ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Изучение новой темы.1. Вступительное слово учителя. Осень 1830 г. А. С. Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. (Показ фотоиллюстраций из книги: Болдино. Осень. 1830. – Фотокнига. – М.: Планета, 1989.) Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь. Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», – говорил он. И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут. А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца. За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, «Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка». «Повести Белкина» – такова тема нашего урока сегодня. «Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания, воспоминания, житейские эпизоды, лично подмеченные или бытовавшие в устной (а подчас и книжной) традиции. Московская вывеска гробового мастера Адриана Прохорова на Никитской, по соседству с домом Гончаровых, навеяла Пушкину фабулу «Гробовщика». Воспоминания о старинном кишиневском приятеле – бесстрашном дуэлянте и боевом офицере Липранди – легли в основу «Выстрела». Разъезды поэта-странника, ожидания и кочевки на почтовых станциях сообщили бытовую оправу «Станционному смотрителю», в «Метели» и «Барышне-крестьянке» опыт личных наблюдений, видимо, сочетался с некоторыми литературными трагедиями…»1. Авторство повестей анонимно, приписано вымышленному лицу – Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности. Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта. Вот как сам Пушкин объясняет это в одном из писем: «… Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также Апопуте. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает». «Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно»2. «Повести Белкина» были образцом той прозы, на которой учились многие русские писатели: Гоголь, Тургенев, Чехов… А вот как оценил это произведение Л. Н. Толстой: «Я с восторгом, мною давно не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение»3. Один из исследователей Пушкина так определил своеобразие пушкинских повестей: «Проза пушкинских новелл эскизна и легка, как его собственные рисунки пером, как беглые наброски «быстрых» рисовальщиков, которые он так любил за их воздушность и выразительность»4. Каждая повесть рассказана Белкину (именно он выступает в качестве писателя, на самом деле повести написаны Пушкиным) разными лицами – барышней, армейским офицером, приказчиком и мелким чиновником. Каждый из рассказчиков дает оценку событий со своей точки зрения, что позволяет поэту глубоко проникнуть в жизнь всех сословий и групп. Но это не значит, что точка зрения Пушкина на рассказанные события устранена. Она присутствует в ироническом отношении «к романтическим сюжетам», в выявлении действительных причин тех или иных поступков героев. Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель». 2. Работа по повести, прочитанной дома. Вопрос: В чем трудности службы смотрителей? (Унижение, оскорбления, даже побои. ) – Прокомментировать фразу: «Дочка-с, – отвечал он с видом довольного самолюбия…» (Для Вырина, отца Дуни, она единственная радость, надежда, смысл жизни, он любит ее, гордится ею – она его дочь!) – Какова внешность Вырина? (…человека лет 50-ти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах».) Задание: с. 100. Каков Вырин через 4 года? – Что состарило его? За что корил он себя до самой смерти? («Чего же ты боишься? – сказал ей отец… до церкви».) Задание. Зачитать строчки, объясняющие причину отъезда Вырина в город. («Авось … овечку мою».) Задание. Пересказать эпизоды, описывающие две встречи с Мин-ским. – Что думал Вырин о судьбе дочери? («Жива ли … пожелаешь ей могилы…» 2-й абзац.) – Что за человек Минский? (Человек, который не считается ни с кем и ни с чем. Не подумав о бедном старике, он увозит, хотя и добровольно, Дуню. За уход за мнимым больным, за искреннее сочувствие он отплатил не только обманом.) Задание. Зачитать рассказ мальчика о приезжавшей барыне. – Что заставило барыню приехать на постоялый двор? (Хорошо, что предположения Вырина не сбылись, и Минский ее действительно не бросил. Но вину свою она чувствовала, и не было Дуне покоя. Трагедия произошла по ее вине: отец спился и умер, похоронили его вместе с женой.) – Каким настроением пронизана повесть? Какие чувства и размышления она вызвала у вас? Вывод. А. С. Пушкин выступает в защиту маленького человека, бесправного, униженного, доведенного до отчаяния; здесь звучит и упрек тем, кто, не думая о родных и близких, совершает необдуманные поступки, заранее не зная к чему они могут привести. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|