Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Архиепископ Сербский




14 / 27 сентября 1324 года король Стефан созвал всесербский Собор, который избрал Даниила архиепископом Сербским. В 1331 г. во время конфликта короля Стефана с сыном Душаном принял сторону последнего и позже короновал его.

Архиепископ Даниил был примером благочестия, мудрым архипастырем. Совершенная нестяжательность, неустанные заботы и труды о нуждах Церкви и паствы и благолепии святых храмов отличали его святительское служение. В 1328 году в Пече он воздвиг церковь Богородицы Одигитрии, объединив ее внешним притвором с храмами св. Апостолов и св. Димитрия в единый комплекс т. н. Печской Патриархии. В описании этого строительства отмечается, что Даниил "все здание это в уме измерил от начала и до конца и определил, какова ему будет высота, какова длина и какова ширина". Он, вероятно, составил иконографическую программу настенных росписей комплекса, в том числе композиции " Лоза Неманина ". Со второй четверти XIV в. этот своего рода изобразительный аналог сочинений Даниила "Жития святых королей и архиепископов сербских" получил распространение в стенописях сербских храмов (первый из известных образцов представлен в росписях собора в Пече, выполненных между 1324 и 1337 по заказу Даниила.

Даниил был вторым ктитором монастыря Дечаны, ему сербские властители поручили контроль за строительством. В 1335 году в Дечанах святитель воздвиг храм в честь Вознесения Господня, один из лучших христианских памятников Сербии. Обновил притвор в монастыре Жича. В Елашнице построил церковь св. Михаила и церковный двор, в Лизице обновил церковь св. Саввы.

Гробница архиеп. Даниила II в церкви Богородицы Одигитрии в Пече

Скончался 19 декабря 1337 (это было бы 1 января 1338) года. Похоронен в Пече, в северо-западном углу церкви Богородицы Одигитрии, в нише в мраморном саркофаге.

Время правления архиепископа Даниила было лучшим временем как внутреннего, так и внешнего процветания Сербской Церкви. Еще при жизни святитель Даниил удостоился дара чудотворений и исцелений.

Житие свт. Даниила, написанное одним из его учеников, не содержит свидетельств о его почитании и встречается в рукописной традиции лишь в составе написанного Даниилом сборника. Единственное указание на возможное почитание святителя относится к 1643 году, когда посланец Сербского патриарха Паисия (Яневаца), печский архим. Кентерион, во время поездки в Москву за «милостыней» поднес царю Михаилу Феодоровичу миро от мощей святителя Даниила[78]. До конца XX века неизвестны церкви с посвящением свт. Даниилу. Служба Даниилу, принадлежащая митр. Сербскому Михаилу (Йовановичу), была опубликована в белградском издательстве Сербляка (1860) под 20 декабря.

Два прижизненных изображения свт. Даниила сохранились в стенописях церкви Богородицы Одигитрии в Пече (ок. 1337): молодой Даниил и свт. Николай изображены над входом в храм в стороне от образа Богоматери «Живоносный Источник»; в ктиторской композиции представлен Даниил (старше по возрасту, чем в предыдущей композиции) с моделью печской церкви в руках, прор. Даниил подводит его к Богоматери, восседающей на престоле. В соборе Дечанского монастыря Даниил изображен как «второй ктитор» (между 1339 и 1348). Посмертные изображения архиепископа находятся в стенописях монастыря Ораховица и в притворе («припрате») церкви Спаса (XIX в.) в Кучевиште[79]. Начиная с ктиторской композиции, свт. Даниил изображается маститым старцем с черной окладистой заостренной бородой, в архиепископском облачении, с обширным гуменцом.

Сочинения

Свт. Даниил написал древнейшую часть сборника "Жития королей и архиепископов сербских" (позднее было дополнено другими авторами), которую составили Жития королей Стефана Уроша I, Стефана Драгутина, Милутина (Стефана Уроша II), кор. Елены, архиепископов Арсения I, Иоанникия I и Евстафия I. Этот цикл, созданный между 1317 (Житие кор. св. Елены) и 1324 (Житие кор. св. Милутина) гг., является важнейшим источником по истории династии Неманичей и Сербской Церкви сер. XIII - 1-й четв. XIV в. и, как считает М. Кашанин, продолжает традицию кор. св. Стефана Первовенчанного[80].

В агиографическом творчестве свт. Даниила сочетаются черты сурового святогорского аскета и придворного книжника, он не дает негативных характеристик своим героям, часто прибегает к умолчаниям, особенно в вопросах, связанных с легитимностью смены верховного правителя или предстоятеля Церкви, как в случае с архиеп. Сербским Даниилом I. В Житиях (напр., королевы Елены и короля Милутина) нет традиционного последовательного изложения биографий святых, описывается значительное число отдельных эпизодов, являющихся, по мнению автора, наиболее характерными и ключевыми для образа человека. Центральной фигурой агиографического цикла является кор. Милутин, представленный в окружении родственников (отца, матери, брата) и архиепископов-современников, прежде всего как могущественный правитель, принадлежащий к святой династии, и талантливый полководец.

По сравнению с творчеством более ранних сербских агиографов Жития, написанные свт. Даниилом, отличаются усложнением внутренней структуры текста и наличием композиционного «плетения» (напр., Житие кор. Елены) с использованием элементов других жанров: молитвы, «плача», внутреннего монолога и обращения к душе, покаянного исповедания и поучения[81]. Исследователи считают эти новации влиянием духовной атмосферы предысихастской эпохи или раннего исихазма, характерным для Афона[82]. Житие кор. Елены, католички по происхождению, покровительствовавшей православным обителям и храмам, представляет редкий для средневековой православной славянской литературы образец женского жития.

Сборник «Жития королей и архиепископов сербских» нельзя назвать собранием уставных чтений на соответствующие дни памяти сербских святых (в этом случае показательно отсутствие отдельных, вне сборника, списков Житий, написанных свт. Даниилом), он скорее является аналогом «Книги степенной царского родословия» - рус. письменного свода XVII в.[83].

Свт. Даниил также считается автором «автобиографической» части преамбулы жалованной грамоты («повели») кор. Милутина монастырю Хиландар о пасечниках (1317), дошедшей в списке (возможно, интерполированном) нач. XV в.[84]. Позднее этот текст был положен святителем в основу Жития св. Милутина, вошедшего в сборник.

Гимнографические сочинения святителя Даниила представлены службами его предшественникам - сербским святым архиепископам Арсению и Евстафию. Неясным до конца остается вопрос о связях этих служб с более ранними гимнографическими произведениями, посвященными тем же архиепископам, возможно послужившими для них источниками. Так, в старом собрании НБС в Белграде (погибшем в апр. 1941) хранилась болгарская Минея (№ 15), содержавшая службу архиеп. св. Евстафию с проложным Житием, явно не связанным с написанным свт. Даниилом. Рукопись датировали Дж. Даничич XIII в., Л. Стоянович XIV в.[85]. В дефектном списке службы св. Арсению Сербскому 1-й пол. XIV в.[86] имеется 2-й канон, неизвестный в более поздней традиции[87].

Службы, написанные свт. Даниилом, сохранились в списках, составленных немного позже его кончины. Службы Сербским архиепископам, написанные святителем согласно канонам церковной традиции, в поэтическом смысле уступают творениям старшего его современника Феодосия Хиландарца. Текст службы свт. Арсению почти вдвое превышает текст, посвященный свт. Евстафию, и с художественной точки зрения представляет больший интерес.

Тропарь

Чудо явися извещения, / делами добродетелей Божиих возсиял еси, / монашествующих лики упасл еси, / архиерейская седалища утвердил еси, / еретическаго нападения не усумневся, / Церковию Христовою управляя, / преподобие отче, Данииле премудре, / умер, яко спя, / тело же твое цело и нетленно соблюдено бысть, / и подает цельбы болящим от различных недугов, / и демоны прогоняет. / Сего ради молим тя: моли спастися душам нашим.

Публикации

  • Животи краљева и архиепископа српских / Изд. Ђ. Даничић. Загреб, 1866. Лондон, 1972р;
  • То же / Пер. Л. Мирковић, вступ. ст. Н. Радоjчић. Београд, 1935;
  • То же / Ред. Г. МкДаниjел. Београд, 1988;
  • Србљак: Службе. Канони. Акатисти. Београд, 1970. Књ. 2. С. 7-47 [служба архиеп. Арсению]; С. 50-75 [служба архиеп. Евстафию];
  • Die Konigsbiographien / Hrsg. S. Hafner. Graz, 1976.

Литература






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных