысл упомянутой эволюции заключается в том, что жизненная стихия, беспокойная в своем вечном движении, ведет постоянную борьбу с продуктами собственной деятельности, отверделыми ее остатками, противя. щимися ее напору. Но так как ее внешнее бытие может осуществиться лишь в определенных формах, то весь этот процесс представляется нашему созна. нию как процесс зримого вытеснения старых форм новыми. Непрерывная изменчивость содержания отдельных культурных явлений и даже целых куль. турных стилей есть осязаемый результат бесконечной плодовитости жизни, но одновременно и манифестация того противоречия, в каком неизменно находится вечное становление с объективной значимостью и самоутверж. дением форм. Жизнь движется от смерти к бытию и от бытия к смерти».

[Г.Зиммель с. 494.495]

Следующий заметный шаг - работы З.Фрейда и его школы. Это была попытка положить конфликт как основание - генератор психического вообще. Тем самым создавалась традиция, согласно которой, конфликт между инстанциями личности утверждался в статусе источника активности, а его качества - как характеристики индивидуальной жизни в ее общем и частном генезе.

«Психоаналитический конфликт - это противоположность противоречивых требований внутри субъекта. Конфликт может быть явным (например, кон. фликт между желанием и нравственным требованием или между двумя про. тиворечивыми требованиями) или же скрытым. В последнем случае конф. ликт искаженно выражается в явном конфликте, прежде всего в симптомах, нарушениях поведения, в трудностях характера и пр. Психоанализ считает конфликт основой человеческого существа, причем в различных смыслах: это конфликт между желанием и защитой, конфликт между различными си. стемами или инстанциями, наконец, Эдипов конфликт, при котором проис. ходит не только взаимное столкновение желаний, но также и их столкнове. ние с запретом».

Ж.Лапланш, Ж..Б.Панталис [4, с.213]

Дальнейшие подходы более всего эксплуатировали понятие межлич. ностного, межгруппового (имея в виду в том числе и большие группы) конфликта как социального феномена (см., например, Дж.Бернард, Р.Да. рендорф, Л.Козер и др.[5; 6]).

«Социальный конфликт можно определить по.разному. В целях нашего ис. следования условимся считать, что социальный конфликт -это борьба за цен. ности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников. Это рабо. чее определение представляет собой лишь отправную точку исследования. Нас интересуют скорее функции, а не дисфункции социального конфликта, то есть те его последствия, которые служат усилению, а не ослаблению адап. тации и приспособляемости конкретных социальных отношений или групп. Социальный конфликт отнюдь не представляет собой только «негативный» фактор, ведущий к разрыву и распаду, он может выполнять ряд определяю. щих функций в группах и межличностных отношениях».

Л.Козер [6, с.32]

140______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

Наряду с социологическими и психологическими определениями сле. дует специально отметить группу представлений с позиции формальной логики или теории игр. В этом подходе конфликт выглядит как метаявле. ние, абсолютно связанное с максимизацией выигрыша, минимизацией проигрыша в условиях равно значимых альтернатив (см., например, А.Ра. попорт, Р.Акофф, Ф.Эмери и др. [7; 8]).

«Заметив, что его эффективность страдает от поведения другого лица или что его собственное поведение уменьшает эффективность другого лица, ин. дивид может либо удалиться из данного конфликтного окружения, либо, ос. таваясь в нем, изменить свое поведение. Если он ограничивается поиском способов действий, минимизирующих нежелательные для него последствия поведения другого лица, то принято называть такой подход теоретико.игро. вым и говорить, что индивид ищет решения конфликта. В этих случаях игра используется как представление или модель конфликтной ситуации».

Р.Акофф, Ф.Эмери [8, с.198]

Современный интерес к проблематике конфликта настолько велик, что попытка хотя бы приблизительно полно изложить имеющиеся в ли. тературе определения заняла бы слишком много места, поэтому тем, кто специально интересуется всем многообразием подходов и дефиниций, мы рекомендуем обратиться к библиографии [Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов].

Вместе с тем все эти подходы, несмотря на их разнопредметные ос. нования и, отсюда, существенно различающиеся языки описания, род. нит достаточно ясно выраженное представление о конфликте:

1. как о явлении, случающемся с человеком (людьми), т.е. таком фено. мене, который происходит необходимо.неизбежно и несет на себе отпечаток негативизма;

2. как о явлении, имеющем однозначно линейный характер (предпоч. тение.отвергание, победа.поражение, выигрыш.проигрыш).

Не будет преувеличением заметить, что, несмотря на многочислен. ные исследования зарубежных авторов и множественные описания конфликта, мы ничтожно мало преуспели в разрешении противоречий как внутриличностного плана, так и разного масштаба социальных.

Понимая важность адекватного описания явления, при всем множе. стве попыток, отметим, что практически все исследователи обращают внимание на внешнюю - феноменальную и внутреннюю - не явную сто. роны конфликта; на его типологические характеристики, связанные с масштабом столкновения, особенностями участвующих сторон и их ин. тересами; на динамические характеристики.

Мы специально хотим отметить, что самым важным в понимании и описаниях конфликта является его связь с тем противоречием, выразите.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ____________________^

лем которого он по сути дела является. Собственно говоря, это обстоя. тельство является ведущим, поскольку назначение конфликта в том и со. стоит, чтобы так представить противоречие, чтобы привлечь именно те ресурсы и в том объеме и порядке, которые приведут к его (противоре. чия) разрешению.

Отсюда - уточнение данного нами ранее в самом общем виде рабо. чего определения:

Конфликт - это такая специальная организованность взаимодей(ствия, которая позволяет удерживать единство столкнувшихся действий за счет процесса поиска или создания ресурсов и средств разрешения пред(ставленного в столкновении противоречия.

Источники:

1. Зиммель Г. Конфликт современной культуры. Избранное. Т.1. Филосо. фия культуры. - М.: Юристъ, 1996.

2. Клаузевиц К. О войне. - М.: Госвоениздат, 1934.

3. Гегель Г. Эстетика. Т. 1. - М.: Искусство, 1968.

4. Лапланш Ж., Понталис Ж..Б. Словарь по психоанализу. - М.: Высшая школа, 1996.

5. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: ПИТЕР, 2000.

6. Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея.пресс, 2000.

7. Rapoport A. Conflict in Mak.Made envirounment. - Baltimore, 1974.

8. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. - М.: Сов. радио, 1974.

1.2. Структурное описание конфликта

И смирительная рубашка должна соответствовать размеру безумия.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Вопросы для изучения темы:

1. Почему возникает вопрос о структуре конфликта?

2. Какие элементы входят в структуру и каков смысл ихуровневого стро. ения?

3. Чем, кроме феноменальных характеристик, отличаются внутренние и внешние конфликты?

142______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

Особенность современной ситуации в подходах к конфликту и его описаниям состоит в кризисе монопредметных попыток. Становится все более очевидно, что никакая предметная область, ни социология, ни пси. хология, ни математика не в состоянии «ухватить» и достаточно операци. онально описать в своем языке это явление.

Этот кризис, по.видимому, пользуясь выражением Л.С.Выготского, во. шел в открытую фазу, так как появились попытки критически пересмот. реть общую теорию конфликта (см., например, Хасан Б.И., 1986 [1]; Дру. жинин В.В. и кол., 1989 [2]; Лефевр В.А., 1991 [3]). Анализ этих попыток приводит к мысли, что выход из кризиса современной конфликтологии связан с необходимостью разработки и построения целостной полной структуры конфликта, включающей три уровня:

1. основание столкновения, т.е. то противоречие, актуализация которо. го являет нам конфликт как феномен;

2. действительность столкновения, которая представляет собой взаимо. детерминированные действия, стремящиеся к автономии путем до. минирования, приспособления, элиминации и др.;

3. метаконфликтные феномены: переживание отношений к предмету противоречия и/или конфликтного действия, межличностных отно. шений участников, аутоотношения субъекта конфликтного действия, ожиданий и т.д.

Только реконструкции на всех трех уровнях описания могут предста. вить полную структуру и динамику конфликта. Такой подход имеет смысл как практико.ориентированный, поскольку назначение конфликта состо. ит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировав. шегося в нем противоречия.

Проблема, однако, состоит в том, что каждый из этих уровней имеет свои языки описания, которые пока не интегрируются в целостную модель.

К этому обстоятельству можно прибавить еще одно препятствие - до. вольно устойчивое негативное отношение к конфликту, стремление дис. танцироваться от него. Как бы удивительно это не выглядело, но мы по. прежнему, как справедливо замечает М.Дж.Смит, «...так же, как животные, прибегаем к универсальным для живого мира способам разрешения кон. фликтов: драке и бегству. Как и животные, мы нападаем или бежим друг от друга. Иногда это происходит не по нашей воле; иногда мы делаем это осознанно, иногда открыто; но чаще - в замаскированном виде. Но мы, однако, лишены клыков, острых когтей и той силы мускулов, которые позволяли бы нам столь же эффективно решать проблемы с позиции физической силы» [4, с.11].

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ___________________143

По.видимому, задача оформляющейся сейчас конфликтологии и со. стоит в том, чтобы, преодолев сложившиеся стереотипы, традиционный страх и негативизм по отношению к феномену конфликта, построить та. кие языки описания, пользуясь которыми, можно было бы разрабатывать и применять эффективные психотехники.

Прежде всего, надо еще раз оговорить то обстоятельство, что здесь рассматривается конфликт не в его обыденном понимании, то есть как однозначно разрушительный тип взаимодействия или переживания внут. реннего рассогласования.

Отойти от стереотипов обыденных представлений означает, прежде всего, отказаться от субстанционального отношения к конфликту. Такое отношение создает иллюзию, что конфликт как бы есть сам по себе, что в него можно попасть почти как в яму. Для обыденного сознания такой об. раз характерен и весьма распространен. В связи с этим распространено и переживание «попадания в конфликт».

Конфликт не существует, как вещь, независимо от нас. С ним нельзя столкнуться, как с другим человеком, на него нельзя натолкнуться, как на стенку. В него нельзя попасть, как в темную комнату, и т.д. и т.п. Конфликт - это одна из необходимых атрибутивных сторон.характеристик любого взаимодействия, как внешнего - с другим человеком, другими людьми (ин. теракция), так и внутреннего - с собой (интроакция). Вместе с тем не любое взаимодействие можно квалифицировать как конфликтное. Все за. висит от того, представляет ли какую.либо трудность его осуществление.

Если взаимодействие реализуется по известным схемам и с автомати. зированным привлечением имеющегося ресурса, мы не фиксируем его конфликтный аспект. Он просто не нуждается во внимании, так как кон. фликт разрешается как бы сам собой. Точно также мы не фиксируем опе. рациональный аспект любого действия. Он выступает как условие этого действия. Это ведь не значит, что его нет.

Любопытную картину пришлось наблюдать одному из авторов. Наверное, в опыте многих людей есть подобные случаи.

... В магазине продавец пытается объяснить покупателю.иностранцу харак. теристики и разницу в стоимости товара. Интересны изменения, которые происходят во взаимодействии, когда обнаруживается, что покупатель пло. хо понимает по.русски, а некоторые обороты, привычные для продавца, не понимает вообще. Сначала продавец некоторое время действует по инерции, затем замедляет темп речи, дополняет пояснения усиленной жестикуляцией и начинает говорить все громче и громче...

Комментарий. Понятно, что любая встреча внутренне противоречива, по. скольку ее участники имеют разные позиционные и индивидуальные инте. ресы. И чтобы привести к согласию эти интересы, встреча должна быть спе. циально организована. Использование во время встречи определенного ре.

144______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

сурса - общих правил торговли (для данного случая) и единого языка взаи. модействия - делает встречу ненапряженной вследствие автоматизирован. ного использования имеющихся адекватных ресурсов всеми участниками. В приведенном же примере один из участников не располагал согласованным ресурсом, что немедленно привело к напряжению и, соответственно, обна. ружению взаимодействия как конфликтного.

Но разве оно не было таким по сути, а не по характеристикам интенсивности?

Если для реализации взаимодействия необходимы какие.либо новые формы и/или имеющийся ресурс не удовлетворяет требованиям данного взаимодействия, мы фиксируем его как конфликтное. Оно просто пред. ставлено нам своей трудной, требующей внимания и особых энергети. ческих затрат стороной. Иными словами, вопрос о появлении феномена конфликта связан не только со спецификой взаимных действий, но и с их интенсивностью. Существует такая граница в столкновении, когда вза. имодействие становится «видимым» и требует на себе специального со. средоточения. Эту видимую часть интенсивного взаимодействия обычно и называют конфликтом.

Неправомерность отождествления конфликта исключительно с отяг. чающими взаимодействие характеристиками подчеркивал Л.Козер, кото. рый еще в 1956 году писал: «В то время как старшее поколение было в целом согласно с Кули в том, что «конфликт в любом его виде - это жизнь общества и прогресс берет свое начало в борьбе, в которой индивид, класс или институт стремится реализовать свою собственную идею добра», со. временное поколение социологов заменило анализ конфликта изучени. ем «напряженностей», «трений» и психологической дезадаптации» [5, с.40].

Значит, независимо от качественных характеристик структуру конф. ликта составляют внутренние и/или внешние действия, образующие един. ство взаимодействия.

Отсюда конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаи(модетерминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого спе(циальной организации.

В качестве примера внутренних столкнувшихся действий более всего подходит ситуация выбора при равносильных альтернативах. Подобные ситуации замечательно описывают в своих эссе на тему завершения шко. лы наши ученики.

«...Самую большую трудность в настоящее время для меня представляет вы. бор между двумя возможностями:

1. Поступить в соответствии с давней мечтой в институт искусств и учиться петь. Для этого у меня вроде бы все есть: и голос, и внешние данные, и я уже не без успеха пробовала участвовать в конкурсах, но...

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________145

2. Поступить в соответствии с давней мечтой бабушки на юридический. Для этого тоже вроде бы немало есть: сравнительно неплохие знания в области общественных наук, в т.ч. права.

Если действовать по п.1 - это разрыв с родственниками, лишение матери. альной и моральной поддержки и туманные перспективы. Актерская судьба непредсказуема, а быть просто провинциальной певичкой в местной фи. лармонии - не очень привлекательно.

Если действовать по п. 2 - это спокойствие близких, материальное благопо. лучие, поддержка, но вместе с тем зависимость и плата мечтой за сытость».

Самым богатым «банком» образцов внутренних конфликтов является психоаналитическая литература и соответствующая практика.

Внешние и внутренние конфликты по своей структуре принципиаль. но не отличаются, но во внешнем конфликте действия, образующие един. ство взаимодействия, буквально принадлежат разным персонам или груп. пам, реализующим совокупное действие. Здесь важно обратить внимание на то обстоятельство, что внешние взаимодействия всегда имеют одно. временно и внутренний план и, следовательно, структуры таких конф. ликтов существенно сложнее и образуют как минимум два уровня.

Любопытный образец такой «двойной» структуры приводит Анатолий Берштейн.

«...(Я мог безболезненно срезать на улице «бомбошки» с австрийских мока. син безропотно подчинившегося моему вкусовому деспотизму паренька; мог дарить парфюмерный набор, снабжая подарок идиотскими гигиенически. ми комментариями; снимать дешевые самодельные перстни с пальцев, про. верять наличие носовых платков в карманах, придирчиво осматривать выб. ритый затылок и прилюдно высмеивать белые носки.) Я убеждал себя, что все это во имя него, что на «отца» не обижаются, что в конце концов, если это испортит наши отношения, все равно ему будет польза. Обида, казалось мне, пройдет, а дурновкусие будет посрамлено».

[6, с. 128]

Итак, структурное описание конфликта предполагает определение тех действий, индивидуальных или совокупных, внешних или внутренних (мыслимых), образующих конфликт как действительность. В свою оче. редь, любое действие представляет собой сложный акт, также имеющий свое структурное строение. Для того чтобы преобразующая активность получила свое воплощение во внешнем поведении или в мысли, необхо. димо потребностно.мотивационное основание. Поэтому в структурном описании конфликта следует рассматривать не только столкнувшиеся и изменяющиеся в столкновении действия, но и лежащие за ними проти(воречивые основания этих действий. Например, отец и двенадцатилет. няя дочь обсуждают степень ее самостоятельности и при этом, разумеет. ся, исходят из существенно различающихся картин подросткового возра.

146______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

ста. Без реконструкции этих картин структура данного частного конф. ликта будет, безусловно, ущербной.

В современных учебных пособиях по конфликтологии структуру кон. фликта предлагают понимать «как совокупность устойчивых связей кон(фликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная сис(тема и процесс» [7, с. 2 30].

Мы полагаем, что структурой, конечно же, определяется связность эле. ментов строения явления в целое. Вместе с тем мы не хотели бы путать, смешивать структурное, процессуальное и морфологическое описания, поскольку каждое из них задает специфическое отображение конфликта, что и требуется для качественного анализа. И только последующая «сбор. ка» образует целостную системную картину.

Источники:

1. Хасан Б.И. К разработке прикладной психологии конфликта// Методо. логические проблемы оснований науки. - Киев: Наукова думка, 1986.

2. Дружинин В.В., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию кон. фликта. - М.: Радио и связь, 1989.

3. Лефевр В.А. Формула человека. Контуры фундаментальной психоло. гии. - М.: Прогресс, 1991.

4. Смит М. Дж. Тренинг уверенности в себе. - СПб.: Речь, 2000.

5. Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея.пресс, 2000.

6. Берштейн А. Оставайтесь после уроков. - М.: АО «Акрон», 1997.

7. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. - М.: «ЮНИТИ», 1999.

1.3. Функциональное описание конфликта

Человек с человеком от века ведут один монолог.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Вопросы для изучения темы:

1. В чем основные причины приписывания конфликтам негативных функций?

2. Каковы основные аспекты функционального описания конфликта, и в чем их практический смысл?

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________147

Конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, уста. новки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего раз. решения противоречие непременно должно воплотиться в действиях, в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет.

Поэтому можно утверждать, что предназначение и позитивная функ. ция конфликта в том и состоит, чтобы через него представлялась возмож. ность разрешать противоречия нашей жизни (об этом см. подробней [1,

с.60.63]).

Практически все исследователи конфликтов, начиная с К.Маркса и Г.Зиммеля, считали, что главной функцией конфликта является «обеспе(чение единства столкнувшихся сил (действий) в их стремлении к преодо(лению «любого дуализма, даже если оно достигается ценой уничтожения одного из участников взаимодействия» [Зиммель, 1956]. Однако позитив. ная функция довольно скоро отошла на второй план, а то и вовсе пере. стала замечаться, несмотря на постоянные напоминания наиболее пос. ледовательных и щепетильных исследователей.

Ведущее место в функциональном подходе заняла разрушительная, деструктивная функция конфликта как в изучении социальных конфлик. тов, так и в описаниях и попытках терапии внутриличностных конфлик. тов. Самыми распространенными являются попытки сведения конфлик. та к психологическим проявлениям противоборства ущемленных в сво. их намерениях и интересах и поэтому испытывающих чувство неудов. летворенности и раздражения субъектов.

Такое устойчивое одностороннее представление, на наш взгляд, обус. ловлено явлением конфликтобоязни, своеобразной конфликтофобии, имеющей свои глубокие корни в жизни практически каждого человека. Интересно, что даже понимание несостоятельности, а главное непродук. тивности подобных представлений не является достаточным основани. ем для формирования более адекватных представлений о функциях кон. фликта.

Примечательно в этом отношении довольно стереотипное противо. поставление конфликтов и эффективного общения, которое приводит в брошюре с таким названием Е.Н.Иванова. Она, в частности, пишет: «Кон. фликты между людьми - явление обычное, а иногда они даже имеют по(ложительное значение (выделение наше Б.Х., П.С.) [2, с. 60].

В общем плане возможность конфликта выступать в конструктивной функции обычно связывается с тем, что конфликт предотвращает «зас.

148______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

той» индивидуальной и групповой жизнедеятельности и стимулирует их движение. М.Дойч, например, указывал, что «позитивные последствия кон. фликта для отдельного человека могут состоять в том, что посредством него будет изжита внутренняя напряженность и канализирована фруст. рация» [3, с.9].

Согласно М.Дойчу - автору одного из самых авторитетных на Западе пособий по разрешению конфликтов, деструктивным конфликт является в том случае, «если его участники недовольны исходом конфликта и чув. ствуют, что что.то потеряли». Если же все участники удовлетворены - кон. фликт конструктивен. Отличительной чертой - признаком деструктив. ного конфликта, предполагающего конфронтацию сторон, является тен. денция к расширению и эскалации конфликтных действий.

Дискуссия о функциональных характеристиках конфликта перешла с теоретического на практический уровень с события, уже упоминавше. гося нами в самом начале этой книги. Это было выступление Маргарет Фоллет с тезисом о том, что «если конфликта все равно не избежать, то давайте попробуем определить и использовать его полезные стороны».

Можно считать, что с этого момента конфликтология сделала серьез. ный шаг в своем развитии, не просто поставив под сомнение однозначно деструктивную функцию конфликта, но прямо указав на его позитивную роль и положительные следствия. Прежде всего, отмечались диагности. ческие возможности конфликтов. «Их главным позитивным итогом, - пи. шет А.И.Донцов, - является необходимо происходящая в процессе конф. ликта объективация предметно.деятельностной основы межличностных коммуникаций. Такая объективация служит предпосылкой оптимизации функционально.ролевой структуры трудового коллектива и, как следствие, повышения эффективности совместной деятельности» [4,с.149].

На одном из интенсивных семинаров по разработке и согласованию обра. зовательных программ, который традиционно проходит в начале учебного года в гимназии «Универс», выступила ученица 10.го класса с категоричес. ким требованием от имени группы учащихся: «Исключить из планирования воспитательные мероприятия». Заявлено это было примерно так: «Обучать нас - это, пожалуйста, а воспитывать - не ваше дело». Это заявление потре. бовало уточнения содержания понятия «воспитание». Учителя и учащиеся в своих группах проделали специальную работу на эту тему и представили ее на общую дискуссию. В результате удалось различить воспитание как учас. тие в выращивании нравственной и социальной компетентности учащихся от воспитывания как стремления учителей навязать свои нормы и способы поведения школьником, исходя при этом из предположения об их безуслов. ной вневременной ценности.

В дальнейшей совместной работе удалось выделить критерии «воспитания» и «воспитывания» и заключить конвенцию о нормализации учебных отно. шений в этой сфере взаимодействия.

КНИГА 2. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ И ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ__________________149

Комментарий. Понятно, что выступление девочки носило явно выраженный агрессивный характер. Оно, безусловно, задевало привычную для учителей область деятельности и претендовало на ограничение одной из профессио. нальных функций. У учительской группы был вариант реализации защитной формы в данном взаимодействии. Скорее всего, в таком случае конфликт раз. вивался бы как деструктивный. Участники могли пойти по пути не разработ. ки и формирования согласия, а мобилизации ресурсов для защиты привыч. ных форм поведения и скрытых и явных взаимных атак.

Таким образом, можно выделить три аспекта функционального опи. сания конфликта:

1. Это его функционирование как целостного явления в определенном контексте. В этом описании конфликтможно рассматривать как кон(структивный, выполняющий полезную функцию для личности, кол(лектива, сообщества и т.д., или деструктивный, выполняющий фун(кцию разрушительную, вредную, приводящий к появлению невроти(ческой симптоматики, ухудшению межличностных отношений, дес(табилизации общественных отношений и др.

2. Это внутреннее функциональное описание или иными словами - ка. кие функции имманентны самому конфликту. С этой стороны мы имеем в виду переорганизацию деятельности для отыскания имею(щегося или создания нового ресурса для преодоления обнаруженных затруднений. Это функция преобразования(оформления ситуации трудности в задачу.

3. Это обобщенная функция удержания противоречия в определенной процессуальной форме, позволяющей осуществлять операции разре(шения.

Источники:

1. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000.

2. Иванова Е.Н. Эффективное общение и конфликты. - Рига.СПб.: Педа. гогический центр «Эксперимент», 1997.

3. Deutsch M. The resolution of conflikt: Construktive and destruk.tive processes. - New Haven and London: Vale Univ / Press, 1973.

4. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: МГУ, 1984.

150______________________________________________________МИР БЕЗ КОНФРОНТАЦИИ

1.4. Процессуальное описание конфликта

Чтобы добраться до истоков, надо плыть против течения.

СТАНИСЛАВ ЕЖИ ЛЕЦ

Вопросы для изучения темы:

1. В чем состоят основные изменения деятельности, обусловленные по. явлением конфликта?

2. Какие новые процессы появляются в конфликтной деятельности по сравнению с доконфликтной и каково их практическое назначение?

Для того чтобы описать конфликт как процесс, нужно ответить на воп. рос: что изменяется в деятельности людей, когда она приобретает конф. ликтный характер, и как протекают эти изменения.

С того момента, когда действие встречает помеху и его осуществле. ние становится невозможным без преодоления этой помехи, т.е. с того момента, который принято называть столкновением, действие теряет свою автономию, становится зависимым от другого действия, собственно со. ставляющего помеху. Это обстоятельство и задает новые процессуальные характеристики деятельности. Она становится более сложной по струк. туре, поскольку одновременно с инерцией предшествовавшей столкно. вению направленности начинает действовать преобразование, связанное с помехой и появлением зависимости.

Я веду урок, объясняю новый материал. Сейчас я в монологе и стараюсь пред.

ставлять текст развернуто и вместе с тем так, чтобы в нем содержались «вы.

зовы» 7.классникам, которые, по.моему, пока довольно внимательно меня

слушают.

Вижу, что что.то произошло между В и А, сидящими за третьей партой в пер.

вом ряду. Понимаю, что сейчас это маленькое локальное происшествие ста.

нет достоянием всего класса.

Ловлю себя на том, что произношу текст как.то автоматически, почти не кон.

тролирую, что говорю. Придется оставить объяснение и заняться урегулиро.

ванием их отношений.

Чувствую раздражение и досаду на ребят и одновременно лихорадочно со.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных