Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАК ПРАВИЛЬНО МОЛИТЬСЯ?




 

Мы состоим из души и тела, а потому и молитва наша бывает и внешняя, и внутренняя. Как сказал Апостол, «прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6,20).

Как душа важнее тела, так и внутренняя молитва важнее внешней. Иногда человек может молиться только внутренней молитвой. Так пророк Моисей помолился без слов Богу, и по его прошению Красное море разделилось (Исх.14,15). Но эта молитва не должна становиться у новоначальных христиан постоянной, иначе и тело наше останется без плода, и душа расслабится.

Внутренняя молитва в своем развитии проходит три стадии. Первая — это молитва образная. Когда во время молитвы человек представляет себе святых угодников, Богородицу, Самого Господа. Святые Отцы категорически запрещают молиться таким образом. Ведь в результате человек начинает кланяться не живому Богу, а собственной фантазии, идолу, который он сам себе создал. Неудивительно, что результатом такой молитвы может быть и страшное состояние прелести (т.е. самообмана, как крайней формы гордыни), и бесовское наваждение, и даже сумасшествие.

Вторая стадия молитвы, к которой должен как можно скорее переходить молящийся, называется умной. При ней внимание сконцентрировано на словах молитвы, и сердце начинает обращаться к Богу. Человек приучается не рассматривать возникающие в голове мысли и ловит ускользающее от него внимание. Но и эта молитва не является совершенной. Ведь распад человеческой природы не преодолен и ум отделен от сердца, где и живут духовные гады — страсти. Думающий, что только сосредоточенным вниманием может достигнуть совершенства, впадает в тонкую гордость, и сердце его охлаждается.

Всякому стремящемуся достигнуть совершенства необходимо соединить ум свой с сердцем и достигнуть высшего из земных способов молитвы — умно-сердечной. Чтобы человек достиг этой ступени, необходима помощь Самого Бога, ибо только Он силен удержать все время разбегающийся ум внутри человека. Обычно это происходит у христианина, участвующего в Таинствах, как бы само собой, хотя и существуют способы, помогающие достигнуть этих глубин. Но для их использования необходима помощь и руководство духовно опытного наставника.

Во время этой молитвы точка внимания оказывается в верхней части сердца, куда сходит ум, воссоединяющий в себе всю разложившуюся нашу природу. И так, в сердце, как в храме, человек приносит истинно чистую молитву Создателю. Про это и сказано Господом: «Ты же, когда молишься, войди в комнату (дословно — «в клеть») твою и, затворив дверь твою (т.е. внешние ощущения — с. Д.), помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6,6).

Эта молитва приводит к тому, что в человеке начинают выжигаться глубинные корни греха, и молитвенник достигает богов(удар.)идения, когда Сам Дух Святой начинает молиться в нем: «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8,26).

 

ВНЕШНЯЯ МОЛИТВА

 

Как мы уже говорили выше, кроме внутренней, необходима и внешняя, телесная молитва. Ведь нужно, чтобы славе Господа была причастна вся наша природа. Поэтому существует искусство внешней молитвы, необходимое для спасения.

Но сначала скажем об опасностях, подстерегающих делателя внешней молитвы, произносимой устами. Часто случается, что человек произносит слова, а мысли его плавают где-то далеко. Также часто молитвенные тексты проговаривают без понимания их смысла. Такой подход скорее свойствен чародеям, чем христианам. Бог гневается на молитву, заключающуюся только в движении языка. Он говорит: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф.15,8–9).

Один духоносный старец привел такой пример: «Представь, что ты попал во дворец к императору, и тут в клетке доставляют арестованных мятежников, а ты, вместо того чтобы отвечать на вопросы царя, начинаешь переговариваться с его врагами. Разве царь не накажет тебя наравне с ними? Так и Бог гневается на тех, кто во время молитвы разговаривает с вражескими помыслами».

Не от нас зависит, придут злые мысли или нет. Но в нашей власти принять их или отвергнуть.

Чтобы такого не было, необходимо понимать каждое слово молитвы. Апостол Павел говорит: «в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор.14,19). Именно поэтому Церковь всегда заботилась о переводе молитвословий на понятный язык.

ЯЗЫК БОГООБЩЕНИЯ

.

Но нас часто упрекают в том, что, благодаря использованию у нас церковнославянского языка, у нас «ничего не понятно». Отчего так?

Ответ очевиден. Язык наш действительно необычный, но можно ли сказать, что он не понятен для всех? Это не так. Молитвы существуют для тех, кто живет христианской жизнью, а вовсе не для проповеди первому пришедшему с улицы. Если бы христиане не понимали богослужения, тогда действительно надо было бы менять ситуацию. Но дело обстоит не так.

Славянский язык — это особая священная форма русского языка. Если угодно, это «профессиональный язык молитвы». Конечно, человек, впервые пришедший на лекцию по высшей математике, почти ничего не поймет, так что же удивляться, если не сразу становится понятен и язык молитвы! Он предназначен для особой цели, и когда стремления к этой цели нет, то всякие переводы бессмысленны.

Сама необычность этого языка помогает оторваться от обыденного мира и сосредоточиться на Божественном. Ведь обычная наша речь отягощена грузом ассоциаций, которые неизбежно будут мешать молитве.

Но из этого, конечно, не следует, что церковнославянский язык является для нас догматом. Христиане других национальностей молятся на священных формах своих языков. В Русской Церкви это татарский, осетинский, якутский, японский, китайский, грузинский, греческий и многие другие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных