Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как вы уже знаете, царский манифест 17 октября 1905 г. положил начало складыванию парламентаризма в России.




По Манифесту 17 октября Государственная дума учреждалась как законодательный орган, хотя от этого принципа царизм старался уклониться:

1. Дума не могла начинать сессию по своей инициативе, а созывалась указами царя.

2. Правительство не полагалось только на избирательную систему. По положению от 20 февраля 1906 г. Государственный совет преобразовывался фактически во вторую палату, стоящую над Государственной думой. Это было нарушением Манифеста 17 октября. Государственный совет стал верхней палатой парламента с правом вето.

3. Император сохранил в своих руках всю полноту власти, правительство было ответственно только перед ним. Именным указом царь мог распустить Думу и назначить новые выборы. Он имел право принимать решения без ведома Думы.

На выборах в первую Государственную думу, которые прошли в марте – апреле 1906 г., победила буржуазная партия конституционных демократов - кадеты (председатель – С.А. Муромцев), которые имели 43% мест. Большинство крестьянских депутатов вошли в группу трудовиков, которая от крестьян получила более 400 наказов к началу заседаний Думы.

Ещё до созыва её было принято решение о роспуске думы в случае, если будет поставлен вопрос об отчуждении помещичьей земли. А поскольку этот вопрос стал центральным в работе думцев, 9 июля 1906 г. Государственная дума была разогнана, просуществовав всего 72 дня.

В выборах во II Государственную думу в феврале 1907 г. приняли участие основные политические партии.

Она оказалась левее первой: из 542 депутатов 222 (43%) принадлежали социал-демократам, эсерам, трудовикам, народным социалистам. Представительство кадетов сократилось до 19%. Конституционные демократы (председатель Думы – Ф.А. Головин) изменили свою тактику и выступали за «мирную парламентскую работу», призывали сохранить Думу, «не давать правительству повода для ее роспуска».

Однако по-прежнему остро ставились аграрный вопрос и обсуждение бюджета государства.

Не менее остро обсуждались и репрессивные меры правительства, применяемые для подавления революционного движения.

Обвинение фракции социал-демократов в подготовке государственного переворота послужило поводом для роспуска Думы 3 июня 1907 г. Этот акт, а также создание нового избирательного законодательства оценивается как конец первой революции в России.

В результате государственного переворота 3 июня 1907 г. в России установилась так называемая «третьеиюньская» политическая система, или «третьеиюньская политическая монархия», которая означала переход к политической реакции, но одновременно проведение таких реформ, которые могли бы предотвратить новые социальные потрясения.

III Государственная дума полностью соответствовала государственной политике. По новому закону о выборах, произошло ограничение представительства основной массы населения – рабочих, крестьян, а также жителей национальных окраин. Помещики и буржуазия (менее 1% населения) получили 2/3 мест в Думе.

Выборы в IV Государственную думу, проведенные в конце 1912 г., лишь незначительно изменили ее состав. В то же время организационно оформилась новая партия – прогрессистов, которая выступала за конституционно-монархический государственный строй, расширение прав Государственной думы и ответственность министров перед ней. Появление этой партии было шагом к объединению всех либеральных сил страны.

Председателем Думы стал М.В. Родзянко (октябрист, 1912 – 1917).

Начавшаяся в 1914 г. I мировая война временно притупила разгоравшееся оппозиционное движение в России. На совместном заседании Государственной думы и Государственного Совета 26 июля 1914 года было заявлено об отказе от оппозиционной деятельности. Однако военные неудачи, рост стачечного движения и полная неспособность властей обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и консолидацию либеральных сил.

Думский период в истории России начала XX в. составил всего 12 лет. Николай II, пообещав в Манифесте 17 октября 1905 г. созвать законодательную Думу, на деле постарался сохранить за собой почти всю полноту власти в стране. Но сам факт появления и деятельности в России представительного учреждения, обладавшего, хотя и небольшими законодательными правами, являлся уже некоторым ограничением всевластия царя. Царизм разгонял неугодные ему Думы, ограничивал избирательные права народа, но вынужден был снова созывать Думу, ибо уничтожить ее было уже невозможно. Страна пробудилась к политической жизни. Дума была ареной активной политической борьбы общественных движений, политических партий дореволюционной России. Она стала той силой, которая подталкивала самодержавие к самореформированию.

Изучение думского периода показывает, что становление парламентаризма в России не могло пойти путем использования образца европейского парламентаризма. Российский либерализм не был столь решительным, как европейский, так как буржуазия России была экономически, а значит и политически зависима от царизма. Неспособность самодержавия мирно конституироваться в парламентскую монархию стала одной из причин крушения царского режима и гибели старой России.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных