Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Память 27 августа / 9 сентября, в Соборах новомучеников и исповедников Российских, Бутовских новомучеников и Рязанских святых




Родился 9 / 22 октября 1869 года в селе Воронцово Егорьевского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика.

В 1892 году окончил Рязанскую духовную семинарию и был назначен законоучителем в Пажинскую церковноприходскую школу Егорьевского уезда.

В 1896 году женился на Надежде Липяговой, дочери бывшего настоятеля храма в честь Рождества Христова села Поповичи (впоследствии с. Пронюхлово) Зарайского уезда Рязанской губернии священника Мартина Сампсоновича Липягова.

Вскоре епископ Михайловский Полиевкт (Пясковский) рукоположил Иоанна Лебедева во священника к этому храму.

В селе Пронюхлово отец Иоанн преподавал Закон Божий в местной церковноприходской школе, а также в Секиринском и затем Мендюкинском земских училищах.

В 1910 году был избран членом Правления Зарайского духовного училища.

Был возведен в достоинство протоиерея.

После революции, предчувствуя надвигающиеся тяжелые испытания для верующих, отец Иоанн часто повторял своим духовным чадам: "Только не отрекайтесь!" Безбожная власть обложила его большим налогом. Денег у общины не было. Чтобы храм не закрыли, отец Иоанн ходил по селу и сам собирал пожертвования верующих для уплаты налога.

31 декабря 1929 года помощник прокурора Коломенского округа "за производство сборов с граждан" предложил начать уголовное дело в отношении отца Иоанна. Вызванные свидетели подтвердили факт сбора. Нашлись лжесвидетели, которые обвинили священника в проводимой им антисоветской агитации. Священник Селезнев, вызванный в качестве свидетеля, дал такие показания следователю: "К числу реакционно-монархического духовенства я отношу своего коллегу, арестованного по моему делу священника Лебедева, имевшего крепкое хозяйство, человека, близкого к Рязанскому епископу Борису, долго и упорно боровшемуся с советской властью, а Лебедев был его последователем". Вместе с другими священниками Зарайского района протоиерей Иоанн

Лебедев был арестован и заключен в тюрьму в Коломне.

4 января 1930 года он был допрошен и дал следующие показания:

– С благочинным протоиереем Петром Успенским как с соседом нахожусь в дружеских отношениях, я изредка бываю у него. Отчетов о состоянии своего прихода я ему не посылал со дня революции. Циркуляров умершего епископа Бориса (Соколова) я от Успенского не получал, только читал у него на дому, каковые, по моему

мнению, антисоветского ничего не имели.

3 февраля 1930 года тройка ОГПУ приговорила протоиерея Иоанна к трем годам ссылки в Северный край[41]. Был раскулачен, как имеющий "помещичье хозяйство". По отбытии ссылки отец Иоанн вновь стал служить в храме в селе Пронюхлово.

30 ноября 1933 года был назначен исполнять священнические обязанности и в храме Рождества Богородицы в селе Радушино, где до него служил его друг протоиерей Петр Успенский. Таким образом, он стал окормлять приходы двух храмов.

Накануне праздника Рождества Христова в декабре 1936 года отец Иоанн обратился к председателю сельсовета за разрешением совершить по просьбам верующих в праздник Рождества молебны в домах колхозников. Сославшись на имеющиеся в округе случаи эпидемических заболеваний, председатель сельсовета в просьбе священнику отказал.

В августе 1937 года председатель сельсовета был допрошен в качестве свидетеля следователем НКВД. На допросе он рассказал, что священник в ответ на отказ, прозвучавший с его стороны, сказал:

" Советские законы издаются для того, чтобы затемнять головы народу, в законе пишут о свободном вероисповедании, а в действительности этого нет, и православных под видом всевозможных причин лишают права на отправление религиозных треб. Народ требует, чтобы я ходил с молебнами по домам православных. Я должен вас предупредить, что вы этим самым ставите себя против населения, я все им расскажу, как вы нас притесняете. Я с молебнами как ходил, так и буду ходить. Против народа вы бессильны, народ идет и пойдет за нами, вы только и держитесь за счет насилия, которому неизбежно придет конец. За ваши бесчинства придется расплачиваться". Действительно, поп Лебедев по домам нашего селения с молебнами ходил и говорил: "Я как пастырь свой долг перед вами выполняю честно, несмотря ни на какие противодействия и кары власти; мы уверены в том, что этой антихристовой власти придет конец, терпению народа тоже настанет конец, они за все и за нас мучеников расплатятся ".

Вскоре протоиерей Иоанн Лебедев был арестован и 20 августа 1937 года заключен в одну из тюрем Коломенского района.

– Следствию известно, что вы, посещая граждан, вели контрреволюционную агитацию. Признаете ли вы это? – спросил следователь во время допроса.

– Посещая граждан, я говорил среди колхозников, что в колхозе работать тяжело, так как колхозники работают без перерыва.

– Следствию также известно, что вы призывали население организоваться и выступить против советской власти. Признаете ли вы это?

– Нет, я это отрицаю, так как этого я не говорил.

29 августа отца Иоанна допросил следователь одной из московских тюрем, куда его перевели из Коломны.

– Когда вы вернулись из ссылки?

– В 1933 году, срок ссылки отбыл полностью.

– Вы обвиняетесь в распространении среди крестьян антисоветской агитации. Признаете себя виновным?

– Нет, не признаю.

– Вы были у председателя сельсовета в декабре 1936 года, по какому вопросу вы ходили к нему?

– Я ходил к нему по вопросу разрешения ходить с молебнами по домам крестьян в связи с праздником Рождества Христова.

– Что вы говорили председателю после отказа вам хождения по домам?

– Он мне отказал в хождении, и я ему на это ничего не ответил.

8 сентября 1937 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила отца Иоанна к расстрелу за "систематическую провокационную агитацию пораженческого характера среди колхозников".

9 сентября 1937 года был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

После ареста отца Иоанна храм в селе закрыли. Когда об этом стало известно, люди забрали иконы, какие смогли, по домам. Прихожанка Пелагия Костюхина бережно хранила у себя дома храмовую икону Божией Матери "Взыскание погибших" и чудотворный напрестольный крест. В 1960-х годах она передала эти святыни в Благовещенскую церковь города Зарайска.

17 июля 1989 года реабилитирован прокурором Московской области.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 октября 2002 года для общецерковного почитания.

Литература

  • ГАРФ. Ф. 10035, д. П-49503, д. 20940.
  • Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и

упраздненных, за XVI-XVIII, а также XIX столетия со списками настоятелей и библиографическими

сведениями. Зарайск. 1884. С. 189-190.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных