Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Принципы формирования концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования




Формирование концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования – сложный процесс, осуществление которого также требует соблюдения определенных принципов. К ним относятся следующие принципы:

- целенаправленности;

- социальности;

- комплексности;

- системности;

- адаптивности;

- эффективности;

- минимизации рисков;

- баланса интересов;

- легитимности;

- демократичности;

- профессионализма;

- принцип «первого руководителя».

Часть из этих принципов рассмотрена выше. Дадим им характеристику применительно к формированию концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования, и кратко охарактеризуем те принципы, которые не были рассмотрены ранее.

Принцип целенаправленности предполагает обоснование в концепции стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития. Этот принцип реализуется уже самой разработкой концепции, ядро которой составляют, во-первых, комплекс стратегических целей развития, во-вторых, стратегический выбор муниципального образования, включающий перечень приоритетных функций (отраслей и видов деятельности), намечаемых к реализации в стратегической перспективе.

Принцип социальности требует, чтобы при формировании стратегических целей развития муниципального образования, механизмов их реализации во главу были положены интересы населения, приоритетное решение проблем повышения качества жизни.

Соблюдение принципа комплексности при формировании концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования означает рассмотрение приоритетных функций, реализуемых в муниципальном образовании, в контексте всей совокупности прогнозных социально-экономических характеристик и факторов развития муниципального образования. При этом в качестве главного внутреннего источника развития муниципального образования можно рассматривать структурно-функциональное противоречие между специализацией и комплексностью.

Принцип системности тесно связан с принципом комплексности; следование ему предполагает, что определение стратегических целей развития муниципального образования и механизмов их реализации должно осуществляться с учетом взаимосвязей между всеми факторами, а также во взаимозависимости его развития с развитием субъекта Российской Федерации, других регионов и муниципальных образований, страной в целом. При разработке концепции должны быть учтены предпосылки и ограничения развития муниципального образования, формируемые на различных иерархических уровнях: местном (муниципальном), региональном, межрегиональном, федеральном.

Следование принципу адаптивности означает, что формирование концепции необходимо осуществлять с учетом возможных и в предположении возникновения непрогнозируемых изменений внешней среды, которые могут обусловить корректировку целей, приоритетов и механизмов их реализации. Такая корректировка должна проводиться с минимальными политическими, социальными и экономическими издержками.

Соблюдение принципа эффективности при формировании концепции влечет необходимость доказательства, что именно предлагаемый набор целей экономического развития, функций, определенных в качестве приоритетных, намеченные пути их реализации обеспечат достижение требуемого качества жизни населения с наименьшими финансовыми затратами и социальными издержками.

Принятие концепции социально-экономического развития муниципального образования – это, в конечном счете, весьма ответственное управленческое решение, сопряженное с риском. Поэтому следование принципу минимизации рисков означает, что в процессе формирования стратегического выбора должны быть оценены (по возможности) различные риски, обусловленные выполнением муниципальным образованием тех или иных приоритетных функций в будущем. Характеристики прогнозируемых рисков должны быть учтены при сравнительном анализе вариантов стратегического выбора.

Принцип баланса интересов предполагает нахождение консенсуса как между властными структурами различного уровня, так и профессиональными и общественными группами населения относительно стратегических целей и приоритетов развития муниципального образования, механизмов их практической реализации.

Принцип легитимности предусматривает обязательность рассмотрения и принятия предложенного варианта концепции развития представительным органом местного самоуправления.

С принципами легитимности и баланса интересов связан принцип демократичности, означающий гласность и открытость хода и результатов работ по формированию концепции, привлечение к рассмотрению и экспертизе проектов документов научной общественности и населения, в частности проведение публичных слушаний.

Реализация принципа профессионализма при формировании концепции обеспечивается специальной подготовкой участников работ, созданием необходимой методической и информационной базы, привлечением к разработке специалистов местной администрации, организацией независимой экспертизы.

Весьма важен принцип «первого руководителя», следование которому означает включенность в ход работ по формированию концепции высших должностных лиц муниципальных образований. Решение сложной задачи стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования, безусловно, предполагает привлечение ученых, специалистов, так как связано с большим объемом прогнозно-аналитических работ. Однако осуществление стратегического выбора муниципального образования, сравнительная оценка стратегических альтернатив является прерогативой высших руководителей органов местного самоуправления, несущих, в конечном счете, всю полноту ответственности за результаты комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

 

Этапы подготовки документов стратегического планирования

Работу по подготовке документов стратегического планирования развития муниципального образования можно разделить на несколько этапов.

Этап 1. Стратегический анализ стартовых условий и исходных предпосылок социально-экономического развития муниципального образования на рассматриваемую перспективу

Анализ стартовых условий и исходных предпосылок является ключевой процедурой в логике работ по стратегическому планированию.

На этом этапе осуществляются:

- комплекс аналитических работ, связанных с изучением генезиса и определением внутренних закономерностей развития муниципального образования в предплановый период, анализом влияния внутренних факторов (качество жизни населения, величина и эффективность использования местного социально-экономического потенциала, состояние экономики и управления, экологическая обстановка и т.п.);

- комплекс аналитических работ, связанных с определением внешних факторов на перспективу его комплексного социально-экономического развития (речь идет о выявлении и учете потребностей различных субъектов управления и хозяйствования, имеющих интересы в стратегическом развитии муниципального образования), проведением интегральной оценки сложившейся в нем исходной социально-экономической ситуации.

В ходе реализации стратегического анализа стартовых условий и исходных предпосылок комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется накопление и обработка информации, необходимой для определения целей и приоритетов его стратегического развития, разработки управленческих решений, направленных на достижение намеченных целей.

Этап 2. Стратегическое прогнозирование комплексного социально-экономического развития муниципального образования

На этом этапе производятся:

- обоснование стратегического выбора муниципального образований, т.е. приоритетных функций, которые муниципальное образование намерено реализовывать в стратегической перспективе;

- определение основных целей и приоритетов развития социальной и экологической сфер, экономики и управления муниципального образования, механизмов их практического достижения.

От результатов проведенных прогнозно-аналитических работ во многом зависят будущие управленческие решения в области стратегического развития муниципального образования.

Этап 3. Непосредственная подготовка документов стратегического планирования

Третий этап работ по стратегическому планированию социально-экономического развития муниципального образования связан с подготовкой таких документов, как концепция его стратегического комплексного социально-экономического развития, развивающих, уточняющих и реализующих ее программ, планов, проектов.

Значение этого этапа плановых работ обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что здесь формируется механизм практического воплощения принятого стратегического замысла комплексного социально-экономического развития муниципального образования.

Этап 4. Социально-экономический мониторинг

На этом этапе осуществляется реализация контрольных и аналитических функций, в том числе:

- оценка хода выполнения принятых управленческих решений;

- разработка предложений, направленных на усиление позитивных и ослабление негативных тенденций в достижении намеченных стратегических целей и приоритетов социально-экономического развития муниципального образования.

По результатам мониторинга вносятся коррективы в документы стратегического планирования.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных