Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ей, Господи Царю, даруй ми зрети(видеть — с.Д.)моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки. Аминь.




После вечерни читаются молитвы благословения на пост. И под звуки покаянных песнопений мы перед иконами Христа и Богородицы просим прощения друг у друга. В завершение, как отблеск грядущего праздника, во многих храмах поют стихиры Пасхи. Все в домах последний раз вкушают скоромную (непостную) пищу, и с понедельника начинается Великий пост.

Он состоит из двух частей — святой Четыредесятницы, установленной в подражание посту Спасителя (Мф.4,2), и Страстной седмицы. Самыми строгими днями являются первая и последняя неделя поста. В течение всего этого времени мы воздерживаемся от мясных, молочных продуктов и яиц. Рыбу можно есть только на Благовещение (7 апреля нового стиля) и на Вербное воскресенье. По субботам и воскресеньям разрешается вкушение растительного масла, вина и морепродуктов (кальмары, креветки и т.п.). Кроме этого, следует удаляться от развлечений и зрелищ и воздерживаться от всякого излишества.

Время поста — это время милосердия, молитвы, покаяния и всевозможных добрых дел. Особенно важно внимательно читать постом Священное Писание. Церковь прочитывает за это время библейские книги: Бытие, Исход, Притчи, Иова, Псалтирь, пророков Исайю и Иезекииля.

В первые четыре дня поста все христиане вечерами собираются в храмы, чтобы помолиться на Великомпокаянном каноне прп. Андрея Критского.

В среду и пятницу всего поста совершается Литургия Преждеосвященных Даров — особая вечерня, на которой верующие причащаются Тела и Крови, приготовленных на полной Литургии. А в другие будние дни Четыредесятницы Литургии не положено, кроме больших праздников.

В первую пятницу в конце Литургии совершается молебен в память чуда, совершенного мч. Феодором Тироном, спасшим христиан от надругательства императора Юлиана Отступника, и благословляется коливо (сладкая вареная пшеница).

Первое воскресенье Великого поста называется Неделей Православия. В этот день мы вспоминаем победу Православия над ересью иконоборчества (843 г.) и над всеми ересями. После Литургии совершается торжественный молебен с молитвой об обращении заблудших и искоренении всех ересей, в конце молебна диакон возглашает анафему (отлучение от Церкви) всем, не сохраняющим православную веру, и вечную память — защитникам Православия.

Второе воскресенье поста посвящено памяти свт. Григория Паламы (1360 г.), защитника учения о стяжании нетварного (несозданного) Божественного Света. Так Церковь напоминает нам о цели нашей духовной жизни, для достижения которой и нужен пост.

Третье воскресенье поста — Неделя Крестопоклонная. На всенощном бдении для поклонения выносится святой Крест, чтобы почитанием орудия страстей Христовых сделать для нас сладкой тяжесть поста. Также чин поклонения Кресту совершается в понедельник, среду и пятницу этой седмицы. На Литургии, вместо Трисвятого, поется гимн: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святое воскресение Твое славим».

Четвертое воскресенье — память прп. Иоанна Лествичника (649 г.), оставившего для нас подробнейшее описание того, как от земли можно подняться на Небо по лестнице добродетелей. По Уставу, его книгу «Лествица» положено полностью прочитывать Великим постом.

В четверг пятой недели в храмах совершается «стояние Марии Египетской». — Читается полностью Великий покаянный канон прп. Андрея Критского и житие Марии Египетской, бывшей блудницы, через покаяние достигшей вершин святости.

Суббота пятой недели называется «Субботой Акафиста», потому что на торжественной утрене поется великий акафист Богородице и вспоминаются все чудеса, совершившиеся по молитвам Пречистой.

Пятое воскресенье посвящено прп. Марии Египетской для того, чтобы мы не отчаивались в нашем спасении, несмотря на наши бесчисленные злые дела.

В пятницу шестой недели завершается святая Четыредесятница. А шестая суббота называется Лазаревой, потому что в этот день вспоминается чудо воскрешения прав. Лазаря (Ин.11,1–45). Эта единственная в своем роде субботняя служба, подражающая воскресной, потому что воскресение Лазаря — предвестие всеобщего Воскресения. На утрене поются воскресные тропари «Ангельский собор удивися». На Литургии, вместо Трисвятого, поется крещальный гимн «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуийя», потому что в Древней Церкви в этот день крестили тех, кто не мог быть крещен накануне Пасхи. Устав благословляет на Лазареву субботу вкушение рыбной икры.

В последнее перед Пасхой воскресенье Церковь празднует один из двенадцати главных праздников — Вход Господень в Иерусалим. Множество православных наполняют храмы, неся в руках знаки победы Христа над смертью — пальмовые ветви (греч. — «ваии»), которые в России заменяются вербами (что, впрочем, не противоречит библейской традиции ср. Лев.23,40) с зажженными свечами. Поэтому другое название праздника — Неделя Ваий или Вербное воскресенье.

На торжественном всенощном бдении читаются пророчества, из глубины веков предвидевшие славное явление Израилю Мессии, грядущего в Иерусалим на осле, чтобы избавить людей от адской пропасти (Быт.49,1–2, 8–12; Соф.3,14–19; Зах.9,9–15). После чтения евангельского повествования об этом событии (Мф.21,1–11, 15–17), при чтении 50 псалма, священник кадит распустившиеся ветви, читает над ними молитву благословения. Потом пальмы или вербы кропятся святой водой.

На торжественной Литургии поются праздничные антифоны и читаются библейские отрывки о входе Христа в святой город и о том, как стяжать мир Божий, вестником которого является Господь Иисус (Флп.4,4–9; Ин.12,1–18). В этот день православные вкушают рыбу.

Но уже вечером богослужение уводит нас от светлого торжества Вербного воскресенья к созерцанию спасительных страданий Христа. — Начиная с воскресной вечерни и до Великой Среды молитва отпуста звучит так: «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Богородицы и всех святых помилует и спасет нас».

 

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

 

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной, ибо в это время Церковь вспоминает спасительные страдания Христа. Каждый из дней этой недели называется Великим — из-за величия тех дел Бога, которые совершались в них.

В первые три дня Страстной седмицы богослужение подобно великопостному. На утрене поется трогательный тропарь: «Се Жених грядет в полуночи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, не достоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, да не сном отяготишися, и да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися. Но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас».

Читаются на утрене и Литургии евангельские повествования, описывающие те события священной истории, которые происходили в эти дни. Вместо обычного канона поются трипеснцы. А после них священник в алтаре или особый певец в центре храма поет светилен: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

На часах этих дней прочитывается все Евангелие, напоминающее нам о том Завете, который дал нам Спаситель, и повествование о явлении Бога, восседающего на херувимском троне (Иез.1–2). Это повествование говорит и о внутренней славе Христа страдающего, Которую Он имел у Отца до начала времен, и о том, что евангелисты как Херувимы (а Херувимы символизируют этих апостолов) несут на себе единое Откровение Бога.

На Литургии Преждеосвященных Даров читают книгу Исход, говорящую о том, что предшествовало древней пасхе, и книгу Иова, ибо его невинные страдания прообразовали Жертву Господа.

Великий Понедельник посвящен воспоминанию истории Иосифа Прекрасного, сына праотца евреев Иакова. Он из зависти был продан братьями в Египет, где Бог поставил его правителем и через него сохранил от голода израильтян. Иосиф — прообраз страдающего Христа, преданного Своим учеником и явившим славу Свою через Воскресение.

Великий Вторник напоминает нам о страшной притче Христовой о десяти девах (Мф.25) и о Судном Дне.

Великая Среда посвящена воспоминанию предательства Иуды и милостивому подвигу женщины, помазавшей ноги Иисуса миром. Перед Литургией в этот день, как и перед началом поста, совершается чин прощения, а в конце ее последний раз до Пятидесятницы в храме совершаются земные поклоны. С этого дня в храмах прекращается чтение Псалтири.

Наступает Великий Четверток. День. Тайной Вечери, когда Христос установил Таинство Своего Тела и Крови. Накануне вечером служится утреня (по Уставу, ее нужно совершать глубокой ночью), на которой, после пения тропаря дня, напоминающего о предательстве Иуды, читается Евангелие о событиях этого святого дня и поется полный канон о гостеприимстве Господа. На первом часе читается пророчество Иеремии о страданиях Спасителя (Иер.20).

Днем совершается главная Литургия всего церковного года. В воспоминание о Тайной Вечере она соединяется с вечерней. После входа с Евангелием читаются три паремии. Первая говорит о явлении Бога на Синае, когда был заключен Ветхий Завет (Исх.19,10–19), что особенно уместно в день заключения Завета Нового. Вторая взята из книги Иова (Иов 38,1–28; 40,1–5), где Господь, отвечая на вопросы праведника, открывает ему тайну победы Христа над смертью. И третья — прямо предсказывает те мучения, которые претерпел Господь ради нашего спасения (Ис.50,4–10). После этого читается апостольское чтение о достойном причащении Святых Таин (1Кор.11,23–32) и составное евангельское повествование о событиях Великого Четверга. Вместо Херувимской песни и во время причащения поется гимн: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». В этот день все христиане приобщаются животворящих Таинств Господних. В кафедральных соборах совершается чин омовения ног и освящения Мира для Таинства Миропомазания.

Вечером в храмах совершается служба Святых Страстей Христовых.

На утрене Великой Пятницы читаются двенадцать евангельских отрывков, повествующих о страданиях Господа (Ин.13,31 — 18, 1; Ин.18,1–28; Мф.26,57–75; Ин.16,28 — 19,16; Мф.27,3–32; Мк.15,16–32; Мф.27,33–54; Лк.23,32–55; Ин.19,25–37; Мк.15,43–47; Ин.19,38–42; Мф.27,62–68). Древние антифоны, восходящие к богослужению Иерусалимской Церкви IV века, показывают значение страданий Христовых для нашего спасения. Перед Крестом поется трогательный светилен: «Разбойника благоразумного во едином часе раеви сподобил еси, Господи: и мене древом крестным просвети и спаси мя». По традиции христиане приносят домой огонь свечей, горевших во время чтения святых Евангелий, и ставят этим пламенем знаки креста на входных косяках.

Утром в Страстную пятницу Литургия не совершается, так как Сам Христос в этот день принес Себя в Жертву на Голгофском Кресте. Вместо нее служатся главные часы церковного года, называемые царскими, потому что прежде на них всегда присутствовал император. На них читаются избранные псалмы, предсказывающие распятие, пророчества о смерти Господа, слова апостольских посланий, показывающие смысл искупительной Жертвы, и евангельское повествование, сообщающее о событиях Страстей в то самое время, когда они происходили.

По древнейшим правилам Церкви, пост Великой Пятницы самый строгий в церковном году — здоровые ничего не должны вкушать до окончания Литургии Великой Субботы. Эта норма основана на словах Спасителя (Мк.2,20).

Днем, в то время когда Господь умер, во всех храмах совершается великая вечерня. После пения стихир, оплакивающих смерть Христову, совершается вход с Евангелием. Затем возглашается прокимен из 21 псалма о богооставленности Спасителя и читаются три паремии, возвещающих смерть и славу Христову (Исх.33,11–33; Иов 42,12–17; Ис.52,13–54, 1). После паремий возвещается о сошествии души Христа в ад (Пс.87,7,2) и читается апостольское чтение о славе Креста (1Кор.1,18–2, 2). Вершиной вечерни является составное повествование о смерти Христа, собранное из четырех Евангелий. Но после пения вечернего гимна «Сподоби Господи» наступает уже другой день, и сквозь скорбь Страстей начинает пробиваться сияние победы над смертью. Ад не может удержать божественную душу Спасителя — Об этом поют стихиры на стиховне. Но на земле скорбь переполняет учеников, и мы вместе с Иосифом Аримафейским участвуем в снятии со Креста тела Господа. Во время пения стихиры «Тебе, одеющегося светом, яко ризой, снем Иосиф с древа» настоятель в полном облачении выносит из алтаря прежде лежавшую на престоле как на Кресте, Плащаницу (образ умершего Господа). Она полагается в центре храма, и к ней прикладываются христиане, рыдая вместе с Богоматерью над Ее умершим Сыном.

Наступает Великая Суббота, когда Господь, плотью почивая во гробе, разрушил адские темницы и вывел пленников на свободу. Утреня этого дня по Уставу совершается глубокой ночью, а на практике часто вечером в пятницу. Христиане с зажженными свечами молятся над телом умершего Господа, воспевая припевы к 118-му псалму. Этот обычай восходит к Самому Христу, Который, выйдя с Тайной Вечери на страдания, пел псалмы 115–118. После пения этого псалма Церковь уже начинает петь воскресные гимны «Ангельский собор удивися». Сияние Пасхи уже светит сквозь могильную тьму. Поется трогательный канон, прославляющий великий покой Христа и возвещающий гибель ада. После великого славословия при пении Трисвятого священник обносит Плащаницу вокруг храма, вспоминая погребение Христово. А затем возглашается весть о Всеобщем Воскресении — пророчество Иезекииля о поле костей, воскрешенных силой Бога (Иез.37,1–14). Апостольское чтение готовит нас к правильному празднованию Пасхи (1Кор.5,6–7; Гал.3,13–14) и Аллилуйя с пасхальными стихами (Пс.67) вплотную подводит нас к радости Воскресения. Евангелие говорит о тщетной попытки иудеев предотвратить Воскресение, оказавшейся лучшим свидетельством подлинности чуда (Мф.28,11-14).

Литургия Великой Субботы (свт. Василия Великого) соединяется с вечерней и потому уже относится к Пасхе. Устав требует ее совершения на закате солнца, с тем, чтобы тотчас после ее окончания начать пасхальное торжество. На этой службе все чтения совершаются перед плащаницей. Поются стихиры о гибели власти смерти и торжестве воскресшего Спасителя. После входа с евангелием читаются пятнадцать ветхозаветных пророчеств о всемирном перевороте и нашем освобождении. (Быт.1,1–13; Ис.60,1–16; Исх.12,1–11; Иона; Нав.5,10–15; Исх.13,20–15, 19; Соф.3,8–15; 3Цар.17,8–23; Ис.61,1–62, 5; Быт.21, 1–18; Ис.61,1–9; 4Цар.4,8–37; Ис.63,11–64, 5; Иер.31,31–34; Дан.3,1–88). После седьмой паремии чтец вместе с народом поют радостный гимн исхода евреев из Египта — как прообраз нашего спасения через Крещение, а после описания чуда спасения трех отроков из пламени Церковь поет их песнь, призывающую все творение к похвале Творцу.

В Древней Церкви в это время совершалось Крещение оглашаемых, и поэтому тотчас после паремий поется гимн «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя» и читается отрывок из Апостола (Рим.6,3–11), говорящий о крещении как о спогребении и совоскресении со Христом. После апостольского чтения вместо пения «Аллилуйя» возглашается 81-й псалом, во время которого все священнослужители переоблачаются из темных риз в белые, подобные ангельским одеждам, приветствующим Воскресшего. Диакон, подобно Ангелу, выходит из алтаря и впервые у гроба Господа возвещает всем воскресение (Мф.28). Литургия совершается далее обычным порядком, но вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеческая и да стоит со всяким и трепетом», призывающая нас к духовной тишине перед лицом умершего и воскресшего Христа, подающего нам Свое Тело и Кровь. В конце Литургии благословляется хлеб и вино для подкрепления сил христиан на пасхальном бдении.

Обычно уже с утра начинается освящение пасхальной трапезы. В храм приносят для благословения куличи (пасхальный хлеб), творожную пасху и крашеные яйца — символ жизни выходящей из уз смерти. Можно приносить для благословения также и мясо, но правила запрещают вносить их в храм.

 

ПАСХА ХРИСТОВА

 

Праздник Пасхи (от еврейского слова «песах» — проходить мимо, потому что в упоминающийся в Ветхом Завете Ангел-губитель прошел мимо тех домов, которые имели знак крови агнца) выше всех праздников церковного года. День, когда Бог создал мир, избавил от рабства евреев, воплотился от Богоматери и, самое важное, воскрес из мертвых, дав нам победу над смертью. К этому дню все храмы украшаются цветами и свечами, клубы ладана возвещают нам о возвращенном Рае. А над царскими вратами светится весть о Воскресении.

Вечером в субботу в храмах прочитывается полностью Книга Деяний святых Апостолов, повествующая о плодах Воскресения. В это время православные собираются в церкви. После окончания чтения совершается пасхальная полунощница. Поется канон Великой Субботы, в конце которого Плащаница уносится в алтарь — этим символизируется незримое для всех Воскресение Христа. Плащаница лежит на престоле до Вознесения, напоминая о сорокадневном пребывании Христа с учениками после воскресения.

Ровно в полночь начинается крестный ход. Священники, облаченные в самые светлые одежды, выходят из алтаря, имея в руках крест с трисвещником, икону Воскресения, Евангелие. Все христиане, подражая женам мироносицам, обходят храм и поют стихиру:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных