Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Результаты освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
| Знать:
| - особенности научного познания и его роль в современной цивилизации (ОК -1, ОК-2, ОК-8; ПК-6,ПК-7)
| Уметь:
| - ориентироваться в специальной литературе (ОК -1, ОК-2, ОК-8; ПК-6,ПК-7)
| Владеть:
| - навыками анализа науки как социокультурного феномена в рамках стратегий и освоения ряда технологий организации научной деятельности (ОК -1, ОК-2, ОК-8; ПК-6,ПК-7)
|
1.6. Дисциплины (модули, практики) ООП, освоение которых должно предшествовать изучению данной дисциплины:
Дисциплина базируется на компетенциях, сформированных на предыдущем уровне образования.
Содержание дисциплины
Наименование и содержание
учебных модулей, тем и форм контроля
| Выделяемое время (часы)
| очное обучение
| очно-заочное обучение
| заочное обучение
| Учебный модуль 1. История возникновения и развития науки
|
|
|
| Тема 1. Предмет истории и методологии науки
Основная цель науки – производство новых знаний. Новые знания – продукт научной деятельности. Научные и ненаучные знания. Классический и неклассический стили научного мышления. Истина в науке. Наука как процесс познания. Методология науки.
Познавательная деятельность как причина и основание метода. Функция и роль метода в организации деятельности. Этапы развития научной методологии. Значение и место метода в развитии научного знания.
Язык науки. Математика в науке. Приборы и инструменты в науке. Компьютеризация науки. Наука как единство деятельности и знания.
|
|
|
| Тема 2. Основные этапы истории науки
Важнейшие этапы развития естественнонаучного и социально-гуманитарного знания; основные направления науки и фундаментальные теории.
Первоначальные знания человечества (Вавилон, Египет, Индия, Китай). Начала науки в Древней Греции. Наука и схоластика в Средневековье. Научные знания арабского Востока. Наука в эпоху Возрождения. XVII век – успехи механики. Механистическая картина мира. Наука в XVIII-XIX веках. Наука XX и XXI века.
Закономерности и тенденции развития науки. Возрастание объема научных знаний. Превращение науки в производительную силу. Преемственность и новаторство в развитии науки. Дифференциация и интеграция науки.
|
|
|
| Текущий контроль 1 Тестирование
|
|
|
| Учебный модуль 2. Методология производства научного знания
|
|
|
| Тема 3. Структура научного знания
Эмпирическое мышление. Явления и факты. Факт как основание научного знания. Обработка фактов и процесс становления теории. Опыт и эксперимент. Теоретическое мышление. Научная абстракция. Абстракция как средство систематизации знаний. Гипотеза как форма научного познания. Логическая структура гипотезы. Требования, предъявляемые к научным гипотезам. Эвристические принципы отбора гипотез.
Общая характеристика и определение научной теории. Классификация научных теорий. Структура научных теорий. Методологические и эвристические принципы построения теорий. Проблемы их подтверждения и опровержения.
Закономерности роста научного знания. Этапы возникновения новых наук: зарождение, становление, развитие. Внутренняя и внешняя детерминация развития науки.
|
|
|
| Тема 4. Научно-исследовательская деятельность и ее философские основы
Сущность научного исследования. Определение научного исследования. Типы научных исследований. Фундаментальные исследования. Прикладные исследования. Исследовательские проектно - конструкторские разработки. Наука и производство
Роль философии в научном исследовании. Мировоззренческие основы исследовательской деятельности. Научная картина мира. Онтологический аспект: модели реальности. Гносеологический аспект мировоззрения. Эвристическая роль философии.
Проблемная ситуация как возникновение противоречия в познании. Предпосылки возникновения и постановки проблем. Разработка и решение научных проблем. Решение проблем как показатель прогресса науки.
Теория познания – философские аспекты. Роль интуиции в научном познании.
|
|
|
| Тема 5. Методология и методы научного исследования
Основные методологические принципы и подходы. Принцип соответствия. Принцип дополнительности. Принцип пролиферации научных теорий. Принцип верификации. Принцип фальсификации. Принцип редукции. Принцип целостности. Принцип моделирования. Принцип историзма. Системный подход. Установка на преодоление парадигм.
Применение общенаучных методов в научном исследовании. Методологические уровни исследования. Методы эмпирического исследования. Наблюдение и эксперимент. Сравнение, описание и измерение.
Методы теоретического познания. Формализация. Аксиоматический метод. Гипотетико-дедуктивный метод. Восхождение от абстрактного к конкретному.
Общелогические методы и приемы исследования. Анализ и синтез. Абстрагирование и обобщение. Метод идеализации. Индукция и дедукция. Аналогия и моделирование. Структурный метод. Вероятностно-статистические методы. Методы социально-гуманитарных наук.
Абдукция и объяснительные гипотезы. Место и роль абдукции как специфической формы умозаключения. Отношение абдукции к другим формам умозаключений. Абдукция как основная форма не дедуктивных умозаключений.
Строение и структура системы. Классификация систем. Самоорганизация и организация систем. Самоорганизация и эволюция систем
|
|
|
| Тема 6. Цивилизация. Общество. Наука.
Современная стадия цивилизационного процесса и ее важнейшие признаки. Проявление единства исторического процесса на современном этапе. Нарастание изменений в общественно-экономической структуре развитых стран.
Существенные изменения в социальной структуре общества. Контуры будущего. Д. Белл о постиндустриальном обществе. Футурологические исследования Э. Тоффлера.
Влияние науки на развитие общественного производства и социальные условия жизни людей; основные проблемы развития цивилизации. Парадигмы науки: концепция развития науки К. Поппера; методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса; концепция научных революций Т. Куна; социология науки М. Малкея; эпистемологический анархизм П. Фейерабенда; эволюционная теория науки С. Тулмина.
|
|
|
| Текущий контроль 2 Тестирование, видеопрезентация
|
|
|
| Промежуточная аттестация по дисциплине − Дифференцированный зачет
|
| | | Всего:
|
| | |
Тематический план
3.1. Лекции не предусмотрены
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|