Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как работает сердце




Для перекачки крови через сердце в его камерах происходят чередующиеся расслабления (диастолы) и сокращения (систолы), во время которых камеры наполняются кровью и выталкивают ее соответственно.

Правое предсердие сердца получает бедную кислородом кровь по двух главным венам: верхней полой и нижней полой, а также из более мелкого венечного синуса, который собирает кровь из стенок самого сердца. При сокращении правого предсердия кровь через трехстворчатый клапан попадает в правый желудочек. Когда правый желудочек достаточно наполнится кровью, он сокращается и выбрасывает кровь через легочные артерии в малый круг кровообращения.

Кровь, обогащенная кислородом в легких, по легочным венам попадает в левое предсердие. После заполнения кровью левое предсердие сокращается и через митральный клапан выталкивает кровь в левый желудочек. После заполнения кровью левый желудочек сокращается и с большой силой выбрасывает кровь в аорту. Из аорты кровь попадает в сосуды большого круга кровообращения, разнося кислород ко всем клеткам тела.

Задание11. Прочитайте текст сначала целиком, затем по абзацам. Пользуясь вопросами, составьте тезисы-ответы на вопросы. Сохраните цифровую нумерацию. Опираясь на тезисы, устно раскройте основные положения текста. Укажите подстиль.

Несмотря на небольшой размер Вашего сердца (примерно такой же, как размер сжатого кулака), этот маленький мышечный орган перекачивает около 5-6 л крови в минуту даже когда вы отдыхаете! Сердце человека - это мышечный насос, разделенный на 4 камеры. Две верхние камеры называются предсердия, а две нижние - желудочки. Эти два типа камер сердца выполняют разные функции: предсердия собирают кровь, поступающую в сердце и проталкивают ее в желудочки, а желудочки выталкивают кровь из сердца в артерии, по которым она попадает во все части тела. Два предсердия разделены межпредсердной перегородкой, а два желудочка - межжелудочковой перегородкой. Предсердие и желудочек каждой стороны сердца соединяются предсердно-желудочковым отверстием. Это отверстие открывает и закрывает предсердно-желудочковый клапан. Левый предсердно-желудочковый клапан известен также как митральный клапан, а правый предсердно-желудочковый клапан - как трехстворчатый клапан.

Сердечная деятельность регулируется нервной системой – одни нервы увеличивают частоту и силу сердечных сокращений, а другие – уменьшают. Импульсы по этим нервам поступают на водитель ритма, заставляя его работать сильнее или слабее. Если перерезать оба нерва, сердце все равно будет сокращаться, но с постоянной скоростью, так как перестанет приспосабливаться к потребностям организма. Эти нервы, усиливающие или ослабляющие сердечную деятельность, составляют часть вегетативной (или автономной) нервной системы, которая регулирует непроизвольные функции организма. Примером такой регуляции является реакция на внезапный испуг – вы чувствуете, что сердце “замирает”. Это приспособительная реакция ухода от опасности.
Нервные центры, регулирующие деятельность сердца, находятся в продолговатом мозге. В эти центры поступают импульсы, сигнализирующие о потребностях тех или иных органов в притоке крови. В ответ на эти импульсы продолговатый мозг посылает сердцу сигналы: усилить или ослабить сердечную деятельность. Потребность органов в притоке крови регистрируется двумя типами рецепторов – рецепторами растяжения (барорецепторами) и хеморецепторами. Барорецепторы реагируют на изменение кровяного давления – повышение давления стимулирует эти рецепторы и заставляет посылать в нервный центр импульсы, активирующие тормозящий центр. При понижении давления, наоборот, активируется усиливающий центр, сила и частота сердечных сокращений увеличиваются и кровяное давление повышается. Хеморецепторы “чувствуют” изменения концентрации кислорода и углекислого газа в крови. Например, при резком увеличении концентрации углекислого газа или понижении концентрации кислорода эти рецепторы тотчас же сигнализируют об этом, заставляя нервный центр стимулировать сердечную деятельность. Сердце начинает работать более интенсивно, количество крови, протекающей через легкие, увеличивается и газообмен улучшается. Таким образом, перед нами пример саморегулирующейся системы.
Но не только нервная система влияет на работу сердца. На функции сердца влияют и гормоны, выделяемые в кровь надпочечниками. Например, адреналин усиливает сердцебиение, другой гормон, ацетилхолин, наоборот, угнетает сердечную деятельность.
Теперь, наверное, вам не составит труда понять, почему, если резко встать из лежачего положения, может даже наступить кратковременная потеря сознания. В вертикальном положении кровь, питающая мозг, движется против силы тяжести, поэтому сердце вынуждено приспосабливаться к этой нагрузке. В лежачем положении голова не намного выше сердца, и такой нагрузки не требуется, поэтому барорецепторы дают сигналы ослабить частоту и силу сердечных сокращений. Если же неожиданно встать, то барорецепторы не успевают сразу отреагировать, и на какой-то момент произойдет отток крови от мозга и, как следствие, головокружение, а то и помутнение сознания. Как только по команде барорецепторов темп сердечных сокращений ускорится, кровоснабжение мозга окажется нормальным, и неприятные ощущения исчезнут.

Вопросы:

1) Сколько литров крови перекачивает сердце?

2) Какой размер имеет ваше сердце?

3) На сколько камер разделено сердце? Как называются верхние камеры? А нижние камеры?

4) Какие функции выполняют предсердия и желудочки?

5) Что такое митральный клапан?

6) Как сердечная деятельность регулируется нервной системой?

7) Где находятся нервные центры, регулирующие деятельность сердца?

8) Что происходит при повышении и понижении кровяного давления?

9) Какими двумя типами рецепторов регистрируется потребность органов в притоке крови?

10) Как влияют на функции сердца гормоны?

Задание 12. Дайте полное определение понятия «сердце» на русском и казахском языках.

Задание 13. Подготовьте устное сообщение на одну из тем: «Характеристика научного медицинского текста», «Сердечно-сосудистая система», «Как работает сердце?», «Как сердечная деятельность регулируется нервной системой?».

VII. Литература

1. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c.

2. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c.

3. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.

VIII. Контроль.

1. У спортсменов сердце может работать с частотой свыше 200 сокращений в минуту.

Какое из нижеперечисленных числительных НАИБОЛЕЕ подходит в указанном предложении?

1) двести

2) двухсот

3)двумстам

5) двухстах

2. Человек должен с детства заботиться о … сердце и тренировать его.

Какое из нижеперечисленных местоимений НАИБОЛЕЕ подходит в указанном предложении?

1) свой

2) своего

3) своему

4) своим

5) своем

3. Сердечно-сосудистая система … кислород и питательные вещества между тканями и органами.

Какой из нижеперечисленных глаголов НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) переносят

2) перенес

3) перенесли

4) переносит

5) перенесло

4. … сосуды сердечно-сосудистой системы образуют две основных подсистемы

Какое из нижеперечисленных прилагательных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) кровеносный

2) кровеносная

3) кровеносное

4) кровеносные

5) кровеносных

5. Нервные центры, … деятельность сердца, находятся в продолговатом мозге.

Какое из нижеперечисленных причастий НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) регулирующий

2) регулирующая

3)регулирующее

4) регулирующие

5) регулирующими

6. Нетренированное сердце со слабой сердечной … не может долго работать с повышенной нагрузкой.

Какое из нижеперечисленных существительных НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) мышца

2) мышцы

3) мышце

4) мышцу

5) мышцей

7. В …. кровь, питающая мозг, движется против силы тяжести.

Какое из нижеперечисленных словосочетаний НАИБОЛЕЕ подходит в данном предложении?

1) вертикальное положение

2) вертикального положения

3) вертикальному положению

4) вертикальном положении

5) вертикальным положении

8. Насыщенная углекислым газом кровь возвращается в сердце, котор… снова перекачивает ее в легкие.

Какое окончание пропущено в союзном слове?

1) ЫЙ

2) ЫЕ

3) ОЕ

4) УЮ

5) АЯ

9. Какие буквы пропущены в слове серде... ая?

1) ЧЬН

2) ЧН

3) ШН

4) ЩН

5) ШЬН

10. Какие буквы пропущены в слове желудо...овый?

1) ЧЬК

2) ЧК

3) ШК

4) ЩК

5) ШЬК

11. Какое слово является НАИБОЛЕЕ сходным по значению для существительного дефицит ( кислорода ).

1) убыток

2) недостаток

3) превышение

4) увеличение

5) уменьшение

12. Какое слово является НАИБОЛЕЕ сходным по значению для прилагательного полый ( мышечный орган)

1) полный

2) пустой

3) большой

4) небольшой

5) маленький

13. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует слову жүректік?

1) сердце

2) сердечник

3) сердечный

4) сердечко

5) сердцебиение

14. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует слову қанайналым?

1) кровоснабжение

2) кровообращение

3) кровосмешение

4) кровоизлияние

5) кровопотеря

15. Какой вариант перевода НАИБОЛЕЕ соответствует словосочетанию малый круг кровообращения?

1) қан айналым шеңбері

2) қан айналымының үлкен шебері

3) қан айналымының кіші шеңбері

4) қанмен қамтамасыз ету

5) жүрек- қантамыр

 

 

ЗАНЯТИЕ №9

 

Речевая тема: Кровь и кровеносные сосуды.

Грамматическая тема: Коммуникативная задача текста. Смысло-речевые ситуации. Определение предмета (дефиниция) – что есть что; что – это что; что называется чем. Введение термина – что носит название чего; что получило название чего; что имеет название чего.

II. Цель: дать общее представление о коммуникативной задаче и смысло-речевых ситуациях в подъязыке медицины.

III. Задачи:

Практические навыки: выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать научные текста в сфере медицины, определять его коммуникативную задачу, смысло-речевые ситуации.

Основные вопросы темы:

1. Коммуникативная задача текста медицинского профиля.

2.Смысло-речевые ситуации медицинского текста.

3.Определение предмета.

4. Введение термина.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных