Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Научная рациональность.




 

  1. Специфика научного познания.

Основной формой познавательной деятельности является наука. Наука как система знания, своеобразный духовный феномен и социальный институт, возникла в эпоху становления капиталистического способа производства. С этого времени начинает развиваться относительно самостоятельно. Однако она постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы своего развития и в свою очередь воздействует на практическую деятельность, опредмечимается и материализуется в ней. Превращаясь в непосредственную производительную силу, наука приобретает важное социальное значение.

- Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижения истины и открытие объективных законов.

Научное познание разделяется на множество отраслей знания (частных наук). По предмету и методу познания можно выделить науки о природе – естествознание; обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки); познании и мышлении – логика, гносеология, диалектика. Отдельную группу составляют технические науки.

Основные особенности научного познания (критерии научности)

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций, в форме идеализированных объектов.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина. Отсюда характерная черта научного познания – объективность.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания ориентирована на то, чтобы быть воплощенной в практике.

4. Научное познание есть сложный противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или искусственном (математическая символика, химические формулы)

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, научные оборудования, а также общенаучные приемы и методы.

6. Для научного познания характерны строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений.

7. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда в той или иной мере сопровождается сознанием самих исследовательских процедур

 

Общие закономерности развития науки.

 

Научное познание развивается по своим собственным закономерностям, т.е. обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой своего развития. Общие закономерности:

1. Внутренним источником, движущей силой развития науки является многообразная система ее противоречий: между теорией и практикой, истиной и заблуждением и т.д.

2. Единство относительно спокойных периодов («нормальная наука») и периодов крутой логики (научные революции)

3. Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых и ограничение сферы из применения.

4. Диалектическое взаимодействие двух противоположных процессов – дифференциации (выделения новых научных дисциплин) и интеграции (синтез знания, объединение ряда наук)

5. Применение методов одних наук в других.

6. Углубление процессов математизации и компьютеризации науки.

7. Все более тесное взаимодействие естественных социальных и технических наук.

и др.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных