Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.




Пятая Заповедь требует уважения к родителям, вне зависимости от их поведения, как тем инструментам, через которые Бог дал нам жизнь. Нужно слушаться их во всем, что не противоречит воле Бога. Оскорбление же родителей, а тем более их избиение, карается смертью ( Исх.21,15,17 ). И напротив, тот, кто воздает честь тем, через кого получил жизнь, получает от Творца дар долголетия. И это проверено на практике. Есть множество примеров того, как послушные дети доживали до глубокой старости, а непокорные или погибали от несчастных случаев, или спивались, или начинали страдать от страшных болезней. А часто Бог наказывал их тем, что к ним их собственные дети относились так же или даже хуже, чем они к своим родителям.

Велика сила молитвы родителей. Как говорит русская пословица: «Молитва матери со дна моря достает». И это правда. Однажды Григорий Богослов, будучи еще некрещеным, попал в страшную бурю на море. Его родители увидели в видении положение своего сына и встали на молитву к Богу. И вот один его спутников увидел мать Григория (св. Нонну), которая подошла по морю и вытащила из бездны погружающийся корабль. И тотчас буря улеглась, и корабль благополучно доплыл до места назначения (Жития святых. 25 января).

Но, с другой стороны, столь же страшна сила родительского проклятия. В XIX веке был случай, когда при перестройке храма на кладбище был найден гроб, в котором оказался неразложившийся, почерневший мертвец, сжимавший женскую косу. Выяснилось, что это был сын одной местной старухи, умерший сорок лет назад. Его мать оказалась еще живой. И она рассказала страшную историю. Сын ее регулярно издевался и избивал свою мать, и однажды в порыве ненависти вырвал у нее волосы. Тогда отчаявшаяся женщина взяла свою косу и связала ему руки со словами проклятия. Тот сразу же умер, и никто не мог вырвать волосы из его рук. Так его и похоронили. И лишь после того, как мать его простила, труп проклятого рассыпался и был принят землей.

Эта Заповедь также касается и почитания властей. Вот как говорит Бог: «Судей не злословь и начальника в народе твоем не поноси» (Исх.22,28). Мы знаем, что принцип власти установлен Создателем, иначе люди, по слову свт. Василия Великого, «пожрали бы друг друга как рыбы». И дело правителей — в поддержке справедливости, наказании зла и поощрении добра. И поэтому, кстати, с начальства на Суде будет больше спроса, чем с обычного человека. Ведь Господь не смотрит на лица и воздаст каждому по делам его. Об этом в Священном Писании сказано: «Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше?» (Ис.10,1–3)

Но, с другой стороны, и мы должны молиться за власти и помогать им в том, что не противоречит воле Божьей.

Также почитание должно распространяться и на начальников по работе, ибо работать мы должны не для людей, а для Бога, зная, что если будем честно трудиться, то получим за это награду на Небесах.

Эта Заповедь требует почитания священников как слуг Бога, носителей благодати Его, рождающих и воспитывающих христиан в жизни Святого Духа. Библия говорит: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно» (Евр.13,17).

И, наконец, слово Божие повелевает почитать старших возрастом, как сказано в Писании: «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся [Господа] Бога твоего» (Лев.19,32).

 

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ.

Не убивай.

Бог есть Жизнь вечная и Источник жизни, и потому, конечно, запрещает отнимать тот дар, который Он дал и только Он может забрать. Как признают почти все люди, убийство есть великий грех, влекущий за собой вечную гибель нераскаянного грешника. И преступлением является не только убийство взрослого человека, но и аборт. Ведь человек становится бессмертной личностью с момента зачатия! Представьте себе: те, которые убивают своих детей (а в этом смертном грехе виноваты одинаково и жены и их мужья, давшие свое согласие, и, конечно, врачи) или начинают агитировать за детоубийство, — что они ответят тем, кого убили, когда встретятся с ними? А они обязательно встретятся, и они будут судиться с ними на Божьем Суде, где не помогут рассуждения типа «зачем плодить нищету»!

Грехом убийства согрешают и те судьи, которые наказывают невиновного и отпускают виновного. Это страшное преступление перед Всевышним!

Грешат и те, которые допускают человеку умереть и не избавляют его от смерти. Например, богач, видящий умирающего бедняка. Убийцами являются и те, кто накладывают на своих подчиненных непосильную работу, подрывающую их силы, и, тем более, задерживающие или не выплачивающие им заработную плату. Слово Божие запрещает задерживать выплату зарплаты даже до утра (Лев.19,13).

Этот грех, так распространенный сейчас, является одним из самых страшных. Писание говорит таким обидчикам: «Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа» (Иак.5,3-4).

Крайней мерзостью является обида, причиненная слабым. Всемогущий Бог повелевает: «Пришельца (по-нашему беженца — с.Д.) не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами» (Исх.22,23–24).

Грешат против этой заповеди и уничтожающие своими пороками свою жизнь — это и пьяницы, и наркоманы, и курильщики. Но самым страшным грехом является самоубийство — единственное не прощаемое преступление (ибо после него невозможно покаяние). Нет и не может быть никакого оправдания этому беззаконию. Самоубийство — плод отчаяния и потери надежды на милосердие Бога. Самоубийцу, если он не был до этого еще признан сумасшедшим, нельзя отпевать в храме, хоронить на святой земле (на освященном кладбище) и поминать за упокой в записках.

Заповедь эта запрещает и то, что относится к убийству, а именно: ненависть, гнев, распри и ругань. Господь сказал: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5,21–24).

Убийцы и те, кто совращают человек во грех. Они губят самое ценное, что есть в человеке, — его душу, а часто и тело. О них Христос сказал: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф.18,6).

Тут нужно заметить, что убийством не является сражение на войне и казнь преступника. Это исполнение повеления Господа о начальнике, о котором сказано, что «он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13,4). Еще после Всемирного Потопа Бог повелел: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию» (Быт.9,6). И, во исполнение этого повеления Творца, появились государства, ограничивающие распространение зла. Но из этого никак не следует, что на войне допустимо все. Нельзя убивать пленных, безоружных, нельзя исполнять приказ, противоречащий воле Творца.

Шестая Заповедь не только запрещает, но и повелевает беречь жизнь и благосостояние ближнего, и проявляется она через помощь бедным, служение больным, утешение скорбящих и унывающих, прощение обид, молитву за врагов. Добродетели же, требуемые этой Заповедью, — это кротость, терпение и любовь. Надо заметить, что вопреки мнению безбожников кротость вовсе не означает слабость. Более того, именно кроткие сильнее гневливых. Ведь у первых есть силы не только разгневаться, но и обуздать гнев, а вторые ломаются, не имея сил к обузданию гнева. Недаром именно кроткие, по слову Христа, наследуют землю (Мф.5,5).

 

 

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных