Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Старость. Долголетие. Время.




03.01

В некоторых рассказах Шамана временная последовательность событий нарушена. Например, муравьи начинают жить и действовать в его землянке 22) еще до того, как он ее построил. Мои замечания не смущают Шамана, он игнорирует их, или они его смешат. Он считает, что его рассказы вполне правильны, а моя концепция времени примитивна.

22) Шаман использует муравьиную кислоту и иногда заставляет муравьев кусать себя. Он и мне это рекомендовал как полезную в некоторых ситуациях процедуру, но... слишком новаторски.

- Как это понимать: “обратная временная реакция”?

Твоя наука 23) еще до этого не дошла.

23) Здесь, психология.

- Может ты объяснишь мне?

- Время окружает человека, как твои руки паука.

- Не понимаю.

- Люди думают, что сегодня они реагируют на вчерашнее.

- Правильно.

- Наполовину. Половина их реакций - на завтрашние события.

- Но человек не знает, что будет завтра.

- Умом не знает, а реакциями знает.

- То есть завтрашний день предопределен?

- Нет. Просто время окружает тебя сзади и спереди, справа и слева.

- Не понимаю. Я что, могу болеть сегодня от того, что съем завтра?

- Это – вряд ли. Редко. Тело не так чувствительно, как эмоции. Но ты можешь печалиться сегодня из – за завтрашних событий.

- Человек может чувствовать будущее?

- Чувства не подчинены социальному календарю.

- Не понимаю.

- Ты можешь годами не стареть: календарное время идет, а время чувств – нет. Ты можешь постареть на годы за дни: время чувств будет обгонять календарное время. И ты можешь помолодеть, если время чувств идет назад, хотя календарь идет вперед.

- Но где логика?

- Если ты поймешь, что время кружится, то это очевидно.

- Как время кружится?

- Как метель.

- Ты все это всерьез?

- Говорю же, ваша наука 24) еще до этого не дошла.

24) Здесь, наука, вообще.

- А откуда ты узнал?

- От тех существ, которые, по–твоему, не существуют.

- Человек может как-то повернуть свое время назад, помолодеть?

- Существует практика, но она тебе недоступна сегодня.

- Что за практика?

- Нужно глазами повернуть назад весь калейдоскоп восприятия.

- Но человек не может помнить все воспринятое.

- Нужно не поворачивать воспринятое как видеозапись, а повернуть игру света. Тогда некоторый период твое время будет идти назад, а опыт сохраняться.

- Не понимаю, о чем ты.

- Говорю же, тебе эта практика сегодня недоступна. Ты не имеешь соответствующей концепции.

- Ты можешь мне рассказать эту концепцию?

- Нет. У тебя не хватает освоенных практик.

- Почему без практик я не могу понимать новых концепций?

- Некоторые можешь. Но в этом случае слишком большой разрыв. Концепция практики - это ее часть. Ты не можешь начать строить дом с крыши.

04.01

Подкладывая ветки в костер, я обратил внимание на одно из действий готовившего “стол” Шамана. Он вынул из пакета вареное куриное яйцо, превратившееся на сорокаградусном морозе в ледышку, и, почти не глядя, одним ударом ножа расколол его на две равные части. Усевшись, я попытался расколоть пару яиц своим более тяжелым ножом, потом еще тройку ножом Шамана. Ни одно яйцо мне не удалось расколоть ровно и без крошки. Это навело на мысли о какой-то особой сноровке Шамана.

- Ты часто раскалывал так яйца?

- Не припомню. Да ты и не часто их приносишь.

- А как ты научился их так ровно раскалывать?

- Не учился. Придет же такое в голову.

- Но как ты их колешь?

- Смотри. (Шаман небрежно ударил моим ножом уже не поперек, а вдоль по последнему целому яйцу, которое раскололось на две равные половинки.)

- В чем секрет?

- У нас разные действия.

- В чем разница?

- Когда действую я, я действую целиком. А ты - частями.

- Какими частями?

- Например, одна часть тебя не уверена, что ты справишься с яйцом, другая думает, что и колотые яйца на морозе не пропадут, третья - вообще в Магадане с проблемами твоих собственных яиц.

- Но мои действия могут быть более комплексными, чем твои ситуативные.

- Твои действия могут быть только более размазанными. Например, вместо точного удара по яйцу ты истерично ударяешь по пальцам. Такая размазня делает человека немощным и старым.

- Что мне делать, чтобы научиться действовать как ты?

- Не имеет значения. Можешь, например, колоть яйца. Главное: когда колешь яйца - коли яйца, а не лови ворон.

- Но как?

- Начни это.

08.03

Иногда Шаман резко отказывается обсуждать, казалось бы безобидные темы, как это было, например, с моим вопросом о комнатных растениях. Зато другие темы, которых многие люди избегали бы, Шаман может спокойно и подробно обговаривать.

- Ты не думал жениться?

- Ты не сможешь понять. Мои дети и внуки выросли, а подруги умерли. Но в жизни есть этапы развития, которые мужчины и женщины не могут пройти в одиночку.

- В целом ряде учений говорится о преимуществах жизни без партнеров.

- Почему, по-твоему, на Земле создано примерно одинаковое количество мужчин и женщин?

- Не знаю. Почему?

- В старых легендах говорится, что мужчина и женщина - только половинки полноценного человека.

- Ты считаешь, что это правда?

- Правда, что мужчины и женщины во многих парах не являются отдельными людьми, а частями парной системы.

- Как это?

- Как младенец не является самостоятельным существом, а живет лишь в системе с мамой.

- Как складывается такая система “мужчина-женщина”?

- Годами из тысяч привычек. Например, если она забывает закрывать двери - он приучается проверять, он не может торговаться на рынке - она обучается этому...

- Обязательно нужно побыть в системе?

- Кто не был частью системы, не сможет быть цельным и один.

- Почему?

- Просто он не знает, как развивать себя до целого.

- Но ты сам живешь один?

- В городах я живу как горожанин, в землянках - как отшельник. Ты поймешь после шестидесяти, если будешь здоров и силен.

- А я буду здоров и силен?

- Это - вряд ли.

- Что мне делать, чтобы быть здоровым?

- Первое - не делай излишнего.

09.03

Всегда знал, что Шаману очень много лет, но не заговаривал об этом, считая почему-то, что он не будет обсуждать вопрос о долголетии. После вчерашнего разговора я вдруг понял, что Шаман не видит в этом никакой тайны, которую нужно скрывать, и единственным препятствием к знанию может стать лишь наша деятельностная относительность.

- Все-таки, что второе?

- Нужно, чтобы была энергия жизни.

- Где ее взять?

- Взаимная, сильная любовь.

- Элена Гарро?

- Что это?

- Мексиканская писательница 25). Она писала, что время и любовь - одно и то же. Еще потом об этом писал Лазарев 26).

25) Перевод, 1982. 26) С.Н. Диагностика кармы. Книга 6. Ступени к божественному. - СПб., 1999.

- Писатели - (непередаваемый синонимами трехкоренной рифмованный курсив). Может, в этом и есть смысл. Но я говорю о мужестве жить.

- То есть люди, которые не любили взаимно, не смогут жить долго?

- Если они не пережили взаимной любви, у них не будет мужества нагонять волну своей жизни.

- Достаточно такого мужества?

- Его достаточно, чтобы учиться.

- Всем надо рекомендовать любовь?

- Любовь нельзя рекомендовать. Многие инстинктивно избегают любви, потому что она их покалечит или убьет.

- То есть мужество есть еще до любви?

- Ты же учился больше двадцати лет, прожил полжизни в Москве. Ты забрался холодной зимой в это место, чтобы спрашивать меня о любви? (Смеется.)

- А зачем еще стоило сюда забираться? (Смеемся оба.)

- Это - как в твоей науке о способностях. Задатки мужества и игры есть, но развиться они могут только в любви.

- Кто учит нагонять волну своей жизни?

- Человек учится сам.

- С чего начинать?

- Добейся чего-нибудь в жизни и откажись от этого.

- Начинать с асоциальности?

- Асоциальны те, кто не любил и не может ничего добиться. Беглецы от общества. Какое мужество у беглеца?

- Нужно сделать карьеру, добиться признания?

- Не обязательно. Но чтобы твердо знать, что ты - не беглец от общества, желательно.

- Но потом практически невозможно отказаться.

- Еще невозможнее, чем ты думаешь. Нужно отказаться еще и от себя, добившегося успеха.

- Как же жить, отказавшись от себя?

- Не от себя, а от надувшегося от успехов. Только тогда ты и будешь сам, истинный.

- Другого пути нет?

- Если ты не откажешься, то будешь очень социальным. И не позволишь себе нарушать социальное правило о сроках жизни.

09.03

После обеда Шаман разгонял пургу 27), чтобы я мог выбраться к дороге и вернуться в город к началу занятий в университете. Он долго ходил с бубном вокруг землянки, ритмично завывая в тональности пурги. Иногда я не мог отличить звуки пурги от его голоса, иногда голос Шамана звучал ниже или выше, но тональность все время была близка к тональности звуков пурги. Шаман натоптал след вокруг землянки с одним радиальным лучом на восток. Когда, наконец, Шаман закончил установку завтрашней погоды, я продолжил свои расспросы.

27) Этой зимой (с начала октября) мело уже 91 день!

- Этого достаточно для долголетия?

- Нет.

- Много еще условий?

- Нужно жить по сердцу.

- А еще?

- Нужно творить свою жизнь.

- Не понимаю.

- Начни с того, что в твоей жизни должно быть творчество.

- Стихи, картины, танцы, наука?

- Можно начать с чего-нибудь из этого.

09.03

Разговаривая о долголетии, я стал спрашивать об употреблении мумие, меда и других веществ. Шаман сказал, что мумие он иногда встречает, но здесь его крайне мало. Меда за короткое колымское лето пчелы собирают столь мало, что сбор его быстро бы изжил сам себя - пчелы умрут от голода.

Сам разговор про мумие и мед не очень интересен, но его развитие оказалось принципиально важным.

- Все же, наверное, не все есть в твоем рационе.

- Организм может вырабатывать почти все вещества. Нужно лишь заставить его.

- Как?

- Три вида активности: эмоциональная, физическая и волевая.

- Не заметил у тебя поводов для эмоциональной активности?

- Ты не чувствуешь так, как я. И я не живу здесь постоянно. Нужны новые впечатления, чтобы заставить организм правильно работать.

- Если будет достаточно видов активности, человек будет здоров?

- Он почти не будет стареть.

- Почему?

- После пятидесяти ты поймешь, что молодой человек всегда в форме, а старый как бы собирает себя для жизни каждое утро. Правильная совокупность видов активности позволяет дольше держать форму.

- После пятидесяти - нормальный средний срок?

- Средний у современного человека - после сорока. Но ты научился ходить зимой по тундре. Эта практика или отнимает у городского все, или добавляет десять лет формы.

- Откуда ты знаешь?

- Я старел и старел, и если бы я не стал осваивать особые практики, меня давно бы не было.

- Как ты узнавал, что стареешь?

- Я жил в городе и отмечал все, что наступает в последний раз.

- Как это?

- Например, последняя игра в футбол - годы больше не позволят играть. Последняя охота - возраст больше не позволяет охотиться. Последняя рюмка - здоровье не позволяет, последняя женщина - чтобы больше не пыжиться. Так современный человек дожидается последнего дня.

- Как ты переломил это?

- Мне повезло. Жизнь поставила в такие условия, в которых действительно нечего было терять. Я не выбирал это, и никто такого не выберет. А раз терять было нечего, я начал новые практики. Большинство людей умирают от этого, но единицы на десятки тысяч выживают. Думаю, что подобных мне немало.

- Обязательно нужно все потерять?

- Не спеши, все само придет с годами.

- С чего ты начал новые практики?

- Я начал творчески относиться к своей жизни.

- Почему же большинство людей умирает от этого?

- Все действительно новые практики начинаются с кризиса.

- Это обязательно?

- Например, ребенок отлично ползает: быстро, точно, безопасно. Но вот встает на ноги и делает первые шаги: медленно, неточно, да еще падет и расшибается.

- Понятно. То, что ты говорил про творчество, дает правильную эмоциональную активность.

- Да. Но я говорил не только про творчество. Творчество помогает понять идею самого себя.

02.05

За годы жизни на Колыме и Чукотке Шаман повидал очень многое. Думаю, что он был бы бесценной находкой для историков региона, если бы согласился сотрудничать. Сам Шаман исторические факты считает несущественными, но, почти как закоренелый гегельянец, очень большое значение придает практикам. Можно было бы назвать его и марксистом, если бы он не был еще более внесоциален. Шаман знает очень много уже ушедших в прошлое способов деятельности, и иногда, если мне удается задать вопросы, рассказывает о них.

- Черпнул лотком, а дальше?

- Он качает лоток круговыми движениями, и вода смывает легкие фракции.

- Но это - песок. А как они извлекают чистое золото?

- Катают ртуть.

- А из ртути?

- Испаряют ртуть.

- Как испаряют?

- Костер и сковородка.

- Это же ужасно вредно!

- Всем, кто связался с золотом, конец.

- Почему? Есть же благополучные и защищенные золотопромышленники.

- Ты помнишь, как называется золото в таблице Менделеева?

- Aurum?

- Да, латинское название звучит близко к названиям в древнеиндийских языках. Золото влияет на ауру человека. Остальное - следствия измененной ауры.

- Человек может иметь прибыль, например, акционер, но не иметь дела непосредственно с золотом.

- Достаточно того, что он притягивает мысленный образ.

- В этих местах есть золото?

- Нет. С Дальстроя тут было, наверное, пять или шесть партий геологов.

- Ты мыл золото?

- Нет. Золото нужно тому, кто хочет жить в городе. Не само по себе.

- Что значит “не само по себе”?

- В городах нужно не золото, а его символы - деньги. Умнее охотиться за символами.

- Где ты возьмешь деньги, когда пойдешь в город?

- Ты займешь мне на месяц жизни?

- Да.

- В городах ничего не меняется кроме узоров на деньгах. За месяц я найду доходное дело.

- Знаешь, ты давно не был в городах. Сегодня миллионы неглупых современных людей ищут доходное дело. Жесткая конкуренция, и у них ничего не получается.

- Говорю тебе: в городах ничего не меняется. Твои миллионы только хотят, но ничего не делают, или с большей-меньшей активностью функционируют в уже сложившейся системе. Любой неглупый человек, который будет что-то делать, будет иметь доход.

09.05

В 1998 я искал поводы для ее обсуждения темы долголетия. Чаще всего разговоры по моим “поводам” кончались практически мгновенно, и я долго не мог задать следующий вопрос.

- Ты не видел сериал “Горец”?

- Нет. Почему ты спросил?

- Там главный герой бессмертен. Он живет с девушками и совершает подвиги.

- Это - подростковые мечты. Если бы кто-нибудь жил действительно долго, он бы не вмешивался в эту суету.

09.05

Чуть-чуть удачнее были прямые вопросы, но, к этому времени (или сразу?) Шаман понял мой интерес и, по своей вредной привычке развлекаться по любому поводу, подшучивал над ним.

- Сколько ты собираешься жить?

- Я готов умереть сегодня.

- Но если ты не умрешь, сколько ты хочешь жить?

- Это зависит не только от меня. (Смеется.)

- Но настолько, насколько это зависит от тебя?

- Как и любой йог.

- Это мне непонятно.

- Столько, сколько намерен оставаться в этом теле. (Смеется.)

- Я не знаю йоги. Сколько ты хотел бы оставаться?

- Годы катятся, катятся, и они так похожи друг на друга, что я не знаю, сколько мне лет.

- Но ты можешь посчитать.

- Умом я знаю, сколько, но чувствую их как пять-семь.

19.07

Упоминание Шамана о его занятиях йогой позволило мне задать ряд вопросов, но разговор получился каким-то раздражающим, двусмысленным и пустым. Я хотел убрать его из этой публикации как ничего не значащий, но понял, что он значим, хотя эта значимость почему-то неприятна.

- Ты говорил, что ты - йог.

- Я - йог по-своему.

- Как это?

- Как в русских сказках Баба-йога и Кощей Бессмертный. (Смеется.)

- Мои студенты дали бы еще пару версий названия “Баба-Яга”.

- Какие?

- Например, есть версия, что была группа племен “йага”, или, что на одном из диалектов старославянского слово “яга” обозначает воина.

- Смотри-ка, век живи, век учись. Моя версия шуточная, и я больше говорю о Кощее.

- Ты думаешь, что были реальные прототипы?

- Конечно. Люди боялись их как всего непонятного.

- Их убили добры молодцы?

- Возможно, какие-нибудь авантюристы тех времен.

- Почему “Кощей” это допустил?

- Мы не знаем точно, допустил ли.

- А злодеяния, похищения Василис?

- Это - вряд ли. Они могли бы все организовать без ссор.

- Они были влюблены?

- Хочется, чтобы сказка была красивой? Мы не узнаем.

- Ты не похож на Кощея, скорее - на какого-нибудь ветерана из боевика.

- Прототип, возможно, был сухонький. Да и жил не в приполярных горах. Ты видел худощавого моржа, нерпу, медведя?

- Скоро везде будут жить люди. Куда уйдут Кощеи?

- Наверное, уже мимикрировали и живут в городах. С другой стороны, здесь места будет полно.

- Со временем эти края освоят.

- Не раньше, чем изменится климат.

- Почему ты так думаешь?

- Когда ты учился, еще изучали “Капитал” Маркса?

- Изучали, при чем здесь это?

- Ты, наверное, плохо учился. Рубль, вложенный в развитие производства здесь, всегда даст меньше прибыли, чем рубль, вложенный в более мягком климате. Здесь больше затрат на энергию, здания и содержание работника при равной производительности.

- Но здесь будут развиваться особые производства.

- Только заповедники. Все остальное будет дороже вложенных денег.

- Не знаю, как спросить. Где твоя любимая женщина?

- Она со мной.

19.07

Сначала я думал, что здоровье Шамана во многом обусловлено его жизнью в экологически чистых условиях и натуральными, “без химии” продуктами. Последующие наблюдения заставили в этом усомниться. Например, когда мы выпивали с браконьерами, Шаман не пропускал ни одной и закусывал со всеми даже весьма сомнительными консервами 28). В холодные дни он спал вместе со всеми в трюме возле чадящей “дэски” 29), хотя я спать там не мог и предпочитал мерзнуть наверху.

28) В экипаже есть повар, но, когда идет рыба, он работает со всеми. Никто не готовит, нет ни сил, ни желания. 29) Дизельная электростанция.

- Ты засоряешь организм парами солярки.

- Организм сам очистится.

- Не лучше ли жить по-возможности в экологически чистых условиях.

- Лучше в меру.

- Экологическая чистота в меру?

- Человек не может вечно отгораживаться от мира. Мир все равно прорвется.

- Если будет развиваться экологическое сознание......

- Чепуха. Чтобы быть жизнеспособным, нужно приспосабливаться к любой среде.

- И пусть все засоряется?

- Нужно одновременно и пытаться сохранять среду, и изменяться вместе с ней. Любое одиночное направление проигрышно.

20.07

Оказывается, я долгое время не обращал внимание на часто произносимую Шаманом фразу “настало время”. Настолько не замечал, что ее почти нет в моих записях. “Вдруг” сегодня эта фраза стала выпуклой, заметной. Стало понятно и то, что фраза эта и раньше произносилась в определенных ситуациях: “настало время сменить настои трав”, “настало время изменить порядок лечения”, “настало время прекратить лов”....

- Почему время идти по грибы “настало”?

- Все имеет свой ритм, надо его чувствовать.

- Вчера мы не собрали бы грибов?

- Собрали бы меньше и с затруднениями.

- То есть результата все же можно добиться и не чувствуя ритма, если приложить больше энергии?

- Далеко не всегда.

- Почему?

- Помнишь задачку? Одна женщина может родить за девять месяцев. За какое время могут родить девять женщин?

- В жизни человека много ритмов, которые нельзя обойти?

- Много. Не знаю всех.

- Что будет при искусственном ускорении этих ритмов?

- Простое разрушение. Многие люди так и разрушают сами свои дела, отношения, здоровье.

- Но социум часто заставляет человека ускоряться.

- Поэтому многие долгожители живут не в ритме социума.

- Человек стареет и разрушается от искусственного ускорения?

- Человек стареет оттого, что не изменяется вслед за изменением ритмов и отношений окружающего мира. Рассогласование ведет к дисгармонии, а она - к разрушению.

01.01

Молчание Шамана и его многочасовое неподвижное сидение является особой практикой. Однажды во время такого сидения я провел ладонью перед открытыми глазами Шамана и убедился, что зрачки не дрогнули. Закончив сидение, Шаман сказал, чтобы я больше так не делал.

- Ты видел ладонь?

- Все твои действия.

- Почему не сказал сразу?

- Был занят важным делом.

- Всегда контролируешь ситуацию?

- Нет.

- Опасно?

- Полный контроль все равно невозможен. Любой Леший имеет темп больше твоего.

02.01

Шаман очень расчетлив, поэтому, практика, заставляющая его доверяться случаю, должна быть очень важна.

- Что ты делаешь в это время?

- Соответствую идее самого себя.

- Что за “идея себя”?

- Есть идея каждого человека: Иванова, Петрова, тебя, меня. И есть реальные воплощения: Иванов, Петров...

- И что?

- Чем больше реальные Иванов-Петров отличаются от своей идеи, тем больше они разрушаются.

- При чем здесь идеи?

- Идеи неразрушимы, они вне времени и пространства.

- Как это?

- Например, идея Платона о мире идей. Платона давно нет, а идея есть. Где она? Когда? В тебе, мне, в московском профессоре философии, в Платоне? Вне времени и вне пространства.

- Идеи Иванова-Петрова тоже вне времени и пространства?

- Конечно. Поэтому они неразрушимы.

- Человек может быть неразрушим, соответствуя своей идее?

- Этого не знаю. Но, конечно, такой человек намного дольше сохранит форму, чем обычный.

10.10

Шаман уже несколько суток молча сидел за моим компьютером, отрываясь ненадолго поесть и поспать. Мы почти не говорили. Понимая Шамана, который встретился с компьютером впервые, я оформлял свои записи на кафедре. Зашнуровывая туфли, удивился, услышав, что он что-то говорит.

- Встань.

- Ты мне или компьютеру?

- Тебе. (Шаман сидел не оборачиваясь, пальцы его неторопливо стучали по клавиатуре, продолжая развивать “Цивилизацию”.).

- В каком смысле?

- Ты просил рассказывать тебе практики долголетия. Вот одна из них: обувайся стоя.

- Но мне удобнее сидя.

- Сейчас ты изредка садишься на табуретку, чтобы зашнуровать ботинки, через год у тебя будет специальная табуретка для этого, через два - еще и скамеечка рядом с табуреткой, чтобы меньше наклоняться. К семидесяти ты вообще не сможешь обуваться самостоятельно.

- Согласен. (Я встал и обувался нагнувшись.) Но это не такая уж и практика долголетия.

- Именно тысяча таких мелочей и является практикой долголетия.

- Что-нибудь еще ты заметил в моей городской жизни?

- Да, ты ходишь медленно. Ходи быстрее среднего.

- А еще?

- Ты уже понял про эту практику.

10.10

- Почему ты мне не сказал об этих практиках год назад, когда я просил?

- Как мог сказать, не видя, как ты живешь в городе.

- Ну, про шнурки или что-нибудь такое можно было.

- Это было бы не знанием, а информацией, которую сразу забываешь. Знание - то, что сопровождается чувством узнавания, понимания, и что ты можешь применить. Тут у вас, кстати, больше ценят информацию, чем знание. Это ошибка.

 

Ритмика

03.01

Анализируя записи, обратил внимание на аспект гармонизации человека с внешним миром. Шаман не раз указывал на это, когда рассказывал о смысле камлания с бубном, распорядках, неизвестных животных и характере действий человека. Угадывая за такими рассказами наличие концепции, я подготовил и запомнил список вопросов.

- У человека какой - то ограниченный ритм?

- Скорее набор или участок спектра ритмов, как участок цветового спектра.

- Чем это обусловлено?

- Телом.

- А ум, чувства?

- Представь себе механический манипулятор, который может двигаться с частотой пять раз в секунду. Он и должен получать не больше пяти команд в секунду. Если он получит десять противоположных команд, будет просто дрожать.

- У других животных другой ритм?

- Если другое тело.

- Возможно как - то ускорить обычный человеческий ритм?

- Без специальной практики ты просто разрушить себя.

- А замедлить?

- Можно, но в безопасном месте. Иначе, ты, например, попадешь под автомобиль или под движение ледника.

- Медитирующие йоги замедляют ритм?

- Я знал немного йогов. Похоже на то. Но не осознают, у них другое понимание.

- А время?

- Правильно чувствуешь. Твое время тоже замедлится.

- А остановить его можно.

- Принципиально, да. Но так ты можешь просидеть века Буддой, сфинксом, или еще каким-нибудь чудом. И попадешь под ледник или потоп.

- Научи меня замедляться.

- Пятый десяток, а все учителя ищешь. Одна маленькая практика тебе доступна сегодня.

02.01

До сих пор Шаман ничего мне не показывал. Я и не рассчитывал на это после завтрашнего разговора. Но я должен был спросить.

- Ты рассказывал про ускорение. А сам можешь?

- Практиковал.

- Покажешь.

- Смотри. (Шаман исчез и в тот же момент похлопал меня по плечу сзади.).

- Я не ожидал. Ничего не заметил.

- Так и должно быть. (Шаман захохотал.). Ты и не можешь заметить ничего вне своего спектра ритмов. Иногда лишь смутное мелькание в воздухе.

- Ты мог стать чемпионом по боксу или каратэ!

- Хочешь стать чемпионом детсада?

- Мне трудно сравнить. Научи меня.

- Нет. Твое тело недостаточно прочно.

- Научи готовить тело.

- Завтра покажу одну маленькую практику.

03.01

Показанное Шаманом упражнение было набором скорее медленных и монотонных движений, чем быстрых и резких. Через полтора часа я устал и физически, и психологически - монотония доконала.

- Сколько мне делать такие упражнения?

- Для укрепления тела хорошо бы, если бы ты мог продолжать их два - три дня без перерыва?

- И не спать?

- Без перерыва.

- Но человек не может столько работать и не спать.

- Не работать, жить в этих упражнениях. Если это удастся, спать тебе не понадобится. Только болевые ощущения в связках или мышцах смогут остановить тебя. Но в следующий раз ты сможешь дольше.

- Как это дает силу или скорость?

- Тебе рано. Осваивай ритмичные упражнения.

- Что это даст?

- Древний чукча убивал дикого оленя без стрел, ножом. Он просто долго бежал за ним, пока олень не падал. Человек не быстрее и не выносливее оленя. Он может быть более ритмичным.

- Как долго нужно было бежать?

- Это не имело значения. Имело значение состояние, похожее на транс, которое ты можешь понять с помощью упражнения.

- А без транса?

- Подвернешь или сломаешь ногу.

- Все так могли?

- Любой молодой охотник с здоровыми ногами.

- Был какой - то ритуал, практика?

- Как у всех народов мира. Охотник просил прощения, понимая, что и его когда - то догонит судьба, и наносил смертельный удар.

02.01-03.01

В темноте перед сном услышал вдруг явственно звук пилы по дереву. Прислушался - звук исчез. Кто мог здесь пилить кроме нас? Показалось.

Ночью проснулся от очевидно громкого и продолжительного звука пилы. Ситуация абсурдная: кто - то ночью в темноте приволок к землянке дрова, не заходит при тридцатиградусном морозе и сильном ветре, но интенсивно и долго пилит. Проснувшийся от громких звуков Шаман присел у печки и стал подкладывать дрова. Он явно слышал звуки, но не обращал внимания.

- У тебя есть знакомый с такими привычками?

- Какими?

- Приходить зимой ночью и пилить дрова.

- А-а. (Шаман усмехнулся). Это пилит наш общий знакомый.

- Но кто?

- Лед.

- Как это?

- Идет прилив. Вода поднимает сейчас у берега миллионы тонн льда. Воздух выходит толчками из полостей, приподнимая и опуская огромные льдины.

- Но ритмичность? Как движение руки с ножовкой.

- Скорее как пульс человека. Что тут удивительного? Не море живет в нашем ритме, а мы - в ритме моря.

Аэродром подскока

22.06

Понятно, что день будет жарким и солнечным. Кое - где над зеркальной гладью моря таяли белесые клочки ночного тумана. Шаман возился с браконьерской шлюпкой - благодарность за излечение бригады от тяжелого отравления. Он переделывал шлюпку в небольшой шлюп постоянно и радикально: усилил и закрыл борта, нарастил центральные ребро и небольшой киль, укрепил канат, выполняющий роль волноотбойника и причального бруса, подвижный парус, специально сшитый для него эвелнами. Кроме этого в шлюпе имелись запасные весла, устройство для повышения устойчивости из шестов с пых-пыхами 30) и множество других приспособлений. Восьмиместная шлюпка стала четырехместной, но пойти на ней можно куда угодно.

30) Пых-пых - надувные мешки из шкуры морзверя.

Горы на далеком мысе огромного полуострова были видны необычайно ясно. Если не знать, что до них около семидесяти километров, можно поручиться, что не более двадцати.

- Собрался попрактиковаться в мореплавании?

- Пойдешь со мной?

- Куда?

(Шаман указал на синий мыс).

- Успеем до ночи?

- Дойдем часов за десять - двенадцать.

- Шторм не налетит?

- Не звал бы тебя.

- А что там?

- Аэродром подскока 31).

31) Организация американских поставок по ленд-лизу воздушным путем требовала сети аэродромов, на которых самолеты заправляли, делали мелкий ремонт и профилактику. Такие аэродромы назывались аэродромами подскока. Часть засекреченных аэродромов была “законсервирована” после 1945 года. Информация о них постепенно была утеряна с естественной утерей архивов и забыванием или смертью очевидцев.

- Настоящий ленд-лизовский?

(Шаман утвердительно опустил веки.)

23.06

Прямо из крутого, щетинившегося сланцами берега, торчали остатки бревенчатого сооружения, напоминавшего огромный горизонтально уложенный колодец. Бревна посерели от времени

- Что это?

- Была сланцевая шахточка, потом склад. Вход засыпали после войны. Но берег размыло.

- Что там было?

- Взрывчатка, горючее, оборудование.

- Там что-нибудь есть сейчас?

- Беру кое - что для хозяйства: железо, вар, всякую мелочь. Ты можешь найти что - то полезное для городской жизни, но тащить такие расстояния неразумно.

- Есть оружие, боеприпасы?

- Раньше оружие не оставляли на неохраняемом объекте.

- Возьму что-нибудь легкое на память.

- Думаю, что твоя городская квартира и так забита хламом.

- Да. Откуда ты знаешь?

- Ты годами таскаешь “что-нибудь на память”, и, наверное, это уже мешает тебе жить.

- Не нужно ничего брать?

- Бери то, что нужно. А “на память” приучай работать память.

- Но предмет может вызвать воспоминания и “оживить” их. Студентов учим, что предмет - внешняя опора воспоминаний.

- Воспоминания могут “забить” твое сознание, как хлам квартиру.

- Люди дорожат своими воспоминаниями.

- Я говорю не о том, что само запомнилось, а о том, чтобы ты не наращивал объем воспоминаний искусственно.

- Есть целая культура организации воспоминаний: фотографии, видео, сувениры...

- Куда, зачем и какой багаж впечатлений тащит твое сознание?

- В каком смысле?

- Память нужна человеку не для прошлого, а для будущего. Не заполняй ее искусственно, это может помешать продвигаться в будущее.

23.06

Издали огромное летное поле казалось сплошь покрытым цветами, но под ногами лежали поржавевшие железные полосы с выдавленными круглыми отверстиями. Трава и росла в этих отверстиях. В основном, полосы сохранились такими же ровными, как и более полувека назад, хотя местами были изогнуты и даже скручены от перемены температур и влажности. При ходьбе иногда попадались “всплывшие” за полвека из мерзлоты валуны, окруженные кусками порванного и покореженного железа.

Снег сошел уже недели четыре, и летное поле цвело поверх буйной молодой зелени ковром синей незабудки, белой пастушьей сумки, неизвестных мне сиреневых, красных и желтых цветов. Тонкий запах цветов, ярко - синее до фиолетового оттенка небо, полукольцо черно - синих гор со сверкающими снегом вершинами, мирное жужжание шмелей и порхание бабочек в сочетании с железной взлетной полосой, сохранившей какой - то дух тех суровых лет, подействовали на меня особым образом: день был так прекрасен и так трагичен, что любое действие было бы бессмысленным лукавством. Я просто лег на нагретые солнцем травы и полосы, положив руки под голову. Шаман глянул на меня и молча удалился к невысоким строениям на краю аэродрома. Очень высоко, наверное, уже в тропосфере, парила одинокая белая птица, и я “ушел” за ней. Не спал и не бодрствовал, а как - то “впитывал” красоту и трагичность, бесконечность и мимолетность этого мира. Через несколько часов спокойствие и ясность Шамана стали понятны мне.

- Теперь я понял про бесполезность “предметов на память”.

- (Шаман кивнул).

- Спасибо тебе.

- Не за что. В городе нельзя постоянно находиться в этом состоянии.

- Почему?

- Многие окружающие будут неосознанно пытаться взбаламутить тебя.

-???

- Это также естественно, как кинуть камень в спокойную воду. Большинству городских необходимо везде обозначать свое присутствие.

- У себя в квартире я могу это практиковать?

- Конечно. Но потом, чтобы заняться городскими проблемами, тебе будет необходимо волевое усилие.

- Зачем вообще людям нужна эта социальная суета?

- А где же человек может развиться до уровня контроля над собой?

- Мне кажется иногда, что социальные связи мешают развиваться, расти.

- В чем-то мешают расти, в чем-то - опуститься. Неустойчивому социальные связи необходимы.

24.06

Шаман льет дробь из аккумуляторных пластин. Технология проста: свинец стекает от костра по стальному желобку и капает в ямку с водой. Иногда капли застывают “с носиком”, поэтому мы с Шаманом оббиваем дробь в каком - то железном баллоне. Меняя наклон желобка и температуру, Шаман меняет “номер” дроби. Оказывается, сланцы не набирают влагу и горят жарче, чем дрова.

Трудно придумать занятие скучнее. В отличие от меня Шаман сосредоточен и спокоен, ему не скучно, но и поговорить он не против.

- Ты тратишь большую часть бодрствования на всякие работы, и у тебя остается часа три - четыре на местные практики.

- Да, примерно так.

- Но в городе ты мог бы иметь больше времени.

- Нет, примерно так же. И там нет местных практик.

- Тебе не скучно столько часов лить дробь? Мне это капание действует на нервы.

- За день делаю годовой запас. А от скуки у меня есть аэродромы подскока.

- Есть недалеко еще аэродромы?

- Я говорю про внутренние аэродромы.

- Что это?

- Любому человеку со временем надоедает чем - либо заниматься.

- При чем здесь аэродромы?

- Человек как самолет. (Смеется.) Летит - летит, потом ему нужно сесть и заправиться.

- Человеку нужно поесть? (Смеемся вместе.)

- Когда тебе надоедает заниматься каким - либо делом, ты или бросаешь его, или делаешь волевое усилие для продолжения.

- Естественно.

- Беда в том, что ты и бросаешь дело, и делаешь усилие неосознанно.

- Обычно я заставляю себя осознанно.

- Ты когда-нибудь делал выбор: “Бросить или сделать волевое усилие?”

- Нет, но я понимал необходимость продолжения.

- Необходимость - не выбор. Даже не совсем волевое усилие. Выбор делается без необходимости. Ты делал такой выбор?

- Трудно сказать.

- Выбор без необходимости сделать волевое усилие и есть аэродром подскока в твоих делах. Без него твой “самолет” не улетит дальше обычного радиуса.

- Чтобы развиваться нужны волевые усилия?

- Для дел. При развитии человека волевые усилия бывают и вредны?

- Как это?

- Когда человек напрягается, он становится жестче, консервативнее.

- Для развития себя нужно расслабиться?

- Разрешить себе изменяться, расти, понимать. А уж с этим или расслабиться или собраться - по ситуации.

Берег Сокровищ

25.06

Пока я собирал плавник и сланец для ночного костра, Шаман нажарил местной травы, напоминающей петрушку. Заросли этой травы буйно покрывали весь видимый обрывистый берег, поэтому я удивился ее съедобности.

- Обычно съедобные травы нужно искать.

- Мы и нашли.

- Но здесь ее больше, чем всех других трав на склонах.

(Шаман пожал плечами).

- Вкусно. Какой - то особый рецепт жарки?

- Какой может быть рецепт жарки? (Шаман засмеялся.) Жарь.

- Что это за трава?

- Местные называют ее дикой петрушкой. По науке не знаю.

- Она обладает лекарственными свойствами?

- Примерно как петрушка, только сильнее.

- Так ее нельзя столько есть? (Я задержал вилку у рта.)

- Можно. (Шаман опять засмеялся.). Только будешь мало спать и много думать о женщинах.

- А ты?

- Я не сплю в белые ночи более двух - трех часов. Как и вся здешняя природа.

26.06

В полчетвертого утра проснулся от рева белухи. Казалось, что она проревела прямо над ухом, но колесо ее огромной спины медленно перекатывалась в сотне метров от берега. Шамана не было. Судя по костру, он подкладывал плавник примерно час назад. Поймав себя на том, что и спина белухи выглядит привлекательно, решил больше не ложиться. И дикой петрушкой не злоупотреблять.

Было уже или еще светло, как пасмурным днем. В точке, где сходятся восток и запад, розовели облака. Подбросив сланца в костер и умывшись в ручье, я медленно побрел по крупной почти идеально круглой гальке.

Осенние шторма нагородили вдоль берега каменную дюну, закидывая за нее все, что легче камня. Постепенно я увлекся находками в кучах плавника: здесь были круглые сетевые поплавки из зеленого стекла, которые мы собирали еще мальчишками; разноцветные поплавки из японской синтетики и огромные надежные отечественные “балберы” из твердого белого пенопласта. Никто ничего не собирал здесь уже более полувека. В окрестностях Магадана есть люди, которые подрабатывают тем, что выносит море, но только сейчас я впервые понял, как это может быть. Одних обрывков тросов, если их расплести на фалы, на многие тысячи. Плавник всех пород, включая красное дерево, мореный дуб и суперблагородный орех валялся кубометрами. Корпус какой - то ракеты с обломками волноводов внутри белел рядом с иноземным черным бакеном, со свисавшими обрывками проводов и кусками аппаратуры. Платино-иридиевое покрытие внутри волноводов ракеты выглядело так, будто его не омывали студеные соленые волны. Я даже поломал голову над тем, возможно ли как - то снять электролизное покрытие, но, не придумав способа, двинулся дальше. Больше необычных бутылок и банок меня удивила желтая российская банка с черной надписью “Вода питьевая консервированная”. Удалось также разобрать слова “ВРПО Дальрыба ПО...”, “ОСТ 15 - 24...” и “... в самом крайнем случае”. У кого - то был этот крайний случай, так как банка вскрыта. Дай Бог им удачи.

Белая пластиковая бутылочка со штрих - кодом для правки распечатанного текста. Открутил пробку - хороший свежий штрих - код. С какого корабля канцелярия? Покрутив в руках, бросил в камни.

В довершение чудес, обогнув мыс, я нашел занесенный на треть песком, илом и галькой почти целый катерок с надписью “Феликс Кон”. С опаской, надеясь никого не найти, все же тщательно осмотрел его. Мотора не было! Навигационного, электро - и радиооборудования тоже. Кто - то “раздел” баркас еще в море или даже на борту плавбазы. Но зачем выкинули? Или он сам оторвался? Одна из миллионов загадок моря.

Почувствовав, как печет солнце, взглянул на часы. Десять утра. Я возился с находками около шести часов, которые пролетели как миг.

Шаман что - то мастерил, лежа на животе на дне шлюпа. Торчавшие из под палубного покрытия босые ступни покачивались в такт ударам железа по железу. Спросив, не нужна ли помощь, поставил греться чайник.

На третьей кружке Шаман перестал, наконец, стучать и скрежетать, выполз весь взмокший из шлюпа и налил отвара из своего чайника.

- Что ты там делал?

- Опоры для руля и сальник. (Шаман был как всегда спокоен, но у меня сложилось впечатление, что он явно доволен результатом). А ты?

- Чего только не видел. Возле твоей землянки такой же берег?

- Говорю же: море и горы дают все. Но на этот берег выносит гораздо больше из - за поворота течения.

- Почему тогда берег не заилен?

- Холодно. Очень сильные шторма.

- Мы не попадем?

- Есть десяток дней в году, когда здесь можно ходить. Или зимой можно добираться по льду. Но зимой все скрыто трехметровой наледью.

- Здесь настоящий берег сокровищ. Жаль, что все пропадет.

- Все настоящие сокровища должны лежать нетронутыми на далеком берегу. В этом их суть и судьба.

27.06

Плыли весь вечер и всю ночь. Днем помогал Шаману снимать часть рулевого оборудования с баркаса.

Смотрю на далекий синий мыс и не верю, что вчера еще был там. Обычно Шаман ходит туда один. Не всякий решится, но, похоже, у Шамана и тени сомнений не возникает.

- Тебе никогда не хочется опереться на чье - то мнение, опыт, авторитет?

- Не боишься загрустить?

- Почему?

- Задаешь такие вопросы.

- Пожалуй, боюсь, но не слишком.

- Тогда отвечу. Маленькому ребенку нужны родители, подростку - товарищи, юноше и молодому мужчине - своя группа, семья, работа, государство.

- А взрослому мужчине?

- Как ты думаешь?

- Но он опирается на государство.

- Обычно государство опирается на нескольких взрослых мужчин, если, конечно, они есть и хотят подпереть.

- Значит...

- Именно, когда ты действительно взрослый - действительно не на кого опереться.

- Действительно, грустно. (Вместе усмехнулись игре слов.)

- Когда привыкнешь, увидишь новый горизонт.

- Расскажешь?

- Трудно. У тебя еще нет соответствующей практики.

27.06

Белая полярная ночь. Вода у берега кажется кипящей из - за нерестящейся мойвы. Мы черпаем ее сачком из мелкой сетки. Шаман солит для сушки лишь две бочки, а можно было бы за ночь начерпать вагон, не сходя с места. Сколько тысяч километров берега “кипит” в эти ночи?

Бочки полны, и мы усаживаемся у костра. Спать не хочется в эти ночи ни нам, никому на берегу и в море. После обмена бытовыми замечаниями пытаюсь продолжить дневной разговор.

- Новая перспектива развеивает грусть?

- Проще. Ты сможешь пойти своей дорогой только тогда, когда тебе не нужно опираться на других.

- Многие люди идут своей дорогой?

- Нет.

- Почему?

- Когда они смогли бы это делать психологически, они, как правило, настолько слабы физически, что нуждаются в помощи других: родни, общества.

- Наверное, много и здоровых?

- Нет. Слишком от многого нужно отказаться, а человек может это довольно поздно. Он и сам изобретает себе путы?

- Какие?

- Пока он здоров, он думает, что дети и внуки нуждаются в нем.

- Так действительно (опять усмехнулись) бывает.

- Редко. Просто он изобретает услуги, от которых они не отказываются. И (смеется) действительно благодарны.

- Человек, который все же пошел своей дорогой, обязательно должен жить отшельником?

- Нет. Но у него должен быть свой берег сокровищ.

- Аллегория?

- Конечно. У него должна быть внутренняя территория, недоступная другим.

- Туда выносит жизнь всякий хлам, как на вчерашний берег?

- Без этого не бывает. (Смеемся). Но есть там и много ценного.

- Если пустить туда другого, он соберет все ценное?

- Полбеды, если так. Может еще и нагадить. Твой Берег Сокровищ должен быть полностью недоступен другим.

28.06

Выйдя из - за скалы, мы встретились взглядом с медведем, стоящим на большом валуне посреди потока. Наверное, шум потока и помешал ему услышать нас. Судя по всему, мишка ждал горбушу и явно скучал. Я не слишком тревожился рядом с Шаманом, но когда медведь шагнул по воде навстречу, потянул с плеча ружье.

Справа высоко закричала вылезшая из скал огромная, величиной с лошадь, злобная крыса. Она решила, что мы вместе с медведем угрожаем ее детенышам. Крик был столь яростен, агрессивен и безнадежен, что я почувствовал оцепенение. Скосив глаза, я увидел эту обезумевшую от страха и ярости тварь в полуметре от себя, на том месте, где только что был Шаман. Монстриха игнорировала меня, и все ее внимание было направлено на улепетывающего медведя. Я глядел на крысу не в силах оторвать глаз, когда крик прекратился, и на месте крысы возник Шаман. Не крыса превратилась в Шамана, а просто он оказался вместо нее.

Почувствовав, что по коже стекает струйка слюны, я, с усилием двинув челюстью, закрыл рот.

- Что это было?

- Я побеспокоился о тебе и медведе и прогнал его.

- Ты чуть - чуть не прогнал и меня.

- Это вряд ли. Крик был направлен в переносицу мишки.

- Как ты превращаешься?

- Никак не превращаюсь.

- Но я явственно видел ужасающую крысу.

- Ты испугался от неожиданности, и твое восприятие сформировало образ твари, которая могла бы так орать.

- Да уж, крик нечеловеческий. Где ты этому научился?

- В одном кружке в Подмосковье.

- Москвичи могут такие штуки?

- Вряд ли это был москвич. Этот человек - мой ровесник или чуть младше. Он говорил, что учился этому у бушменов в Австралии.

- А ты чему его научил?

- Ничему. Он учил за деньги. Москва и не таких ломала.

- Ты часто пользуешься этим?

- Второй раз.

- А что была за ситуация в первый раз?

- В конце семидесятых в Липецке. Там есть такое место, кажется Каменный Лог или Карьер. На нас со знакомой набрела какая - то банда.

- Ты справился с ситуацией?

- Не идеально. Террористы сбежали, но и она с тех пор избегала меня.

- Удивительно. С чего бы? (Смеемся). Никогда не подозревал о таких умениях. Это секретное знание с Берега Сокровищ?

- Нет.

- Ты можешь меня научить?

- Если ты сможешь спрашивать.

- А как я смог бы спрашивать?

- Мы много общаемся, и ты постепенно обучаешься кое - каким практикам.

 

Голос льда

05.11

“Володя”, - окликнул меня голос однокурсницы, в которую был больно и неуправляемо влюблен. Боль давно прошла, и самоконтроля побольше. Но голос раздался так неожиданно, так тепло, что я дернулся и оглянулся. Плеснувший на руку из кружки горячий чай вернул к реальности.

За спиной уходили вверх крутые обледенелые скалы, впереди до горизонта простиралось замерзающее море. Кое - где волна еще колыхала мелкие лепешки льда и шугу. Следующая волна стала выдавливать воздух в многообразные трещины и улитки между льдинами. На этот раз лед крикнул несколько раз протяжно, пронзительно и насмешливо. Он как бы торжествовал, что так удачно меня “зацепил”. “Развлекаешься”, - усмехнулся я в ответ и поймал себя на том, что всерьез разговариваю с льдом как Шаман. Настало время обсудить это.

- Как ты говоришь с льдом?

- Отвечаю на его вопросы и спрашиваю.

- Он знает тебя?

- Уже знает и тебя.

- Но он же меняется каждый год.

- Не совсем так. Для него смена подобна реинкарнации, только он помнит предыдущее. Новый, но тот же.

- Почему он помнит?

- Структура его кристаллов остается в воде неизменной.

- Что можно спросить у льда?

- Все. Но он будет просто пищать или трещать, если ты не нравишься.

- Как ему понравиться?

- Льду нравятся люди, подобные ему.

- Как человек может быть подобен льду?

- Энергия человека и льда - вихрь, стихия. Попробуй почувствовать. Лед не жестокий, но очень жесткий, и очень насмешлив, не терпит сантиментов и фальши.

- Но я не такой.

- Когда ты идешь днями один по льду, ты собран, сконцентрирован, тверд. Ты - такой. У костра ты расслабился, и лед подшутил над тобой.

06.11

Сижу на скамейке Шамана и пытаюсь увидеть волны льда. Нет уверенности, что вижу.

Лед отвечает на вопросы как Шаман. Не сразу, через несколько часов или дней. Возможно, на ряд вопросов он ответил, когда я уходил греться или спать. Для диалога нужно многие часы сидеть на скамейке. Элементарно замерзаю. Шаман говорит, что я мерзну, так как не могу сидеть в полной неподвижности. Он одет полегче, но сидит сколько хочет.

- Что можно спросить у льда?

- Пока можешь просто говорить вопрос. Что угодно.

- Но это глупо. Сижу в сотнях километров от людей и вслух задаю льду вопросы.

- Начни с этого. Или ничего не делай, тогда ничего не будет.

- Может быть, когда долго слушаешь шумы, воображение само формирует из них ответ?

- Отчасти. Лед не хочет говорить твоим языком. Он формирует энергию ответа, а уж она гоняет воздух в звук. В звуке услышишь ответ, если готов.

- Может это не лед отвечает, а мы сами?

- Смотри (Шаман что - то прокричал криком, похожим на усиленный крик огромной чайки.).

Лед ответил сразу же серией уходящих вдаль и вновь приблизившихся криков.

Городская запись

Несколько недель мело так, что я не мог выбраться из города. Организм, привыкший к длительным переходам, требовал физической нагрузки. Пошел в зал бывшего политехнического института (сейчас - часть Северного международного университета), где пару лет назад играл с преподавателями в волейбол и футбол. Все, приходящие в “наши” часы раньше играли или продолжают играть за какие - либо команды. Я ожидал, что двухлетний перерыв отрицательно скажется на моих навыках, но с удивлением отметил, что играть стал получше: резче и точнее. Может быть, из - за общения с Шаманом?

- Твоя “мудрость” повлияла на мою игру?

- Нет, Лед.

- Как это?

- Ты прошел уже сотни или тысячи километров по обледенелой кромке льда и скалам, рискуя соскользнуть в море. Десятки тысяч раз в тяжелой одежде с рюкзаком ты сохранял равновесие, скользил, цеплялся, подтягивался, изворачивался, протискивался.... Тело привыкло решать эти задачи. Сейчас ты ловок почти как древний чукча - охотник, только навыков нет.

- Лед повысил мастерство игры?

- Ловкость, точность, равновесие, силу - базу. Ты, наверное, даже излишне прыгал по залу?

- Да, как - то было комфортно, хотя и душно.

- Еще бы. В легком спортивном костюме на ровном и не скользком полу.

- Что - то, кроме льда может улучшить мою “базу”?

- Обледенелые скалы, тяжелая одежда и груз - лучший тренер. Лучше только сознание.

07.11

Лед внушает тревогу. Раньше ходил по зимнему льду безбоязненно. Тут и танковая дивизия пройдет. Но сейчас.... Лед может разозлиться или захочет поиграть. Или, наоборот, обнять. Шаман смеется над опасениями.

- Лед делает, что хочет?

- В определенных пределах.

- Он может утопить меня?

- Кто ты такой, чтобы лед пошевелился.

- Но ответил же тебе сразу.

- Могу говорить на языке его энергий. Льду скучно, он отвечает. Но не пошевелится и ради меня.

- Как ты научился его языку?

- Не язык. Энергия высказывания. Я облекаю смысл высказывания в энергию звука, близкую звукам льда.

- Как хотя бы что - то понять об этой энергии?

- Боюсь, в нынешнем состоянии у тебя непреодолимое препятствие?

- Хотя бы о препятствии?

- Твой ум настолько недисциплинирован, что отвлекается от льда, даже когда ухо зачешется. А нужно, чтобы он не отвлекался из - за холода.

- Если я не буду отвлекаться на холод, я себе что-нибудь отморожу.

- Если ты действительно забудешь про холод, его не будет.

30.12

Шаман прав. Лед действительно здорово тренирует. Когда задумался над этим, “увидел” как легко прохожу некоторые участки обледеневших скал сегодня. Вспомнил, как два года назад со страхом и с трудом лез по этим участкам на четвереньках под добродушное хихиканье Шамана. Раз это так, надо присмотреться к другим двигательным задачам, которые тело Шамана решает походя, а мое - с трудом. Первое, что заметил: Шаман перед новым трудным участком оглядывается назад.

- Зачем ты оглядываешься перед трудным участком?

- (Долгая пауза. Или я стал уже лучше понимать молчание Шамана, или мне показалось, что Шаман перед ответом решил понаблюдать за своим поведением). Когда идешь по льду в неизвестное трудное место, думай о том, как вернуться, если решишь вернуться и выбрать другой путь.

(Теперь молчу я. Это почти очевидно, но я никогда не формулировал словами. Шаман, проявляя свое умение “читать мысли”, приходит мне на помощь). Не расстраивайся. Ты только потому смог задать вопрос, что почти знал ответ.

- Этот принцип обратного пути не только для льда?

- Мы никогда и не стали бы говорить только про лед. Потому и общаемся.

30.12

Оттепель. Крупными хлопьями идет снег и медленно тает на одежде или ветвях. После тяжелого перехода сижу на скамейке для наблюдения за льдами с закрытыми глазами, улавливая приятное ощущение таящих на лице снежинок. Шаман молча сидит рядом. Открыв глаза наблюдаю, как он долго внимательно рассматривает снежинки, на своей рукавице.

- В детстве тоже любил рассматривать снежинки.

- В детстве мы все многое чувствовали, почти знали.

- Что мы знали про снежинки?

- Мы чувствовали что в миллионах их узоров может быть есть ключ к пониманию всего мира. Это завораживало.

- Действительно есть какой - то ключ?

- Узоры снежинок, кристаллы льдов и все кристаллы устроены также, как ты или я. Разглядывая кристаллы, многое узнаю о людях.

- В каком смысле?

- Твое тело состоит из таких же узоров, сознание тоже.

- Взрослыми мы это забыли?

- Взрослыми мы перестали доверять чувствам как дети. А рационально мы это не узнали.

- Как мне узнать это рационально?

- Сначала смотри.

Через час я почувствовал, что узнал что - то новое. Это не внушение. Я действительно стал изредка видеть человека как кристалл.

Не бойся

21.06

Хотя у меня всегда с собой спички, Шаман не использует их. Зажигая костер, он “практикует” другие способы.

О первом я слышал и раньше. Это модификация традиционного для северных народов способа. Шаман носит небольшую дощечку с двумя высверленными углублениями и тетиву 32). На стоянке он натягивает тетиву на согнутую ветку, а другую ветку закручивает в тетиву. Конец закрученной ветви он вставляет в высверленное отверстие и делает “луком” пилящие движения. Веревка раскручивается, закрученная ветка очень быстро вращается и трется о дощечку, нагревается и поджигает трут 33). Это трудоемкий способ, и научился я ему далеко не сразу.

32) Нужное дерево (сухость, твердость) встречается редко, приходится носить с собой. 33) В телепередаче видел, как два человека пытались это сделать без “лука”, просто дергая за веревку - смешно.

Второй способ мистичен. Шаман просто ставит ладонь сантиметрах в десяти над трутом, и трут загорается. Этого я не понимаю и не умею.

- Зачем ты “пилишь луком”, если можешь зажечь ладонью?

- Это - разные практики, дающие два разных огня.

- Разве костры разные?

- Научись разным практикам и поймешь.

- Научи меня зажигать ладонью.

- Сначала научись другим способам и “увидь”, что огни разные. А писать ли о ладони - прими решение.

- Почему?

- Никто не поверит. Ты дискредитируешь текст.

- Но иначе я должен буду подделывать текст под правдоподобие.

- Да. Выбери сам. Такие выборы - одна из лучших практик.

21.06

Шаман долго смотрел на огонь и обернулся на вопрос. Я открыл рот, чтобы повторить вопрос и застыл, увидев не взгляд, а отражение неба в его глазах. Шаман мигнул, и стал виден взгляд.

- Ты что - то делал глазами?

- Не я - огонь.

- Что?

- Можно сказать, что лечил глаза. Лучше мозг.

- Как это?

- Глаза - часть мозга. Душа как пламя. Когда мозг настраивается на огонь, он настраивается правильно.

- Но огонь может быть опасен.

- Я говорю о костре, свече или другом дружелюбном огне.

- Когда ты зажигаешь ладонью костер, ты это используешь?

- С большой натяжкой - ладонь как линза для внутреннего пламени.

- А почему я видел не взгляд, а отражение неба?

- Я же не смотрел. Просто внутренний огонь общался с костром через глаза.

- Как этому научиться?

- Почти у всех людей в жизни бывают такие моменты. Вспомни их и воспроизведи. Только начинай практиковать в памяти, без огня.

- Почему?

- Это может быть опасно без овладения контролем. Влезешь носом в свечу.

- Чего нужно добиваться сначала?

- Начинал эту практику так давно, что помню смутно. Сначала добейся неподвижности пламени.

- Что это?

- Вспомни, как горит свеча в безветренную ночь. Ее пламя также неподвижно, как и камень. Но протяни руку - обожжешься.

- Это обязательно?

- Без этого не будет контроля.

- Но лепестки пламени в костре не неподвижны.

- В своем времени они неподвижны как горы или льды. Ты дальше от огня, чем я думал. Пламя живет не лепестками, а башнями. Для начала просто рассмотри внимательно пламя.

21.06

Мои попытки рассмотреть пламя кончались резью в глазах. Я понял, что нужно узнать что - то еще или прекратить эту практику.

- Почему у меня болят глаза?

- В какой - то момент ты “входил” в пламя?

- В какие - то моменты ум как бы входил внутрь пламени.

- Глаза заболели после этого?

- Не помню.

- Чтобы освоить практику нужно наблюдать за нею. Освоение практики - усилие сознания.

- Что мне делать?

- Ты не готов. Садись подальше и начни с изучения тлеющих угольков. Постепенно привыкай.

- Хотелось бы более четких инструкций.

- Полной ясности не будет никогда. Не жди ее, привыкай действовать в условиях частичной неопределенности.

02.01

Долго думал, включать ли в книгу этот раздел. И если включать, то в натуральном виде или отредактированном. Потом стал размышлять о том, чем вызваны сомнения. Откровенно, сомнения вызваны нежеланием с кем - либо конфликтовать. Само преподавание психологии в небольшом городе приучает думать об этом. Например, по ночам начинает названивать религиозная фанатичка и кричать в трубку: “Ты рассказываешь студентам про Фрейда! Это против Учения!”. Далее угрозы и оскорбления. Объяснять, что история современной психологии уже невозможна без Фрейда, бесполезно. Только вызывает новую волну активности фанатиков.

Размышления привели к выводу о том, что я побаиваюсь таких фанатиков. Но страх не должен руководить моими действиями. Решил все описать так, как и было. Пусть высшие силы все расставят на свои места.

Компетентность Шамана в вопросах городской жизни подтолкнула меня к некоторым вопросам об ее устройстве.

- Почему сегодня недостойные живут лучше достойных?

- В каком смысле недостойные?

- Ну, без образования, некомпетентные.

- Ты это вкладываешь в достоинства?

- Всякие бандиты, жулики, вообще, люди, не выполняющие десять заповедей.

- Может быть, заповедей было больше?

- В голову такое не приходило.

- Не всякое знание доступно к размышлению.

- В каком смысле?

- Если векам запрещается о чем - то размышлять, потом это просто становится неосознаваемым правилом мышления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных