Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Диссертационные работы




  1. Авилов Г.М. Ролевая игровая деятельность в период поздней юности: Автореф. канд. дис. – Новосибирск, 2004.
  2. Ашурова Г.Ш. Особенности пищевого поведения и диетотерапии у больных нервной анорексией: Автореф. канд. дис. – М.: 2004. 24 с.
  3. Иванов М.С. Особенности самореализации личности в компьютерной игровой деятельности: Автореф. канд. дис. – Барнаул, 2004.
  4. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств: Автореф. канд. дис. – Новосибирск, 2004.
  5. Четвериков Д.В. Психологические механизмы и структура аддиктивного поведения личности. Дис…. Д-ра психол. наук. – Новосибирск, 2002. – 385 с.

Тема для дискуссии: Данные об эффективности лечения наркозависимых весьма противоречивы. Возможно, ли преодолеть наркотическую зависимость? И при каких условиях? Аргументируйте свою точку зрения.

 

 

Тема 4: Суицидальное поведение как тип девиации (4 часа)

Вопросы:

1. Место суицида в человеческой культуре

1. Тема самоубийства в литературе и искусстве

2. Самоубийство как культурно-историческая традиция в Индии, Японии и др. странах.

3. Знаменитости прошлого и настоящего добровольно ушедшие из жизни. Анализ биографий.

2. Понятие суицидального поведения.

3. Факторы риска суицидального поведения.

4. Причины суицидального поведения.

5. Предвестники самоубийства: поведенческие предвестники, сужение сознания, скрытое самоубийство.

6. Психологические теории суицидального поведения.

7. Теория Шнейдмана о душевной боли и фрустрации значимых потребностей (душевная и физическая боль, теория потребностей Г. Мюррея, типология самоубийств)

8. 10 общих черт суицида.

9. Роль и место психотерапии в суицидологии.

 

Литература:

1. Бердяев Н. О самоубийстве. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. – 24 с.

2. Богоявленский Д.Д. Российские самоубийства и российские реформы//СоцИс. – 2002. – № 5. С.76.

3. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань, 1997.

4. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. М.,1994 и др. издания.

5. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003.

6. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2001. – 160 с.

7. Комплексные исследования в суицидологии. М.,1986. С 7-25, 26-44, 53-63, 140-144, 166-177, 196-203.

8. Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологического явления// Вопросы психологии. – 1994. – № 1. – С. 127 – 129.

9. Паперно И. Самоубийство как культурный институт. М.: Новое литературное обозрение. – 1999. – 252 с.

10. Шнейдман Эдвин С. Душа самоубийцы/Пер с англ. – М.: Смысл, 2001. – 315 с.

 

Дополнительная литература:

1. Иванов Д.А. Суицидальные действия юношей при психическом инфантилизме и другой пограничной психопатологии//Соционика, ментология, психология личности. – 2000. - № 3. – С. 41 – 43.

2. Иванов Д.А. К вопросу о превентивной суицидологической службе. – Соционика, ментология, психология личности. - 2000. - № 2. – С. 41 – 46.

3. Короленко Ц.П., Галин А.Л. К вопросу о выделении больных с повышенным суицидальным риском по психологическим критериям//Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова, 1978, № 3.

4. Кучер А.А., Костюкевич В.П. Выявление суицидального риска у детей//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. № 3. С. 32 – 39.

5. Лукас К. Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства/ Пер. с англ. – М.: Смысл, 2001.

6. Масагутов Р.М. Гендерные различия в проявлениях аутоагрессии у подростков// Вопросы психологии. – 2003. - № 3.

7. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях – СПб.: Речь. – 2004. – 256 с.

8. Шпак Л.Л. Социология повседневной жизни/ Уч. Пособие. – Кемерово – Кем. Госуниверситет, 2001. – 376 с. С. 233 – 241.

9. Фисик М.В. Ретроспективное клинико-психопатологическое исследование суицидов// Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2001. № 4.

Интернет – источники: http://iwanttodie.by.ru/www/articles/ article 26.html; http://lucky-angels.narod.ru/ articles/suic/ar 51. htm;http://www.aquarum/ ru/ psih/extrem/extrem 13/ html

 

Вопросы для самопроверки:

§ Раскройте содержание понятия суицидальное поведение.

§ Назовите факторы риска суицида.

§ Перечислите ведущие причины суицидального поведения.

§ Какой методологической позиции Вы придерживаетесь при исследовании суицидального поведения и почему?

 

Доклады:

1. «Самоубийство» во французской социологической школе.

Литература: Дюркгейм Э. Самоубийство: Социальный этюд. М.,1994

и др. издания.

2. Понимание и отношение к самоубийству в русской философской традиции.

Литература: Бердяев Н. О самоубийстве. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1992. – 24 с.

 

3. Суицидальное поведение в психологической концепции Шнейдмана.

Литература: Шнейдман Эдвин С. Душа самоубийцы/Пер с англ. – М.: Смысл, 2001. – 315 с.

 

4. Психологический анализ суицидального поведения (причин, факторов риска, обстоятельств) «известной» личности (С. Есенина, М. Цветаевой, Э. Хемингуэя, В. Маяковского, др.) на основе изучения биографии.

5. Возрастная динамика отношения к смерти.

Литература:

1. Исаев Д.Н., Новикова Т.О. Нужна ли подросткам помощь в восприятии смерти?// Вопросы психологии. – 1994. - № 3.

2. Гаврилова Т.А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики.//Прикладная психология. – 2001. - № 6. – С. 1 – 8.

3. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер. – 2000 и др. издания

 

Диссертационные исследования

1. Хмелева Ю.Б. Клиническая динамика, ранняя диагностика и реабилитация пограничных нервно-психических расстройств у детей и подростков, совершивших суицидальную попытку: Автореф. канд. дис. – Томск, 2004. – 22 с.

Самостоятельная работа по теме: Взаимосвязь акцентуаций характера

и девиаций в подростковом возрасте.

Вопросы:

  1. Понятие акцентуации.
  1. Анализ подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко.
  2. Явная и скрытая акцентуация
  3. Смешанный тип акцентуации: промежуточный и амальгамный.
  1. Дифференциация понятий «акцентуация» и «психопатия».
  2. Типы акцентуаций характера у подростков в подходе А.Е. Личко.
  3. Сравнительный анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях.

 

Литература:

  1. Леонгард К. Акцентуированные личности.
  2. Личко А.Е. Подростковая психиатрия (Руководство для врачей). – Л.: Медицина, 1979. и др. издания.
  3. Личко А.Е. Акцентуации характера как преморбидный тип / Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2001. С.302 – 333.

 

Вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определения следующим понятиям:
  1. Акцентуация
  2. Психопатия
  3. Преморбидный тип
  1. Назовите формы девиантного поведения.
  2. Перечислите основные поведенческие реакции характерные для подростков.
  3. Анализ форм девиантного поведения при различных акцентуациях оформить в виде таблицы.

 

Тип акцентуации характера Аддик тивное поведение Суици дальное поведение Делинк вентное поведение Агрес сивное поведение Побеги, бродяж ничество Групповое девиантное поведение Сексуальные девиации Преморбидный фон
Гипертимный                
Циклоидный                
И т.д.                

Коллоквиум по теме:

Исследование агрессии в современной психологии.

 

Вопросы:

  1. Понятие агрессии, агрессивного поведения, агрессивности. Теоретические подходы к исследованию агрессии.
  2. Соотношение понятий
  1. Агрессия и насилие
  2. Агрессия и враждебность
  3. Агрессия и гнев
  1. Виды агрессии.
  2. Факторы формирования агрессивности.
  3. Диагностика агрессивности и агрессивного поведения.
  4. Основные направления коррекционной работы с агрессивными детьми, подростками и их родителями.

 

Литература:

1. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект Пресс, 1998. – 517 с. С. 256 – 301.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных