Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методология и методы познания.




Понятие метод означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Существует целая область знания, которая специально занимается изучением методов и которую принято именовать методологией. Ее важнейшей задачей является изучение происхождения, сущности, эффективности и других характеристик методов познания.

Методы научного познания принято подразделять по степени их общности, то есть по широте применимости в процессе научного исследования. Всеобщие методы в истории познания делятся на две группы: диалектические и метафизические. Это общефилософские методы. Метафизический метод с середины 19 века начал все больше и больше вытесняться из естествознания диалектическим методом. Вторую группу методов познания составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях науки, то есть имеют весьма широкий спектр применения.

Общенаучные методы эмпирического познания.

1. Наблюдение.

Наблюдение есть чувственное отражение предметов и явлений внешнего

мира. Это - исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.

Научное наблюдение характеризуется рядом особенностей:

целенаправленностью (наблюдение должно вестись для решения поставленной задачи
исследования);

- планомерностью (наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному
исходя из задачи исследования);

- активностью (исследователь должен активно искать, выделять нужные ему моменты в
наблюдаемом явлении).

Научные наблюдения всегда сопровождаются описанием объекта познания.

По способу проведения наблюдения могут быть непосредственными и опосредованными.

2. Эксперимент.

Эксперимент - более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он предполагает активное, целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных его сторон, свойств, связей. Обладает рядом присущих только ему особенностей:

- эксперимент позволяет изучать объект в «очищенном» виде, то есть устранять всякого
рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования:

- в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в
частности, экстремальные условия (при сверхнизких температурах, при высоких
давлениях, при огромных напряжениях электромагнитного поля и др.);

изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять
на его протекание;

- проводимые эксперименты могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо
для получения достоверных результатов.

- В зависимости от характера проблем, решаемых в ходе экспериментов,
последние обычно подразделяются на исследовательские и проверочные.

3. Измерение.

Измерение - это процесс, заключающийся в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств. Важной стороной процесса измерения является методика его проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих определенные принципы и средства измерений. Наличие субъекта (исследователя), производящего измерения, не всегда является обязательным.

По способу получения результатов различают измерения прямые и косвенные.

Общенаучные методы теоретического познания.

1. Идеализация.

Представляет собой мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований. В результате таких изменений могут быть, например, исключены из рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Основное положительное значение идеализации как методе научного познания заключается в том, что получаемые на его основе теоретического построения позволяют затем эффективно исследовать реальные объекты и явления.

2. Формализация

Под формализацией понимается особый подход в научном познании,который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков).

Для построения любой формализованной системы необходимо: а) задание алфавита, то есть определенного набора знаков; б) задание правил, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены «слова» и «формулы»; в) задание правил, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам. Важным достоинством данной системы является возможность проведения в ее рамках исследования какого-либо объекта чисто формальным путем без непосредственного обращения к этому объекту. Другое достоинство формализации состоит в обеспечении краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею.

Общенаучные методы, применяемые на эмпирическом и

теоретическом уровнях познания.

 

1. Анализ и синтез.

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве таких частей могу быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения и т. п. Но анализ составляет лишь первый этап процесса познания, так как для постижения объекта как единого целого необходимо рассматривать его составные части в совокупности, единстве. Этот второй этап осуществляется методом синтеза, в процессе которого производится соединение воедино составных частей изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа.

 

Анализ и синтез с успехом используются в сфере мыслительной деятельности человека, то есть в теоретическом познании.

2. Моделирование.

Под моделированием понимается изучение моделируемого объекта (оригинала), базирующееся на взаимнооднозначном соответствии определенной части свойств оригинала и заменяющего его при исследовании объекта (модели) и включающее в себя построение модели, изучение ее и перенос полученных сведений на моделируемый объект - оригинал.

В зависимости от характера используемых в научном исследовании моделей различают несколько видов моделирования:

1) Мысленное.

2) Физическое.

3) Символическое.

4) Численное моделирование на ЭВМ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных