ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Научная рациональность.
Основной формой познавательной деятельности является наука. Наука как система знания, своеобразный духовный феномен и социальный институт, возникла в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы своего развития и в свою очередь воздействует на практическую деятельность, опредмечимается и материализуется в ней. Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение. - Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижения истины и открытие объективных законов. Научное познание разделяется на множество отраслей знания (частных наук). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание; обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении – логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки. Основные особенности научного познания (критерии научности) 1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. 2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина. Отсюда характерная черта научного познания – объективность. 3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике. 4. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или искусственном (математическая символика, химические формулы) 5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, научные оборудования, а также общенаучные приемы и методы. 6. Для научного познания характерны строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. 7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается сознанием самих исследовательских процедур
Общие закономерности развития науки.
Научное познание развивается по своим собственным закономерностям, т.е. обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития. Общие закономерности: 1. Внутренним источником, движущей силой развития науки является многообразная система ее противоречий: между теорией и практикой, истиной и заблуждением и т.д. 2. Единство относительно спокойных периодов («нормальная наука») и периодов крутой логики (научные революции) 3. Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых и ограничение сферы из применения. 4. Диалектическое взаимодействие двух противоположных процессов – дифференциации (выделения новых научных дисциплин) и интеграции (синтез знания, объединение ряда наук) 5. Применение методов одних наук в других. 6. Углубление процессов математизации и компьютеризации науки. 7. Все более тесное взаимодействие естественных социальных и технических наук. и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|