Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характерные черты и специфика древнерусской цивилизации.




 

По мнению ряда историков, к характерным чертам древнерусской цивилизаци и, отличающим ее, прежде всего, от западной, можно отнести следующие:

1. Преобладание духовно-нравственных основ над материальными.

2. Культ добротолюбия и правдолюбия.

3. Нестяжательство.

4. Развитие самобытных коллективных форм демократии, воплотившихся в общине и артели.

5. Специфические этнокультурные истоки древнерусской цивилизации: складывание древнерусской народности из трех компонентов:

- земледельческих славянского и балтского,

- промыслового финно-угорского при заметном участии германского,

- кочевого тюркского и отчасти северокавказского элементов.

6. Выполнение христианством функции инструмента консолидации общества и государства.

Киевские князья не могли опереться, как, например, ахеменидские шахи, на численно и культурно преобладающий этнос, так как русичи таковым не являлись. Не располагали Рюриковичи и мощной военно-бюрократической системой, как римские императоры или восточные деспоты. Поэтому в Древней Руси инструментом консолидации стало христианство.

7. Начавшаяся в середине XII вв. колонизация центра и севера Русской равнины и формирование максимальной независимости личности от власти.

Хозяйственное освоение этого района шло двумя потоками: колонизация была крестьянской и княжеской.

Крестьянская колонизация шла по рекам, в поймах которых организовывалось интенсивное земледелие, а также захватывала лесную зону, где крестьяне вели комплексное хозяйство, в основе которого было экстенсивное подсечно-огневое земледелие, охота и собирательство. Для такого хозяйства характерна была значительная разбросанность крестьянских общин и дворов.

Князья предпочитали большие пространства свободных от леса ополий, которые постепенно расширялись путем сведения леса под пашню. Технология земледелия на княжеских ополиях, на которые князья сажали зависимых от себя людей, была в отличие от крестьянской колонизации интенсивной (двух - и трехполье).

Такая технология предполагала и иную поселенческую структуру: население концентрировалось на небольших территориях, что давало возможность княжеской власти осуществлять достаточно эффективный контроль.

В таких условиях монгольское нашествие в середине XIII в. оказало отрицательное влияние, прежде всего на процессы княжеской колонизации, в малой степени затронув малочисленные и достаточно автономные, разбросанные на огромной территории селения, созданные в ходе крестьянской колонизации. Княжеская власть была сильно ослаблена на первых порах и физически (после кровопролитных сражений) и политически, попав в вассальную зависимость от татарских ханов.

На Руси наступил период, возможно, максимальной независимости личности от власти. Крестьянская колонизация продолжалась и в период татаро-монгольского господства и была полностью сориентирована на экстенсивное подсечно-огневое земледелие. Такое земледелие, как отмечают некоторые исследователи, это не просто определенная технология, это - и особый образ жизни, формирующий специфический национальный характер и культурный архетип (В. Петров).

Крестьяне в лесу жили фактически догосударственной жизнью, парными или большими семьями, вне сферы власти и давления общины, отношений собственности и эксплуатации. Подсечное земледелие строилось как система хозяйства, не предполагавшая наличия собственности на землю и лес, но требовавшая постоянной миграции крестьянского населения. После того как подсеку забрасывали через три-четыре года, угодье вновь становилось ничейным, и крестьянам приходилось осваивать новый участок, переходя в другое место. Население в лесах росло значительно быстрее, чем в городах и вокруг них.

Подавляющее большинство населения Древней Руси в XIII-XIV вв. жило вдали и от княжеского гнета и кровавых княжеских междоусобиц, и от карательных нашествий татарских отрядов и поборов ханских баскаков, и даже от церковного влияния. Если на Западе «воздух города делал человека свободным», то в Северо-Восточной Руси, наоборот, свободным делал человека «дух крестьянского мира». Таким образом, в результате крестьянской и княжеской колонизации центральных и северных земель в Древнерусской цивилизации складывается как бы две Руси: Русь - городская, княжеско-монархическая, христианско-православная и Русь - земледельческая, крестьянская.

 

Древнерусская, или «русско-европейская» цивилизация имела следующие общие черты с другими сообществами:

1. Доминантной формой интеграции, как и в Европе, было христианство, которое, хотя и распространялось на Руси государством, в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.

Во-первых, Русская православная церковь долгое время находилась в зависимости от константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность.

Во-вторых, само государство - Киевская Русь - представляло собой конфедерацию достаточно самостоятельных государственных образований, политически скрепленную лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале ХП в. приобретших полный государственный суверенитет (период «феодальной раздробленности»).

В-третьих, христианство задавало общий для Древней Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которой был древнерусский язык.

2. Древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с обществами азиатского типа:

- долгое время (до середины XI в.) отсутствовала частная собственность и экономические классы;

- господствовал принцип централизованной редистрибуции (дань);

- существовала автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные потенциальные возможности социально-политической регенерации; эволюционный характер развития.

3. Вместе с тем Древнерусская цивилизация имела целый ряд общих черт с традиционными обществами Европы:

- христианские ценности;

- городской характер «титульной», то есть маркирующей все общество, культуры;

- преобладание земледельческих технологий материального производства;

- «военно-демократический» характер генезиса государственной власти (князья занимали среди «рыцарской» дружины положение «первых среди равных»);

- отсутствие принципа поголовного рабства при соприкосновении индивида с государством;

- существование общин с определенным правопорядком и собственным вождем, построенных на основе внутренней справедливости, без формализма и деспотии.

Специфика Древнерусской цивилизации состояла в следующем:

1. Становление городской христианской культуры происходило в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Кроме того, надо учитывать и особый, «слободской» характер русских городов, где основная масса горожан занималась сельскохозяйственным производством.

2. Христианство захватывало все слои общества, но не всего человека. Этим можно объяснить весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации «безмолвствующего» большинства, его невежественность в элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшее европейских путешественников.

3. Несмотря на большую роль, какую играли теснейшие канонические (и отчасти политические) связи Руси с Византией, Древнерусская цивилизация в целом в период своего становления синтезировала черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалий, византийских мистических рефлексий и канонов, а также азиатских принципов централизованной редистрибуции.

 

Самостоятельная работа:

 

1. Подготовка устного или письменного сообщения по теме «Искусство Древней Руси», «Принятие христианства: экономические, политические причины и субъективные мотивы».

2. Работа с историческим источником («Слово о полку Игореве», «Русская правда») и их рецензирование.

3. Подготовка мультимедийной презентации «Происхождение русского государства».

4. Составление вопросов, задач, при помощи которых можно проверить знания других обучающихся по пройденной теме.

5. Изучение учебной литературы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных