Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема № 9. Формы (источники права). Правотворчество




Все источники права принято подразделять на источники права в материальном смысле и источники права в формальном смысле. Источники права в материальном смысле - это факторы, порождающие право. Источники права в формальном смысле - это внешние формы выражения права. Формально обычно выделяют следующие источники права: нормативно-правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры, правовые прецеденты, юридические доктрины, религиозные нормы, принципы права.

Каждая национальная система права имеет свой специфический набор, например, в числе источников отечественного права нет религиозных норм и юридических доктрин. Необходимо подробно охарактеризовать каждый из этих источников.

Правовой обычай – это правило поведения, сформированное в обществе, вошедшее в привычку в силу многократного применения и признанное государством в качестве регулятора общественных отношений.

Нормативные договоры, т.е. соглашения сторон, содержащие нормы права. В качестве примера можно привести международные договоры и соглашения, договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и субъектами, договоры между работодателями, профсоюзами и органами государства о социальных льготах и гарантиях и др.

Судебный прецедент - судебное решение, имеющее обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Считается, что в нашей стране судебного прецедента как источника права нет. Сравните судебный прецедент с судебной практикой.

В ряде стран юридическая доктрина является источником права. Сравните этот источник права с комментариями ученых-юристов к действующим законам.

В ряде государств источником права могут выступать религиозные тексты. Так, в настоящее время в исламских странах правовые отношения регулируются шариатом («путь следования»), который составляет то, что называют мусульманским правом.

В основе мусульманского права лежат четыре источника: Коран, Сунна, Иджма, Кияс.

Принципы права используются в качестве источников при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая.

Нормативно-правовой акт – акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для определенного округа лиц, рассчитанные на неоднократное применении, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 5)

При анализе нормативно-правовых актов выделяют, прежде всего, законы. Законы обладают высшей юридической силой, то есть занимают особое место в иерархии нормативно- правовых актов, они принимаются в особом порядке органами законодательной власти и регулируют важнейшие общественные отношения. Все остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать закону. Конституция – основной закон государства. Анализируя законы, обратите внимание, что в соответствии с действующей Конституцией РФ следует разделять федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации. Далее все федеральные подразделяются на конституционные и остальные законы. Конституционные законы - это те, принятие которых предусмотрено действующей Конституцией. Принятие каких конституционных законов упомянуто в конституции? Расскажите, чем отличается процесс принятия конституционного закона от процедуры принятия других законов.

Порядок опубликования и действия законов во времени регулируется Законом РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Палат Федерального Собрания” (1994 год). В соответствии с этим законом федеральные законы публикуются в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ в “Российской газете” или “Собрании законодательства Российской Федерации”. Законы вступают в силу по истечении 10 дней после их опубликования, если в самом законе не установлен другой порядок вступления их в силу.

Следующее место в иерархии нормативно-правовых актов занимают подзаконные акты. Прежде всего это указы и распоряжения Президента РФ. Укажите, чем отличаются нормативные указы Президента от ненормативных и каково соотношение закона и указа.

Правительство РФ принимает по вопросам своей деятельности постановления и распоряжения. Множество актов принимают министерства и ведомства Нужно запомнить, что подзаконные акты тоже в обязательном порядке должны быть опубликованы.

Система нормативных актов субъектов Российской Федерации устанавливается ими самими.

Каждый нормативный правовой акт действует в течение определенного времени, на определенной территории и распространяет свое действие на определенный круг лиц.

Поэтому для практической деятельности необходимо получить четкие и недвусмысленные ответы по указанным параметрам каждого применяемого нормативного правового акта.

Знание о действии нормативного правового акта во времени позволяет ответить на вопрос, когда, в какой момент он вступает в силу и когда утрачивает ее.

С действием нормативных актов во времени связаны вопросы их обратной силы и переживания. Обратная сила закона – распространение закона на отношения, возникшие до его принятия.

Переживание закона — это применение отмененного, уже не действующего в момент применения закона к фактам, которые были в момент его действия.

Принцип территориального действия связан с принципом государственного суверенитета. Власть государства ограничена его территориальными, пространственными пределами и действие его велений не может выходить за эти пределы.

Принцип территориального действия нормативных правовых актов предопределяет и их действие по лицам. То есть предписания нормативного правового акта распространяются на всех указанных в нем субъектах, и находящихся на территории действия акта. Но следует помнить, что из этого правила есть исключения, например, лица, пользующиеся правом экстерриториальности (главы государств, дипломатические представители, консулы), иностранцы и лица без гражданства не могут быть субъектами некоторых правоотношений (избираться в органы государственной власти, служить в армии, быть командирами воздушных и водных судов).

Правотворчество – это деятельность государственных органов (в случае референдума – всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.

Можно выделить следующие виды правотворчества: принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства; непосредственное правотворчество народа путем всенародного волеизъявления на референдуме; санкционирование государственными органами обычаев; создание судебного прецедента.

Принципами правотворческой деятельности являются законность, гласность, демократизм, профессионализм, научность, принцип использования правового опыта, оперативность правотворчества, связь правотворчества и практики.

Следует подчеркнуть, что система права складывается объективно и является основанием для систематизации законодательства. Систематизация необходима для обеспечения доступности, лучшей обозримости и эффективного применения нормативно-правовых актов, а также для преодоления противоречий между ними.

При изучении темы нужно обратить внимание на виды систематизации. Обычно выделяют кодификацию, инкорпорацию и консолидацию. Но есть и иные точки зрения. Например, в последнее время все чаще говорят о компьютерной систематизации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных