Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.




Счастливы те, кого преследуют за верность добру, за покровительство другим обижаемым, за благочестие. Так получил блаженство Иоанн Креститель, казненный за верность правде, ибо он не побоялся обличить нечестивого царя. Взамен потерянных благ земных они получат в наследство Царство Небесное и бесчисленные богатства, которые нельзя ни украсть, ни испортить.

 

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Счастливы, наконец, те, кто верен Христу до смерти. Он даст им венец жизни и воцарит вместе с Собой. Блаженны мученики, которых преследуют, обзывают, пытают, на которых клевещут, которых казнят за сладчайшее имя Христа. Их награда настолько велика, что даже не передается словами. Апостол Иоанн видел, что они уже сейчас пребывают под небесным жертвенником и одеты в одежды победителей (Откр.6,9–11). А их бесконечная награда за пределами мира превосходит всякое представление. Писание говорит: «отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр.14,13).

 

ЦЕЛЬ ДОБРЫХ ДЕЛ

 

Таковы Заповеди Блаженства, те драгоценные камни, из которых мы должны строить себе вечное жилище. Но надо помнить главное. Цель христианской жизни — не в механическом накоплении добрых дел, а в стяжании благодати Святого Духа, в усвоении запредельных сил Бога. Именно для этого нужны и вера, и добрые дела, и молитва, о которой сейчас мы будем говорить. Ведь только для этого и принимают Крещение, ибо сказано: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь [Бог ваш]» (Лев.20,26). Так повелевает Бог Всемогущий! Исполним же Его благую волю и получим от Него жизнь и жизнь с избытком.

ЧАСТЬ 3. МОЛИТВА

ЧТО ТАКОЕ МОЛИТВА

 

Как уже сказано выше, добродетели по своей сути — это отклик свойств Самого Бога в тварном мире. А раз так, то исполнить их правильно без помощи Творца невозможно. А как получить эту помощь, если ее не попросить? Отсюда становится понятной необходимость молитвы.

Но что же такое молитва? Один из величайших молитвенников Православия святой Иоанн Лествичник так определяет эту добродетель: «Молитва по качеству своему есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дочь слез (матерь — потому что молящийся начинает видеть свои грехи, от чего рождается плач; дочь — потому что плач углубляет ее и делает чистой от всякой посторонней мысли — с. Д.), умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение сражений (с демонами), дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселье, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница даров, невидимое преуспевание, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспевания, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы» (Иоанн Синайский, прп. Лествица. 28, 1).

Неудивительно при таком значении молитвы ее место в жизни христианина. Заповедь апостола Павла требует непрестанной молитвы: «Непрестанно молитесь» (1Фес.5,17). Все дела христианина сопровождаются молитвой. С молитвы начинается каждый день, ею же он и заканчивается. Перед едой и после еды, перед началом доброго дела и после его завершения мы молимся Господу. В идеале молитва должна стать для нас как дыхание. Она будет сопровождать нас и за пределами этой вселенной.

 

ВИДЫ МОЛИТВЫ

 

Понятно, что существует разные виды молитв для разных случаев жизни.

Самым распространенным и самым низким видом молитвы является просительная. Христос обещал: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин.14,13–14). Эти слова не остаются пустым звуком. Христиане на собственном опыте знают, как помогает Бог тем, кто обращается к Нему. Мы просим и прощения грехов, и помощи в добродетелях, и решения наших повседневных забот. Ведь для Бога нет ничего сложного.

Но просить нужно с верой и не сомневаясь в том, что Бог силен исполнить просимое. Иначе Господь не захочет отвечать такому двоедушному человеку, «потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (Иак.1,6–7).

Приведем пример того, как Бог слышит взывающих к Нему:

«Шли однажды по морскому берегу авва Дула и авва Виссарион. Авва Дула сказал Виссариону:

— Авва! Мне хочется пить.

Он перекрестил море, и вода сделалась сладкой. Дула напился и хотел налить еще сосуд. Старец, увидев это, сказал:

— Для чего ты налил?

— Прости мне, — ответил Дула, — как бы в пути еще не захотелось пить.

Тогда старец ответил:

— И здесь Бог, и везде Бог» (Достопамятные сказания из жизни пустынных отцов).

Также Всемогущий не исполняет просьбы вредные и неблаговременные. И это неудивительно. Ведь и мы не выполним просьбу своего ребенка, от исполнения которой он может погибнуть, или заболеть, или получить еще какой-нибудь вред, а Бог — Отец для всех верующих. Здесь ответ на часто задаваемое возражение: «Почему мы молились, а Бог не услышал?» Он услышал, но то, что просили, было вредным или несвоевременным.

Более совершенным видом моления является молитва благодарственная. Апостол повелевает: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5,18)

Должно благодарить Творца и за беду, и за счастье, и за удачу, и за провал. Ведь все это посылается Всемогущей рукой для нашего блага. Как врач прописывает иногда горькие лекарства и даже направляет на операцию, для того чтобы пациент выздоровел, так и Бог посылает и радости, и скорби для того, чтобы спасти нас. Спасти не от временных неудач, которые неизбежно закончатся в час смерти, а от вечной гибели в безднах ада.

Если мы обратимся к житиям мучеников, то увидим, что многие из них пели Богу благодарственные гимны под пытками и на кострах. Некоторые из них вошли даже в наше богослужение (например, вечерний гимн «Свете Тихий»). Дух Святой, охвативший мучеников, давал не чувствовать мучений, а сквозь весь мрак смерти видеть все усиливающееся сияние вечности.

Один из величайших святых нашей Церкви, Иоанн Златоуст, умирая в ссылке, преданный, оклеветанный, лишенный сана и друзей, последними словами воздал благодарение Богу. Он возгласил: «Слава Богу за всё!» — и с этими словами душа его отошла к Творцу. Вот пример для подражания всем христианам!

Тот, кто не умеет благодарить Господа — тот горд и неразумен. Он не получит от Творца ничего, кроме заслуженного наказания.

Но высочайшим видом молитвы является молитва хвалебная. Хвалящий прославляет Бога за Его божественные совершенства и великие дела, сотворенные Властелином вселенной. Молясь этой молитвой, человек окончательно преодолевает узы своего эгоизма. Он уже не думает о себе и своих нуждах, но, подобно Ангелам, стоит в изумлении перед величием славы Бога Всемогущего. Настолько велико значение этой молитвы, что Церковь научает нас любое дело начинать и завершать словами «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно (т.е. всегда), и во веки веков (т.е. вечно). Аминь».

Восхваление Бога — это дело живущих в чертогах вечности. Высшие Ангелы поют Богу. Серафимы, окружая Бога, восклицают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис.6,3) Страшные Херувимы громовыми голосами возглашают: «благословенна слава Господа от места своего!» (Иез.3,12)

И люди, достигшие святости, поклоняясь Творцу, приносят Ему хвалу (Откр.4,9–11). Да и вся вселенная своим послушанием воле Создателя воспевает Ему хвалебный гимн. И нам потому нужно чаще приносить хвалебное славословие Властелину миров. Бог не нуждается в этом, но мы не будем по-настоящему разумными, если не восхвалим Источник красоты. Как нормальной реакцией на прекрасную картину является восхищение, так и правильным движением человеческого духа, почувствовавшего присутствие Творца, является благоговейный ужас и самозабвенная хвала!

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных