Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристика сырьевой базы, основных поставщиков и конкурентов




 

Вся продукция ООО «КАМ» изготавливается из натурального камня. В качестве материалов используется натуральный камень – мрамор, гранит, оникс, известняк и доломит из Италии, Греции, Испании, Индии, Турции, Китая, России и Украины.

Натуральный камень – это природный материал, отличающийся прочностью, долговечностью, износоустойчивостью, а также высокими эстетическими качествами. В числе наиболее распространенных видов природного камня мрамор, гранит, доломит, оникс, известняк, травертин. Натуральный камень придает зданиям и помещениям индивидуальный неповторимый облик, утонченность, изысканность и уют.

В производстве продукции в основном применяются:

1. Гранит – это плотная горная порода, состоящая преимущественно из трех минералов: полевой шпат, кварц, слюда. Натуральный гранит отличается особой прочностью и износостойкостью, а его разнообразные цвета – розовый, черный, красный - позволяют создавать отделочные материалы в любом стиле и на любой вкус. Оригинальный блеск и рисунок граниту придают включения слюды.

2. Мрамор – один из видов камня, издревле использующийся для отделки зданий и создания объемных изделий и композиций. Именно из мрамора мастера высекали свои бессмертные творения, остающиеся шедеврами и по сей день.

3. Известняк – осадочная горная порода, состоящая преимущественно из кальцита, иногда – и арагонита, часто с примесью доломита, а также глинистых и песчаных частиц.

4. Оникс мраморный – полупрозрачная карбонатная порода, состоящая из кальцита и арагонита.

5. Травертин относится к породам осадочного происхождения, основными признаками которых является мягкость и пористость. По внешнему виду он напоминает известняк, но в отличие от него имеет ноздреватую структуру. Этот камень образовывается из осадка солей кальция на дне водоемов, причем самый качественный травертин формируется в стоячей воде.

Основные, крупные поставщики натурального камня:

1. ООО «ИСАКИДИС ГРАНИТЕС». Предприятие является прямым поставщиком натурального камня с карьеров всего мира и крупнейшим производителем изделий на территории России. Все поступающие на склад материалы проходят дополнительные петрографические исследования. Их эксплуатационные и физико-механические характеристики, а так же уровень радиационного фона тестируются исследовательскими лабораториями на соответствие ГОСТам.

2. ООО «Спектрстрой» - дилерская компания в России, партнерами которой являются греческие поставщики природного натурального камня.

3. ООО «НАСТ» - крупный поставщик камня из Италии, Греции, Португалии и Германии.

Основные наиболее крупные конкуренты ООО «КАМ»:

1. ООО «Каменный век» г. Москва - изготавливает изделия из натурального камня и выполняет работы по монтажу и реставрации. Занимается поставкам полудрагоценных камней для оформления интерьеров. Занимаемая доля рынка Московского региона 8%.

2. ООО «Интергранит сервис» г. Королёв – занимается продажей натурального камня, обработкой и производством изделий из натурального камня. Занимаемая доля рынка Московского региона 12%.

3. ЗАО «Гранул» г. Москва - компания успешно работает как с крупными, масштабными проектами, так и с небольшими заказами частных клиентов. Занимается обработкой и производством изделий из натурального камня, облицовкой фасадов, полов натуральным камнем. Занимаемая доля рынка Московского региона 15%.

1.1.6. Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «КАМ» за 2009-2011 гг.

Оценка деятельности предприятия производится на основе комплексного анализа конечных итогов его эффективности. Экономическая суть эффективности предприятия состоит в том, чтобы на каждую единицу затрат добиться существенного увеличения прибыли. Количественно она измеряется сопоставлением двух величин: полученного в процессе производства результата и затрат на его достижение.

Основные технико-экономические показатели деятельности ООО «КАМ» за 2009-2011 г.г. представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные технико-экономические показатели работы

ООО «КАМ» за 2009-2011 г.г.

 

№ п/п Наименование показателей Ед. изм. Факт 2009г. Факт 2010 г. Темпы роста 2010 г. к 2009г. % Факт 2011 г. Тепы роста 2011 г. к 2010 г. % Отклонения 2011 г.к 2010 г.(+;-)
Абс. (в ед. изм.) Относит., %
                   
  Выручка от реализации продукции, работ, услуг   млн. руб. 17,8 36,2 203,4 46,3 127,9 10,1 27,9
  Себестоимость реализованных работ, услуг млн. руб. 15,5 32,9 212,3 40,7 123,7 7,8 23,7
3 Прибыль от реализации работ, услуг млн. руб. 2,3 3,3 143,5 5,6 169,7 2,3 69,7
  Затраты на рубль реализованных работ, услуг руб./ руб. 0,87 0,91 104,4 0,88 96,7 -0,03 -3,3
  Рентабельность реализованных работ, услуг % 12,9 9,1 70,6 12,1 132,7 2,98 32,7
Продолжение таблицы 1
                   
  Среднегодовая стоимость основных производственных фондов млн. руб. 38,0 45,1 118,7 55,6 123,3 10,5 23,3
  Фондоотдача руб./ руб. 0,47 0,80 171,4 0,83 103,7 0,03 3,7
  Фондоемкость руб./ руб. 2,13 1,25 58,4 1,20 96,4 -0,04 -3,6
  Фондовооружен­ность млн. руб./ чел. 0,32 0,30 94,8 0,28 93,7 -0,02 -6,3
  Фондорентабель­ность % 0,06 0,07 120,9 0,10 137,6 0,03 37,6
  Среднесписочная численность персо­нала чел.     241,7   133,3   33,3
  Производитель­ность труда на 1 работающего млн. руб./ чел. 0,5 0,4 84,2 0,4 95,9 -0,02 -4,1
  Фонд оплаты труда млн. руб. 5,7 17,1 298,3 25,7 150,6 8,6 50,6
  Среднемесячная заработная плата 1 работающего руб.     123,4   112,9   12,9

 

По результатам оценки основных технико-экономических показателей можно сделать следующие выводы:

- выручка от реализации из года в год увеличивается, в 2010 году темп её роста составил 203,4%, в 2011 году темп роста выручки значительно замедлился и составил только 27,9%. А если смотреть в абсолютном выражении, то в 2010 году выручка увеличилась на 18,4 млн. руб., а в 2011 году только на 10,1 млн. руб. Скорее всего, замедление роста выручки, связано со снижением покупательной способности потребителей на фоне финансового кризиса;

- затраты на рубль реализованной продукции в 2010 году увеличились на 4,4% или 0,04 рубля, в 2011 году снизились на 3,3% или 0,03 рубля;

- валовая прибыль в 2010 году увеличилась на 43,5%, а в 2011 году на 69,7%, что связано со снижением затрат на рубль реализации;

- среднегодовая стоимость основных производственных фондов тоже увеличивается: в 2010 году на 18,7%, в 2011 году на 23,3%, что говорит о наращивании производственной базы предприятия;

- эффективность использования ОПФ увеличивается за годы: фондоотдача в 2011 году выросла на 3,7% или 0,03 рубля; соответственно фондоёмкость снизилась на 3,7%; фондовооружённость снижается на 5,2% в 2010 году и на 6,3% в 2011 году, это связано с ростом численности персонала. Фондорентабельность также увеличивается, в 2011 году она возросла на 37,6%, в 2010 году на 20,9%;

- среднесписочная численность персонала, также имела положительную динамику, и за три года количество работающих увеличилось с 36 человек до 116;

- средняя заработная плата тоже возрастала за анализируемый период: в 2010 году на 23,4%, в 2011 году на 12,9%; соответственно возрос и фонд оплаты труда;

- но в вместе с этим, производительность труда снизилась, в 2010 году на 15,8%, в 2011 году на 4,1%. Данный факт не является положительным в деятельности организации, так как при росте заработной платы производительность труда снижается, что говорит о неэффективном использовании трудовых ресурсов.

Резюмируя данную оценку, можно сказать, что с точки зрения ситуации на рынке, руководство предприятия проводит чрезвычайно эффективную экономическую политику, получая прибыль, наращивая производственную базу. Но вместе с тем у предприятия имеются проблемы с заказами на производство продукции, которые связаны с общей экономической ситуацией в стране на фоне экономического кризиса. Руководству предприятия необходимо уделять особое внимание в данной ситуации вопросам стимулирования сбыта и продвижения продукции на рынок.

1.2. Анализ конкурентоспособности ООО «КАМ»

Одной из основных целей любого предприятия в рыночной экономике является повышение своей конкурентоспособности и выпускаемой продукции. Одним из главных условий управления конкурентоспособностью предприятия является разработка методов ее анализа и измерения, что в свою очередь позволит управлять ее уровнем и проводить сравнительный анализ конкурентоспособности субъектов рынка. Таким образом, задача количественного измерения и анализа конкурентоспособности - одна из актуальных задач маркетинга в системе управления любого предприятия. В рыночных отношениях только то предприятие получает возможность дальнейшего развития, которое осуществляет эффективную хозяйственную деятельность. Этот принцип подчиняет все стороны деятельности предприятия учету конъюнктуры рынка, обуславливает необходимость разработки стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия, ее постоянного анализа и оценки.

1.2.1. сводный Анализ организации маркетинга в ооо «КАМ»

Маркетинг – эффективный инструмент перестройки подхода хозяйственных руководителей к управлению, переход от ориентации на всемерный рост производства к ориентации на максимальное удовлетворение потребителей.

Следует отметить, что не существует какой-либо универсальной формы организации маркетинговой деятельности. Каждое предприятие, исходя из своей специфики, должно знать свою схему маркетинговой деятельности, основанную на известных принципах и функциях.

Главное, чтобы в процессе деятельности этой службы не упускалось из виду, что маркетинг является комплексной системой организации и управления производством и сбыта продукции, основанной на предварительном исследовании текущего и перспективного спроса потребителей.

Анализ плана маркетинга и его развития имеет большое значение для предприятия. В нем используется доступный метод анкетирования, базирующийся на сформированных вопросах о маркетинговой деятельности предприятия и пяти вариантах возможных ответов.

На основе этой анкеты аналитик делает аналитическое заключение о состоянии и уровне маркетинга на предприятии. Анкета с вариантами ответов представлена в таблице 2. Цель анализа – выявление текущего состояния маркетинговой деятельности и её совершенствование.

Таблица 2

Анализ организации маркетинга в ООО «КАМ»

Вопросы Возможные ответы
         
1.Понимает ли фирма свои сегменты рынка и требования к товарам? Нет Смутно Немного Неплохо Очень хорошо
2.Знает ли фирма пожелания потребителей относительно своей продукции? Нет Смутно Немного Неплохо Очень хорошо
3.Хорошо ли фирма понимает структуру затрат и прибыльность продукции? Нет Смутно Немного Неплохо Хорошо
4.Качество Вашей продукции в сравнении с услугами конкурентов. Гораздо хуже Хуже Примерно одинаково Лучше Гораздо лучше
5.Уровень контроля за реализацией новой продукцией? Очень низкий Низкий Средний Значитель-ный Сильный
6.Как давно используется торговая марка? Не используется Только разрабатывается Недавно зарегистрирована Несколько лет Давно
7.Влияли ли изменения цен на объем продаж? Очень сильно Сущест-венно Незначи-тельно Немного Нет
8.Затраты на товародвижение. Очень значительные Значи-тельные Средние Небольшие Нет
9.Какую долю в продажах занимают наиболее важные потребители? 80% 60% 50% 40% 30%
10.Когда Вы в последний раз сообщали о своей деятельности в печати? Не сообщали 3 года назад 2 года назад В прошлом году Недавно
11. Какие стандарты работы установлены для работников ОМ Нет Некоторые правила Несколько Много Слишком много
12. Использует ли фирма маркетинговые коммуникации для продвижения продукции на рынок Нет Использует, но не часто Использует только рекламу

 

По результатам проведённого анкетирования, можно сказать, что организация хорошо владеет ситуацией на рынке, очень хорошо понимает основные задачи по достижении прибыльности продукции, неплохо знает сегменты и требования потребителей к своей продукции, имеет достаточно информации о качестве продукции конкурентов.

Ответы об организации маркетинга характеризуют стабильное отношение фирмы к вопросам, связанным с продвижением продукции на рынок. Она осуществляет контроль за реализацией новой продукции и влиянием цен на объём продаж. Но вместе с тем организация практически не использует маркетинговые коммуникации для продвижения своей продукции на рынок, за исключением рекламы.

1.2.2. Анализ динамики сбыта продукции ооо «КАМ»

В условиях рыночной экономики от рынков сбыта продукции зависит производственно-хозяйственная деятельность предприятия, так как прогноз сбыта, является основой планирования объёмов производства продукции.

Цель анализа проанализировать динамику объёма реализации, прибыли и рентабельности изделий фирмы.

В таблице 3 представлен анализ динамики рынка сбыта ООО «КАМ» за 2009-2011 годы.

Таблица 3

Анализ динамики сбыта продукции ООО «КАМ» за 2009-2011 г.г.

Наименование показателей год год год Темп роста 2011 г. к 2010 г. Отклонения 2011 года к 2010 году (+;-)
Абсол. ед.изм Относит. %
             
Изделия из натурального камня
Объём реализации продукции, млн. руб. 11,6 24,8 31,5 127,0 6,7 27,0
Прибыль от реализации, млн. руб. 1,2          
Продолжение таблицы 3
             
Рентабельность реализованной продукции, % 10,6 8,0 10,9 136,8 2,9 36,8
Заготовки и плиты из известняка
Объём реализации продукции, млн. руб. 4,8 7,9 9,8 124,1 1,9 24,1
Прибыль от реализации, млн. руб. 0,8 0,8 1,2 144,0 0,4 44,0
Рентабельность реализованной продукции, % 15,8 10,6 12,3 116,1 1,7 16,1
Художественные изделия
Объём реализации продукции, млн. руб. 1,6 3,5   142,9 1,5 42,9
Прибыль от реализации, млн. руб. 0,3 0,5 0,9   0,37  
Рентабельность реализованной продукции, % 19,4 13,7   124,1 3,3 24,1

 

По результатам таблицы 3 видно, что за последние три года спрос на продукцию фирмы увеличился в абсолютных единицах измерения. Но следует заметить замедление темпов роста показателей. Так, объем реализации изделий из натурального камня увеличился в 2010 году на 114%, а в 2011 году всего лишь на 27 %. Прибыль от реализации по данному виду продукции увеличилась в 2010 году на 0,75 млн. руб., в 2011 году на 1 млн. руб. или 50%. Рентабельность реализации из-за роста себестоимости в 2010 году снизилась на 2,6%, а в 2011 году увеличилась на 2,9%.

По остальным изделиям наблюдается тааякже динамика роста объёма реализации в натуральных единицах измерения, замедление темпов роста. На рис. 2.1 представлены темпы роста объёма реализации изделий фирмы за 2009 – 2011 г.г.

Рис. 2.1. Темпы роста объёма реализации изделий ООО «КАМ»

за 2009 – 2011 г.г.

1.2.3. Анализ эффективности маркетинговой деятельности ооо «КАМ»

Целью проведения маркетинговых исследований позиции фирмы в конкурентной борьбе и конкурентоспособности её отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конкурентных стратегий.

На первом этапе маркетинговых исследований необходимо идентифицировать наиболее опасных (приоритетных) конкурентов. В нашем случае наиболее сильным конкурентом для ООО «КАМ» не только в Воскресенском районе, но и по всей Московской области является Холдинговая компания «Гранул» (Воскресенский камнеобрабатывающий завод). Это крупная фирма, занимающая почти 60% рынка камнеобработки в Московской области, существующая на рынке уже более 19 лет. Гранул успешно работает как с крупными, масштабными проектами, так и с небольшими заказами частных клиентов. Продукты и услуги, которые компания производит, включают в себя стандартную и нестандартную облицовочную плиту, архитектурно-строительные изделия, в том числе объемные и крупногабаритные (балясины, колонны, шары), предметы интерьера из гранита и мрамора.

За 19 лет на рынке природного камня Компания «Гранул» выполнила работы на строительстве и реконструкции таких объектов как Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, Российская Государственная библиотека, (бывшая Ленинка), Внешторгбанк, отель «Савой», отель «Marriott Avrora», Храм преподобного Сергия Радонежского, Ледовые Дворцы в г. г. Воскресенске и Ступино, ж/д вокзалы в Новосибирске и Ярославле, санаторий «Голубая Волна» г. Геленжик, Театр музкомедии в г. Ростове –на –Дону, Тюменская Филармония, культурно-развлекательный центр «Пирамида» в Казани и многих других.

Компания «Гранул» имеет большой опыт в строительно-монтажных и облицовочных работах, в том числе облицовке фасадов любой сложности под заливку и на вентилируемых фасадах.

Вторым моментом, при изучении конкурентоспособности, является выбор атрибутов (критериев) на основе изучения которых проводится сравнение фирмы с её главным конкурентом. Необходимо отметить, что только часть атрибутов может быть оценена количественно (в силу природы атрибута или невозможности получить количественную информацию). Вследствие этого широко используются качественные шкалы измерений (лучше-хуже, больше-меньше и т.п. с введением промежуточных градаций).

При сравнительной оценке эффективности маркетинговой деятельности ООО «КАМ» с Компанией «Гранул» представляется возможным использовать критерии, представленные в таблице 4, которые сгруппированы по отдельным элементам комплекса маркетинга.

Таблица заполнялась следующим образом:

- где это возможно, использовались количественные показатели. Если этого сделать было нельзя, применялись качественные показатели;

- качественные показатели в зависимости от их содержания и возможностей получения информации измерялись с помощью бальной оценки. Пять баллов означает – отлично, один балл – неудовлетворительно. Затем количество баллов суммировалось, и проводился анализ.

Цель анализа – проанализировать эффективность маркетинговой деятельности.

Таблица 4

Данные для сравнительного анализа эффективности маркетинговой деятельности конкурентов

№ п/п Факторы конкурентоспособности ООО «КАМ» Компания «Гранул»
       
1. Продукт    
1.1. Уровень качества    
1.2. Престиж товарной марки    
1.3. Разнообразие ассортимента    
1.4. Уровень предпродажной подготовки    
1.5 Уровень послепродажного обслуживания    
2. Цена    
2.1. Уровень цен    
2.2. Гибкость ценовой политики    
3. Доведение продукта до потребителя    
3.1. Число уровней каналов сбыта    
3.2. Численный состав сотрудников сбытовой службы и торговых агентов 15 человек 28 человек
3.3. Использование инструментов прямого маркетинга используется используется
4. Продвижение товара на рынок    
4.1. Уровень рекламной деятельности    
  - бюджет рекламной деятельности (тыс. руб. в год)    
  - виды рекламы Реклама в печатных рекламных брошюрах и изданиях, наружная светящаяся реклама Печатная реклама, реклама в СМИ, Интернет-реклама, наружная светящаяся реклама во многих городах Подмосковья
  - характеристика отдельных рекламных компаний (периодичность и частота повторения рекламы, качество рекламных сообщений и т.п.) Качество рекламы высокое, реклама проводится постоянно Качество рекламы высокое, реклама проводится постоянно
  - использование инструментов PR не используются используются часто  
  - участие в выставках и ярмарках не участвуют регулярно участвуют
Продолжение таблицы 4
       
4.2. Уровень и методы стимулирования сбыта    
  - ценовые скидки и наценки используются редко используются
  - купоны не используются используются
  - лотереи и конкурсы не используются не используются
  - пакетные продажи не используются не используются
5. Использование персональной продажи    
  - число привлекаемых торговых агентов    
Окончание таблицы 4
       
  - объём их продаж в общем объёме реализации 15% 34%
  - оплата и стимулирование их труда используется используется
  Общее количество баллов    
             

 

Результаты таблицы позволяют сделать вывод, что конкурентоспособность ООО «КАМ» ниже уровня главного конкурента «Гранул» на 38% (29/21-1)×100%. Такое отставание по уровню конкурентоспособности предприятия обусловлено низким разнообразием ассортимента продукции, менее престижной торговой маркой, более низкой гибкостью ценовой политики.

Вместе с тем ООО «КАМ» имеет конкурентное преимущество в уровне предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания, более высоком качестве продукции и более низким ценам на продукцию.

В области доведения продукта до потребителя ООО «КАМ» значительно проигрывает Компании «Гранул». Во-первых, у конкурента более «длинные» каналы сбыта продукции (два посредника), в то время как у анализируемой организации только нулевой канал сбыта, т.е. сбытом организация занимается самостоятельно. Во-вторых, состав сотрудников и торговых агентов меньше, чем у конкурентов на 13 человек.

В области продвижения товара на рынок ООО «КАМ» также уступает конкуренту. Бюджет рекламной деятельности у неё меньше на 331 тыс. руб., так как организация использует ограниченное количество рекламы. В то время как «Гранул» использует и печатную рекламу, и рекламу в СМИ, и наружную рекламу во многих городах Подмосковья, а не только в Воскресенском районе. Более того, анализ показал, что ООО «КАМ» практически не использует методы стимулирования сбыта, изредка используются ценовые скидки.

Обобщая проведённый анализ за три года можно сказать, что ООО «КАМ» нужно больше уделять внимания маркетинговым коммуникациям с целью увеличения объёма продаж фирмы.

 

1.2.4. Анализ ценовой политики ооо «КАМ»

Одним из наиболее существенных факторов, определяющих эффективность деятельности предприятия в условиях становления инновационной экономики, является ценовая политика. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

Современные условия хозяйствования предъявляют принципиально новые требования к формированию концепции ценообразования на товары, работы и услуги, и большинством стран мира признана наиболее эффективной маркетинговая концепция управления практически всеми аспектами деятельности фирмы. Однако многие предприятия в России по-прежнему используют исключительно затратный подход в ценообразовании, что негативно влияет на конкурентные преимущества, ведет к снижению спроса на продукцию, как следствие, выручки от реализации, прибыли и показателей финансового состояния предприятия.

Следовательно, в настоящее время совершенствование ценовой политики является достаточно актуальной проблемой, решение которой должно привести к согласованию интересов продавцов и покупателей.
Одним из самых существенных направлений анализа является ценовая политика предприятия на товарных рынках. Цены обеспечивают предприятию запланированную прибыль, конкурентоспособность продукции, спрос на нее. Через цены реализуются конечные коммерческие цели, определяется эффективность деятельности всех звеньев производственно-сбытовой структуры предприятия.

Основными задачами анализа ценовой политики являются следующие:

-изучение содержания процедур установки цены, уровня цен для определения обоснованности конкретной цены на продукцию;

- выявление недостатков относительно эффективности ценовой политики.

Анализ ценовой политики можно провести по следующим этапам:

1 Этап.Анализ продукции, работ, услуг предприятий и рынка сбыта. Качество продукции, работ, услуг, ёмкость рынка, ниша, занимаемая предприятием на данном рынке.

2 Этап.Анализ влияния типа рынка на ценовую политику. Необходимо определить к какому типу относится рынок, на котором работает предприятие и в зависимости от этого строить свою ценовую политику.

3 Этап. Анализ целей ценообразования. Цели ценообразования на предприятии зависят от того, какие цели ставит перед собой предприятие на перспективу.

- получить в полной мере запланированную прибыль;

- увеличить объем продаж;

- завоевать более солидную долю рынка;

- попытаться добиться более высокой прибыли от реализации конкретного товара;

- ослабить конкурента;

- сформировать определенный имидж товара.

4 Этап. Анализ факторов, которые определяют ценовую политику предприятия. Не зависимо от того, каким образом ведется формирование цен на продукцию, во внимание принимаются некоторые общеэкономические критерии, определяющие отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара. Критерии эти разделяются на внутренние (зависящие от самого производителя, от деятельности его руководства и коллектива), и внешние (не зависящие от предприятия).

К внутренним критериям можно отнести:

- рекламу (чем удачнее, оригинальнее реклама, тем цена товаров производителя выше);

- специфику производимой продукции (чем выше степень ее обработки, чем уникальнее качество, тем цена выше);

- особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость, товары массового производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);

- рыночную стратегию и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);

- специфику жизненного цикла продукции;

- мобильность производственного процесса;

- длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;

- организация сервиса при продаже и в последующем периоде;

- объем рынка;

- имидж производителя, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

К внешним критериям в нашем случае необходимо отнести:

- политическая стабильность страны - производителя и государств, где происходит сбыт продукции фирмы;

- отсутствие на свободном рынке каких-то необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);

- характер регулирования экономики государством;

- уровень и динамика инфляции;

-объем и отличительные черты существующего и перспективного покупательского спроса;

- наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.

5 Этап. Анализ условий и методов формирования начальной цены. Каким образом происходит формирование цены на предприятии, какие методы применяются, внедряются ли новые методы определения и установления цен и т.д.

6 Этап. Анализ цен по сравнению с основными конкурентами. Какие методы ценообразования используют основные конкуренты, какие мероприятия они проводят для снижения цен и т.д.

Таким образом, в условиях становления инновационной экономики для хорошего функционирования предприятий необходимо провести анализ их ценовой политики и на основе данного анализа внести определенные изменения. Также необходимо проводить внедрение новых технологий и новейших разработок в данной области.

С помощью составленной анкеты, содержащей перечень вопросов по политики ценообразования, применяемой на предприятии, проведём анализ ценовой политики ООО «КАМ».

По результатам таблицы можно сделать вывод, что ценовая политика ООО «КАМ» строится от издержек производства, т.е. находится точка безубыточности, которая соответствует нижнему пределу цены.

Таблица 5

Анализ политики ценообразования ООО «КАМ»

 

Вопрос Вариант ответа
   
1. Ценовая политика предприятия строится:  
1.1. От издержек ("должна находиться точка безубыточности, как нижний предел цены") Ú
1.2. От спроса ("чем выше спрос на продукцию, тем выше цена")  
1.3. От конкуренции ("предлагается иметь цены примерно на 3-10% ниже, чем конкурентные")  
1.4. От политика " снятия сливок"(целесообразно использовать подобную политику ценообразования для модных товаров, находящихся на определенном этапе своего развития);  
1.5. От политики проникновения на рынок, если предприятие крупное и ориентируется на покупателей со средними доходами.  
Продолжение таблицы 5
   
2. Для анализа цен по ценовым нормам ответьте на вопрос:  
Ясны ли ценовые нормы? Да
Нет ли правовых проблем в отношении регулирования цен? Нет
Учитывается ли характер потребителей? Да
Обоснована ли дифференциация цен (разные цены разным потребителям)? Да
Согласованы ли ценовые нормы с ценовой системой предприятия? Да
Учтена ли тенденция изменения уровня цен на товары? Да
Какова готовность к борьбе с вновь выступающими конкурентами? Хорошая
3. Для анализа цен по ценообразованию ответьте на вопрос:  
Учтена ли гибкость спроса при установлении цены? Да
Как осуществляется ценообразование на новую продукцию? Стратегия «снятия сливок»
Учтены ли отрицательные стороны ценообразования и средние издержки плюс прибыль, если такое ценообразование применено? Да
Учтена ли реакция конкурентов на данную продукцию? Да
4. Для анализа цен по управлению ими ответьте на вопрос:  
Приводит ли скидка к сокращению операционных расходов? Нет
Правильны ли нормы скидок? Да
Практикуется ли дифференциация цен (по регионам, потребителям, времени года) Да
5. Цели ценообразования, применяемого на предприятии?  
Прибыль Ú
Выручка Ú
Поддержание цен Ú
Противодействие конкуренции Ú
6. Применяемые методы ценообразования на предприятии?  
Ценообразование по затратному принципу (средние издержки плюс прибыль) Ú
Ценообразование по нацеленной прибыли (фирма ставит цель по прибыли, которую она собирается достичь, и цены устанавливает с учетом достижения этой цели)  
Ценообразование, основанное на спросе на продукцию Ú
Ценообразование по максимальной прибыли, основанное на анализе точки самоокупаемости;  
Психологическое ценообразование: авторитетная цена, обычная цена, округлая цена.  
Ценообразование по текущей цене конкурентов  
7. Какие виды скидок применяются на предприятии?  
Функциональной скидки торговцам  
Скидки, зависящие от количества покупаемой продукции  
Скидки при покупке за наличные деньги Ú
Скидки на стимулирование сбыта  
Сезонных скидок  

 

Менеджменту предприятия в целом ясны ценовые нормы, учитывается характер потребителей, нет правовых проблем в отношении регулирования цен, дифференциация цен обоснована типом рынка, в котором находится фирма. Предприятие, осуществляющее деятельность на рынке монополистической конкуренции всегда применяет дифференциацию цен.

Предприятие чувствует себя на рынке достаточно уверенно и хорошо готово к борьбе с вновь выступающими конкурентами.

В области установления цен менеджмент применяет грамотную политику, учитывается гибкость спроса при установлении цены (эластичность спроса), на новую продукцию применяется стратегия ценообразования «снятие сливок», понимаются отрицательные стороны ценообразования «средние издержки плюс прибыль», но учитывая специфику производства и потребителей, данный метод ценообразования является наиболее приемлемым. Цели ценообразования, применяемого на предприятии, вполне соответствуют современному этапу развития экономики, это увеличение выручки и прибыли предприятия.

1.2.5. Анализ факторов конкурентоспособности ооо «КАМ»

 

Конкуренция вынуждает производителя постоянно увели­чивать капитал совершенствовать производственную и сбытовую деятельность, что способствует усилению позиций фирмы на рынке. В связи с этим анализ конку­рентоспособности организации становится необходимым процессом в систе­ме управления.

Цель анализа – определение факторов, влияющих на конкурентоспособность и продвижение на рынок продукции ООО «КАМ».

При изучении конкурентоспособности ООО «КАМ» необходимо выбрать атрибуты, на основе изучения которых проведём сравнение фирмы с её главными конкурентами. Для составления полного списка атрибутов, на предприятии проводилось маркетинговое исследование.


Таблица 5

Анализ конкурентоспособности ООО «КАМ» в сравнении с конкурентами за 2009 год

№ п/п Факторы конкурентоспособности ООО «КАМ» Важность фактора, % Главные конкуренты
ООО «Гранул» Важность фактора, % ООО «Интергранит сервис» Важность фактора, % ООО «Каменный век» Важность фактора, %
1. Продукт                
1.1. Качество                
1.2. Престиж товарной марки                
1.3. Разнообразие ассортимента                
1.4. Уровень предпродажной подготовки                
1.5 Уровень послепродажного обслуживания                
1.6 Общее количество баллов                
2. Цена                
2.1. Уровень цен                
2.2. Гибкость ценовой политики                
2.3 Общее количество баллов                
3. Продвижение товара на рынок                
3.1. Уровень рекламной и PR деятельности                
4. Сбытовая деятельность                
4.2. Уровень и методы стимулирования сбыта                
4.3. Использование персональной продажи                
3.4 Общее количество баллов                
  Итого баллов                

С помощью выбранных атрибутов (комплекса маркетинга 4Р) и экспертного метода оценки (для проведения экспертной оценки привлекались наиболее квалифицированные работники фирмы) проведём анализ конкурентоспособности фирмы за 2009-2011 г., который представлен в табл. 5, 6, 7.

Примечание: Заполнение таблиц производится следующим образом:

- показатели измеряются по 5-ти бальной «школьной» шкале, в которой пять баллов, означает «отлично», а один балл – «неудовлетворительно».

Анализируя показатели за 2009 год (таблица 5) можно сказать, что конкурентоспособность ООО «КАМ» ниже уровня главного конкурента Компании «Гранул» на 62% (39/24-1)×100%. Такое отставание по уровню конкурентоспособности предприятия обусловлено низким разнообразием ассортимента продукции, престижа торговой марки, уровнем предпродажного и послепродажного обслуживания. Особенно плохо дела обстоят в области продвижения товара на рынок.

Оценивая важность факторов конкурентоспособности можно сказать, что наиболее важным фактором для всех фирм является - продукт. На него приходится от 51% у Компании «Гранул» до 63% у ООО «КАМ» в общем количестве баллов. На фактор – цена, приходится от 16% у ООО «Интергранит сервис» до 25% у ООО «КАМ». На фактор конкурентоспособности - продвижение продукта, приходится от 13% у ООО «КАМ» до 39% у Компании «Гранул».

Обобщая анализ можно сказать, что ООО «КАМ» наименьшее внимание уделяет такому фактору конкурентоспособности как продвижение продукта, в отличие от других фирм, на него приходится 13%, в то время как у Компании «Гранул» 28%, у ООО «Интергранит сервис» 20%, у ООО «Каменный век» 25%.

Анализируя уровень конкурентоспособности ООО «КАМ» за 2010 год (таблица 6), можно сказать, что предприятием проделана большая работа. Так конкурентоспособность ООО «КАМ» в этом рейтинге имеет второе место из четырёх, т.е. находится на позиции «следования за лидером».


Таблица 6

Анализ конкурентоспособности ООО «КАМ» в сравнении с конкурентами за 2010 год

№ п/п Факторы конкурентоспособности ООО «КАМ» Важность фактора, % Главные конкуренты
ООО «Гранул» Важность фактора, % ООО «Интергранит сервис» Важность фактора, % ООО «Каменный век» Важность фактора, %
1. Продукт                
1.1. Качество                
1.2. Престиж товарной марки                
1.3. Разнообразие ассортимента                
1.4. Уровень предпродажной подготовки                
1.5 Уровень послепродажного обслуживания                
1.6 Общее количество баллов                
2. Цена                
2.1. Уровень цен                
2.2. Гибкость ценовой политики                
2.3 Общее количество баллов                
3. Продвижение товара на рынок                
3.1. Уровень рекламной и PR деятельности                
4. Сбытовая деятельность                
4.2. Уровень и методы стимулирования сбыта                
4.3. Использование персональной продажи                
3.4 Общее количество баллов                
  Итого баллов                

В целом повышение уровня конкурентоспособности ООО «КАМ» обусловлено ростом разнообразия ассортимента продукции, качеством продукции, престижем товарной марки, уровнем предпродажного и послепродажного обслуживания. Практически не изменился уровень продвижения товара на рынок и уровень сбытовой деятельности, который у ООО «КАМ» ниже, чем у остальных конкурентов.

Оценивая важность факторов конкурентоспособности, был сделан вывод, что наиболее важным фактором для всех фирм как и в 2009 году был фактор продукт. На него приходится от 48% у Компании «Гранул» до 65% у ООО «КАМ» в общем количестве баллов. На фактор - цена приходится от 17% у ООО «Интергранит сервис» до 24% у ООО «КАМ». На фактор конкурентоспособности - продвижение продукта приходится от 12% у ООО «КАМ» до 32% у Компании «Гранул»».

Как и в предыдущем году ООО «КАМ» наименьшее внимание уделяет такому фактору конкурентоспособности как продвижение товара, на него приходится 12% от общего количества баллов, у ООО «Гранул» 32%, у ООО «Интергранит сервис» 28%, у ООО «Каменный век» 25%.

Результаты анализа за 2011 год (таблица 7) позволяют сделать вывод, что конкурентоспособность ООО «КАМ» по прежнему находится на втором месте после Компании «Гранул». Такое отставание по уровню конкурентоспособности предприятия обусловлено низким разнообразием ассортимента продукции, низким уровнем рекламной, PR и сбытовой деятельности.

Дальнейшее увеличение конкурентоспособности возможно за счёт совершенствования продвижения продукта на рынок. Хотя следует отметить, что важность данного фактора конкурентоспособности у ООО «КАМ» повысилась до 26% в общем количестве факторов, что является положительным моментом. Организацией проделана значительная работа в повышении уровня рекламной деятельности, методов стимулирования сбыта, использования персональных продаж.


Таблица 7

Анализ конкурентоспособности ООО «КАМ» в сравнении с конкурентами за 2011 год

№ п/п Факторы конкурентоспособности ООО «КАМ» Важность фактора, % Главные конкуренты
ООО «Гранул» Важность фактора, % ООО «Интергранит сервис» Важность фактора, % ООО «Каменный век» Важность фактора, %
1. Продукт                
1.1. Качество                
1.2. Престиж товарной марки                
1.3. Разнообразие ассортимента                
1.4. Уровень предпродажной подготовки                
1.5 Уровень послепродажного обслуживания                
1.6 Общее количество баллов                
2. Цена                
2.1. Уровень цен                
2.2. Гибкость ценовой политики                
2.3 Общее количество баллов                
3. Продвижение товара на рынок                
3.1. Уровень рекламной и PR деятельности                
4. Сбытовая деятельность                
4.2. Уровень и методы стимулирования сбыта                
4.3. Использование персональной продажи                
3.4 Общее количество баллов                
  Итого баллов                

Но если сравнивать уровень развития маркетинговых коммуникаций ООО «КАМ» с главным конкурентом Компанией «Гранул» то можно сказать, что у ООО «КАМ» он ниже на 6 (32-26) баллов или 19% (26/32*100-100).

Более наглядно уровень факторов конкурентоспособности ООО «КАМ» за 2009-2011 г. представлен на рис.2.2.

Рис. 2.2. Уровень факторов конкурентоспособности ООО «КАМ»

за 2009-2011 г. по сравнению с главными конкурентами

1.2.6. Анализ качества продукции ООО «КАМ»

 

В условиях рынка обеспечение конкурентоспособности, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, у которых уровень качества соответствует требованиям внутреннего и внешнего рынков. Высокое качество продукции и исполнения работ для ООО «КАМ» является одной из приоритетных задач стоящих перед компанией, так как качество продукции и работ определяет потребительную стоимость.

Качество продукции – понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надёжность и долговечность.

Анализ показателей качества необходим для разработки заданий и мероприятий по повышению качества продукции и работ предприятия.

В ходе анализа рассматриваются обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей производственной продукции независимо от её вида и назначения. К ним относятся:

а) удельный вес сертифицированной продукции в общем выпуске;

б) уровень обновления продукции;

в) уровень модернизации продукции;

г) удельный вес экспортируемой продукции;

д) удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам.

е) удельный вес новой продукции в общем объёме её выпуска;

ж) удельный вес продукции высшей категории качества.

Данные показатели характеризуют долю в процентах или уровень продукции в копейках на 1 рубль общего объёма продукции (работ, услуг).

Сопоставляя фактический удельный вес или коэффициент сертифицированной продукции с аналитическими показателями за прошлый год или заданием можно судить о повышении качества или изменении качества по сравнению с прошлым годом. Анализ некоторых обобщающих показателей качества продукции ООО «КАМ» приведён в табл. 8.

По результатам проведённого анализа можно сделать вывод: за анализируемый период предприятие предприняло ряд мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, о чём свидетельствует рост удельного веса сертифицированной продукции: так если в 2009 году он составлял 60%, то в 2011 году составил 63%.


Таблица 8

Анализ обобщающих показателей качества продукции ООО «КАМ» за 2009-2011 г.г.

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. год год Темп роста, % Отклонения год Темп роста, % Отклонения
абс. +;- ед. изм. отн. % абс. +;- ед. изм. отн. %
1. Объём продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов), из нее: млн. руб. 17,8 36,2   18,4   46,3   10,1  
1.1 Объём сертифицированной продукции млн. руб. 10,6 22,4   11,8   29,2   6,8  
1.2. Объём новой продукции млн. руб. 5,4 8,2   2,8   11,4   3,2  
1.3. Объём забракованной продукции (внутренний брак) млн. руб. 0,8 1,9   1,1   2,1   0,2  
1.4. Объём зарекламированной продукции (внешний брак) млн. руб. 1,0 3,7   2,7   3,6   -0,1 -3
2. Удельный вес в общем объёме продукции: %       0,0       0,0  
2.1. сертифицированной продукции %       2,3       1,2  
2.2. новой продукции %       -7,7 -25     2,0  
2.3. забракованной продукции %       0,8       -0,7 -14
2.4. зарекламированной продукции %       4,6       -2,4 -24

 


Однако в борьбе за повышение конкурентоспособности продукции ООО «КАМ» есть и отрицательные моменты, одним из которых является невыявленный на заводе брак следствием которого являются выставленные покупателями рекламации (претензии за некачественное изделие). Удельный вес забракованной продукции в 2009 году составил 4%, а в 2010 и 2011 годах 5%.

Удельный вес зарекламированной продукции составил 6% в 2009 году, 10% в 2010 году и 8% в 2011 году, и это достаточно высокий показатель, свидетельствующий о том, что потребители не всегда удовлетворены качество изделий предприятия и предъявляют претензии. На рис. 2.3 представлены показатели качества продукции ООО «КАМ» в динамике за 2009-2011 годы.

Рис. 2.3. Показатели качества продукции ООО «КАМ» в динамике

за 2009-2011 годы.

Выводы по результатам анализа:

 

По результатам проведённого анализа конкурентоспособности ООО «КАМ» можно сделать следующие выводы.

Руководство ООО «КАМ» хорошо владеет ситуацией на рынке, очень хорошо понимает основные задачи по достижении прибыльности продукции, неплохо знает сегменты и требования потребителей к своей продукции, имеет достаточно информации о качестве продукции конкурентов. Она осуществляет контроль за реализацией новой продукции и влиянием цен на объём продаж. Но вместе с тем организация практически не использует маркетинговые коммуникации для продвижения своей продукции на рынок, за исключением рекламы.

Спрос на продукцию фирмы увеличился в абсолютных единицах измерения за последние три года, но заметно снижение темпов роста спроса. Руководству предприятия необходимо уделять особое внимание вопросам стимулирования сбыта и продвижения продукции на рынок.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных